2. Пояснительная записка. Актуальность - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
2. Пояснительная записка. Актуальность - страница №1/2

1.Тренинг эффективного взаимодействия врачей друг с другом, пациентами и психологами.

2.Пояснительная записка.

2.1.Актуальность.

Одна из наиболее актуальных проблем терапии больных — это изучение условий оптимальности и эффективности лечебного процесса, важной психологической характеристикой которого являются взаимоотношения между врачом и больным, а именно коммуникативное взаимодействие в диаде «врач-больной».

Профессия врача принадлежит к профессиям в сфере «Человек-Человек», именно поэтому для врача так важно уметь эффективно взаимодействовать с пациентом, своими коллегами (врачами, средним мед.персоналом и психологом). Качество этого взаимодействия оказывает сильное влияние на процесс выздоровление, эмоциональное благополучие пациента. И.В.Добряков полагает, что в мед.учреждениях врачам, психологам и пациентам необходимо стремиться к комплаенсу. Это залог улучшения здоровья пациентов.

Многие отечественные и зарубежные ученые, такие как В.Н. Мясищев, Н.В. Иванов, В.М. Бехтерев, И.А. Кассирский, Г.М. Андреева, В.А. Ташлыков, A.A. Бодалев, 3. Фрейд, К. Роджерс, К. Хорни и др., считают, что коммуникативное взаимодействие является важным лечебным фактором, определяющим в большинстве случаев успех, как психологического консультирования, психотерапии, так и всего лечения в целом.

Значение общения в жизни человека, его роль в формировании психических свойств личности не раз подчеркивалась в работах Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, В. М. Бехтерева, В.Н. Куницыной, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, В.Н. Панферова, Б.Д. Парыгина. Эффективность общения, которое тесно вплетено в контекст профессиональной деятельности врача, не может не сказываться на результатах этой деятельности. В связи с этим возникает необходимость повышения компетентности специалистов в сфере профессионального общения врачей друг с другом, психологами и пациентами. Работа в данном направлении велась JI.A. Цветковой (исследование коммуникативной компетентности врачей-педиатров), JI.JI. Алексеевой (изучение коммуникативного потенциала и личностных особенностей медицинского персонала), C.B. Монаковой (развитие доверительного отношения пациента к врачу) Практическое решение проблемы повышения эффективности «профессионального общения» врача, способствующего установлению контакта с пациентами и влияющих на профессиональную успешность, сдерживается теоретической нерешенностью вопроса о роли психологических и коммуникативных особенностей во врачебной деятельности и отсутствием обучения коммуникативному взаимодействию врачей в процессе их профессиональной подготовки.

К сожалению, у людей, работающих в сфере «Человек-Человек» есть риск возникновения эмоционального выгорания. Для решения данной проблемы в российской науке проведено немало исследований и создано профилактических и коррекционных программ.

Ещё один аспект снижения успешного комплаенса – в российский медицинских учреждениях нет традиции комплексной помощи пациенту со стороны врачей и психолога. Командный подход остаётся скорее скорее номинальным, нежели хорошо отработанным на практике.

Поэтому необходимо создание программы, решающей проблему эффективного профессионального общения врача комплексно, действуя по направлениям:

- профилактика эмоционального выгорания,

- коммуникативная компетентность в отношениях с коллегами,

- установка на командное взаимодействие с психологами,

- общение врача с пациентами.

Данная программа создана именно в таком ключе.

Методологической основой работы явились: принцип системности в изучении человека (Ананьев Б.Г., Бодалев A.A., Головей JI.A., Ломов Б.Ф., Шадриков В.Д. и др.); работы по профессиональному общению (Бодалев A.A., Бобнева М.И.); исследования по влиянию личности врача на процесс лечения пациента (Конечный Р. и Боухал М.); исследование коммуникативной компетентности врачей (Цветкова Л.А., Алексеева Л.Л.); деонтологический подход врача (Петров H.H., Вайль С.С., Писарев Д.И., Кассирский И.А., Царегородов Г.И.)



2.2.Цель программы и задачи.

Цель: улучшить профессиональное, межличностное взаимодействие врачей ЖК с их коллегами и пациентами.

Задачи:

- диагностика взаимоотношений врача с пациентами;

- диагностика психологического климата в среде работников женской консултации;

- улучшение психологического климата в среде работников женской консультации с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы;

- профилактика эмоционального выгорания у акушер-гинекологов;

- содействие формированию бригадного подхода в работе с пациентом врачей и психолога;

- рост ощущения значимости профессии врача у участников тренинга;

- формирование эмпатичного отношения врача к пациенту;

- профилактика ятрогений;

- формирование уважительного отношения врачей к пациентам;

- развитие коммуникативных навыков у мед.работников, необходимых для взаимодействия друг с другом и с пациентами;

- научение саморегуляции.

2.3.Объект программы: врачи женской консультации.

Предмет программы: профессиональные взаимоотношения врачей друг с другом, с пациентами и с психологами.

2.4.Организационные условия проведения занятий.

Настоящая программа предназначена для групповой работы с врачами женской консультации, включает 10 занятий. Занятия проводятся 2 раза в меся, продолжительностью 60 минут в течение 5 месяцев. Количество участников в группе: 8-12 человек.



Техническое оснащение: просторный зал, стулья по количеству участников и для тренера, флипчарт, фломастеры, бумага для всех участников формата А-4, цветные карандаши, карточки в зависимости от тематики занятий.

2.5. Критерии отбора в группу.

Набор в группу осуществляется с учетом запроса, при отсутствии желания сотрудничать с психологом и на основе наблюдения с последующей диагностикой эмоционального выгорания, взаимоотношений с пациентами и коллегами.

При отборе для участия в программе психолог обращает внимание на:

-наличие конфликтов (в том числе скрытых) врача на работе,

-трудности во взаимоотношениях с пациентами.

