Здоровье и работа: психологический аспект - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Здоровье и работа: психологический аспект - страница №1/31



А.Н.Сизанов

ЗДОРОВЬЕ И РАБОТА:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Минск 2008

Аннотация
Успешность профессиональной деятельности обеспечивается прежде всего здоровьем человека. Читателю предлагается оценить состояние своего здоровья и в соответствии с ним определить свои профессиональные возможности, перспективы карьерного роста, профессионального мастерства. Для этого предлагаются различные анкеты, опросники, тесты, упражнения, полезная инфомация для улучшения профессионального здоровья. Выполняя их, каждый из нас может в определенной мере оценить свое физическое и психическое состояние, и на основе этого скорректировать свой образ жизни и профессиональную деятельность, улучшить взаимоотношения с коллегами, поддержать и укрепить свое здоровье.

Психодиагностические методики, представленные в данной книге, могут быть использованы студентами во время учебной практики, а также для проведения научно-исследовательской работы.

Книга предназначена широкому кругу читателей, родителям, педагогам, психологам, бизнесменам, представителям различных профессий, которым не безразлично свое здоровье, здоровье своих коллег, близких и окружающих нас людей.

Оглавление

Предисловие 10

Диагностика личности и здоровье 11

Тест Кейрси «Ваш психологический тип»

Информ-дайджест. Здоровая личность

Характерологический опросник Леонгарда

Методика оценочной биполяции по Фидлеру

Тест Мехрабиана

Информ-дайджест. Защитные механизмы личности

Опросник Келлермана-Плутчика

Методика УНП (уровень невротизации и психопатизации)

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова

Информ-дайджест. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику

Тест «80 вопросов к самому себе»

Информ-дайджест. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику (продолжение)

Тест «Какой я?»

Информ-дайджест. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику (продолжение)

Тест «Какой у вас характер, расскажет ... одежда»

Тест «О чем говорит борода»

Тест «Скажи мне, как ты стоишь и сидишь...»

Информ-дайджест. Поза

Тест «Понимаете ли вы язык жестов?»



«Ключи» к тестам и заданиям 92

Эмоциональное здоровье человека 118

Информ-дайджест. Вариации на тему агрессии

Тест «В каком вы настроении?»

Тест «Ваше отношение к любви»

Информ-дайджест. Отрицательные эмоции

Тест «Угадайте, где взаимная любовь?»

Тест «Скажи мне, что ты рисуешь...»

Тест «Скажи мне, как ты носишь шарф...»

Тест «Соблазнительны ли вы?»

Тест «Что у вас делается в душе?»

Тест «Как отличить депрессию от плохого настроения»

«Как вы смеетесь?» (тест для женщин)

«Как вы смеетесь?» (тест для мужчин)

Информ-дайджест. мех и слезы

Тест «Ревнивы ли вы?»

Информ-дайджест. Восемь вопросов и ответов о ревности

Тест «Скажи мне, какое ты предпочитаешь мороженое...»

Тест «Удовлетворены ли вы взаимоотношениями?»

информ-дайджест. Любовь и дружба

«Ключи» к тестам и заданиям 155

Профессиональное общение и здоровье 161

Тест «Скажи мне цвет твоего автомобиля...»

Тест «Мастерство вождения»

Уроки психотренинга. Организованность и самодисциплина

Тест «Ваши успехи на работе»

Тест «Проверка профессионального соответствия»

Тест «Скажи мне, как ты вскрываешь конверт...»

Тест «Не слишком ли много вы работаете?»

Тест «Изменить себя и других»

Информ-дайджест. Устраиваемся на работу по правилам

Тест «Генеральная стратегия поведения»

Тест «Мы и конфликты»

Тест «Скажи мне, что ты рисуешь...»

Тест «Умеете ли вы обращаться с деньгами?»

Уроки психотренинга. Потеряв работу, ищите новую

Тест «Что говорят вам мимика и жесты?»

Тест «Покажи мне свое лицо, и я скажу...»

Тест «Оценка стиля управления»

Информ-дайджест. Руководитель – подчиненный

Уроки психотренинга. «Трудный» шеф

Тест «Покажи мне, какие у тебя ногти...»

Тест «Узнай себя»

Тест «Скажи мне, какой ты любишь цвет...»

