§ 50. Развитие западноевропейской культуры Революция в умах - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
§ 50. Развитие западноевропейской культуры Революция в умах - страница №1/1

§ 50. Развитие западноевропейской культуры
Революция в умах.

Революции конца XVIII-XIX вв. го­товились не только переменами в жизни общества, но и пере­менами в умах людей, в их мировоззрении - восприятии окружающего мира. Все больше распространялось мнение, что Бог не влияет непосредственно на отдельного человека, на его успехи или неудачи в жизни. Все зависит от усилий, ума, труда и настойчивости. При этом несправедливо, что по­ложение человека и условия его жизни предопределяются рождением. Все эти идеи служили моральным обоснованием революций.



Литература.

В конце XVIII в. и начале XIX в. в европей­ском искусстве большую роль играли идеи романтизма. Романтики ценили вдохновение, непосредственность чувств, выступали против правил, устанавливаемых разумом. Свое­образным манифестом французских романтиков стал зна­менитый роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богома­тери».

В 20-е гг. XIX в. зарождается критический реализм. У писателей и художников реалистического направления про­является интерес к многостороннему воспроизведению дей­ствительности, к широким обобщениям.

Отражение экономических, политических, нравственных противоречий своего времени в художественных образах - заслуга писателей критического реализма. Великие писатели- реалисты француз Оноре де Бальзак и англичанин Чарлз Диккенс в своих романах всесторонне раскрыли жизнь об­щества.

Бальзак представлял себе общество как систему насилия над естественными страстями человека, т.е. как сплошную драму. Писатель углубленно исследовал причины и след­ствия, закономерности общественного бытия, и внимание его сосредоточивалось не на самих катастрофах, а на условиях, их вызвавших. Диккенс считал своим долгом «показать су­ровую правду» жизни, чтобы устранить существующее в ней зло. Обличая пороки в жизни Англии, он показывал душев­ные качества простых людей, выдержавших тяжелые жизненные испытания.

Немецкий поэт Генрих Гейне - «энтузиаст свободы» - начал свой творческий путь как романтик. Однако он обра­щался к общественным вопросам, широко использовал на­родные мотивы. Вершиной творчества Гейне является его по­литическая поэма «Германия, зимняя сказка». Поэт смеялся над теми, кто пытался успокоить народ сказками о загробном мире. Гейне хотел «землю в небо превратить и сделать землю раем ».

Важным явлением в литературе и искусстве XIX в. был натурализм. Натуралисты считали, что факты ценнее са­мого прекрасного вымысла и писатель должен фиксировать события реальной жизни. Самым ярким представителем на­турализма являлся Эмиль Золя. В 1868 г. он приступил к работе над 20-томной серией романов «Ругон-Маккары», ко­торую закончил спустя четверть века.

Натурализм оказал влияние и на критический реализм. Французский писатель Ги де Мопассан прославился благо­даря удивительному мастерству новеллиста, романами «Жизнь», «Милый друг», «Пьер и Жан» и др. Лнатоль Франс — мастер философско-сатирической повести («Суж­дения господина Жерома Куаньяра», «Под придорожным вязом» и др.).

В конце XIX в. в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, театре, музыке появляются новые стили и на­правления. Происходит переоценка ценностей. Изменения в жизни общества, технический прогресс — все это требовало осмысления, нового взгляда. К этой задаче по-разному по­дошли искусство реализма и появившиеся в конце XIX - на­чале XX в. течения, объединенные под названием декаданс (от фр. decadence - упадок).

Символизм - одно из самых значительных явлений в литературе декаданса - сформировался во Франции. Симво­листы называли себя певцами «заката, упадка, гибели», без­надежности и разочарования. Они отказались от изображе­ния реальности, предпочитая «внутреннюю сущность» внеш­нему образу, видимости. Для символизма характерны многозначительность, мистические намеки, образы, лишенные конкретности, ориентация на чувства. Наиболее талантливыми поэтами-символистами во Фран­ции были Поль Верлен и Артюр Рембо. В Англии сим­волисты сплотились вокруг журнала «Желтая книга», с ко­торым был связан и Оскар Уайльд — самый значительный представитель английского символизма. Его перу принадле­жат сказки, сатирические пьесы, интеллектуальный роман «Портрет Дориана Грея». Бельгийский драматург Морис Метерлинк способствовал развитию традиций символизма в театре (сказка «Синяя птица»).

