Закон об утверждении стратегии социально-экономического развития - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Предварительные итоги социально-экономического развития 5 685.47kb.
Стратегия социально-экономического развития города Улан-Удэ до 2027... 10 2153.9kb.
Социально-экономического развития муниципального образования «тункинский... 13 4662.74kb.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития... 1 199.02kb.
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования... 3 639.01kb.
Решением Цнинского сельского Совета народных депутатов от 22. 2 573.64kb.
«Итоги работы в 2012 году и приоритеты социально-экономического развития... 1 218.35kb.
Информация об итогах социально-экономического развития 2 499.51kb.
Круглый стол, проводимый по инициативе комисий общественной палаты... 1 391.24kb.
Информация об итогах социально-экономического развития Чувашской... 1 407.4kb.
Управление экономики и бюджетного планирования города Астаны итоги... 1 267.51kb.
Год после взрыва 1 30.32kb.
- 4 1234.94kb.
Закон об утверждении стратегии социально-экономического развития - страница №1/10

11 июля 2008 года N 74-ОЗ

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА
Принят

Советом народных депутатов

Кемеровской области

9 июля 2008 года
(в ред. Закона Кемеровской области от 02.11.2012 N 104-ОЗ)
Настоящий Закон принят в целях повышения конкурентоспособности экономики Кемеровской области и роста уровня жизни ее населения.
Статья 1
Утвердить Стратегию социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года согласно приложению к настоящему Закону.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.
Губернатор

Кемеровской области

А.М.ТУЛЕЕВ

г. Кемерово

11 июля 2008 года

N 74-ОЗ
Приложение

к Закону Кемеровской области

от 11 июля 2008 г. N 74-ОЗ
СТРАТЕГИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ДО 2025 ГОДА
(в ред. Закона Кемеровской области от 02.11.2012 N 104-ОЗ)
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
Подраздел 1.1. СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

ПОЛОЖЕНИЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Глава 1.1.1. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ КЕМЕРОВСКОЙ

ОБЛАСТИ
Кемеровская область относится к числу наиболее развитых регионов Сибири, имеющих ярко выраженную сырьевую специализацию. Промышленность является ведущим сектором экономики области. Именно она вместе с энергетикой вносит наибольший вклад в валовой региональный продукт (далее - ВРП) - 49,8%, что гораздо выше аналогичного показателя в среднем по Сибирскому федеральному округу и по Российской Федерации. При этом область в национальном и международном разделении труда специализируется на производстве сырья и продукции его первичной переработки.

В отраслевой структуре экономики региона преобладают отрасли традиционной индустрии, развернутые преимущественно к середине XX века: черная металлургия, угольная промышленность, химия.

Сегодня Кемеровская область добывает 56% российского угля, в том числе 76% - коксующегося. Доля Кемеровской области в общероссийском производстве стали и проката черных металлов составляет 14%, ферросилиция - 53%, железнодорожных магистральных рельсов - 80%, трамвайных рельсов - 100%.
Рисунок 1. Структура производства валовой добавленной

стоимости в Кемеровской области в 2005 году, %
Рисунок не приводится.
Следует ожидать, что данная специализация сохранится на длительную перспективу. Это видно по структуре и объемам инвестиций в регионе, по характеру наиболее амбициозных производственных проектов, реализуемых в Кемеровской области. В частности, за последние 7 лет собственники угольных компаний вложили в развитие ведущей отрасли Кемеровской области 88,7 млрд. руб., из них 32,5 млрд. руб. было направлено на новое строительство. За счет благоприятного инвестиционного климата за 1999 - 2006 годы введено в эксплуатацию 34 новых угледобывающих предприятия общей годовой проектной мощностью 48 млн. т угля, 8 обогатительных фабрик, 1 обогатительная установка проектной мощностью по переработке 26,5 млн. т угля.

88% от общего объема экспорта Кемеровской области составляет сырье, в структуре импорта 50,3% составляют машины и оборудование. Доля экспортных поставок в объеме произведенной в 2006 году металлургической продукции региона составила 34,1%, а угля 43%. В абсолютном значении экспорт угля составил 74 млн. т (на 19 млн. т больше, чем в 2005 году), что составляет около 80% российского экспорта угля. В целом объем экспорта области с 2001 по 2006 год возрос в 3 раза. Таким образом, добыча полезных ископаемых, производство металлургической и химической продукции в настоящий момент составляют базовый сектор экономики Кемеровской области, который определяет высокую доходность и ориентированность на экспорт.
Рисунок 2. Динамика внешнеторгового оборота, в %

к 2000 году
Рисунок не приводится.
Отдельные производства, имеющие высокие значения коэффициентов локализации, с учетом доли в общих капиталовложениях в области, а также численности занятых в ней и общей фондовооруженности составляют базовый сектор экономики региона. Особенность базового сектора в том, что деятельность в нем ориентирована на удовлетворение внешнего спроса. Основные движущие силы экономического развития заключены в реакции базового сектора на внешний спрос, повышение которого приводит к увеличению регионального экспорта и росту в базовом секторе. Далее изменение выпуска, доходов и занятости в базовом секторе мультипликативно транслируется на всю региональную экономику.
Таблица 1
Коэффициенты локализации экономики Кемеровской области,

2004 год


Показатели

Объем
производства
товаров/
услуг

Инвестиции
в основной
капитал

Средне-
годовая
численность
занятых в
экономике

Основные
фонды

1

2

3

4

5

Промышленность:













электроэнергетика

1,53

0,50

1,36

1,53

топливная промышленность

1,76

1,59

6,90

1,24

черная металлургия

5,12

1,96

3,74

1,33

цветная металлургия

0,20

0,17

0,44

0,20

химическая и
нефтехимическая
промышленность

0,40

0,36

0,99

1,08


машиностроение и
металлообработка

0,22

0,32

0,64

0,17

промышленность
строительных материалов

0,45

0,19

0,66

0,24

лесная,
деревообрабатывающая и
целлюлозно-бумажная
промышленность

0,08

0,01

0,32

0,04


легкая промышленность

0,22

0,02

0,49

0,21

пищевая промышленность,
включая мукомольно-
крупяную

0,22

0,20

0,56



0,39

прочие отрасли

0,44

0,19

0,08

0,25

Сельское хозяйство

0,706




0,29




Строительство

0,903




0,80




Транспорт

0,886




1,17




Торговля и коммерческая
деятельность

0,682










Отрасли, оказывающие
нерыночные услуги

1,136










Другие отрасли

0,694











Таблица 2
Показатели коэффициента душевого производства по отдельным

товарным группам, 2005 год


Товарные группы, производимые экономикой
Кемеровской области
(ед. выпуска, по которой рассчитывался коэффициент)

Коэффициент

1

2

Конвейеры шахтные скребковые, шт.

50,51 <*>

Уголь, млн. т

27,66

Капролактам, т

18,85 <*>

Кокс в пересчете на 6-процентную влажность, тыс. т

10,42

Сталь кислородно-конвертерная, тыс. т

7,23

Чугун и доменные ферросплавы, тыс. т

6,76

Прокат черных металлов, готовый (включая заготовку на
экспорт), тыс. т

6,22

Электросталь, тыс. т

5,71

Волокна и нити химические, тыс. т

6,59

Первичный алюминий и сплавы, тыс. т

4,28 <*>

Аммиак синтетический, тыс. т

3,57

Синтетические смолы и пластические массы, тыс. т

1,96

Руда железная товарная, тыс. т

1,21

Цемент, тыс. т

2,28

Удобрения минеральные, тыс. т

1,77 <*>

Сода каустическая, тыс. т

1,60 <*>

Серная кислота в моногидрате, тыс. т

1,32

Комплексы и механизированные крепи для очистных работ
в угольных шахтах, комплексов

1,26 <*>

Минимальное значение - 1,25

1,05 <*>

Материалы мягкие кровельные и изоляционные, млн. кв. м

0,47

Трубы и детали трубопроводов из термопластов, т

0,38

Пиломатериалы, тыс. куб. м

0,49

Кирпич строительный, млн. усл. кирпичей

0,49

Конструкции и детали, сборные железобетонные изделия, тыс.
куб. м

0,24

Вывозка древесины, тыс. плотных куб. м

0,12

Картон, тыс. т

0,16

Лакокрасочные материалы, тыс. т

0,07

Фанера клееная, куб. м

0,01 <*>

Стекло оконное (листовое), тыс. кв. м





--------------------------------

<*> - 2004 г.


