Знакомство с английской живописью на уроках английского языка - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сторчилова людмила евгеньевна, высшая квалификационная категория... 1 210.33kb.
Сучкова Валентина Ильинична, учитель английского языка 1 35.6kb.
«Приёмы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках... 1 116.55kb.
Развитие диалогической речи на уроках английского языка 1 21.18kb.
Урока иностранного языка 22. 08. 2008 мо учителей английского языка 1 117.2kb.
Урок английского языка по теме «Travelling to London» 1 72.51kb.
Урок английского языка в 10 классе по теме «Мировые религии» Учитель... 1 68.21kb.
Обучение аудированию на уроках английского языка Мурашова Ирина Александросна 1 125.54kb.
Статья рассматривает примеры использования различных приемов и стратегий... 1 79.17kb.
Викторина для любителей английского языка и культуры 1 16.04kb.
Развлечение для средней группы (дети, занимающиеся в кружке английского... 1 45.96kb.
Зотов А. Ф. Современная западная философия: Учебн 19 5668.27kb.
- 4 1234.94kb.
Знакомство с английской живописью на уроках английского языка - страница №1/1






Знакомство с английской живописью на уроках английского языка


Ковалева Ольга Владимировна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №28»

Вологодская область, город Череповец





Введение


Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка как средство общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов [8, c.220].

Обучение иностранным языкам - процесс весьма специфичный. Для успешного обучения педагогу важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те исходные положения или принципы, которыми нужно руководствоваться. Одним из наиболее важных из них является принцип наглядности обучения [10, c.182].

Проблема наглядности в обучении иностранным языкам была актуальной во все времена. В последние годы в связи со стремлением человечества к “обществу без границ”, приобщению к культурному наследию и духовным ценностям народов мира знание иностранного языка как инструмента межкультурной коммуникации стало престижно и востребовано. Поэтому заметно расширилась область наглядности, и усложнился её инвентарь: от предметов и картинок, жестов и движений до видеофильмов и компьютерных программ, при помощи которых преподаватель моделирует фрагменты объективной действительности [5, c.31].

В процессе обучения английскому языку используются различные виды наглядности и, соответственно, различные наглядные пособия.  Важное место занимает изобразительная наглядность, которая имеет целью дать отображение реального мира (фотографии, рисунки, картины) [4, c. 40].


Формы работы с картинами


Картина – это универсальное наглядное пособие. С помощью картины можно семантизировать слово, закрепить лексико-грамматический материал, организовать монологическое и диалогическое высказывание, проверить понимание сообщения, воспринимаемого на слух. Картины используются в качестве зрительной опоры для высказывания учащихся. На начальном этапе картины можно использовать для введения лексики, обозначающей конкретные предметы [7, c. 190].

Картины английских художников могут использоваться для обучения устной иноязычной речи – аудированию и говорению.

Использование искусства на уроке иностранного языка - это далеко не новшество, например, художественная картина, как повод к говорению, дискуссии. Но при таком положении вещей ребенок занимает пассивную позицию, что совершенно не соответствует его внутренней природе. Этот вид искусства можно использовать на уроках иностранного языка в старших классах, где элементы анализа уже являются основой познавательной деятельности. Учителю необходимо сознательно не ограничиваться только рецепцией искусства, отводя ребенку пассивную роль зрителя, а ставить его в центр деятельности, предоставляя ему материал и условия для творчества. Так например, при изучении темы «Экология», «Защита окружающей среды», в старших классах учащимся для дискуссии могут быть предложены картины Томаса Гейнсборо «Корнардский лес», «Водопой» (см. приложения 2,3). Ученик воспринимает учителя иностранного языка как филологически образованного человека, знакомого с иноязычной культурой, интересного собеседника на родном языке. Учитель "представляет" школьникам культуру народов стран изучаемого языка, знакомит их с традициями, памятниками культуры, выдающимися деятелями, историей страны изучаемого языка. Страноведческие тексты предлагаются учащимся, начиная с седьмого класса. Для иллюстрации памятников истории, культуры могут быть предложены картины Джона Констебла «Собор в Солсбери», «Стоунхендж», «Мэлверн Холл» (см. приложения 4,5,6).

Таким образом, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное [3, c. 152]. Так, в старших классах, при обсуждении темы «Искусство», учащимся можно предложить для сравнения картины, написанные современными английскими художниками (Леон Коссоф и Сара Моррис) и классиками (Тернер и Рейнольдс). При обсуждении картин, учащиеся должны уметь аргументировано доказать свою точку зрения.

