§ 99. Россия в конце XX начале XXI в. «Шоковая терапия» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
§ 99. Россия в конце XX начале XXI в. «Шоковая терапия» - страница №1/1

§ 99. Россия в конце XX - начале XXI в.
«Шоковая терапия».

К 1992 г. в России, ставшей само­стоятельным государством после распада СССР, необходи­мость перехода к рыночной экономике считалась неизбежной. Повседневными явлениями стали пустые прилавки магази­нов, бесконечные очереди. Осложняла ситуацию дезинтегра­ция экономики бывшего СССР.

Руководство России во главе с Б. Н. Ельциным выходом из критического положения считало макроэкономическую стабилизацию - достижение баланса между платежеспособным спросом и предложением товаров. Был взят курс на «шоковую терапию». Идеологом и основным проводником этой политики стал Е. Т. Гайдар, получивший пост вице- премьера в правительстве.

Реформаторы полагали, что рынок сам создаст оптималь­ную структуру экономического развития. Уверенность коман­де реформаторов придавала и позиция Запада, обещавшего предоставление крупных кредитов. В общественном сознании присутствовало представление о недопустимости государ­ственного вмешательства в экономику. Однако серьезным специалистам было очевидно, что в условиях системных пре­образований роль государства, напротив, должна была неу­клонно возрастать.

С января 1992 г. цены на большинство товаров были от­пущены. Планировалось, что они возрастут в 3 - 5 раз, но на деле цены очень быстро увеличились в сто и более раз и продолжали расти. Правительство пошло на резкое сокращение важнейших государственных расходов. Значительно упало финансирование армии, снизился до опасной черты государ­ственный оборонный заказ, что поставило на грань краха са­мые наукоемкие производства. До крайне низкого уровня упали социальные расходы.

Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставили весной 1992 г. пой­ти на повышение зарплат. Началась галопирующая инфля­ция.



Приватизация и ее особенности в России.

Важным направ­лением в политике правительства стала приватизация (разгосударствление) промышленности, розничной торговли и сферы обслуживания. В результате приватизации в 1992 г. в руки частных лиц перешло более 110 тыс. промышленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике. Однако приватизация сама по себе не мог­ла повысить эффективность производства.

Во-первых, в приватизации политические цели доминиро­вали над экономической целесообразностью. Власть стреми­лась к форсированному созданию слоя собственников, кото­рый укрепил бы политический режим. Именно поэтому за бесценок «своим» раздавались предприятия и целые отрасли. Новые хозяева, не вложившие в приобретаемую собственность значительных средств, не были заинтересованы в обновлении производства.

Во-вторых, приватизация не получила всенародной под­держки. Символом равных возможностей в создании своего бизнеса, по замыслу реформаторов, должен был стать прива­тизационный чек - ваучер, который каждый гражданин по­лучал бесплатно и мог свободно им распорядиться. Для опре­деления стоимости ваучера стоимость всех подлежащих при­ватизации предприятий в ценах 1984 г. разделили на коли­чество граждан. В результате ваучер оценили в 10 тыс. руб­лей. Их выдали всем гражданам России в конце 1992 г. До конца 1994 г. ваучеры можно было обменивать на акции при­ватизируемых предприятий. Однако в 1994 г. на 10 тыс. руб­лей можно было купить всего два килограмма колбасы. В условиях обнищания и экономической безграмотности люди либо продавали ваучеры, либо помещали их в инвестицион­ные фонды. Большинство этих фондов изначально создава­лись как мошеннические структуры и не собирались выпла­чивать вкладчикам никаких денег.

С конца 1995 г. начался новый этап приватизации, свя­занный с так называемыми залоговыми аукционами. Сроч­но созданные финансовые группы предоставляли правительству России кредит и получали под залог этих денег акции государственных предприятий, прежде всего топливно- энергетического сектора. Реальная цена акций многократно превышала стоимость кредитов, а сами деньги для кредитов финансовые группы получили от того же государства. Воз­вращать кредиты правительство не собиралось, и акции пе­решли в собственность «кредиторов». Естественно, участни­ками подобных мошеннических операций могли стать лишь люди, близкие к организовавшим эти операции чиновни­кам.

Результаты приватизации.

В 90-е гг. XX в. спад производ­ства и технологическое отставание приняли в России опасные размеры. Отечественные товаропроизводители очень быстро утратили контроль над национальным рынком, который был занят импортными товарами.

