Занятие проводилось в школьном музее «А музы не молчали » - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Занятие проводилось в школьном музее «А музы не молчали » - страница №1/1

Открытка как страничка истории Петербурга (на примере блокадной открытки)

Урок или внеклассное занятие проводилось в школьном музее «А музы не

молчали...» ГОУ средней школы № 235 им. Д.Д. Шостаковича учителем истории и культуры Санкт-Петербурга Денисовой И.М.

Открытки для работы взяты из фондов музея «А музы не молчали...»

Цель урока или внеклассного занятия:


  • создать условия для постижения значения открытки как части культуры и быта человека

  • Создать условия для изучения истории Петербурга и постижения образа Петербурга через открытку

Задачи:

  • научить видеть открытку как память о людях и как вид художественного искусства

  • научить «читать» информацию об окружающем человека мире

  • познакомить с ролью Петербурга в создании открытки

  • петербургская открытка- еще один путь изучения истории города

  • научиться прочитать историю блокады Ленинграда по открытке

Урок или внеклассное занятие рассчитано на учащихся 5-9 классов, с учетом возрастных особенностей и «багажа» знаний о городе .

    1. вариант- для учащихся 5-7 классов

    2. вариант- для учащихся 8-9 классов

Ход занятия:

1.Вступительное слово



1 вариант

1.Учитель использует компьютерную презентацию (группы открыток и сюжеты)

2.Беседа:

1.Что такое открытка?

2.Когда вы покупаете открытку? Зачем? 3.0 чем открытка может рассказать? 4.Открытка- проводник самых разных чувств

2 вариант

Учащиеся готовят компьютерные презентации, которые позволяют ответить на следующие вопросы:

1.Что такое открытка?

2Как, когда и почему она возникла?

3.Как и когда появилась открытка в Петербурге?

4.Группы открыток, сюжеты : детские, поздравительные ,открытка -реклама, сатирическая открытка на социальные темы, религиозная тематика революционная тематика( примеры открыток дореволюционного и послереволюционного города)

5.Открытка как проводник самых разных чувств

6.0 чем открытка может рассказать?

Вывод:

Открытка может рассказать об истории страны и о чувствах человека.



Наша задача- прочитать блокадную страничку истории нашего города по открытке
II.Работа в группах с открытками «Блокадный Ленинград в мире открытки»

Учащимся выдаются наборы открыток с сюжетами военной тематики. Среди них:

1.Поздравительные открытки военного времени 2.Открытки- песни

2.Боевой привет из Ленинграда

3.Портреты героев Ленинградского фронта с рассказом об их подвиге

4.Ленинград в блокаде: фашисты бомбят город

5.Жители спасают памятники скульптуры и архитектуры

6.Бытовые сцены блокадного Ленинграда: ленинградцы везут воду на саночках, сдают кровь для раненых, пишут письма на фронт родным, убирают снежные завалы

7.Блокадный Ленинград сражается: тушение авиабомб, боевой корабль на страже города ,лыжная тренировка

8.Восстановление Ленинграда после снятия блокады в 1944 году (война еще продолжается)

10.Тексты на открытках.

(Каждой группе выдается набор открыток с данной тематикой, но она не называется, и учащиеся должны в ходе работы с открытками сами сформулировать эти темы.

В каждой группе на открытках изображены разные уголки Ленинграда.)
Каждая группа готовит рассказ о блокадном городе исходя из то, что изображено на открытках

Каждая группа дополняет рассказ товарищей своими примерами по данной теме.

Каждая группа зачитывает текст на открытках и комментирует его

Вопросы для заключительной беседы:

1 .Какова же была роль открытки в жизни человека во время блокады? Открытка



  • призывала к борьбе за родину, *была эпизодом героической борьбы,

  • выступала обвинителем вандализма,

*была долгожданной весточкой из дома, от родных *не позволяла человеку «зачерстветь» душой

2.Чем для нас, через столько лет, является блокадная открытка?



  • открытой памятью о наших близких

  • историческим срезом, лаконичным эпизодом героической борьбы

  • позволяет прикоснуться к истории и почувствовать связь времен

3 .Какие чувства вы испытывали, когда держали в руках блокадную открытку?

IV Заключительное слово учителя:

На одном из монументов пояса Славы Ленинграда- на камне «Лемболовская твердыня»- высечены слова Бориса Лавренева: «Это время навсегда ушло от нас и навсегда осталось с нами». И, наверное, благодаря блокадной открытке тоже.

Использованная литература для подготовки

1.Чапкина М.Я. Художественная открытка: К столетию открытки в России: Альбом.-М.: «Галарт», 1993.



2.Энциклопедический каталог «Сражающийся Ленинград. Почтовая открытка», 2007 ( из фондов музея «А музы не молчали...» 3.Коллекция открыток блокадного Ленинграда из фондов музея «А музы не молчали...»