страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Закон республики башкортостан о конституционном суде республики башкортостан в ред. - страница №1/1
![]() ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (в ред. Законов РБ от 14.01.1997 N 72-з, от 23.06.2000 N 74-з, от 06.03.2001 N 187-з, от 08.12.2003 N 50-з, от 23.12.2004 N 139-з, от 07.11.2006 N 371-з, от 21.04.2008 N 1-з, от 13.07.2009 N 147-з, от 14.07.2010 N 290-з)
1) разрешает дела о соответствии Конституции Республики Башкортостан: а) законов Республики Башкортостан; б) нормативных правовых актов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан; в) нормативных правовых актов Президента Республики Башкортостан; г) нормативных правовых актов Правительства Республики Башкортостан и иных республиканских органов исполнительной власти; д) нормативных правовых актов местных органов государственной власти Республики Башкортостан; е) нормативных правовых актов органов местного самоуправления; 2) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность нормативного правового акта органа государственной власти Республики Башкортостан, органа местного самоуправления; 3) дает толкование Конституции Республики Башкортостан; 4) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 5) рассматривает иные конституционно-правовые вопросы, отнесенные к его компетенции федеральным законом и законом Республики Башкортостан. 2. Конституционный Суд Республики Башкортостан может быть наделен другими полномочиями, если они не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве органа конституционного контроля, соответствуют пределам ведения Республики Башкортостан и полномочиям Республики Башкортостан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан и не отнесены к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, иных судов.
2. Конституционный Суд Республики Башкортостан устанавливает соответствие Конституции Республики Башкортостан нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления: а) по содержанию норм; б) по форме нормативного правового акта; в) по порядку подписания, принятия, опубликования или введения в действие; г) с точки зрения установленного Конституцией Республики Башкортостан разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; д) с точки зрения закрепленного Конституцией Республики Башкортостан разграничения компетенции между органами государственной власти Республики Башкортостан, между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления; е) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами государственной власти Российской Федерации. 3. Проверка конституционности нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, принятых до вступления в силу Конституции Республики Башкортостан, производится Конституционным Судом Республики Башкортостан только по содержанию норм. 4. Толкованию подлежат нормы Конституции Республики Башкортостан, содержащие права и обязанности органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Не подлежат толкованию понятия, содержащиеся в Конституции Республики Башкортостан, кроме случаев, когда выяснение смысла этих понятий прямо влияет на объем прав и обязанностей участников конституционно-правовых отношений. Статья 5. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Республики Башкортостан 1. В состав Конституционного Суда Республики Башкортостан входят Председатель Конституционного Суда Республики Башкортостан, заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан и трое судей Конституционного Суда Республики Башкортостан. 2. Конституционный Суд Республики Башкортостан вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех судей. 3. Полномочия Конституционного Суда Республики Башкортостан не ограничены определенным сроком.
2. Конституционный Суд Республики Башкортостан самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности. Требования к предоставлению информации о деятельности Конституционного Суда Республики Башкортостан предусматриваются Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" и настоящим Законом. Организация доступа к информации о деятельности Конституционного Суда Республики Башкортостан осуществляется в порядке, установленном в пределах своих полномочий Конституционным Судом Республики Башкортостан. 3. Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда Республики Башкортостан не допускается.
2. Судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан обладают единым статусом судей в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. Статья 10. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан Судьей Конституционного Суда Республики Башкортостан может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший возраста двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи, предусмотренным федеральным законодательством. Статья 11. Медицинское освидетельствование претендента на должность судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование в соответствии с федеральным законом. Статья 12. Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, заместителя Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан 1. Предложения о кандидатах на должность Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, заместителя Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан могут вноситься Президенту Республики Башкортостан депутатами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, органами государственной власти Республики Башкортостан, представительными органами местного самоуправления, органами судейского сообщества Республики Башкортостан, юридическими научными и учебными заведениями из числа лиц с безупречной репутацией, обладающих признанной высокой квалификацией в области права. 2. Председатель Конституционного Суда Республики Башкортостан назначается на должность Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан по представлению Президента Республики Башкортостан. 3. Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан назначаются на должность Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан по представлению Президента Республики Башкортостан, которое вносится с учетом мнения Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан. 4. Назначение кандидатов на должность Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, заместителя Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан производится в порядке, установленном настоящим Законом и Регламентом Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан. 5. В случае прекращения полномочий Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, заместителя Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан представление о назначении другого лица на вакантную должность вносится Президентом Республики Башкортостан в Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии. 6. Об открытии вакансии Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан объявляет в средствах массовой информации. Статья 13. Присяга судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан 1. Председатель Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан на заседании Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан приводит к присяге лицо, назначенное на должность Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, заместителя Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан. 2. Судья Конституционного Суда Республики Башкортостан приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь Конституции Республики Башкортостан.".