При отборе участников применяются: наблюдение как психологический метод, диагностическое интервью, выявляющее наличие проблем на коррекцию которых направлена данная программа, используются методики: «Мои взаимоотношения с клиентом» И.Ю Маргошиной (см. содержание программы ниже), «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В.Бойко http://5psy.ru/testi/diagnostiki-urovnya-emocionalnogo-vigoraniya.html.



2.6. Направления, этапы реализации программы.

Содержание программы включает в себя следующие блоки:



  1. Введение в тренинг, настойка на групповую работу и сотрудничество в тренинге (1 занятие).

  2. Профилактика эмоционального выгорания (2,3 занятие).

  3. Личностный рост (4,5занятие).

  4. Профессиональное общение с коллегами (6,7 занятие).

  5. Взаимоотношения с клиентом (8-10 занятие).

  6. Взаимодействие с психологом (1-10 занятие).

2.7. Описание методов и техник работы.

Коррекционный этап проводится в форме групповых занятий с использованием следующих методов: психокоррекционные упражнения, индивидуальная рефлексия, групповая рефлексия, арттерапия, метод обратной связи.



2.8. Структура занятий

Примерная структура каждого занятия может быть представлена следующим образом:



  1. Ритуал приветствия. Функция: сплочение группы, создание атмосферы доверия и принятия, мотивация на работу.

  2. Разминка. Функция: настрой на работу, воздействие на эмоциональное состояние участников.

  3. Основная часть – совокупность упражнений и приемов, направленных на решение основных целей и задач.

  4. Обратная связь. Предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо - плохо и почему…) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали…).

  5. Ритуал прощания.


2.9. Основные требования к результатам реализации программы.

Результатом эффективности работы программы будет желание врачей сотрудничать с психологом, отсутствие эмоционального выгорания, тёплый психологический климат на работе, наличие доброжелательных отношений на работе, удовлётворённость врачей своей работой, благодарность со стороны пациентов.

Достигнутые результаты оцениваются методом наблюдения со стороны психолога. Повторная диагностика эмоционального выгорания («Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В.Бойко http://5psy.ru/testi/diagnostiki-urovnya-emocionalnogo-vigoraniya.html ) и взаимоотношений с пациентом по методике И.Ю.Маргошиной «Мои взаимоотношения с клиентом» (см. содержание программы ниже) через 1 месяц после реализации программы.

После завершения коррекционной программы составляется аналитический отчет о результатах эффективности программы.



3. Тематический план занятий.

10 занятий по 1 часу каждое.





N

п/п.

Тема занятия

Количество часов

1.

Введение в тренинг. Я в профессии

1

2,3.

Профилактика эмоционального выгорания

2

4.

Эмоциональная саморегуляция

1

5.

Самореализация

1

6.

Взаимодействия с коллегами

1

7.

Психологический климат в коллективе

1

8-10.

Взаимоотношения с клиентом

3

Итого

10


Содержание занятий


N


Тема

Цели

Задачи

1
1.1.
1.2

1.3
1.4


1.5
1.6

1.7



Введение в тренинг. Я в профессии

Знакомство.Правила группы.

Упр. «Имя».

Разминка «Радужный самолётик».

Упр. «Мини-дискуссия по подгруппам «Что мешает вам получать удовлетворение от профессиональной деятельности?».

Упр.« Мои барьеры на работе».

Упр. «16 ассоциаций».

Упр. на обратную связь «Чему Я научился».



Ввести в тренинг участников группы.

-знакомство участников друг с другом;

-подготовка участников к работе в тренинге;

-информирование о целях и задачах тренинга;

-формирование интереса к занятиям;

-формирование доброжелательной атмосферы в группе;

-развитие интереса к самопознанию и рефлексии;

-обнаружение помех к получению удовольствия от своей профессиональной деятельности;

-анализ источников своих негативных переживаний на работе;

-анализ своей проф.деятельности.


2.

2.1

2.2

2.3


2.4
2.5
2.6



Профилактика эмоционального выгорания

Приветствие. Разминка «Пересядьте те, кто…».

Информационная часть занятия.

Самодиагностика эмоционального выгорания.

Упр. «Баланс реальный и желательный».

Упр. «Чистка луковицы».

Упр. на обратную связь.


Научить участников тренинга обнаруживать признаки проф.выгорания и анализировать его уровень.

-разогревание, ближе познакомиться друг с другом;

-получение информации о том, что такое проф.выгорание и какие его признаки;

-самодиагностика возможности или наличия эмоц.выгорания у участников;

-анализ удовлетворённости совей проф.жизнью;

-осознание целей и желаний участников группы, представление своего «внутреннего «Я».


3.

3.1


3.2

3.3


3.4
3.5


Профилактика эмоционального выгорания.

Приветствие. Разминка «Экстрассенс».

Информационная часть.

Упр. «Я-дома, я-на работе».

Упр. «Полотно желаний».

Упр. на обратную связь.




Усилить у участников степень удовлетворённости своей работой.

-настройка на дальнейшую работу, активация знаний друг о друге;

-информирование о симптомах проф.выгорания;

-анализ врачами своих взаимоотношений дома и на работе;

-програмирование осуществление своих желаний и целей.




4.
4.1
4.2
4.3

4.4
4.5

4.6

4.7



Эмоциональная саморегуляция

Приветствие. Разминка «Мусорная корзина»

Упр. «Ассоциация с игрушкой»

Упр. «Без маски»

Упр. «Стратегии самопомощи»

Упр. «Белое облако»

Упр. «А я счастлив…»

Упр. на обратную связь.




Научить участников тренинга эмоциональной саморегуляции.

-снятие эмоционального напряжения, избавление от негативных эмоций;

-приобретение эмоциональной уравновешенности;

-обретение позитивного смысла в неожиданных вещах, поднятие настроения, поддержка атмосферы доверия;

-снятие эмоциональной и поведенческой закрепощённости, формирование навыков искренних высказываний;

-выработка способов снятия стресса;

-отрегулирование своего эмоционального состояния;

-поднятие настроения, снятие эмоционального напряжения, выработка способов поднятия настроения.


5.

