Защита национальных интересов в сфер торговля- окружающая среда-развитие - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Защита национальных интересов в сфер торговля- окружающая среда-развитие - страница №1/1

Защита национальных интересов в сфер» торговля- окружающая среда-развитие" (зарубежный опыт и задачи России).
I. ПРЕДИСЛОВИЕ.
Вопрос о вступлении России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) активно обсуждается на всех уровнях политической и экономической жизни страны. Для многих отраслей экономики являются очевидными плюсы и минусы такого вступления. Однако пока остается практически в стороне важнейший вопрос о проблемах природоохранного комплекса, с которыми столкнется Россия после вступления в ВТО.

В статье предпринята попытка анализа зарубежного опыта в решении ключевой для любой страны проблемы создания потенциала в сфере "международная торговля – окружающая среда – развитие". Особое внимание при этом уделено использованию знаний и технологий "информационного общества" в этом процессе.

По результатам такого анализа внесены некоторые предложения по защите государственных интересов России в сфере "международная торговля – окружающая среда – развитие" в условиях членства в ВТО.
II. ВВЕДЕНИЕ.
Процессы глобализации, сопровождаемые беспрецедентными масштабами деградации биосферы, требуют приоритетного рассмотрения триединой проблемы экономического и социального развития, международной торговли и охраны окружающей среды. Актуальность этой проблемы значительно возросла с созданием Всемирной Торговой Организации (ВТО) и ее структур, в частности, заключением Генерального Соглашения по Торговле Услугами (ГАТС). Указанные международные механизмы признают тесную взаимосвязь в системе: экономика – международные торговые отношения – окружающая среда. Эта связь основывается на том, что любая экономическая деятельность основывается на использовании экосистем, природных ресурсов и энергии. Окружающая среда также принимает отходы, возникающие в процессе экономической деятельности. В свою очередь, международная торговля природными ресурсами, товарами и услугами, способствуя экономическому росту, может оказывать значительное негативное воздействие на окружающую среду, усиливая деградацию биосферы и сдерживая решение ключевой для человечества проблемы "устойчивого потребления и производства". Этой проблеме было уделено особое внимание на Всемирной Встрече по Устойчивому Развитию (Иоганнесбург, 2002 г.).

Во многих странах решение проблем устойчивого развития, связанных с международной торговлей и окружающей средой, требует создания и укрепления на международном, национальном, региональном и местном уровнях соответствующего потенциала. Его наличие позволяет, прежде всего, выстраивать справедливые взаимовыгодные отношения в международной торговле экологическими товарами и услугами.



III. КЛЮЧЕВЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СФЕРЕ: "ТОРГОВЛЯ – ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА – РАЗВИТИЕ".

Создание и укрепление национального потенциала, необходимого для решения проблем социально-экономического развития и охраны окружающей среды, тесно связанных с развитием международной торговли, по определению компетентных международных организаций (таких как ЮНЕП, ЮНКТАД), представляет собой процесс формирования и реализации национальной политики в этой области. Основными целями и задачами этого процесса являются:

- понять и установить самый высокий приоритет вопросам взаимосвязи между торговлей окружающей средой и развитием;

- тщательно оценить экономические, социальные и экологические последствия либерализации международной торговли;

- сформулировать и обеспечить реализацию политики по выполнению национальных обязательств в рамках многосторонних соглашений, относящихся к торговле и окружающей среде. При этом сделать акцент на получение максимальных общегосударственных выгод от международной торговли, обеспечивающих вклад в устойчивое развитие страны;

- использовать благоприятные для экономически приемлемого развития возможности, предоставляемые расширением международной торговли и процессами глобализации;

- эффективно участвовать в переговорах, относящихся к торговле и окружающей среде.

В 90-е годы ЮНЕП совместно с ЮНКТАД и ВТО провел широкие международные исследования по проблемам создания и укрепления национального потенциала, способного реализовать указанные цели и задачи. По результатам исследований были предложены меры, реализация которых позволила бы получить максимальные "чистые выгоды от устойчивого развития", в условиях развития процессов глобализации, прежде всего, либерализации международной торговли.

Это следующие меры:

- Национальная комплексная оценка воздействия международной торговли на социально-экономическое развитие и окружающую среду, с целью выявления альтернатив по улучшению национальной торговой и экономической политики;

- Комплексная оценка ценности национальных природных и экологических ресурсов;

- Формирование и претворение в жизнь законодательных мер, устранение перекосов в торговой политике, в результате которых наносится ущерб окружающей среде.

- Внедрение системы экономического стимулирования, позволяющей воздействовать на модели потребления и производства в интересах устойчивого развития;

- Налаживание диалога между правительством, бизнесом и гражданским обществом,

с целью поиска согласованных решений по сохранению окружающей среды в процессе экономического развития (так называемая ситуация "win-win", т.е. когда выигрывают все).

- Формирование и реализация политики, направленной на широкое внедрение экологически приемлемых технологий;

- Развитие инфраструктуры, необходимой для формирования и претворения в жизнь комплексной политики и стратегии в сфере "торговля - окружающая среда - развитие";

- Обеспечение знаниями и информацией процесса перехода на модели устойчивого развития, обеспечивающего получение странами "чистых выгод" в условиях либерализации международной торговли.

