§ 94. Ссср в послевоенные годы Изменение положения Ссср в мире - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Социально-экономическое развитие СССР и общественно-политическая... 1 354.87kb.
Контрольная работа по дисциплине: История отечественного государства... 1 274.71kb.
Объяснительная записка начальника 3 управления мвд СССР с. А. 1 206.32kb.
Правила перевозки почты по воздушным линиям Союза сср утв. Приказом... 1 259.75kb.
Просмотрев официальные документы itu, проследил историю выделения... 1 117.69kb.
Как работали в СССР 1 275.86kb.
Деятельность оун-упа из документов нквд-мгб СССР рассекречено в 3 857.31kb.
Д. В. Родькин. Атомный проект СССР в воспоминаниях участников 1 348.45kb.
Ссср в последние годы жизни Сталина. Первые попытки реформ и 20 съезд... 1 33.74kb.
Правила контроля качества воздуха населенных пунктов гост 17 01-86... 1 83.8kb.
Стратегического развертывания вооруженных сил советского союза 1 85.95kb.
В результате патент на ту из систем звукового кинематографа, которая... 1 101.35kb.
- 4 1234.94kb.
§ 94. Ссср в послевоенные годы Изменение положения Ссср в мире - страница №1/1

§ 94. СССР в послевоенные годы
Изменение положения СССР в мире.

Несмотря на колос­сальные потери, СССР в результате войны вышел на международную арену не только не ослабленным, но и более силь­ным, чем раньше.

B 1945 -1949 гг. в ряде государств Европы и Азии к власти пришли силы, взявшие курс на строительство социализма по советскому образцу.

Западные державы во главе с США, обладавшими моно­полией на атомное оружие, проводили по отношению к СССР силовую политику. Поэтому создание атомной бомбы стало одной из главных целей СССР. Эти работы возглавил JI. П. Бе­рия. Были открыты Институт атомной энергии и Институт ядерных проблем АН СССР. В 1948 г. под Москвой состоял­ся запуск первого атомного реактора, а в 1949 г. прошли ис­пытания атомного заряда. В работе над ней СССР тайно по­могали отдельные западные ученые. Монополия США на ядерное оружие закончилась. Одновременно в СССР шли успешные работы по созданию средств доставки нового ору­жия и борьбы с ним: реактивная авиация, ракеты различной дальности, средства ПВО и др.

C момента создания атомной бомбы в Советском Союзе международную ситуацию во многом определяло противостояние США и СССР.

В условиях создания военно-политического блока НАТО и других блоков, с появлением американских баз вблизи границ Советского Союза СССР стремился укрепить свои отношения с социалистическими государствами. В частности, в 1950 г. был подписан советско-китайский договор о дружбе, союзе и взаимопомощи. Наличие союзников помогало СССР занимать твердую позицию в критических ситуациях начала «холодной войны» - Берлинском кризисе, Корейской войне и др.



Восстановление экономики.

В результате войны СССР по­терял треть своего национального богатства. Большинство населения находилось в сложном положении, снабжение осу­ществлялось с помощью карточной системы.

В 1946 г. был принят Закон о четвертом пятилетнем пла­не восстановления и развития народного хозяйства (1946 - 1950). Одновременно с восстановлением предусматривалось ускорить технический прогресс, усилить оборонную мощь страны. Резко возросли затраты на науку, начался перевод экономики на мирные рельсы (конверсия). Довоенный уро­вень промышленности в основном был достигнут в 1948 г.

Четвертая пятилетка отмечена большими стройками (ГЭС, ГРЭС), дорожно-транспортным строительством, в том числе трубопроводным. Техническому перевооружению содейство­вали вывоз оборудования с германских, австрийских, япон­ских (в Маньчжурии) предприятий, использование трофей­ных технологий. Наиболее высоких темпов развития удалось добиться в металлургии, добыче нефти и угля, машино- и станкостроении. В 1950 г. уровень промышленности превысил довоенный на 73 %. Вместе с тем в ряде отраслей легкой промышленности не было закончено даже восстановление.

После войны деревня оказалась в более тяжелом положе­нии, чем город. В колхозах проводились жесткие мероприя­тия по заготовке хлеба. Если раньше колхозники отдавали «в общий амбар» лишь часть зерна, то теперь они нередко были вынуждены отдавать все зерно. Сильно сократились по­севные площади. Из-за недостатка и изношенности техники и нехватки рабочих рук полевые работы проводились с опо­зданием. В 1946 г. в СССР разразился голод.

Основные черты послевоенной жизни.

Значительная часть жилищного фонда в западных областях СССР была разруше­на. Остро стояла проблема трудовых ресурсов: вернулось мно­го демобилизованных, но на предприятиях все равно не хва­тало рабочих рук.

Еще до войны были приняты, а после нее продолжали дей­ствовать указы, по которым рабочим запрещалось под страхом уголовного наказания самовольно покидать предприятия.

Для стабилизации финансовой системы в 1947 г. советское правительство провело денежную реформу. Старые деньги менялись на новые в соотношении 10:1. Неоднократно сни­жались цены на продукты массового потребления. В числе первых в Европе в СССР была отменена карточная система. Отмена карточек значительно улучшила положение город­ского населения.

В целом для послевоенного советского общества был ха­рактерен всеобщий духовный подъем. Люди с надеждой ду­мали о будущем, понимали причины трудностей повседнев­ной жизни и упорно стремились к их преодолению.

Власть после войны.

