Задания и ответы для проведения второго (очного) этапа олимпиады школьников «первый шаг в науку» по русскому языку в 2012/2013 учебн - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Задания и ответы для проведения отборочного (заочного) этапа олимпиады... 1 281.03kb.
Результаты I этапа олимпиады школьников по русскому языку в Брянском... 1 162.3kb.
Об итогах проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады... 1 198.13kb.
Отчет по итогам школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады... 1 92.21kb.
Состав предметных жюри окружного этапа всероссийской олимпиады школьников... 2 360.33kb.
Отчет о проведении школьного этапа 1 87.36kb.
С 15 ноября по 6 декабря 2012 года проходил второй (муниципальный) 1 100.17kb.
Участники регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников... 1 42.54kb.
Cроки проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников... 2 776.73kb.
График проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников... 1 119.44kb.
Результаты победителей и призеров школьного этапа всероссийской олимпиады... 1 61.95kb.
Дымы над городом седые, Свистят и пули и шрапнель 1 112.84kb.
- 4 1234.94kb.
Задания и ответы для проведения второго (очного) этапа олимпиады школьников «первый - страница №1/3

ЗАДАНИЯ И ОТВЕТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВТОРОГО (ОЧНОГО) ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ «ПЕРВЫЙ ШАГ В НАУКУ» ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 2012/2013 УЧЕБНОМ ГОДУ

для учащихся 5 – 6 классов


Вопрос № 1

Участники должны продемонстрировать знания в области фонетики русского литературного языка.

Вопрос:

Определите, сколько раз звуки слова сталь встречаются в предложении: Осенью дни стояли погожие, тёплые.


Ответ: [ с ] - 1, [т] - 1, [á] - 1, [л`] - 1.

Оценка: За каждое правильное определение звука – 0,5 балла, указание количества встречающихся в предложении звуков – 0,5 балла; максимальное количество баллов за выполнение задания - 4.
Вопрос № 2

Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими (акцентологическими) нормами.

Вопрос:

Распределите слова на группы в соответствии с местом постановки ударения.



Августовский, кремень, простыня, включит, банты, диспансер, правы, исчерпать, украинцы, жерло, баловать, гербы, каталог, красивее.
Ответ:

1 группа (слова с ударением на первом слоге) - банты, правы, августовский;

2 группа (слова с ударением на втором слоге) - кремень, включит, исчерпать, красивее, жерло, гербы;

3 группа (слова с ударением на третьем слоге) - украинцы, простыня, диспансер, баловать, каталог.



Оценка: За каждое правильное отнесение – 0,5 балла; максимальное количество баллов за выполнение задания – 7.

Вопрос № 3

Участники должны показать понимание исторических связей слов.

Вопрос:

Какие из перечисленных слов можно считать историческими "родственниками" ?



Бодрый, дремучий, допотопный, разбудить, топить, течение, дремота. потоп, течь, бдительный, дремать, предтеча.

Ответ:

1 группа - дремучий, дремота, дремать;

2 группа - бодрый, разбудить, бдительный;

3 группа - допотопный, топить, потоп;

4 группа - течение, течь, предтеча.

Оценка:

За каждое правильное отнесение слова в группу исторически родственных слов - 1 балл; максимальное количество баллов за выполнение задания – 12.


Вопрос № 4

Участники должны показать знание лексической системы русского языка.

Вопрос:

С какими из перечисленных слов могут сочетаться прилагательные злой, злобный, злостный: мальчик, нарушитель, глаза, ветер, нрав, голос, фельетон, лицо, неплательщик, стужа?


Ответ:

злой (злое, злые) - мальчик, глаза, ветер, нрав, голос, фельетон, лицо, стужа;

злобный (злобное, злобные) - мальчик, глаза, нрав, голос, лицо;

злостный - нарушитель, неплательщик.



Оценка: За каждое правильное сочетание слов - 1 балл; максимальное количество баллов за выполнение задания – 15. За каждое неправильное словосочетание – минус 0,5 балла.

Вопрос № 5

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка.

Вопрос:

Распределите слова по группам, учитывая род имён существительных.



Вуаль, шампунь, бра, алиби, сирота, рояль, жюри, умище, мозоль, хобби, домишко, Сочи, салями, стремя, злюка, кофе.
Ответ:

1 группа (существительные мужского рода) - шампунь, рояль, умище, домишко, Сочи, кофе;

2 группа (существительные женского рода) - вуаль, мозоль, салями;

3 группа (существительные среднего рода) - бра, алиби, жюри, хобби, стремя;

4 группа (существительные общего рода) - сирота, злюка.

Оценка: За каждое правильное отнесение слова - 1 балл; если существительные общего рода отнесены и ко 2-ой, и к 1-ой группе, начисляется 1 балл; максимальное количество баллов – 16.
Вопрос № 6

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка.