Важным результатом исследований ЮНЕП, ЮНКТАД и ВТО является рекомендация правительствам развивающихся стран и стран с переходной экономикой о необходимости формирования и реализации национальных программ в области торговли, окружающей среды и развития, направленных на достижение вышеизложенных целей.

IV. НЕРАВНЫЕ СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ В СТРАНАХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ

ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ, ОТВЕЧАЮЩЕЙ ТРЕБОВАНИЯМ

УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.
Также обращают на себя внимание следующие результаты исследований ЮНЕП, ЮНКТАД и ВТО. В частности, был подтвержден вывод об огромном отставании стран "третьего мира" от развитых стран в их возможности эффективно (без ущерба национальным интересам) участвовать в международных торговых отношениях, которые бы способствовали устойчивому развитию и не разрушали окружающую среду. На базе исследований была сделана ключевая рекомендация: развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, если они хотят идти по пути устойчивого развития, то обязаны в срочном порядке разработать и реализовать собственную политику в области торговли экологическими товарами и услугами.

Эта необходимость объясняется сложившейся к настоящему времени неблагоприятной для этих стран ситуацией. С одной стороны, развивающиеся страны и некоторые страны с переходной экономикой не имеют необходимого опыта и инфраструктуры в указанной сфере международных торговых отношений, в то время как мировой рынок экологических товаров и услуг практически полностью контролируются ТНК западных стран. В частности, 53 самых крупных ТНК в этой области, контролирующие 85% этого рынка, представляют страны Евросоюза, США и Японию.

С другой стороны, в развитых странах рынок экологических товаров и услуг к концу 90-х годов (по данным ЮНКТАД), достиг вершин роста. Экологическая индустрия развитых стран (имеющая ежегодные доходы 550 млрд. долларов), переживает стагнацию. Поэтому деловая активность развитых стран в последние годы активно перемещается в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой (включая Россию).

Несмотря на определенные позитивные аспекты этих процессов, указанные страны выражают серьезную озабоченность их негативными последствиями. Вот только некоторые аспекты такой озабоченности.

Во-первых, для многих стран является неприемлемым то, что после принятия условий ГАТС вода попадает под классификацию экономического товара. Тем самым, вода попадает под требования ВТО, относящиеся к торговле товарами вообще. В таком случае, например, согласно Статье ХI Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле (ГАТТ) будут сняты количественные ограничения на экспорт (включая переброски стока) воды в другие страны. Это обстоятельство затрагивает, в частности, суверенитет стран, имеющих излишки водных ресурсов.

Во-вторых, многие страны озабочены тем, что принятие условий ГАТС вынуждает осуществлять приватизацию их внутренних систем и служб водообеспечения, и ставит эти службы в условия конкуренции с иностранными субъектами. В данном случае широко распространено опасение, что под приватизацию и либерализацию могут попадать системы и службы, связанные с питьевым водоснабжением и санитарией. Такие реформы могут нарушить одно из базовых прав человека на доступ к чистой и безопасной питьевой воде. В этой связи обращает на себя внимание следующий вывод 3-го Всемирного Водного Форума (Япония, Киото, март 2003 г.): "Мы выступаем за то, чтобы в глобальных, региональных и двусторонних соглашениях были защищены Права на Воду, и прекращены попытки превратить воду в товар, не допустить контроля ТНК над водой. Мы призываем, чтобы вода и водные услуги не входили в компетенцию ГАТС и ВТО, и чтобы Многосторонние Экологические Соглашения преобладали над глобальными и региональными соглашениями в области торговли".

В-третьих, в странах существуют опасения, что применение к воде требований инвестирования как к обычному товару может привести к практике заключения невыгодных для стран-реципиентов концессий с "непрозрачными" отношениями между концессионерами, как это характерно для инвестиционных процессов в других отраслях экономики.

В-четвертых, многие страны, озабоченные своим положением в ВТО как нетто-импортеров экологических товаров и услуг, "двойным" назначением многих экологических товаров, считают, что либерализация в секторе экологических услуг и коммерческое присутствие иностранных поставщиков услуг не способствуют укреплению национального потенциала, расширению передачи технологии, повышению эффективности и конкурентоспособности. В этой связи, например, ключевым выводом проведенных Экономической Комиссией ООН для стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛА) исследований о практике последних десятилетий в сфере экологических товаров и услуг стал вывод о необходимости, прежде чем осуществлять либерализацию торговли, создать и укрепить национальный потенциал в этой области.



V.ОПЫТ РАЗВИТЫХ СТРАН В ПРИМЕНЕНИИ ЗНАНИЙ, ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО

РАЗВИТИЯ.
Проблемы создания и укрепления национального потенциала как необходимого условия защиты интересов развивающихся стран и стран с переходной экономикой в системе "торговля – окружающая среда – развитие " становятся все более приоритетными в текущем десятилетии. Их особенностью стала активизация мирового информационного сообщества в решении этих проблем.

Заметным шагом в этой области явилась организация усилиями ЮНЕП, ЮНКТАД и ВТО в Женеве в марте 2002 г. крупного Международного семинара по созданию и укреплению потенциала этих стран в указанных областях. Этот Семинар, в значительной мере базируясь на результатах исследований указанных международных организаций, настоятельно рекомендовал развивающимся странам и странам с переходной экономикой предпринять эффективные незамедлительные меры по созданию и наращиванию национального потенциала для того, чтобы обеспечить свои интересы в международной торговле экологическими товарами и услугами.