2. Судья Конституционного Суда Республики Башкортостан считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок полномочий или в котором ему исполняется шестьдесят пять лет, либо на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан о досрочном прекращении полномочий судьи. 3. Судья Конституционного Суда Республики Башкортостан, полномочия которого прекращены в связи с истечением их срока или в связи с достижением предельного возраста, продолжает осуществлять полномочия судьи до вступления в должность нового судьи или до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием.
2. Полномочия Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан могут быть прекращены или приостановлены решением квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан по представлению Президента Республики Башкортостан. 3. Полномочия заместителя Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан и судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан могут быть прекращены или приостановлены решением квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан по представлению Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан.
2. Судья Конституционного Суда Республики Башкортостан не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде Республики Башкортостан, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями либо вынесении заведомо неправосудного судебного акта. Статья 19. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан Полномочия судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан приостанавливаются в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Статья 20. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан Полномочия судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан прекращаются в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Статья 21. Отставка судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан 1. Судья Конституционного Суда Республики Башкортостан имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным федеральным законом о статусе судей. 2. Особенности правового положения судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан, пребывающего в отставке, определяются федеральным законом о статусе судей. 3. Пребывающему в отставке судье Конституционного Суда Республики Башкортостан выплачивается пенсия на общих основаниях или ежемесячное пожизненное содержание. Периоды работы и (или) иной деятельности, засчитываемые в стаж работы в должности судьи, порядок исчисления стажа, дающего право на получение ежемесячного пожизненного содержания, а также размер ежемесячного пожизненного содержания устанавливаются федеральным законом о статусе судей. 4. Средства на обеспечение пребывающих в отставке судей Конституционного Суда Республики Башкортостан ежемесячным пожизненным содержанием выделяются из бюджета Республики Башкортостан. 5. Ушедшему или удаленному в отставку судье Конституционного Суда Республики Башкортостан выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности. 6. Отставка судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан может быть прекращена по представлению Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан решением квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан по основаниям, установленным федеральным законом. Статья 22. Материальное обеспечение и меры социальной защиты судей Конституционного Суда Республики Башкортостан 1. Заработная плата судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан состоит из должностного оклада, доплат за выслугу лет, 50-процентной доплаты к должностному окладу за особые условия труда, надбавок за ученую степень или ученое звание, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", "Заслуженный юрист Республики Башкортостан", за сложность, напряженность и специальный режим работы, денежных поощрений (премий) по итогам работы за квартал и год. Размеры должностных окладов заместителя Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, судьи - секретаря Конституционного Суда Республики Башкортостан, судей Конституционного Суда Республики Башкортостан устанавливаются в соответствии с их должностью в процентном отношении (95, 93, 90 процентов) к должностному окладу Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, должностной оклад которого устанавливается нормативными правовыми актами Республики Башкортостан. Заработная плата судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан не может быть уменьшена в течение всего времени пребывания его в должности. Судьям Конституционного Суда Республики Башкортостан производятся также иные выплаты, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами. 2. Законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан судьям Конституционного Суда Республики Башкортостан могут быть предусмотрены дополнительные гарантии их материального обеспечения и социальной защиты. 3. Жизнь, здоровье и имущество судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств бюджета Республики Башкортостан. Суммы страховых возмещений выплачиваются в размерах и порядке, определяемых федеральным законом о статусе судей.
В заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан. 2. На заседания Конституционного Суда Республики Башкортостан могут быть приглашены Президент Республики Башкортостан, Председатель Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, его заместитель, депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан, его заместители, Уполномоченный по правам человека в Республике Башкортостан и другие должностные лица. 3. Лица, указанные в части второй настоящей статьи, вправе излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам с разрешения Конституционного Суда Республики Башкортостан. Статья 25. Председатель Конституционного Суда Республики Башкортостан 1. Председатель Конституционного Суда Республики Башкортостан наряду с выполнением обязанностей судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан: а) руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда Республики Башкортостан, созывает их и председательствует на них; б) вносит на обсуждение Конституционного Суда Республики Башкортостан вопросы, подлежащие рассмотрению на заседаниях; в) представляет Конституционный Суд Республики Башкортостан в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями, по решению Конституционного Суда Республики Башкортостан выступает с заявлением от его имени; г) осуществляет общее руководство Секретариатом Конституционного Суда Республики Башкортостан, представляет на утверждение Конституционного Суда Республики Башкортостан кандидатуру руководителя Секретариата Конституционного Суда Республики Башкортостан, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда Республики Башкортостан, структуру и штатное расписание Секретариата; д) организует работу по повышению квалификации судей и работников Секретариата Конституционного Суда Республики Башкортостан; е) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и Регламентом Конституционного Суда Республики Башкортостан. 2. Председатель Конституционного Суда Республики Башкортостан является распорядителем бюджетных ассигнований на содержание и обеспечение деятельности Конституционного Суда Республики Башкортостан. 3. Председатель Конституционного Суда Республики Башкортостан по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает приказы и распоряжения.
2. В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан заместителем Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан временное исполнение этих обязанностей переходит последовательно к судье-секретарю Конституционного Суда Республики Башкортостан, к старейшему по возрасту судье Конституционного Суда Республики Башкортостан. Статья 27. Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан наряду с выполнением обязанностей судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан осуществляет по распоряжению Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан отдельные его полномочия, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом Республики Башкортостан. Статья 28. Судья-секретарь Конституционного Суда Республики Башкортостан 1. На заседании Конституционного Суда Республики Башкортостан судьи большинством голосов избирают из своего состава сроком на три года судью-секретаря Конституционного Суда Республики Башкортостан. 2. Судья-секретарь Конституционного Суда Республики Башкортостан по истечении срока полномочий может быть избран на новый срок. 3. Судья-секретарь Конституционного Суда Республики Башкортостан наряду с выполнением обязанностей судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан: а) организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда Республики Башкортостан; б) доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом Республики Башкортостан, и информирует Конституционный Суд Республики Башкортостан об их исполнении; в) организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда Республики Башкортостан; г) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и Регламентом Конституционного Суда Республики Башкортостан. 4. Полномочия судьи в качестве секретаря Конституционного Суда Республики Башкортостан прекращаются по истечении их срока, что оформляется решением Конституционного Суда Республики Башкортостан. 5. По истечении срока полномочий судья-секретарь Конституционного Суда Республики Башкортостан продолжает исполнять свои обязанности до проведения новых выборов. 6. Судья-секретарь Конституционного Суда Республики Башкортостан по личному письменному заявлению может досрочно сложить с себя эти полномочия. Статья 29. Регламент Конституционного Суда Республики Башкортостан 1. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Республики Башкортостан принимает Регламент Конституционного Суда Республики Башкортостан. 2. В Регламенте Конституционного Суда Республики Башкортостан устанавливаются: порядок определения очередности рассмотрения дел на заседаниях; правила процедуры и этикета на заседаниях; принцип распределения работы между судьями, а также между работниками Секретариата Конституционного Суда Республики Башкортостан, включая их возможную специализацию; этические нормы для судей, особенности делопроизводства в Конституционном Суде Республики Башкортостан; порядок делопроизводства и правила внутреннего распорядка; иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Республики Башкортостан. Раздел II СУДОПРОИЗВОДСТВО В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Глава IV ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА Статья 30. Независимость 1. Конституционный Суд Республики Башкортостан и его судьи при осуществлении своих полномочий руководствуются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, федеральными законами и настоящим Законом. 2. Судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом Республики Башкортостан. 3. Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда Республики Башкортостан не допускается.
2. Судья Конституционного Суда Республики Башкортостан имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседаниях Конституционного Суда Республики Башкортостан. 3. Судьи не вправе излагать свои особые мнения, предложения и требования совместно.
