Закон «О национальной платежной системе» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Закон «О национальной платежной системе» - страница №1/1

Исх. № НПС-01/1-301 от 23.07.2013

Председателю Комитета Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации по финансовому рынку

Бурыкиной Н.В.
О необходимости внесения

изменений в Федеральный закон

«О национальной платежной системе»

Уважаемая Наталья Викторовна!

Некоммерческое партнерство «Национальный платежный совет» (НП «НПС») принимает активное участие в совершенствовании нормативных правовых актов, регулирующих деятельность участников национальной платежной системы.

Самой серьезной на сегодня проблемой в сфере правового регулирования, по общему мнению участников национальной платежной системы, является реализация модели взаимного уведомления участников перевода денежных средств, предусмотренной статьей 9 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон № 161-ФЗ) в редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г., и решение связанных с ней вопросов ответственности клиента и оператора по переводу денежных средств.

Так, в соответствии с частью 11 статьи 9 Закона № 161-ФЗ клиент обязан в течение одного дня уведомить оператора по приему платежей об утрате электронного средства платежа (далее – ЭСП) и (или) его использовании без согласия клиента, а при ненаправлении такого уведомления лишается права на возмещение суммы операции, совершенной без его согласия.

В свою очередь, в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона № 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием ЭСП путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом. В случае неуведомления клиента оператор по переводу денежных средств несет ответственность в размере суммы операции, о которой клиент не был уведомлен.

Частью 15 статьи 9 Закона № 161-ФЗ (также вступающей в силу с 1 января 2014 г.) предусмотрено, что в случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента – физического лица о совершении операции в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона № 161-ФЗ, и клиент – физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 статьи 9 Закона № 161-ФЗ, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования ЭСП, что повлекло совершение операции без согласия клиента – физического лица.

Применение указанных норм крайне осложняется тем, что ни один из существующих способов доставки сообщений (почтовым отправлением, SMS–сообщением, сообщением по электронной почте) не дает заинтересованной стороне возможности достоверно доказать ни содержание направленного уведомления, ни даже сам факт его направления. Это неизбежно породит многочисленные судебные споры и вызовет обоснованное недовольство клиентов, объективно не способных исполнить требования закона для обеспечения своих прав.

Кроме того, действующая редакция нормы статьи 9 Закона № 161-ФЗ вообще не регулирует широко используемый банками способ информирования клиентов путем размещения информации в «личном кабинете» клиента на сайте банка в сети Интернет.

Учитывая несовершенство существующих средств коммуникации между банками и их клиентами, а также очевидные сложности в сборе доказательств по фактам совершения несанкционированных операций, нормы частей 4 и 15 Закона № 161-ФЗ, направленные на минимизацию рисков клиентов – физических лиц, связанных с использованием ЭСП, создают благоприятные условия для использования ЭСП в мошеннических целях как самими недобросовестными клиентами, так и третьими лицами – мошенниками.

Кроме того, реализация предусмотренного статьей 9 Закона № 161-ФЗ режима возмещения клиентам сумм оспоренных операций, потребует проведения в кредитных организациях значительной формализации технологических процессов, связанных с рассмотрением заявлений клиентов, что приведет к увеличению действующих сроков их рассмотрения и увеличению числа отказов в предоставлении возмещения.

В подобной ситуации даже добросовестные граждане в целях получения возмещения будут вынуждены общаться в судебные органы, что спровоцирует значительное увеличение числа судебных споров и, как следствие, приведет к непроизводительной дополнительной нагрузке на суды общей юрисдикции и росту недовольства клиентов.

В целях осуществления контроля указанных рисков у кредитных организаций также возникнет необходимость пересмотра в сторону существенного понижения лимитов совершаемых операций с использованием ЭСП, что резко снизит привлекательность их использования и в перспективе повлечет снижение доли безналичных расчетов, что, в свою очередь, деструктивно скажется на развитии национальной платежной системы и прямо противоречит государственной политике, заявленной в пункте 2 части III «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года», в части максимального расширения безналичного оборота.

Таким образом, неопределенность сроков реализации прав и обязанностей сторон по договору об использовании ЭСП, неясность порядка взаимного информирования клиентов и операторов по переводу денежных средств, отсутствие регламентации процедуры рассмотрения споров, связанных с использованием ЭСП, а также ряд технических недостатков статьи 9 Закона № 161-ФЗ в целом не позволяют обеспечить эффективную защиту прав клиентов – физических лиц. Более того, в условиях отсутствия действенных механизмов предотвращения возврата денежных средств недобросовестным клиентам нормы статьи 9 Закона № 161-ФЗ создают угрозу стабильности национальной платежной системы.

В целях повышения правовой защищенности добросовестных участников правоотношений по переводу денежных средств, прежде всего клиентов – физических лиц, предупреждения мошеннических действий при осуществлении платежей, защиты имущественных интересов вкладчиков и кредиторов банков от недобросовестных действий по оспариванию списания денежных средств и недопущения возникновения системных рисков в деятельности операторов по переводу денежных средств НП «НПС» совместно с крупнейшими участниками национальной платежной системы разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе»» (далее – Законопроект) (прилагается), учитывающий лучшие отечественные практики по обеспечению прав клиентов и подходы, используемые в зарубежной практике правового регулирования.

В Законопроекте предлагается упростить порядок взаимного информирования сторонами друг друга, одновременно исключив применение санкций за несвоевременное направление соответствующей информации. При этом Законопроект сохраняет обязанность оператора информировать клиента о каждой совершенной операции с использованием ЭСП способом, согласованным сторонами в договоре. Клиент также сохраняет обязанность уведомить оператора о ставших ему известными фактах утраты или несанкционированного использования ЭСП, однако ненаправление такого уведомления в соответствии с Законопроектом теперь не будет лишать клиента права предъявления к оператору по переводу денежных средств требования о возмещении суммы операции, совершенной без согласия клиента.

Кроме того, Законопроектом предусматривается уточнение отдельных положений Закона № 161-ФЗ, направленное на устранение правовой неопределенности и обеспечение эффективной защиты прав участников платежных правоотношений.

Учитывая изложенное, НП «НПС» просит Вас поддержать инициативу участников национальной платежной системы и рассмотреть возможность внесения Законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы.

Приложение: проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе»» на 6 л.



Президент А.В. Емелин

Исп. Н.В.Крючкова, (499) 678-25-62