При обучении аудированию картина может служить зрительной опорой, облегчающей восприятие речи на слух. Во время рассказа по той или иной теме, учитель обращает внимание учащихся на детали картины, о которой говорится в тексте. Картины могут стимулировать учащихся к монологическим высказываниям на заданную тему, помогать шире использовать знакомый лексико-грамматический материал, а также вспомнить ранее изученные слова и словосочетания [11, c. 235].

Например, картина Джозефа-Маллорда Вильяма  Тёрнера «Кораблекрушение» дает возможность учащимся рассказать о сюжете картины, использованной палитре цвета и чувствах, которые вызывают у них изображенные события (см. приложение 7).

Работа с данной картиной может включать следующие этапы: пояснение учителя, подготавливающие учащихся к работе по данной теме, вопросы учителя по содержанию картины, составление небольшого связного высказывания по содержанию картины [4, c. 42-43].

Картины английских художников, изображающие памятные месте, исторические события, а также автопортреты могут быть включены в экспозицию кабинета и использоваться не только для презентации нового материала, создания ситуаций, но и для сообщения учащимся дополнительной информации по той или иной теме, что способствует расширению кругозора, повышению интереса к изучению иностранного языка, усилению воспитательной направленности учебного процесса.

Используя картины, где изображены памятные места, «Большой канал в Венеции», «Лондон», «Мост символов» Тёрнера, можно создавать различные речевые ситуации и ученик может выступить в роли экскурсовода (монологическое высказывание) или экскурсанта – задать вопросы с целью запроса информации, получения дополнительных сведений (см. приложения 8,9,10).

На занятиях по лексике картины служат источником семантизации значения иноязычного слова беспроводным способом и его автоматизации с опорой на рисунок. Разнообразные картины английских художников можно использовать в качестве наглядных пособий в таких изучаемых темах, как внешность, одежда (портретная живопись Джошуа Рейнольдса, например, «Три грации, украшающие герму Гименея», «Портрет сестер Уолдгрейв», «Полковник Бенестер Тарлтон», «Портрет Сарры Сиддонс в образе музы Тргедии», Гейнсборо «Портрет четы Эндрюс», «Портрет Анны Форд»), интерьер, природа, времена года, цвета (произведения Тернера «Город и река на закате», Констебла «Кукурузное поле», «Телега для сена», Сары Моррис «Пегас») (см. приложения 1, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19).При работе с лексикой, параллельно происходит наработка фонетических навыков, улучшение произношения отдельных звуков и потока речи в целом. Процесс запоминания новой лексики происходит значительно быстрее, так как материал имеет наглядное подкрепление. Запоминание лексики обеспечивается многократным повторением определенных структур. Важно, что ученики запоминают и слушают не потому, что должны это делать, а потому, что им интересно вступать в подобные языковые ситуации, высказывать свою точку зрения по заданной проблеме, используя имеющийся у них языковой запас [1, c.29].

На занятиях по грамматике картины используются для семантизации материала на уровне грамматической формы и его закрепление с опорой на зрительный образ. Картины могут быть использованы в учебном процессе при работе с упражнениями на закрепление определенных грамматических структур и тренировку в их употреблении – это обороты с глаголом to be (there is, there are), различные временные формы, формы залога, условные, вопросительные предложения, артикли и предлоги, структуры со сложным дополнением, модальные глаголы, сравнительные степени прилагательных. При изучении временных форм английского языка, учащимся может быть предложено задание, в котором необходимо рассказать, какие действия происходят на описываемой картине (повторение и закрепление форм настоящего времени), что, по их мнению, произошло до этого (закрепление форм прошедшего времени) и что будет происходить позднее (отработка форм будущего времени). Картины можно использовать в индивидуальной работе. Ученик получает две схожие по сюжету картины разных художников (Ричард Бонингтон «Лодки у берега Нормандии» и Тернер «Восход солнца в тумане»), на которых изображено побережье (см. приложения 20, 21). Учащимся предлагается сравнить две работы в композиционном плане, по структуре палитры цветов, и аргументировано обосновать свою точку зрения. В подобных заданиях идет активная отработка в употреблении предлогов места, а так же степеней сравнения прилагательных. Для отработки глагола to have в классах среднего звена учащимся может быть предложена картина, где изображены предметы мебели, люди, пейзажи. Предлагается список слов, в которых наряду со словами, обозначающими предметы, изображенные на картине, даны и другие слова. Школьникам дается задание: Взглянуть на картину и назвать те предметы, которые там изображены с помощью данного списка слов. Затем задание можно усложнить: какие из предложенных слов также могли бы входить в композицию картины [2, c.72].