5.1
5.2


5.3
5.4


Самореализация

Приветствие. Разминка «Порядковый счёт»

Упр. «Промежуточная рефлексия»

Упр. «Карта внутренней страны»

Упр. на обратную связь


Развить стремление к самореализации у участников тренинга

-сплочение в группе, настройка на работу в тренинге, установление зрительного контакта со всеми участниками;

- осознание себя, рефлексия своего внутреннего состояния;

- усиление эффективности работы в команде и самореализации, выведение на сознательный уровень неосознаваемых мотив поведения, чёткое осознание своих целей.


6.
6.1
6.2

6.3


6.4
6.5

6.6



Взаимодействие с коллегами

Приветствие. Разминка «Весёлый счёт»

Диагностика психологической атмосферы в группе

Упр. «Автопортрет»

Упр. «Невербальное общение»

Упр. «Леопольд»

Итоговое упражнение


Обучить конструктивному взаимодействию с коллегами.

-снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения;

-диагностика психологической атмосферы в данном коллективе,

фокусировка внимания участников на собственной личности, развитие умения взаимодействовать с партнёром,

-настройка участников на активном выполнении заданий, тренировка навыков образного выразительного сообщения, развитие способностей к групповому творчеству, развитие навыков невербального общения;

-развитие умения находить подход к людям;

обмен положительными эмоциями.



7.
7.1
7.2

7.3
7.4


7.5


Психологический климат в коллективе.

Приветствие. Разминка «Ртуть по телу».

Упр. «Интервью».

Упр. «Вавилонская башня».

Упр."В детстве я хотел быть..."

Упр. на обратную связь.



Нормализовать психологический климат в коллективе врачей.

-настройка на серьезную работу в тренинге;

-создание дружелюбной обстановки в группе, развитие навыков общения, повышение самооценки;

-научение координировать свои действия, взаимодействию в команде, развитие навыков невербального общения;

-формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.



8.
8.1

8.2

8.3

8.4


Взаимоотношение с клиентом.

Приветствие. Разминка «Австралийский дождь».

Диагностика взаимоотношений медперсонала со своими пациентами.

Упр. «Копилка трудностей при взаимодействии с пациентом»

Упр. «Подарок».


Побудить врачей анализировать свои взаимоотношения с пациентами.

- психологическая разгрузка;

-анализ особенностей взаимоотношений медперсонала с пациентами, улучшение взаимоотношений врача с пациентом;

- осмысление и анализ трудностей при взаимоотношениях с пациентами.


9.
9.1

9.2
9.3


9.4


Взаимоотношения с клиентом.

Приветствие. Разминка «Передать одним словом».

Упр. «Говорим гадости».

Упр. «Хорошие, плохие поступки врача».

Упр. но обратную связь.


Развить стремление врачей к комплаенсу при взаимодействии врача с пациентом.

-снятие эмоционального напряжения между участниками, осознание важности интонаций в процессе общения;

-научение быть вежливым в любой ситуации и не отвечать грубостью на грубость;

-анализ поступков врачей при взаимодействии с пациентами, оценка важности уважения пациентов к врачу и нахождение способов его достижения.


10.
10.1
10.2
10.3
10.4
10.5


Взаимоотношения с клиентом.

Приветствие. Разминка «Сыщик».

Упр. «Поделись со мной…».

Упр. «Айсберг конфликта с пациентом».

Завершающее упр. «Чемодан».

Прощание.



Завершить тренинг, побуждая врачей конструктивно взаимодействовать с пациентами и коллегами.

-подготовка к тренинговому занятию, развитие наблюдательности, внимания, коммуникативных навыков, умения читать невербальные сигналы;

-расширение репертуара способов взаимопонимания, раскрытие личностных качеств;

-понимание, что такое конфликт с пациентом;

- завершение тренинга на позитивной ноте.







4. Литература.

1.Биик Дж.У.. Тренинг преодоления социофобии. Руководство для самопомощи.- М.: Из-во Института Психотерапии, 2003.

2.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении.- М.: «Филинъ», 1996.

3.Васильев Н.Н.Тренинг профессиональных коммуникаций.- СПб.: Речь, 2005.

4.Грачёва Л.В. Тренинг внутренней свободы.- СПб.: Речь, 2008.

5.Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения.- СПб.: Питер, 2008.

6.Данилин А.Г. Прорыв в гениальность: беседы и упражнения.- Москва: Вершина, 2008.

7.Добряков И.В. Перинатальная психология.- СПб.: Питер, 2010.

8.Ильин И.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности.- СПб.: Питер, 2008.

9.Ильин И.П. Эмоции и чувства.- СПб.: Питер, 2011.

10.Кошелев А.Н. Синдром "белого воротничка", или Профилактика "профессионального выгорания". – Москва: Гросс Медиа: Российский Бухгалтер, 2008.

11.Куртикова И., Лаврова К., Ли В.. Тренинг: Руководство к действию. Теория и практика.- М.: Из-во «СПИД Фонд Восток/Запад», 2005.

12.Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных взаимоотношениях.- СПб,: Речь, 2003.

13.Скрипкина Т.П. Психология доверия. Учебное пособие для студентов высших учебных учреждений. – Москва: Издательский дом «Академия», 2000.

14.Юрьева Л.Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников.- Киев: Сфера, 2004.
5. Содержание программы.

Встреча 1. Введение в тренинг. Я в профессии

1.Знакомство. Психолог представляется, объясняет цель и задачи программы. Кратко рассказывает о том, чем занимается клинический психолог в женской консультации, специалист по психологической помощи женщинам в ситуации репродуктивного выбора, что такое эмоциональное выгорание, как важен бригадный подход при взаимодействии с пациентами врача и психолога.

Психолог просит представиться по кругу всех участников тренинга, для занятий можно выбрать псевдоним. Поскольку занятия проходят в форме тренинга, необходимо выработать правила, которые обязательны для всех в тренинговом кругу. Психолог предлагает и поясняет следующие классические правила:

1).Конфиденциальность.

2).Активность.

3). Правило «Стоп».

