Занятие дополнительного образования по теме «Коммуникативное поведение» по курсу "На перекрёстке культур" - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Система дополнительного образования Центра образования №1619 имени М. 1 118.74kb.
Конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» 1 37.86kb.
Алуева Светлана Александровна Знакомство. Вводное занятие 1 108.69kb.
Д. В. Ревякин, педагог дополнительного образования муниципального... 1 227.12kb.
Конкурс-форум проводится Отделением туризма и краеведения государственного... 2 471.19kb.
Программа дополнительного образования культурологической направленности 1 326.45kb.
О рекомендациях по использованию новой системы оплаты труда педагогов... 2 500.03kb.
Система дополнительного образования в школе 1 15.48kb.
Методические рекомендации по указанной проблематике. Рекомендуется... 3 1224.24kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей «мир... 2 647.84kb.
Занятие по элективному курсу профориентационной направленности «Человек... 1 102.39kb.
Справка по итогам проверки выполнения учебных программ и их практической... 1 30.16kb.
- 4 1234.94kb.
Занятие дополнительного образования по теме «Коммуникативное поведение» по курсу - страница №1/1

Занятие дополнительного образования по теме «Коммуникативное поведение»

по курсу "На перекрёстке культур" с детьми 16-17 лет (11 класс)

Цель занятия: создание условий для осмысления детьми языковых процессов через организацию коммуникативного общения. Личностные задачи:

  • Развивать у детей чувство уважения к традициям, привычкам разных национальностей

  • Развивать у детей толерантное отношение к принятым нормам поведения у других народностей

  • Развивать навыки сотрудничества

Метапредметные задачи:

  • Формировать способности анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщать

  • Способствовать овладению навыками прогнозирования

  • Формировать деятельностно-коммуникативные умения и навыки

Предметные задачи:

  • Развивать навыки разговорной речи на английском языке в контексте новой информации

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, игра - симуляция, работа с иллюстративным материалом, работа в парах и группах, составление окончания рассказа.

Дидактические средства: презентация учителя, раздаточный материал для парной и групповой работы, видеофильм.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Дидактические средства

ЭТАП СОЗДАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

А. Приветствует детей.

Б. Просит детей подняться и… встать не по-русски.

В. Обращает внимание детей на рисунок на слайде и комментирует его:

Это самая распространённая поза для грузин, русские люди так не стоят. Рисунок - иллюстрация к книге академика языковеда, А.А. Леонтьева, неоднократно бывавшего в Тбилиси.



Г. Просит детей представить, что они в парке и сесть на скамейку, положив ногу на ногу.

Д. Спрашивает, как бы сел американец, положив ногу на ногу?

Е. Обращается с вопросом к детям:

  • Почему вы правильно решили, что американец сядет именно так?

Ж. Обращает внимание детей на слайд 4 и просит прокомментировать рисунки с общим заголовком «Сядьте, пожалуйста, на пол!»

З.Просит детей закончить фразу:



  • То, как люди сидят или стоят…




А. Приветствуют педагога сидя.

Б. Поднимаются и пытаются принять какую – то позу.

В. Выражают своё согласие/несогласие/удивление.

Г. Садятся, положив колено одной ноги, на колено другой.

Д. Те, кто знают или догадываются, садятся, положив щиколотку одной ноги на колено другой.

Е. Отвечая на вопрос, говорят о том, что видели в реальной жизни при общении с американцами или в кино, или слышали от других людей, т.е. из жизненного опыта.

Ж. Комментируя рисунки, говорят о том, что русские люди, как правило, сидят на «точке опоры», народы Ближнего и Среднего Востока сидят «по-турецки» и т.д.

З. Заканчивают предложение (варианты)



  • … говорит об их национальности

  • … говорит о принятых нормах их культуры и т.д.




А. Слайд 1 – Коммуникативное поведение

Б. Слайд 1 – Можно ли стоять не по-русски?

