Занятие по самоорганизации для учащихся 7-го класса гимназии // Газета «Школьный психолог» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Знакомство с Японией Серия ознакомительных занятий для учащихся Чуйской... 1 17.42kb.
Предметы по выбору учащихся 11 «А» класса гимназии №7 в итоговой... 1 175.89kb.
Урок истории для учащихся 11 класса «История XX века на карте Биробиджана» 1 167.7kb.
Мкс (К)оу итатская специальная школа -интернат VIII вида 1 103.37kb.
Возрастные особенности учащихся Средний школьный возраст 1 37.68kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Школьный музыкальный... 1 86.99kb.
Окружная научно-практическая конференция учащихся «Ломоносовские... 1 41.62kb.
Thanksgiving day внеурочное мероприятие на английском языке для учащихся... 1 69.19kb.
Thanksgiving day внеурочное мероприятие на английском языке для учащихся... 1 68.76kb.
Посвящение в географы. (географический вечер для учащихся 6 класса) 1 23.46kb.
«Пионерка» в вопросах и ответах "Пионерская правда"? А разве есть... 1 45.17kb.
Осенние костры беда для города и горожан. Медлительной чредой нисходит... 1 39.26kb.
- 4 1234.94kb.
Занятие по самоорганизации для учащихся 7-го класса гимназии // Газета «Школьный - страница №1/1

«Лиха беда начало»:

Открытое занятие по самоорганизации

для учащихся 7-го класса гимназии

// Газета «Школьный психолог», №7, апрель 2010г. – М: Изд-во «Первое сентября», 2010.

http://psy.1september.ru/view_article.php?id=201000706
психолог МОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского», кандидат психологических наук, О.Г. Филимонова
Данное занятие включено в цикл «Адаптационный комплекс» для учащихся 7 классов гимназии. Проблема адаптации встаёт в этот период в связи с тем, что в гимназии обучение начинается с 7 класса. Учащиеся школ города и района поступают в гимназию на основе конкурсного отбора.

Цель цикла занятий:

Развитие навыков самоорганизации, планирования времени, эффективного использования познавательных ресурсов.



Задачи:

  1. Помочь учащимся в адаптации к новым условиям обучения;

  2. Организовать знакомство учащихся друг с другом на основе взаимного принятия и уважения;

  3. Формировать позитивное отношение друг к другу, учителям, процессу обучения в гимназии;

  4. Создать условия для самопознания и саморазвития, способствовать развитию интереса к самопознанию и саморазвитию;

  5. Продемонстрировать навыки эффективной работы с учебным материалом при подготовке домашних заданий;

  6. Дать информацию о способах самоорганизации и планирования времени.

Данное занятие было доработано в соответствии с методической темой гимназии по развитию субъектности в учебной деятельности и в связи с этим внедрению в практику психолого-педагогического сопровождения развития гимназистов заданий творческого характера. В результате обсуждения проблемы творческих заданий на педсовете были отмечены следующие интересные моменты: формирование креативности предполагает развитие способности усомниться, подвергнуть критике, пойти «от противного», развитие рефлексии, умения почувствовать границу "знание-незнание", ощутить знание о незнании. Необходимо создавать условия для продуцирования новых идей, поиска других подходов к явлению, развивать чувство юмора. Можно использовать следующие приёмы: метод мозгового штурма как способ ускорения межпредметных случайных взаимодействий, генерирующих новое видение, новые идеи, метод создания связей между любыми, в том числе и самыми отдаленными предметами и явлениями, «случайное совмещение», ассоциации, синтез. Интересным показался при обсуждении метод, предложенный учителем русского языка и литературы Липасти Л.П. – дополнение фраз, предполагающее многовариантные решения.

В сценарий были включены следующие задания, которые, по предположению, носят творческий характер:




Приём

Творческая составляющая

с целью разминки, «включения» в атмосферу занятия, гимназистам предлагается обвести взором помещение, в котором они находятся и определить свое «положение в пространстве»

Развитие рефлексии, метод установления связи между «несовместимыми» явлениями: своим состоянием и предметами окружающего пространства, развитие ассоциативного мышления, способности синтезировать

с целью погружения в проблематику занятия гимназистам предлагается назвать как можно больше ассоциаций на слово «начало», а затем ответить на вопрос: «Что можно начинать?»

Продуцирование идей, развитие ассоциативного мышления

учащимся предлагается ответить на вопросы: что помогает начать какое-либо дело? Что мешает этому? Ответы фиксируются на листах бумаги фломастером

метод мозгового штурма как способ ускорения случайных взаимодействий

самонаставление в конце занятия происходит в форме дополнения фраз: гимназистам раздаются бланки для самоанализа и выбора собственной стратегии поведения при возникновении барьера перед началом какой-либо деятельности

развитие рефлексии, умения почувствовать границу "знание-незнание", ощутить знание о незнании


СЦЕНАРИЙ

открытого занятия по самоорганизации

с учащимися 7 класса гимназии
Цель: формирование представлений о способах

преодоления барьера «начала»

при выполнении домашних заданий
Организационно-методические указания

Занятие включено в цикл классных часов по самоорганизации. Первая часть цикла посвящена самопознанию и адаптации учащихся к ситуации обучения в гимназии. Дальнейшие занятия будут направлены на поиски ресурсов в познавательной сфере, развитию познавательных способностей, таких как память, внимание, мышление, организация времени и расстановка приоритетов, умение работать с текстом на основе расширения представлений об этих процессах.



Материал: фломастеры, бумага, заготовки для самонаставлений.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. Обозначение тематики занятия.