4). Не опаздывать.

Участники могут предложить ещё правила. Правила записываются на флипчарте . (10 мин.)

2. Упражнение «Имя». Цель: познакомиться участникам тренинга друг с другом. (5мин.)

Каждый участник по кругу называет последовательно имена всех, кто уже представился до него, последним называет свое имя.



3. Разминка «Радужный самолётик». Цель: создать в группе добрую, благожелательную атмосферу. (5 мин.)

В процессе подготовки к тренингу ведущий изготавливает "радужный самолётик". Для этого он берёт лист бумаги, покрывает его с двух сторон всеми цветами радуги: красным, оранжевым, желтым, зелёным, голубым, синим и фиолетовым. Для этого лучше использовать цветные карандаши. "Мокрые" краски (акварель, гуашь, фломастеры, маркеры) могут утяжелить и деформировать бумагу. Когда лист разукрашен, из него делается бумажный самолётик. Желательно сразу проверить его лётные качества. Может быть, потребуется что-то изменить или сделать заново.


В начале упражнения ведущий оговаривает его условия. Надо бросать друг другу этот "радужный самолётик". Тот, кто пустил самолётик, тому, кто поймал, даёт пожелание. Необходимо, чтобы в этом пожелании было ровно семь слов (предлоги, союзы, частицы учитываются), а также, чтобы не было повторений с предыдущими пожеланиями. Примеры: "Я тебе желаю, Настя, быть веселой, активной!", "Маша! Желаю того, что сама себе желаешь!".
Может случиться так, что отправитель и получатель - одно и то же лицо (самолётик так полетел). В этом случае участник говорит пожелание сам себе и повторяет бросок. Ведущий даже может подначить участников: "А может кто-нибудь сам себе отправить самолётик?"

4. Упражнение «Мини-дискуссия по подгруппам «Что мешает вам получать удовлетворение от профессиональной деятельности?». Цель: найти помехи к получению удовольствия от своей профессиональной деятельности. (10мин.)

  • Разделиться на подгруппы по 3-5 человек. Составить перечень барьеров, препятствующих получению удовлетворения от профессиональной деятельности

  • Представить их для записи на доске, разделяя на организационные и индивидуальные.

5. Упражнение « Мои барьеры на работе». Цель: проанализировать свои источники негативных переживаний на работе. (5мин.)

Для того, чтобы получить материал для анализа собственных источников негативных переживаний на работе (посмотреть на них «со стороны»), а также для последующего выявления ресурсов проф.деятельности, предлагается выбрать один из записанных на доске «барьеров» (наиболее актуальный, либо другой, если его нет в общем списке) и изобразить в виде рисунка, схемы, символа. Желающие могут поделиться впечатлениями, но основной анализ изображений состоится после следующего упражнения.



6. Упражнение «16 ассоциаций». Цель: проанализировать свою профессиональную деятельность. (20 мин.)

Горизонтальный лист формата А4 делится на 5 равных вертикальных колонок. В первой колонке записывается 16 ассоциаций на слова «моя работа». Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из первой колонки, объединяя их попарно: ассоциация на первое и второе слова, ассоциация на третье и четвертое слова, затем на пятое и шестое и т.д. Таким образом, во второй колонке получается уже восемь ассоциаций. В третьей колонке процедура повторяется, с тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, – в третьей колонке получаем 4 слова. Продолжаем до тех пор, пока в последней, пятой, колонке не останется только одна ассоциация. Ее также необходимо изобразить в виде схематического рисунка.

Теперь у каждого есть два изображения – рисунок помехи к удовлетворению от работы и образное ассоциативное представление о самой работе. Их необходимо сравнить, выделить общие и различные элементы, проанализировать с точки зрения наличия сильных и слабых черт, возможных направлений роста.

Групповая рефлексия.



7. Упражнение на обратную связь «Чему Я научился». Цель: усилить положительный эффект от занятия. (5 мин.)

Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:



  • Я научился...

  • Я узнал, что...

  • Я нашел подтверждение тому, что...

  • Я обнаружил, что...

  • Я был удивлен тем, что...

  • Мне нравится, что...

  • Я был разочарован тем, что...

  • Самым важным для меня было...

Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате на индивидуальном листе бумаги.

Встреча 2. Профилактика эмоционального выгорания

Приветствие

1 Упражнение. Разминка «Пересядьте те, кто…». Цель: разогреться перед тренингом. Ближе узнать друг друга. (5 мин.)
Тренер, стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, он говорит: "Пересядьте все те, кто родился весной" - и все, кто родился весной должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру.
После выполнения упражнения можно спросить у участников:
- Как вы себя чувствуете?
- Как ваше настроение?
- Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?

2 Информационная часть занятия. (20 мин.) Психолог сообщает о названии занятия, рассказывает, что такое синдром эмоционального выгорания, как часто он встречается среди специалистов помогающих специальностей, как важно заниматься профилактикой эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия  профессиональных стрессов средней интенсивности. СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. СЭВ - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание" - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Иногда СЭВ (в иностранной литературе - "burnout") обозначается понятием "профессиональное выгорание", что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов. Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.

Установлена связь выявленных изменений с характером профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей. Эти изменения расценены как результат воздействия продолжительного профессионального стресса. Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию СЭВ, отмечается обязательность работы в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия.

К профессиональным факторам риска относят "помогающие", альтруистические профессии (врачи, медицинские сестры, учителя, социальные работники, психологи, священнослужители). Весьма предрасполагает к выгоранию работа с тяжелыми больными (геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями.). В последнее время синдром выгорания выявляется и у специалистов, для которых контакт с людьми вообще не характерен (программисты).

Развитию СЭВ способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура.

Личность человека - достаточно целостная и устойчивая структура, и ей свойственно искать пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания. Основная причина развития СЭВ - несоответствие между личностью и работой, между повышенными требованиями руководителя к работнику и реальными возможностями последнего. Зачастую СЭВ вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в работе, самим искать способы и методы достижения тех результатов, за которые они отвечают, и жесткой, нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контроля за ней. Результат такого контроля - возникновение чувств бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности.

