1. 3 Окончание периода Реконструкции. Правление У. Гранта 4 Политика Р. Хейса - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
1. 3 Окончание периода Реконструкции. Правление У. Гранта 4 Политика Р. Хейса - страница №1/2


http://text.tr200.biz - скачать рефераты, курсовые, дипломные работы

Содержание
Введение

1. Послевоенное время

1.1 Реконструкция Юга (1865–1877)

1.2 Внешняя политика администрации Э. Джонсона

1.3 Окончание периода Реконструкции. Правление У. Гранта

1.4 Политика Р. Хейса


2. «Позолоченный век»

2.1 Администрация Ч. Артура


2.2 Внутриполитическая ситуация

2.3 Политический курс демократической администрации

2.4 Администрация Б. Гаррисона

2.5 Вторая администрация Г. Кливленда

2.6 Расцвет США. Президентство У. Маккинли

2.7. Испано-американская война 1898–1899 гг.

2.8 Политика «Открытых дверей»

2.9 Незавершенное президентство. США в начале ХХ в.

Заключение

Библиография



Введение
Тема данной курсовой работы – политическое развитие США после Гражданской войны в 1861 г.

Эта тема и по сей день является актуальной, так как именно в это время происходит переход Соединенных Штатов Америки к индустриальному обществу. Что оказало огромное влияние на последующее развитие страны.



Целью данной курсовой работы является рассмотрение политического развития США в последней трети ХIХ века, выявления особенностей и закономерностей развития внутренней и внешней политики, создание общей картины политической жизни страны в данный период времени.

Объектами исследования выступают администрации политических деятелей, реформы и законы, утвержденные в последней трети ХIХ века, политические и экономические отношения между США и другими странами.

Последняя треть ХIХ века характеризуется высоким уровнем экономического, политического, социального и интеллектуального развития американского общества. Существует несколько факторов, влияющих на развитие США в последней трети ХIХ века. Прежде всего это Гражданская война и победа Севера над Югом. Также немаловажное влияние оказало крушение рабовладельческого строя. Рабство в стране было отменено бесповоротно – в виде 13-й поправки к Конституции, которую сенат утвердил в апреле, а 3/4 штатов – в декабре 1865 г.

К реконструкции Юга приступили сразу же после смерти А. Линкольна. Новый президент США, Эндрю Джонсон, в основу своего плана положил план А. Линкольна. Но между новым президентом и конгрессом обострились разногласия. Издав в мае 1865 г. указ об амнистии, который восстанавливал плантаторов у гражданских, политических и собственнических правах (кроме права иметь рабов), он взял на себя тяжелую ответственность. На Юге запахло новой гражданской войной – уже между плантаторами и освобожденными рабами. В июле 1866 г. конгресс принял 14-ю поправку к Конституции США. Она лишала лидеров Конфедерации права занимать государственные должности, а негров уравнивала в правах с белыми. В 1870 году вступает в силу также очень важная поправка, гласившая о праве голоса каждого американца, независимо от цвета кожи. Негры стали избираться на выборные должности.

За последние десятилетия ХIХ века значительно увеличилась площадь территории США. В марте 1867 г. Госсекретарем США Уильям Стюардом был подписан Договор о продаже Соединенным Штатам Русской Аляски. Общий размер уступаемой Россией территории составлял 1519 тыс. км2, вместе с которой Соединенным Штатам передавались все недвижимое имущество, все колониальные архивы, официальные и исторические документы.

На выборах в ноябре 1868 г. около 73% членов Коллегии выборщиков отдали свои голоса в пользу У. Гранта. В годы его правления произошло разделение отношений к Гражданской войне индейских племён. После окончания Гражданской войны индейские племена, независимо от того, на чьей стороне они были в военные годы, были вытеснены федеральными войсками в еще более ограниченные по размерам резервации. В 1887 г. Конгрессом США был принят Закон Дауэса о распределении земли (Dawes General Allotment Act).

