304. 3 Социальное партнерство и его роль в развитии социального туризма в России Фехтел Елена Валерьевна - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Роль киноискусства в развитии 1 273.22kb.
Образовательная программа Проект фэп «Школа индивидуального образования» 1 207.82kb.
Государственно частное партнерство в инновационноМ развитии экономики... 1 709.31kb.
Лекция №3: Концепция социального государства и его индикаторы 1 184.89kb.
Способ моделирования нефрогенной артериальной гипертензии у крыс... 1 45.51kb.
Вопросы культурологии”. 2010.№6. C. 71-75. Ницше и австро-германский... 1 112.29kb.
Формы проявления социальной солидарности и социального отчуждения... 1 95.08kb.
Чернобыльская трагедия крупнейшая техногенная катастрофа 1 104.9kb.
Жилищный кооператив №304 (жк №304). Юридический адрес 1 13.19kb.
Доклад на коллегию Министерства труда и социального развития Омской... 1 133.83kb.
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «История» для... 4 1095.3kb.
История мультипликации с древности и до наших дней Слово «мультфильм» 1 72.13kb.
- 4 1234.94kb.
304. 3 Социальное партнерство и его роль в развитии социального туризма в России - страница №1/1

УДК 316.334; 304.3

Социальное партнерство и его роль в развитии социального туризма в России
Фехтел Елена Валерьевна,

преподаватель, fex0702@mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
This article focuses on prospects and problems of the development of social tourism in Russia. The author analyzes the peculiarities of the development of social tourism in Russia by means of the social partnership, marking the forgotten tendencies of tourist activity of the Soviet Union and the experience of the foreign countries.

Key words: journey, tourism, social tourism, social project, social partnership.
Статья посвящена перспективам и проблемам развития социального туризма в РФ. Автор анализирует особенности развития социального туризма посредством социального партнерства, обозначая забытые тенденции туристской деятельности периода Советского Союза и опыта зарубежных стран.

Ключевые слова: путешествие, туризм, социальный туризм, социальный проект, социальное партнерство
Понятие «туризм» появилось намного позже понятия слова «путешествие», но по сути своей их можно считать идентичными. В переводе с французcкого «туризм» означает прогулку или поездку, которая в итоге завершается возвращением к месту, где начат путь. С точки зрения древних философов «путешествие» – это путь человека шествующего дорогой добра, ведущей его к самосовершенствованию и познанию истины. Обращаясь к международной классификации, предложим такое определение: туризм – это важное направление международного сотрудничества на основе уважения национальной культуры и интересов каждого государства.1

В Манильской декларации по мировому туризму от 10 октября 1980 года говорится, что право на отдых, отпуск, свободу путешествий и туризма является естественным и неотъемлемым правом каждого человека. Это влечет за собой обязанность государства предоставлять своим гражданам реальные возможности доступа к туризму.2 К сожалению, на сегодняшнем этапе развития нашего Российского общества такие права имеют не все. Основная часть населения нашей страны в силу своего материального обеспечения не может позволить себе отправиться в путешествие не только за границу, но и в пределах территории своей Родины. Это печальный результат распада СССР. Старый строй с его сложившейся социальной структурой – разрушен, новый до сих пор на стадии развития и становления. В итоге страдает наиболее уязвимая область – социальная сфера.

В советский период туристические агентства организовывали туры социального характера, например, «Золотое кольцо России», различные ознакомительные и просветительные поездки в музеи и места паломничества. Финансировались они из государственного бюджета, а также оплачивались профсоюзными объединениями предприятий и организаций. По сути своей это был социальный туризм, ориентированный для школьников, студентов, пенсионеров, инвалидов и других нуждающихся в поддержке слоев населения. Социальный туризм направлен на создание благоприятных условий для путешествий и отдыха малообеспеченных слоев населения.

Международным бюро социального туризма в составе Всемирной туристской организации в Манильской декларации сформулирована основная идея социального туризма. «Социальный туризм – это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании их права на отдых».3 К сожалению, на современном этапе развития нашего общества социальный туризм пока не получил должной поддержки государства, не приобрел сторонников в бизнес-секторе. Инфраструктура и кадры в этой сфере значительно утрачены.

Отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в этой социальной сфере дает значительные сбои в развитии и реализации социального туризма. В Федеральном законе от 4 октября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ» есть лишь небольшое определение рассматриваемого понятия: социальный туризм – это туризм, осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, а также средств работодателей,4 которое не определяет позиции государства в осуществлении политики в этой сфере. В июне и октябре 1999 года Совет Государственной Думы дважды направлял в Правительство РФ проект Федерального закона «О социальном туризме». Но в силу нарушения сроков представления заключения по законопроекту в апреле 2003 года Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ законопроект «О социальном туризме» был отклонен. В результате проблема социального туризма в целом остается неразрешенной.

На региональном и муниципальном уровне местные власти пытаются эту задачу решить путем разработки и внедрения целевых программ и проектов. Например, в Московской, Ростовской, Астраханской и других областях разрабатываются и реализуются проекты по социальному туризму, но они ориентированы на определенные категории граждан и не могут охватить всех ввиду отсутствия должного обеспечения. Социальные проекты требуют больших вложений и затрат со стороны государства на всех уровнях.

