Задания и ответы для проведения второго (очного) этапа олимпиады школьников «первый шаг в науку» по русскому языку в 2012/2013 учебн - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Задания и ответы для проведения отборочного (заочного) этапа олимпиады... 1 281.03kb.
Результаты I этапа олимпиады школьников по русскому языку в Брянском... 1 162.3kb.
Об итогах проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады... 1 198.13kb.
Отчет по итогам школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады... 1 92.21kb.
Состав предметных жюри окружного этапа всероссийской олимпиады школьников... 2 360.33kb.
Отчет о проведении школьного этапа 1 87.36kb.
С 15 ноября по 6 декабря 2012 года проходил второй (муниципальный) 1 100.17kb.
Участники регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников... 1 42.54kb.
Cроки проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников... 2 776.73kb.
График проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников... 1 119.44kb.
Результаты победителей и призеров школьного этапа всероссийской олимпиады... 1 61.95kb.
Дымы над городом седые, Свистят и пули и шрапнель 1 112.84kb.
- 4 1234.94kb.
Задания и ответы для проведения второго (очного) этапа олимпиады школьников «первый - страница №3/3

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЧНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ «ПЕРВЫЙ ШАГ В НАУКУ» ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 2013/2014 УЧЕБНОМ ГОДУ

для учащихся 10-х классов



Вопрос № 1

Участники должны продемонстрировать знание современной орфографии.
Вопрос:

В 1956 году была проведена реформа орфографии и пунктуации. Ниже приведены фрагменты из книги, изданной в 1949 году. Найдите и исправьте написания, не соответствующие современным правилам орфографии.

  1. Я помнила, что у меня десять двоек за диктант, но не могла сказать напамять, у кого из ребят какие ошибки.

  2. Не напишет «пирчатка» тот, кто знает, что корень этого слова «перст», то-есть палец.

  3. Подконец он безнадежно запутывался и умолкал, беспомощно глядя на меня.

  4. Был мой ход – он, повидимому, решал судьбу партии: вслед за слоном я могла заставить Толю пожертвовать ладьей, и тогда…

  5. И надо выправить во-время, а то ведь все эти колючки и углы отвердеют, оформятся окончательно – вырастет человек плохим товарищем, плохим работником…

  6. И вдруг все эти ребята – черноглазые и голубоглазые, смуглые, светловолосые, веснущатые, – все стали на одно лицо, и уже только одно отличало их: четверочник, троечник, двоечник, отличник…

  7. Утро настает, а тебе итти некуда, и такая пустота – куда деваться, все из рук валится…

  8. А теперь черепашьего панцыря, о котором когда-то так метко сказала Анна Ивановна, больше не было.

  9. Нехорошо, если человек становится втупик перед сломанной табуреткой или перегоревшими проводами.

  10. Яркоголубое майское небо померкло, стало бледносиреневым, затем густосиним.


Ответ:

  1. на память;

  2. то есть;

  3. под конец;

  4. по-видимому;

  5. вовремя;

  6. веснушчатые;

  7. идти;

  8. панциря;

  9. в тупик;

  10. ярко-голубое, бледно-сиреневым, густо-синим.


Оценка:

За каждое исправленное предложение – по 1 баллу. Всего 10 баллов.


Вопрос № 2

Участники должны продемонстрировать знание фразеологической системы русского языка.
Вопрос:

Объясните значение устойчивых выражений.

  1. Альфа и омега

  2. Глас вопиющего в пустыне

  3. Златой телец

  4. Соль земли

  5. Земля обетованная



Ответ:

  1. Альфа и омега (чего). Основа всего, самое главное, начало и конец (альфа и омега – первая и последняя буквы греческого алфавита).

  2. Глас вопиющего в пустыне. Это выражение из Библии употребляется в значении «напрасный призыв к чему-нибудь, остающийся без внимания, без ответа».