Внешнеполитическая деятельность была главным образом посвящена решению жизненно важных для США вопросов: экономической экспансии на рынки стран Латинской Америки и поиску новых рынков сбыта американской продукции на других континентах. Эта особенность исторического периода протяженностью более чем в двадцать лет, начиная с 1877 г., имела и другое объяснение. Президенты США последней трети XIX в. практически не имели опыта государственной деятельности в области международных отношений. Не обладали таким опытом и политические назначенцы, как правило, из числа провинциальных политиков, оказавшиеся по воле этих президентов во главе внешнеполитического ведомства страны (за исключением лишь Дж. Блейна, возглавлявшего Государственный департамент США в годы администраций Дж. Гарфилда в 1881 г., Ч. Артура в 1881–1885 гг. и Б. Гаррисона в 1889–1893 гг.). В эти годы власть в стране дважды переходила от одной партии к другой, что отражалось на подходах к решению тех или иных международных проблем и не способствовало последовательному внешнеполитическому курсу. Вместе с тем в области внутренней политики для администраций этого периода была характерна более четко прослеживаемая изначальная определенность их решений и действий.

В 1873–1876 гг. американское общество переживает экономический кризис, который сопровождается рядом социальных проблем. Как писал американский социалист Моррис Хилквит: «В Америке началась эра – эра архимиллионеров и денежных королей неслыханной роскоши и великолепия и в то же время эра ужасающей бедности и суровой нищеты». Укрепление бизнеса носило социально – дарвинистский характер, люди жили по принципу «выживает сильнейший». Представители крупного бизнеса стали оказывать огромное влияние на жизнь американского общества и на политическое развитие США. Особой популярностью пользовался Конгресс, в частности Сенат.

В 70–80-е годы возникли различные фермерские и рабочие партии, с помощью которых они хотели решить свои проблемы (Рабочая партия Соединенных Штатов (Workingmen's Party of the United States), Социалистическая рабочая партия Северной Америки (Socialist Labor Party of North America), Прогрессивная рабочая партия (Progressive Labor Party).

В 1878 г. Формируется союз рабочих «Рыцари труда» (Knights of Labor). К 1886 г. в нем насчитывалось уже от 500 тыс. до 800 тыс. человек. Однако затем начался упадок союза, многие его члены стали покидать его, переходя в созданную в 1881 г. Американскую федерацию труда (American Federation of Labor).

В 1890 г., во время правления Бенджамина Гаррисона, по инициативе Белого дома Конгресс США принял четыре важных закона, сохранявших свое значение на протяжении нескольких следующих десятилетий. Первым из них стал Антитрестовский закон Шермана (Sherman Antitrust Law). В интересах владельцев серебряных рудников был принят Закон Шермана о закупке серебра (Sherman Silver Purchase Act). Также были приняты меры в защиту интересов производителей промышленности, Протекционистский Закон Маккинли о тарифах (McKinle Tariff Act). И наконец, Закон о пенсиях (Dependent Pension Act).

Последнее десятилетие XIX в. вошло в историю как период активной империалистической экспансии крупнейших государств мира. Европейские державы приступили к разделу Африканского континента и начали ожесточенную борьбу за сферы политического влияния и приложения капитала, а также рынки сбыта производимых ими товаров в Азии.

На протяжении ряда предшествующих лет в политических и предпринимательских кругах США при активной поддержке прессы периодически поднимался вопрос об интервенции на Кубу с целью захвата острова и изгнания Испании из Западного полушария, что в 1898 году приводит к Испано-американской войне. Продолжавшаяся преимущественно на море 100-дневная «отличная маленькая война» (Splendid Little War) окончилась легкой победой над Испанией, в результате которой в июне-августе 1898 г. в заливе Сантьяго на Кубе и в Манильском заливе на Филиппинах был уничтожен испанский флот, захвачена столица Филиппин Манила, оккупирован Пуэрто-Рико и аннексированы Гавайские острова.