Исключительное значение имела следующая рекомендация этого Семинара: "Страны должны улучшить свои средства коммуникации при осуществлении мер по развитию национального потенциала в области развития, международной торговли и охраны окружающей среды. Упор в этих действиях сделать на развитие баз данных, доступных в системе Интернет"

Эта рекомендация тесно связана с Декларацией и Планом Действий в области информационных и компьютерных технологий, принятыми на состоявшейся несколько позднее (Женева, 2003 г.) Всемирной Встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества (WSIS). И хотя эта Встреча, равно как и последующая аналогичная Встреча в Тунисе (2005г.) уделили явно недостаточное внимание взаимосвязи "Информационного Сообщества" и устойчивого развития, тем не менее, они выразили глубокую обеспокоенность существованием значительного "цифрового разрыва" между развитыми и развивающимися странами (т.е. отставанием последних в области информационных и компьютерных технологий). В принятом странами Плане Действий намечены меры по преодолению такого отставания. При этом указанные меры рассматриваются как важнейший элемент в механизме по достижению целей устойчивого развития стран "третьего мира".

В этой связи заслуживает внимательного изучения уже имеющийся (несмотря на новизну проблемы) опыт как развитых, так и развивающихся стран, в применении информационных и компьютерных технологий для решения задач устойчивого развития.

Если рассматривать опыт развитых стран, уже обладающих мощной инфраструктурой для сбора, обработки, хранения и распространения наземных и спутниковых данных и информации о состоянии окружающей среды, их исследования и работы в этой области были направлены, прежде всего, на решение задач в более "продвинутых" областях. Это такие области, как: а) внедрение экологических информационных систем в решение национальной и региональной политики устойчивого развития; б) экологическая эффективность и инновационные технологии в этой области; в) негативные экологические последствия "информационного общества"; г) модификация нужд и ценностей, на которые ориентируются современные потребители экологических товаров и услуг;

д) обеспечение доступа к экологической информации и участие гражданского общества в принятии решений.

Среди множества исследований и работ, уже выполненных в этой сфере в развитых странах, следует отметить практические шаги Евросоюза. Его руководство заявляет о намерении ЕС обеспечить свое долгосрочное лидерство в применении "технологий информационного общества" в повседневной жизни европейской индустрии и бизнеса, повысить их конкурентоспособность и эффективность в достижении целей устойчивого развития в своих странах.

Ключевая роль в этой деятельности принадлежит Европейскому Агентству по Охране Окружающей Среды (ЕАООС), осуществляющему координацию и руководство сотрудничеством стран-членов ЕС в этой области. В рамках этой деятельности обеспечиваются потоки экологических данных, информации и знаний, необходимых для решения ключевых задач в природоохранной и социально-экономической областях. Эта деятельность рассматривается как элемент решения общих задач устойчивого развития. Информация и знания используются для выявления и описания тенденций и прогнозирования ситуации в указанных областях, тем самым создавая основу для стран Евросоюза и его структур формулировать более эффективную экологическую и социально-экономическую политику, в том числе и в области международной торговли.

Более того, ЕАООС активно внедряет современные информационные и коммуникационные технологии для обеспечения свободного доступа гражданского общества к экологическим данным, информации и знаниям.

Принцип свободного доступа к экологической информации закреплен специальной директивой Европейского Совета № 90\313\ЕЕС, которая получила дальнейшее развитие в 5-й Программе Действий ЕС и ряде конкретных проектов. Одним из них является проект по созданию Сети Информационных Центров по Окружающей Среде в Европе (EELNET).

Особенностью этой и других видов деятельности ЕАООС по обеспечению доступа гражданского общества к экологическим данным, информации и знаниям является то, что практическая работа осуществляется в направлении, позволяющем получать доступ к этим данным, информации и знаниям в нужное время и в желаемом формате. Для решения этой задачи разрабатываются ГИСы, создаются национальные порталы, основанные на сети Интернет.

Также ведутся разработки, направленные на обеспечение различных потребителей специализированной информацией и результатами специализированных исследований, относящихся к окружающей среде и развитию.

Одной из активно разрабатываемых Евросоюзом информационных систем является "Европейская сеть экологической информации и наблюдений" (ЕИОНЕТ). Эта сеть предназначена для обеспечения в необходимое время высококачественными данными, информацией и специализированными знаниями, необходимыми для оценки состояния и изменений окружающей среды в регионе Евросоюза под воздействием деятельности человека. Это, в свою очередь, позволяет принимать квалифицированные политические решения по природоохранным и связанным с ними вопросам на национальном уровне, и уровне Евросоюза, а также контролировать эффективность принимаемых мер в различных областях экономики и социальной сферы, включая торговлю.

Кроме Европейского Агентства по Охране Окружающей Среды и стран Евросоюза, в систему ЕИОНЕТ входят: ряд специально созданных Европейских Тематических Центров (ЕТЦ), а также сеть, включающая 900 экспертов экологических информационных организаций в этих странах. Для обеспечения функционирования ЕИОНЕТ в каждой стране ЕС специально созданы Национальные Выделенные Центры (НВЦ), а также Национальные Справочные Центры (НСЦ).

