Западное окружное управление департамента образования - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Департамент образования города москвы юго-западное окружное управление... 7 3217.58kb.
Юго-западное окружное управление образования города москвы 1 24.14kb.
Северо-восточное окружное управление образования департамента образования... 1 92.38kb.
Департамент образования города Москвы Северное окружное управление 2 559.95kb.
Департамент образования города москвы западное окружное управление... 1 172.57kb.
Южное окружное управление образования департамента образования города... 1 166.8kb.
Окружное положение о соревнованиях школьной спортивной лиги единоборств... 1 113.46kb.
Города москвы юго-восточное окружное управление образования 1 71.42kb.
Города москвы юго восточное окружное управление образования 1 44.54kb.
Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление... 1 80.97kb.
Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление... 1 154.13kb.
Программа кандидата на пост Мэра Москвы михаила дегтярева 1 165.71kb.
- 4 1234.94kb.
Западное окружное управление департамента образования - страница №1/1

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №887

г. МОСКВЫ

Исследование мест, где можно побывать в Москве

Проектная работа с элементами исследования



Автор проекта - ученица 2 класса «В»

Коханова Кристина Николаевна

Средняя общеобразовательная школа №887 г. Москвы

Научный руководитель - учитель начальных классов

Энтина Елена Юрьевна

Секция Обществознание

Москва


2013

Оглавление

Введение ________________________________________________________с. 3

Глава 1. О Москве __________________________________________________с. 7


    1. Москва древняя и современная __________________________________с. 7

1.2 Известные личности, чьи имена связаны с Москвой. ________________с .9 Глава 2. Исследование мест, где можно побывать в Москве. ______________с.11

2.1 Описание методов исследования_________________________________с.11

2.2. Описание результатов исследования _____________________________с.13

2.3. Описание продукта исследования _______________________________с.19

Выводы___________________________________________________________с.22

Заключение________________________________________________________с.23

Список источников информации ____________________________________с.27

Приложения

Приложение 1 Раздаточный материал для одноклассников________________с.28

Приложение 2 Детский путеводитель по Москве________________________с.28



Введение

Москва – всем городам мать.

Поговорка.

Данная работа посвящена исследованию достопримечательностей Москвы и таких мест, в которых интересно и полезно было бы побывать детям.

Меня заинтересовал вопрос – "Так ли хорошо знают ровесники Москву и её достопримечательности".



Актуальность моей работы объясняется необходимостью хорошо знать свой город всем жителям, а также познакомиться с его историей.

Это нужно по тому, что невозможно любить город, которого не знаешь. А если ты не любишь свой город, то никогда не станешь делать ничего для его блага и лучшего развития. Многие ходят по улицам Москвы, видят старые и новые постройки, восхищаются грандиозными строениями великих всемирно известных зодчих, рассматривают памятники, гуляют в парках и не ценят всего этого. Многие даже не представляют, когда было построено то или иное сооружение, кому из известных людей принадлежало.

Многие из этих памятников могут рассказать об истории города, о жителях, которые жили здесь задолго до нашего появления.

Москва – город очень большой. И побывать в каждом её уголке очень сложно. Поэтому каждый раз приходится выбирать места, в которых стоит побывать. А если ты приехал в Москву всего на несколько дней, то всего просто невозможно успеть. Для гостей столицы этот вопрос ещё более актуален.

При этом туризм – полезное и увлекательное занятие. Подбирая для посещения в свободное время музеи, парки и другие достопримечательности Москвы, родители прекрасно организуют досуг своего ребёнка, выделяют время для общения с ним.

Новизна

Я много путешествую. Выбирая новые места для поездки, я заглянула в интернет. Я искала детский путеводитель. Нашла 2-е штуки, но, к несчастью, один не читается, а второй очень-очень мелко был написан. И нельзя было увеличить. Там было написано 430 страниц, но можно было открыть только 6.



Цель

Составить детский путеводитель по Москве в хорошем качестве и выложить в интернет для скачивания.