  3. Златой телец. Выражение употребляется в значении «золото, богатство, власть золота, денег», связано с библейским рассказом о тельце, сделанном из золота, которому евреи поклонялись, как богу.

  4. Соль земли. Употребляется в значении «наиболее активная, творческая сила народа».

  5. Земля обетованная. Страна, в которую, по библейскому сказанию, бог привел евреев из Египта, в силу своего обещания (территория современного Израиля). Место, куда кто-либо страстно мечтает и стремится попасть.


Оценка:

За каждый правильный ответ – по 0,5 балла за объяснение значения и по 0,5 балла за примеры употребления или ссылку на источник. Всего 5 баллов.


Вопрос № 3

Участники должны показать знание иноязычной лексики.
Вопрос:

Подберите синонимы к словам или объясните их значение.

Апатия


Виртуоз

Импозантный

Консистенция

Маринист


Пацифизм

Реноме


Филигранный

Химерический

Экипировать
Ответ:

Апатия – безразличие, безучастность, равнодушие.

Виртуоз – артист, в совершенстве владеющий техникой своего искусства (обычно о музыкантах); тот, кто достиг высшего мастерства в чём-либо, в совершенстве овладел техникой какого-либо дела. Импозантный – видный, представительный, производящий впечатление.

Консистенция – густота, степень плотности вещества.

Маринист – художник, рисующий море, морские пейзажи, марины. Пацифизм – осуждение, неприятие войны; миротворчество.

Реноме – сложившееся в обществе мнение о ком-либо, репутация.

Филигранный – исполненный в технике филиграни, с филигранью; выполняемый, с большим мастерством, тщательно и искусно, с вниманием к тонким деталям.

Химерический – связанный, соотносящийся по значению с существительным химера; неосуществимый, несбыточный, нереальный;, фантастический.

Экипировать – снабжать (снабдить) необходимым снаряжением, обмундированием, вещевым довольствием; снаряжать (снарядить).
Оценка:

За каждый правильный ответ – по 0,5 балла за объяснение значения и по 0,5 балла за примеры употребления. Всего 10 баллов.




Задание № 4

Участники должны определить морфемный состав слов.
Вопрос:

Проанализируйте морфемный состав следующих слов. Покажите графически, чем является -инк- в каждом из них.

Бисеринка, грудинка, заминка , картинка, кровинка, кувшинка, начинка, серединка, тартинка, чаинка.



Ответ:

Бисеринка: -ин- и -к- – суффиксы.

Грудинка: -ин- и -к- – суффиксы.

Заминка: -ин- входит в корень + суффикс -к-.

Картинка: -ин- входит в корень + суффикс -к-.

Кровинка: -инк- суффикс.

Кувшинка: -инк- входит в корень.

Начинка: -ин- входит в корень + суффикс -к-.

Серединка: -ин- и -к- – суффиксы.

Тартинка: -инк- входит в состав корня.

Чаинка: -инк- суффикс.
Оценка: За каждый правильный ответ – по 1 баллу. Всего 10 баллов.
Вопрос № 5

Участники должны показать знание словообразования.
Вопрос:

Составьте словообразовательные цепочки для данных слов.

Безбоязненно

Осмотрительность

По-птичьи

Раскол


Сортировочный
Ответ:

Безбоязнено ← безбоязненный ← боязнь ← бояться

Осмотрительность ← осмотрительный ← осмотреть ← смотреть

По-птичьи ← птичий ← птица

Раскол ← расколоть ← колоть

Сортировочный ← сортировка ← сортировать ← сорт


Оценка:

За каждый правильный ответ – по 1 баллу. За каждую ошибку в цепочке – минус 0,5 балла.

Всего 5 баллов.
Вопрос № 6

Участники должны продемонстрировать знание морфологии и грамматических форм.
Вопрос:

Из приведенных ниже слов выпишите слова: а) с нулевым окончанием; б) не имеющие окончаний.

