2 Глава I. Греческая мифология 9 Мифы, как особая форма миропонимания 9 2 Развитие греческой мифологии 32 Глава II древнейшие культы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
I. Все об успехе 25 Глава Формула успеха 27 Глава Роль взаимоотношений... 6 2357.47kb.
Книга I происхождение магии глава I мифы как первоисточник магии 13 6303.46kb.
Книга первая. Об одеянии монашеском 2 Глава 1 2 Глава о препоясании... 35 8106.91kb.
Глава Формирование взглядов и оформление основ методологии Й. 1 252.77kb.
Греческая цивилизация 1 95.71kb.
3. Решение принято [99] Глава V. План операции по захвату о. 1 18.74kb.
Книга 3 Содержание Глава о павлине, епископе Поланском 2 Глава о... 7 711.89kb.
1 Введение. 2 Глава Общемировая глобальная сеть Internet. 3 Глава... 1 196.85kb.
Древняя русь 1 Глава II. Княжение владимира мономаха в киеве (1053... 11 7802.3kb.
Васильева Кристина Валерьевна, учитель математики Орехово 2013 Глава... 1 132.97kb.
Александр Альфредович Горбовский Какой была древняя Цивилизация до... 12 2452.01kb.
Атлас «западно-тюркский каганат»: достояние нации 1 65.7kb.
- 4 1234.94kb.
2 Глава I. Греческая мифология 9 Мифы, как особая форма миропонимания 9 2 Развитие - страница №1/2



МБОУ «Саклов-Башская средняя общеобразовательная школа»


Греческая религия:


мифология и обряды

Авторская работа

учителя истории и обществознания

Сахаповой Ризады Гумаровны


2013 год.

Оглавление

Введение 2

Глава I. Греческая мифология 9

1.1. Мифы, как особая форма миропонимания 9

1.2 Развитие греческой мифологии 32

Глава II Древнейшие культы и божества 46

II. 1. Торжественные процессии в честь богов 46

Заключение 72

Список использованных источников и литературы Источники 76

Литература 77

Введение

Знакомство с древнегреческой мифологией, хотя бы в переложении её содержания современными историками, сильно расширяет кругозор. Знание мифологии совершенно необходимо преподавателям истории, языка литературы, искусствоведческих дисциплин, а также студентам соответствующих специальностей. Знакомство с содержанием древнегреческих мифов дает одновременно и художественное эстетическое удовольствие читателю. Она может быть использована в урочной и внеурочной работе, может стать основным материалом факультативного курса. Она учит человека переживать историю духовных исканий человечества как свою личную историю.

Греческая мифология отличается особым богатством образов и красок, необыкновенной силой, художественного воображения, бесконечным разнообразием тем и сюжетов. Греки прошли длинный исторический путь; понадобились века, прежде чем они стали самым образованным, самым культурным народом древнего мира. Их представление об устройстве мира, их попытки объяснить все происходящее в природе и в человеческом обществе нашли свое отражение в мифах.

Древний мир был населен богами. Причины, порождавшие веру в богов, вызвавшие преклонение перед ними, лежат на поверхности. Две из них очевидны - страх и неуверенность. Люди просят у богов то, чего не хватало или что хотели получить. Воды было мало. Реки и источники ценились высоко. К ним обращались с мольбой и о плодородии и о рождении детей. Обычно без молитвы и не переплывали реку. Посейдон был богом моря, коней и землетрясений. В Лаконии его называли: «тот, кто ездит под землей». По мнению греков, судьбой человека руководят боги. Греки делили всех богов на небесных, или Олимпийских, земных и подземных.

Уже в гомеровских поэмах встречаются упоминания о богов. Их изображения вначале люди делали из дерева, а затем уже из камня. Когда боги в их представлении стали все более походить на людей, возникло стремление выстроить для них жилища.

Простой люд считал, что все боги наделены сверхъестественной силой, и в состоянии вершить чудеса1. К древнейшим слоям верований относится культ мертвых и погребальные обряды, на их основе еще в доклассический период формируется культ героев, которые первоначально были духами - покровителями отдельных родов.

С возникновением полисов на первый план выходит культ богов - покровителей полисов, который получает статус государственной религии. Общегреческий пантеон олимпийских богов сложился постепенно, и образ каждого бога, вошедшего в него, пережил длительную эволюцию.

В древнейшую эпоху важнейшие мифы, а их было немало, знал каждый с юных лет. И образованные и необразованные должны были быть хорошо осведомлены в древних сказаниях.

Со временем у людей появляются иные интересы, которые оттесняют мифы на задний план. С V в. до н.э. начинается примитивно-научная работа по систематизации мифов. Появляются и учебники мифологии, пытавшиеся изложить важнейшие мифы систематически.

У греков рано начинается не только систематизация мифов, но и критика религии, мифологии. Объектом критики оказывается, не только чудесное, сверхъестественное в мифах. Еще большее значение получила критика содержания мифов с точки зрения человеческих критериев нравственности. Моралистического рода критика мифологии вызывает этап аллегорического толкования греческих мифов. Параллельно аллегорическому толкованию в Греции уже в классическую эпоху формируется рационалистическое толкование мифов.

Существенно продвинулось вперед наше понимание греческой мифологии только в конце XVIII - начале XIX в. Постепенно научились разбираться в том, где, у каких авторов можно рассчитывать отыскать древние формы мифов, близкие к ходившим в народе устным рассказам, а у какого из авторов можно натолкнуться на их собственные выдумки, внешне выглядящие как древние варианты мифов.



Объектом исследования выступает греческая религия. Предметом исследования является развитие мифологии и обрядности в виде торжеств в честь богов.

Хронологические рамки дипломной работы охватывают время 1Х-У вв. до н.э., что вызвано необходимостью показать развитие греческой религии и мифологии, которое существенно отличались в начале рассматриваемого периода и в конце его.



Цель дипломной работы является дать картину развития древнегреческой мифологии, обрядности. Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:

  • рассмотреть мифы, как особую форму миропонимания;

  • охарактеризовать развитие греческой мифологии;

  • описать торжественные процессии в честь богов.

В качестве источников были использованы произведения Геродота, Гомера, Гесиода. В дипломной работе эти источники были использованы для того, чтобы глубже понять, как они представляли мир. Гесиод, в своих трудах описывает начало всех начал, а также происхождение богов и героев Греции1. Гомер пишет, какое большое хозяйственное значение имеет море в жизни греков2, а Геродот о богах и богинях и их вмешательстве в дела отдельных людей и целых племен3, сообщает много ценных сведений о мифологии древних греков, описывает историю греко-персидских воин, попутно упоминая и о религии греков в этот период.

В древней Греции не произошло становление канона священных текстов, т. е. не была сформирована единая книга, священные тексты практически вообще не записывались и известны нам только по отдельным примерам. Поэтому древнегреческая мифология и верования восстанавливаются учеными не по собственно религиозным, а по литературным текстам: поэзии Гомера, Гесиода и более поздних поэтов, прозаиков и драматургов, в том числе и по сатирическим произведениям1.

Литературу по теме дипломной работы можно разделить на две группы. К первой группе можно отнести общие труды, в которых в той или иной форме рассказывается о греческой мифологии, религии. Здесь можно назвать работы Паневина К.В. «История Древней Греции»2, Авдеева В.И. «История Древней Греции»3. В работе Авдеева В.И. можем узнать, как народная фантазия слагала красочные поэтические мифы, и эти мифы о богах и героях повлияли на греческую культуру. В работе Паневина К.В. излагается древнейший период истории греческой религии.