Руководство Евросоюза, оценивая деятельность ЕАООС, подчеркивает, что главной задачей Агентства должно стать повышение эффективности политики ЕС в различных секторах в контексте решения экологических проблем. Естественно, международная торговля является одним из таких секторов, где экологии уделяется большое внимание.

Функционирование сетей, таких как ЕИОНЕТ, и других, было бы невозможным без их обеспечения обширными исходными данными, информацией и знаниями о состоянии природной среды в регионе Евросоюза. Система обеспечения такими данными, информацией и знаниями базируется на созданной в течение многих лет мощной технической инфраструктуре, в развитие которой вкладывались и продолжают вкладываться огромные средства. Об этом свидетельствуют, в частности, многочисленные программы и проекты, реализуемые в странах и регионах Евросоюза.

Особенностью таких программ и проектов на современном этапе является то, что они реализуются с применением новейших достижений в области информационных технологий и средств коммуникаций.

Например, в рамках 4-й Рамочной Программы Евросоюза (1994-1998г.г.) выполнено около 30 проектов по "внедрению потенциала новых эффективных информационных и коммуникационных средств и технологий с целью расширения знаний об окружающей среде и обеспечения ее охраны".

Особое внимание уделяется внедрению современных средств наблюдений, оценки, прогноза и предотвращения стихийных бедствий в регионе Евросоюза. Например, весьма интересны следующие проекты, реализуемые в последние годы:

- DEDICS – Пространственная Система Информации и Контроля экологических бедствий.

- DAEWS – Дунайская Система Предупреждения об Авариях и Чрезвычайных Ситуациях.

- TELEFLEUR – Применение телекоммуникационных информационных технологий для борьбы с паводками в урбанизированных районах.

Следует подчеркнуть, что указанная уже развитая инфраструктура и значительный потенциал в области знаний и информации в странах Евросоюза, необходимых для решения проблем в системе: "развитие - торговля - окружающая среда", с каждым годом нарастает. Так 6-я рамочная Программа ЕС, как одну из важнейших, поставила задачу реструктуризации Европейского Исследовательского Пространства. С этой целью выполняются ряд проектов в рамках ЕС, таких как GEANT (создание мощной высокоскоростной коммуникационной сети для всех исследователей в регионе Евросоюза). К ним также относится проект GRID (создание высокопроизводительной системы для развертывания улучшенной существующей инфраструктуры GRID).

В 1999 году Евросоюз, реализуя задачу обеспечения своего лидерства в нарождающемся "Информационном Обществе", начал осуществление долгосрочной исследовательской и практической программы: "Технологии Информационного Общества" (IST). Она включает четыре технологических приоритета:

- Внедрение научных исследований в технологические области, которые представляют особый интерес для решения задач устойчивого развития.

- Развитие современных средств коммуникации и компьютеризации. Будут созданы новые поколения беспроводных и мобильных коммуникационных систем и сетей, включая спутники, а также выполнен ряд других исследований и работ, позволяющих создать следующее поколение Интернет.

- Разработана и внедрена в производство продукция нано -, микро -, оптикоэлектронных и фотонных компонентов, которые устранят ограничения по миниатюризации, потреблению энергии, стоимости и экологии.

- Улучшение управления информацией в системах связи и информации.

На решение указанных задач только в 2002-2006 г.г. выделено около 4 млрд. Евро.


VI. ПРОБЛЕМЫ УСТРАНЕНИЯ РАЗРЫВА МЕЖДУ РАЗВИТЫМИ СТРАНАМИ

И ОСТАЛЬНЫМ МИРОМ В СФЕРЕ "ТОРГОВЛЯ-ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА-

РАЗВИТИЕ".

Таким образом, наличие и постоянное совершенствование указанного потенциала стран Евросоюза, а также США и Японии, предоставляет им огромные преимущества перед остальными странами мира. Эти преимущества позволяют развитым странам еще более укреплять ключевые позиции на мировом рынке экологических товаров и услуг, устанавливать выгодные для себя и чаще ущербные для развивающихся стран политические и экономические условия при решении проблем в системе: международная торговля – окружающая среда – развитие. Об этом свидетельствуют многочисленные конфликты, возникающие в связи с деятельностью западных "природоохранных" ТНК в таких странах, как Бразилия, Аргентина, Боливия, Южная Африка, и т.д.

Несбалансированные условия на мировом рынке экологических товаров и услуг поддерживаются жесткими ограничительными мерами, например, Евросоюза, в отношении доступа "третьих стран" на его рынок экологических товаров и услуг.

Практика показывает, что развитые страны на самом деле не заинтересованы и, вопреки многочисленным декларациям, не предпринимают реальных шагов по оказанию помощи в создании и укреплении национального потенциала стран "третьего мира", необходимого для защиты своих интересов в сфере: " торговля – окружающая среда – развитие ". Такой дисбаланс в торгово-экономических отношениях развитых стран и остального мира можно проследить, в частности, при анализе процессов приватизации водного сектора в развивающихся странах, которая им активно навязывается развитыми странами в течение последних 20 лет.

Темпы этой приватизации исключительно велики. Так, они составляют: в Латинской Америке: 4% в 1997 г. и 60% в 2010 г.; в Африке 3% в 1977г. и 33% в 2010 г.; в Азии: 1% в 1977г. и 20% в 2010 г.