Боролся, весь, вороний, впустую, двадцать, замечая, могуч, пальто, сильнее, сколько, планетарий

Ответ:

а) боролся, весь, вороний, двадцать, могуч, планетарий;

б) впустую, замечая, пальто, сильнее.

Слово «сколько» не входит ни в одну из групп.


Оценка: За каждое правильное слово – по 1 баллу. Всего 10 баллов.

Вопрос № 7

Участники должны показать навыки формообразования.
Вопрос:

Образуйте форму родительного падежа множественного числа данных ниже слов. Проставьте ударение

Блюдце, гостья, доля, окорок, простыня, ружье, румын, туфля, шило, ясли.
Ответ:

БлЮдец, гОстий, долЕй, окорокОв, простЫнь и простынЕй, рУжей, румЫн, тУфель, шИльев, Яслей.


Оценка:

За каждую правильную форму – по 0,5 балла, за каждое правильное ударение – по 0,5 балла.

Всего 10 баллов.
Вопрос № 8

Участники должны показать умение разбирать предложения.
Вопрос:

Обозначьте подлежащее. Укажите возможные варианты.



  1. Что тебе эта скорбь вопиющая?..

  2. Николаева лечит дочь Антонины Васильевны.

  3. Впрочем, можно ехать еще на паровозе, который бросает и кидает на каждом повороте капризной горной дороги.

  4. Но в большинстве случаев а литературного языка соответствует диалектное о.

  5. Болящий дух врачует песнопенье.


Ответ:

  1. скорбь

  2. а) Николаева; б) дочь

  3. подлежащего нет (безличные предложения)

  4. о

  5. песнопенье


Оценка: За каждый правильный ответ – по 1 баллу. Всего 5 баллов.
Вопрос № 9

Участники должны уметь распознавать части речи.
Вопрос:

Назовите часть речи выделенных слов.


Ты сегодня прямо генерал!

Она ела исключительно овощи и фрукты.

Зовите меня просто Ваней.

Дело оказалось очень просто.



Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Ответ:

Ты сегодня прямо генерал! – частица.

Она ела исключительно овощи и фрукты – частица.

Зовите меня просто Ваней – частица.

Дело оказалось очень просто – краткое прилагательное.

Давайте восклицать, друг другом восхищаться – частица.
Оценка. За каждый правильный ответ – по 1 баллу. Всего 5 баллов.
Вопрос № 10

Участники должны продемонстрировать умение формулировать основную мысль; грамотно аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания; соблюдать при письме нормы русского литературного языка; показать осведомленность в области стилистики.
Вопрос:

Составьте и запишите текст в публицистическом стиле под названием «Быть грамотным – это модно!» Постарайтесь в нем уместно использовать следующие средства:



  1. вставная конструкция

  2. гипербола

  3. градация

  4. инверсия

  5. метафора

  6. неполное предложение

  7. обособленное приложение

  8. односоставное безличное предложение

  9. односоставное назывное предложение

  10. односоставное неопределенно-личное предложение

  11. парцелляция

  12. риторический вопрос

  13. сравнение

  14. фразеологизм

  15. эпитет

Обозначьте их в тексте сочинения, указав соответствующий номер из приведенного списка.

Порядок выразительных средств произвольный.

Объем сочинения – до 150 слов.



Оценка.

За каждое уместно использованное средство из приведенного списка – по 1 баллу; максимум – 15 баллов.

За содержание (соответствие теме, композиция) – до 5 баллов.

За правильность орфографии и пунктуации и соответствие грамматическим нормам – до 5 баллов.

За соответствие указанному стилю, речевым нормам и выразительность - до 5 баллов.

Всего – 30 баллов.