Отсутствие должного вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что может также привести к эмоциональной апатии, снижению эмоциональной вовлеченности в дела коллектива, возникновению чувства несправедливого к нему отношения и, соответственно, к выгоранию.

Выделяются три ключевых признака СЭВ. Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.

Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность.  Профессионалы при изменении своего сострадания к пациенту (клиенту), расценивают развивающееся эмоциональное отстранение  как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту (пациенту), который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.



3 Самодиагностика эмоционального выгорания. Цель: продиагносцировать возможность или наличие эмоционального выгорания участников тренинга. (10мин.)

Участникам тренинга предлагается заполнить личные бланки «поле самодиагностики (см.приложение 1), потом подсчитать баллы.



4 Упражнение «Баланс реальный и желательный». Цель: проанализировать удовлетворённость своей профессиональной жизнью. (15 мин)

Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).

В другом круге – их идеальное соотношение.

Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?

Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?

От кого или от чего это зависит?

Групповая рефлексия.

5 Упражнение «Чистка луковицы». Цель: четко уяснить, кем участники тренинга являются в действительности, представить свое внутреннее «Я» и осознавать свои цели и желания. (5мин.)

Инструкция участникам: «Закройте глаза, расслабьтесь.

Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи находится тонкая коричневая шелуха. Это ваше внешнее «Я». Это слой ваших внешних масок и поведения в обществе. Сняв этот слой, наблюдайте появление образа, олицетворяющего другое «Я». Просто наблюдайте этот образ и обратите внимание на него».



6 Упражнение на обратную связь. Цель: усилить эффект от занятия. (5 мин.)

По кругу дать ассоциацию на сегодняшнее занятие.



Встреча 3. Профилактика эмоционального выгорания

Приветствие.

1Упражнение. Разминка «Экстрассенс». Цель: настроиться на дальнейшую работу, активизировать знания друг о друге, полученные в предыдущие дни, создать атмосферу доброжелательности и взаимной заинтересованности. (15мин.)

В шутливом ключе ведущий предлагает участникам "поупражняться в экстрасенсорных способностях". Для этого каждый участник по очереди должен:


  а) расслабиться, откинувшись в своём кресле или на своём стуле;
  б) закрыть глаза;
  в) сосчитать про себя до семи;
  г) во время счёта попробовать вызвать образ кого-либо из участников и угадать его состояние;
  д) по окончании счёта огласить своё суждение, не называя имён и не указывая на кого-то конкретно.
Ведущий делает разъяснение, сообщая, что суждение может быть обо всём: о психическом состоянии кого-то из присутствующих, о его мыслях, настроении что-то сделать или не сделать. Ведущий первым показывает пример. Он закрывает глаза, считает про себя до семи, потом открывает глаза и говорит что-то вроде следующего:
  - Мне показалось, что у кого-то из участников сейчас сильно болит зуб.
  - Мне было видение, что сразу двое участников тренинга не выспались, им очень хочется зевнуть.
  - Как мне кажется, кому-то сейчас очень хочется курить.
  - Я думаю, у одного из нас дома осталась голодная кошка, и он об этом переживает.


2 Информационная часть. (15мин.)

У людей, пораженных СЭВ, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти, внимания), нарушения сна, личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, суицид. Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения.

Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:


  • физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);

  • эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);

  • поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);

  • интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы);

  • социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Таким образом, СЭВ характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни.    

3 Упражнение «Я – дома, я – на работе». Цель: посмотреть на свои взаимоотношения со стороны, проанализировать их. (10-15 мин.)

Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

Проанализировать:


  • похожие черты,

  • противоположные черты

  • одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях

  • отсутствие общих черт

  • какой список было составлять легче; какой получился объемнее?

  • каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.

Рефлексия по кругу.



4Упражнение «Полотно желаний». Цель: программировать осуществеление своих желаний, достижение целей. (10мин.)

«Нужно удобно сесть, закрыть глаза, расслабиться и начать представлять себе, как будет выглядеть ваше осуществленное желание, что вас будет окружать, в каком вы будете состоянии, что вы при этом будете ощущать, слышать. Чем более подробно вы будете представлять, тем более эффективной будет программа. Лучше всего если вы не ограничитесь «застывшей» картинкой, а просмотрите целый «фильм» в воображении, причем обязательно цветной и со звуками.

Представьте себе, что экран, на котором вы смотрите этот «фильм», увеличивается. Он уже размером со стену комнаты. Теперь представьте, что вы подходите к нему и ... переступаете его границы. И вот вы уже внутри тех событий, вещей и людей, на которых только что смотрели со стороны. Обращайте внимание на все: цвета, звуки, ваши ощущения и душевное состояние. Участвуйте в событиях, происходящих теперь уже вокруг вас: ходите, разговаривайте, делайте в воображении то, что вы будете делать, когда достигнете желаемого.

Лучше всего, если Вы будете видеть себя не со стороны, а так, как это обычно бывает в жизни. Находитесь внутри образа самого себя, а не рядом.

Ваши сцены могут меняться. Следите только, чтобы все они рассказывали вам о желаемом результате и состоянии».

Коментарий: Точно также представляйте себе сам процесс достижения цели. Предположим, вы знаете, что вам предстоит преодолеть какое-то препятствие, или освоить что-то новое, или провести сложный разговор. Проживите эту ситуацию в своем воображении, причем проживите УСПЕШНО! Вы можете по нескольку раз повторять какие-то фрагменты или целые «этюды». Можно буквально репетировать в уме любой поступок, на который, например, вам тяжело решиться, но вы считаете, что это необходимо. Прокручивайте в воображении самые разные варианты успешного состояния и поведения (так как вы понимаете успех), все более и более детализируя то, что вы видите, слышите, чувствуете. Спиноза говорил: что мы должны «держать на переднем плане в наших умах ту добродетель, которую мы хотим обрести». Ролло Мэй добавлял: «...при этом мы сможем видеть, как ее можно применить в каждой возникающей ситуации, и тогда она постепенно закрепится в нас».