На рубеже веков США предприняли попытку сформировать англосаксонское единство в борьбе со «славянской экспансией» в Северном Китае, которая была названа серьезной угрозой англо-американским торгово-экономическим интересам в регионе и провозглашена политикой «открытых дверей».

Важную роль в развитии США сыграл также и миграционный поток. За период с 1890 по 1910 г. в США иммигрировало около 12 млн. человек. Американские демографы отличают эту иммиграционную волну от 8-миллионной волны иммиграции 1850–1880 гг. из Северной и Западной Европы, Англии, Ирландии, Скандинавских стран, а также из Китая и Японии.



1. Послевоенное время
1.1 Реконструкция Юга (1865–1877)
Практически все шаги, предпринятые в период первого президентства Линкольна, были в той или иной мере связаны с Гражданской войной. Экономически свободный и независимый Юг представлял собой серьезнейшую угрозу интересам Севера – гаранта дальнейшего экономического прогресса всей американской нации. Вопрос о рабстве занимал в претензиях отделившихся штатов также важное место.

Рабство в стране было отменено бесповоротно – в виде 13-й поправки к Конституции, которую сенат утвердил в апреле, а 3/4 штатов – в декабре 1865 г. Нерешенными оставались однако конкретные вопросы дальнейшего существования Юга – условия допуска бывших штатов Конфедерации в союз, положение бывших рабовладельцев и освобожденных рабов, устройство власти и др. В правящих кругах США на этот счет не было единого мнения. Еще при жизни Линкольна против его миротворческого курса выступила группа влиятельных конгрессменов-республиканцев во главе, с Тадеушем Стивенсом и Чарлзом Самнером. Они настаивали на военной диктатуре над Югом, лишении активных участников мятежа против союза гражданских прав и на предоставлении их неграм.

После смерти Линкольна разногласия между президентом и конгрессом обострились. Претворять в жизнь предначертания Линкольна стал новый президент Эндрю Джонсон, бывший вице-президент. Он не обладал ни славой, ни авторитетом своего предшественника, и первые же практические результаты миротворческой политики обернулись против него. Издав в мае 1865 г. указ об амнистии, который восстанавливал плантаторов у гражданских, политических и собственнических правах (кроме права иметь рабов), он взял на себя тяжелую ответственность.

Конфискованные в годы войны плантации пришлось возвратить бывшим владельцам, которые силой и угрозами принуждали черное население работать на прежних хозяев. Появились разветвленные террористические организации, в том числе знаменитый ку-клукс-клан, зверски расправлявшиеся с непокорными неграми и сочувствовавшими им белыми. Получив власть, плантаторы проводили через законодательные собрания штатов «черные кодексы» – законы, лишавшие бывших рабов права собственности на землю, на свободу передвижения, свободу слова, митингов и собраний, на браки с белыми и т.п. Все это было чревато «ползучей реставрацией» прежней системы рабства.

На Юге запахло новой гражданской войной – уже между плантаторами и освобожденными рабами, которые начали организованное сопротивление старым порядкам, развернули борьбу за землю и гражданские права, действуя на основе юнионистских лиг (так назывались союзы черных в поддержку федерального правительства, возникшие еще в Гражданскую войну). В свою очередь, плантаторы провели выборы в конгресс США, и в декабре 1865 г. новые сенаторы и представители Юга прибыли в Вашингтон, причем среди них как ни в чем не бывало находился бывший вице-президент мятежной Конфедерации Александр Стефенс. Радикально настроенные члены конгресса добились решения не допускать их в зал заседаний, передать продолжение Реконструкции конгрессу и расследовать положение дел на Юге.