Глава 1.1.2. РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Область имеет огромный сырьевой потенциал. На территории области детально разведано и учтено Государственным балансом запасов полезных ископаемых Российской Федерации около 500 месторождений различных полезных ископаемых:

1. Кемеровская область является уникальным угольным бассейном, в границах которого имеются месторождения различных марок: коксующийся уголь, высококачественный энергетический уголь (соответствует стандартам SECA, может экспортироваться). Общие геологические запасы угля Кузнецкого бассейна, по последним данным, до глубины 1800 метров оцениваются в 733,4 млрд. т, из них 724,3 млрд. т отвечают параметрам по мощности пластов и зольности угля, принятым кондициям для месторождений, вовлекаемых в промышленное освоение. По результатам разведочных работ на начало 2000-х годов на государственном балансе числилось около 57,0 млрд. т углей, разведанных по промышленным категориям до глубины 600 м, в том числе 42,8 млрд. т коксующихся углей, из них дефицитных марок - 25,4 млрд. т. При этом ресурсы метана в угольных пластах оценивались в 13 трлн. куб. м. На северо-востоке Кемеровской области расположена западная часть Канско-Ачинского буроугольного бассейна, представленного пятью месторождениями: Итатским и Урюпским, находящимися на территории Тяжинского района; Барандатским, расположенным в Тисульском районе; Тисульское и Дудетское месторождения небольшие и имеют местное значение. Запасы основных месторождений оцениваются в 64,2 млрд. т. Несмотря на то, что уголь является относительно распространенным полезным ископаемым и в Российской Федерации большое количество разведанных, а также уже разрабатываемых угольных месторождений, значительные инвестиции вкладываются в развитие разработок на крупных Элегестском (Тыва), Эльгинском (Якутия), читинских, бурятских и иркутских месторождениях угля, красноярской части КАТЭКа, конкуренция с Кемеровской областью в поставках углей пока не является острой. Она формируется в основном по поставкам низкокачественного битуминозного энергетического угля, предназначенного главным образом для внутреннего рынка. И то эта конкуренция относительна, поскольку энергетические объекты, как правило, привязаны к определенному сорту и виду угля, а следовательно, и к поставщику.

2. Потенциал запасов железных руд в Кемеровской области оценивается в 5,25 млрд. т, из них промышленной категории - свыше 1 млрд. т с содержанием чистого железа - от 34% до 48%. Основные районы залегания месторождений железных руд: Горная Шория (2169 млн. т, из которых балансовые запасы составляют 808,2 млн. т) и Кузнецкий Алатау (балансовые запасы - 230 млн. т). Кроме того, в непосредственной близости от Кемеровской области расположены крупные месторождения железорудного сырья в Хакасии и на юге Красноярского края. В Томской области общие прогнозные ресурсы железной руды оцениваются в 393 млрд. т при среднем содержании железа в рудах крупнейшего Бакчарского месторождения свыше 40%. В радиусе 500 км от металлургических комбинатов Кемеровской области расположены резервные разведанные месторождения: Инское, Белорецкое (Алтайский край), Холзунское (Республика Алтай). Часть железорудного сырья традиционно поставлялась в Кемеровскую область с Коршуновского ГОКа из Иркутской области. В Кемеровской области создана сырьевая база основных нерудных полезных ископаемых для металлургии: флюсовых известняков - 5 месторождений (Тяжинский, Гурьевский, Тисульский, Беловский и Новокузнецкий районы), кварцитов - 3 месторождения (Горная Шория и Яйский район), доломитов - 2 месторождения (Горная Шория), огнеупорных глин - 8 месторождений (Кемеровский, Новокузнецкий и Гурьевский районы) и формовочных песков - 6 месторождений (Чебулинский и Ижморский районы). Таким образом, металлургический комплекс Кемеровской области имеет хороший сырьевой потенциал для развития.

3. На территории области расположено около двух третей всех разведанных запасов марганцевых руд России, большая часть которых сосредоточена на Усинском месторождении (балансовые запасы марганцевых руд Усинского месторождения составляют 98,5 млн. т, а общероссийские балансовые запасы марганцевых руд - 158,7 млн. т), находящемся в 85 - 90 км от Междуреченска. По материалам полевых геологосъемочных и поисковых работ в юго-западной части Горной Шории выделен целый марганцеворудный район - около 200 рудопроявлений и проявлений марганцевых руд. Прогнозные запасы оцениваются в объеме 120 млн. т окисленных марганцевых руд.

4. В Кемеровской области имеются 10 рудных и 126 россыпных месторождений золота. Балансовые запасы золота россыпных месторождений - 42 т, рудных - 51 т. В 2005 году добыча из недр золота (погашение запасов в недрах) составила в целом по области 460 кг, в т.ч. по россыпному золоту - 300 кг, рудному - 160 кг.

5. На территории Кемеровской области (прежде всего в районах Горной Шории и Кузнецкого Алатау) открыто более 90 месторождений и 20 рудопроявлений различных металлов (золото, серебро, железо, марганец, цинк, свинец, медь, титан, хром, вольфрам, молибден, ртуть, сурьма, уран, торий). В области имеются месторождения алюминиевых руд (7 - нефелинов и 17 бокситов), из которых в настоящий момент эксплуатируется Кия-Шалтырское месторождение уртитов на севере Кузнецкого Алатау.

6. Большой потенциал есть у разработок в Кемеровской области нерудных полезных ископаемых: около 150 месторождений различных видов строительных материалов (эксплуатируется примерно 40%), минеральных вод, а также торфа (230 месторождений торфа с суммарными запасами и ресурсами 199,9 млн. т, в том числе 34 крупных месторождения с запасами более 1 млн. т). В области имеются значительные запасы талька и фосфоритов.

7. Леса и кустарники занимают почти 65% территории области. Лесные массивы многолесных районов занимают 20% от общей площади насаждений и являются объектом промышленной эксплуатации. При этом земли лесного фонда занимают 5759,5 тыс. га, или 60,2% всех земель региона. Запасы древесины - 589 млн. куб. м. На долю спелой и переспелой древесины приходится почти половина (299,8 млн. куб. м). Основной интерес для промышленной переработки представляют хвойные породы, составляющие 62,7% лесов области.

8. Земли сельскохозяйственного назначения составляют 2,6 млн. га, или 27% земельного фонда Кемеровской области (общая площадь земельных ресурсов области составляет 9572,6 тыс. га).

9. Кемеровская область располагает значительными водными ресурсами, а также ландшафтно-климатическими комплексами, способными служить зонами для развития курортно-рекреационной деятельности. В области имеются государственный заповедник "Кузнецкий Алатау" и Шорский национальный парк общей площадью около 413 тыс. га каждый. В регионе развиваются горнолыжные курорты "Шерегеш" (Горная Шория) и "Танай" (на границе с Новосибирской областью).
Глава 1.1.3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА
Кемеровская область как поставщик сырья и продукции его первичных переделов смогла в полной мере воспользоваться экономическим подъемом в Российской Федерации и удачной ценовой конъюнктурой на мировых рынках данной продукции. После 1998 года Кемеровская область по динамике основных экономических показателей входит в число наиболее интенсивно развивающихся российских регионов в Сибирском федеральном округе. Она стабильно входит в их первую двадцатку по ВРП на душу населения, в 2005 году заняла 1-е место в Сибирском федеральном округе и 7-е место среди всех субъектов РФ по объему инвестиций (их общий объем в основной капитал составил 84 млрд. руб.). В 2006 году рост объема валового регионального продукта составил 6,4% (оценка), промышленного производства - 7%, рост объема инвестиций в экономику области - 4%, оборота розничной торговли - 18%. Реальные денежные доходы населения возросли на 11%, начисленная заработная плата - на 20%. Несколько лет подряд (начиная с 1998 года) в области растет добыча угля. В 2005 году объем добычи превысил максимум добычи советского периода, а в 2006 году впервые за всю историю Кемеровская область превысила рубеж 172 млн. т. Таким образом, динамика роста ВРП области в последние годы определялась промышленным производством, а "локомотивами" роста выступали отрасли базового сектора экономики региона.
Рисунок 3. Динамика добычи угля в Кемеровской области,

млн. т
Рисунок не приводится.
Рисунок 4. Выпуск металлургической продукции в Кемеровской

области, в % к предыдущему году
Рисунок не приводится.
Рисунок 5. Темпы роста (2002 - 2004 годы) и объем ВРП

на душу населения по регионам Сибирского федерального

округа, 2004 год
Рисунок не приводится.
Таблица 3
Динамика основных показателей социально-экономического

развития Кемеровской области (2000 - 2006 годы)


Показатель

Ед. изм.