Отведите для выполнения упражнения по 10-15 минут два раза в день. Важно, чтобы в это время вам никто не мешал, в помещении (или в саду сквере, лесу) было тихо, и посторонние звуки не отвлекали вас.

Такой способ программирования можно использовать не только для больших целей, но и для более мелких задач. Через некоторое время в вашей жизни и в вас самих начнут происходить изменения. Вам будет казаться это необъяснимым, удивительным совпадением, почти чудом. Ничего подобного! Это работает ваша программа.

5 Упражнение на обратную связь. Цель: дать обратную связь. (5 мин.)

По кругу участники тренинга сообщают, что им понравилось в занятии, что не понравилось, и что хотелось бы, чтобы было.



Встреча 4. Эмоциональная саморегуляция

Приветствие.

1.Разминка «Мусорная корзина». Цель: снять эмоциональное напряжение, избавиться от негативных эмоций, приобрести эмоциональную уравновешенность. (5 мин.)

  Ведущий раздает участникам листочки и (если необходимо) ручки, в центр круга ставится мусорная корзина.

Ведущий обращается к участникам с просьбой написать на бумаге те негативные эмоции, которые имеются в настоящий момент у участников (каждый указывает свои эмоции). После этого бумажки выбрасываются в мусорную корзину.

Ведущий опрашивает добровольцев: кто хочет поделиться и рассказать другим участникам содержание своей записки.


  В конце упражнения корзина убирается в сторону (но на видное место).

Психолог сообщает, что важнейшей частью профилактики эмоционального сгорания является - развитие эмоциональной сферы врачей и акушерок, а также отработка навыков саморегуляции, умение получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.

Настоящее занятие посвящено как раз этим моментам.

2. Упражнение «Ассоциации с игрушкой». Цель: найти позитивный смысл в неожиданных вещах, поднять настроение в группе, поддержать атмосферу доверия. (10мин.)

Ход упражнения: врачам предлагается черный не прозрачный пакет с мягкими игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт обсуждение в кругу.


3.Упражнение «Без маски». Цель: снять эмоциональную и поведенческую закрепощённость, сформировать навыки искренних высказываний. (10 мин.)


Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.

Примерное содержание карточек:

"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..."

"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ..."

"Иногда люди не понимают меня, потому что я ..."

"Верю, что я ..."

"Мне бывает стыдно, когда я ..."

"Особенно меня раздражает, что я ..." и т.п."

Рефлексия в группе: «Что было особенно трудным в выполнении того упражнения».

4.Упражнение «Стратегии самопомощи». Цель: выработать способы снятия стресса. (10мин.)

1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»

2. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.

Первый список может выглядеть так:



  1. играю со своими детьми

  2. читаю, лежа на диване

  3. работаю в саду

Второй список может выглядеть так:

  1. играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и радость

  2. работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы

  3. встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человеческого общения и т.д.

  4. встречаюсь с друзьями

  5. смотрю телевизор.

Групповая рефлексия: обмен мнениями.

5.Упражнение « Белое облако». Цель: отрегулировать своё эмоциональное состояние. (10 мин.)

«Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный теплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красоты. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него, и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы – маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе. Теперь я буду считать в обратном порядке, на счёт «один» откройте глаза». «Пять, четыре, три, два, один».



6.Упражнение «А я счастлив…». Цель: поднять настроение, снять эмоциональное напряжение, выработать способы поднятия настроения. (10 мин.)

«В жизни человека огромную роль играет настроение. Какие способы поднятия настроение есть, сейчас мы узнаем и заодно подвигаемся.

Мы сидим с вами в круге, нам нужно поставить еще один стул.

Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я счастлив». Следующий, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже», третий участник говорит: «А я учусь у... (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, бежит на пустой стул и называет способ поднятия настроения, затем все по аналогии повторяется сначала. Повторять имена нельзя».

Рефлексия: «Какой из предложенных способов поднятия настроения показался вам наиболее интересным?»

7.Упражнение на обратную связь. Цель: закрепить эффект от занятия. (5 мин.)

Участникам тренинга необходимо закрыть глаза и мысленно прокрутить всё занятие, начиная с его завершения до начала.



Встреча 5. Самореализация

Приветствие

1.Разминка «Порядковый счёт». Цель: сплотиться в группе, настроиться на работу в тренинге, установить зрительный контакт со всеми участниками. (5 мин.)

Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого, тот говорит «три». Так продолжается 5 мин.



2.Упражнение «Промежуточная рефлексия». Цель: более глубоко узнать себя, отрефлексировать своё внутреннее состояние. (10 мин.)

Инструкция участникам: «Представьте себя каким-нибудь предметом в зависимости от того настроения, в котором вы находитесь в данный момент. Закрасьте его в любой цвет. Опишите, настроение этого предмета».

Участники по кругу описывают свои предметы.



3.Упражнение «Карта внутренней страны». Цель: усилить эффективность работы в команде и самореализацию, вывести на сознательный уровень неосознаваемые мотивы поведения, чётко осознать свои цели. (40мин.)

Перед каждым участником чистый белый лист (формат А4), простой карандаш и набор цветных карандашей.

Инструкция: «Для эффективной самореализации человеку необходимо ясно и четко представлять свою цель. Однако образ цели — как айсберг. Вершину его мы осознаем, но большая часть остается скрытой. Но именно скрытая часть айсберга сильнее всего влияет на наши мотивы, желания, формирует наши особенности.

Поэтому для эффективной работы в команде и самореализации важно исследовать скрытую часть айсберга, то есть внутренние, неосознаваемые процессы. И это очень непросто, так как обычные тесты здесь не помогут.

Поэтому Вам предстоит отправиться в путешествие в собственный внутренний мир.