Английский писатель Герберт Уэллс, создатель научной фантастики, писал о проблемах, к которым может привести технический прогресс, затрагивал тему ответственности уче­ного, указывал на необходимость соотносить прогресс и нрав­ственные нормы.

Изобразительное искусство.

В первой половине XIX в. ис­кусство Западной Европы во многом шло по пути подража­ния великим мастерам прошлого. Во Франции главным пред­ставителем живописи этого времени был Жак Луи Давид. Из его учеников выделялся Жак Огюст Энгр, которому пришлось выдержать упорную борьбу с художниками роман­тического направления. Первым художником, вступившим на путь романтизма, был Эжен Делакруа.

Реалистические традиции середины XIX в. связаны с име­нем Гюстава Курбе, многие картины которого посвящены социальной тематике. Политические события нашли свое отражение в многочисленных офортах и литографиях Оноре Домье, проникнутых симпатией к простому люду Парижа. Жан Милле изображал крестьян на лоне природы.

В Англии в конце 40-х гг. XIX в. три молодых художни­ка - Джан Эверетт Миллее, Данте Габриел Россети и Уильям Холман Хант - составили союз, чтобы общи­ми силами бороться против условности и подражательности в современной живописи. Они назвали себя прерафаэлита­ми, поскольку противопоставляли увлечению мастерами XVI в. наивный и глубокий реализм художников дорафаэлевского времени.

Ярким событием в изобразительном искусстве конца XIX в. стало появление импрессионизма. Его возникнове­ние связано с творчеством француза Эдуарда Мане, вокруг которого сложился кружок молодых художников. Для им­прессионистов характерно стремление отразить мимолетное, изменчивое, случайное; передать свет и воздух средствами живописи.

Музыка.

Романтизм начала XIX в. широко проявил себя в музыке. Романтические элементы тесно переплетались с реалистическими. Такое переплетение характерно для опер­ного творчества Джузеппе Верди. Романтический налет ощущается и в выдающемся образце реалистической оперы - «Кармен» Жоржа Бизе.

Франц Шуберт стремился воплотить в музыке неповто­римое мгновение, глубокое интимное переживание - все, что связано с кругом чувств человека. Роберт Шуман создавал музыку взволнованную, мятежную, в которой отразилась его чуткая реакция на жизненное впечатление. Музыка Фриде- рика Шопена пронизана народными ритмами и интонация­ми, преданиями старины, поэтичностью.

В музыке 70 — 80-х гг. XIX в. важную роль играла опера. К этому периоду относятся последние работы Рихарда Ваг­нера, создавшего жанр музыкальной драмы. Влияние Ваг­нера распространялось даже на композиторов, не разделяв­ших его взглядов на музыку.



Главные научные открытия.

Научные открытия меняли пред­ставление об окружающем мире, повлияли на жизнь людей.

В 20-х гг. XIX в. крупнейшие открытия в области электри­чества были сделаны Андре Ампером, термоэлектрические явления были обнаружены в 1834 г. Жаном Пелтье, электропроводность веществ изучал Антуан Сезар Беккерель.

Развитие химической науки было отмечено рядом фунда­ментальных открытий. В 1811 г. Бернард Курту а открыл йод. В 1826 г. Антуан Жером Балар открыл бром. В 1802 г. независимо друг от друга английский физик Джон Дальтон и французский физик и химик Жозеф Гей-Люссак установили законы теплового расширения газов.

Опыты Джеймса Джоуля дали экспериментальное обо­снование закона сохранения энергии. Джоуль и Джеймс Максвелл заложили основы молекулярно-кинетической те­ории тепловых явлений. Работы Джоуля и Джозефа Джо­на Томсона по охлаждению газов при их расширении по­ложили начало физике низких температур. Томас Юнг воз­родил волновую теорию света. В 1800 г. Уильям Гершель обнаружил инфракрасное излучение.