Задачи

  1. Разбить все достопримечательности на виды.

  2. Собрать информацию в интернете.

  3. Исследовать достопримечательности.

  4. Выяснить общие признаки каждого вида достопримечательностей.

  5. Создать разделы путеводителя.

  6. Наполнить путеводитель информацией.

  7. Создать из собранного материала электронную книгу.

  8. Выложить готовый продукт в интернет для возможности скачивания.

Гипотеза

По составленному мной путеводителю детям и родителям будет интереснее и проще получать информацию о достопримечательностях Москвы.



Объект исследования

Город Москва.



Предмет исследования

Достопримечательности Москвы.



Методы исследования

Системно-структурный анализ, исторический анализ, синтез, наблюдение, опрос, анкетирование.



Продукт работы

Путеводитель по Москве, предназначенный специально для детей и их родителей.



Практическая значимость

Любой сможет скачать данный путеводитель из интернета. Путеводитель поможет детям и их родителям сориентироваться в таком большом городе, как Москва, выбрать наилучшие места для познавательного туризма. Путеводитель пригодится и любым другим категориям туристов, интересующихся историей и достопримечательностями Москвы.



База исследования

Памятники, музеи, парки, фонтаны и другие места города Москвы, которые являются достопримечательностями.



img_1998.jpg

Фото 1. Воробьёвы горы.

измайловский парк 004.jpg

Фото 3. Измайловский парк.

экспериментаниум 001.jpg

Фото 5. Музей Экспериментаниум.

от третьяковки до кремля 003.jpg

Фото 2. Московский Кремль.

измайловский кремль 086.jpg

Фото 4. Музей игрушки в Измайловском Кремле.

прогулка возле дома и по бульварному колцу 011.jpg

Фото 6. Фонтан на Пушкинской площади.

Прежде, чем приступить к работе, я посетила эти и другие достопримечательности Москвы. Многие из них насчитывают несколько столетий. Другие появились недавно. Достопримечательности могут многое рассказать нам о городе, в котором находятся. Я считаю, что все должны знать о них. Особенно жители Москвы.

Глава 1. О Москве

    1. Москва древняя и современная

Москва – старинный город на берегу реки Москвы. Первое упоминание о Москве относится к 4 апреля 1147 года. Долгий период Москва была одним из городов Владимиро - Суздальского княжества и переходила из рук в руки князей, боровшихся за княжеский престол во Владимире. В 1325 году в Москву из Владимира перенес свою резиденцию митрополит Киевский и всея Руси Пётр, после чего Москва стала одним из основных центров православия. Кремль был самой мощной крепостью в Северо-Восточной Руси. При Дмитрии Донском оборонительная система Москвы дополнилась кольцом монастырей. Вокруг города были построены укреплённые  Андроников (основан около 1357), Зачатьевский (около 1360), Симонов (около 1370), Петровский (около 1377), Рождественский  (около 1386) и Сретенский (1397) монастыри. В 14 веке в состав города входили Кремль, Китай-город, Белый город. К 1712 году столица России была переведена в Санкт-Петербург, потом возращена в Москву, а затем вновь в Петербург. Сегодня Москва снова столица России. Но Москва всегда оставалась местом коронации императоров.

Во время Отечественной войны 1812 года Москва была занята французами и сильно пострадала от пожара. К концу 19 века в Москве появился трамвай.

В 1918 году Москва становится столицей РСФСР. Москва застраивалась быстрыми темпами, к городу присоединялись бывшие пригороды. Появился метрополитен. С 1932 года в Москве уничтожено не менее 426 памятников мирового значения. Зимой 1941-1942 годов произошла знаменитая битва под Москвой, в которой советские войска одержали первую в мире победу над фашистами с начала Второй Мировой войны. В декабре 1941 года наступление немецкой группы армий «Центр» под Москвой было остановлено; в результате успешного контрнаступления советских войск под Москвой немецкие войска отброшены от столицы. В 1965 году Москве было присвоено почётное звание «Город-Герой». В 1980 году Москва принимала 22-е летние Олимпийские игры.  В 1997 году повсеместно отмечались праздники, посвящённые 850-летию города. В 2005 году  к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне был открыт мемориальный комплекс Победы на Поклонной горе.  Одноимённая станция метро, открытая в тот же год, стала самой глубокой в Московском метрополитене.

