Зенюк Л. А. (Беларусь, Минск, уо фпб «митсо») роль системы качества продукции в повышении конкурентоспособности продукции само понят - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Обоснование развития производства и повышения конкурентоспособности... 1 340.72kb.
Фитосанитарные требования, предъявляемые к подкарантинной продукции... 1 215.56kb.
Конкурсная работа 1 374.92kb.
«Роль логистической координации в повышении уровня качества обслуживания... 10 1696.95kb.
Тема домашней работы Качество продукции (услуги, работы). Основные... 1 238.15kb.
Экологизация пиролизного производств 1 63.29kb.
Закон республики карелия о некоторых вопросах реализации Федерального... 1 178.06kb.
Закон Краснодарского края от 1 ноября 2013 г. N 2826-кз "О производстве... 1 202kb.
Об идентификации отдельных видов табачной продукции и табачного сырья 1 44.92kb.
Несмотря на принимаемые меры по регулированию производства и реализации... 1 48.81kb.
Министерство здравоохранения республики беларусь 15 5067.18kb.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения 1 417.59kb.
- 4 1234.94kb.
Зенюк Л. А. (Беларусь, Минск, уо фпб «митсо») роль системы качества продукции в повышении - страница №1/1

Зенюк Л.А. (Беларусь, Минск, УО ФПБ «МИТСО»)

РОЛЬ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ


Само понятие «качество» является как философской, так и экономической категорией. Впервые о качестве как о понятии упомянул Аристотель в III веке до н. э.

Качество товаров и услуг определяют технический уровень и разнообразие при соблюдении стандартов и унификации товаров и услуг, уровень изготовления и уровень безопасности, экономический эффект от использования, включая экологию [1, с. 13].

Управление - широко распространенный, но не стандартизированный

термин. То же относится и к термину менеджмент. Под управлением в широком смысле понимается общая функция организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающих сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализация ее программы и целей. Управление качеством в стандарте ИСО определяется как методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству [2, с. 9].

В современных системах управления предприятиями все более заметную роль играет управление качеством продукции и услуг, так как качество наряду с ценой, гарантиями, сроками поставки и сервисом является наиболее весомым слагаемым конкурентоспособности продукции. Качество продукции должно гарантировать ее безопасность и экологическую чистоту и обеспечивать возможность ее обязательной сертификации, что контролируется государственными надзорными органами.

В развитых странах мира проблема повышения качества занимает ведущее место в обеспечении конкурентоспособности продукции и услуг, построении новых отношений между потребителем и производителем, удовлетворении материальных потребностей, социальных интересов и духовных запросов общества. Особую значимость эта проблема приобретает в условиях экономического кризиса, сопровождающегося распадом экономических связей, снижением производства, утратой позиций на внешнем и внутреннем рынках.

Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, ресурсов, процессов и методик, обеспечивающих общее руководство качеством. Эффективная, хорошо структурированная система качества позволяет организации оптимизировать качество с точки зрения уменьшения различных рисков, снижения издержек и роста прибыли.

Качество создается на всех стадиях производства. Товар не может быть качественным, если он не нужен потребителю. В основе качества товара лежит определение потребностей потребителя. А это, в свою очередь, определяет маркетинг. Требования к качеству охватывают стадии закупок, найма персонала, производства, хранения и доставки, и на каждой из них есть свои методы и инструменты достижения качества. Успешная работа организации и создание благоприятных условий производства или оказание услуг тесным образом взаимосвязаны с процессами управления материальным обеспечением. Чем точнее рассчитывается потребность в материалах, тем меньше должна быть величина страховых запасов и возможное отклонение от плана.

В настоящее время мерой качества товара служит степень удовлетворенности потребителя, определяемая соотношением стоимости и ценности изделия. Конечно, не все требования потребителя можно выполнить, так как это может оказаться слишком дорого или технически невыполнимо.

Менеджмент качества – сравнительно новое направление в системе общего менеджмента [1, с. 18]. Менеджмент качества можно рассматривать как непрерывно осуществляемый процесс разрешения возникающих противоречий, неравенств, предугадывания потребностей на основе анализа информации о процессах и явлениях в организации. В связи с этим следует выделить процесс управления и обеспечения качества. Управление качеством представляет собой непрерывное воздействие на процесс создания продукции различными субъектами управления путём логической реализации функций качества. Обеспечение качества – это процесс формирования и создания требуемых свойств и характеристик продукции по мере её производства, реализация процессного подхода.

Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями.

Известная американская компания ИБМ, используя большей частью японский опыт, стала проводить, начиная с 80-х годов, политику 100%-го уровня качества. В основе политики, обеспечивающей 100% качества, лежит известное соотношение затрат, связанных с обеспечением качества: необходимые затраты возрастают на порядок с каждым этапом продвижения от проектирования к производству, установке оборудования, а затем к его эксплуатации [3, с. 18].

Например, такие американские компании, как АТТ, «Эйвон», «Корпинг Гласе», «Дженерал Моторз», «Хьюлетт-Паккард», «ИБМ», «Полароид» разработали единые для них десять основных направлений в области управления качеством:

1. Достижение заинтересованности руководства высшего звена.

2. Создание руководящего совета по улучшению качества.

3. Вовлечение всего руководящего состава.

4. Обеспечение коллективного участия в повышении качества.

5. Обеспечение индивидуального участия в повышении качества.

6. Создание групп совершенствования систем, регулирования процессов.

7. Более полное вовлечение поставщиков в борьбу за качество.

8. Меры обеспечения качества функционирования системы управления.

9. Краткосрочные планы и долгосрочная стратегия улучшения работы.

10. Создание системы признания заслуг [3, с. 19].

В соответствии с МС система менеджмента качества – это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

В основу построения системы менеджмента качества положен процессный подход, при котором система менеджмента качества рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, преобразующих входы в выходы с использованием ресурсов.

Можно выделить основные направления повышения качества продукции:

−создание технологичных конструкций устройств;

−совершенствование технологических процессов изготовления;

−повышение уровня унификации изделий;

−повышение технического уровня производства, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов (основных и вспомогательных);

−ритмичная работа всех подразделений предприятия;

−разработка и применение прогрессивных методов контроля и анализа качества продукции;

−безусловное соблюдение технологической, производственной и исполнительской дисциплины;

−выполнение требований стандартов;

−внедрение прогрессивной организации труда и повышение культуры производства;

−развитие и стимулирование творческой активности работников, их заинтересованности в повышении качества продукции и др.



Таким образом, для эффективной работы организации потребуются не только различные ресурсы, но и разработка самых различных механизмов взаимодействия и процессов.


  1. Квитко, А.В. Управление качеством: учеб. пособие / А.В. Квитко,

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — М., 2004.

  1. Ефимов, В.В. Управление качеством: учеб. пособие / В.В. Ефимов. –

Ульяновск: УлГТУ, 2000.

  1. Басовский, Л.Е., Протасьев, В.Б. Управление качеством: учебник / Л.Е.

Басовский, В.Б. Протасьев. - М: ИНФРА-М, 2001.