При использовании картин нужно стремиться сделать задание более интересным, заставить учеников подумать, подключить фантазию, а не просто механически описывать изображение. Таким образом, работа с картиной наряду с практической ценностью имеет явно выраженную образовательную и воспитательную ценность [6, c.236].


Заключение


Получение знаний в школе нуждается в живом созерцании и наблюдении. Картины с успехом решают эту задачу. Они вводят в класс, на урок, фактический материал, отражающий окружающий мир природы, жизни, науки. Они превращают язык из абстракции в живое средство общения. Они дают не только учителю, но и ученикам возможность творить и фантазировать, моделировать взаимное общение на уроке, делая его активным и интересным. Картины помогают разнообразить формы работы на уроке, а также выполняют различные функции; эти средства могут применяться на любом этапе урока, не портя и не нарушая его структуры и целостности.

Успешность обучения иностранному языку во многом зависит от того, насколько творчески учитель подходит к процессу обучения. Использование произведений изобразительного искусства сделает урок более интересным, эффективным и оригинальным.



Встречи с искусством английских художников расширяют кругозор учащихся, дополняют содержательную сторону речи, способствует воспитанию толерантности, интереса ко всем культурам мира [7, c. 153-154].

Список литературы




  1. Алексеева И.В. Использование картинок на уроках английского языка. // ИЯШ – 2002. – №6. – с. 29-32.

  2. Белова Л.В. Некоторые приемы с картинками на уроках английского языка. // ИЯШ – 1991. – №2. – с. 72.

  3. Воробьева М.Н. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства на уроках иностранного языка. // Проблемы формирования художественно-эстетических качеств учащихся средствами искусства, 2009. – 150 -154 с.

  4. Кабинет иностранного языка в средней школе / Т.Ф. Горбунькова, Н.П. Грачева, С.П. Золотницкая и др. – М.: Просвещение, 1986. – 175 с.

  5. Кызыкеева А.Б. Реализация принципа наглядности при обучении иностранному языку // Общие проблемы филологии, 2005. – №2. – С. 31.

  6. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе : Учебное пособие для студентов педагогических колледжей (Под ред. В.М. Филатова) / Серия «Среднее профессиональное образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 с.

  7. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей, аспирантов, студентов / Отв. ред. М.К. Колкова. – СПб.: КАРО, 2008. – 224 с.

  8. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций : Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.

  9. Педагогика : учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007. – 430 с.

  10. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филоматис, 2004. – 416 с.


Приложение


    1. Д. Констебл «Телега для сена»

00konstebl_telegadlyasena_1.jpg

    1. Томас Гейнсборо «Корнардский лес»

корнардский лесt.jpg

    1. Томас Гейнсборо «Водопой»

водопой.jpg

    1. Джон Констебл «Собор в Солсбери»

собор в солсбери.jpg

    1. Джон Констебл «Стоунхендж»

стоунхендж.jpg

    1. Джон Констебл «Мэлверн Холл»

констебл джон-мэлверн холл.jpg

    1. Джозеф-Маллорд Вильям  Тёрнер «Кораблекрушение»

iкараблекрушение1.jpg

    1. Джозеф-Маллорд Вильям Тернер «Большой канал в Венеции»

большой канал в венеции.jpg

    1. Джозеф-Маллрод Вильям Тернер «Лондон»

старый мост.jpg

    1. Джозеф-Маллрод Вильям Тернер «Мост символов»

мост символов_3.jpg

    1. Джошуа Рейнольдс «Три грации, украшающие герму Гименея»

3 грации .jpg

    1. Джошуа Рейнольдс «Портрет сестер Уолдгрейв»

ctcnhs.jpg

    1. Джошуа Рейнольдс «Полковник Бенестер Тарлтон»

00reynolds_polkobenetarlton.jpg

    1. Джошуа Рейнольдс «Портрет Сарры Сиддонс в образе музы Тргедии»

сара .jpg

    1. Томас Гейнсборо «Портрет четы Эндрюс»

томас гейнсборо-портрет четы эндрюс.jpg

    1. Томас Гейнсборо «Портрет Анны Форд»

форд.jpg

    1. Д.-М. Вильям Тернер «Город и река на закате»

город и река.jpg

    1. Д. Констебл «Кукурузное поле»

rer поле .jpg

    1. Сара Моррис «Пегас»

morris-sarah-1967-usa-pegasus-origami-2400196.jpg

    1. Ричард Бонингтон «Лодки у берега Нормандии»

нормандияс лодка .jpg

    1. Д.-М. Вильям Тернер «Восход солнца в тумане»

восход солнца в тумане.jpg