Москва – столица России. От этого города отходят все главные дороги нашей родины. Город испытывает серьёзные транспортные проблемы, в первую очередь связанные со взрывным ростом количества автотранспорта (к 2009 году количество автомобилей в городе достигло 3,5 млн единиц) и значительно отстающими от него темпами строительства автодорог.

Круглый год к нам приезжает много туристов. Ведь Москва – один из старейших городов страны. Ей уже исполнилось более 850 лет. История города хранит много легенд и преданий.

Всемирно известной достопримечательностью является Московский кремль, прекрасное творение зодчих. Строился кремль на протяжении долгого времени. Сначала он был деревянным, потом белокаменным. В наши дни он уже сложен из красного кирпича. Не меньше вашего внимания привлекут парки и монастыри. Многие из них помнят, как гуляли по их тропинкам люди известные на весь мир.

В наши дни Москва – развивающийся город. Здесь появляются новые гостиницы, рестораны и кафе. У нас весело с размахом отмечают Широкую масленицу и Новый год. Проводятся фестивали и другие праздники.

1.2. Известные личности, чьи имена связаны с Москвой

Каждый город знаменит своими жителями. Одни из них известные певцы, другие политические деятели, третьи что-либо открыли. Ими по праву может гордиться не только родной город, но и весь мир. Кто же они – те люди, которые прославили Москву?

Москва – родина таких известных людей как князь Дмитрий Донской; цари Фёдор Иванович, Алексей Михайлович, Пётр I, Анна Иоанновна, Александр II и другие; полководец – Александр Суворов; баснописец – Иван Андреевич Крылов, поэт, писатель, генерал – Денис Давыдов; поэт – Александр Сергеевич Пушкин; живописцы – Сергей и Константин Коровины; композитор и пианист – Александр Николаевич Скрябин; детский поэт – Агния Барто; артисты – Владимир Этуш (товарищ Саахов в «Кавказской пленнице»), Евгений Леонов (самозваный дрессировщик в «Полосатом рейсе», заведующий детским садом в «Джентельменах удачи»); писатель, автор мультсериала «Ну, погоди!» - Александр Курдяндский; певец – Лев Лещенко; телеведущий – Леонид Якубович; российский бизнесмен – Михаил Прохоров; адвокат – Павел Астахов; певец, ведущий программы «Спокойной ночи, малыши» - Дмитрий Маликов; артист эстрады, телеведущий – Максим Галкин и многих других.

Посмотрев на этот список, я могу сказать, что Москву прославили:



  • цари;

  • поэты;

  • писатели;

  • артисты;

  • художники;

  • музыканты.

Многие достопримечательности Москвы посвящены этим личностям. Другие – определённым событиям.

Вывод

Достопримечательности могут многое рассказать об истории города и жизни людей, живших в Москве в различные эпохи.

Для того чтобы узнать на сколько хорошо мои одноклассники знают свой город, я провела опрос в классе.

Глава 2. Исследование мест, где можно побывать в Москве

2.1 Описание методов исследования

Целью исследования является выявление достопримечательностей, которые представляли бы интерес для детей.

База исследования:


  • учащиеся 2 «В» класса ГБОУ СОШ №887;

  • достопримечательности Москвы.

Задачами исследования являются:

  • подготовить опрос;

  • провести опрос учащихся;

  • провести опрос посетителей достопримечательностей.