Тест «Устойчивость внимания»

Тест «Интенсивность внимания»

Информ-дайджест. Деятельность мозга и питание

Тест «Корректурная проба»

Тест Мюнстерберга

Тест «Расстановка чисел»

Уроки психотренинга. Развивайте внимание

Тест «У вас хорошая память?»

Тест «Опосредствованное запоминание»

Тест «Объем механического запоминания»

Тест «Проверьте еще раз свою память»

Информ-дайджест. Причины самоубийств кроются в нашей памяти

Тест «Насколько надежна ваша память?»

Тест «Ваша оперативная память»

Тест «Ваша память на числа»

Тест «Ваша память на образы»

Информ-дайджест. Умственная аэробика, или как развивать свои способности

Уроки психотренинга. Вечером запоминайте, утром повторяйте

Информ-дайджест. Гении, кто вы?

Информ-дайджест. Кто самый гениальный?

Словесный тест

Тест «Скажи мне, какие у тебя наручные часы...»

«Ключи» к тестам и заданиям 227

Работа. Личность. Коллектив 241

Методика диагностики темперамента Я.Стреляу

Методика определения психологической характеристики темперамента

Методика для определения вероятности развития стресса


(по Немчину и Тейлору)

Тест на профессиональный стресс

Методика для определения чувствительности к кризису

Методика определения социальной неудовлетворенности

Методика для оценки стратегий и моделей преодолевающего поведения

Методика для оценки синдрома «выгорания» в профессиях системы «человек-человек»

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко

Методики для оценки эмоциональных особенностей и риска заболеваний (опросник Дженкинса)

Гиссенский опросник

Методика экспресс-диагностики невроза

Методика диагностики уровня невротизации Л.И.Вассермана

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге (адаптация Т. И. Балашовой)

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А.Жмурова

Торонтская алекситимическая шкала

Опросник для оценки социально-психологической профессиональной адаптации

Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации учителя средней школы

Методика для оценки профессиональной дезадаптации

«Ключи» к тестам и заданиям 314

Здоровье и мудрость 336

Информ-дайджест. Старение основных функциональных систем организма

Тест «Перспектива продолжительности жизни»

Информ-дайджест. Старение основных функциональных систем организма (продолжение)

Методика «Склонность к одиночеству»

Информ-дайджест. Изучение мудрости

Методика исследования навыков

Информ-дайджест. Психическое старение (личность, интеллектуальные функции, характер)

Краткая шкала оценки психического статуса

Информ-дайджест. Отношение к собственной старости. Счастливая старость

Расширенная программа тестов для выявления когнитивных нарушений

Опросник «Активность повседневной жизни»

Тест «Индекс жизненной удовлетворенности»

«Ключи» к тестам и заданиям 365

Использованная литература 375

Приложение 377

ПРЕДИСЛОВИЕ
Сегодня в профессиональной сфере востребован здоровый человек, который способен обеспечить высокую производительность труда, проявить себя творчески, заработать на достойную жизнь. Без сформированной ответственности за собственное здоровье нельзя воспринимать идеи здорового образ жизни. Изменить положение вещей может целенаправленная работа, уже проводимая в рамках государственной политики в сфере улушения здоровья населения.

В книге представлены психодиагностические методики изучения личности, с помощью которых можно адекватно оценить собственное здоровье и здоровье другого человека. Это особенно существенно для тех областей профессиональной деятельности, где в качестве главного предмета труда выступает другой человек (менеджеры, педагоги, врачи, психологи, социальные работники).

Каждая психодиагностическая методика включает в себя инструкцию для испытуемых, стимульный материал (опросники, анкеты, задания), описание процедуры проведения, обработку и интерпретацию полученных данных, «ключи», бланки для ответов и обработки результатов.

Во многих заданиях сформулированы вопросы, которые мы редко задаем друг другу и себе. Вопросы часто необычные, весьма острые, иногда болезненные. Анализ своих ответов – первый шаг к самосовершенствованию, возможность систематизировать собственные представления о своем здоровье, о психологии человека в целом.