В июле 1866 г. конгресс принял 14-ю поправку к Конституции США. Она лишала лидеров Конфедерации права занимать государственные должности, а негров уравнивала в правах с белыми. Первый абзац поправки гласил, что все лица, рожденные в США или получившие там гражданство и подчиняющиеся законам страны, являются ее гражданами и гражданами того штата, где они проживают, и могут быть лишены права на жизнь, свободу и собственность только решением суда, а не изданием каких-либо ограничительных законов. Тем самым запрещались «черные кодексы».

Одержав победы на выборах, республиканцы получили в конгрессе более 2/3 голосов и приступили к радикальной Реконструкции. В 1867 г. на Юге было введено военное положение и отменены прежние конституции штатов. На основе 14-й поправки утверждались права черного населения. Впрочем, деление Юга на военные округа рассматривалось как временное – до ратификации штатами 14-й поправки. К июлю 1868 г. благодаря этим чрезвычайным мерам штаты Юга ее ратифицировали, и завоевания Гражданской войны были спасены.

Радикальная Реконструкция означала принудительную демократизацию жизни на Юге, с опорой на армию, введенную в южные штаты, но без развязывания террора и диктатуры якобинского толка. Все решалось законным путем: 14-я поправка к Конституции в 1870 г. была дополнена 15-й, которая специально оговаривала, что право голоса в США не ограничивается цветом кожи, расовой принадлежностью или рабским состоянием в прошлом.

Аграрный вопрос решался не перераспределением земли в пользу освобожденных негров, которые требовали предоставить каждой черной семье «40 акров и мула», а разрешением приобретать недвижимость, тем более что часть плантаций дробилась и распродавалась за долги. На южные штаты распространилось и действие закона 1862 г. о гомстедах. Разумеется, «стартовые возможности» негров были минимальными, и они в основной своей массе собственниками не стали, что надолго закрепило их неполноправное положение, однако вступление на скользкий путь передела собственности было не в духе американской политической традиции. Зато вполне ощутимыми стали достижения в области образования негров: к 1880 г. почти сплошная неграмотность среди них сократилась до 70%. К концу 60-х годов в штатах Юга действовали «правительства Реконструкции», негры активно использовали свои политические права и избирались на вы борные должности, в том числе в конгресс. Конституции южных штатов были пересмотрены, что явилось решающим условием приема их в союз на новой основе.

Тем самым радикальная Реконструкция выполнила свою основную задачу. В 1868 г. президент Джонсон был даже подвергнут импичменту, но для его осуждения и отстранения от должности не хватило одного голоса присутствующих сенаторов. На выборах того года президентом США стал бывший главнокомандующий армией Севера генерал У. Грант, при котором резко возросла предпринимательская активность в стране (сам Грант втянулся в операции на бирже). Заметно перерождался и класс плантаторов, которые чем дальше, тем больше приспосабливались к новым условиям хозяйствования, превращаясь из «земельных аристократов» в коммерсантов полностью буржуазного типа.

Бурно развивавшийся капитализм естественным, эволюционным путем нивелировал существовавшие различия между Севером и Югом, и в 70-е годы радикальная Реконструкция постепенно сошла на нет. Этому способствовала и смерть в 1868 г. ее самого непреклонного лидера Т. Стивенса, мечтавшего «сверху» наделить негров землей. «Правительства Реконструкции» в южных штатах одно за другим заменялись новыми, которые формировало южное крыло Демократической партии. Она усиливала свое влияние и в конгрессе. В этой обстановке поднимали голову реакционные силы, игнорировавшие 14-ю и 15-ю поправки к Конституции и вынашивавшие планы экономического и социального закабаления черных американцев. Запрет в 1876 г. деятельности ку-клукс-клана конгрессом оказался малоэффективным.

