Заключение 7 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Перечень документов для представления в диссертационный совет Заключение... 1 31.31kb.
Медицинское заключение или заключение о состоянии здоровья 1 37.81kb.
Основная часть 5 Заключение 12 1 128.11kb.
Реактивное движение 1 104.77kb.
Книга под запретом событие последнего месяца: «Санитарно-эпидемиологическое... 1 56.73kb.
В. золотых ``заключение под стражу по решению суда`` Обобщение практики... 1 118.47kb.
«валетек продимпэкс» 1 121.09kb.
Реактивное движение. Межконтинентальная баллистическая ракета. 1 64.9kb.
Обвинительное заключение 1 95.17kb.
Заключение о результатах публичных слушаний Приморский район Санкт-Петербурга... 1 128.98kb.
Заключение о праве на получение специального образования 1 46.74kb.
Конкурс проектных и исследовательских работ «Горизонты открытий» 1 142.97kb.
Литература XX века. Краткая хроника жизни и творчества М. А. 1 23.6kb.
- 4 1234.94kb.
Заключение 7 - страница №1/1



Актуальность бюрократизма в России. Важность получения паспорта господином Шариковым в произведении Булгакова « Собачье сердце».

Содержание




Введение 3

1. 3


Заключение 7

Список использованных источников 8





Введение



Актуальность темы исследования. После октябрьской революции советская сатира была направлена на борьбу с классовым врагом, с бюрократизмом, с капиталистическими пережитками в сознании людей.

Сатирики обличали бюрократов, подменяющих суть дела бумажками, пророчески увидели страшную опасность уравниловки, создающей почву для безынициативности, социальной пассивности - всего того, о чем говорим и в настоящее время.

Особое место принадлежит Михаилу Афанасьевичу Булгакову. Его произведения до сих пор пользуются вниманием у читателей. В его творчестве нашли отражение самые разные жанры: фельетон и небольшой рассказ, повесть с острой фабулой и широким использованием элементов фантастики.

Успешно продолжая, развивая и углубляя гоголевские традиции в решении темы «маленького» человека, в иных исторических условиях правдиво показал нового Башмачкина, задавленного бюрократической машиной тоталитарного общества.

Булгаков был ярым поборником общечеловеческих ценностей, певцом подлинного искусства, которое невозможно запретить или уничтожить.

1.



После перестройки в течение двух лет впервые на родине Михаила Афанасьевича Булгакова были опубликованы пьеса "Адам и Ева", повесть "Собачье сердце", письма писателя, черновые варианты его произведений, воспоминания современников. Было наконец-то много переизданий, в том числе увидели свет после семидесятилетнего перерыва сатирические произведения художника, выходившие только один раз, в 20-е годы. 
Наибольший интерес у читателей вызвала сатирическая повесть "Собачье сердце", своей популярностью отвергая упреки в ее несовременности, излишней привязанности к "злобе дня", к эпохе 20-х годов. Повесть не только обогащает наши представления о литературном процессе того времени, в которое она была написана, но и побуждает задуматься над проблемами современной действительности. Ее острую актуальность, пожалуй, наиболее ярко иллюстрирует ситуация пятнадцатилетней давности, когда много раз приходилось слышать: "Поймите, "Собачье сердце" у нас никогда не будет напечатано". 
Булгаков преподносит нам урок смелости, мудрости, предупреждения об опасности философии насилия. Писатель, как известно, был сторонником эволюционного развития человеческого общества, видя аналогом этого процесса общий закон природы. В отличие от Платонова, Замятина, Пильняка художник не испытывал восторга перед Октябрьской революцией. Его осмысление этого события явно не совпадало с общей идеологической тенденцией. Он увидел издержки революционного движения значительно раньше собратьев по перу. Сущность писательской концепции сводилась к неприятию насилия над природой, человеком, историей. Отвергая принципы так называемого революционного гуманизма, Булгаков ставил себя в оппозицию по отношению к официальной идеологии. Художественный идеал писателя вмещал в себя представления о высоконравственной личности, существующей вне социальных законов конкретной эпохи. 
Творческие принципы Булгакова вызывали негативное к нему отношение современников, его писательская судьба складывалась труднее, чем у остальных "возвращаемых" художников, которые имели возможность публиковаться в те или иные периоды своей жизни. Булгакова почти не печатали, а напечатанное подвергалось жестокой критике. Особо сильные нападки вызывали сатирические повести писателя, в которых "литературоведы" увидели лишь злость и ненависть к существующему строю. 
Критический пафос был органичен для Булгакова. Он очень рано обратился к сатире, увлеченно работал над созданием сатирических рассказов и повестей ("Дом № 13", "Похождения Чичикова", "Дьяволиада", "Роковые яйца", "Собачье сердце"), писал комедии ("Зойкина квартира", "Багровый остров", "Иван Васильевич"), создал "Театральный роман". Обращению к сатире во многом способствовал и журналистский опыт в газетах "Накануне" и "Гудок", где Булгаков напечатал множество фельетонов, очерков, зарисовок. Немаловажную роль в становлении мастерства Булгакова играл и повышенный интерес писателей к сатирическим жанрам в 20-е годы. Однако немногое из написанного в этот период вошло в обиход советского читателя. 
М. Булгаков был не одинок в своих художнических поисках. Многие темы и мотивы произведений писателя присутствуют в творчестве его современников. Можно указать на распространенность в литературе 20-х годов "сюжетной схемы, связанной с показом опасностей, грозящих России". Эта сюжетная схема составляет основу трех булгаковских сатирических повестей: "Дьяволиада", "Роковые яйца", "Собачье сердце". В этих повестях вскрываются противоречия послереволюционной эпохи, подвергаются осмеянию опасные общественные пороки — невежество, бескультурье, бюрократизм. Пафос сатирика направлен на разоблачение недостатков общественной организации, могущих в перспективе дать варианты, описанные в этих повестях.
Полиграф Полиграфович находит себе верного союз-