Для работы с психодиагностическими методиками необходимы тетрадь и карандаш. В тетрадь вы выписываете номера вопросов или утверждений, проставляя рядом с ними варианты ответов. Хотелось бы предупредить: вначале выполните задание и только потом смотрите расшифровку («ключ») ответов к нему. Избегайте установки только на хорошие ответы, старайтесь быть искренними. Особое внимание обратите на рубрики «Информ-дайджест» и «Уроки психотренинга». Информация, представленная в них, во многом поможетт вам изменить себя в лучшую сторону, повысить свою психологическую культуру и расширить знания о здоровье человека. Не спешите выполнить сразу большое количество заданий. Выберите для работы свободное время, создайте спокойную обстановку. При желании обсудите полученные результаты с друзьями и коллегами.

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ И ЗДОРОВЬЕ

По личностным характеристикам можно многое сказать о состоянии здоровья человека. В психологии имеется большое разнообразие личностных тестов. С их помощью можно определить свои личностные особенности, которые осложняют принятие ценностей здорового образа жизни, например, низкая самооценка, склонность к рискованному и зависимому поведению. Каждый человек отличается своеобразием реакций на воздействия окружающей действительности. Некоторые из этих реакций закрепляются в повседневной жизни и становятся обычным для данного человека образом поведения в тех или иных условиях.

Личность наиболее ярко проявляется в поступках, поведении и деятельности человека, особенно в его сознательных и преднамеренных действиях и поступках. Именно по поступкам судим мы о том, что представляет собой человек.

Жизненный опыт показывает, что людей, совершенных во всех отношениях, лишенных недостатков, не бывает. Более того, человек, наделенный слишком большими достоинствами, несколько отталкивает от себя окружающих, его меньше выбирают в качестве возможного партнера по общению, чем людей, у которых достоинства спровождаются некоторыми слабостями.

Привлекательность человеческих слабостей, по-видимому, компенсируется другими положительными качествами. Например, у слишком оптимистичного или не всегда обязательного человека может отсутствовать тревожность или развита способность легко улаживать конфликты.

Зная особенности личности, можно предвидеть, как она будет вести себя при тех или иных обстоятельствах, а следовательно, и можно будет направлять ее поведение.

С помощью предлагаемых тестов и опросников мы имеем возможность лучше разобраться в себе и других.

Тест

Кейрси «ВАШ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП»


Ваше здоровье во многом определяется удачным сочетанием профессиональной деятельности и вашим психологическим типом. С помощью данного теста, который содержит 70 утверждений, каждое из которых имеет два варианта – а) и б), вы можете определить ваш психологический тип. Ваша задача: выбрать один из вариантов. Имейте в виду, что оба варианта равноценны – не нужно искать какого-то «более правильного» из них, выбирайте тот, который больше соответствует вашему поведению, вашим представлениям о себе, вашим взглядам на жизнь. Выбранный вами вариант отметьте знаком «+» в соответствующей клетке бланка, помещенного в конце теста. После заполнения бланка подсчитайте результаты по указанной схеме и определите формулу вашего психологического типа.

  1. В компании (на вечеринке) вы:

а) общаетесь со многими, включая и незнакомых;

б) общаетесь с немногими – только с вашими знакомыми.



  1. Вы человек:

а) скорее реалистичный, чем склонный теоретизировать;

б) скорее склонный теоретизировать, чем реалистичный.



  1. Как вы думаете, что хуже:

а) «витать в облаках»;

б) придерживаться проторенной дорожки.



  1. Вы более подвержены влиянию:

а) принципов, законов;

б) эмоций, чувств.



  1. Вы более склонны:

а) убеждать;

б) затрагивать чувства.



  1. Вы предпочитаете работать:

а) выполняя все точно в срок;

б) не связывая себя определенными сроками.



  1. Вы склонны делать выбор:

а) довольно осторожно;

б) внезапно, импульсивно.



  1. В компании (на вечеринке) вы:

а) остаетесь допоздна, не чувствуя усталости;

б) быстро утомляетесь и предпочитаете пораньше уйти.



  1. Вас больше привлекают:

а) люди здравомыслящие;

б) люди с богатым воображением.



  1. Вам интереснее:

а) то, что происходит в действительности;

б) те события, которые могут произойти.



  1. Оценивая поступки людей, вы:

а) больше учитываете требования закона, чем обстоятельства;

б) больше учитываете обстоятельства, чем требования закона.



  1. Обращаясь к другим, вы склонны:

а) соблюдать формальности, этикет;

б) проявлять свои личностные, индивидуальные качества.



  1. Вы человек скорее:

а) точный, пунктуальный;

б) неторопливый, медлительный.