В. Слайд 2 (рисунок) – Грузинский мужчина стоит у стены.

Д. Слайд 3 (рисунок) - Русский мужчина сидит на скамеечке. Американский мужчина.

Ж. Слайд 4 (рисунок) – Сидят люди разных национальностей в своих позах.

РЕЗУЛЬТАТ: создана положительная мотивация, дети предъявили свой опыт, проведена языковая разминка.

ПОСТАНОВКА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ, ПРИНЯТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ УЧАЩИМИСЯ

А. Сообщает имя академика Ю.Е. Прохорова, ведущего лекции для молодёжи, в числе многих других учёных, в образовательной программе ACADEMIA на телеканале «Культура». В своей лекции Ю.Е. Прохоров сравнивает коммуникативное поведение с калейдоскопом.

Вопросы для аудитории:

1. Согласны с таким сравнением?

2.У кого в детстве был калейдоскоп?

3. Сколько стёкол в калейдоскопе?



Б. Обращает внимание детей на слайд 5. В коммуникативном поведении Ю.Е. Прохоров выделяет три составляющих (три стекла в калейдоскопе): действительность, знания о действительности, наша речь.

Познавательная задача на занятие:

дать ответ на вопрос; «Почему Ю.Е. Прохоров сравнивает коммуникативное поведение с калейдоскопом?», подтвердить или опровергнуть его утверждение.



В. Побуждает учащихся выдвинуть гипотезы.


А. Отвечают на вопросы педагога, имитируют игру с калейдоскопом.

Б. Считывают информацию со слайда.

В. Выдвигают свои гипотезы (мозговой штурм).

Варианты гипотез:



  • коммуникативное поведение меняется также быстро как картинки калейдоскопа

  • коммуникативное поведение зависит от изменения действительности и т.д.


Б. Слайд 5 – Таблица

  • Действительность

  • Знание действительности

  • Речь




РЕЗУЛЬТАТ: определена познавательная задача с учётом жизненного опыта детей, выдвинуты гипотезы

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ НОВОГО ФРАГМЕНТА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕГО ОСОЗНАННОГО ВОСПРИЯТИЯ

А. Предлагает рассмотреть несколько ярких примеров, которые Ю.Е.Прохоров приводит в своей лекции.

Помогает вести обсуждение, акцентирует внимание на новой для детей информации (для китайцев – норма подарить искусственные цветы, немцы очень экономны и т.д.).

Б. В.Задаёт вопрос для обсуждения: «Почему, когда стоят рядом несколько человек, они всё время переминаются с ноги на ногу?»

Г. Сообщает, что у разных людей разная дистанция общения. Если дистанция меньше, они стоят слишком близко, и вторгаются я в чужое пространство. Тогда другой человек делает шаг назад, выравнивая дистанцию.

Предлагает учащимся подняться и проверить свою дистанцию общения.

Д. Побуждает детей задать вопрос педагогу: «Какой вопрос был бы сейчас логичен, исходя из того, что мы сейчас проделали (проверили личную дистанцию общения) и общей темой занятия?»

Е. Сообщает, что антрополог Майкл Уотсон, наблюдая за студентами разных национальностей, определил, что действительно зона их общения отличается.

Просит учащихся сформировать 3 группы по 4 человека и, имитируя беседу, занять позицию в своей группе, согласно написанной на карточке национальности.

Ж. Обращает внимание на слайд 6.

З. Вводит в ситуацию, говоря, что самое близкое общение – это общение в семье. Вопрос: «Как надо строить коммуникативное поведение в многонациональной семье?»

И. Предлагает прочитать короткий текст (конец текста отрезан), дать свои варианты выхода из ситуации, сравнить с реальным окончанием рассказа.

А. Работают в парах. (Технология ситуативного анализа)

Каждая пара, прочитав информацию на своей карточке, сначала описывает ситуацию для всей группы (на английском языке), затем задаёт вопрос группе для обсуждения, после обсуждения сообщает правильный ответ.