Могут быть выделены следующие особенности этого процесса:

- Направленность на тотальный характер приватизации в "третьем мире", в отличие от западных стран. В Германии, США, Японии основная часть инфраструктуры в секторе водоснабжения находится в руках государства. США, проводя переговоры в рамках ВТО о либерализации торговли экологическими товарами и услугами, действуют осторожно и избирательно. Они отказываются предоставлять иностранным поставщикам услуг право осуществлять инвестиции или получать доходы в указанных отраслях, являющихся монополией государства. Это, прежде всего, относится к водоснабжению и распределению водных ресурсов.

Представители США, обосновывая такую позицию, считают неприемлемыми для своей страны положения Генерального Соглашения по Торговле Услугами (ГАТС) с точки зрения либерализации и приватизации этих видов деятельности.

Что касается развивающихся стран, является показательной критическая реакция ряда СМИ и стран на результаты состоявшейся в декабре 2005 г. в Гонконге 6-й Министерской Конференции стран-членов ВТО. Они подвергли резкой критике политику богатых стран и ключевых финансовых институтов (МБРР, МВФ, ВТО и т.д.) в отношении либерализации торговли и приватизации воды, которую они насаждают в развивающихся странах. Эта политика сводится к следующему: "Единственный путь избежать глобальной нехватки воды, которая сейчас имеется в ряде регионов, а вскоре охватит весь мир, заключается в том, чтобы приватизировать воду, превратить ее в товар, выставить этот товар на открытый рынок для продажи по наивысшей цене, и подчинить эту торговлю правилам, по которым торгуют обувью". Для реализации такой политики, сформированной в рамках ГАТС и продвигаемой в Гонконге, предполагается, что "любое правительство – член ВТО, должно предоставить зарубежным инвесторам права, равные правам национальных инвесторов, прежде всего, тех, кто находится под управлением государства или общества. Для этого указанное правительство должно пересмотреть существующее законодательство, с тем, чтобы удовлетворить вышеназванное условие ".

Считая неприемлемым такой подход, его оппоненты приводят многочисленные примеры ущербности, неэффективности и узкокорыстных устремлений многих из вышеупомянутых западных ТНК. Именно они являются реальными хозяевами мирового рынка экологических товаров и услуг (ЭТУ). Их деятельность приводит к усугублению ключевых для стран проблем в этой области, прежде всего, проблемы водоснабжения и санитарии. Опыт работы этих ТНК в таких странах, как Южная Африка , Боливия, Аргентина и других , ведет к экономическим потерям этих стран, установлению неприемлемого платного водообеспечения (особенно для бедных), увеличению неравенства в доступе к чистой воде и средствам ее очистки, коррупции в водохозяйственной деятельности, увеличению зависимости бедных стран от богатых и т.д.

Обращается особое внимание на опасность координации и объединения усилий богатых стран (например, стран Евросоюза), транснациональных корпораций и международных финансовых институтов в навязывании приватизации и подходов ГАТС в торговле экологическими товарами и услугами. Вот некоторые примеры.

Евросоюз, принимая активное участие в переговорном процессе в рамках ВТО по торговле ЭТУ и подчеркивая лидирующую мировую роль европейских ТНК в решении проблем водоснабжения, заявляет, что он ставит главной целью на переговорах по этому вопросу – "добиться устранения барьеров, которые поставлены перед европейскими операторами на рынках третьих стран". При этом Евросоюз настаивает на включении в рамки ГАТС соглашений по открытию странами рынков питьевой воды и на неограниченном доступе на эти рынки (и других прав) для западноевропейских ТНК.

Указанная позиция ЕС вырабатывалась в тесном взаимодействии с такими ТНК - гигантами в сфере ЭТУ, как Vivendi, Suez, RWE и другими.

Принятие странами этих предложений ЕС приведет к утере прав национальных и местных органов власти в вопросах водообеспечения, включая контроль цен на ЭТУ. В частности, потому, что одно из требований ЕС заключается в том, чтобы в соответствии с положениями ГАТС, для ТНК в стране были созданы условия", не более обременительные, чем это необходимо".

Следует подчеркнуть, что деятельность международных финансовых институтов (МВФ, Всемирный Банк, региональные банки, и т.д.) является элементом политики западных стран по установлению контроля ТНК в водном секторе развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Особенностью современной национальной водной политики практически всех развивающихся стран является их полная зависимость в решении водохозяйственных проблем от международных финансовых институтов и других западных доноров. Во многих странах, такая помощь (займы) являются единственным источником средств для поддержания функционирования водного сектора. Именно эти финансовые институты фактически формируют политику этих стран в водном секторе, закладывают в ее основу требования западных стран, объединений стран и ТНК о приватизации водного сектора и либерализации торговли ЭТУ. Например, МВФ, давая согласие на облегчение долгового бремени развивающихся стран, требует от них приватизации водного сектора. Что касается Всемирного Банка (и многочисленных других банков – доноров), они отказываются давать кредиты развивающимся странам, если те отказываются рассматривать воду как товар, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Например, принятая Всемирным Банком в 2003 г. стратегия в секторе водных ресурсов исходит из того, что страны, чтобы быть клиентами Банка, должны: 1) децентрализовать водные службы; 2) реализовать принцип 100% оплаты водных услуг потребителями, в качестве меры для стимулирования частных инвестиций.