  • проанализировать результаты обоих опросов;

  • Разделить все достопримечательности на виды;

  • Расставить все достопримечательности в порядке их появления;

  • Выявить сходства в каждом виде достопримечательностей;

  • сделать выводы о проведённом исследовании;

  • создать детский путеводитель по Москве.

dscn0997.jpg Фото 7. Опрос в классе.

Для того чтобы провести исследование и выполнить поставленные задачи, я воспользовалась следующими методами: опрос, наблюдение, синтез, системно-структурный анализ и исторический анализ.



Опрос - наиболее распространённая и важнейшая форма сбора данных. Опрос может быть устным (личным) или письменным. Я провела два опроса. Каждый из них был в устной форме.

Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых  объектов.

Синтез - соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Анализ - расчленение целостного предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения.

2.2 Описание результатов исследования

Для того, чтобы провести исследование мы составили и провели опрос среди учащихся 2 "В" класса. Мне было интересно узнать, насколько хорошо мои одноклассники знают достопримечательности своего родного города. В опрос вошли некоторые достопримечательности Москвы. Всего я отобрала 16 мест, среди которых были памятники, музеи, фонтаны и парки. Я показывала ребятам фотографию каждой достопримечательности и задавала три вопроса: 1) Знакомо ли вам это место? 2) Что это за место? 3) Где это место находится? Всего в опросе приняли участие 22 человека.

Результаты опроса выглядят следующим образом:

Таблица 1. Опросный лист

п.п.

Название достопримечательности

Узнали (Знакомо ли вам это место?)


Назвали

(Что здесь изображено?)




Знают, как добраться

Знаете ли вы, где оно находится? (объяснить сможете?)




1

Нескучный сад

0

0

0

2

ВВЦ

2

2

2

3

Царицыно

7

7

1

4

Воробьёвы горы

8

4

0

5

Дом Н.В. Гоголя 

4

0

1

6

Усадьба Деда Мороза

13

11

1

7

Экспериментаниум

5

2

3

8

Зоопарк

14

13

1

9

Фонтаны ВВЦ:

  • «Дружба народов СССР»

  • Фонтан «Каменный цветок»

3

1

3

5

1

1

10

Плавающие фонтаны на Водоотводном канале

10

2

0

11

Памятник Александру Сергеевичу Пушкину на Пушкинской площади

14

14

0

12

Памятник Гоголю на Никитском бульваре

0

0

0

13

Памятник Островскому 

0

0

0

14

Памятник Гоголю на Гоголевском бульваре

6

0

0

15

Памятник Третьякову

10

4

0

16

Памятник Булату Окуджаве

1

2

1

Анализируя результаты опроса, я делаю вывод, что мои одноклассники очень мало знают достопримечательностей в Москве. А как добраться до того или иного места практически никто не знает.

На основе своего опроса я составила несколько диаграмм, которые показывают следующее.

Одну из знаменитейших усадеб Москвы – Царицыно, узнали только 7 человек.

Наиболее известной достопримечательностью оказался Зоопарк. Его узнали 14 человек.

Внешний вид (фото) объектов оказались во многих случаях знакомы большему числу детей, чем их названия и места расположения. Есть места, о которых мои одноклассники вообще ничего не знают.

Также большинство опрошенных не узнали один из ближайших парков – Воробьёвы горы.

Диаграмма 1. Сколько человек узнали достопримечательности.

В среднем смогли узнать достопримечательности 3 % опрошенных одноклассников.



Диаграмма 2. Сколько человек смогли назвать достопримечательности.

Смогли назвать достопримечательности около 2 % опрошенных одноклассников.



Диаграмма 3. Сколько человек смогли объяснить как добраться до достопримечательностей.

Знают как добраться до достопримечательностей менее 1 % опрошенных.


Памятник Булату Окуджаве узнали только 2 человека.

Вопрос про Воробьёвы горы показал, что только 8 человек знают это место. Музей Экспериментаниум смогли назвать только двое.