Номер задания

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

Задание № 4

Задание № 5

Задание № 6

Задание № 7

Задание № 8

Задание № 9

Задание № 10

Всего

Количество баллов

10 баллов

5

баллов


10 баллов

10 баллов

5

баллов


10 баллов

10 баллов

5

баллов


5

баллов


30 баллов

100 баллов


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВТОРОГО (ОЧНОГО) ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ

ШКОЛЬНИКОВ «ПЕРВЫЙ ШАГ В НАУКУ»

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 2013/2014 УЧЕБНОМ ГОДУ

для учащихся 11-х классов
Вопрос № 1

Участники должны продемонстрировать знание современных орфоэпических норм русского литературного языка.
Вопрос:

Определите, в каких случаях выделенные буквы отражают реальное произношение: об игре, обыграть, началась игра, до игры, контригра, конец игры. Разбейте приведенные примеры на группы в зависимости от того, какой гласный произносится в корне игр-. Объясните, с чем связано различное произношение начального гласного этого корня в приведенных примерах.


Ответ:

Выделенные буквы отражают реальное произношение в следующих случаях: 



обыграть (буква ы обозначает звук Ы), 

началась игра (буква И обозначает звук И), 

до игры (буква И обозначает звук И).

В словах и сочетаниях об игре, контригра, конец игры буква И обозначает звук Ы.

Различное качество начального гласного в корне –игр- связано с тем, какой звук находится перед ним и есть ли он вообще. Если этот гласный следует после паузы или после гласного, то произносится звук И (игра, до игры, доиграть). После мягкого согласного тоже произносится И (началась игра). Если же он следует после твердого согласного на конце приставки, предлога или при слитном произношении слов в потоке речи (конец игры, об игре, контригра), то произносится звук Ы.
Оценка:

За каждое верно определенное слово – 1 балл (3). За объяснение (в зависимости от полноты) – до 4 баллов. Всего 7 баллов.



Вопрос № 2
Участники должны продемонстрировать владение акцентологическими нормами современного русского литературного языка.
Вопрос:

Укажите номера слов, в которых ударение падает на 2 слог:



1) свекла, 2) инструмент, 3) кухонный, 4) хозяева, 5) феномен, 6) факсимиле, 7) апостроф, 8) положить, 9) позвонят, 10) оптовый, 11) облегчить, 12) лососевый, 13) мозаичный, 14) красивее, 15) квартал, 16) клала, 17) украинский, 18) торты, 19) средства, 20) завидно.
Ответ:

4) хозЯева, 5) фенОмен, 6) факсИмиле, 10) оптОвый, 14) красИвее, 15) квартАл, 20) завИдно


Оценка: за каждое верно указанное слово – 1 балл. Всего 7 баллов.
Вопрос № 3
Участники должны показать осведомленность в происхождении и истории слов.
1. Вопрос:

Правописание каких слов можно проверить, если знаешь, что в  древнерусском были  такие со временем  потерянные слова,   как баять — «говорить»;  иждити —- «жизнь проживать,  изжить»;  пехом — «пешком»; корный — «короткий»; гомон — «шум»



Ответ:

Обаяние, иждивенец, пехота, обкорнать, неугомонный


2. Вопрос:

Есть ли родственные слова в следующих группах слов: еда, едет, единый; горячий, горянка, горчица; хромой, хромовый; косматый, космический?
Ответ:

Только по происхождению слова горячий и горчица; остальные слова с омонимическими корнями.
Оценка: За каждое верное слово в 1-м вопросе и верное указание пары родственных слов во втором вопросе – 1 балла. Всего 6 баллов.
Вопрос № 4.
Участники должны продемонстрировать знание морфологической системы русского языка.
Вопрос:

Известно, что слова разных частей речи могут иметь совпадающие формы, например: печь (существительное) и печь (глагол), три (числительное) и три (глагол).



  1. Как называются такие совпадающие формы разных слов?

  2. Какие из перечисленных ниже слов могут продолжить этот ряд примеров?

  3. Приведите контексты, позволяющие различить омонимичные формы, и укажите для каждой из них частеречную характеристику.

  4. К каким частям речи относятся оставшиеся словоформы?