Вы можете спросить: «Как мы отправимся туда, куда невозможно прийти, все рассмотреть, потрогать руками?» И будете правы, этой страны нет на политической карте мира, туристические агентства не продают туда путевок и не совершают экскурсий. Правда, в сказках есть указание на то, что некоторые герои там побывали и в дальнейшем пришли к успеху. Помните задание: «Пойди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю что»? Вот сейчас Вам как раз и предстоит подготовиться к подобному путешествию. Итак...

Без чего опытный путешественник не отправится в путь? Конечно, без карты. Но скажите, видели Вы в продаже «Карту внутренней страны»? Действительно, такие карты не продаются. Что же делать? Придется рисовать карту самостоятельно. С чего начнем?

Сначала положите перед собой лист бумаги. Теперь задумайтесь о контуре, который определяет границы страны. Контур образует силуэт страны.

На что похож силуэт внутренней страны? Одни путешественники считают, что контур внутренней страны должен напоминать силуэт человека, другие — рисуют символ сердца, третьи — обводят свою ладонь, четвертые — изображают фантастический контур... Мудрецы говорят, что разум здесь не поможет, что только сердце и рука путешественника знают силуэт его внутренней страны. Пожалуйста, возьмите карандаш и дайте возможность своей руке нарисовать замкнутый контур страны.

Чем наполнена страна, какой у нее ландшафт? Чтобы это увидеть, необходимо раскрасить внутреннее пространство страны, ограниченное контуром. Главное, не думать долго, а просто дать своей руке возможность легко выбирать карандаши и раскрашивать карту страны... Вероятно, там появится особый ландшафт: горы и долины, низменности и возвышенности, реки, моря, озера, леса, поляны, пустыни, болота...

Итак, карта внутренней страны готова. Это прекрасно. Но скажите, пожалуйста, можно ли пользоваться этой картой? Похоже, пока это трудно. Почему? Чего-то не хватает? Для того чтобы «прочитать карту», нужны условные обозначения! Обычно таблица условных обозначений помещается снизу или сбоку карты. Или, если Ваша карта заняла весь лист, Вы можете поместить таблицу обозначений на обороте листа.

Пожалуйста, сделайте на своем листе надпись "Условные обозначения». Теперь Вам предстоит составить таблицу условных обозначений. Для этого каждый цвет, которьм Вы воспользовались при раскрашивании карты, вынесете в таблицу условных обозначений в виде небольшого цветного прямоугольника. Если Вы использовали красный цвет, в таблице обозначений появится красный прямоугольник; если при раскрашивании карты Вы использовали зеленый цвет, в таблице появится зеленый прямоугольник, и так далее.

Расположите цветные прямоугольники друг под другом, как это обычно делают картографы. Если Вы использовали специальные значки для обозначения рек, водоемов, болот, лесов, полей, гор, их также необходимо представить в таблице условных обозначений. Итак, частица всего того, что можно наблюдать на карте, у Вас появилась в таблице условных обозначений.

Теперь необходимо присвоить каждому цветному прямоугольнику, каждому значку особое значение. Поскольку это карта внутренней страны, то и ее ландшафт будет связан с Вашими внутренними процессами: мыслями, чувствами, желаниями, состояниями. Могут появиться поляны раздумий, леса желаний, пещеры страхов, моря любви, рекам мудрости, болота непонимания, пики достижений, и прочее. Какой внутренний процесс, чувство, мысль, желание будет обозначать каждый цветной прямоугольник, — решать только Вам. Это Ваша страна, это Ваша карта. Не стоит долго думать, первое, что приходит в голову, может оказаться самым правильным...

Итак, карта готова. Теперь по ней легко ориентироваться, особенно если знать направление.

Что делают путешественники, собираясь в путь? Изучают карту и прокладывают маршрут своего путешествия. В первую очередь они намечают цель. Иначе, зачем отправляться в путь?

Пожалуйста, возьмите яркий карандаш или ручку, внимательно рассмотрите карту и отметьте флажком цель предполагаемого путешествия. То есть место на карте в котором Вы хотите оказаться. Этот значок назовем «флажок цели».

Теперь внимательно рассмотрите границы страны. И отметьте особым флажком место, на котором планируете войти в эту страну. Этот значок назовем «флажок входа».

Итак, у Вас есть два флажка: «флажок цели», обозначающий место, являющееся целью Вашего пути; и «флажок входа», обозначающий место, с которого начнется Ваш путь.

Теперь нужно проложить маршрут до цели. Посмотрите, где находится «флажок цели» и как к нему лучше добраться. Как Вы пойдете от «флажка входа» до «флажка цели»? Пожалуйста, обозначьте свой маршрут пунктиром или небольшими стрелочками.

Путешествие и называется «путешествием», потому что предполагает возвращение домой. Проложив маршрут к цели своего пути, опытный путешественник рассматривает варианты возвращения домой, выхода их страны. Пожалуйста, рассмотрите внимательно свою карту и отметьте особым флажком место, в котором Вы планируете выйти из страны. Этот значок назовем «флажок выхода». Иногда он совпадает с «флажком входа», иногда — нет.

Далее, проложите маршрут от «флажка цели» до «флажка выхода».

Итак, у Вас есть карта, есть цель пути и маршрут. А значит, есть готовность к путешествию по собственной внутренней стране.

Но, говорят, если подробно рассмотришь маршрут своего путешествия, то как будто бы совершишь его. Представьте себе, что Вы возвратились из путешествия, положили перед собой лист бумаги и написали: «Это путешествие научило меня...» Пожалуйста, закончите фразу.

А теперь «внимательно рассмотрите свой маршрут и отметьте каким-либо значком ту точку своего пути, в которой, как Вам кажется, Вы находитесь сейчас. Спасибо!»

Далее психолог зачитывает интерпретацию. (см.приложение 2)



4. Упражнение на обратную связь. Цель: усилить положительный эффект от занятия, дать обратную связь. (5 мин.)

Участникам необходимо ответить на вопрос психолога: «Что особенно важного для себя они вынесли из этого занятия?»



Встреча 6. Взаимодействие с коллегами

Приветствие.

1.Разминка. «Весёлый счёт». Цель: снять внутреннее напряжение участников, сплочить группу путем совместного и одновременного выполнения упражнения. (5мин.)

