«Здравоохранение Минской области система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укреп - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности... 2 500.33kb.
Единый день информирования населения по темам: «Итоги социально-экономического... 1 61.02kb.
Гигиеническое обучение и воспитание населения в медицинских организациях... 4 1718.44kb.
Будущие олимпийцы 1 60.22kb.
Приложение №5 1 126.68kb.
«Минской области 75 лет: страницы истории и современности» 1 424.25kb.
1. Система внешнеполитических мероприятий СССР в 1930-х гг. 1 37.25kb.
«Итоги социально-экономического развития Минской области за 2013... 1 35.54kb.
О реализации Программы дополнительных мероприятий, направленных на... 1 18.69kb.
Постановление №45-п о реализации мероприятий, направленных на информирование... 1 50.53kb.
Календарь здоровья 1 15.37kb.
Муниципальное учреждение контрольно-счетная палата тутаевского муниципального... 2 364.01kb.
- 4 1234.94kb.
«Здравоохранение Минской области система государственных, общественных и медицинских - страница №1/1

Информационный материал к единому дню информирования на тему:

«Здравоохранение Минской области – система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения»
20 марта 2014 года
Работа здравоохранения области направлена на обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью, проведение профилактических мероприятий, реализацию Национальной и государственных программ по медицинскому обслуживанию граждан, улучшение медико-демографических показателей.

По состоянию на начало 2014 года здравоохранение области обслуживает 1 402,6 тыс. человек, в том числе городское – 795,6 тыс. человек и 607,0 тыс.– сельское.

Удельный вес сельского населения составляет 43,3% и является самым высоким среди регионов Беларуси (в РБ – 27,7%).

Структура сети включает 22 центральные районные больницы и Жодинскую центральную городскую больницу.

В системе здравоохранения области имеется 19 областных учреждений: областная клиническая больница, областная детская клиническая больница, клинический родильный дом Минской области, областной противотуберкулезный диспансер, областной клинический центр «Психиатрия-наркология», областной кожно-венерологический диспансер, областная стоматологическая поликлиника, медико-реабилитационная экспертная комиссия Минской области, областной детский центр медицинской реабилитации «Пуховичи», областное патологоанатомическое бюро, областная станция переливания крови,
2 дома ребенка (Борисов, Слуцк), 3 медицинских колледжа (Борисов, Молодечно, Слуцк), областная база хранения медицинской техники и имущества, унитарное предприятие «Миноблсантранс», унитарное специализированное ремонтно-техническое предприятие «Медик -2003».

Для жителей сельской местности области медицинское обслуживание осуществляют: 39 участковых больниц, 17 больниц сестринского ухода, 153 врачебных амбулатории (в т. ч. 113, работающих по принципу общей практики), 415 фельдшерско-акушерских пункта и 89 здравпунктов.

В медицинских учреждениях имеется 13970 больничных коек, или 99,6 койки на 10 тысяч человек, из них 2438 – в областных организациях, и 1440 коек в дневных стационарах амбулаторно-поликлинических учреждений.

Развернуты крупные межрайонные медицинские центры в крупных городах области (Борисов, Молодечно, Несвиж, Слуцк, Солигорск).

Особенностями функционирования системы здравоохранения области являются:


  • отсутствие областного центра;

  • высокий удельный вес населения, проживающего в сельской местности (43,5% при показателе по республике 23,7%);

  • оказание специализированной онкологической и психиатрической медицинской помощи жителям Минской области в организациях здравоохранения республиканского уровня;

В последние годы в сфере охраны здоровья жителей области сделано немало. Демографическая безопасность на деле стала основным приоритетом организаций здравоохранения области. Активная реализация Национальной программы демографической безопасности, программы модернизации здравоохранения, начатая в 2006 году позволила существенно обновить инфраструктуру отрасли, переоснастить амбулаторные и стационарные ЛПУ, инициировать информатизацию.