Стремительно развивалась органическая химия, в которой особая роль принадлежит Юстусу Либиху. Он разделил все органические соединения на белки, жиры и углеводы, а в 1831 г. одновременно с французским химиком Э.Судейраном получил хлороформ. Либих разработал теорию брожения и гниения. В 1801 г. немецким физиком Иоганном Риттером и его английским коллегой Уильямом Уоластоном было до­казано существование ультрафиолетовых лучей. Реформато­ром технической оптики стал Йозеф Фраунгофер, описав­ший в 1814 г. линии солнечного спектра. В 1821 г. Томас Зеебек открыл термоэлектричество. В 1826 г. немецкий фи­зик Георг Симон Ом сформулировал основной закон элек­трической цепи, названный его именем. Математики Карл Гаусс и Вильгельм Вебер разработали абсолютную систе­му электромагнитных единиц. В 1845 -1847 гг. Франц Ней­ман создал теорию электромагнитной индукции.

В конце XIX - начале XX в. в физике произошла подлин­ная революция, изменившая представления о времени, про­странстве, движении, строении вещества.

Английский физик Дж. Максвелл разработал общую тео­рию электродинамики. Впоследствии положения Максвелла были подтверждены трудами физиков всего мира (открытие Генрихом Герцом электромагнитных волн, Вильгельмом Рентгеном икс-лучей и т.д.).

Важнейшим явлением в науке было открытие первой эле­ментарной частицы - электрона (англичанин Джордж Пад­жет Томсон). Нидерландский физик Хендрик Лоренц за­вершил создание своей электронной теории вещества. Анту­ан Анри Беккерель открыл радиоактивность, изучением которой активно занялись Мария Склодовская-Кюри и Пьер Кюри. Было положено начало созданию физики атом­ного ядра. Английский физик Эрнест Резерфорд открыл альфа-, бета- и гамма-лучи, выделяющиеся при распаде ра­диоактивных элементов.

Важные открытия были сделаны в области теоретической химии. В 1869 - 1871 гг. русский ученый Д.И. Менделеев разработал Периодическую систему химических элементов, основанную на их «атомном весе и химическом сходстве». Менделеевым были предсказаны свойства ряда еще неоткры­тых элементов.

В 1856 г. был синтезирован анилиновый краситель. Воз­никла целая индустрия по производству красок.

Переворот в естествознании вызвала книга англичанина Чарлза Дарвина «Происхождение видов». В ней он до­казывал, что вся живая природа формировалась постепенно, путем длительной эволюции.

В начале XX в. американский биолог Томас Морган изучал закономерности наследования признаков, открытые в 60-х гг. XIX в. чешским ученым Грегором Менделем, но не получившие тогда известности. В самом конце XIX в. Уильям Бетсон предложил термин «генетика». В 1900 - 1901 гг. голландский ученый Хуго Де Фриз разработал тео­рию мутаций (внезапных изменений признаков свойств у животных и растений с последующей передачей этих изме­нений по наследству).

В 80-х гг. XIX в. французский химик Луи Пастер раз­рабатывал прививки против куриной холеры, сибирской язвы и бешенства. В это же время в Германии Роберт Кох изучал возбудителей туберкулеза и холеры. Были открыты бактерии дифтерита и чумы.



Автомобили и воздухоплавание.

Первыми самодвижущимися механизмами были машины с паровым двигателем. Немецкий инженер Карл Бенц построил и испытал в 1885 г. первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Со­отечественник Бенца Готлиб Даймлер разработал соб­ственный бензиновый двигатель.

В конце XIX в. реализовалась давняя мечта человечества об управляемых летательных аппаратах. Раньше всего уда­лось сконструировать управляемые дирижабли. В 1900 г. в Германии совершил свой первый полет дирижабль Ферди­нанда Цепеллина, имеющий жесткую каркасную кон­струкцию.

Однако будущее было за аппаратами тяжелее воздуха - самолетами (аэропланами). Первые опыты конструирования самолетов с паровыми двигателями провели Л. Ф. Можайский в России, Клемент Адер во Франции, Хайрем Мак­сим в США. Впервые применили бензиновый двигатель в самолетостроении американцы братья Уилбер и Орвилл Райт в 1903 г.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Какие течения существовали в западноевропейской литературе XIX в.?

  2. Охарактеризуйте творчество крупнейших живописцев и ком­позиторов XIX в.

  3. Какие крупнейшие научные открытия были сделаны в XIX в.?

  4. Составьте таблицу художественных стилей и направлений кон­ца XIX - начала XX в., указав фамилии творивших в рамках этих стилей деятелей культуры. Почему для некоторых деяте­лей культуры невозможно найти однозначного места в подоб­ной таблице?