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ВРП

млн. руб.

93774

116325,9

141922,3

171108,1

258449,3

307350,8

339301,5

место в РФ

16

16

16

16


нет
данных

нет
данных

нет
данных

Промышленное
производство

% к пред.
году

106,9

104,6

103,7

107

104,7

105,6

106,4


млн. руб.

103511

124888

146328

200731

291093

379592

411185

место в РФ

13

13

13

10

11

11

13

Сельское
хозяйство

% к пред.
году

108,2

103,7

98,6

108,3

104,0

103,8

105,8


млн. руб.

9614

10821

12250

14456

16760

18511

21200

место в РФ

33

38

36

33

32


нет
данных

нет
данных

Инвестиции

% к пред.
году

113,8

100,8

99,1

105,4

99,4


нет
данных

105


млн. руб.

17380

20427

23697

28548

56525

80314

90938

место в РФ

15

17

19

18

12

7


нет
данных

Доходы
населения

% к пред.
году

115,8

114,9

104,9

108,5

169

124

102


руб. в
мес.

2257

3086

3994

4907

6162

7721

9365


место в РФ

17

15

16

18

17

15

17

Объем услуг

% к пред.
году

149,4

136,7

129,4

122,9

125,6

125,3

121,3


млн. руб.

8244

11270

15177

18736

22836

28858

34435

Доходы
бюджета

% к пред.
году

106

100,8

98

102

107

108

106





млн. руб.

15556,6

18519,8

25554,8

30364,2

46850,3

57208,0

63421


Глава 1.1.4. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ. РЫНОК ТРУДА
Кемеровская область является регионом, обладающим одной из самых развитых городских систем за Уралом с высокой плотностью населения. Численность населения Кемеровской области на 01.01.2007 составила 2825,7 тыс. человек. В области имеется два крупных города с численностью населения свыше 500 тыс. человек (Кемерово - 520,1 тыс. чел., Новокузнецк - 562,4 тыс. чел.), то есть регион относится к числу тех, что имеют так называемый "второй центр", что обычно создает новые возможности развития, реализации разнообразных экономических и культурных проектов, повышает привлекательность региона с точки зрения инвестиций в развитие транспортной, торгово-логистической системы, профессионального образования и т.п.

В целом в области 16 городских округов и 18 муниципальных районов, 22 городских поселения (в том числе 5, кроме Кемерова и Новокузнецка, с численностью населения свыше 100 тыс. человек: Прокопьевск - 217,9 тыс. чел., Белово - 154 тыс. чел., Ленинск-Кузнецкий - 110,2 тыс. чел., Киселевск - 108,2 тыс. чел., Междуреченск - 103,7 тыс. чел.; еще 5 муниципальных образований имеют численность населения от 50 до 100 тыс. человек), 167 сельских поселений.

Как и для всякого индустриального региона, для Кемеровской области характерно:

1. Выделение в области трех центров развития: староиндустриальной зоны Транссиба, зоны влияния г. Кемерово - своего рода "столичного округа", Новокузнецка и тяготеющих к нему районов добычи угля и разработок металлических руд. При этом юг области явно выделяется уровнем развития и его динамикой. На южные районы приходится большая доля угледобычи. Здесь расположены предприятия Кузбассразрезугля, Южкузбассугля, а также производственные мощности "Распадской угольной компании", принадлежащее Сибуглемету "Междуречье" и угольного дивизиона "Мечела" "Южный Кузбасс". Кроме того, на юге области работают Прокопьевскуголь (группа НЛМК), "РОСА-холдинг-Кузбасс", "СДС".

2. Преобладание городских жителей в общей структуре населения. Кемеровская область лидирует в Сибирском федеральном округе по удельному весу городского населения: средний показатель по Сибирскому федеральному округу составляет 73% (на 2006 год), в регионе (на 2006 год) он был равен 85%. Данный феномен объясняется историей основания этой территории: практически все города возникли в период индустриального освоения и создавались в результате мощного миграционного притока.

3. Муниципальные образования области располагают развитой социальной сетью, обеспечивающей населению региона значительный объем бюджетных услуг.

4. Структура занятости в регионе отражает индустриально-сырьевой характер развития. Наибольшая доля занятого населения в 2005 году наблюдалась в промышленности (27,2%, в том числе в топливной - 11,3%), в торговле и общественном питании (14,7%), образовании (9,4%), здравоохранении и предоставлении социальных услуг - (7,7%), на транспорте и связи (9,2%). Преобладающая часть занятого населения сосредоточена на крупных и средних предприятиях. В 2005 году на них работали 870 тыс. человек, или 67,8% от общей численности занятых в экономике (в декабре 2004 года - 848, или 70,3%).

5. Демографическая ситуация характеризуется (как и в целом по стране) сокращением численности населения в силу его естественной убыли, невысоких показателей продолжительности жизни, хотя миграционный прирост в Кемеровской области в течение ряда лет самый высокий в СФО и один из самых высоких в РФ. Среднегодовая численность постоянного населения в 2006 году составила 2832,1 тыс. человек.

Численность населения Кемеровской области с 1999 по 2006 год уменьшилась на 156 тыс. человек, или на 5,2%. Снижение составляет 0,6 - 0,8% в год. Данные темпы сокращения численности населения характеризуют демографическую ситуацию практически всех регионов Сибирского федерального округа. По прогнозу Кемеровского областного комитета государственной статистики, до 2025 года население Кемеровской области составит 2531 тыс. человек и уменьшится за 20 лет почти на 324 тыс. человек (на 11%), а численность населения в трудоспособном возрасте сократится с 1814,8 тыс. человек до 1422,6 тыс. человек. При инерционном сценарии развития демографической ситуации численность населения области может сократиться до 2370 тыс. человек.
Таблица 4
Численность населения Кемеровской области и других регионов

Сибирского федерального округа (на конец года, тыс. чел.)





1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Изменение
числен-
ности
населения
в 2005-м
по
отношению
к 1998
году (%)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сибирский
федеральный
округ

20605


20464


20333


20178


20031


19901


19794


19676,3


95


Республика
Алтай

202

202

203

203

203

203

204

204,5

101


Республика
Бурятия

1014

1005

997

987

980

974

969

963,3

95


Республика
Тыва

306

306

306

305

305

306

308

308,5

101


Республика
Хакасия

561

558

554

549

545

543

541

538,2

96


Алтайский
край

2663

2652

2641

2621

2603

2583

2565

2543,3

96


Красноярский
край

3049

3022

3001

2982

2962

2942

2925

2906,2

95


Иркутская
область

2668

2644

2623

2600

2578

2561

2545

2527,0

95


Кемеровская
область

2985

2963

2943

2918

2893

2872

2855

2838,5

95


Новосибирская
область

2734

2725

2715

2703

2688

2673

2662

2649,9

97


Омская
область

2154

2136

2117

2095

2075

2059

2047

2034,6

94


Томская
область

1062

1058

1054

1050

1046

1041

1037

1034,1

97


Читинская
область

1207

1193

1179

1165

1153

1144

1136

1128,2

93



Рисунок 6. Система расселения
Рисунок не приводится.
Глава 1.1.5. ИНФРАСТРУКТУРНОЕ РАЗВИТИЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Кемеровская область является одним из наиболее развитых в инфраструктурном отношении регионов Сибири.
1.1.5.1. Транспортная инфраструктура
Кемеровская область имеет одну из наиболее развитых транспортных систем в восточной части Российской Федерации. Транспортная система включает в себя все виды транспорта (кроме морского), которые ориентированы как на обслуживание пассажиров, так и на грузовые перевозки.

Эксплуатационная длина железных дорог Кемеровской области (в 2000 году) - 1728 км (11,5% общей протяженности железных дорог Сибирского федерального округа, или 5-е место в Сибирском федеральном округе). Плотность железнодорожных путей общего пользования - 181 км на 10 тыс. кв. км территории (в России - 50 км, в Сибирском федеральном округе - 29 км). По плотности железнодорожных линий регион занимает 1-е место в Сибирском федеральном округе.