Внимание здравоохранения области сконцентрировано на улучшении организации первичной, скорой медицинской и специализированной помощи.

В области отмечена дальнейшая положительная динамика в демографической ситуации:


  • рождаемость возросла до 13,3 случаев на 1000 населения при республиканском уровне 12,6‰ (2012 год – 12,8‰);

  • смертность снизилась до 15,0‰ или на 0,7% (2012 год – 15,1‰);

  • коэффициент естественного прироста населения составил «минус» 1,7 на 1000 населения (2012 год – минус 2,3‰);

  • младенческая смертность составила 3,5 умерших детей до 1 года на 1000 родившихся живыми (в области с 2008 года не регистрируется ни одного случая материнской смертность);

  • удалось уменьшить число случаев смерти от всех причин среди населения трудоспособного возраста на 5,2% (2012 год – 15,0%).

Отмечается снижение смертности от: инфекционных и паразитарных болезней, болезней системы кровообращения, в том числе от цереброваскулярных болезней, болезней органов пищеварения, мочеполовой системы, внешних причин.

Целенаправленная работа по дальнейшему развитию медицинской реабилитации позволила снизить показатель тяжести инвалидности лиц трудоспособного возраста с 52,9% в 2012 году до 51,5%.

В системе здравоохранения области все усилия мобилизованы на выполнение комплекса мер по улучшению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матери и ребенка, усовершенствованию первичного звена.

Разработан и реализуется комплекс взаимосвязанных организационных и лечебно-диагностических мероприятий, направленных на раннее выявление заболеваний, профилактику их осложнений, предупреждение предотвратимой смертности.

Значительная часть мероприятий направлена на снижение смертности в трудоспособном возрасте, улучшение работы амбулаторно-поликлинических учреждений.

Так, в амбулаторно-поликлинических организациях:


  • налажен алгоритм выявления пациентов с высоким риском развития заболеваний с разработкой индивидуальных профилактических мероприятий;

  • создан динамический регистр пациентов с болезнями системы кровообращения;

  • активно проводится работа по выявлению и взятию на учёт пациентов, нуждающихся в проведении операций на сердце;

  • обеспечено приоритетное укомплектование вакантных должностей врачей-терапевтов участковых в амбулаторно-поликлинических организациях, особенно в сельской местности;

  • апробирован проект по внедрению телекоммуникационных технологий в работу врача общей практики, с целью обеспечения доступности консультативной помощи, оказываемой специалистами областного уровня;

  • продолжается внедрение информационных компьютерных технологий для обеспечения оперативного контакта врачей участковой службы с пациентом, что способствует снижению числа визитов пациентов в поликлиники.

В организациях здравоохранения области к концу 2013 года работали 5182 врача, что на 26 врачей больше, чем в 2012 году. Укомплектованность врачами по занятым должностям составила 93,0%, а по физическим лицам всего 70,1%, при коэффициенте совместительства 1,36.

За последние 3 года в организации здравоохранения области прибыло 858 выпускников медицинских университетов и 1 540 выпускников медицинских колледжей.

Благодаря совместной работе руководителей организаций здравоохранения и местных органов власти по привлечению кадров, численность врачей ежегодно увеличивается. Так, за последние 3 года она выросла на 320 человек.

Среднемесячная заработная плата работников учреждений здравоохранения области, подведомственных управлению в 2013 году составила 3,7 млн. рублей, в том числе врачей – 6,5 млн. руб., средних медицинских работников – 3,7 млн. руб.

Сегодня вопросы кадрового обеспечения здравоохранения области, повышения качества работы, введения инновационных технологий невозможно решить без совершенствования управления, оптимизации сети, повышения самостоятельности руководителей организаций здравоохранения.

В области начата разработка модели оптимизации деятельности учреждений здравоохранения и образования с предоставлением руководителям этих учреждений права самостоятельно регулировать их штатную численность и направлять высвобождающиеся в результате этого денежные средства на материальное стимулирование сотрудников.