  1. Вас больше беспокоит:

а) необходимость оставлять дело незаконченным;

б) необходимость непременно доводить дело до конца.



  1. В кругу знакомых вы, как правило:

а) в курсе происходящих событий;

б) узнаете о новостях с опозданием.



  1. Повседневные дела вам нравится делать:

а) общепринятым способом;

б) своим оригинальным способом.



  1. Вы предпочитаете таких писателей, которые:

а) выражают свои мысли просто и четко, напрямую;

б) пользуются аналогиями, иносказаниями.



  1. Вас больше привлекает:

а) стройность мысли;

б) гармония человеческих отношений.



  1. Вы чувствуете себя увереннее:

а) в логических умозаключениях;

б) в практических оценках ситуаций.



  1. Жизнь доставляет вам больше удовольствия, когда дела:

а) решены и устроены;

б) не решены и пока не улажены.



  1. Вы человек:

а) скорее серьезный, ответственный;

б) скорее беспечный, беззаботный.



  1. При телефонных разговорах вы:

а) заранее не продумываете, что нужно сказать;

б) мысленно «репетируете» то, что будет сказано.



  1. По вашему мнению, факты:

а) важны сами по себе;

б) важны как проявления общих закономерностей.



  1. Фантазеры, мечтатели обычно:

а) раздражают вас;

б) довольно симпатичны вам.



  1. Вы чаще действуете как человек:

а) хладнокровный;

б) горячий, вспыльчивый.



  1. Как вы думаете, что хуже:

а) быть несправедливым;

б) быть беспощадным.



  1. Обычно вы предпочитаете действовать:

а) тщательно оценивая все возможности;

б) полагаясь на волю случая.



  1. Вам приятнее:

а) покупать что-либо;

б) иметь возможность купить.



  1. В компании вы, как правило:

а) первым заводите беседу;

б) ждете, когда с вами заговорят.



  1. С вашей точки зрения ваш здравый смысл:

а) редко ошибается;

б) часто попадает впросак.



  1. Детям часто не хватает:

а) практичности;

б) воображения.



  1. В принятии решений вы руководствуетесь скорее:

а) принятыми нормами;

б) своими чувствами, ощущениями.



  1. Вы человек:

а) скорее твердый, чем мягкий;

б) скорее мягкий, чем твердый.



  1. Что, по вашему, больше впечатляет:

а) умение методично организовать;

б) умение приспособиться и довольствоваться достигнутым.



  1. Вы больше цените:

а) определенность, законченность;

б) открытость, многовариантность.



  1. Новые и нестандартные отношения с людьми:

а) стимулируют, придают вам энергию;

б) утомляют вас.



  1. Вы чаще действуете как:

а) человек практического склада;

б) человек оригинальный, необычный.



  1. Вы более склонны:

а) находить пользу в отношениях с людьми;

б) понимать мысли и чувства других людей.



  1. Вам приносит большее удовлетворение:

а) тщательное и всестороннее обсуждение спорного вопроса;

б) достижение соглашения по спорному вопросу.



  1. Вы руководствуетесь более:

а) рассудком;

б) велением сердца.



  1. Вам удобнее выполнять работу:

а) по предварительной договоренности;

б) которая подвернулась случайно.



  1. Вы обычно полагаетесь на:

а) организованность, порядок;

б) случайность, неожиданность.



  1. Вы предпочитаете иметь:

а) много друзей на непродолжительное время;

б) несколько старых друзей.



  1. Вы руководствуетесь в большей степени:

а) фактами, обстоятельствами;

б) общими положениями, правилами, принципами.



  1. Вас больше интересуют:

а) производство и сбыт продукции;

б) проектирование и исследования.



  1. Что вы скорее сочтете за комплимент:

а) «Вы очень логичный человек»;

б) «Вы тонко чувствующий человек».



  1. Более ценным качеством для себя вы считаете:

а) невозмутимость;

б) увлеченность.



  1. Вы предпочитаете высказывать:

а) определенные и окончательные утверждения;

б) предварительные и неоднозначные утверждения.



  1. Вы лучше чувствуете себя:

а) после принятия решения;

б) не ограничивая себя решениями.



  1. Общаясь с незнакомыми, вы:

а) легко завязываете продолжительные беседы;

б) не всегда находите темы для разговора.



  1. Вы больше доверяете:

а) своему опыту;

б) своим предчувствиям.