Памятник Гоголю на Никитском бульваре не узнал никто.
Вывод: Мои одноклассники осведомлены о достопримечательностях Москвы не достаточно.
Второй опрос я проводила среди посетителей достопримечательностей, пришедших туда с детьми. Он был нацелен на выявление потребности граждан в путеводителе. Им были заданы три вопроса: 1) Пользуетесь ли вы путеводителями? 2) Откуда вы узнали об этом месте? 3) Хотели бы вы иметь возможность скачать детский путеводитель и пользоваться им?
Таблица 2. Результаты опроса посетителей достопримечательностей:

Вопросы

Варианты ответов

1

Пользуетесь ли вы путеводителями?

Да

9 чел.


Нет. Почему?*

3 чел.



2

Откуда вы узнали об этом месте?

Интернет

9 чел.


Знакомые

-


Путеводи-тель

-


Другое**

3 чел.



3

Хотели бы иметь возможность скачать хороший детский путеводитель и пользоваться им?

Да

12 чел.


Нет

-

На вопрос "Почему вы не пользуетесь путеводителем?", все трое ответили, что детского путеводителя просто нет.

3 человека узнали о достопримечательностях случайно.


Диаграмма 4. Сколько человек пользуется путеводителями.

Эта диаграмма говорит о том, что большинство опрошенных пользуются путеводителями.



Диаграмма 5. Из каких источников люди узнают о достопримечательностях.

Большинство людей узнаёт о достопримечательностях из интернета, но, интернет бывает нам доступен не всегда. Да и детям сложно разобраться во всём многообразии сайтов и выбрать нужную информацию.



Диаграмма 6. Сколько человек хотят иметь детский путеводитель в электронном виде.

100 % опрошенных пожелали получить возможность скачать детский путеводитель и пользоваться им.

Можно сделать вывод, что детский путеводитель будет востребован.

2.3 Описание продукта исследования

На основе проведённого исследования и собранных мною данных о достопримечательностях, я составила детский путеводитель по Москве. Цель создания этого путеводителя – повысить уровень осведомлённости детей и их родителей о достопримечательностях Москвы, показать места, которые стоит посетить в Москве, чтобы с пользой провести досуг. Для удобства пользования путеводителем, я разделила на виды все достопримечательности.



Виды достопримечательностей:

  • парки;

  • музеи;

  • где живут животные;

  • культовые сооружения;

  • фонтаны;

  • памятники.

Я расставила все достопримечательности в порядке их появления.

Я исследовала многие парки и выяснила, чем они похожи. Также и другие виды достопримечательностей.



Что объединяет каждый вид достопримечательностей:

Парки: в парках всегда-всегда очень красиво, а ещё там есть заборы и дорожки цветочки и скульптуры, а за забором деревья и кусты.

Музеи: в музеях всегда красиво и есть картины великих художников, которые жили давным-давно.

Где живут животные: животные живут в зоопарках и океанариумах, туда приходят посмотреть, на дельфинов и других обитателей океана, а в зоопарке на тигров, на слонов, на жирафов и на всех-всех других животных

Культовые сооружения: К этому разделу относятся церкви и монастыри. В церквях и монастырях женщинам и девочкам нужно надевать юбки ниже колена и на голову платки. Там надо свечки ставить молиться и там висят иконы.

Фонтаны: фонтаны работают только в хорошие солнечные дни, но они очень мокрые и в них нельзя купаться! Можно только помочить руки или посидеть на бортиках.

Памятники: На памятники нельзя залезать. Можно только фотографироваться около памятника. Памятник это монумент, который посвящён какому-нибудь известному человеку или событию.

В путеводителе представлены:



  • памятники;

  • музеи;

  • парки;

  • фонтаны;

  • объекты религиозного назначения.

Практическая значимость разработанного путеводителя очевидна – ребята, постоянно проживающие в Москве, смогут лучше познакомиться с родным городом. Их родители без труда подберут места, куда можно будет сходить с ребёнком. Дети и родители, приезжающие посмотреть Москву на несколько дней, смогут заранее составить маршрут своего путешествия. Разработанный мной путеводитель представляет собой весьма полезный справочник. Он содержит более 70 объектов истории и культуры Москвы. Считаю, что мой путеводитель будет интереснее не только детям и их родителям, но так же и всем, кто интересуется историей Москвы или приезжает посмотреть мой родной город.