Структура организаций здравоохранения области продолжает изменяться в соответствии с приоритетными направлениями развития здравоохранения республики.

Основное внимание уделяется развитию амбулаторно-поликлинической помощи, как наименее затратной, но вполне эффективной. Так, к примеру, за прошлый год на финансирование амбулаторного звена направлено более 40% ассигнований.



Сегодня на каждом терапевтическом участке сформированы списки лиц с хронической сердечной недостаточностью, с другой тяжелой соматической патологией.

Более активно медицина области стала работать на предупреждение острых нарушений мозгового кровообращения, путем проведения активных лечебных мероприятий, включая и стационарное лечение. Так, только за 2013 год число госпитализированных с болезнями системы кровообращения увеличилось более чем на 320 человек, что привело к снижению числа умерших от вышеуказанной нозологии на 5,4%.

Проводимая работа по своевременному выявлению острой коронарной патологии, и организация своевременного лечения, позволила добиться положительных результатов в снижении смертности от инфаркта миокарда.

Летальность от инфаркта в 2013г составила 4,0% (4,26% в 2012г.).

Онкологической службе области, учитывая структуру смертности населения, уделяется особое внимание. Уровень диагностики онкологических заболеваний в ранних стадиях приблизился к нормативному и составил 67,0%.

Пятилетняя выживаемость онкологических больных достигла 53,8%.

Показатель выявления онкологических заболеваний в далеко зашедших стадиях составил 15,6%.

В Минской области продолжается снижение числа случайных отравлений алкоголем, в том числе среди трудоспособного возраста, стабилизировалось число суицидов.

В области имеет место снижение на 3,6% количества реализуемой алкогольной продукции в перерасчете на абсолютный алкоголь – с 11,2 литров на душу населения в 2012 году до 10,8 литров в 2013 году. Принимаемые меры по борьбе с пьянством, в т. ч. запрет на реализацию в розничной торговле плодово-ягодных вин, ограничение времени продажи алкогольной продукции и иные меры, дали свой результат.

В 2013 г. снизились:


  • количество лиц, перенесших алкогольные психозы – на 11,3% (с 320 до 284 случаев);

  • количества лиц, страдающих хроническим алкоголизмом – на 3% (с 27047 до 26238 человек);

  • количество несовершеннолетних лиц, употребляющих алкоголь с вредными последствиями – на 3,9% (с 1472 до 1414 человек);

  • количество преступлений, совершаемых лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения снизилось на 14,8% (с 4094 до 3485 случаев).

Уровень смертей от отравлений алкоголем снизился до 19,5 в 2013 г. на 100 тысяч населения (в 2012 г. – 23,0);

Благодаря оптимизации работы по профилактике суицидов и усиления координации работы различных ведомств по выполнению Комплексного плана по профилактике суицидального поведения, число суицидов в 2013 году стабилизировалось и составило 419 случаев (29,9 на 100000 населения в 2012 г. и в 2013 г.).

В 2013 г. отмечено уменьшение на 11% количества суицидальных попыток среди несовершеннолетних (с 36 в 2012 г. до 32 случаев).

В декабре 2013 г. Минской областной комиссией по профилактике алкоголизма, наркомании и суицидов была разработана памятка по межведомственному разбору и анализу суицидального поведения.

В результате системной работы фтизиатрической службы в 2013 году в области зафиксировано снижение заболеваемости туберкулезом на 13,3% (с 43,6 до 37,8 случаев на 100 тыс. населения), смертности – на 10,5% (с 6,7 в 2012 г. до 6,0 на 100 000 населения в 2013 г.).

Служба материнства и детства – это приоритетное направление в нашей работе. Показатели работы акушерско-гинекологической и педиатрической служб остаются стабильными:



  • в области планомерно уменьшается число абортов (за 3 года с 20,6 до 16,6 на 100 родившимися живыми);

  • фетоинфантильных потерь – 6,1 промилле,

  • показатель перинатальной смертности – 3,5 промилле.