Вообще, глубже, громче, заранее, охотнее, позднее, прежде,  ранее, северо-западнее, талантливее.
Ответ:

Продолжить ряд приведенных в задании примеров совпадающих форм разных слов (они называются омоформами) могут глубже, громче, позднее, прежде, талантливее. Глубже, громче и талантливее могут быть формой простой сравни­тельной степени либо прилагательного, либо наречия:



Крики стали не­много громче, чем минуту назад (прилагательное, ср.: Крики становились более громкими) и Говорите громче: вас не слышно (наречие, выполняет роль обстоятельства, ср.: Говорите громко <более громко>);

Мальчик оказался, талантливее своих родителей (прилагательное, ср.: Мальчик оказался талантливым) и Предыдущий конкурсант исполнил это произведение талантливее (наречие, ср.: Предыдущий конкурсант испол­нил это произведение талантливо);

Океан глубже моря (прилагательное, ср.: Океан более глубокий, чем море) и Он понял тему глубже меня (наречие, ср.: Понял более глубоко, чем я).

Позднее - это чаще наречие в сравнительной степени (Мы приехали значительно позднее остальных гостей, ср.: Мы приехали позд­но). Се­анса позднее ты выбрать не мог? (ср. «… бо­лее поздний сеанс).

Прежде - либо наречие, либо предлог. Предлогом эта языковая еди­ница является, если присоединяет существительное или местоимение, а наречием - если выступает как самостоятельный член предложения: Пришел прежде других (предлог) и Прежде все было иначе (наречие).

Оставшиеся словоформы - вообще, заранее, охотнее, ранее, северо-западнее - относятся только к одной части речи, то есть не явля­ются омоформами. Это наречия.



Примечание: возможно толкование слова вообще как частицы: Вообще он чудак, но с ним интересно.\


Оценка:

За каждое верно указанную омоформу – 1 балл (5 баллов). За каждый правильный контекст – 2 балла (10 баллов). За определение части речи всех оставшихся слов – 1 балл. Всего 16 баллов.


Вопрос № 5

Участники должны показать знание грамматической системы русского языка.

  1. Вопрос:

Известно, что глагол в форме инфинитива может быть любым членом предложения. Выпишите из приведенных ниже конструкций все случаи использования инфинитива в роли а) определения, б) дополнения и в) обстоятельства.

Дрессировщик научил тигра прыгать через обруч.

Мне захотелось немедленно уехать.

Митингующие выступили с требованием увеличить заработную плату.

Я пришел поблагодарить вас за помощь.

Попытка подготовиться к экзамену за два дня успеха не принесла.

Его пригласили войти.

Пообещав вернуться через пару часов, он пропал на целый день.

Они отправились в магазин купить чего-нибудь к ужину.
Ответ.

В роли определения инфинитив глагола выступает в следующих предложениях: Митингующие выступили с требованием увеличить заработную плату; Попытка подготовиться к экзамену за два дня успеха не принесла.

В задании представлено два предложения, в которых инфинитив выступает в роли дополненияДрессировщик научил тигра прыгать через обруч; Его пригласили войти. Субъекты у двух этих глаголов разные.

Инфинитив выполняет роль обстоятельстваЯ пришел поблагодарить вас за помощь; Они отправились в магазин купить чего-нибудь к ужину.

В предложении Пообещав вернуться через пару часов, он пропал на целый день инфинитив является частью обстоятельства, поскольку входит в состав деепричастного оборота.

В задании дано еще одно предложение, в котором инфинитив не является второстепенным членом, а входит в состав главного члена (сказуемого) односоставного безличного предложения: Мне захотелось немедленно уехать.


Оценка: За каждое правильное определение синтаксической роли инфинитива – 1 балл. Всего 8 баллов.

2. Вопрос.

Разберите по членам предложение Из окна было видно озеро. Сколько вариантов синтаксического разбора оно имеет и почему?


Ответ:

Разбираемое предложение допускает два варианта членения:



  1. Из окна (обстоятельство места) было видно (сказуемое) озеро (подлежащее).  – Двусоставное.