Например:

Симпатичная пара пожилых немцев, у которых я снимал дом, спросили, буду ли я чай. Я сказал: «Да, пожалуй, выпью». И дальше они задали вопрос, после которого я сказал: «Знаете, пожалуй, нет, пожалуй, я чай не буду».


  • Вопрос для аудитории «Каков был вопрос?»

(Они спросили: «Сколько чашек»?)

(Задания в приложении 1)



Б. Предполагают варианты ответов:

  • Так легче стоять

  • Возможно, не нравится человек, с которым рядом стоишь и т.д.

Г. Проверяют свою дистанцию общения.

Д. Предполагают варианты:

  • Зависит ли дистанция общения от возраста?

  • Зависит ли дистанция общения от пола?

  • Зависит ли дистанция общения от национальности? И т.д.

Е. Работа в группах:

Группа 1 (араб, француз, англичанин, американец)

Группа 2 (мексиканец, итальянец, немец, норвежец)

Группа 3 (турок, японец, индиец, пакистанец)

Занимают позиции в своих группах и объясняют, почему представитель их национальности занял именно такую дистанцию.

Ж. Сравнивают результаты Майкла Уотсона со своим выбором и комментируют.

З. Предлагают свои варианты:

  • Надо быть терпеливым

  • Прощать ошибки

  • Больше узнавать о другой культуре и т.д.

И.Читают текст "Культурный шок» с листа (приложение 2)

(технология неоконченного рассказа).

Работают в парах, предлагая свои варианты.

А.Для каждой пары прописана ситуация на карточках на русском языке.

Б. Свободное пространство класса или коридора

Е. Набор карточек для каждой группы

Ж. Слайд 6. Результаты исследования Майкла Уотсона: ближе встанут араб, француз, мексиканец, итальянец, японец, турок.

И.Слайд 7 - Иллюстрации к тексту «Культурный шок»


РЕЗУЛЬТАТ: приобретена, проанализирована и осмыслена новая информация

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ, КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ

А. Возвращается к трём составляющим коммуникативного общения

Вопрос аудитории:

1.Что мы отнесём к зоне действительности?

2.Что мы отнесём к зоне знаний?

3.Что отнесём к зоне речи?



Б. Возвращается к высказанным гипотезам.

В.Инициирует аудиторию высказаться по вопросу:

Что следует делать, чтобы коммуникативное поведение обеспечило правильную коммуникацию?



Г. Советует

  • Смотреть образовательную программу ACADEMIA

  • Поискать интересные истории о приключениях иностранцев в России в интернете

  • Использовать материалы занятия на уроках английского языка

Д. Предлагает к просмотру короткий видеофильм «Калейдоскоп»

А.Делают высказывания (с примерами из занятия):

К вопросу 1 (варианты)



  • Традиции, устои

  • Привычки, правила и т.д.

К вопросу 2 (варианты)

  • Книжные знания

  • Приобретённые знания из реальных жизненных ситуаций

  • Незнание и т.д.

К вопросу 3 (варианты)

  • Соответствующая/ несоответствующая ситуации

  • Грамотная/неграмотная и т.д.

  • Выражающая эмоциональное состояние

Б.Делают общий вывод, основываясь на проанализированном на занятии материале: если нарушается или изменяется хоть одна составляющая «калейдоскопа» немедленно меняется вся картина коммуникативного поведения.

В. Высказывают свои предположения:

  • Изучать действительности

  • Принимать реальность

  • Проявлять интереса к миру другого человека и т.д.

  • Учиться быть толерантным и т.д.


Д. Любуются красивыми узорами

А.Слайд 8

Таблица из трёх частей:



  • действительность

  • знание действительности

  • речь

Части таблицы появляются на слайде по мере поступления вопросов и ответов на них, как итог.

Д. Видеофильм «Калейдоскоп»

РЕЗУЛЬТАТ: поисковая задача выполнена, занятие заканчивается на хорошем эмоциональном уровне.