Возникает вопрос: каким образом можно воссоздать хорошо забытое старое, воплотив мечту тысяч людей в реальность, и возродить на должном уровне традиции туристических агентств? Такая возможность существует – это социальное партнерство. Смысл его состоит в разумном взаимодействии сторон для решения социальных проблем.

На международном уровне этот метод активно и достаточно давно используется в реализации проектов и программ социальной сферы. Истоки деятельности по организации услуг социального туризма для малообеспеченных граждан историческими корнями уходит в XIX век. В европейских странах с 1875 года по 1890 год создавались летние лагеря и семейные пансионаты для пенсионеров, инвалидов, подростков, многодетных семей, которые включали социально-туристические услуги. Социальный туризм отвечал интересам нескольких сторон: потребителей (малообеспеченных слоев населения), в силу своей ограниченной платежеспособности они таким способом решали проблемы организации своего отдыха, и туристических агентов, для них такая деятельность сглаживала сезонные колебания спроса.

Приняв к сведению, что важными задачами социального партнерства являются: защита интересов различных социальных слоев населения, содействие в решении актуальных социальных, политических и экономических задач, формирование социально-правового государства и демократического гражданского общества можно сделать вывод – политика социального партнерства направлена на формирование мира в обществе и на утверждение цивилизованных форм общения по интересам различных социальных групп.

При должном взаимодействии органов государственной власти, органов местного самоуправления, некоммерческих объединений, бизнес-сектора и самих граждан в современных Российских условиях целесообразно осуществить следующие мероприятия:



  1. выработать, закрепить и усовершенствовать четкую нормативно-правовую базу, регулирующую отношения в сферах социального туризма и социального партнерства;

  2. улучшить имеющиеся и создать новые условия взаимодействия сторон в области этих отношений;

  3. принимать определенные меры в развитии социального туризма, направленного на доступность всем слоям населения;

  4. создать инфраструктуру для обеспечения социального туризма;

  5. разработать эффективные технологии для решения этих социальных задач;

  6. обеспечить подготовку квалифицированных кадров для организации социального туризма;

  7. использовать в рамках социальной политики зарубежный опыт развития социального туризма.

Взаимодействие государственных, предпринимательских, некоммерческих структур и самих граждан в целях реализации проектов и программ в сфере социального туризма необходимо, потому что социальный туризм с помощью социального партнерства может стать социально-технологическим способом решения следующих социальных функций:

  • познавательная (желание познать историю своего края, формирование интереса к истории и культуре своего народа);

  • диагностическая (выявление проблем и снятие психологических барьеров между людьми с целью пресечение конфликтных ситуаций, улучшение межличностных отношений в ходе туристической деятельности);

  • экологическая (формирование уважительного отношения и интереса к природе);

  • коммуникативная (формирование культуры общения – развитие и укрепление толерантного отношения людей друг к другу, к различным традициям, религиям и культурам).

Социальный туризм как неотъемлемая часть образа жизни человека должен стать одним из значимых факторов социально-экономического развития нашей страны на долгосрочный период.
Литература

  1. Федеральный закон от 4 октября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ».
  2. Манильская декларация по мировому туризму. Принята Всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 года. Извлечение www.intacadem.ru.


  3. Карпова Г.А., Яковенко И.Д. Нормативно-правовая база социального туризма в России. В кн.: Труды академии туризма. СПб.: Изд-во «Невский Фонд», 2003. С. 10—11.
  4. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме. М.: Финансы и статистика, 1999. 496 с.


  5. Легендарные предприниматели в мировой индустрии туризма. Уолтер Элайас Дисней (5.12.1901—15.12.1966) Александрова А.Ю., д.г.н., к.э.н., профессор МГУ им. М.В. Ломоносова // Научно-практический журнал «Современные проблемы сервиса и туризма». 2008. № 1.
  6. Международный опыт обеспечения социальных гарантий государства в области лечебно-оздоровительного и других видов социального туризма и регулирования развития курортных территорий. Приложение к докладу рабочей группы Президиума Государственного Совета Российской Федерации по вопросам развития курортно-реакреационного комплекса РФ // Научно-информационный журнал «Курортные ведомости». 2005. №4 (31).


  7. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник / Г.А. Аванесова, Л.П. Воронкова, В.И. Маслов, А.И. Фролов; Под ред. Л.П. Воронковой. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 175.

  8. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие для студ. Вузов / А.Б. Крутик, М.В. Решетова. М.: Изд. центр «Академия», 2007. 224 с.




1 Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник / Г.А. Аванесова, Л.П. Воронкова, В.И Маслов, А.И. Фролов; Под ред. Л.П. Воронковой. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 175.

2 Манильская декларация по мировому туризму, п. 4 Декларации А. Принята Всемирной конференцией по туризму, проходи вшей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 года. Извлечение www.intacadem.ru




3 Манильская декларация по мировому туризму, п. 10Декларации А. Принята Всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 года. Извлечение www.intacadem.ru


4 Федеральном законе «Об основах туристической деятельности в РФ» от 4 октября 1996 года № 132-ФЗ (последние изменения от 27 декабря 2009 года №3 65-ФЗ), система КонсультантПлюс.