Доля государственной собственности в экономике стала не­значительной. Однако задуманной модернизации производ­ства и общества, в результате которой было бы снято отчуж­дение личности от собственности, не произошло. Напротив, приватизация привела к глубокому расколу общества. Лишь 5 % жителей страны получили контроль над собственностью, приносящей прибыль. Ведущее место среди них заняли пред­ставители чиновничества, распоряжавшиеся приватизацией. По бросовым ценам скупили богатства страны и представи­тели «теневой» экономики, криминала. В России сложился чрезвычайно узкий, но могущественный слой собственников, получивших название олигархи.

Снижение социальной защищенности граждан России при­вело к серьезным демографическим последствиям. Убыль населения России достигла почти 1 млн. человек каждый год.

К 1996 г. объем промышленности сократился по сравнению с 1991 г. в два раза. Экономику и социальную устойчивость в стране позволяла поддерживать лишь продажа за рубеж сы­рья. Правда, удалось несколько стабилизировать финансовую ситуацию, остановить падение курса рубля. В 1997 -1998 гг. спад производства замедлился, в некоторых отраслях наме­тилось оживление.

Однако 17 августа 1998 г. произошел так называемый дефолт, вызвавший многократное падение курса рубля, ра­зорение многих банков, рост цен, увеличение безработицы.

Однако кризис 1998 г. имел и положительные последствия. Сократился ввоз из-за рубежа промышленных и продоволь­ственных товаров, что способствовало росту отечественного производства. Дополнительным благоприятным фактором стал рост с этого времени цены на нефть на мировом рынке. Поэтому с 1999 г. в России начался подъем экономики. Он продолжался и в начале XXI в. Но этот рост почти полностью зависел от мировых цен на нефть, а доходы подавляющей ча­сти населения, несмотря на увеличение, оставались крайне низкими.

Общественно-политическое развитие в 1991 - 1993 гг.

Рост социальной напряженности вызвал обострение полити­ческой борьбы. С весны 1992 г. авторитет оппозиционных сил быстро рос. Постепенно главным центром оппозиции поли­тике президента Б. Н. Ельцина стали Съезд народных депу­татов и Верховный Совет.

В 1992 -1993 гг. неоднократно происходили столкнове­ния между демонстрантами и милицией и внутренними вой­сками. 21 сентября 1993 г. Ельцин приостановил деятельность

Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. Од­новременно вышел указ о поэтапной конституционной рефор­ме. Верховный Совет своим постановлением от 22 сентября 1993 г. заявил об отстранении Ельцина от власти. Исполняю­щим обязанности президента был назначен генерал А. В. Руц­кой, вице-президент Российской Федерации. Белый дом, где обосновался Верховный Совет, был блокирован силами Ми­нистерства внутренних дел и спецслужб.

В Москве противники Ельцина организовали демонстра­ции. Поскольку телевидение тенденциозно освещало собы­тия, защитники Белого дома предприняли попытку овладеть Останкинским телецентром, но она оказалась неудачной: со­бравшиеся в Останкино люди были расстреляны.

4 октября Ельцин отдал приказ расстреливать из танков само здание Белого дома. Сотни человек были убиты, многие ранены. К вечеру депутаты покинули здание, руководство Верховного Совета было арестовано.

Основным итогом событий осени 1993 г. стал демонтаж системы советской власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, которая была принята на всенарод­ном голосовании 12 декабря 1993 г., президент получил пол­номочия формировать правительство, вносить законодатель­ные инициативы, распускать органы законодательной власти в оговоренных случаях, издавать указы по ключевым поли­тическим вопросам. Законодательным органом власти высту­пал двухпалатный парламент - Федеральное собрание. Оно состояло из Совета Федерации, представленного субъ­ектами Федерации, и Государственной думы, депутаты которой избирались как по избирательным округам, так и по партийным спискам.

Общественно-политическое развитие в 1994 -1999 гг.

12 декабря 1993 г. одновременно с голосованием по Консти­туции состоялись выборы в Государственную думу. На выбо­рах были представлены разные силы. Блок «Выбор России» во главе с Е. Т. Гайдаром опирался на поддержку государ­ственных структур. В целом его отличала либеральная на­правленность, но поскольку основным носителем либераль­ного сознания в нашей стране был не слой собственников, а интеллигенция, это определило и своеобразные черты рос­сийского либерализма: оторванность от здравого смысла, чрезмерное преувеличение значения свободы в сфере потре­бления.