По мере того как Демократическая партия наращивала свою массовую базу, в том числе за счет части фермерства и белых бедняков Юга, Республиканская теряла былое влияние на массы, превращаясь из некогда радикальной, антирабовладельческой, «народной» в партию, руководимую крупным капиталом. Падению ее влияния способствовала, в частности, непопулярная финансовая политика, состоявшая в стабилизации денежного обращения путем замены бумажной наличности звонкой монетой, которой не хватало. «Удорожание денег» ударило по всем, кто брал кредиты и ссуды в банках и у частных лиц. Это вызвало серию банкротств и сильное недовольство фермеров, заинтересованных в выпуске «дешевых» бумажных долларов («гринбеков»). В США появились ассоциации «гринбекеров» – сторонников не ограниченного печатания денег, что, как они надеялись, облегчит выплату долгов.

В 1876 г. кандидат в президенты от демократов Сэмюэл Тилден (штат Нью – Йорк) получил больше голосов, чем республиканец Рутерфорд Б. Хейс из штата Огайо. Однако результаты выборов подверглись пересмотру, в ходе которого большинство голосов было приписано Хейсу. Так состоялась закулисная сделка лидеров обеих партий: президентом США стал, как и прежде, республиканец, но в обмен на обязательство вывести с территории Юга еще находившиеся там федеральные войска. Придя в 1877 г. к власти, Хейс ликвидировал этот последний элемент чрезвычайного положения на Юге, с помощью которого велась его радикальная Реконструкция.

1.2 Внешняя политика администрации Э. Джонсона

Изобилие острых внутренних проблем в годы президентства Э. Джонсона не означало абсолютного бездействия его администрации во внешнеполитической сфере. Госсекретарь США Уильям Стюард был убежденным экспансионистом или, как его назвал американский историк Т. Бейли, «экспансионистом с полуглобальным (т.е. ограниченным рамками Западного полушария. – Авт.) аппетитом». Оставаясь по возможности в стороне от внутриполитических склок, он продолжал внешнеполитическую линию американского государства, сформулированную «доктриной Монро». Ассоциация личности Стюарда с внешнеполитическими решениями двух американских администраций – А. Линкольна и Э. Джонсона – тем более правомерна, что эти два президента не обладали ни достаточным опытом внешнеполитической деятельности, ни необходимыми знаниями, чтобы возглавить это направление государственной политики.

С 1861 по 1868 г. внешняя политика Соединенных Штатов формировалась и осуществлялась под контролем и при непосредственном участии У. Стюарда. В 1867 г. в первую очередь его усилиями были аннексированы коралловые острова Мидуэй, расположенные в Тихом океане к северо-западу от Гавайских островов. В том же году правительство США настояло на выводе из Мексики французских войск, поддерживавших неугодный американцам режим императора Максимилиана, марионетки Наполеона III. Реализации подписанного в октябре 1867 г. договора с Данией о приобретении Соединенными Штатами за 7,5 млн долл. двух островов из архипелага Виргинских островов помешали землетрясение и ураган, практически разрушившие их (сенат отказался утвердить это приобретение). В 1868 г. был подписан американо-китайский Договор Берлингейма (по фамилии американского посланника в Китае), который уточнял американские права в Китае, регулировал вопросы двухсторонней торговли и гарантировал неограниченную китайскую иммиграцию в Соединенные Штаты.

Активный сторонник расширения владений США в Западном полушарии, Стюард считал, что латиноамериканцы, англичане и русские своей деятельностью в Северной Америке закладывают основы для будущего могущества его страны. «Стоя здесь и обращая свой взор к Северо-западу, – заявил он в одном из своих выступлений, – я вижу русского, который озабочен строительством гаваней, поселений и укреплений на оконечности этого континента как аванпостов Санкт-Петербурга, и я могу сказать: «Продолжай и строй свои аванпосты вдоль всего побережья вплоть даже до Ледовитого океана – они тем не менее станут аванпостами моей собственной страны, монументами цивилизации Соединенных Штатов на Северо-западе».

Стюард, руководствуясь торгово-экономическими интересами США, неизменно подчеркивал важное значение для американского государства тихоокеанского севера и обеспечения доступа «американского флага» в порты Сибири, Камчатки, Курильских и Алеутских островов.