2. Участники заседания, не владеющие русским или башкирским языком, могут выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения и пользоваться услугами переводчика. Статья 36. Непрерывность судебного заседания Заседание Конституционного Суда Республики Башкортостан по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Статья 37. Состязательность и равноправие сторон 1. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности на судебном заседании. 2. Конституционный Суд Республики Башкортостан обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле. Глава V ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Статья 38. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде Республики Башкортостан 1. Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Республики Башкортостан является письменное обращение в Конституционный Суд Республики Башкортостан, отвечающее требованиям настоящего Закона. 2. Основаниями к рассмотрению дела являются: а) обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан нормативный правовой акт органа государственной власти Республики Башкортостан, органа местного самоуправления; б) обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Республики Башкортостан или иных конституционно-правовых вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда Республики Башкортостан федеральным законом и законом Республики Башкортостан. Статья 39. Право на обращение в Конституционный Суд Республики Башкортостан 1. Правом на обращение в Конституционный Суд Республики Башкортостан обладают Президент Республики Башкортостан, Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан, депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, Прокурор Республики Башкортостан, Уполномоченный по правам человека в Республике Башкортостан, органы местного самоуправления, граждане и их объединения. 2. Правом на обращение в Конституционный Суд Республики Башкортостан с запросом о толковании Конституции Республики Башкортостан обладают Президент Республики Башкортостан, Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан, одна третья часть депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, представительные органы местного самоуправления, Прокурор Республики Башкортостан. Статья 40. Общие требования к обращению 1. Обращение направляется в Конституционный Суд Республики Башкортостан и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами). 2. Обращение в Конституционный Суд Республики Башкортостан может быть сформулировано в форме запроса, ходатайства или жалобы. 3. В обращении должны быть указаны: а) Конституционный Суд Республики Башкортостан в качестве органа, в который направляется обращение; б) наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе; в) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности; г) наименование и адрес органа государственной власти Республики Башкортостан, органа местного самоуправления, издавшего акт, который подлежит проверке; д) нормы Конституции Республики Башкортостан и настоящего Закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Республики Башкортостан; е) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Республики Башкортостан, подлежащем толкованию; ж) конкретные указанные в настоящем Законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Республики Башкортостан; з) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Республики Башкортостан; и) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Республики Башкортостан; к) перечень прилагаемых к обращению документов.
а) текст акта, подлежащий проверке, или положения Конституции Республики Башкортостан, подлежащие толкованию; б) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде Республики Башкортостан в качестве представителя. 2. К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предполагается вызвать на заседание Конституционного Суда Республики Башкортостан, а также другие документы и материалы. 3. Обращение и прилагаемые к нему в соответствии с частью 1 настоящей статьи документы и иные материалы органами и организациями представляются в Конституционный Суд Республики Башкортостан с копиями в количестве пяти экземпляров.
2. Запрос в Конституционный Суд Республики Башкортостан о толковании Конституции Республики Башкортостан допустим, если обнаружилась неопределенность в понимании положений Конституции Республики Башкортостан, которая может привести к неконституционному осуществлению своих полномочий органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления или к принятию ими нормативных правовых актов, не соответствующих Конституции Республики Башкортостан. Глава VI ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ Статья 43. Регистрация обращений 1. Обращения, поступающие в Конституционный Суд Республики Башкортостан, подлежат обязательной регистрации. 2. В случае, если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду Республики Башкортостан, по предложению Секретариата Конституционного Суда Республики Башкортостан Председатель Конституционного Суда Республики Башкортостан может направить его в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам или в организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы. Статья 44. Предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда Республики Башкортостан 1. Председатель Конституционного Суда Республики Башкортостан в порядке, установленном Конституционным Судом Республики Башкортостан, поручает судье (судьям) предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее месяца со дня регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде Республики Башкортостан. 2. Заключение судьи (судей) Конституционного Суда Республики Башкортостан по результатам предварительного изучения обращения докладывается на заседании Конституционного Суда Республики Башкортостан. Статья 45. Принятие обращения к рассмотрению 1. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Республики Башкортостан на своем заседании в течение месяца со дня завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). 2. О принятом Конституционным Судом Республики Башкортостан решении уведомляются стороны. 3. Конституционный Суд Республики Башкортостан, приняв к рассмотрению обращение по ходатайству лица, участвующего в деле, уведомляет об этом арбитражный суд, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон Республики Башкортостан, нормативный правовой акт органа государственной власти Республики Башкортостан, органа местного самоуправления. 4. В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд Республики Башкортостан может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом Республики Башкортостан. Статья 46. Отказ в принятии обращения к рассмотрению 1. Конституционный Суд Республики Башкортостан принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если: а) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Республики Башкортостан; б) обращение в соответствии с требованиями настоящего Закона не является допустимым; в) по предмету обращения Конституционным Судом Республики Башкортостан ранее было вынесено решение, сохраняющее свою силу. 2. В случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Республики Башкортостан производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.
2. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в соответствии с полномочиями Конституционного Суда Республики Башкортостан истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. 3. Судья-докладчик и Председатель Конституционного Суда Республики Башкортостан определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову на заседание, дают распоряжение об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.
2. Объявления о заседаниях Конституционного Суда Республики Башкортостан помещаются в средствах массовой информации. Статья 55. Участники процесса Участниками процесса в Конституционном Суде Республики Башкортостан считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики. Статья 56. Стороны и их представители 1. Сторонами в конституционном судопроизводстве являются: а) заявители - органы или лица, направившие обращение в Конституционный Суд Республики Башкортостан; б) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие нормативный правовой акт, конституционность которого подлежит проверке. 2. Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд Республики Башкортостан; руководитель органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт; должностное лицо, подписавшее оспариваемый нормативный правовой акт; депутат Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан из числа обратившихся с запросом. Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей. 3. Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представить на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны. 4. Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда Республики Башкортостан, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя на заседание Конституционного Суда Республики Башкортостан не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.
2. Председатель Конституционного Суда Республики Башкортостан может распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Конституционного Суда Республики Башкортостан о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей и личном досмотре. 3. Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Конституционному Суду Республики Башкортостан и принятым в нем правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания. 4. Лицо, нарушающее порядок на заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала. Статья 58. Закрытое заседание 1. Конституционный Суд Республики Башкортостан назначает закрытое заседание в случаях, предусмотренных федеральным законом. 2. На закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса определяется председательствующим по согласованию с судьями. 3. Дела на закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением правил конституционного судопроизводства.
а) судья ранее в силу должностного положения участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения; б) объективность судьи в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских связей с представителями сторон. 2. Судья Конституционного Суда Республики Башкортостан при наличии обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, обязан заявить самоотвод до начала слушания дела. 3. Отстранение судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан от участия в деле производится мотивированным решением Конституционного Суда Республики Башкортостан.
2. Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. В случае, если Конституционный Суд Республики Башкортостан признает невозможность рассмотрения дела, оно откладывается. 3. Председательствующий разъясняет сторонам и их представителям их права и обязанности, а другим участникам процесса - их права, обязанности и ответственность.
2. Председательствующий на заседании Конституционного Суда Республики Башкортостан руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов; устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает их слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов. 3. Возражения кого-либо из участников процесса против распоряжений и действий председательствующего заносятся в протокол заседания. Распоряжения и действия председательствующего могут быть по предложению стороны или любого из судей пересмотрены Конституционным Судом Республики Башкортостан на том же заседании.
2. Для обеспечения полноты и точности протокола может вестись аудио- и видеозапись заседания. 3. Стороны имеют право знакомиться с протоколом заседания Конституционного Суда Республики Башкортостан и приносить на него свои замечания. Иные участники процесса могут знакомиться с протоколом с разрешения Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан. 4. Замечания на протокол заседания рассматриваются совместно председательствующим на заседании и судьей-докладчиком с участием в случае необходимости лиц, подавших замечания. Замечания на протокол заседания, а также решение об удостоверении их правильности или об их отклонении приобщаются к протоколу. Статья 63. Порядок исследования вопросов 1. Исследование по существу рассматриваемого на заседании Конституционного Суда Республики Башкортостан дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. Судье-докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями Конституционного Суда Республики Башкортостан. 2. По окончании выступления судьи-докладчика Конституционный Суд Республики Башкортостан заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов дела. 3. Установленный решением Конституционного Суда Республики Башкортостан порядок может быть изменен только самим Конституционным Судом Республики Башкортостан. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей Конституционного Суда Республики Башкортостан по порядку исследования вопросов рассматриваются Конституционным Судом Республики Башкортостан безотлагательно.