Примерам таких требований "несть числа". Могут быть названы следующие страны - клиенты Всемирного Банка: а) Мозамбик – ему списана часть внешнего долга только после согласия приватизировать систему водоснабжения Мапуту и устранить барьеры для участия частного сектора в управлении водным сектором страны; б) Парагвай – в 1999г. Всемирный Банк отказал этой стране в займе в 46 млн.долларов за то, что тот не приватизировал свой водный сектор; в) в аналогичной ситуации Всемирный Банк в 2001 г. предоставил Гане заем в 110 млн. долларов только после того, как правительство этой страны выполнило его условие – подняло тарифы на воду на 95 %. Следствием такого решения было прекращение доступа к чистой питьевой воде огромного числа граждан страны.

Несомненно, реализация указанных требований в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, с одной стороны, ущемляет интересы значительной части населения, прежде всего, бедняков, а с другой стороны – создает благоприятные условия для проникновения ТНК западных стран на рынки ЭТУ в странах "третьего мира". Этот процесс в значительной мере облегчается тем, что в этих странах фактически отсутствует необходимый потенциал для конкуренции с западными ТНК в водохозяйственном секторе.

О неприемлемости такой политики для развивающихся стран и для стран с переходной экономикой свидетельствуют авторитетные международные исследования, в частности, ЮНЕП, ЮНКТАД, ЭКЛА, и т.д.

Видные западные специалисты при подготовке фундаментального исследования: "Финансирование Воды для Всех " (так называемый "Доклад Камдессю", 2003г.), при всей его апологетике ключевой роли ТНК в развитии водного сектора в разных странах, вынуждены были признать, что внедрение рыночных методов в водном секторе стран, не имеющих опыта в этой области, является длительным и трудным процессом". Также они признали, что не во всех странах приватизация и либерализация торговли ЭТУ дает позитивные результаты.

Сохранению вышеизложенных преимуществ развитых стран в большой мере способствует, как уже отмечалось, огромная пропасть, существующая между ними и большинством развивающихся стран, стран с переходной экономикой, в обеспечении информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) для решения указанных проблем. Эта пропасть не позволяет менее развитым странам эффективно участвовать в международной торговле экологическими товарами и услугами. Значительно снижается их конкурентоспособность на мировом рынке, что проявляется в таких характеристиках, как:

- Замедление и сужение потоков рыночной информации в сфере ЭТУ, что приводит к непрозрачности рынков и числа его участников – как покупателей, так и продавцов.

- Лишение компаний (не работающих на рынке Интернет) возможности получать факторы производства по более низким ценам и продавать свои товары и услуги на более широком зарубежном рынке. Кроме того, отставшие в развитии ИКТ страны уступают часть своего товарооборота компаниям, которые реализуют ЭТУ более эффективно. На сегодняшний день, по данным ЮНКТАД, в наибольшей опасности находятся малые и средние предприятия развивающихся стран. Это также относится к странам с переходной экономикой.

- Страны, отстающие в сфере ИКТ, лишаются возможности торговать экологическими товарами и услугами в режиме онлайн (например, продажа программного обеспечения в сфере ЭТУ, предоставление через Интернет финансовых услуг, и т.д.). И хотя некоторые развивающиеся страны достигли определенных успехов в этой области (например, Индия имеет хорошую репутацию поставщика программного обеспечения через Интернет), потенциал в обеспечении этих услуг, в частности, в обработке цифровых данных несоизмеримо выше, что дает им возможность отвлекать часть таких операций от развивающихся стран. В этих условиях либерализация торговли ЭТУ ослабляет позиции фирм развивающихся стран, лишая их преимуществ физической близости к клиентам.

- Долгосрочный успех, которого добиваются компании развитых стран и сами страны в международной торговле ЭТУ, в значительной мере определяется умением создавать хороший имидж. Интернет сильно облегчает распространение информации о фирменных наименованиях, особенно с применением экомаркировки товаров. Это значительно способствует увеличению доли рынка.

Могут ли развивающиеся страны преодолеть указанный разрыв в наличии и укреплении потенциала, необходимого для достижения целей устойчивого развития?

К сожалению, нет оснований для оптимизма в этой области. Возможно, точный ответ на этот вопрос сформулировал профессор Ф. Радмахер, Директор НИИ обработки прикладных знаний (Германия) на Международной Конференции по применению средств телекоммуникаций для устойчивого развития (Мюнхен, июнь 1999г.) Он подчеркнул, что устойчивое развитие может быть достигнуто только в той мере, в какой это позволит сделать мировой рынок.

Таким образом, круг замкнулся, Как уже отмечено, мировой рынок ЭТУ на 85% принадлежит ТНК западных стран. Их интересам вовсе не отвечает укрепление потенциала развивающихся стран и стран с переходной экономикой, что значило бы создавать конкуренцию своему монопольному положению на мировом рынке ЭТУ. Этим и объясняется отсутствие реальной помощи "третьему миру" со стороны западных стран в создании и укреплении национального потенциала в этой области.

Поэтому ключевой смысл приобретает рекомендация ЮНЕП по этой проблеме, высказанная на Семинаре ЮНЕП\ЮНКТАД по созданию потенциала в развивающихся странах в области торговли, окружающей среды и развития (Южная Африка, Кейптаун, май 2003г.). Базируясь на выводах Семинара о том, что африканские страны "проигрывают" западным странам в переговорном процессе ГАТС ВТО по торговле экологическими товарами и услугами, ЮНЕП настоятельно рекомендовал опираться на национальные структуры по оценке потенциала стран Африки в секторе ЭТУ. Развивая эту рекомендацию, африканские представители подчеркивали важность такого подхода не только к оценке, но и к формированию и реализации национальной политики в этой области.