Северную часть области пересекает Транссибирская железнодорожная магистраль, южную - Южно-Сибирская. Кемеровская область является самым крупным грузоотправителем в Российской Федерации. Во многом это связано с тем, что уголь и черный металл относятся к числу самых массовых грузов, перевозимых по железной дороге в Российской Федерации. По объему погрузки угля и кокса Кемеровское областное отделение Западно-Сибирской железной дороги занимает первое место в России (более 600 тыс. т отправки грузов ежедневно и совместно с Красноярской железной дорогой более 75% погрузки угля в железнодорожный транспорт по стране). Главные направления железной дороги специализированы: Транссибирское - на пропуске поездов с высокими скоростями (пассажирских, межобластных, ускоренных контейнерных); Среднесибирское - на ускоренном пропуске поездов повышенного веса (9 тыс. т) и длины.

В регионе реализуются крупнейшие в стране совместные (регион - ОАО "РЖД" - бизнес) программы развития железнодорожной транспортной инфраструктуры. В 2002 году МПС и Западно-Сибирской железной дорогой принята Программа развития и совершенствования технологий магистрального и промышленного железнодорожного транспорта на период до 2005 года в Кемеровской области, которая реализовывалась совместно с органами государственной власти региона и бизнесом. За 3 года в развитие железнодорожного транспорта вложено 11,2 млрд. руб. (железнодорожники - 6,8, угольщики - 3,9, промышленность - 0,5), а Кемеровское областное отделение ЗСЖД увеличило объемы перевозок на 30 млн. т.

В 2005 году утверждена новая Программа на 2006 - 2008 годы в объеме 17,7 млрд. руб. (железнодорожники - 10,8, угольщики - 6,2, промышленность - 1,5), соглашение о реализации которой заключили ОАО "РЖД", ЗСЖД, Администрация Кемеровской области и 30 крупных грузоотправителей. Кроме того, крупнейшими инвестиционными проектами ОАО "РЖД" на 2007 - 2010 годы (за исключением программы развития скоростного и высокоскоростного движений) утверждены: "Кемеровская область - Азово-Черноморский транспортный узел" - объем инвестиций 36,6 млрд. руб., "Кемеровская область - Дальневосточный транспортный узел" - 27,1 млрд. руб., "Кемеровская область - Северо-Запад" - 29 млрд. руб.

Регион занимает 4-е место в Российской Федерации и 1-е место в Сибирском федеральном округе по объему грузооборота автомобильного транспорта. На автомобильный транспорт в 2005 году приходилось 57% общего объема перевезенных грузов области. Протяженность автомобильных дорог в 2005 году составила 8481 км, в том числе дорог общего пользования - 5339 км, ведомственных - 3142 км. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием - 8544 км. По территории Кемеровской области проходит автомобильная дорога федерального значения М-53 "Байкал" протяженностью 474 км.

Автомобильное сообщение обеспечивает связь между 20 городами области. На автомобильный транспорт в 2005 году приходилось 57 процентов общего объема перевезенных грузов области. В последнее время наметилась тенденция к улучшению общего состояния дорог на основных направлениях. Наиболее показательным фактором повышения технического состояния дорог является бесперебойное круглогодичное сообщение на пригородных и междугородных маршрутах, однако техническое состояние части автомобильных дорог области по своим параметрам не соответствует техническим нормативам и возросшей интенсивности движения.

В соответствии с программой "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" и подпрограммой "Автомобильные дороги", которая включает в себя комплекс взаимоувязанных и скоординированных мероприятий, охватывающих основные аспекты деятельности дорожного хозяйства Российской Федерации, в Кемеровской области разработана и утверждена Программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог Кемеровской области на период до 2010 года, в соответствии с которой предусматривается развитие следующих межрегиональных коридоров:

- автомобильная дорога Новосибирск - Ленинск-Кузнецкий - Кемерово - Юрга, по которой осуществляется связь Кемеровской области с Новосибирской областью и другими западными регионами;

- подлежит реконструкции по территории Кемеровской области 101,38 км, из них по I технической категории - 70,46 км, II технической категории - 30,92 км;

- автомобильная дорога Бийск - Мартыново - Кузедеево - Новокузнецк с подъездом к г. Таштаголу, по которой осуществляется связь Кемеровской области с югом Алтайского края, Республикой Алтай, Казахстаном и Монголией; по территории области проходит 78,425 км;

- автомобильная дорога Томск - Мариинск обеспечивает связь Кемеровской области с Томской областью и восточными регионами страны. По территории области предусмотрена реконструкция 38,4 км по нормам III технической категории. Принимая во внимание предложения по стратегии развития дороги, изложенные в Программе развития автомобильной дороги Томск - Мариинск, на участке дороги Кемеровской области - Мариинск предлагается выполнить обходы населенных пунктов с. Большая Песчанка, с. Берикуль, с. Тюменево.

Автомобильная дорога М-53 "Байкал" - Тисуль - Шарыпово обеспечивает связь Кемеровской области и Томской области с южными районами Красноярского края, республиками Хакасия и Тыва, а также обеспечивает выход на высокоширотный коридор Пермь - Серов - Ханты-Мансийск - Нефтеюганск - Нижневартовск - Томск и север Тюменской области. По территории Кемеровской области проходит 114 км, из них необходимо построить 2,6 км и реконструировать 114,4 км по нормам III технической категории.

Автомобильная дорога Абакан - Таштагол с подъездом к Междуреченску позволит организовать связь юга Кемеровской области с республиками Хакасия и Тыва. Обоснование инвестиций разрабатывается. По территории Кемеровской области необходимо строительство 200 км дороги.

(в ред. Закона Кемеровской области от 02.11.2012 N 104-ОЗ)

Автомобильная дорога Горно-Алтайск - Турочак - Таштагол соединит юг Кемеровской области с Республикой Алтай, две федеральные дороги М-52 "Чуйский тракт" и М-54 "Енисей", а также после строительства автомобильной дороги Абакан - Таштагол - и с республиками Хакасия и Тыва. По территории Кемеровской области подлежит строительству 18,15 км дороги по нормам III технической категории.

(в ред. Закона Кемеровской области от 02.11.2012 N 104-ОЗ)

Пассажирские перевозки воздушным транспортом осуществляют авиапредприятия городов Кемерово и Новокузнецка. С присвоением статуса международного аэропорт Кемерово с 1998 году обслуживает транзитные грузовые рейсы из Китая. В конце 2001 года сдана в эксплуатацию новая взлетно-посадочная полоса, что позволяет принимать все типы самолетов.
1.1.5.2. Энергосистема Кемеровской области
Энергосистема Кемеровской области представлена 10 тепловыми электростанциями, в том числе 2 блок-станциями (ТЭЦ КМК, ТЭЦ Юргинского машзавода). Суммарная установленная мощность 4938 МВт, в том числе блок-станции 161 МВт. Шесть электростанций входят в состав ОАО "Кузбассэнерго", которое в дальнейшем наряду с созданным на базе ОАО "Алтайэнерго" Барнаульским филиалом акционерного общества войдет в состав Территориальной генерирующей компании - 12 (ТГК-12). Южно-Кемеровская областная ГРЭС и Западно-Сибирская ТЭЦ, ранее входившие в ОАО "Кузбассэнерго", были выделены из состава акционерного общества в ходе реформирования в самостоятельные общества и приобретены в ходе аукционов компаниями "Мечел" и "ЕвразГрупп" соответственно.

На базе четырех электросетевых филиалов ОАО "Кузбассэнерго" в ходе реформирования создано ОАО "Кузбассэнерго" - региональная электросетевая компания", эксплуатирующая электрические сети и подстанции напряжением 110 кВ и ниже, вошедшее в состав ОАО "МРСК Сибири", а также Кемеровское областное предприятие магистральных электрических сетей (КПМЭС) и Кемеровское областное предприятие технического обслуживания и ремонтов (КПТОиР), эксплуатирующие электрические сети и подстанции напряжением 220 кВ и выше в составе МЭС Сибири. Протяженность линий электропередач в одноцепном выражении превышает 33 тыс. км.

Традиционно в области действуют одни из самых низких в РФ тарифов на электроэнергию.
1.1.5.3. Система газоснабжения
В регионе проложены два магистральных газопровода Нижневартовск - Парабель - Кемеровская область и Сургут - Омск - Новосибирск с ответвлением Кемеровская область - Алтай (более 700 км газопроводов, одна компрессорная станция и 12 газораспределительных). Подачу газа и на территории области обеспечивают АНГКС. Объем поставок газа в Кемеровскую область составляет около 3,8 - 3,9 млрд. куб. м в год.