В марте 1867 г. Стюардом и российским посланником в США Э.А. Стеклем, действовавшим по поручению российского императорского двора, был подписан Договор о продаже Соединенным Штатам Русской Аляски. В числе уступленных по договору Россией территорий в Северной Америке и в Тихом океане были: весь полуостров Аляска (по линии, проходящей по меридиану 141° з. д.); береговая полоса шириной в 10 миль южнее Аляски вдоль западного берега Британской Колумбии; архипелаг Александра; Алеутские острова с о. Атту; острова Ближние, Крысьи, Лисьи, Андреяновские, Шумагина, Тринити, Умнак, Унимак, Кадьяк, Чирикова, Афогнак; острова в Беринговом море: Св. Лаврентия, Св. Матвея, Нунивак и острова Прибылова – Сент-Пол и Сент-Джордж. Общий размер уступаемой Россией территории составлял 1519 тыс. км2, вместе с которой Соединенным Штатам передавались все недвижимое имущество, все колониальные архивы, официальные и исторические документы. Местные жители получали право вернуться в Россию в течение трех лет или, по желанию, остаться в США.

Принимая решение о продаже Аляски Соединенным Штатам, российское правительство руководствовалось в первую очередь не финансовыми, а политическими соображениями. Александр II был твердо убежден в том, что этот акт устранит возможные будущие противоречия между Россией и США и будет содействовать укреплению фактического союза между ними. В оправдание заключенной сделки ее инициаторы в придворных кругах России ссылались на невозможность защитить далекие территории от агрессивных планов «владычицы морей» Великобритании и неизбежных посягательств на них американских золотодобытчиков и охотников.

Реакция как американской, так и российской общественности на заключение договора была неоднозначной. В обеих странах было немало политических деятелей и органов печати, выступавших с полярно противоположных позиций при оценке значения и последствий договора. Для американских противников приобретения Аляски характерными были заявления, подобные сделанному, в частности, еженедельником «Харперс»: «Нельзя было найти более неподходящего момента, чем этот, для территориальной экспансии Соединенных Штатов… эта территория станет в действительности дальней колонией с чуждым нам населением… В практическом плане вопрос заключается в следующем: разумно ли расширять нашу территорию в любом направлении такой ценой». В политических кругах северных штатов, т.е. сторонниками приобретения Аляски, высказывалось суждение, что США должны были отплатить России сторицей за ее поддержку в годы Гражданской войны. Под влиянием сообщений о задержке по вине Конгресса Соединенных Штатов выплаты России оговоренной суммы российское общественное мнение стало все больше склоняться к неприятию факта продажи Аляски.

Американский консул Ю. Скайлер, в частности, докладывал в Вашингтон: «Добровольная сдача части принадлежавшей России территории была осуществлена вопреки мнению всех россиян, и огромная масса русских была недовольна решением правительства отдать Аляску. Единственным утешительным обстоятельством было то, что она была приобретена Соединенными Штатами, к которым тогда существовало поистине дружеское отношение. Даже шесть месяцев назад предполагалось предоставить широкие льготы и возможности американцам, занятым предпринимательством здесь или приезжающим сюда. Но ситуация изменилась с тех пор, как конгресс задержал выплату денег».

Решение правительства о приобретении у России Аляски было негативно встречено в США критиками американского экспансионизма. Они находили в этой сделке много общего с тем, как были приобретены Западная Флорида и Техас. У. Стюард подвергался резкой критике со стороны ряда видных политических деятелей и органов печати США, а сама Аляска называлась «причудой Стюарда», «морозильником Стюарда» и «Мордовией». Однако более дальновидными оказались политики, которые распознали в Аляске «разводной мост» между Северной Америкой и Азиатским материком. С именем президента Джонсона приобретение Аляски никак не связывалось и на отношении к нему в политических и общественных кругах США ни в коей мере не сказалось.



следующая страница >>