Осенью 1993 г. сформировался блок «Явлинский - Болдырев-Лукин» («Яблоко»), стоящий на позициях умеренного либерализма. По общефедеральному списку на выборах 1993, 1995, 1999 гг. блок получал около 7-10% голосов. Лидеры «Яблока» подчеркивали, что курсу Ельцина можно противопоставить не только коммунистическую аль­тернативу, но и демократическую.

Активную деятельность развернула Либерально-демократическая партия России (ЛДПР; лидер В. В. Жири­новский). Опираясь на искусную демагогию и популизм, пар­тия Жириновского в 1993 г. заняла 70 мест в парламенте, но на последующих выборах представительство ЛДПР в парла­менте сократилось.

Поддержкой населения пользовалась Коммунистиче­ская партия РФ (КПРФ) под руководством Г. А. Зюганова. Идеалом партии стало новое видение социализма, построенного на принципах многоукладной экономики; восстановле­ние СССР; укрепление обороноспособности страны.

Выборы в Государственную думу в 1995 г. показывали ра­стущую роль в политической жизни страны оппозиции. На­пряженной была президентская предвыборная кампания 1996 г. Первый тур, не определивший кандидатуру президен­та, состоялся 16 июня; второй - 3 июля 1996 г. Во втором туре борьба развернулась между Б. Н. Ельциным и Г. А. Зюга­новым. Было объявлено о победе Б. Н. Ельцина.

Усиливалась угроза распада Российской Федерации. К этому вел рост сепаратизма среди руководителей нацио­нальных республик, что сопровождалось ростом притеснения русских. Особенно опасное положение сложилось в Чечне, которая превратилась в источник преступности во всей Рос­сии. Попытка Центра восстановить конституционную закон­ность и правопорядок привела в 1995 -1996 гг. к военным действиям. Ожесточенные бои были во многом неудачны для российской армии из-за непоследовательности центральных властей, поддержки сепаратистов из-за рубежа и даже в рос­сийских СМИ, включая телевидение. В результате с 1996 г. Чечня фактически стала независимым бандитским государ­ством.

После кризиса 17 августа 1998 г. президент Ельцин вы­нужден был выдвинуть на пост премьер-министра Е. М. При­макова, за которого проголосовали и члены думской оппо­зиции. Новому правительству, экономический блок в кото­ром возглавил коммунист Ю. Д. Маслюков, удалось добиться роста промышленности, спада социальной напряженности. В мае 1999 г. попытка Думы отстранить от власти Ельцина привела к отставке правительства Примакова.

Летом 1999 г. боевики из Чечни совершили нападение на Дагестан. Российская армия во многом учла опыт первой че­ченской кампании, и ее действия были более успешными. Власти пресекли попытки СМИ развернуть прочеченскую пропаганду. При участии населения Дагестана боевики были выбиты из республики. Осенью 1999 г. в России произошли чудовищные террористические акты - взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске. Их связали с действиями чеченских террористов. Началась антитеррористическая опе­рация на территории Чечни. Войска заняли почти всю тер­риторию республики, разгромили основные силы сепарати­стов. Ответственность за вторую чеченскую кампанию взял В.В. Путин, назначенный премьер-министром 9 августа 1999г. Успех боевых действий привел к росту популярности Путина.

В декабре 1999 г. состоялись парламентские выборы. Вто­рое место после КПРФ занял блок «Единство», созданный властями накануне выборов и заявивший о безоговорочной поддержке Путина. Вместе с другими проправительственны­ми силами «Единство» составило большинство в Думе. 31 де­кабря 1999 г. Ельцин заявил о сложении с себя обязанностей президента. Исполняющим обязанности главы государства стал Путин. На президентских выборах 26 марта 2000 г. он одержал победу.



Россия в начале XXI в.

В начале XXI в. произошло укреп­ление центральной власти. Было создано семь федеральных округов во главе с представителями президента. Законода­тельство республик, краев, областей приводится в соответ­ствие с федеральными законами. Утверждение Думой в де­кабре 2000 г. герба, гимна и флага России было призвано консолидировать общество, так как в них соединены симво­лы дореволюционной, советской и современной России. На парламентских выборах 2003 г. победу одержала пропрези­дентская партия «Единая Россия». Она же завоевала пода­вляющее большинство в Думе на выборах в декабре 2007 г. В марте 2004 г. В. В. Путин был второй раз избран Президен­том Российской Федерации.