По классификации ценовых поясов на газ, введенной в 2005 году для всей территории РФ, Кемеровская область наряду с Алтайским краем, Белгородской, Брянской областями, Москвой и Московской областью и еще девятью регионами центральной части России отнесена к 9-му ценовому поясу (выше тарифы на газ только в 10-м поясе, в который включены Калининградская и Ростовская области).

В число основных потребителей газа помимо жилищно-коммунального сектора, энергетики и металлургии входят предприятия химической промышленности. Основным оператором поставок выступает ОАО "Томсктрансгаз" - дочернее предприятие Газпрома. Рынок газа в данном макрорегионе является замкнутым. Наращивать потребление в нем трудно, в то же время ожидается, что в дальнейшем в связи с резким увеличением объемов сбора попутного газа нефтяных месторождений и вводом в разработку новых газовых месторождений Томской области добыча газа может составить 11,5 - 12 млрд. куб. м в год, которые в полном объеме не могут быть поданы в систему, и часть газа придется сжигать в факелах. Кроме того, высоки сезонные колебания подачи газа, связанные с особенностями его использования в коммунально-бытовом секторе и энергетике. Поэтому в Кемеровской области в настоящий момент предлагаются к реализации различные проекты использования газа, начиная от расширения мощностей химических предприятий до создания энергометаллургического комплекса на базе Новокузнецкого алюминиевого завода за счет строительства электрогенерирующих модулей (мощностью 600 МВт), а также строительства в Новокузнецке завода по сжижению и хранению газа.

Область заключила соглашение с Газпромом о развитии газификации региона и о добыче и использовании метана из угольных пластов. Следует учитывать, что уже представлен проект развития транспортировки через Кемеровскую область газа из Восточной Сибири (с. Ковыктинского месторождения) в западном направлении через с. Проскоково.
Подраздел 1.2. ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ НАИБОЛЬШЕЕ

ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КЕМЕРОВСКОЙ

ОБЛАСТИ В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Кемеровская область относится к числу экспортно-ориентированных регионов Российской Федерации, в которых базовый сектор экономики составляют добыча и первичная переработка сырья. Поэтому социально-экономическое развитие области в существенной степени (может быть, даже в первую очередь) определяется внешними для региона факторами, характеризующими общую динамику социально-экономической ситуации в стране, и положением на далеко выходящих за пределы области рынках товаров базового сектора экономики региона: макроэкономическими параметрами российской экономики, особенностями государственной кредитно-денежной политики, ситуацией на мировых товарных рынках и т.п.
Глава 1.2.1. ДОСТИЖЕНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ

СИТУАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Долгосрочный экономический рост российской экономики во многом обеспечивается общим глобальным экономическим подъемом. Согласно прогнозам МЭРТ РФ темпы роста ВВП Российской Федерации в пессимистичном варианте вряд ли опустятся ниже 5% в год, а в оптимистичном способны превысить 7% в год в течение ближайших 10 лет.

Одними из важнейших макроэкономических факторов, определяющих социально-экономическую ситуацию в стране и ее регионах, являются достижение финансовой стабилизации и рост курса рубля по отношению к основным мировым валютам (прежде всего доллару США, являющемуся основной валютой для сырьевых рынков). С 1999 по 2006 год реальный курс рубля укрепился примерно на 50%. Правда, по оценкам Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, достигнутое укрепление при снижении цен на нефть до 50 дол. за баррель приведет к нулевому торговому балансу и потребует либо распродажи золотовалютных резервов, либо девальвации рубля на 1 - 3%. Такой риск считается возможным уже к 2009 - 2010 годам. Пока же введение свободного движения капитала и укрепление рубля ведут к повышению эффективности импорта в Российскую Федерацию, а также к снижению конкурентоспособности российских производителей. В наибольшей степени это может осложнить положение экспортеров угля и металлов.
Таблица 5
Сценарный прогноз социально-экономического развития

Российской Федерации на долгосрочную перспективу (по годам)


Показатель

Сценарий

2007

2008

2012

2015

Цена (мировая) на нефть
Urals, дол./барр.

Базовый

40

40

37

38,5

Целевой

48

50

52

57

Экспорт нефти, млн. т

Базовый

271

273

283

283

Целевой

276

281

290 - 296

300 - 306

Инфляция (ИПЦ), %

Оба
варианта

8,0

7,7

3 - 4

2 - 3


ВВП, среднегодовые темпы
роста, %

Базовый

6

5

5

5

Целевой

7,2

7,2

7,2

7,2

Индекс реального
эффективного обменного
курса рубля (дек./дек.)

Базовый

103,7

102,4

99,8

99,8

Целевой

105,4 <*>

104,2

101,3

101


--------------------------------

<*> Центробанк РФ на 2007 год больше не устанавливает целевой показатель для эффективного валютного курса, при этом прогнозируется, что реальное укрепление обменного курса может находиться в пределах от 0 до 10% в зависимости от внешних факторов.


Долгосрочный экономический подъем и финансовая стабильность позволяют:

1. Рассчитывать на рост внутреннего рынка Российской Федерации (нефти и газа, электроэнергии, металла, угля, химической продукции и проч.).

2. Ожидать инвестиционного подъема в стране, реализации крупных производственных проектов и притока прямых иностранных инвестиций (в 2005 году они составили 3,4 млрд. дол., а в 2006-м превысили уже 23 млрд. дол.; если в 2005 году чистый приток капитала в страну составил 1,3 млрд. дол., то уже в 2006-м сальдо между оттоком и притоком капитала составило около 26 млрд. дол.). Уже идет расширение и развитие инвестиционного инструментария (например, в 2006 году 10% всех инвестиций и приобретений в основные фонды осуществляется в лизинг, российские компании выходят на мировой финансовый рынок с размещением собственных ценных бумаг, а объем частных российских заимствований давно превысил внешний государственный долг Российской Федерации). В частности, инвестиции в металлургию в Российской Федерации выросли с 23,3 млрд. руб. в 2000 году до 115 млрд. руб. в 2006-м. За 2001 - 2005 годы в химический комплекс России вложено более 130 млрд. руб. Инвестиции в развитие угольной промышленности за счет собственных средств предприятий возросли за последние годы в 8 раз.
Таблица 6
Крупные новые перспективные инвестиционные проекты на

Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке (до 2020 - 2030 годов,

млрд. дол.)


Перспективные инвестиционные проекты

Необходимые
инвестиции

1

2

Добыча и переработка нефти и газа

Освоение Ямала

36 - 70
(от масштаба)

Разработка месторождений углеводородов Восточной Сибири
и создание систем их переработки и транспортировки

86,8


Месторождения Западно-Камчатского шельфа

14,5

Модернизация и развитие нефтегазоперерабатывающего
комплекса Западной Сибири и Оренбургской области
(Оренбурггазпром и Орскнефтеоргсинтез)

2,5 - 3


Саянский газоперерабатывающий комплекс (Иркутская
область)

4


Богучанский газоперерабатывающий комплекс (Красноярский
край)

5,1


Сахалинские проекты добычи углеводородов

40

Разработка рудных месторождений, электрохимические производства и
металлургия

Амурский металлургический комбинат

1,4

Освоение месторождений полиметаллических руд
Приполярного и Полярного Урала
("Урал промышленный - Урал Полярный")

28
7 - 13,5



Чинейское (медь, платина) и Удоканское (медь)
месторождения в Читинской области

29
0,5 - 0,63

Чинейское месторождение (магнетит, титан, ванадий)

0,3 - 0,9

Катугинское месторождение (тантал-ниобий) в Читинской
области

0,3 - 0,6



Сухой Лог (золото) в Иркутской области

3,5 - 5

Новые металлургические комплексы в Восточной Сибири
(Хакасия, Красноярский край и Иркутская область)

5,6 - 6,2



Месторождение титаново-магнетитовых руд в Амурской
области и строительство ГОК (Большой Сиэм)

0,2 - 0,4



Месторождения свинцово-цинковых и полиметаллических руд
в Читинской области, Бурятии и Красноярском крае

0,5 - 1,0



Атомные электрохимические производства (Уральский ЭХЗ,
Сибирский ХК, Ангарский ЭХЗ, ПО "Маяк")

4,7


Разработка урановых месторождений (Приаргунского,
Хиагдаского, Далурского в Читинской, Курганской областях
и Бурятии)

0,9


Угледобыча

Элегестское месторождение угля с ж.-д. инфраструктурой
(Тыва)

1,6 - 2,7



Эльгинское месторождение угля (Якутия-Саха)

2 - 2,5

Новые угледобывающие мощности в Кемеровской области

4,2

Жеронское месторождение угля (Иркутская область)