Ко второй группе относятся работы, непосредственно изучавшие историю развития и формирования мифов, религий. Особо выделяются исследования Гусманова И.Г. «Греческая мифология»4, Шантепи Д.П. «История религий»5, Куна Н.А «Боги Древней Греции»6, Лосева А.Ф., Тахо-Годи А.А. «Боги и герои Древней Греции»7, Немировского А.И. «Мифы древности: Эллада»8.

Целью авторов было изучение мифов, культов, наиболее отчетливо связанных с мистикой. Дело в том, что в случае веры в специфическое божество (в качестве одной из форм индивидуального спасения) речь идет о совмещении в рамках общества двух религиозных слоев - государственного, официального и частного, интимного. Авторы работ развитие религии и мифологии делят на несколько периодов и рассматривают их поэтапно.

В работе Г. Штоль цель предлагаемого собрания мифов - точнее передать дух классической древности в её поэтических преданиях. Он избегал подновления сказаний на основании новых воззрений1.

В своей работе М. Нильссон излагает взгляд на древнегреческую религию, основу он который видит в земледельческих культах, также рассказывает о праздниках и обрядах, верованиях и суевериях древних греков2.

Практическая значимость работы. Материалы дипломной работы могут быть использованы при подготовке уроков по истории культуры Древней Греции, а также по европейской культуре XVIII - XX вв., так как многие сюжеты европейского искусства имеют мифологическую или религиозную составляющую.

Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на два параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы. Во введении дается актуальность темы, цель и задачи дипломной работы, анализ источников и литературы. Первая глава называется «Греческая мифология». Первый параграф первый главы называется «Мифы как особая форма миропонимания». Здесь говорится об основных темах греческой мифологии. Второй параграф той же главы называется «Развитие греческой мифологии». Здесь говорится о доолимпийском, олимпийском периодах и позднем героизме.

Вторая глава называется «Древнейшие культы и божества». Первый параграф второй главы называется «Торжественные процессии в честь богов». Здесь говорится о различных празднествах, играх, о мистических культах и оракулах. А во втором параграфе второй главы, который называется «Жертвоприношение богам» излагается обрядовые правила при жертвоприношениях.

В заключении делаются основные выводы.



Глава I. Греческая мифология

1.1. Мифы, как особая форма миропонимания

Мифы древних греков возникли в различных частях Греции на рубеже П-1 тысячелетий до н. э. Мифические повествования сохранились в дошедших до нас поэмах Гомера («Илиада», «Одиссея»), Гесиода («Теогония»), в произведениях древнегреческих поэтов - лириков, драматургов V в. до н.э.1

В древнегреческом языке слово «миф» имело множество значений. Под мифом греки понимали и слово, и речь, и рассказ, и весть, и поговорку, и сказку, и вымысел и басню. Миф также означал древнее сказание или предание о богах и героях. Именно в этом смысле мы теперь чаще всего и употребляем это слово. А мифология (от греческих слов миф и логос - слово, понятие, учение) - это совокупность мифов, а также научная дисциплина, изучающая сохранившиеся мифы.

Мифология древней Греции представляет собой весьма сложное явление. Ведь кроме случайных упоминаний некоторых божеств в микенских табличках II тысячелетия до н. э., она известна лишь по письменным источникам, датируемым не ранее VIII-VII вв. до н.э.2

На греческую мифологию большое воздействие оказал народ пеласги, жившие на территории Балканского полуострова, финикийцы и египтяне.

В Греции не было единого пантеона, а в каждом полисе были свои мифы, своя иерархия божеств. В то же время политические союзы народов с такими культовыми центрами, как Дельфы, Делос и др. способствовали созданию единого пантеона божеств, появлению общих мифологических сюжетов и циклов мифов, которые начали складываться уже в микенский период1.

Понять греческий миф можно лишь в контексте вечной и постоянно изменяющейся жизни. Любой миф - это сложнейшее соединение напластований различных эпох и племен: разных религиозных нравственных представлений, исторических событий, сюжетных мотивов, других мифов, героических сказаний и сказок.

Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. Но безграничная жажда познания этого мира пересиливала страх перед неизвестной опасностью. Приключения Одиссея, поход аргонавтов за золотым руном - это запечатленные в поэтической форме все те же стремления узнать как можно больше о той земле, на которой обитает человек2. Великий русский философ Лосев А.Ф. утверждал о ненаучном происхождении мифов: "Научные функции духа слишком отвлеченны, чтобы лежать в основании мифологии. Для мифического сознания нет ровно никакого научного опыта. Его ни в чем нельзя убедить.

Говорят, что постоянство явлений природы должно было с самых ранних пор заставить толковать и объяснять эти явления и что мифы, поэтому, и есть эти попытки объяснения природной закономерности. Но это - чисто априорное представление, которое с одинаковым успехом может быть заменено противоположным.

В самом деле, почему, собственно говоря, постоянство тут играет роль и именно такую роль? Раз явления протекают постоянно и неизменно (как смена дня и ночи или времен года), то чему же тут удивляться и что именно тут заставит придумать научно-объяснительный миф? Мифическое сознание скорее, пожалуй, задумается над какими-нибудь редкими, небывалыми, эффектными и единичными явлениями, и скорее дает не их причинное объяснение, но какое-нибудь выразительное и картинное изображение. Постоянство законов природы, таким образом, и наблюдение над ними ровно ничего не говорит ни о сущности, ни о происхождении мифа"1.

В своих поисках защиты от страшных стихийных сил греки подобно всем древним народам, прошли через фетишизм - веру в одухотворенность неодушевленной природы (камней, дерева, металла), который потом сохранился в поклонении прекрасным статуям, изображавшим их многочисленных богов. В их верованиях и мифах можно заметить и следы анимизма и самых грубых суеверий первобытной эпохи. Но греки довольно рано пришли к антропоморфизму, создав своих богов по образу и подобию людей, при этом наделив их непременными и непреходящими качествами - красотой, умением принимать любой образ и, самое главное, бессмертием.

Древнегреческие мифы частично содержат повествования о деяниях божеств, частично же посвящены описанию подвигов и приключений героев - людей, одаренных сверхъестественной мощью, силой, ловкостью и смелостью, считавшихся детьми различных богов и богинь. Эти древние сказания и легенды, получившие широкое распространение у народов средиземноморского мира, были заимствованы римлянами. В новое время они получили общее название - древнегреческой мифологии1.

Возникнув первоначально в различных частях Эгейского бассейна (на островах Крит, Делос, западном побережье Малой Азии, в различных областях европейской Греции - Эпире, Пелопоннесе, Фессалии, Беотии, Аттике), отдельные циклы мифических сказаний постепенно слились в систему своеобразного религиозного мировоззрения, основанного на обожествлении непонятных явлений природы и почитании предков, особенно вождей племен, повсеместно объявлявшихся "богоравными героями".