Созданный мной детский путеводитель по Москве я выложила в интернет на сайт "Такая большая Россия" (bigros.ru) для возможности его скачать. Формат путеводителя предназначен для использования в электронной книге. Это позволит использовать путеводитель при отсутствии интернета. В то же время не придётся носить с собой лишние предметы, так как в последнее время появилось много различных гаджетов, позволяющих читать электронные книги. Один из таких гаджетов найдётся у каждого. Путеводитель можно было бы, и издать на бумаге, как обычную книгу.

Я сама побывала в каждом месте, представленном в путеводителе. img_4222.jpg

Фото 8. Нескучный сад.

Я продолжаю свои исследования достопримечательностей Москвы. У меня уже скопился материал для дополнения и обновления путеводителя.



арбат с музеями 003.jpg

Фото 9. Музей Пушкина на Старом Арбате.

Выводы

Я исследовала многие достопримечательности и делаю вывод, что достопримечательности могут многое рассказать об истории города и жизни людей, живших в Москве в различные эпохи.

Анализируя результаты опроса, проведенного в классе, я делаю вывод, что мои одноклассники очень мало знают достопримечательностей в Москве. А как добраться до того или иного места практически никто не знает.

Опрос показал, что мои одноклассники мало знают московские музеи, памятники и прочие достопримечательности.

Наиболее известной достопримечательностью оказался Зоопарк. Его узнали 14 человек.

Одну из знаменитейших усадеб Москвы – Царицыно, узнали только 7 человек.

Также большинство опрошенных не узнали один из ближайших парков – Воробьёвы горы. Узнали только 8 человек.

Музей Экспериментаниум смогли назвать только двое. Памятник Булату Окуджаве узнали только 2 человека.

Памятник Гоголю на Никитском бульваре не узнал никто.

Внешний вид (фото) объектов оказались во многих случаях знакомы большему числу детей, чем их названия и места расположения. Есть места, о которых мои одноклассники вообще ничего не знают.


Большинство опрошенных, которые посещали достопримечательности, пользуются путеводителями.

Большинство людей узнаёт о достопримечательностях из интернета, но, интернет бывает нам доступен не всегда. Да и детям сложно разобраться во всём многообразии сайтов и выбрать нужную информацию.

100 % опрошенных пожелали получить возможность скачать детский путеводитель и пользоваться им.

Можно сделать вывод, что детский путеводитель будет востребован.



Заключение

Данная работа посвящена выявлению мест в Москве, которые было бы интересно посетить детям. В результате изучения теоретических источников, я выяснила, какие достопримечательности есть в Москве, познакомилась с их историей.


По итогам проведённого опроса, выяснилось, что многие мои одноклассники, учащиеся 2 "В" класса, знают очень мало достопримечательностей в Москве. Почти никто не знает, где они находятся, но интерес у моих одноклассников существует. Это лишний раз подтверждает актуальность выбранной мной темы.
Многие посетители достопримечательностей пользуются путеводителями и хотели бы иметь детский путеводитель по Москве в электронном виде.
В связи с этим и на основе собранных мной данных, я создала детский путеводитель по Москве. Я поместила его в интернете на сайте "Такая большая Россия". http://bigros.ru/. сайт 1.jpgИнформацию о месте, где можно скачать путеводитель, я раздала ребятам в своём классе. раздача продукта 002.jpgКроме этого, я распечатала данный путеводитель в единственном экземпляре, который планирую хранить в своём классе для возможности пользования им каждым желающим. При наличии финансирования путеводитель может издаваться и как печатное издание в виде книги массовым тиражом.

В путеводитель вошли достопримечательности, которые, на мой взгляд, представляют наибольший интерес для детей.