1,2

Каранцайское месторождение угля (Иркутская область)

1,4

Вознесенское месторождение угля (Иркутская область)

1,3

Никольское месторождение угля (Чита и Бурятия)

1,2

Апсатское месторождение угля (Читинская область)

0,3

ЛПК

ЦБК в ХМАО и на севере Тюменской области

1,5

Читинский ЦБК

0,5

Амурский ЦБК

0,9

Модернизация Братского и Усть-Илимского ЦБК (Иркутская
область)

0,5


Лесосибирский ЦБК (Красноярский край)

0,5 - 1,0

Богучанский ЦБК (Красноярский край)

0,5 - 1,0

Электроэнергетика

Энергоузел Тарко-Сале (ЯНАО)

0,7

Богучанская ГЭС (завершение строительства в Красноярском
крае)

30
1,2 - 1,7

Нижнебогучанская ГЭС (Красноярский край)

ТЭО
разрабатывается

Туруханская ГЭС (Красноярский край)

12

Березовская ГРЭС-1 (3-й энергоблок)

0,2

Вилючинская плавучая АЭС (Камчатская область)

0,35

Строительство энергоблоков N 3 и N 4 Белоярской АЭС
(Свердловская область)

2,6


Билибинская АЭС (Чукотский АО)




Достройка Усть-Среднеканской ГЭС (Магаданская область)

0,9

Достройка Бурейской и строительство Нижне-Бурейской ГЭС
(Амурская область)

0,9


Строительство и модернизация Березовской ГРЭС,
Минусинской ТЭЦ, Благовещенской ТЭЦ, хабаровских ТЭЦ-1,
ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 в ДФО

0,9


Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс

8

Горно-Алтайская ГЭС

0,2

Транспорт

Нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан

14

Газораспределительная система "Восточная газовая
программа"

11,4 - 15,2




3. Ожидать нарастания инфраструктурных ограничений на развитие и прежде всего ограничений по развитию транспортных инфраструктур и дефицита электроэнергии. В 2006 году в РФ превышен уровень электропотребления 1992 года, и в 2007 - 2008 годах будет преодолен исторический максимум 1990 года (1074 млрд. кВт). Среднегодовой темп роста электропотребления в стране за 2000 - 2005 годы составлял 1,7%, а за 2006 год - 4,2%. Уже к 2008 году в России прогнозируется дефицит электроэнергии почти в 8 ГВт. Инвестиционная программа РАО "ЕЭС России" предусматривает инвестиции в строительство до 2010 года новых генерирующих мощностей в объеме 3 трлн. 99 млрд. 920 млн. руб. Объем ввода новых мощностей в целом по программе 40900 МВт, в том числе РАО "ЕЭС" - 34200 МВт (прирост имеющихся около 5% в год). Прирост годового потребления угля за данный период должен составить 38 млн. т (в 2010 году по сравнению с 2006 годом), то есть примерно 31,5%.
Таблица 7
Прогноз потребности развития электроэнергетики РФ до 2020

года, млрд. кВт/ч (среднегодовые темпы прироста

за пять лет)





2010

2015

2020

1

2

3

4

Минимальный вариант

1067 (2,6%)

1230 (2,9%)

1420 (2,9%)

Базовый вариант

1124 (3,6%)

1300 (3%)

1520 (3,2%)

Максимальный вариант

1200 (5%)

1420 (3,4%)

1710 (3,8%)



Источник: РАО "ЕЭС России"
4. Рассчитывать на рост государственного бюджета (в 2006 году совокупные расходы бюджетов всех уровней в расчете на душу населения превысили 58 тыс. руб., а к 2009 году достигнут 85 тыс. руб.) и возможность реализации амбициозных проектов за счет государственных и частных инвестиций (общий объем государственных инвестиций в 2007 году должен превысить 500 млрд. руб.).

Для Кемеровской области общий экономический подъем, реализация большого числа крупных инвестиционных проектов, в первую очередь в ресурсоемких отраслях, создают благоприятные общие макроэкономические условия развития.
Глава 1.2.2. ОСНОВНЫЕ МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Идет повышение цен на мировых рынках на сырьевые товары ("сырьевой суперцикл"). В начале 2006 года цены на медь достигли 6001 дол. за тонну (абсолютный рекорд), никель - 17155 дол. за тонну (рекорд за 17 лет), цинк - 2985 дол. за тонну (рекорд за 22 года), серебро - 12,41 дол. за унцию (рекорд за 22 года), золото - 599,4 дол. за унцию (рекорд за 25 лет), платину - 1095 дол. за унцию (рекорд за 25 лет). Растущий тренд цен на сталь наблюдается с конца 2003 года, хотя к концу 2005 года начал терять свой динамизм. Начиная с 2000 года в виде долгосрочного тренда растут цены на энергетический уголь. На рынке коксующихся углей взрывной рост цен произошел с некоторым запозданием - в 2004 - 2005 годах.

Увеличение объемов потребления сырья мировой и российской экономикой, что создает для России и Кемеровской области как одного из ведущих ее сырьевых регионов благоприятную рыночную конъюнктуру.
Таблица 8
Объемы добычи угля в Российской Федерации по основным

бассейнам, 2006 год


Угольный бассейн

Объем добычи, млн. т

Прирост добычи
к 2005 году, %

Кузнецкий

174,0

105,2

Канско-Ачинский

38,0

104,1

Печорский

14,0

107,5

Донецкий

7,04

92,0

Угольная промышленность
Дальневосточного федерального округа

31,8

98,2


в том числе Якутия

11,6

101,7


Таблица 9
Прогноз добычи угля в Российской Федерации до 2030 года





Факт
2006

Прогноз

2010

2015

2020

2025

2030

Добыча, всего, млн. т

308,5


360 -
375

425 -
445

470 -
485

515 -
580

565 -
650

Кузнецкий бассейн, млн. т

174


180 -
190(27)

215 -
230

230 -
250

255 -
300

275 -
330

Доля Кемеровской области
в добыче по стране, %

56,4

50

50 - 51

49 - 51

50 - 52



49 - 51


По прогнозам большей части экспертов, добыча угля будет расти в долгосрочной перспективе (1,9 - 2,2 раза в период с 2006 по 2030 год). Она должна удвоиться в течение ближайших 15 лет. При этом доля угля в топливном балансе страны может возрасти до 34 - 35%. Если судить по инвестиционной программе РАО "ЕЭС России", а также динамике цен на газ и имеющимся проектным заделам в энергетике, то следует признать, что до 2010 - 2011 годов наиболее эффективным топливом для теплоэлектростанций европейской части РФ будет оставаться природный газ.

Цены на уголь должны увеличиться к 2010 году лишь на 10 - 15% с последующей их стабилизацией и некоторым снижением. Это может произойти в результате вовлечения в добычу более эффективных запасов угля, улучшения хозяйственной организации отрасли и внедрения новейших научно-технических разработок в добыче, переработке и транспортировке угля.

Аналитиками прогнозируется увеличение экспорта угля, но доля РФ в мировом экспорте, по данным Международного энергетического агентства (IEA), с 2015 года и далее будет снижаться.

Мировой рынок черных металлов

С 2002 года производство железорудного сырья и лома черных металлов испытывает бурный рост (за период с 2001 до 2005 года оно выросло в 1,6 раза - с 934,6 млн. т до 1,53 млрд. т.). Большинство аналитиков исходит из ожидания роста производства и торгового оборота практически по всем товарным позициям на мировом рынке продукции черной металлургии.
Таблица 10
Прогноз мирового рынка черной металлургии до 2010 года,

млн. т





2007

2008

2009

2010

Потребление готового проката

1214

1277

1333

1372

Выплавка стали

1238

1294

1344

1373

Выплавка стали в электропечах

374

385

394

394

Потребление стального лома

449

457

463

462

Производство металлизированного сырья

69

75

81

83

Производство чугуна

882

927

969

999

Потребление железорудного сырья

1658

1727

1795

1858

Морская торговля железной рудой

755

807

850

909


Российский рынок черных металлов

По прогнозам Минпромэнерго РФ, уже к 2008 году поставка готового проката из черных металлов достигнет 60 млн. т, а к 2015 году - 78 млн. т. При этом согласно этим же прогнозам поставки проката на экспорт в физических объемах, скорее всего, увеличиваться по сравнению с 2006 годом не будут. Более того, даже будут сокращаться. В то же время должны вырасти поставки на внутренний рынок.