  2. Фиксация состояния.

  3. Ассоциации на слово «начало».

  4. Выстраивание этапов действия и деятельности с помощью эвристической беседы.

  5. Мозговой штурм: что помогает и что мешает начинать какое-либо дело.

  6. Ознакомление с методами перспективы и создания дополнительной мотивации.

  7. Упражнение на поиск стимулов.

  8. Самонаставление.

ХОД ЗАНЯТИЯ





Этап

Цель

Содержание

Время

1.

Обозначение тематики занятия

Создание установки на восприятие материала

Обозначая тему занятия, следует определить место данного занятия в общей системе занятий, определить цель проведения данного занятия – получить представления о способах преодоления барьера «начала» при выполнении домашних заданий, выстраивание собственной стратегии

2 мин.

2.

Фиксация состояния

Самоанализ, развитие ассоциативного мышления

Гимназистам предлагается обвести взором помещение, в котором они находятся и определить свое «положение в пространстве»

3 мин.

3.

Ассоциации на слово «начало»

Погружение в проблематику занятия

Гимназистам предлагается назвать как можно больше ассоциаций на слово «начало». Затем им предлагается ответить на вопрос: «Что можно начинать?»

5 мин.

4.

Эвристическая беседа

Осмысление поведения

С помощью вопросов выстраиваются этапы действия человека: замысел – план – поиск средств – реализация – контроль – анализ

5 мин.

5.

Мозговой штурм

Определение границ явления «барьера начала»

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

Что помогает начать какое-либо дело?

Что мешает этому?

Ответы фиксируются на листах бумаги фломастером.



7 мин.

6.

Информационный

Ознакомление с методами перспективы и создания дополнительной мотивации.


1 способ – поиск дополнительной мотивации (смысла) в прошлом, настоящем, будущем. Поиск интереса.

2 способ – метод перспективы – близкой, средней, дальней.

Примеры приводят дети.


10 мин.

7.

Самонаставление

Выбор собственной стратегии поведения при возникновении данной проблемы

Гимназистам раздаются бланки для самоанализа и выбора собственной стратегии поведения при возникновении барьера перед началом какой-либо деятельности

8 мин


Карточка:
Перед тем, как взяться за какое-нибудь сложное или не очень интересное дело, я обычно испытываю _________________________________________. Это состояние мне мешает __________________________________. Раньше я ____________________________, чтобы это преодолеть. Сегодня я узнал, что __________________________________ ____________________________. Теперь я попробую __________________, и, несмотря на то что ________________________________, буду _________________________________.
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

Было проведено два занятия в двух седьмых классах. Оба занятия прошли на высоком эмоциональном подъёме, при полном включении учащихся в работу. Присутствующие на занятии учителя тоже по ходу занятия включились в работу, а после занятия отмечали, что получили ценный опыт для себя.

Интерес представляют ответы детей, представленные в карточках-самонаставлениях. Приведём примеры:

Перед тем, как взяться за какое-нибудь сложное или не очень интересное дело, я обычно испытываю:

нежелание это делать, усталость, лень, недовольство, тоску, желание побыстрее это сделать, страх и скуку, досаду, чувство уныния и безысходности, отчаяния, чувство долга, боязнь, что не успею, хочу спать, спрашиваю себя: «Зачем мне это нужно?»



Это состояние мне мешает

сосредоточиться, жить, начато дело, нормально работать.



Раньше я, чтобы это преодолеть

должна была потратить много сил, думал о хороших вещах, о результате, создавала условия, практически ничего не предпринимала.



Сегодня я узнал, что

нам помогает и что мешает преодолеть лень и страх, нужно быть более целеустремлённым, что есть ещё много других способов заставить себя начать дело, что можно думать об облегчении в конце, о том, что будет после того, как я это сделаю, побольше думать о будущем, нужно только иметь особый стимул, а вообще это не так сложно, можно ставить рядом часы, можно думать о том, что эти знания помогут мне в будущем, можно самому завладеть ситуацией, посмотрев на это с позитивной стороны, можно думать о результате, оценках, награде.



Теперь я попробую

не лениться, думать, что можно быстрее освободиться, планировать свое время и распределять его правильно, изменить своё отношение к учёбе, сложным делам и делать все дела хорошо, создавать нужные условия в работе, найти побольше стимулов, «нагнать» в голову нужные мысли, поставить для себя задачу, развивать силу воли.



И несмотря на то, что

мне грустно и неинтересно, мне бывает лень, мне мешают друзья, я устал,



Я буду

стараться всё успеть, терпеливо выполнять задания, стараться правильно использовать свои возможности, создавать обстановку, наиболее подходящую для дел, найти в любом неинтересном, сложном деле что-то, за что его можно полюбить, увлечься им, заинтере6совать себя.



Безусловно, эти ответы свидетельствуют о том, что в ходе занятия были «включены» рефлексивные процессы, были определены некоторые «границы» себя до занятия и после него. Вероятно, такой эффект был достигнут не во всех случаях, некоторые учащиеся сдали листочки с «пустыми» фразами, свидетельствующими об отсутствии интереса к проблеме, но всё-таки ответы на первую позицию говорят об актуальности данной темы: в декабре, когда период первичной адаптации (первая четверть) завершен и лояльность учителей становится всё меньше, гимназисты испытывают острую нехватку способностей к самоорганизации. Через месяц большинство гимназистов отметили, что стараются использовать те новые приёмы работы над собой, которые мы обсуждали на занятии по теме «Лиха беда начало».