Таким образом, в ходе исследования все поставленные задачи были выполнены и перевыполнены, т.к. изначально не было запланировано создание путеводителя в бумажном виде.
Цель проекта достигнута, так как я изучила достопримечательности Москвы и составила детский путеводитель.
Гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Действительно, путеводитель помогает детям и их родителям интереснее и проще получать информацию о достопримечательностях Москвы. А также интереснее организовать свой досуг.
Я уверена, что созданный мной путеводитель поможет ребятам лучше узнать свой город и разнообразить свой досуг, проводя его с пользой.

Список источников информации

Список литературы:

  • Баталов А. Л., Беляев Л. А., Турилов А. А. Андроников в честь Нерукотворного Образа Спасителя мужской монастырь // Православная энциклопедия. Том II. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 424-427. — 752 с. — 40000 экз. —ISBN 5-89572-007-2

  • Вагнер Г. К., Куклес А. С., Тихомирова Г .К. Спасо-Андроников монастырь . Музей-заповедник имени Андрея Рублева, М., 1972.

  • Высокопетровский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Борисенко И. Г. Новодевичий монастырь. — М., 2003.

  • Успенский А. И. Новодевичий монастырь в Москве: историко-архитектурный очерк. — Машинопись, 1907.

  • Большая Советская Энциклопедия

  • «Аргументы и факты-Москва», № 20, 2006. — С. 34-35.

  • Кожевников, Р. Ф. Скульптурные памятники Москвы. — 2-е. — М.: Московский рабочий, 1983.

  • Московский кремль. Изд. "Прогресс", 1977г.

  • Москва вчера сегодня завтра. Изд. "Московский рабочий". 1978 г.

  • И.П. Подосенова Занимательные путешествия по Москве. Изд. "Центр гуманитарного образования", 1997 г.

  • Латышева Г. П. Москва и Московский край в прошлом. гл. Первый кремль.

  •  Родина. Иллюстрированная книга для чтения / Редактор-составитель И. В. Сергеев. — М.: Молодая гвардия, 1939. — 568 с. — С. 34.

Список интернет ресурсов:

  • Статья об истории храма Христа Спасителя на сайте «Москва, которой нет»

  • Сайт «Такая большая Россия» http://bigros.ru/

  • Сайт www.c-cafe.ru

  • http://www.cultmanager.ru/


Приложение 1

Раздаточный материал для одноклассников



Сайт "Такая большая Россия" http://bigros.ru/

Сайт "Такая большая Россия"

http://bigros.ru/



Сайт "Такая большая Россия"

http://bigros.ru/



Сайт "Такая большая Россия"

http://bigros.ru/



Сайт "Такая большая Россия" http://bigros.ru/

Сайт "Такая большая Россия" http://bigros.ru/

Сайт "Такая большая Россия" http://bigros.ru/

Сайт "Такая большая Россия" http://bigros.ru/

Сайт "Такая большая Россия" http://bigros.ru/

Сайт "Такая большая Россия" http://bigros.ru/

Сайт "Такая большая Россия" http://bigros.ru/

Сайт "Такая большая Россия" http://bigros.ru/

Сайт "Такая большая Россия" http://bigros.ru/

Сайт "Такая большая Россия" http://bigros.ru/

Сайт "Такая большая Россия" http://bigros.ru/

Сайт "Такая большая Россия" http://bigros.ru/

Сайт "Такая большая Россия" http://bigros.ru/

Сайт "Такая большая Россия" http://bigros.ru/

Сайт "Такая большая Россия" http://bigros.ru/

Сайт "Такая большая Россия" http://bigros.ru/

Сайт "Такая большая Россия" http://bigros.ru/

Сайт "Такая большая Россия" http://bigros.ru/

Сайт "Такая большая Россия" http://bigros.ru/

Сайт "Такая большая Россия" http://bigros.ru/

Приложение 2

Детский путеводитель по Москве