Подобно легендам и сказаниям других народов древности, Древнегреческие мифы со временем были восполнены преданиями о реальных исторических событиях, положенных в основу фабулы эпических поэм ("Илиады", "Одиссеи", "Теогонии", "Аргонавтики" и т. д.), своеобразно отражая явления той природной и общественной среды, в которой они возникали. Характеризуя это обстоятельство, Ф. Энгельс писал: "...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. В начале истории объектами этого отражения являются, прежде всего, силы природы, которые при дальнейшей эволюции проходят у различных народов через самые разнообразные и пестрые олицетворения. Этот первоначальный процесс прослежен при помощи сравнительной мифологии... Но вскоре, наряду с силами природы, вступают в действие также и общественные силы,- силы, которые противостоят человеку в качестве столь же чуждых, и первоначально столь же необъяснимых для него, как и силы природы, и подобно последним господствуют над ним с той же кажущейся естественной необходимостью. Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил"1.

По мере развития общественных отношений - возникновения племенных объединений - создаются различные песни и гимны: песни земледельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов - пеаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны - гименеи, погребальные причитания - орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательстве в дела как отдельных людей, так и целых племен.

О завистливости божества и непосредственном его вмешательстве в дела людей Геродот писал: «божество молнией поражает животных, выдающихся над другими, не дозволяя им возноситься. Напротив, животные мелкие не раздражают его; ... оно всегда мечет свои перуны в самые большие здания и в самые высокие деревья: божеству приятно поражать все выдающееся. Подобно этому и по той же причине громадное войско может быть сокрушено малочисленным: если из зависти божество наведет на него страх или ударит в него молнией, то неизбежно войско погибнет постыдною смертью. Божество не терпит, чтобы кто-нибудь другой, кроме его самого, мнил высоко о себе»1.

Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению. Наиболее интенсивно процесс возникновения этих преданий и легенд происходил на рубеже II и I тысячелетий до н. э., когда древнейшее население Эгейского бассейна было частично потеснено, а частично уничтожено волной новых поселенцев, вторгшихся в Грецию из соседних областей. Создателями и распространителями легенд и сказаний были бродячие певцы - аэды2. Переходя из одного поселения в другое, аэды мерным голосом декламировали, аккомпанируя себе на кифаре, песни и гимны в честь богов и героев, покровителей или мифических предков данного племени.

Основным источником, вдохновлявшим древних людей на создание мифов, как уже говорилось выше, была окружающая их среда. То, что с научной точки зрения они не могли объяснить, овевали мифом. Откуда и куда идет солнце по небосклону, отчего бывает гром и молнии, почему на земле так много разновидностей разных тварей и почему одни из них приятны человеку, а другие наводят страх. Изучая мифы, можно выделить следующие темы: окружающий мир, его происхождение; природные явления; животные; жизнь людей, причины их счастливого и жалкого существования; загробное царство и конец Света.

Вот как описывает начало всех начал древнегреческий поэт Гесиод: «Вначале существовал лишь вечный, безграничный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко раскинулась она, могучая и дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под землей, так далеко, как далеко от нас необъятное светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Безграничный Хаос породил вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по всему миру, и стали сменять друг друга ночь и день. Могучая благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Уран - Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи. Их сын, титан океан, обтекающий всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь - океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: солнце - Гелиоса, луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли звезды, которые горят на темном ночном небе, и ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи»1.

У древних греков существовал миф о Великом потопе, который стал позже первоисточником для библейского сюжета. "Все нечестивей становились люди, и задумал Зевс уничтожить весь людской род. Он решил послать на землю такой сильный ливень, чтобы все было затоплено. Зевс запретил дуть всем ветрам, лишь влажный южный ветер Нот гнал по небу темные дождевые тучи. Ливень хлынул на землю. Вода в морях и реках поднималась все выше и выше. Скрылись под водой города со своими стенами, домами, храмами. Постепенно вода покрыла все - и поросшие лесом холмы, и высокие горы. Вся Греция скрылась под бушующими волнами. Одиноко поднималась средь волн вершина двуглавого Парнаса. Там, где раньше крестьянин возделывал свою ниву и где зеленели богатые спелыми гроздьями виноградники, плавали рыбы, а в лесах, покрытых водой, резвились стада дельфинов. Так погиб род людей медного века. Лишь двое спаслись - Девкалион, сын Прометея, и жена его Пирра. По совету Прометея Девкалион построил огромный ящик, положил в него съестных припасов и вошел в него со своей женой. Девять дней и ночей носился ящик Девкалиона по волнам моря, покрывшим всю сушу. Наконец волны пригнали его к двуглавой вершине Парнаса. Ливень, посланный Зевсом, прекратился. Девкалион и Пирра вышли из ящика и принесли благодарственную жертву Зевсу. Вода схлынула, и снова показалась из-под волн земля, опустошенная, подобно пустыне"1. Далее супруги по совету Зевса стали кидать через голову камни, которые, ударяясь о землю, превращались в мужчин и женщин. Так создался новый род людей, происшедших из камня.

Греческие поселения располагались близко к морю. Самые отдаленные пункты отстояли от моря не более чем на 100 км. Море в жизни греков имело большое хозяйственное значение. Греки ловили рыбу, добывали соль. Рыба являлась одним из основных продуктов питания населения. Близость к морю способствовала раннему развитию мореплавания. При гористом рельефе Греции основные пути внешних сношений шли по морю. Греки плавали по морю только днем, летом и осенью вблизи берегов, не теряя из виду землю, что было важно для спасения при приближении бури. Все происходившее на море, по представлениям греков, было по воле бога морей (Посейдон) и богов ветров (Бореи, Нот, Евр, Зефир).



Страшно лазурнокудрявой тряхнув головой, он воскликнул; «Дерзкий! Неужели боги, пока я в земле эфиопян

Праздновал, мне вопреки согласились помочь Одиссею?

Чуть не достиг он земли феакиян, где встретить напастей, Свыше ему предназначенных, должен конец; но еще я

Вдоволь успею его, ненавистного, горем насытить».

Так он сказал и, великие тучи поднявши, трезубцем

Воды взбурлил и бурю воздвиг, отовсюду прикликав

Ветры противные; облако темное вдруг обложило

Море и землю, и тяжкая с грозного неба сошла ночь.

В это мгновенье большая волна поднялась и расшиблась

Вся над головой Одиссея: стремительно плот закружился; Схваченный, с палубы в море упал он стремглав,

Руль из руки упустивши. Его глубина поглощала, и сил не имел он

Выбиться кверху, давимый напором волны и стесненный Платьем, богиней Калипсою данным ему на прощанье. Вынырнул он напоследок, из уст извергая морскую

Горькую воду, с его бороды и кудрей изобильно

Током бежавшую; в этой тревоге, однако, он вспомнил

Плот свой, за ним по волнам погнался, за него ухватился,

Взлез на него и на палубе сел, избежав потопленъя:

Плот же бросали туда и сюда взгроможденные волны…

По морю так беззащитное судно повсюду носили

Ветры; то быстро Борею его перебрасывал Нот, то шумящи

Евр, им играя, его предавал произволу Зефира .1

Самое загадочное явление в природе, восход и закат солнца, древние греки представляли себе как парад разных божеств, на своих колесницах пересекающих небосклон. Сначала землю покрывает ночь: "Тьма окутала все кругом. Вокруг колесницы богини Ночи толпятся звезды и льют на землю неверный мерцающий свет - это юные сыновья богини Зари - Эос и Астрея. Много их, они усеяли все ночное темное небо"1. Затем на смену выезжает на своей колеснице луна: "Вот как бы легкое зарево показалось на востоке. Разгорается оно все сильнее и сильнее. Это восходит на небо богиня Луна - Селена. Круторогие быки медленно везут ее колесницу по небу. Спокойна, величественно едет богиня Луна в своей длинной белой одежде, с серпом луны на головном уборе. Объехав небесный свод, богиня Луна спустится в глубокий грот горы Латма в Карий. Там лежит погруженный в вечную дремоту прекрасный Эндимион. Любит его Селена. Она склоняется над ним, ласкает его и шепчет ему слова любви. Но не слышит ее погруженный в дремоту Эндимион, потому так печальна Селена и печален свет, который льет она на землю"2. Восход бога Солнца представлялся древним как три следующих друг за другом действа: "Чуть посветлел восток. Ярко загорелся на востоке предвестник зари Эосфрос, утренняя звезда. Подул легкий ветерок, все ярче разгорается восток. Вот открыла розоперстая богиня Заря - Эос ворота, из которых скоро выедет лучезарный бог солнце - Гелиос. В ярко-шафрановой одежде, на розовых крыльях взлетает богиня Заря на просветлевшее небо, залитое розовым светом. Льет богиня из золотого сосуда на землю росу, и роса осыпает траву и цветы сверкающими, как алмазы каплями. Благоухает все на земле, всюду курятся ароматы. Проснувшаяся земля радостно приветствует бога Солнце - Гелиоса. Лучезарный бог выезжает на небо с берегов Океана в золотой колеснице, которую выковал бог Гефест, запряженной четверкой крылатых коней. В лучезарном венце и в длинной сверкающей одежде едет он по небу и льет живительные лучи на землю, дает ей свет, тепло и жизнь. Совершив свой дневной путь, бог солнца спускается к священным водам Океана. Там ждет его золотой челн, в котором он плывет назад к востоку, в страну солнца, где находится его чудесный дворец. Бог солнца ночью там отдыхает, чтобы взойти в прежнем блеске на следующий день"1.

Богиня Деметра - сестра Зевса, богиня плодородия и земледелия. Чтить ее как величайшую богиню греки начали в то время, когда земледелие стало их основным занятием. Именно богиня Деметра была ответственна за то, что времена года сменяли друг друга. Была у Деметры прекрасная дочь - юная Персефона. Однажды увидел ее брат Зевса, бог Аид, резвящейся на лугу и влюбился. Коварный план задумал Аид - украсть Персефону и жениться на ней втайне от матери. Зевс помог ему в этом. Когда Деметра узнала о содеянном, она разгневалась на Зевса и: "...покинула богов, покинула Олимп, приняла вид простой смертной и, облекшись в темные одежды, долго блуждала между смертными, проливая горькие слезы. На земле все перестало расти. Листья на деревьях завяли и облетели. Леса стояли обнаженными. Трава поблекла, цветы опустили свои пестрые венчики. Не было плодов в садах, засохли зеленые виноградники, не зрели в них тяжелые грозди. Замерла жизнь на земле. Голод царил всюду, слышались плач и стоны. Гибель грозила всему людскому роду. Но ничего не видела и не слышала Деметра, погруженная в печаль"2. Сжалился Зевс над людьми и просил Деметру вернуться на Олимп, но богиня не хотела возвращаться, пока не вернет ей Аид Персефону. Согласился Аид, и вновь все зацвело и зазеленело на земле, "нежной весенней листвой покрылись леса, запестрели цветы на изумрудной траве лугов. Вскоре заколосились хлебородные нивы... Все живое ликовало и славило великую богиню Деметру и дочь ее Персефону. Но каждый год покидает свою мать Персефона, и каждый раз Деметра погружается в печаль и снова облекается в темные одежды. И вся природа горюет об ушедшей. Желтеют на деревьях листья, срывает их осенний ветер; отцветают цветы, пустеют нивы, наступает зима. Спит природа, чтобы проснуться в радостном блеске весны, тогда, когда вернется к своей матери из безрадостного царства Аида Персефона. Когда же возвращается к Деметре ее дочь, тогда богиня плодородия щедрой рукой сыплет свои дары людям и награждает труд земледельца богатым урожаем"1.

При помощи мифов, древние греки объясняли также особое расположение звезд на небе. Происхождение созвездий в виде четко различаемых фигур людей, животных могло случиться (по их представлению) только при участии божеств. Как правило, боги увековечивали память о народных героях и даже простых смертных людях, которые так или иначе заслужили этот дар. Например, своей благородной смертью, как это было в случае с Икарием: "...Наградил бог Дионис Икария в Аттике, когда тот гостеприимно принял его. Дионис подарил ему виноградную лозу, и Икарий первый развел в Аттике виноград. Но печальна была судьба Икария. Однажды он дал вина пастухам, а они, не зная, что такое опьянение, решили, что Икарий отравил их. Пастухи убили Икария, а тело его зарыли в горах. Дочь Икария, Эригона, долго искала отца. Наконец с помощью своей собаки Майры нашла она могилу Икария. В отчаянии повесилась несчастная Эригона на том самом дереве, под которым лежало тело ее отца. Дионис взял Икария, Эригону и ее собаку Майру на небо. С тех пор горят они на небе ясною ночью - это созвездия Волопаса, Девы и Большого Пса"1.

Интересное решение придумали греки и такому труднообъяснимому явлению, как эхо. Нимфа Эхо была наказана богиней Герой за то, что та отвлекла разговором богиню в тот момент, когда Зевс гостил у нимф. Молчать должна была нимфа Эхо, а отвечать на вопросы она могла лишь тем, что повторяла их последние слова.

Превращение людей в растения и животные - частый мотив в мифологии античности. В прекрасные цветы превращались люди, любимцы богов, после своей смерти. В наказание же за причиненные злодеяния превращали боги людей в мерзких существ.

Гиацинт был сыном царя Спарты и был он равен богам-олимпийцам своей красотой. Бог-стреловержец Аполлон был другом Гиацинта. Часто соревновались они, мерились своей силой. Однажды во время такого состязания диск, брошенный Аполлоном, отскочил от земли и со страшной силой попал в голову Гиацинту. "Потоком хлынула алая кровь из раны, покрасила темные кудри прекрасного юноши... Держит Аполлон в своих объятьях умирающего друга, и падают его слезы на окровавленные кудри Гиацинта. Умер Гиацинт, отлетела душа его в царство Аида. Стоит над телом умершего Аполлон и тихо шепчет: "Всегда будешь ты жить в моем сердце, прекрасный Гиацинт. Пусть же память о тебе вечно живет и среди людей". И вот, по слову Аполлона, из крови Гиацинта вырос алый ароматный цветок - гиацинт, а на лепестках его запечатлелся стон скорби бога Аполлона. Жива память о Гиацинте и среди людей, они чтят его празднествами в дни гиацинтий"1.