2. Стороны и их представители не вправе использовать свои выступления в Конституционном Суде Республики Башкортостан для политических заявлений и деклараций, а также допускать оскорбительные высказывания в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, участников процесса, должностных лиц и граждан. Объяснение стороны выслушивается Конституционным Судом Республики Башкортостан в полном объеме. После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями Конституционного Суда Республики Башкортостан и другой стороной, а с разрешения Конституционного Суда Республики Башкортостан также экспертами. Статья 66. Заключение эксперта 1. На заседание Конституционного Суда Республики Башкортостан может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются судьей-докладчиком либо Конституционным Судом Республики Башкортостан. 2. Эксперт перед выступлением приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений. 3. Эксперт вправе с разрешения Конституционного Суда Республики Башкортостан знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. 4. После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда Республики Башкортостан и сторон. Статья 67. Показания свидетелей 1. При необходимости исследования фактических обстоятельств, установление которых отнесено к ведению Конституционного Суда Республики Башкортостан, на заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или материалами о таких обстоятельствах. 2. Свидетель перед заслушиванием его показаний приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. 3. Свидетель обязан сообщить Конституционному Суду Республики Башкортостан обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда Республики Башкортостан и сторон. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, а также документами и другими материалами.
2. Документы, исследованные Конституционным Судом Республики Башкортостан, подлежат по решению Конституционного Суда Республики Башкортостан приобщению к материалам дела в подлинниках или в заверенных копиях. Статья 69. Заключительные выступления сторон 1. По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Конституционный Суд Республики Башкортостан может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям. 2. Стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся Конституционным Судом Республики Башкортостан. Статья 70. Возобновление рассмотрения вопроса 1. Если после заключительных выступлений сторон Конституционный Суд Республики Башкортостан признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые обстоятельства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса. 2. По окончании дополнительного исследования стороны имеют право на повторные заключительные выступления, но лишь в связи с новыми и дополнительными обстоятельствами. Статья 71. Прекращение производства по делу Конституционный Суд Республики Башкортостан прекращает производство по делу в случаях, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом Республики Башкортостан, иным нормативным правовым актом органа государственной власти Республики Башкортостан, органа местного самоуправления, конституционность которых предлагается проверить, не получил разрешения в Конституции Республики Башкортостан или по своему характеру и значению не относится к числу конституционных. Статья 72. Окончание слушания дела После признания Конституционным Судом Республики Башкортостан исследования вопросов дела завершенным председательствующий на заседании объявляет об окончании слушания дела. Статья 73. Совещание судей по принятию решения 1. Решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом Республики Башкортостан на закрытом совещании. 2. В совещании участвуют только судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники Конституционного Суда Республики Башкортостан, обеспечивающие протоколирование. 3. В ходе совещания судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. 4. Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования. Глава VIII РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Статья 74. Виды решений 1. Решение Конституционного Суда Республики Башкортостан по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3, 5 части 1 статьи 3 настоящего Закона, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Республики Башкортостан. 2. Иные решения Конституционного Суда Республики Башкортостан, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями. 3. На заседаниях Конституционного Суда Республики Башкортостан принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.
а) о признании нормативного правового акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Республики Башкортостан; б) о признании нормативного правового акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Республики Башкортостан.
2. Решение Конституционного Суда Республики Башкортостан считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. 3. В случае, если при принятии решения по делу о проверке соответствия Конституции Республики Башкортостан законов Республики Башкортостан и нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления голоса разделились поровну, решение является принятым в пользу конституционности оспариваемого нормативного правового акта. 4. Судья Конституционного Суда Республики Башкортостан не вправе воздержаться от голосования. Статья 77. Требования, предъявляемые к решениям 1. Решения Конституционного Суда Республики Башкортостан должны основываться на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, настоящем Законе и материалах, исследованных Конституционным Судом Республики Башкортостан. 2. Конституционный Суд Республики Башкортостан принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. 3. Конституционный Суд Республики Башкортостан принимает решения только по предмету, затронутому в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении. Конституционный Суд Республики Башкортостан при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении. 4. Решения Конституционного Суда Республики Башкортостан излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия. 5. Определения Конституционного Суда Республики Башкортостан, принимаемые непосредственно в судебном заседании, оглашаются на заседании и заносятся в протокол.