ника в лице Швондера, местного председателя домкома,

который поддерживает его социальный статус в обществе,

вооружает основами новой идеологии. По элементарной

логике Шарикову как глубоко невежественному человеко-

образному существу следовало бы начать элементарное

возрождение к основам жизни посредством приобщения к

начальной грамотности. Однако «духовный пастырь»

Швондер обеспечивает Шарикова серьезной философской

литературой, предоставляет как материал для изучения и

духовного возрождения переписку Энгельса с Каутским.

Но звероподобное существо ничего не способно по-

нять и воспринять. Шариков отвергает все книги, всех ав-

торов: «А то пишут, пишут … Конгресс, немцы какие-

то…». Выводы его строптивы и примитивны: «Надо всё

поделить». Так вырабатывается психология «нового» че-

ловека, с особой сатирической остротой раскрытая авто-

ром в образе новоявленного недоросля.

С первых шагов обретения самостоятельности Шари-

ков чувствует свое преимущество перед профессором и

другими жильцами дома. Ведь он – «трудовой элемент».

Получив удостоверение личности, он обретает некий соци-

альный статус (Булгаков в данном случае не без едкой

иронии пишет, что при советской власти «документ – это

самая важная вещь на свете»). Формальная прописка, лов-

ко состряпанная Швондером, незамедлительно уравнивает

в социальных правах известного ученого и новоявленного

«представителя пролетариата». И Шариков теперь с пре-

зрением взирает на «сорок пар штанов», на стол, застав-

ленный винами, и осуждает профессора за жилплощадь в

семь комнат. Со временем Шариков инстинктивно осозна-

ет главное кредо новых хозяев жизни: грабить, воровать,

калечить и портить буржуйское, а не пролетарское добро,

растаскивать все ранее созданное и т.д.

«Звездным часом» для Шарикова становится его

«служба», когда он, исчезнув из дома, неожиданно пред-

стает перед изумленным профессором «в кожаной куртке с

чужого плеча, в кожаных же потертых штанах и высоких

английских сапожках». Заведующий отделом чистки горо-

да от бродячих животных начинает свою неприглядную

деятельность. Перед нами предстает теперь городской чи-

новник из вполне реальной жизни, а не из вымышленной

фантастической ситуации. Ему доверено дело, охраняемое

и оберегаемое властями. Ведь именно председатель дом-

кома Швондер, ответственное и представительное лицо,

устраивает Шарикова на работу.

Шарикову, состряпавшему, в конечном итоге, донос

на Преображенского, совершенно чужды такие нравствен-

ные понятия, как стыд, совесть и мораль. Отсутствие их

вполне компенсируется у этого «нового» человека подло-

стью, ненавистью и злобой. Однако создатель «гомункулу-

са» все же пытается переделать звероподобное существо в

нормального члена общества. Он с гордостью, быть может,

несколько наивной, надеется на эволюцию, на постепенное

усовершенствование шариковых. Признав свою изначаль-

ную позицию ошибочной, профессор пытается методом от

противного перевоспитать Шарикова. Но все это оказыва-

ется тщетным. Человекоподобному существу с собачьими

повадками и дурной наследственностью от алкоголика и

рецидивиста невозможно стать нормальным человеком.