Продолжается дальнейшее развитие высокотехнологичных методов диагностики и лечения, внедрение новых передовых технологий.

Только на базе областной больницы в 2013 году выполнено 818 операций на сердце, что на 100 больше, чем за предыдущий год (715 в 2012г.).

Ликвидирован лист ожидания на имплантацию кардиостимуляторов и проведение радиочастотной аблации – пациенты госпитализируются в течение одного месяца с момента постановки на учет.

В круглосуточном режиме работает рентгеноперационное отделение эндоваскулярной хирургии.

В прошедшем году число выполненных эндопротезирований крупных суставов увеличилось до 824 (737 в 2012г.).

Выполнено 188 эндопротезирований коленного сустава. Внедрено зндопротезирование плечевого, голеностопного и локтевого суставов. Эндопротезирование тазобедренного сустава проводится в 7 районах области.

В области проводятся оперативные вмешательства по поводу новообразований центральной нервной системы, мешотчатых артериальных аневризм, черепно-мозговых травм, грыж межпозвонковых дисков.

Социальные стандарты в области здравоохранения в 2013 году выполнены за исключением норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на 1 жителя на 6%.

Так, норматив обеспеченности врачами общей практики, участковыми врачами (терапевтами и педиатрами) по занятым должностям из расчета 1 должность на 1300 жителей, в области данный показатель составляет – 1 должность на 1162 жителя. Норматив обеспеченности койками – 9 коек на 1000 жителей, в области 9,37 коек на 1000 жителей, а с учетом республиканских организаций здравоохранения – 11 коек на 1000 жителей. Обеспеченность аптеками по области составляет 1 аптека на 4260 жителей при нормативе – 1 аптека на 8000 жителей. Норматив обеспеченности бригадами скорой медицинской помощи – 1 бригада на 12 тыс. жителей, в области – 1 бригада на 10,9 тыс. жителей.

В 2013 году продолжилась работа по укреплению материально-технической базы здравоохранения. Закуплены: ангтографический комплекс для Солигорской ЦРБ, компьютерные томографы для Областной клинической больницы и Областного противотуберкулезного диспансера, магнитно-резонансный томограф для Детской областной больницы, а также оборудование для отделений гемодиализа Марьиногорской и Любанской Центральных районных больниц, 25 санитарных автомобилей и др.



Объем внебюджетных средств, полученных учреждениями здравоохранения области за 2013 год, составил 283,8 млрд. руб. Удельный вес внебюджетных средств в общем объеме финансирования составил 11,2% (показатель, доведенный МЗ РБ на 2013 год – 6,8 %).

Объем платных медицинских услуг, оказанных населению за 2013 год, составил 161,4 млрд. руб. Темп роста объема платных медицинских услуг – 113,5% (при доведенном показателе – 105,0%).

Объем экспорта услуг в 2013 году вырос до 642,5 тыс. долл. США, доведенный Минздравом план выполнен на 123,1%. Темп роста объема экспорта услуг составил 144,9 %.

В 2014 году здравоохранению области необходимо продолжить работу по достижению следующих целей:

  • обеспечение устойчивого функционирования здравоохранения области, повышение его эффективности;

  • интенсификацию профилактической деятельности по предупреждению болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний на основе динамического наблюдения за состоянием здоровья населения и факторами среды обитания;

  • совершенствование системы мероприятий по содействию снижению смертности, в том числе населения трудоспособного возраста;

  • повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

  • обеспечение качественными и безопасными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения;

  • обеспечение санитарно-эпидемического благополучия, совершенствование национальной системы эпиднадзора.

Нам необходимо значительно улучшить доступность и качество медицинской помощи населению, используя все имеющиеся в нашем распоряжении возможности.
Слуцкий район

Медицинское обслуживание населения Слуцкого района осуществляется УЗ «Слуцкая ЦРБ». В состав УЗ входит ЦРБ на 727 коек, 4 участковые больницы на 105 коек, 2 БСУ на 50 коек. Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается в детской и взрослой поликлиниках, стоматологической поликлинике, противотуберкулезном и кожно-венерологическом диспансерах, женской консультации, 8 врачебных амбулаториях и 32 ФАПах. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений: 1805 посещений в смену в городе и 835 посещений в сельских амбулаторных учреждениях.