VII. НЕКОТОРЫЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА.

Вышеизложенные проблемы, с которыми сталкиваются разные страны мира в сфере "торговля – окружающая среда – развитие", исключительно актуальны и для России.

Как следует из заявлений российского руководства, принципиальное решение о вступлении страны в ВТО – принято. Однако при практической реализации такого решения применительно к указанной сфере мы обязаны учитывать, что Россия также находится в неблагоприятных стартовых условиях членства в ВТО. Это связано как с доминированием западных представителей на рынке экологических товаров и услуг, так и со стихийным, по сути, характером интеграции России в мировую экономику в последние 15 лет.

Конечно, указанное не означает, что в России, как в большинстве развивающихся стран, отсутствует национальный потенциал в сфере "торговля – окружающая среда – развитие". Основы этого потенциала (инфраструктура, в том числе информационно-коммуникационные технологии, кадры, ресурсы), несмотря на значительные потери в последние 20 лет, пока сохранились. По-видимому, главной проблемой является отсутствие общегосударственного видения и управления все усложняющимися взаимосвязанными процессами в этой сфере.

Исходя из имеющегося мирового опыта и знаний, а также учитывая специфику российских условий, на настоящем этапе приоритетным направлением деятельности в стране в сфере: "торговля – окружающая среда – развитие" должна стать разработка и реализация долгосрочной широкомасштабной программы по укреплению существующего в стране потенциала в сфере торговли, окружающей среды и развития. Программа должна быть направлена на расширение, укрепление и координацию существующих законодательных, организационных, научно-технических, финансовых и кадровых возможностей. Могут быть выделены три основных компонента такой Программы:

1. Осуществление комплексной оценки торговой политики страны;

2. Разработка и реализация национальной политики в различных отраслях экономики, в рамках которой будут ясно и конкретно отражены чистые выгоды для страны от международной торговли;

3. Аккумулирование, адаптация и внедрение в стране накопленных в мире знаний и передовых технологий, которые обеспечат экологическую составляющую в решении задач устойчивого развития и повысят способность страны эффективно участвовать в мировой торговле.

По-видимому, при осуществлении комплексной оценки торговой политики страны одной из ключевых задач является анализ и разработка предложений по улучшению законодательной базы в сфере: "торговля – окружающая среда – развитие". Неблагополучное положение в России в этой области можно проиллюстрировать многими примерами. В частности:

Огромный ущерб наносится общегосударственным интересам страны, в том числе, ее окружающей среде, из-за отсутствия закона, устанавливающего научно-обоснованные объемы отчислений на охрану природы при добыче и транспортировке нефтегазовых ресурсов на морских акваториях страны. Законы, принятые в других странах, вплоть до мелочей регламентируют такие работы, устанавливая значительные отчисления (от 10 до 30%, и даже больше, от стоимости "нефтяного проекта") на охрану природы при морской нефтегазодобыче. В России фактические отчисления на эти цели несравненно меньше. Проект такого закона уже более 6 лет "пылится" в Государственной Думе РФ, по-видимому, потому, что затрагивает чувствительные аспекты нефтяного бизнеса.

На фоне острого кризиса мирового рыболовства, одним из последствий которого является все большая, ущербная для России эксплуатация зарубежными компаниями ее морских рыбных ресурсов, в стране не предпринимаются необходимые меры по защите национальных интересов в этой области. Одна из ключевых причин этого - в течение многих лет Госдума России не могла принять ФЗ "О рыболовстве и охране водных биоресурсов" (он был принят только в конце 2004 г.). Как следствие, являются абсолютно недостаточными функции государства в регулировании рыболовства. Удручающе выглядит сравнение этих функций, например, в России и Норвегии. Оно свидетельствует о фактическом устранении Российского государства из этой сферы, в то время как Норвегия осуществляет жесткий государственный контроль рыболовства. (См., например, И.В. Иванов "Система управления рыбными ресурсами Норвегии", Вестник МГТУ, т.4, № 2 – Мурманск, 2001г.).

Именно такой "уход" государства из рыбохозяйственной сферы, в конечном итоге, привел к фактической недоступности для миллионов людей к этому, в недалеком прошлом "народному продукту".

Негативные для страны последствия могут иметь многочисленные проекты Евросоюза в России в рамках программы ТАСИС (Technical Assistance to the Commonwealth of Independent States).

Анализ этих проектов в природоохранном и водохозяйственном секторе свидетельствует о том, что их главными целями является не оказание помощи России, а сбор всевозможных видов информации в этих секторах. В свете проводимой западными странами политики сохранения и укрепления преимуществ на рынке экологических товаров и услуг в "третьих странах", такой характер и результаты проектов ТАСИС невыгодны России, поскольку направлены, в частности, на создание преимуществ зарубежным конкурентам, особенно в виду ее предстоящего вступления в ВТО.

Кроме того, для России невыгодно и то, что 80-90% средств, выделяемых ЕС на реализацию проектов ТАСИС, расходуются на оплату услуг западных экспертов. Евросоюз жестко контролирует выполнение этого требования, равно как требования о том, чтобы не допускать ученых и специалистов из России и других стран для выполнения исследований и других работ в экологическом секторе западноевропейских стран.