а) наименование решения, дата и место его принятия; б) персональный состав Конституционного Суда Республики Башкортостан, принявший решение; в) необходимые данные о сторонах; г) формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению; д) нормы Конституции Республики Башкортостан и настоящего Закона, согласно которым Конституционный Суд Республики Башкортостан вправе рассматривать данный вопрос; е) требования, содержащиеся в обращении; ж) фактические и иные обстоятельства, установленные Конституционным Судом Республики Башкортостан; з) нормы Конституции Республики Башкортостан и настоящего Закона, которыми руководствовался Конституционный Суд Республики Башкортостан при принятии решения; и) доводы в пользу принятого Конституционным Судом Республики Башкортостан решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон; к) формулировка решения; л) указание на окончательность и обязательность решения; м) порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования. 2. Решение Конституционного Суда Республики Башкортостан подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании. Статья 79. Особое мнение судьи 1. Судья Конституционного Суда Республики Башкортостан, не согласный с решением Конституционного Суда Республики Башкортостан, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела вместе с решением Конституционного Суда Республики Башкортостан. 2. Судья Конституционного Суда Республики Башкортостан, голосовавший за принятое решение по существу рассматриваемого Конституционным Судом Республики Башкортостан вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей, которое также приобщается к материалам дела. Статья 80. Провозглашение решения 1. Решение Конституционного Суда Республики Башкортостан провозглашается на открытом заседании Конституционного Суда Республики Башкортостан после его подписания. Решения Конституционного Суда Республики Башкортостан не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются: судьям Конституционного Суда Республики Башкортостан; сторонам; Президенту Республики Башкортостан, в Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, Уполномоченному по правам человека в Республике Башкортостан. 2. Решения Конституционного Суда Республики Башкортостан могут быть также направлены другим государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.
2. Решение Конституционного Суда Республики Башкортостан действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила решения Конституционного Суда Республики Башкортостан о признании нормативного правового акта органа государственной власти Республики Башкортостан, органа местного самоуправления неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же нормативного правового акта. 3. Нормативные правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на нормативных правовых актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. 4. Признание не соответствующим Конституции Республики Башкортостан нормативного правового акта органа государственной власти Республики Башкортостан, органа местного самоуправления либо отдельных его положений является основанием для отмены в установленном порядке иными органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления принятых ими нормативных правовых актов, содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными. Положения этих нормативных правовых актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами. 5. В случае, если решением Конституционного Суда Республики Башкортостан нормативный правовой акт признан не соответствующим Конституции Республики Башкортостан полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Республики Башкортостан вытекает необходимость устранения пробелов в правовом регулировании, государственный орган Республики Башкортостан или должностное лицо, принявшие этот нормативный правовой акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного правового акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного правового акта, признанного не соответствующим Конституции Республики Башкортостан полностью либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный правовой акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного правового акта непосредственно применяется Конституция Республики Башкортостан.
1) Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Республики Башкортостан отменяет признанный неконституционным закон Республики Башкортостан, постановление Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, принимает новый закон, новое постановление или ряд взаимосвязанных законов, постановлений либо вносит изменения и (или) дополнения в закон, постановление, признанные неконституционными в отдельной их части. Правительство Республики Башкортостан не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Республики Башкортостан вносит в Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан проект нового закона Республики Башкортостан или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан во внеочередном порядке; 2) Президент Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан не позднее месяца после опубликования решения Конституционного Суда Республики Башкортостан отменяют нормативный правовой акт соответственно Президента Республики Башкортостан или Правительства Республики Башкортостан, принимают новый нормативный правовой акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный правовой акт, признанный неконституционным в отдельной его части; 3) утратил силу. - Закон РБ от 07.11.2006 N 371-з; 4) глава администрации района, города Республики Башкортостан не позднее месяца после опубликования решения Конституционного Суда Республики Башкортостан отменяет признанный неконституционным нормативный правовой акт, принимает новый нормативный правовой акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный правовой акт, признанный неконституционным в отдельной его части; 5) представительный орган местного самоуправления в течение срока, установленного решением Конституционного Суда Республики Башкортостан, отменяет признанный неконституционным нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления, принимает новый нормативный правовой акт или ряд взаимосвязанных нормативных правовых актов либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления, признанный неконституционным в отдельной его части. Глава муниципального образования вносит соответствующий проект в представительный орган местного самоуправления не позднее десяти дней после опубликования решения Конституционного Суда Республики Башкортостан; 6) глава муниципального образования не позднее срока, установленного решением Конституционного Суда Республики Башкортостан, отменяет признанный неконституционным нормативный правовой акт, принимает новый нормативный правовой акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный правовой акт, признанный неконституционным в отдельной его части.