  1. Вы чувствуете себя человеком:

а) более практичным, чем изобретательным;

б) более изобретательным, чем практичным.



  1. Большего одобрения заслуживает:

а) рассудительный, здравомыслящий человек;

б) человек глубоко переживающий.



  1. Вы более склонны:

а) быть прямым и беспристрастным;

б) сочувствовать людям.



  1. По вашему, предпочтительней:

а) удостовериться, что все подготовлено и улажено;

б) предоставить событиям идти своим чередом.



  1. Отношения между людьми должны строиться:

а) на предварительной взаимной договоренности;

б) в зависимости от обстоятельств.



  1. Когда звонит телефон, вы:

а) торопитесь подойти первым;

б) надеетесь, что подойдет кто-нибудь другой.



  1. Более ценным качеством для себя вы считаете:

а) развитое чувство реальности;

б) пылкое воображение.



  1. Вы придаете больше значения:

а) тому, что сказано;

б) тому, как сказано.



  1. В ваших глазах большим недостатком выглядит:

а) излишняя пылкость, горячность;

б) чрезмерная объективность, беспристрастность.



  1. Вы считаете себя в общем:

а) трезвым и практичным;

б) сердечным и отзывчивым.



  1. Вас больше привлекают ситуации:

а) регламентированные и упорядоченные;

б) неупорядоченные и нерегламентированные.



  1. Вы человек:

а) скорее педантичный, чем капризный;

б) скорее капризный, чем педантичный.



  1. Вы чаще склонны:

а) быть открытым, доступным;

б) быть сдержанным, скрытным.



  1. В литературных произведениях вы предпочитаете:

а) конкретность, буквальность;

б) образность, переносный смысл.



  1. Для вас труднее:

а) находить общий язык с другими людьми;

б) использовать других в своих интересах.



  1. Себе вы бы больше пожелали:

а) ясности размышлений;

б) умения сочувствовать.



  1. Хуже быть:

а) неприхотливым;

б) излишне привередливым.



  1. Вы предпочитаете:

а) запланированные события;

б) незапланированные события.



  1. Вы склонны поступать:

а) скорее обдуманно, чем импульсивно;

б) скорее импульсивно, чем обдуманно.



Бланк для ответов

Столбцы

1

2

3

4

5

6

7






а

б







а

б




а

б







а

б




а

б







а

б




а

б

1










2







3










4







5










6







7


















































































а

б







а

б




а

б







а

б




а

б







а

б




а

б

8










9







10










11







12










13







14


















































































а

б







а

б




а

б







а

б




а

б







а

б




а

б

15










16







17










18







19










20







21


















































































а

б







а

б




а

б







а

б




а

б







а

б




а

б

22










23







24










25







26










27







28


















































































а

б







а

б




а

б







а

б




а

б







а

б




а

б

29










30







31










32







33










34







35


















































































а

б







а

б




а

б







а

б




а

б







а

б




а

б

36










37







38










39







40










41







42


















































































а

б







а

б




а

б







а

б




а

б







а

б




а

б

43










44







45










46







47










48







49


















































































а

б







а

б




а

б







а

б




а

б







а

б




а

б

50










51







52










53







54










55







56


















































































а

б







а

б




а

б







а

б




а

б







а

б




а

б

57










58







59










60







61










62







63


















































































а

б







а

б




а

б







а

б




а

б







а

б




а

б

64










65







66










67







68










69







70


























































































































































Е

I
















S

N
















T

F
















J

P










































































E = å (сумма) a в первом столбце; I = å б в первом столбце;

S = å a во 2-м и 3-м столбцах; N = å б во 2-м и 3-м столбцах;

T = å a в 4-м и 5-м столбцах; F = å б в 4-м и 5-м столбцах;

J = å a в 6-м и 7-м столбцах; P = å б в 6-м и 7-м столбцах.
В каждой паре (E-I), (S-N), (T-F), (J-P) выделите букву, которой соответствует большее число баллов (если в какой-либо паре числа равны, то выделите правую букву). ЭТИ ЧЕТЫРЕ ВЫДЕЛЕННЫХ БУКВЫ ОБРАЗУЮТ ФОРМУЛУ ВАШЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА. Впишите полученную четырехбуквенную формулу в рамку:
















О б р а б о т к а р е з у л ь т а т о в н а с. .




следующая страница >>