Когда злостные обыватели, бюрократы и демагоги

натравливают на Преображенского его же собственное ла-

бораторное создание, хирург оказывается в крайне тяже-

лом положении. Ассистент профессора доктор Борменталь

в бешенстве от выходок Шарикова. По его мнению, с по-

добными типами надо расправляться насильственными ме-

тодами. Он даже сам готов проучить Шарикова. Однако

профессор, как честный и порядочный человек, представи-

тель гуманной «народолюбивой русской интеллигенции»

2

,



не может допустить этого. Он говорит доктору Бормента-

лю: «На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми

руками» (с.195).

Профессор Преображенский как будто выходит из

данной ситуации, в какой-то мере спасая свою профессио-

нальную честь. Возвращение Шарикова в облик пса хоть и

говорит о крахе великого открытия, тем не менее, подни-

мает Преображенского в глазах людей умением найти

мудрый выход из создавшейся ситуации.

К середине 20-х годов Булгаков прозорливо ощутил

возможность прихода к власти подобных шариковых, мел-

ких и ничтожных людей, лишенных нравственных ценно-

стей. Повесть была очень актуальной, поэтому не случай-

но, что в то время она не увидела света.


Заключение


М.Булгаков обладал многогранным талантом и прозаика, и драматурга. Он вошел в историю русской литературы как автор многих рассказов, повестей, романов, комедий и драм. И характерно, что во всех этих жанрах давал о себе знать очень яркий и самобытный талант Булгакова-сатирика. Уже в его ранней прозе обличаются такие отрицательные явления, как мещанство, приспособленчество, бюрократизм. В более зрелые годы творчества сатирический талант писателя приобретает большую идейную и художественную зрелость. Наблюдательный и чуткий художник все больше обращает внимание на те отрицательные тенденции, которые давали о себе знать в господствующей бюрократической системе тоталитарного общества.


Список использованных источников





  1. Данилов В.П. Актуальность исследования советской бюрократии как нового класса. Институт российской истории РАН. Интерцентр. С.10

  2. Садыхова Севиндж Азиз гызы. Творчество М.Булгакова – сатирика. Монография. Баку: «Адильоглу», 2007, 132 с.

  3. Студент и наука– 2009 : материалы региональной научно-практической конференции студентов 15 – 17 апреля 2009 г. / под общ. ред. З.М. Уметбаева, О.Е. Масленниковой. – Магнитогорск : МаГУ, 2009. – 380 с.

  4. Сахаров В., Не скучно читать…// Булгаков М., Собачье сердце. Повести и рассказы.- М, 1990, - 431 с.

  5. Боборыкин В.Г. М.Булгаков (К творческой биографии писателя) // Литература в школе, 1991, № 1. – С. 52-65.

  6. Булгаков М.А. Избранные произведения в двух томах.– Минск: Мастац. литература, 1990. – Т. 1. – 764 с. Т. 2. – 541 с.

  7. Воспоминания о М.Булгакове. – М., Сов. писатель, 1988. – 528 с.

  8. В уголках булгаковских архивов… (К изучению творчества М.Булгакова) // Современная драматургия, 1992, № 3, 4. – С. 248-253.

  9. Вулис А. Сатира М.Булгакова // Булгаков М. Сатирическая проза. – Ташкент, 1990. – С. 640-652.

  10. Кубарева А. М.Булгаков и его критики // Молодая

  11. гвардия, 1988, № 5. – С. 246-259.

  12. 46. Кузьмин Е. Мастер и мир (О творческом наследии

  13. М.А.Булгакова) // Перспективы, 1991, № 5. – С. 13-20.

  14. 47. Кулешова В.Д. Заметки о творческом и нетворче-

  15. ском контекстах: На материале произведений М.Булгакова

  16. // Филологический сборник (Казанский университет им.

  17. Кирова), 1974. – Выпуск 13-14. – С. 235-245.

  18. 48. Лакшин В. Мир М.Булгакова // Литературное обозрение, 1989, № 10. – С. 10-19; № 11. – С. 17-27.

  19. Соколов Б.В. М.Булгаков (100 лет со дня рождения). – М., Знание, 1991. – 62 с

  20. Фуссо С. «Собачье сердце» – неуспех превращения

  21. (О проблематике повести «Собачье сердце» М.Булгакова) // Литературное обозрение, 1991, № 5. – С. 29-34.

  22. Шаргородский С. Собачье сердце или чудовищная история (О судьбе повести М.Булгакова) // Литературное обозрение, 1991, № 5. – С. 87-92.

  23. Гарбузенко Я. Опасно – Шариковы! // Народное образование, 1989, № 6. – С. 147-148.

  24. Гудкова В. Истоки: Критические дискуссии по поводу творчества М.А.Булгакова: от 1920-х к 1980-м // Литературное обозрение, 1991, № 5. – С. 3-11.