2. Вопрос о разъяснении решения Конституционного Суда Республики Башкортостан рассматривается на заседании с участием ходатайствующего органа или лица. На заседание приглашаются также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассмотренному делу. 3. О разъяснении решения Конституционного Суда Республики Башкортостан выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех же изданиях, где было опубликовано само решение.
изменилась конституционная норма, на основании которой было принято решение; открылись новые существенные обстоятельства, не известные Конституционному Суду Республики Башкортостан в момент принятия решения. 2. Определение о разъяснении решения Конституционного Суда Республики Башкортостан может быть пересмотрено также и в том случае, если разъяснение правовой позиции Конституционного Суда Республики Башкортостан было дано не в соответствии с действительным содержанием итогового решения. Раздел III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 88. Секретариат Конституционного Суда Республики Башкортостан 1. Деятельность Конституционного Суда Республики Башкортостан обеспечивает Секретариат Конституционного Суда Республики Башкортостан. 2. Секретариат Конституционного Суда Республики Башкортостан осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда Республики Башкортостан, проводит прием посетителей; рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда Республики Башкортостан в предварительном порядке; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда Республики Башкортостан; осуществляет материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда Республики Башкортостан. 3. Конституционный Суд Республики Башкортостан в пределах своей сметы расходов устанавливает численность, структуру и штатное расписание Секретариата; утверждает Положение о Секретариате Конституционного Суда Республики Башкортостан. 4. Права, обязанности, ответственность сотрудников Секретариата Конституционного Суда Республики Башкортостан, а также условия прохождения ими службы определяются законами о государственной службе, о правовом положении работников аппаратов судов, а также иными нормативными правовыми актами. Статья 89. Научно-консультативный совет при Конституционном Суде Республики Башкортостан 1. При Конституционном Суде Республики Башкортостан может создаваться Научно-консультативный совет из числа ученых и специалистов в области права. 2. Состав и порядок деятельности Научно-консультативного совета определяются Положением, утвержденным Конституционным Судом Республики Башкортостан. Статья 90. Печать Конституционного Суда Республики Башкортостан Конституционный Суд Республики Башкортостан является юридическим лицом и имеет печать с изображением Государственного герба Республики Башкортостан и своим наименованием. Статья 91. Символы судебной власти Конституционного Суда Республики Башкортостан 1. В зале заседаний Конституционного Суда Республики Башкортостан находятся изображения Государственного герба Российской Федерации и Государственного герба Республики Башкортостан, Государственный флаг Российской Федерации и Государственный флаг Республики Башкортостан. 2. В служебном помещении судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан устанавливается Государственный флаг Республики Башкортостан. Судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан заседают в мантиях. Удостоверения судьям Конституционного Суда Республики Башкортостан выдаются Президентом Республики Башкортостан. Статья 92. Местопребывание Конституционного Суда Республики Башкортостан Местом постоянного пребывания Конституционного Суда Республики Башкортостан является столица Республики Башкортостан - город Уфа. Заседания Конституционного Суда Республики Башкортостан проводятся в месте его постоянного пребывания. Конституционный Суд Республики Башкортостан может провести заседание в другом месте, когда он сочтет это необходимым. Статья 93. Переходные положения 1. Обращения, поступившие в Конституционный Суд Республики Башкортостан и не рассмотренные до вступления в силу настоящего Закона, подлежат рассмотрению и разрешению Конституционным Судом Республики Башкортостан в соответствии с настоящим Законом. 2. Положение части 1 статьи 15 настоящего Закона распространяется на всех действующих судей Конституционного Суда Республики Башкортостан, избранных на должность Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан. 3. Материальные гарантии независимости Конституционного Суда Республики Башкортостан, его судей, установленные до вступления в силу настоящего Закона, сохраняются.
Верховного Совета Республики Башкортостан М.РАХИМОВ 27 октября 1992 года N ВС-13/7 |