Осуществлялись налоговая, судебная, пенсионная, воен­ная и другие реформы, был решен вопрос об обороте сельско­хозяйственных и других земель. До 2008 г. продолжался рост российской экономики. Успехи в экономике позволили В.В. Путину выступить инициатором принятия националь­ных проектов: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса». На реализацию этих проектов были выделены значительные средства. Главным смыслом новых программ является повышение качества жизни и социальной защиты жителей России.

Большое внимание уделялось решению демографической проблемы - быстрой убыли населения России в результате повышенной смертности и малой рождаемости («русский крест»). По инициативе В. В. Путина с 2007 г. были увеличе­ны пособия на детей, а за рождение второго ребенка женщи­нам будут начислять так называемый «материнский капи­тал ».

Реальной угрозой для России оставался терроризм. О се­рьезности проблемы свидетельствовали захват в заложники зрителей спектакля «Норд-Ост» в октябре 2002 г., взрыв в метро зимой 2004 г. в Москве, другие террористические акты. Чудовищный теракт произошел в сентябре 2004 г. в городе Беслан в Северной Осетии, где террористы захватили школу. В результате этого погибли 330 человек, в большин­стве дети.

Эти события вызвали решения президента В. В. Путина по дальнейшему усилению центральной власти. В конце 2004 г. был изменен порядок избрания глав регионов России. Теперь они избираются членами региональных законодательных ор­ганов по представлению президента. В Государственную думу стали избирать только по партийным спискам, проходной ба­рьер увеличен до семи процентов.

В феврале 2009 г. президент РФ Д. А. Медведев внес на рассмотрение Государственной думы законопроект, согласно которому часть депутатских мандатов будет передаваться «малым» партиям, набравшим менее семи, но не менее пяти процентов голосов. Соответствующий закон был принят в мае 2009 г.

Удалось нормализовать ситуацию в Чечне. Наряду с воен­ными мероприятиями там предпринимались меры по нала­живанию мирной жизни. На референдуме в 2003 г. население республики приняло Конституцию, закрепляющую нахожде­ние Чечни в составе России. В Чечне прошли выборы прези­дента, парламента.

На президентских выборах в марте 2008 г. поддержанный В. В. Путиным Д. А. Медведев набрал более 70 % голосов при­шедших на выборы избирателей. В. В. Путин стал премьер- министром России. Со второй половины 2008 г. Россия ощу­тила на себе последствия мирового экономического кризиса. В условиях резкого спада производства, роста безработицы, падения цен на нефть и газ власти принимают меры по пре­одолению последствий кризиса.

Россия на международной арене в конце XX - начале XX вв.

После распада СССР международное положение Рос­сии резко ухудшилось. Страна практически вернулась к гра­ницам XVII в., уменьшились ее население, экономический и военный потенциал. Российское руководство во главе с Б. Н. Ельциным стремилось к укреплению отношений с США и другими западными странами. При этом продолжалась практика односторонних уступок со стороны России. Провод­ником этой политики был министр иностранных дел А. В. Ко­зырев. В январе 1993 г. между Россией и США был подписан Договор СНВ-2. По нему обе стороны обязывались сократить свой ядерный потенциал на две трети, однако по факту Рос­сия сокращала больше, чем США.

Тем временем США все более явно претендовали на роль мирового лидера. Было принято решение о расширении НАТО на Восток. В 1999 г. страны НАТО под надуманными пред­логами напали на Югославию. Одновременно ряд междуна­родных организаций при поддержке западных правительств пытались вмешиваться во внутренние дела России, в частно­сти в ситуацию вокруг Чечни.

Все это вело к переменам во внешней политике России. Руководство страны заявило о приверженности идее много­полярного мира. Расширялись связи с Китаем, Индией, Ира­ном, странами Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Отношения же с США и НАТО в 1999 г. значительно ухуд­шились. Премьер-министр России Е. М. Примаков, летевший с визитом в США, узнав о начале бомбардировки Югославии, приказал развернуть свой самолет назад.

Совместное противостояние международному терроризму после терактов 11 сентября 2001 г. способствовало улучше­нию отношений России с США, НАТО. Однако Россия в на­чале XXI в. строит свои отношения с западными, как и со всеми иными странами, исходя прежде всего из своих нацио­нальных интересов.

Политика Джорджа Буша-младшего, нацеленная на уси­ление гегемонии США, подрыв роли ООН и норм междуна­родного права (вторжение в Ирак без решения ООН), вызы­вала возражение российского руководства, настаивавшего на мирном урегулировании конфликтов.