  2. Из окна (обстоятельство места) было видно (сказуемое) озеро (дополнение). –Односост. Безл.

Поскольку слово озеро имеет омонимичные формы именительного и винительного падежей, оно может быть квалифицировано как подлежащее или дополнение. В первом случае предложение оказывается двусоставным, а во втором - односоставным безличным. Соответственно, слово видно квалифицируется как краткое прилагательное или как слово категории состояния (наречие).
Оценка: за каждый правильный вариант синтаксического разбора – 1 балл, за указание различий в формах существительного озеро – 2 балла, за указание 2-х вариантов частеречной принадлежности слова видно – 2 балла. Всего 6 баллов.

Вопрос № 6

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа.
1. Вопрос: Одинаковы ли по словообразовательной структуре слова грамотей, книгочей и злодей?

Ответ: Нет. Грамотей образован суффиксальным способом, а книгочей и злодей - сложением слов (книги честь, т.е. читать, и зло деять).

2. Вопрос: Какой частью слова является -ий в словах медвежий (рев), синий, волжский, санаторий, (много) станций?

Ответ: В словах синий и волжский -ий является окончанием, так как это качественное и относительное прилагательные; в слове медвежий -ий является суффиксом притяжательного прилагательного; в словах санаторий, (много) станций  -ий входит в состав корня.

3. Вопрос: Каков состав слов двумястами, тремястами?

Ответ: В данных  словах по два корня и по два окончания. Двумястами: дв-, -ст-  - корни,  -умя, -ами  - окончания. Тремястами: тр-, -ст-  - корни, -емя, -ами  - окончания.

4. Вопрос: Во всех ли словах конина, буженина, свинина, осетрина, лососина есть суффикс ин?

Ответ: В слове буженина нет суффикса -ин-, обозначающего мясо, потому что понятие мяса здесь обозначено словом «буженина» как целым. В словах свинина, осетрина, лососина, конина -ин-  обозначает не просто мясо, а непременно мясо того животного, которое названо в первичной основе. Нет никакого животного, которое обозначалось бы в русском языке комплексом «бужен».
Оценка: За каждый правильный ответ – 2 балла. Всего 8 баллов.

Вопрос № 7

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии русской графики и фразеологии.
Вопрос:

Дайте толкование устойчивых выражений. Что их объединяет?

1) Знать на ять. 
2) Ходить фертом. 
3) Поставить (столы) покоем.

4) Прописать ижицу.

5) Мыслете (ногами) выделывать (выписывать)
Ответ:

Эти выражения объединяет использование в них названий букв кириллицы.

1) Знать на ять. 
«Знать отлично». Ошибки в употреблении буквы «ять» считались самыми страшными: за одну такую ошибку в старших классах ученика безжалостно проваливали на экзамене. Не удивительно, что "знать на ять" стало выражением наилучших познаний. 
2) Ходить фертом. 
Ферт - наша современная буква Ф. То есть ходить важно, уперев руки в бока. 
3) Поставить (столы) покоем.

Поставить столы в виде буквы П (П - покой) 

4) Прописать ижицу.

Подвергнуть физическому наказанию, выпороть.

Возникло в связи с тем, что следы такого наказания на теле по форме напоминали эту букву. Происхождение фразеологизма связывают и с написанием буквы, которая напоминала римскую цифру V, а учащимся – и пучок розг, и плетку, и перевернутый кнут.

5) Мыслете (ногами) выделывать (выписывать)

Идти нетвердым шагом, заплетающейся походкой, передвигаться зигзагами, напоминающими букву М (в кириллице эта буква называлась мыслете).

Оценка: за ответ на вопрос о том, что объединяет фразеологизмы – 1 балл. За каждое верное объяснение значения и происхождения – 2 балла. Всего 11 баллов.

Вопрос № 8

Участники должны показать знание фразеологической системы современного русского языка.