Мировая химическая промышленность

Спрос на химическую и нефтехимическую продукцию увеличивается во всем мире. Отраслевые эксперты оценивают темпы роста потребления данной продукции в среднесрочной перспективе на уровне 3 - 5% в год. На зарубежных рынках имеются стабильные потребители различных крупнотоннажных химических продуктов (минеральные удобрения, метанол, пластмассы и смолы, синтетические каучуки, органические полупродукты и др.). Имеются и относительно небольшие ниши. В частности, прирост спроса на полиолефины в странах Европы связан с тем, что ряд предприятий, созданных в свое время на окраинах крупных городов, попали в городскую черту и их вынуждены закрывать по экологическим соображениям и по требованиям населения. Наиболее перспективными и относительно новыми рынками для продукции химического комплекса являются азиатские рынки (Китай, Индия, Пакистан, Вьетнам), а традиционным и устойчивым - европейский рынок.

Российский рынок химической промышленности

За 2001 - 2005 годы в химический комплекс России вложено более 130 млрд. руб. По прогнозам Минпромэнерго РФ, российский рынок химической продукции будет поступательно расти. В последние годы на душу населения в России производится примерно 4,6 кг/год химической продукции при среднемировом показателе 29 - 32 кг/год. А потребление на душу населения по отдельным видам продукции меньше, чем в развитых странах, в 3 - 10 раз. Данный разрыв в уровне потребления химической продукции будет постепенно сокращаться, причем в первую очередь за счет наращивания и диверсификации производства внутри страны. К 2015 году более чем в 2 раза должно вырасти производство полиэтилена, поливинилхлоридной смолы и сополимеров винилхлорида, синтетических каучуков, от 2,5 до 3 и более раз - производство полипропилена, полистирола и сополимеров стирола, химических волокон и нитей, в 1,5 - 2 раза - производство шин для легковых и грузовых автомобилей.
Таблица 11
Прогноз прироста спроса на продукцию химического комплекса

Российской Федерации до 2030 года


N
п/п

Вид продукции

Прирост
спроса,
тыс. т

В том числе, %

внутренний спрос

экспорт

1

Аммиак

3790

96

4

2

Метанол

2060

53

47

3

Карбамид

1260

100

-

4

Полиэтилен низкой плотности

850

36

64

5

Полиэтилен высокой плотности

320

100

-

6

Полипропилен

940

38

62

7

Стирол

870

97

3

8

Полистирол

940

39

61

9

Поливинилхлорид

320

91

9

10

Полиэтилентерефталат

330

79

21

11

Химические волокна и нити

230

30

70

12

Шины грузовые

8 <*>

50

50

13

Шины легковые

35 <*>

29

71

14

Трубы и детали трубопроводов

165

76

24

15

Погонажные изделия из ПХВ

110

55

45

16

Пленка полимерная

290

93

7


Одним из важных последствий разворачивания "сырьевого суперцикла" является возникновение дефицита природного газа в стране. Пока газ является основным топливом для российской энергетики. В топливном балансе российской электроэнергетики доля газа достигает 70%. Эксперты прогнозируют к 2010 году дефицит газа на внутреннем рынке в объемах от 30 до 120 млрд. куб. м. На государственном уровне уже принят "угольно-атомный" сценарий развития российской энергетики, предполагающий увеличение потребления угольного топлива, в том числе за счет роста его производства в Кузнецком бассейне.
Глава 1.2.3. ФОРМИРОВАНИЕ В МИРЕ НОВЫХ ПЕРСПЕКТИВНЫХ РЫНКОВ
В мире идет интенсивный рост стран - "развивающихся рынков" и изменение в связи с этим геоэкономической организации глобального рынка. По прогнозу инвестбанка Goldman Sachs, в 2007 - 2008 годах рост стран группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) составит около 8,5%, что вдвое выше, чем в среднем в мире. Эти страны могут стать основными рынками для продукции российской сырьевой индустрии и первичных переделов сырья, включая металлургию и некоторые виды производства химической продукции (это потребует развития новых инфраструктур - транспортных и энергетических).

В то же время производители развивающихся рынков могут выступить основными конкурентами для традиционной индустрии Российской Федерации, включая предприятия энергометаллургического комплекса Кемеровской области.
Таблица 12
Валовой внутренний продукт стран БРИК (Бразилия, Россия,

Индия, Китай) (по годам)


Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

1

2

3

4

5

6

7

Россия

номинал
(млн. дол.)

259064

297130

340173

447495

605733

749931


номин. рост

51,8%

14,7%

14,5%

31,5%

35,4%

23,8%

к ВВП США

2,6%

2,9%

3,2%

4,1%

5,2%

6,0%

Китай

номинал
(млн. дол.)

1198483

1324812

1453837

1640966

1931642

2224811


номин. рост

10,6%

10,5%

9,7%

12,9%

17,7%

15,2%

к ВВП США

12,2%

13,1%

13,9%

15,0%

16,6%

17,9%

Индия

номинал
(млн. дол.)

462643

474097

493335

575330

665867

775410


номин. рост

4,6%

2,5%

4,1%

16,6%

15,7%

16,5%

к ВВП США

4,7%

4,7%

4,7%

5,2%

5,7%

6,2%

Бразилия

номинал
(млн. дол.)

602207

509797

459379

506784

603994

796284


номин. рост

12,2%

-15,3%

-9,9%

10,3%

19,2%

31,8%

к ВВП США

6,1%

5,0%

4,4%

4,6%

5,2%

6,4%

США

номинал
(млн. дол.)

9817000

10128000

10469600

10971200

11667500



12450000

номин. рост

5,9%

3,2%

3,4%

4,8%

6,3%

6,7%


Рисунок 7. Страны - производители стали, цветных металлов,

химической продукции
Крупнейшие страны - производители стали в 2005 году
Рисунок не приводится.
Доля России в мировом производстве цветных металлов

в 2005 году (алюминий, %)
Рисунок не приводится.
Мировое производство химической продукции, 2005 год

(млрд. дол.)
Рисунок не приводится.
Глава 1.2.4. ПОВЫШЕНИЕ ОТКРЫТОСТИ РЫНКА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ
Открытость российской экономики последовательно нарастает. Важным событием в этом отношении станет вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) (ожидается в течение 2008 года). Его последствиями эксперты чаще всего называют: приближение цен естественных монополий Российской Федерации к мировым; усиление борьбы с контрафактными товарами; некоторое понижение ввозных таможенных пошлин на отдельные товары, не производимые в Российской Федерации; расширение возможностей работы в стране иностранных банков и финансовых организаций и проч. Речь идет о снятии институциональных барьеров для внешнеторговых связей.

Эксперты Всемирного банка оценивают выгоды макроэкономики и населения страны от вступления во Всемирную торговую организацию приблизительно в 19 млрд. дол., а в долгосрочном плане улучшение инвестиционного климата должно привести к увеличению доходов в сумме на 64 млрд. дол., хотя в переходный период часть отраслей и домохозяйств может оказаться в проигрыше. Наибольшие выгоды от вступления во ВТО смогут извлечь экспортно-ориентированные отрасли (сектора обрабатывающей промышленности, ориентированные на экспорт, металлургия, химия). Сложности будет испытывать обрабатывающая промышленность в защищенных и ориентированных преимущественно на внутренний рынок секторах (пищевая, легкая промышленность; производство отдельных видов строительных материалов, техники и оборудования). В российской сфере бизнес-услуг произойдет значительное увеличение объемов ПИИ и числа действующих иностранных компаний. Общий уровень занятости не изменится, хотя возможны отраслевые и региональные перетоки рабочей силы.

Кроме того, повышение открытости российского рынка выражается во включении РФ и ее регионов в зону действия глобальных торговых систем, действующих как в розничном ритейле, так и в торговле продукцией производственно-технического назначения, например, в оптовом рынке металлопродукции (так называемом рынке металлотрейдеров, или вторичном рынке металлов). Рост значения логистических и транспортных систем.

Одним из важнейших следствий повышения открытости российского рынка является выравнивание внутренних цен на сырьевые товары и продукты их первичных переделов внутри страны и на мировых рынках, а также рост тарифов на транспортные услуги и энергоснабжение. Цены в Российской Федерации на сырье и продукты его первичной переработки фактически уже вышли на мировой уровень, а по некоторым позициям его даже превышают. В настоящий момент сокращается разрыв даже в ценах на лес и продукцию деревообработки (за счет роста транспортных и энергетических тарифов, а также роста иных затрат). У российских лесных ресурсов появляются реальные конкуренты, особенно в поставках сырья для целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности.