У юного сына царя Кеопса Кипариса - любимого друга стреловержца Аполлона, был любимец олень. Прекрасен был этот олень. Кипарис водит оленя на поляны с сочной травой и к звонко журчащим ручьям, он украшал могучие рога его венками из душистых цветов; часто играя с оленем, вскакивал юный Кипарис ему на спину и разъезжал на нем по цветущей Карфейской долине. Однажды на охоте не узнал Кипарис своего любимца и бросил в него острое копье, поразив насмерть. Ужаснулся Кипарис, когда увидел, кого он убил. "В горе хочет умереть он вместе с ним. Напрасно утешал его Аполлон. Горе Кипариса было неутешно, он молит сребролукого бога, чтобы он дал ему грустить вечно. Внял Аполлон его мольбе и превратил юношу в дерево. Кудри его стали зеленой хвоей, тело одела кора. Стройным деревом кипарисом стоял он перед Аполлоном. Грустно вздохнул Аполлон и промолвил: - Всегда буду я скорбеть о тебе, прекрасный юноша, скорбеть будешь и ты о чужом горе. Будь же всегда со скорбящими!"2. С тех пор у дверей дома, где есть умерший, греки вешали ветвь кипариса, его хвоей украшали погребальные костры, на которых сжигали тела умерших, и сажали кипарисы у могил.

Нарцисс, сын речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы, никого не любил кроме себя, лишь себя считал достойным любви. "Много нимф сделал он несчастными. И раз одна из отвергнутых им нимф воскликнула: "Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть не отвечает тебе взаимность человек, которого ты полюбишь!" Исполнилось пожелание нимфы. Разгневалась богиня любви Афродита на то, что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его. Однажды весной во время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды. Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками о камень, выступавший из воды, и отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то и постигла его кара Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде, и сильная любовь овладевает им. Полными любви глазами смотрит он на свое изображение в воде, он манит его, зовет, простирает к нему руки. Наклоняется Нарцисс к зеркалу вод, чтобы поцеловать свое отражение, но целует только студеную прозрачную воду ручья. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья, не отрываясь, любуется самим собой. Он не ест, не пьет, не спит. Покидают силы Нарцисса, склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти покрыл его очи. Умер Нарцисс, а на том месте, где склонилась на траву его голова, вырос белый душистый цветок - цветок смерти; нарциссом зову его"1.

Бог Дионис - покровитель растительности, вина и виноделия, часто карал людей не только за то, что они не признавали его богом, но и за то, что хотели они ему причинить как простому смертному. Так дочери Миния - царя Орхомена, были превращены в летучих мышей. "Явился в Орхомен жрец Диониса-Вакха и звал всех девушек и женщин в леса горы на веселое празднество в честь бога вина. Но три дочери царя Миния не пошли на празднество, они не хотели признавать Диониса богом. Они сидели дома и спокойно пряли, ткали и ничего не хотели слышать о празднике. Наступил вечер, солнце село, а дочери царя все еще не бросали работы, торопясь, во что бы то ни стало закончить ее. Вдруг чудо встало перед их глазами. Раздались во дворце звуки тимпанов и флейт, нити пряжи обратились в виноградные лозы, и тяжелые грозди повисли на них. Ткацкие станки зазеленели: их густо обвил плющ. С удивлением глядели царские дочери на это чудо. Вдруг по всему дворцу, уже окутанному вечерними сумерками, засверкал зловещий свет факелов. Послышалось рычание диких зверей. Во всех покоях дворца появились львы, пантеры рыси и медведи. С грозным воем бегали они по дворцу и яростно сверкали глазами. В ужасе дочери царя стали прятаться в самых дальних, в самых темных помещениях дворца, чтобы не видеть блеска факелов и не слышать рыканья зверей. Но все напрасно, нигде не могут они укрыться. Тела царевен стали сжиматься, покрылись серой мышиной шерстью, вместо рук выросли крылья с тонкой перепонкой - они обратились в летучих мышей. С тех пор скрываются они от дневного света в темных, сырых развалинах и пещерах"1.

То же произошло и с Тиренскими морскими разбойниками. Они пленились красотой юноши и насильно забрали его на свой корабль, надеясь получить за него куш. Разгневался Дионис, что в виде смертного юноши так хотели поступить с ним. "Вдруг совершилось чудо: по кораблю заструилось благовонное вино, и весь воздух наполнился благоуханием. Разбойники оцепенели от изумления. Но вот на парусах зазеленели виноградные лозы с тяжелыми гроздьями, темно-зеленый плющ обвил мачту. Юноша превратился в льва и с грозным рыканьем встал на палубе, яростно сверкая глазами. На палубе корабля появилась косматая медведица, страшно оскалила она свою пасть... Потеряв надежду на спасение, разбойники один за другим кинулись в морские волны, а Дионис превратил их в дельфинов"1.

Там, где находится Дионис, характерно появление различных зверей и вьющихся виноградников. Ведь бог Дионис покровитель виноделия, его свита состоит из странных существ: сатиров, кентавров, менад. Они ходят по лесам вечно полупьяные и взбалмошные, водят хороводы, жгут костры.

А история, происшедшая с Мидасом призвана раскрыть тайну златоносной реки Пактол, что находится в Малой Азии. Дионис хотел отблагодарить Мидаса за гостеприимный прием и готов был выполнить любое его желание. Жадность обуяла Мидаса, и попросил он Диониса: "О, великий бог Дионис, сделай так, чтобы все, к чему я прикоснусь, превращалось в чистое золото! Дионис исполнил желание Мидаса; он пожалел лишь, что не избрал себе Мидас лучшего дара. Ликуя, удалился Мидас. Радуясь полученному дару, срывает он зеленую ветвь с дуба - в золотую превращается она в его руках. Срывает он в поле колосья - золотыми становятся они, и золотые в них зерна. Срывает он яблоко - яблоко обращается в золотое, словно оно из садов Гесперид... Вот пришел он в свой дворец. Слуги приготовили счастливому Мидасу богатый пир. Но тут понял он, какой ужасный дар попросил у Диониса. От одного прикосновения Мидаса все обращалось в золото. Золотыми становились у него во рту и хлеб, и все яства, и вино. Простер он руки к небу и воскликнул: - Смилуйся, смилуйся, о, Дионис! Прости! Возьми назад этот дар!"1. Послал Дионис Мидаса к истокам Пактола и велел ему смыть в его водах свой дар и свою вину. Золотом заструились воды Пактола. С тех пор златоносным стал Пактол.

В древнегреческой мифологии загробная жизнь не подразделяется как в более поздних религиях на рай и ад. Вся жизнь после жизни в мрачном царстве Аида тиха и печальна. "Никогда не проникают туда лучи яркого солнца. Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают стенаниями их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды реки Леты. По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела, носятся бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Нет никому возврата из этого царства печали. Трехглавый пес Кербер, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход. Суровый старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце жизни. Бог смерти Танат с мечом в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями прилетает к ложу умирающего. Холодом веет от его крыльев, когда срезает он своим мечом прядь волос с головы человека и исторгает его душу".1 Только однажды смертному удалось обмануть бога Таната и вернуться из мрачного царства Аида. Никто в Греции не мог сравняться с Сизифом в коварстве, хитрости и изворотливости ума. Когда пришел за ним бог смерти, Сизиф коварно обманул Таната и заковал его в оковы. Перестали на земле умирать люди, нигде не совершали большие пышные похороны, не приносили жертвы богам подземного царства. Нарушился на земле порядок, установленный Зевсом. Послал громовержец к Сизифу могучего бога войны Ареса. Он освободил Таната из оков, а Танат исторг душу Сизифа и отвел его в царство теней умерших. "Но опять обманул богов Сизиф. Он сказал своей жене, чтобы не погребала она его тела и не приносила жертвы подземным богам. Аид и Персефона долго ждали похоронных жертв. Все нет их!