С переходом к мирному строитель­ству в правительстве произошли структурные изменения. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. 15 марта 1946 г. Сов­нарком и наркоматы переименовали в Совет министров и министерства.

Изменения в партийных структурах были отражены в про­грамме XIX съезда партии. На этом съезде партия получила новое название - вместо Всесоюзной коммунистической пар­тии (большевиков) ее стали называть Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС).

В последние годы жизни И. В. Сталина продолжались ре­прессии, хотя они и не имели масштаба репрессий 1937 — 1938 гг. Так, в 1949 г. был организован процесс по «ленин­градскому делу». Ряд руководящих работников, выходцев из Ленинграда, обвинили в создании антипартийной группы и во вредительской работе (А. А. Кузнецов, М. И. Родионов и др.) - Был арестован и казнен председатель Госплана СССР Н.А. Вознесенский. Он обвинялся в некомпетентном руковод­стве, антигосударственных поступках.

Репрессии коснулись и ряда военачальников. Сталин стре­мился ограничить в мирных условиях влияние людей, при­выкших в годы войны к безграничной власти. Ряд крупных военачальников подверглись арестам (маршал артиллерии Н. Д. Яковлев, маршал авиации А. А. Новиков), другие ока­зались вдали от Москвы (Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский), третьи понижены в звании (адмирал Н. Г. Кузнецов).

В конце 1952 г. возникло «дело врачей». Ряд известных медиков, лечивших государственных деятелей, обвинили в шпионской деятельности и покушениях на руководителей страны.



Идеология и культура.

Идеологический диктат, ослабевший в годы войны, вновь был резко усилен. Под огонь критики по­пал ряд фильмов. Так, фильм А. П. Довженко «Украина в ог­не» обвиняли в потворстве украинскому национализму. Про фильм JI. Д. Лукова «Большая жизнь» секретарь ЦК А. А. Жда­нов говорил: «Люди Донбасса в фильме показаны извращенно, как люди малокультурные, пьяницы, ничего не понимающие в механизации...» Критике подверглись кинофильмы «Свет над Россией» С.И. Юткевича, «Молодая гвардия» С. А. Герасимова, 2-я серия «Ивана Грозного» С.М. Эйзенштейна (1-я серия это­го фильма получила Сталинскую премию) и др.

Поскольку литература всегда признавалась самой значи­мой частью культуры, внимание власти к ней оказалось наи­более пристальным. В 1946 -1948 гг. был принят ряд поста­новлений относительно литературы. В них содержались от­рицательные оценки таких литературных деятелей, как А. А. Ахматова, М. М. Зощенко и др. Подобные постановления были приняты о музыке, театре, кинематографе.

Опираясь на резко возросшее у советских людей чувство гордости за свою страну, И. В. Сталин инициировал развер­тывание борьбы против космополитизма и низкопоклонничества перед Западом, характерных для части отечественной интеллигенции. Была развернута широкая пропаганда дости­жений русской и советской науки, культуры. Многие из осуждаемых за космополитизм и низкопоклонничество были евреями и среди них кампания по борьбе с космополитизмом воспринималась как антисемитская, тем более что по време­ни она совпала с репрессиями против деятелей Антифашист­ского еврейского комитета, созданного Сталиным в годы войны. Председатель этого комитета, известный артист и те­атральный деятель С.М. Михоэлс был, по возникшим тогда слухам, убит в результате инсценировки органами безопас­ности дорожного происшествия.



Научные дискуссии.

В конце 40-х - начале 50-х гг. XX в. были проведены дискуссии по различным проблемам науки. С одной стороны, они отражали поступательное развитие мно­гих отраслей знаний, но с другой - высшее руководство ор­ганизовывало их с целью укрепления идеологического кон­троля над обществом.

Дискуссия в августе 1948 г. на очередной сессии Всесоюз­ной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) привела к утверждению ведущего в биологии положения сторонников академика Т.Д. Лысенко, выступив­шего против генетики (отрицание законов Г. Менделя, объ­яснявших механизм наследственности). Пострадала и кибер­нетика, олицетворявшая тогда на Западе прогресс науки. В СССР и генетика, и кибернетика были объявлены «лжена­уками». Отрицательную оценку получили различные концеп­ции в физике, такие как общая теория относительности А. Эйнштейна.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


  1. Как изменилось после Второй мировой войны соотношение сил на мировой арене? Какое значение имело создание в СССР атом­ного оружия и средств его доставки?

  2. Как была восстановлена советская экономика после войны? Ка­ких успехов добились советские люди в экономическом разви­тии? С чем здесь были связаны трудности?

  3. Назовите основные черты жизни общества после войны.

  4. Каковы были основные особенности внутренней политики по­сле войны?

  5. Охарактеризуйте развитие науки и культуры после войны.

Документ


Из докладной записки министра госбезопасности Украинской ССР «О последствиях голода в Измаильской области». 25 ноября 1946 г.

В связи с продовольственными затруднениями и наступившим похо­лоданием упала посещаемость школ детьми. Так, из 100 учеников школы с. Подгорное, где находится совхоз «Бессарабский», не посещают еже­дневно школу 30 - 35 детей. В Бородинском районе в октябре с. г. на по­чве недоедания зафиксировано 8 случаев смертности. В с. Александровка Бородинского района зарегистрировано 20 случаев опухания на почве голода.


ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ

  1. Каковы были последствия голода 1946 г.?

  2. Почему 1946 год стал последним голодным годом в истории на­шей страны в XX в.?