Вопрос:

Подберите русские эквиваленты к следующим пословицам: как псу муха (польск.); когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу (болгарск.); и в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетинск.); принять пузыри за фонари (франц.); как заяц в ананасе (польск.),=; записать за ушами (чеш.); спеши медленно (лат.)
Ответ:

Как псу муха (польск.) - как собаке пятая нога; как дырка в голове;

когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) - когда рак на горе свистнет; когда реки вспять потекут;

и в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетинск.) - паршивая овца все стадо портит; в семье не без урода;

принять пузыри за фонари (франц.) - принять за чистую монету;

как заяц в ананасе (польск.) - как свинья в апельсинах (плохо в чем-либо разбираться);

записать за ушами (чеш.) - зарубить на носу, намотать на ус;

спеши медленно (лат.) - тише едешь - дальше будешь, что скоро - то не споро, поспешишь - людей насмешишь.
Оценка: за каждое верное соответствие – 1 балл. Всего 7 баллов.
Вопрос № 9

Участники должны продемонстрировать знание лексической системы русского языка.
Вопрос:

Определите значения слов, данных вне скобок, и укажите, по каким признакам эти слова объединены в один ряд: тяжелая (болезнь), бурные (аплодисменты), глубокий (сон), проливной (дождь), грубая (ошибка)? Продолжите ряд слов 3-мя своими примерами.


Ответ:

Прилагательные имеют следующие значения: тяжелая (болезнь) - 'очень серьезная, опасная', бурные (аплодисменты) - 'чрезвычайно сильные', глубокий (сон) - 'очень сильный, достигший высокой степени своего проявления', проливной (дождь) - 'очень сильный', грубая (ошибка) - 'серьезная, очень важная, недопустимая'. Все прилагательные обозначают высокую степень, интенсивность действий, состояний, признаков, названных существительными. Можно заметить, что во всех значениях содержится смысловой компонент 'очень', 'сильный'. Данные прилагательные объединены в одну группу именно потому, что все они обозначают высокую степень чего-либо.


Их можно было бы назвать синонимами, но синонимы не только сходны по значению, но и взаимозаменяются хотя бы в некоторых контекстах. Можно продолжить ряд такими примерами: трескучий мороз, собачий холод, кромешная тьма.
Оценка: за каждое верное значение – 1 балл. За объяснение признаков объединения (общие компоненты значения) – 2 балла. За примеры по 1 баллу. Всего 10 баллов
Вопрос № 10
Участники должны продемонстрировать умение отбирать языковые средства, характерные для определенного стиля; соблюдать при письме нормы русского языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Вопрос:

Перескажите любую известную вам сказку в официально-деловом стиле.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

• соответствие лексики официально-деловому стилю – 2 балла (баллы снимаются за наличие разговорной, эмоционально окрашенной лексики и др. лексических единиц, недопустимых в официально-деловом стиле);

• соответствие синтаксиса особенностям официально-делового стиля – 2 балла.

(баллы снимаются за наличие конструкций, недопустимых в официально-деловом стиле)

• богатство словаря и разнообразие используемых языковых средств – 2 балла;

• отсутствие орфографических ошибок – 2 балла (1-2 ошибки – 1 балл, 3 и более – 0 баллов);

• отсутствие пунктуационных ошибок – 2 балла (1-2 ошибки – 1 балл, 3 и более – 0 баллов);

• отсутствие грамматических ошибок – 2 балла (1-2 ошибки – 1 балл, 3 и более – 0 баллов);

• отсутствие речевых ошибок – 2 балл (1-2 ошибки – 1 балл, 3 и более – 0 баллов).

И т о г о в а я о ц е н к а: 14 баллов.

Задание № 1



Задание № 2



Задание № 3


Задание № 4


Задание № 5


Задание № 6


Задание


№ 7

Задание


№ 8

Задание


№ 9

Задание №10


Итого


7

баллов


7

баллов


6 баллов

16 баллов

14 баллов

8

балла


11 баллов

7 баллов

10 баллов

14

балла


100

баллов

<< предыдущая страница