Ход упражнения: ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.

2. Диагностика психологической атмосферы в группе. Цель: продиагностировать психологическую атмосферу в данном коллективе. (5-10 мин.)

Участникам выдаются бланки для заполнения. Они их заполняют по инструкции анонимно.



Инструкция: «Здесь приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых Вам предлагается описать психологическую атмосферу в Вашей группе. Поставьте знак * (звездочка) ближе к тому признаку в каждой паре, который, по Вашему мнению, более выражен в Вашей группе». Интерпретация (см. приложение 3).

Психолог собирает бланки. Обрабатывает и подсчитывает средние баллы к следующему занятию.



3. Упражнение «Автопортрет». Цель: сфокусировать внимание на собственной личности, развить умение взаимодействовать с партнёром. (10 мин.)

Инструкция участникам: «Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты».

Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы "автопортрет" был более полным.

По окончании задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями.

4.Упражнение «Невербальное общение». Цель: настроить участников на активное выполнение заданий, тренировка навыков образного выразительного сообщения, развитие способностей к групповому творчеству, развить навыки невербального общения. (5-10 мин.)

Все участники становятся по кругу (спиной в круг). «Пусть кто-нибудь из вас задумает любой предмет, который мы будем невербально передавать по кругу. Предмет должен быть таким, который в реальности можно передавать друг другу». Тренер ждет, пока возникнет идея предмета, просит участника, задумавшего предмет, не называть его вслух и дает ему время подготовиться к передаче (1 – 2 минуты).



Инструкция участникам: «Итак, сейчас первый участник передаст свой предмет соседу слева. При этом он, а затем и все мы будем пользоваться только невербальными средствами, а тот, кому предмет передается, должен понять, какой предмет он получил. Получивший предмет, в свою очередь, передает его своему соседу слева и т.д. Таким образом, предмет будет двигаться по внешнему кругу против часовой стрелки и в итоге должен вернуться к его первому отправителю, если все будут внимательны и не допустят каких-либо преобразований предмета. К этому моменту все участники будут стоять лицом в круг, так как каждый, передав предмет, может повернуться лицом в круг. Давайте начнем».

После того как предмет возвратится к отправителю, тренер, двигаясь от последнего, но теперь уже по часовой стрелке (в обратном направлении), спрашивает всех по очереди, что каждый получал, а что передавал.

Для усложнения упражнения и повышения активности, а также для того, чтобы получить больше материала для обсуждения, можно предложить одновременно начать передачу своих предметов трем участникам группы, стоящим примерно на равном расстоянии друг от друга в разных местах круга. При обсуждении внимание участников может быть обращено на те моменты, которые способствуют или препятствуют взаимопониманию. Речь, в частности, может пойти о том, что в общении каждый из участников несет ответственность за результат. Тот, кто передает информацию, должен постараться сделать это четко, ясно, понятно для другого, т.е. передающий информацию затрачивает определенные усилия для обдумывания того, как используемые им жесты, движения могут быть восприняты, поняты, интерпретированы тем человеком, которому они предназначены. С другой стороны, получающий информацию должен, прежде всего, подумать над тем, какой смысл мог вложить в тот или иной жест его партнер и не спешить с интерпретацией.

Вопросы для обсуждения:



  1. Легко ли было выполнять упражнение?

  2. Возникали ли трудности при выполнении задания?

  3. Что мешало и что способствовало эффективному достижению цели?

5.Упражнение «Леопольд». Цель: развить умение находить подход к людям. (25 мин.)

Материалы: карточки с кличками котов.

Ход упражнения:

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе. Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости. В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышью. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда. Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.

Вопросы для обсуждения:



  1. Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?

  2. Легко ли вам было находится в роли кота или мыши?

  3. Доверяете ли вы людям в жизни?

  4. Доверяют ли вам люди?

  5. Считаете ли вы, что общение играет важную роль во взаимоотношениях между людьми?

6.Итоговое упражнение. Цель: обменяться положительными эмоциями, завершить занятие на позитивной ноте. (5 мин.)

По кругу говорить пожелание друг другу на следующий день.



Встреча 7. Психологический климат в колективе

Приветствие.

1.Разминка «Ртуть по телу». Цель: сосредоточиться и настроиться серьезную работу в тренинге. (5-10мин.)

Участники встают и образуют круг.



Инструкция участникам: «сейчас мы проведем с вами разминку. Пофантазируйте. Представьте, что у вас в указательном пальце правой руки шарик воображаемой ртути. Мысленно перекатите ее, не торопясь, по суставам пальца, через ладонь к сгибу кисти, потом дальше, к локтевому сгибу и в плечо... Плавно поднимите руку... Мысленно перелейте ртуть в обратном направлении, осторожно опуская и выпрямляя руку, но так, чтобы ртуть «не вылилась». Покатайте ртуть по телу... Верните ртуть в руку... На последнем разгибании пальца «вылейте» ртуть на пол».

2. Упражнение «Интервью». Цель: создать дружелюбную обстановку в группе, участникам тренинга лучше узнать друг друга, развить навыки общения, повысить самооценку. (25 мин.)

Психолог предлагает участникам поделиться на пары, сесть лицом друг другу. В парах участники делятся на интервьюеров и респондентов. В течение 3 мин. по команде психолога в парах берётся интервью. Задача интервьюера узнать как можно больше о профессиональной жизни респондента. Через 3 мин. смена ролей. Далее по кругу каждый из участников тренинга рассказывает нам о своём респонденте: всю правду какую он узнал, но преподнести её нужно как можно с лучшей стороны в течениe 1 мин.

Рефлесия по кругу.

3.Упражнение «Вавилонская башня». Цель: научиться координировать свои действия, взаимодействовать в команде, развить навыки невербального общения. (15мин.)

Материалы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).

Обсуждение:

Трудно ли было выполнять задание?

Что показалось наиболее трудным?

Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

Как важен командный подход при работе с пациентом?


следующая страница >>