Наконец приблизился к трону Аида Сизиф и сказал: - О, властитель душ умерших, отпусти меня на светлую землю! Я велю жене моей принести тебе богатые жертвы и вернусь обратно в царство теней. Поверил Аид Сизифу и отпустил его на землю. Но Сизиф не вернулся, он остался в пышном дворце своем и весело пировал, радуясь, что он один из всех смертных сумел вернуться из мрачного царства теней. Разгневался Аид и снова послал Таната. Исторг душу Сизифа ненавистный богам и людям бог смерти, навсегда отлетела душа Сизифа в царство теней. Тяжкое наказание несет Сизиф в загробной жизни"1.

Там же, в царстве Аида, живет и прекрасный юный бог сна Гипнос. Он дарит людям отдых и сон. "Неслышно носится Гипнос на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно касается Гипнос своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни сам громовержец Зевс: даже ему Гипнос смыкает грозные очи глубоким сном".2 Различные сны снятся людям - и добрые, и плохие. За каждое из них отвечают и разные боги. Есть среди них боги, дающие радостные и вещие сновидения, но есть боги и страшных, гнетущих сновидений, пугающих и мучающих людей. Есть боги лживых снов: они вводят человека в заблуждение и часто ведут к его гибели. Постепенно в различных областях Греции сложились целые циклы сказаний о том или ином боге или герое. На острове Крите рассказывали о могучем боге Зевсе, похитившем, превратившись в быка, финикийскую царевну Европу, сделавшуюся прародительницей царей Крита, наиболее замечательным из которых был Минос. С его именем связан ряд легендарных сказаний.

На северо-западе Пелопоннеса популярным героем сказаний был Пелопс, давший название всему южному полуострову Греции. В Арголиде рассказывали о сыне Зевса Персее. Здесь же возникли сказания о правителе города Микен Атрее и его потомках, особенно о могущественном Агамемноне, совершившем поход против малоазийского города Трои, овладевшем им, но по возвращении предательски убитом своей женой Клитемнестрой и ее сообщниками, и о мести его сына Ореста матери и другим убийцам отца. В Беотии сложился цикл легенд об основателе города Фивы - Кадме и его потомках, наиболее популярным из которых был царь Эдип, совершивший бессознательно, по воле судьбы, ужасные преступления и искупивший их жестокими страданиями. В Аттике были распространены сказания о царе Тесее, которого считали сыном морского бога Посейдона. Тесей освободил Аттику от порабощения критским царем Миносом и, объединив ее, сделал Афины столицей государства.

Наконец, с севера, из Эпира, повсеместно распространились легенды о Геракле - могучем сыне Зевса, о его подвигах и трагической судьбе, о подчинении им острова Крит, организации игр в честь Зевса в Олимпии, о странствиях по малоизвестным странам, о превращении его после смерти в божество.

Популярны были повествования о походе группы героев из фессалийского города Полка на корабле "Арго" в дальние страны на восточном побережье Понта Эвксинского.


Однако самыми распространенными были сказания об общегреческом походе племенных вождей против малоазийского города Трои, об осаде города, о приключениях и бедствиях многих героев, особенно Одиссея, при возвращении на родину. На основе древних легенд и сказаний некоторые из аэдов создали большие эпические поэмы.

Как указывалось выше, самым популярным был цикл произведений о войне союзных вождей против Трои. Основой этого цикла были сохранившиеся до наших дней поэмы "Илиада" и "Одиссея", автором которых греки считали слепого певца Гомера. Первая поэма содержала описание десятого года войны против Трои - ссору Агамемнона с вождем Ахиллом и ее последствия. Вторая повествовала о приключениях Одиссея в далеких, сказочных, малоизвестных грекам странах Запада и о его счастливом возвращении на родной остров Итаку.

Несколько поколений поэмы Гомера передавались из уст в уста. Только в VI в. до н. э. они были записаны в Афинах и превратились в литературные произведения. Их изучали во всех школах Греции, позднее в школах эллинистических государств, созданных греко-македонскими завоевателями в странах восточного Средиземноморья, и, наконец, в учебных заведениях, существовавших в Римской империи. Герои поэм Гомера - Ахилл, Одиссей, Гектор, Агамемнон, Менелай, Парис, Телемах, Приам, Нестор, Андромаха, Елена, Пенелопа и др. - были чрезвычайно популярны в древности. Их изображали в живописи и скульптуре. Эпизоды поэм являлись темами для создания больших живописных композиций настенной живописи (фресок), найденных в Помпеях, или больших мозаичных произведений, сохранившихся в развалинах различных городов древности1.

Исключительное значение эпических поэм Гомера для культурной жизни древнегреческого общества отметил еще живший в IV в. до н. э. древнегреческий философ Платон, писавший, что "этот поэт (Гомер) воспитал Элладу".1 Но, несмотря на широчайшую популярность Гомера, время его жизни, место рождения оставались неизвестными. В древней Греции семь городов спорили за право называться родиной этого замечательного поэта. Отсутствие биографических сведений о Гомере позволило некоторым европейским исследователям древнегреческой истории и литературы усомниться в исторической реальности личности поэта.

1.2 Развитие греческой мифологии

Греческую мифологию стоит рассматривать не как привычную и неподвижную картину, но, а в постоянно изменяющемся социальном и историческом контексте античного мира. Греческое общество прошло длительную эволюцию:

Микенский период, характеризующийся сильной царской властью и преобладанием в экономике царско-храмового хозяйства над общинным; Троянская война, потребовавшая напряжения всех сил; ослабление микенских центров и падение рабовладельческого уклада;

Период дорийского нашествия с разрушением государственных институтов и возвращением в доклассовый период.

Гомеровский период - разложение родовых отношений;

Архаический период - образование раннерабовладельческого общества и государства в форме полиса2.

Сущность греческой мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе, обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений. Образцы Аполлона, красивого юноши с лирой, Афродиты, исполненной женственности и привлекательности, Паллады - воительницы, относится к определенному периоду развития греческой мифологии.

Условно можно выделить три этапа развития греческой мифологии: доолимпийский, или хтонический (от греческого слова хтон - земля), олимпийский и классический, или героический. При этом в каждом мифе сосуществует черты предыдущей эпохи и новые мотивы. Например, для мифов хтонического периода характерна тема оборотничества и превращений: Зевс превращается в быка, в золотой дождь1.

В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанный с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно-родовой формации складываются уточненные формы героической гомеровской мифологии. В дальнейшем наивная мифология - своего рода единственная форма первобытного мышления - гибнет как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, социально- политических, моральных и философских идей рабовладельческой идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве.

Мифографы - собиратели и излогатели мифов - появились в Греции не позднее IV в. до н. э.1 К ним относятся софист Гиппий, а также Геродор Гераклейский, Гераклит Понтийский и др. Доинисий Самойский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.

При рассмотрении греческой мифологии в развитии в пределах каждого отдельного мифа прослеживаются разновременные рудименты (т. е. Остатки прежних эпох), которые существуют с ферментами нового возникающие в сюжете мифа. К примеру, в мифе о рождении Афины Паллады в полном вооружении из головы Зевса, проглотившего свою забеременевшую супругу Метиду, можно различить остатки фетишистских представлений и каннибализма предшествовавшие развитому патриархату, примат мужского индивидуализма над женским и символику мудрости верховного божества - свидетельства патриарха.