Кадровый потенциал УЗ «Слуцкая ЦРБ»:

врачебные кадры: физических лиц – 258, укомплектованность врачами (по физическим лицам) составила 68,2%; процент обеспеченности врачей – 76,4%;

медицинский персонал со средним медицинским образованием: физических лиц – 1164, укомплектованность по физическим лицам составила 93,5%; процент обеспеченности работников – 82,0%.

Недостаточно укомплектована врачебными кадрами взрослая и детская поликлиники, женская консультация, акушерская и педиатрическая службы, ВА и УБ.

Имеются определенные кадровые проблемы с младшим медицинским персоналом.

Финансовая обеспеченность здравоохранения района:

В 2013 году бюджетные ассигнования составили 159005,5млн. рублей, израсходовано за 2013 год 157866,6 млн. рублей (99,28%).

Удельный вес внебюджетных ассигнований в 2013 году составил 8,4% (13256552,3 тыс. руб.).

Расходы на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение составили 9396300,0 тыс. руб.

Стоимость 1 койко-дня – 257765 руб., стоимость 1 посещения поликлиники – 61558 руб., стоимость 1 вызова скорой помощи – 244720 руб.

Бюджетная обеспеченность расходов на здравоохранение на 1 жителя в 2013 году составила 1705900 рублей.

Демографическая характеристика района:

По состоянию на 01.01.2014 года численность населения района, находящегося на медобслуживании, составила 92930 человек, в т.ч.: дети (0-17 лет) – 16804 чел., взрослые (от 18 лет и старше) – 76126 чел., в т.ч. население трудоспособного возраста – 54079 чел., в т.ч. мужчин – 27349 чел., женщин – 26730 чел.

В 2013 году умерло 1472 чел. (2012г. – 1403 чел.), в т.ч. 295 чел. в трудоспособном возрасте (2012г. – 201 чел.). Из всего числа умерших – 52,38% умерли от болезней системы здравоохранения, 9,71% от новообразован6ий, 8,56% от внешних причин от всех умерших. В смертности от внешних причин первое место по причинам занимают самоубийства, отравления алкоголем, ДТП.

Рождаемость: В 2013 году родилось 1075 детей (2012г. – 1096), показатель рождаемости на 1000 населения составил в 2013 году – 11,6‰ (2012г. – 11,8‰), областной показатель рождаемости на 1000 населения составил 13,3‰.

Средняя продолжительность жизни в 2013 году – 70,8 лет (2012г. – 71,2 года).

В 2013 году в полном объеме выполнены все запланированные показатели деятельности по всем Государственным программам по здравоохранению, Государственным социальным стандартам по здравоохранению населения, Территориальным программам государственных гарантий по медицинскому обслуживанию населения района.

Основные задачи здравоохранения района:

- формирование у населения мотиваций к здоровому образу жизни, искоренению вредных привычек;

- проведение профилактических мероприятий по раннему выявлению факторов риска социально-значимых заболеваний, улучшение качества диагностики, лечения, реабилитации этих заболеваний;

- обеспечение населению доступной и качественной медицинской помощи на всех этапах ее оказания с использованием новейших современных методов диагностики и лечения;

- добиваться увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения за счет снижения преждевременной смертности, в первую очередь, среди лиц трудоспособного возраста;

- улучшение качества жизни людей с хроническими заболеваниями и инвалидов, путем создания условий для их реабилитации и социализации;

- повысить ответственность медицинских работников за качество оказываемой медицинской помощи.


Отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи Слуцкого райисполкома по материалам главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Минского облисполкома, УЗ «Слуцкая ЦРБ»