В ближайшее время следует ожидать внедрения в РФ международных норм разработки основных сырьевых ресурсов, в том числе ужесточения экологических требований, повышения в Российской Федерации эффективности действия Киотского протокола (нормативная база, необходимая для запуска экономических механизмов в рамках Киотского протокола, будет принята в РФ до конца 2007 года).

С одной стороны, это создает условия для расширения рынков, открывает новые возможности для борьбы с торговой дискриминацией российских товаров на зарубежных рынках, роста выручки поставщиков сырья Кемеровской области. С другой стороны, учитывая высокую материалоемкость и энергоемкость базового сектора экономики региона, усиливает конкуренцию для российских, в том числе региональных, производителей, причем не только высокотехнологичной продукции, но и массовой продукции первичных переделов.
Глава 1.2.5. КОРПОРАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ, К КОТОРЫМ

ОТНОСЯТСЯ БАЗОВЫЕ СЕКТОРЫ ЭКОНОМИКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Корпоративное развитие отраслей российской экономики, к которым принадлежат предприятия базового сектора экономики Кемеровской области, в настоящий момент определяется тремя основными трендами:

1. Консолидацией активов, ростом масштабов корпораций (в первую очередь в нефтегазовом комплексе, металлургии, угольной промышленности и химии).

2. Постепенным преобразованием крупнейших российских химических и металлургических компаний в мультинациональные в условиях усиливающегося проникновения в РФ зарубежных транснациональных корпораций.

3. Реструктуризацией бизнес-процессов, выделением непрофильных активов, развитием секторов экономики сервиса и технологического обеспечения основных производств в добыче и первичной переработке сырья, освоением новых систем управления и переходом к мировым стандартам управления, в том числе качеством и технологическими процессами. Этот процесс будет подталкиваться не только ростом конкуренции на рынках, но и необходимостью приведения управления и корпоративной политики крупнейших российских компаний в соответствие с международными стандартами. Последнее тесно связано с выходом данных компаний со своими ценными бумагами на мировой фондовый рынок. Таким образом, следует ожидать новой волны выделения российскими корпорациями непрофильных активов, упорядочения инвестиционной политики, внедрения новых инструментов управления. Речь идет не только о нефте-, газодобывающих компаниях и металлургах, приступивших к реструктуризации активов и уже активно проводящих размещение ценных бумаг (прежде всего IPO) на фондовых рынках, но и энергетиках, а начиная с 2006 - 2007 годов - химиках и даже угольщиках.

Для Кемеровской области консолидация активов в базовом секторе экономики, реструктуризация бизнес-процессов в крупных корпорациях, с одной стороны, создает возможность появления крупных игроков, способных реализовывать масштабные инвестиционные проекты и обладающих устойчивостью к рыночным колебаниям цен, с другой стороны, снижает потенциал влияния органов региональной и муниципальной власти на крупные компании. В частности, область уже страдает от того, что крупные компании реализуют свою продукцию, произведенную в регионе, по трансфертным ценам, проводя сделки по справедливой рыночной цене через торговые компании за пределами области. По оценкам Администрации области, за счет использования трансфертных цен и толлинга объем экономии крупнейших компаний на уплате налога на прибыль в бюджет региона может достигать 3 - 4 млрд. руб. в год.
Глава 1.2.6. РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Изменение в системе государственного управления Российской Федерации, включая формирование новой региональной политики, прежде всего выражается в:

1. Реформировании системы стратегического управления развитием регионов, повышении его целевой ориентированности (переход к "программному бюджету", результативное управление), изменении примерно распределения средств в фонде регионального развития (ФРР), расширении инструментов федерального управления региональным развитием, имеющих грантовый характер и в качестве условия предоставления средств и создания правовых и налоговых преференций ставящих наличие стратегических документов (стратегий социально-экономического развития регионов, документов территориального планирования и проч.) - долгосрочное финансирование инвестиционных проектов, создание специализированных технопарков, особых экономических зон, концессионных соглашений и т.п.

2. Перестройке процедур администрирования процессов государственного управления - переход к результативному управлению. В том числе: регламентация и стандартизация государственных и бюджетных услуг; расширение возможности конкурсного их представления, включая передачу на выполнение небюджетными организациями; повышение эффективности бюджетных расходов и расширение самостоятельности распорядителей бюджетных средств.

3. Выделении в качестве новых приоритетов государственной политики в сфере экономики стимулирования инвестиций и экономической активности в обрабатывающем секторе экономики и в особенности в инновационном секторе. В том числе за счет изменений налоговых правил (ускоренная амортизация основных фондов, налоговые льготы для инновационных компаний), увеличения государственного финансирования науки и НИР, субсидирования кредитов для экспортеров, тарифных льгот для импорта современного оборудования, создания государственного банка развития, государственной поддержки программ обучения, создания различных особых экономических зон с несырьевой производственной специализацией, организации венчурных фондов с государственной поддержкой и специальных программ развития для отдельных секторов экономики (атомной энергетики, авиапрома и проч.).

4. Реформе бюджетного процесса и приведении функционирования бюджетной системы в соответствие с механизмом стратегически ориентированного результативного управления: обеспечение сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации; повышение результативности бюджетных расходов, строгий отбор принимаемых обязательств; разработка годового бюджета в строгой увязке с показателями среднесрочного финансового планирования (бюджеты всех уровней начиная с 2008 финансового года будут формироваться и исполняться в соответствии с общепризнанными в мировой практике принципами, стандартами и процедурами); повышение роли среднесрочного финансового планирования, в том числе переход к формированию и утверждению федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 3 года (в режиме "скользящей трехлетки"); выделение расходных обязательств и бюджетных ассигнований разных видов, в том числе приведение примерно финансирования долгосрочных целевых программ и бюджетных инвестиций в соответствие с едиными принципами и процедурами; введение в бюджетный процесс обоснований бюджетных ассигнований и государственных (муниципальных) заданий, задающих конкретные, измеримые результаты использования бюджетных средств; расширение возможностей органов власти разных уровней в рамках единых принципов и установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации общих позиций по формированию классификации расходов бюджетов и, следовательно, определению формата составления и утверждения соответствующих бюджетов; создание стимулов для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по снижению дотационности соответствующих бюджетов; обеспечение самостоятельности и ответственности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджета; создание условий для реструктуризации бюджетной сети и введения новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг; уточнение вопросов регулирования государственного (муниципального) долга, заимствований и гарантий.

Качество государственного управления в субъекте Российской Федерации, степень соответствия бюджетных процедур и административных регламентов федеральным требованиям становятся важнейшим условием получения федеральной поддержки региона и элементов оценки качества бизнес-среды. Данные факторы учитываются как важнейшие параметры инвестиционного климата, влияющие на приток капиталовложений в регион.
Глава 1.2.7. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
Кемеровская область, в которой базовыми секторами экономики выступают угледобыча, черная металлургия, энергетика и химия, использующая в качестве сырья уголь, в большей степени, чем другие регионы, зависит от государственного регулирования. К тому же экспортная специализация экономики Кузнецкого бассейна делает ее зависимой от таможенно-тарифной политики и политики государственной поддержки экспорта.

К числу государственных решений, которые могут в долгосрочной перспективе оказать наибольшее влияние на Кемеровскую область, относятся:

1. Либерализация рынка электроэнергии и газа, снижение объемов государственного регулирования цен на данных рынках. Уже приняты правительственные решения о постепенной либерализации рынка электроэнергии, и в 2007 году его значительная часть (10%) должна стать нерегулируемой. По прогнозам Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в 2008 году электроэнергия подорожает для населения на 14%, в 2009 году - на 15%, в 2010-м - на 18%. В течение четырех лет цены на газ на внутреннем рынке также будут повышаться до уровня равновесной цены к экспортным ценам на газ.

2. Тарифная политика на железнодорожном транспорте. По оценке экспертов НП "Горнопромышленники России", в среднем по стране издержки транспорта занимают в конечной цене угля более 27%, поставки на расстояние свыше 1200 км при сложившемся уровне цен делают перевозки угля малорентабельными. Именно тарифная политика на железнодорожном транспорте определяет распределение экспортных грузов между портами и железнодорожными пограничными переходами, распределение перевозок между разными грузоперевозчиками, а также распределение рынков между производителями - выделяются расстояния эффективных поставок.

3. Реализация инвестиционных программ, поддерживаемых государством, в инфраструктурных отраслях - на энергетическом и транспортном рынках.

следующая страница >>