Греческая Мифология в её развитом виде, классическом, представляет собой мифологию героическую, а не стихийно - фетишистскую. Героическая мифология связана с периодом патриархата, однако в ней прослеживаются главнейшие типы хтонических рудиментов. Это, прежде всего, генетические рудименты, указывающие на происхождение: Ахилл - сын морской богини. Субстанциальные рудименты основаны на отождествление разного рода предметов или существ: солнце - бык, Инах - река и царь Аргоса2.

Огромное количество рудиментов имеет метаморфозный характер: Зевс вступает в брак с Данаей в виде золотого дождя.

Из иконографических рудиментов, т. е. относящихся к внешнему виду определённого мифологического персонажа, к примеру, совиные глаза у Афины, коровьи у Геры. Мифологическому образу сопутствуют функциональные рудименты: перун Зевса, лук и стрелы Аполлона.

Если рудимент мифа отражает его прошедшее, то фермент указывает на будущие развитие мифа: к примеру, у Гесиода эхидна - полузмея- полудева, она прекрасна, но зловредна, ненавистна людям, Этот мотив отвержения Эхидны, элемент в мифе объясняющий стремление человека обуздать стихийные силы природы. Существуют в Греческой мифологии мифологические комплексы:

Комплекс - интерполяции. Примером такого комплекса является гомеровское представление о тенях в загробном мире.

Комплекс компиляций. К примеру, олимпийская семья богов, образовавшаяся в результате объединения европейских и малоазиатских божеств. Существует ещё и полярный комплекс. Например, самый «светлый» бог Зевс вступает в брак с самой «тёмной» богиней Персефоной1.

В греческой мифологии необходимо учитывать её географическое положение. Например, мифы о Тесее нельзя оторвать от Афин, о Менелае и Елене - относятся к Спарте.

Процесс жизни воспринимается первобытным соединением в беспорядочно - нагроможденном виде, окружающие материализуется, одушевляется, населяется какими - то непонятными слепыми силами Земли с составляющимся её предметами представляется первобытному сознанию живой, одушевлённой, всё из себя производящей и всё собой питающей, включая небо, которое она тоже рождает из себя. Как женщина является главой рода, матерью, кормилицей и воспитательницей в период матриархата, так и земли понимаются, как источник всего мира, богов, демонов, людей. На раннем этапе, т.е. на стадии собирательно-охотничьего хозяйства, сознание ограничено чувствительным восприятием - это есть фетиш, а мифология - это фетишизм1. Древней человек понимал фетиш, как средоточие магической, демонической, живой силы. А так как весь предметной мир представлялся одушевлённым, то магической силой наделялся весь мир и демоническое существо не как не отделялось от предмета, в котором оно обитало.

Культ древнейших времен не имел ни храмов, ни изображений; он отправлялся в священных рощах, на алтарях под открытом небом, или же приношения просто вешались на деревьях. Первоначально чествовались непосредственно предметы природы или стихий. Греки сохранили в качестве объектов культа много священных камней и чурбанов. Кроме камней существовали еще и другие предметы, которым оказывалось фетишистское почитание: грубо обтесанные деревянные чурбаны, деревянных палок и деревянных досок2.

По мере развития производящего хозяйства человек интересуется вопросами производства вещей, их составом, их смыслом и принципами их строения. Тогда - то человек научился отделять «идею» вещи от самой вещи, а так как вещами являлись фетиши, т. е. отделять магическую силу демона от самой вещи - так совершился переход к анимизму.

Первоначально анимизм связан с представлением о демонизме, как о некой силе, злой или благодетельной, определяющей судьбу человека. Это есть мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная и роковая сила, о которой человек не имеет никакого представления, которую нельзя назвать по имени и с которой нельзя вступать ни в какое общение, так как этот демон ещё не имеет никакой фигуры и никакого лица, никакого вообще очертания. Демон - это первоначально та действующая сила, о которой человеку нечего не известно, его законченного образа ещё не существует, но он уже не является фетишем (Сфинкс, кентавры, сирены)1.

В мифологии олимпийского периода (или ранняя классика), связанного с переходом к патриархату, появляется герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшие воображение человека задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Например, Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на этом месте своё святилище. Вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, которому поклоняются все остальные боги и демоны.


Патриархальная община водворяется теперь на небе или на горе Олимп. Зевс сам ведет борьбу с чудовищами, побеждает циклопов и заклинает их под землю, в Тартар. Появляются боги нового типа. Женские божества, оформившиеся из многогранного древнего образа богини - матери, получили новые функции в эпоху героизма. Гера, стала покровительницей браков и моногамной семьи, Афина Паллада стала покровительницей честной, открытой и организованной войны, а Афродита стала богиней любви и красоты. Богами патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся мудростью, красотой и художественно - конструктивной деятельностью. Гермес превратился в покровителя всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство и торговлю. Не только боги и герои, но и вся жизнь получила в мифах совершенно новое оформление1. Прежде всего, преображается природа, которая раньше была наполнена непонятными и страшными для человека силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умеет находить в ней красоту, использовать природу для своих надобностей. Но всем правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. Прежде он был и ужасным громом, и ослепительной молнией, не было никакого божества, к кому можно было бы, обратится за помощью против него. Теперь же гром и молния стали больше как атрибутами Зевса. Греки стали представлять, что от разумной воли Зевса, зависит, когда и для каких целей он пользуется своим Перуном. К олимпийскому периоду миографы, относят и подвиги Геракла, загадка Сфинкса, которую разгадал Эдип, Одиссей, который не поддался завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, что способствовало гибели сирен и др.

Мы застаем мифы Греции уже подвергшимися обработке, не в их первоначальном виде. Даже дошедшие до нас древнейшие версии мифов относятся уже к тому времени, когда условия, необходимые для создания мифов, уже миновали. Это было время, когда греки давным-давно вышли из стадии первобытной жизни, когда у них накопился богатый опыт, когда этика их стала совершеннее, когда мы можем заметить в Греции первые проблески зарождающейся науки. Правда, в том, что рассказывают нам о богах и героях Гесиод и Гомер, еще много наивного и грубого, но и у них властно звучит неизмеримо более развитое представление о нравственности, чем у первобытного человека, их представление о богах неизмеримо возвышеннее. И это вполне естественно, так как греки ко времени Гесиода и Гомера прошли уже длинный путь культурного развития1.

Уже Гесиод и Гомер критически относятся к тем фактам, которые сообщают о богах мифы. Они часто стараются истолковать мифы так, чтобы затушевать их грубость, чтобы не являлись боги существами, совершающими позорящие поступки. Это же было тем легче сделать, что Греция никогда не знала догматов, которые должны были, безусловно, признавать все. Каждый грек свободно исполнял религиозные обряды, и лишь непочитание богов, отрицание их вызывало преследование. Если же свободен был грек от принуждений в исполнении религиозных обязанностей, то свободно было и толкование мифов, а это тем более верно, что мифы не содержат в себе изложения веры греков1.