В стране не осуществляется анализ эффективности как проектов ТАСИС, так и другой иностранной "помощи" по многочисленным природоохранным проектам (счет идет на миллиарды долларов в течение последних 10 – 15 лет).

Другим важным направлением анализа должна быть оценка последствий вступления России в ВТО с точки зрения защиты национальных интересов в сфере экологических товаров и услуг. В рамках такого анализа должны быть, в частности, рассмотрены позитивные и негативные для страны аспекты требований ГАТС/ВТО в отношении либерализации торговли ЭТУ. В этой связи заслуживает особого внимания опыт других стран по увязыванию либерализации с реальным инвестиционным процессом в этой области.

Также необходимо тщательно изучить опыт других стран в отношении приватизации сферы ЭТУ, особенно водного сектора, с учетом специфики российских условий, связанных с ролью государственного сектора в торговле ЭТУ.

По-видимому, при оценке законодательных аспектов вступления России в ВТО, важно включить в рассмотрение следующие вопросы:

- Формирование критериев для доступа на внутренний рынок иностранных компаний и физических лиц. Это такие критерии, как максимальный уровень цен для потребителей, доля прибыли для инвестирования в инфраструктуру, критерии передачи технологий и ноу-хау, квалификационные и сертификационные требования к физическим лицам, критерии предоставления национального режима на внутреннем рынке, и т. д.

- Выработка норм и правил доступа на российский рынок. Это такие нормы и правила, как

правила, регулирующие иностранные инвестиции; ограничения, действующие в области иммиграции; санитарные и экологические требования, нормы, регулирующие имущественные права; вопросы планирования водохозяйственной деятельности; политика страны в области конкуренции, в частности, применительно к монополиям в секторе коммунальных услуг; нормы, регулирующие деятельность акционерных компаний; права на интеллектуальную собственность.

При разработке компонента национальной Программы по формированию и реализации политики в различных отраслях экономики, отражающей чистые выгоды для страны от международной торговли, ключевой задачей, обеспечивающей эффективную реализацию такой политики, должна стать комплексная оценка ценности национальных природных и экологических ресурсов. Эта оценка необходима для анализа "затрат-выгод" при использовании этих ресурсов, оценки риска, уточнения общегосударственных интересов и задач с точки зрения предотвращения деградации окружающей среды и недопущения истощения природных ресурсов.

В связи с решением этой задачи интересам России отвечало бы инициирование проведения в системе ООН глобального исследования по проблеме "потребления и производства", включенной в качестве одного из ключевых пунктов в План Действий по итогам Всемирной Встречи на Высшем Уровне по Устойчивому Развитию (Иоганнесбург, август 2002 года). Важность такого исследования связана со все увеличивающимся потреблением развитыми странами невозобновляемых природных и энергетических ресурсов, и все возрастающей ролью России в удовлетворении этих нужд. Результаты такого исследования могли бы выявить пути решения проблемы "устойчивого потребления и производства", удовлетворяющие природоохранным требованиям на национальном, региональном и глобальном уровнях.

Приведенные в статье оценки опыта других стран подчеркивают важность для России третьего компонента национальной Программы – о необходимости внедрения в стране накопленных в мире знаний и технологий в области экологических товаров и услуг.

Необходимо создание на местном, региональном, национальном и международном уровнях сетей знаний и информации по всему комплексу вопросов проблематики международной торговли, окружающей среды и развития. Применительно к торговле такие сети знаний и информации должны создавать, накапливать и обеспечивать рассмотрение: знаний, информации, технологий и средств коммуникации, относящиеся к международной торговле экологическими товарами и услугами, вопросов защиты прав интеллектуальной собственности, инвестиций и правительственных закупок, аспектов конкуренции, и т.д.

Указанные сети знаний и информации будут иметь огромное значение при решении, например, проблем поиска и освоения международных рынков для экологических товаров и услуг (таких как невозобновляемые сырьевые ресурсы, хлопок, лес, в перспективе – питьевая вода, экологическая экспертиза, и т.д.). Эти проблемы не могут быть эффективно решена без сбора, обработки, хранения и распространения соответствующей информации и проведения исследований для решения специализированных задач. Это обеспечивается через создание и функционирование передовых в технологическом и коммуникационном отношении сетей знаний и информации.

Реализация предложенных мер по укреплению потенциала страны будет способствовать решению таких важных задач, как:

- Создание в стране полноценного рынка экологических товаров и услуг;

- Улучшение делового климата в стране, повышение ее инвестиционной

привлекательности;

- Обеспечение прозрачности во внешнеэкономической деятельности, связанной с торговлей экологическими товарами и услугами;

- Информирование потребителей о положении на мировых рынках экологических товаров и услуг, о соблюдении нормативов ВТО в других странах-членах;

- Диверсифицирование импортных тарифов на экологические товары и услуги, что усилит

позиции России при предоставлении взаимных уступок и введении торговых ограничений;

- Обеспечение прозрачности деятельности естественных монополий в области экологических товаров и услуг, включая их тарифную политику и финансовые потоки;



- Обеспечение подготовки специалистов, способных использовать правовые нормы ВТО и действующую в ней систему разрешения споров для отстаивания интересов России.