Расширение НАТО, решение о размещении элементов аме­риканской системы противоракетной обороны в Чехии и Польше, вынудили Россию объявить в 2007 г. мораторий на исполнение Договора об ограничении вооруженных сил в Ев­ропе. Нормализация российско-американских отношений началась лишь после прихода к власти в США президента Б. Обамы.

Российская дипломатия при В. В. Путине продолжала дей­ствовать на всех направлениях. В 2001 г. был подписан российско-китайский договор о дружбе и сотрудничестве. От­ношения партнерства установлены с Вьетнамом, Индией и Ираном. Большое влияние приобрела Шанхайская органи­зация сотрудничества (ШОС), созданная Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном в 2001 г.

Во взаимоотношениях со странами СНГ России пришлось решать запутанный клубок проблем. После образования са­мостоятельных государств на постсоветском пространстве между ними начались конфликты (армяно-азербайджанская война), во многих из них вспыхнули гражданские войны (Тад­жикистан, Молдавия, Грузия). Во многом благодаря усилиям российской дипломатии большинство конфликтов удалось пригасить.

В рамках СНГ было заключено немало договоров о сотруд­ничестве. Однако большинство из них оказались нереализо­ванными. Со второй половины 90-х гг. между отдельными странами стали заключаться отдельные союзы.

Серия так называемых «цветных революций» или их по­пыток, осуществленных спецслужбами США в ряде стран СНГ (Грузия, Украина, Узбекистан, Киргизия), заставила российское руководство искать новые подходы в решении проблем в рамках СНГ. Нападение Грузии на Южную Осетию в 2008 г. было отражено вооруженными силами России. По­сле этого Российская Федерация признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

Культура России в конце XX - начале XXI в.

С 90-е гг. XX в. резко сократилась государственная поддержка культу­ры, падал культурный уровень населения. Вместе с тем по­явились новые возможности для творчества и самовыраже­ния.

Для литературы начала 90-х гг. во многом характерны рас­терянность, ностальгия по прежней жизни, сильному госу­дарству, каким был Советский Союз. В литературе появляются новые герои: безработные, беженцы, бомжи, «новые русские», бандиты. «Серьезную литературу» все более тесни­ли произведения «легкого жанра»: детективы, женские ро­маны, фэнтези. Вместе с тем продолжали выходить произведения признанных авторов: В.Г. Распутина («Россия моло­дая»), Л.М. Леонова («Пирамида»), В.П. Астафьева («Про­кляты и убиты») и др. Популярностью пользовались и про­изведения некоторых писателей-модернистов, например В.О. Пелевина «Чапаев и Пустота», «Generation “П”».

В 90-е гг. острейший кризис, связанный с отсутствием фи­нансирования и конкуренцией со стороны американских фильмов, переживал российский кинематограф. Лишь не­многие картины, снятые в тот период, пользовались популяр­ностью у зрителей. Среди них «Окно в Париж» Ю. Б. Мамина, «Ширли-мырли» В.В. Меньшова, «Брат» и «Брат-2» А.О. Ба­лабанова и др. В 1995 г. премии «Оскар» Американской ки­ноакадемии был удостоен фильм Н.С. Михалкова «Утомлен­ные солнцем», а в 1996 г. призом Каннского кинофестиваля отмечен фильм С.В. Бодрова «Кавказский пленник».



В начале XXI в. наметилось возрождение ряда сфер куль­туры. Особенно наглядно это видно на примере кинематогра­фа. Российские режиссеры, использовав новые приемы создания кинопродукции, сумели вернуть зрителей в кинотеа­тры на отечественные фильмы. Первым российским блокба­стером стал «Ночной дозор» (2004 г., реж. Т. Н. Бекмамбетов), следом появился «Турецкий гамбит» (2005, реж. Д.Файзиев) и др.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Что такое «шоковая терапия»? Каковы были ее последствия?

  2. Для чего осуществлялась приватизация? К каким результатам она привела?

  3. Чем характеризовалась политическая жизнь России в 1991 - 1993 г.? В чем причины конфликта 1993 г. между Президентом РФ и Верховным Советом?

  4. Сравните политическую жизнь России в 1993 - 1999 гг. и в на­чале XXI в. Какие выводы можно сделать из сравнения?

  5. Какие перемены происходили в России в начале XXI в.? Как они влияли на жизнь населения страны?

  6. Охарактеризуйте позиции России на международной арене в 90-е гг. XX в. и в начале XXI в.

  7. В чем состояли особенности развития российской культуры в конце XX - начале XXI в.?