Вопрос:

Какие причастия образованы от глагола замешать:



замешенный, замешавший, замешиваемый, замешанный, замешивающий, замесивший ;

- от глагола выдаваться:



выдаваемый, выдававшийся, выдающий, выданный, выдававший, выдающийся?
Ответ:

От глагола замешать образуются причастия замешавший, замешанный;

от глагола выдаваться - выдающийся, выдававшийся.

Оценка: За правильный ответ - 1 балл; максимальное количество баллов за выполнение задания – 4.
Вопрос № 7

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка.

Вопрос:

Распределите слова по группам в соответствии с принадлежностью к части речи.



Три, десятка, пятый, вчетверо, удесятерить, треть, четвёрка, десять, третий, четвертовать, в-пятых, трое, пятерня, десяток, четыре, десятый, десятник, четверть, натрое, троичный, пятерной, пяток, пятеро, утроить, пятак, десятина, четверо, втрое.
Ответ:

1 группа (существительные) - десятка, треть, четвёрка, пятерня, десяток, десятник, четверть, пяток. пятак, десятина;

2 группа (числительные) - три, пятый, десять, третий, трое, четыре, десятый, пятеро, четверо;

3 группа (прилагательные) - троичный, пятерной;

4 группа (глаголы) - удесятерить, четвертовать, утроить;

5 группа (наречия) - вчетверо, в-пятых, натрое, втрое.



Оценка: За правильное отнесение слова – 0,5 балла; максимальное количество баллов за выполнение задания – 14.
Вопрос № 8

Участники должны показать знания орфографии и пунктуации.

Вопрос:

Перепишите текст, исправляя орфографические и пунктуационные ошибки:



Сочуствуя поваленой берёзе я отдыхал на ней и смотрел на черёмуху, то забывая её то с изумлением опять к ней возвращаясь: мне казалось будто черёмуха тут же на глазах одевалась в свои прозрачные, сделаные как-будто из зелёного шума одежды. Да, среди ещё неодетых деревьев, она была зелёная, и в тоже время через эту зелень я видел сзади неё частые белые берёзки. Но когда я поднялся и хотел простится с черёмухой мне показалось, будто сзади неё и не было видно берёзок. Может черёмуха оделась в то время как я отдыхал?
Ответ:

Сочувствуя поваленной берёзе, я отдыхал на ней и смотрел на черёмуху, то забывая её, то с изумлением опять к ней возвращаясь: мне казалось, будто черёмуха тут же на глазах одевалась в свои прозрачные, сделанные как будто из зелёного шума одежды. Да, среди ещё не одетых деревьев она была зелёная, и в то же время через эту зелень я видел сзади неё частые белые берёзки. Но когда я поднялся и хотел проститься с черёмухой, мне показалось, будто сзади неё и не было видно берёзок. Может, черёмуха оделась в то время, как я отдыхал?

Орфографические ошибки - 7, пунктуационные ошибки -7.

Оценка: За каждую найденную ошибку - 1 балл, неверное исправление - минус 1 балл; максимальное количество баллов за выполнение задания - 14 баллов
Вопрос № 9

Участники должны показать знание фразеологической системы русского языка.

Вопрос:

Что означают выражения: Сады Семирамиды (1 - несбыточные мечты; 2 - мираж; 3 - замок на песке; 4 - нечто великолепное; 5 - заросшие, запущенные сады); Кипеть молоком и мёдом (1 - варить нечто вкусное; 2 - омолаживаться; 3 - пресыщаться; 4 - иметь здоровый вид; 5 - процветать) ?


Ответ:

Сады Семирамиды - 4 "нечто великолепное";

Кипеть молоком и мёдом - 5 "процветать".

Оценка: За каждый правильный ответ - 1 балл; максимальное количество баллов – 2.
Вопрос № 10

Участники должны продемонстрировать умение формулировать основную мысль, аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения; выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи; отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи; соблюдать при письме нормы русского литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Вопрос:

Напишите сочинение-рассуждение, в котором приведите пример(ы), иллюстрирующий(ие) идею высказывания: «Добро по указу - не добро» И.С.Тургенев. (Объем сочинения – не менее 8 – 10 предложений).


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ



Критерии оценки сочинения

Количество баллов



Соответствие работы теме и основной проблеме (идея пословицы понята правильно)

1



Наличие примера(ов), иллюстрирующего(их) идею пословицы

2



Последовательность и логичность изложения фактического материала

1



Речевое оформление в соответствии с темой высказывания; богатство словаря и разнообразие используемых языковых средств

2



Орфографическая грамотность

нет ошибок – 2 балла;

1-2 ошибки – 1 балл;

3 и более ош. – 0 баллов ;




Пунктуационная грамотность

нет ошибок – 2 балла;

1-2 ошибки – 1 балл ;

3 и более ош. – 0 баллов




Наличие грамматических и речевых ошибок

нет ошибок – 2 балла;

1-2 ошибки – 1 балл;

3 и более ош. – 0 баллов


Максимальное количество баллов

12


Итоговая оценка:

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

Количество баллов

4

7

12

15

16

4

14

14

2

12

100


следующая страница >>