190 лет со дня рождения Ушинский Константин Дмитриевич (1824 1870) Русский педагог - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
190 лет со дня рождения Ушинский Константин Дмитриевич (1824 1870) Русский педагог - страница №1/1

к.д. ушинский

190 лет со дня рождения

Ушинский Константин Дмитриевич

(1824 - 1870)

Русский педагог

Родился в семье чиновника Дмитрия Григорьевича Ушинского 2 марта 1824года в городе Тула. После окончания Новгород Северской гимназии К. Д. Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, а не на филологический, куда могла бы его склонить романтико-поэтическая натура. В 1864-1949 гг. профессор ярославского Демидовского юридического лицея. Сотрудничал в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения». В 1862- 1867гг.жил за границей, изучая постановку школьного дела.

Он хотел видеть систему образования и обучения демократичной. Считал что педагогика, организуя воспитание человека, должна использовать достижения других наук о человеке, которые он называл «антропологическими»: философии, истории, литературы, психологии, анатомии и других. В развитии человека решающую роль отводил исторической преемственности поколений. Цель воспитания – формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности. В содержании общего образования уделял большое место естественно - научным знаниям. В книги для первоначального классного чтения «Детский мир и Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864), кроме отрывков из литературы, включил так называемые деловые статьи, дававшие материал по природоведению, географии и истории страны. Утвердил в русской дидактике принцип воспитывающего обучения – единства обучения и воспитания.

Умер педагог 22декабря 1870 года в Одессе, где в течение двух месяцев находился на лечении. Похоронен Константин Дмитриевич в Киеве на земле Выдубицкого монастыря.

В юности Ушинский увлекался философией, историей, правом, естественными науками, изал немецкий и французский языки. Имел прекрасную память, аналитический склад ума и независимый характер. Серьёзно занимался наукой в стенах Московского университета, начал преподавать в Демидовском лицее Ярославля, но попытка реформировать учебное заведение ему не удалась. Получая скудное жалованье, он прослужил несколько лет чиновником в петербургском департаменте, печатался в журналах и газетах.

Будучи инспектором классов в Гатчинском сиротском университете, Ушинский изучал педагогический опыт европейских стран, работал над статьями, книгами для чтения и хрестоматиями. Известность ему принёс сборник "Детский мир", состоящий из азбуки, упражнений, стихов, сказок и фрагментов художественных произведений.

За что бы ни брался Константин Дмитриевич, всё получалось: был подготовлен проект преобразований Смольного института, коренным образом изменился журнал министерства народного просвещения. Однако из-за различных причин, вынудивших оставить начатые дела, полностью сосредоточился на литературной деятельности.

В Швейцарии, находясь в длительной командировке, работал над составлением книг для первоначального обучения "Родное слово" и первых педагогических рекомендаций для наставников, обратился к фольклору, сам пересказывал народные сказки, отбирал оригинальные произведения русских поэтов и писателей.

Маленьким читателям писатель рассказывал о природе и путешествиях, животных и растениях, о родной стране и самых обычных предметах и явлениях жизни. Его тексты носили научно-познавательный и воспитательный характер, развивали логическое мышление и внимание, учили рассуждать, излагались в простой, доступной форме ("Как человек ездил по земле", "Как ездят без лошадей", "По воде на колёсах", "Как люди летают по воздуху", "Как рубашка в поле выросла"). Естественно, некоторые произведения устарели в техническом плане, но по ним вполне можно изучать историю цивилизации, культуры, техники.

Живое и образное повествование в рассказах "История одной яблоньки", "Бишка", "Четыре желания", "Ласточка", "Играющие собаки", "Ветер и солнце", "Гадюка", "Утренние лучи" таит мудрость, слагаемую веками,  глубокий подтекст, скрытую гармонию, знакомит с бытом и укладом народа, его негласными законами, христианскими представлениями о мире и человеке.

Книги Ушинского были популярны и часто переиздавались, хотя было и такое, что признавались вредными и запрещались к использованию в учебных заведениях.

Испытывая всю свою жизнь материальные трудности, сопротивляясь болезни лёгких и тяжело преодолевая всякие жизненные препятствия, Ушинский находил время и для собственной семьи, стремился дать правильное воспитание своим пятерым детям.

Педагогические труды и художественные произведения Ушинского по-прежнему актуальны и полезны, а некоторые идеи стали классикой:

- Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...

- Человек рождён для труда, труд составляет его земное счастье, труд - лучший хранитель человеческой его нравственности, и труд должен быть воспитателем человека.

- Учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли, так, чтобы самый интерес учения зависел от серьёзной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас.



- Заставьте  ребёнка сидеть, он очень скоро устанет; лежать - то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать, и менее всего долго думать; но он резвится и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности, и не устаёт ни на минуту.

- Если вы хотите сделать дитя негодяем, то приучите его с детства повторять всевозможные нравственные сентенции, и потом они не будут уже производить на него никакого влияния.