Толкуя греческие мифы сообразно с новым взглядом на богов, Гомер вносит в мифы более глубокие черты. Он требует почитания богов, требует жизни умеренной, не исполненной гордыни, дабы не прогневались боги и не покарали человека. Наказание ждет человека, если нарушает он злыми делами волю богов, и не уйдет он тогда от не знающих пощады богинь мщения — Эриний. Великие герои Гомера прекрасны и мощны, высокоразвито их чувство чести, они отважны, велика их энергия, велика их любовь к родине, велика их доблесть. Но, как люди смертные, осуждены они на страдание, их удел — смерть. На каждом шагу нуждаются они в поддержке богов, и боги помогают им. Велик бог Зевс, исполнен он благости, "он помогает героям, блюдущим его законы и смиренно склоняющимся перед ним. Но всемогущ ли Зевс и все остальные боги? Нет. Боги подчинены сами року, как и люди. В том, что боги не всемогущи, сказывается еще несовершенство представлений Гомера о богах. А в том, что рассказывает Гомер о том, как гневаются боги, как часто бывают они жестоки, несправедливы и даже вероломны, как ссорятся они между собой, и, наконец, рассказывает о том, что боги страдают подобно простым смертным от ран,— все это отзвуки более грубых, древнейших представлений о богах2.

Подобно Гомеру, и Гесиод внес много облагораживающих черт в представление о богах. Правда, если прочесть его "Труды и дни" и "Теогонию", то первое впечатление получается такое, словно боги Гесиода грубы, жестоки, что главная цель их — вводить в соблазн людей и вести их к верной гибели; даже весь мир представляется полным зла, неправды и насилий. Но если вчитаться повнимательней, то мы увидим иное. Гесиод верит, что боги карают того, кто живет неправдой. Нет такого наказания, которое не наложил бы на человека Зевс, если нарушены будут его законы, так как он — враг зла. Трудиться должен человек, вести деятельную жизнь, соблюдая законы богов, и боги наградят его, — лишь зло карают они1.

Поздний героизм это процесс разложения родовых отношений. В ожесточенной классовой борьбе VII-VI вв. до н. э. победителем выходит город. Вместе с ростом полисной жизни, укреплением городов и ростом городского населения, развивается новая форма религии - полисная религия. Боги становятся покровителями территорий, входящей в состав полиса2. И это нашло отражение в греческой мифологии. Герои в этой мифологии заметно смелеют, их свободное обращение с богами растет, они осмеливаются даже вступать в состязание с богами. Лидийский Царь Тантал, который был сыном Зевса и пользовался всяческим благоволением богов, возгордился своей властью, огромными богатствами и дружбой с богами, похитил с неба амбросию и нектар и стал раздавать эту божественную пищу обыкновенным людям. Сизиф подсмотрел любовные встречи Зевса и Эгиды и разгласил эту тайну среди людей. Царь Иксион влюбился в Геру - супругу верховного бога Зевса и, обнимая тучу, думал, что обнимает Геру. Для этой героической эпохи характерны мифы о родовом проклятии, которое приводит к гибели нескольких поколений подряд1. Фиванский царь Лай украл ребенка и был за это проклят отцом этого ребенка. Проклятие лежало на всем роде Лая: сам он погиб от руки собственного сына Эдипа. Покончила с собой Иокаста - жена сначала Лая, а потом Эдипа, узнав, что Эдип ее сын. И это проклятие лежало на этой семье до тех пор, пока она вся не была истреблена.

Чем дальше шло развитие культуры в Греции, тем возвышеннее становились их боги, тем больше и больше облагораживались мифы, тем все сильнее смущали греков в мифах жестокости и грубости. Поэт Пиндар (522 — 448 гг. до Р. X.) уже прямо избегает касаться таких мифов, которые оскорбляют его нравственность. Он говорит, что люди о богах должны говорить лишь прекрасное. Для него боги поборники правды и справедливости. Все добродетели от богов. Наказывают человека боги за надменную гордость. Идеал жизни умеренность и смелая деятельность. Боги все знают. Все в руках богов. Человек не может быть уверен ни в едином мгновении своей жизни. Полна превратностей жизнь человека. Пусть надежда поддерживает человека, пусть будет доволен он тем, что дают ему боги. Лучшее украшение людей — благочестие. В загробной жизни ждет бессмертную душу человека награда или кара, поэтому должен человек творить при жизни добрые дела. Все эти взгляды на богов и на жизнь человека внес Пиндар в изложении мифов2.

Еще возвышеннее смотрит на богов великий трагический поэт Эсхил (525 — 456 гг. до Р. X.). Он говорит, что жизнь человека бренна, в одной надежде утешение. Всесилен рок, не избежать его человеку, как не избежал его могучий титан Прометей1. Сам Прометей - божество, он либо сын Титана и Апета, либо сам титан, то есть он или двоюродный брат Зевса, или даже его дядя. Когда Зевс побеждает титанов и наступает героический век, Прометей за свою помощь людям терпит от Зевса наказание - он прикован к скале в Скифии или на Кавказе. Наказание Прометея понятно. Поскольку он противник олимпийского героизма, то есть мифологии, связанной с Зевсом. Поэтому в течение всего героического века Прометей прикован к скале, и у Гомера о Прометее нет, не слова. Но вот героический век подходит к концу, незадолго до Троянской войны Геракл освобождает Прометея. Между Зевсом и Прометеем происходит великое примирение, которое означает торжество Прометея, даровавшего людям огонь и зачатки цивилизации, сделавшего человечество независимым от бога. Таким образом, Прометей, будучи сам богом, разрушал веру в божество вообще и в мифологическое восприятие мира2.

Но, хотя неизбежны веления рока, все же жизнью человека руководит божественная справедливость. Не губят без причины боги человека, лишь преступления против законов и правды наказывают они, карают они и чрезмерную гордость. Всякое злодеяние — это оскорбление богов, святотатство, которое должно быть наказанным. Не терпят боги неправды.

И Софокл (496 — 406 гг. до Р. X.) преклоняется пред богами, установления которых, по его словам, живут вечно. Нерушимы божеские законы, горе тому, кто посягнет на них. На Олимпе рядом с троном Зевса трон Дики — богини правды, там же царит и Фемида - богиня правосудия, не потерпят они, чтобы кто-либо из смертных нарушил законы Зевса. В чем заключается правильная человеческая жизнь? В благочестии и благоговейном страхе пред волей богов. Зевс и рок — вот кто руководит всем. Если человек силится избежать рока, то этим он только помогает исполниться велениям его. Жизнь человека непрочна, а предопределения богинь судьбы неизменны1.

Таким образом, от древних греков остались нам их предания, их древние сказания - мифы. Миф - это особая форма миропонимания. Греки по-своему, особым образом, верили в свою мифологию. По-своему писали свою историю.

В своем развитии греческая религия прошла длинный путь развития. В нем выделяются следующие этапы: доолимпийский, олимпийский и героический. Первый этап - это вера в одухотворенность неодушевленной природы. Но греки довольно рано пришли к антропоморфизму. На смену титанам пришло царство Зевса. Потом, когда произошло объединение племен, появился герой всей Греции - Геракл.

Мифы создавались тогда, когда эллины еще не знали грамоты. Они складывались в течение нескольких веков и не были записаны. Как представляли мир древние греки, можно узнать по отдельным мифам.

В представлении древних греков боги были похожи на людей. Среди богов греки считали вождем Зевса. Люди на земле обращались к богам - к каждому по его специальности.

В своих мифах эллины проявили замечательное чувство красоты, художественное понимание природы и истории.



следующая страница >>