страница 1 |
|||||||
Похожие работы
|
Задания и ответы для проведения отборочного (заочного) этапа олимпиады школьников - страница №1/1
![]() ЗАДАНИЯ И ОТВЕТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОТБОРОЧНОГО (ЗАОЧНОГО) ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ «ПЕРВЫЙ ШАГ В НАУКУ» ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В 2013/2014 УЧЕБНОМ ГОДУ 5 - 6 классы 1. Назовите сказки, герои которых превращаются в животных. Как зовут героев и в кого они превращаются? (Назовите не менее четырех примеров). ОТВЕТ: В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Иванушка превращается в козленочка. В сказке «Царевна-лягушка» Василиса Премудрая превращается в лягушку. В сказке «Иван Царевич и серый волк» волк превращается в златогривого коня. В сказке А.С. Пушкина «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной лебеди» царевна принимает облик лебедя. (Каждый правильный пример (название сказки, герой, животное, в кого превратился герой) –2 балла. Всего – 8 баллов). 2. С какой басней И.А. Крылова перекликается народная пословица «Других не суди, на себя погляди»? ОТВЕТ: «Зеркало и обезьяна». (Правильный ответ - 4 балла). 3. Назовите трех авторов, их произведения, в названиях которых есть птицы. ОТВЕТ: К. Паустовский «Растрепанный воробей», Саша Черный «Воробей», А. Блок «Ворона», Е. Благинина «Кукушка», И.С. Тургенев «Воробей», Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»., С. Есенин «Лебедушка». (Каждый правильный пример – 3 балла. Всего – 9 баллов). 4. Назовите три стихотворения русских поэтов, в которых описывается смена времен года. ОТВЕТ: Ф.И. Тютчев «Листья», И.А. Бунин «Листопад», И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно», К.Д. Бальмонт «Золотое слово». (Каждый правильный ответ – 3 балла. Всего – 9 баллов). 5.Найдите из предложенного списка виды устного народного творчества: а) песня, б) потешка, в) литературная сказка, г) поговорка, д) басня, е) считалка, ж) пестушка, з) повесть. ОТВЕТ: песня, потешка, поговорка, считалка, пестушка. (Каждый правильный ответ – 3 балла. Всего – 15 баллов.) 6. В чем сходство и отличие между сказителями и скоморохами? ОТВЕТ: Cказители – это исполнители былин и сказок. Исполнение жанров фольклора не является для них основной профессией. Скоморохи также исполняли народные произведения, но они были странствующими актерами, для которых эта деятельность была основным средством заработка. Кроме исполнения жанров фольклора, они также выступали как дрессировщики, плясуны, акробаты, фокусники. участники различных обрядов: свадебных. родильных. похоронных. (Правильно названное сходство – 5 баллов, каждое правильно названное отличие – 5 баллов. Всего – 15 баллов). 7. Как вы понимаете народное выражение: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка»? Превратите пословицу «Чужими руками легко жар загребать» в поговорку. ОТВЕТ: Пословица – это краткое народное изречение с назидательным содержанием. Поговорка – краткое устойчивое выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. Поговорка очень близка к пословице, но не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. «Чужими руками жар загребать». (Каждый правильный ответ – 5 балла. Всего – 10 баллов). 8. К какой исторической эпохе относится действие повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» Свой ответ обоснуйте. ОТВЕТ: Действие повести относится ко второй половине ХVIII века, так как в произведении описывается поездка Вакулы в Петербург, во дворец Екатерины II. Встреча запорожских депутатов с Екатериной, стремившейся привлечь запорожцев к борьбе против турок, жалобы запорожцев на притеснения со стороны правительства отражают реальные исторические события. (Правильно указанная эпоха – 5 баллов, обоснование ответа – 5 баллов. Всего - 10 баллов). 9. Перечислите стихотворения русских поэтов, в которых бабушки читают детям сказки. (Приведите не менее двух примеров, назовите эти сказки). ОТВЕТ: 1. И.З. Суриков «Детство». «И начну у бабки Сказки я просить И начнет мне бабка Сказку говорить: Как Иван-Царевич Птицу-жар поймал Как ему невесту Серый волк достал».
«Опостылеют салазки, И садимся в два рядка Слушать бабушкины сказки Про Ивана-дурака».
В сказке Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» часы помогают пионерам вернуть потерянное время и снова стать школьниками. Они поворачивают стрелки часов обратно, обращая время вспять, и снова возвращают свои годы, похищенные злыми волшебниками. Часы в сказке – это символ времени, которое нельзя тратить. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». В сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» часы играют важную роль в сюжетном повествовании. Чтобы младшая сестра не встретилась со «зверем лесным. чудищем морским». сестры переводят часы назад. Героиня подумала, что из-за ее опоздания чудище умирает, и призналась, что любит его. Это позволило чудищу вновь превратиться в человека. (Каждый правильный ответ – 2,5 балла. Всего – 10 баллов). ИТОГО всего – 100 баллов. ЗАДАНИЯ И ОТВЕТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОТБОРОЧНОГО (ЗАОЧНОГО) ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ «ПЕРВЫЙ ШАГ В НАУКУ» ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В 2013/2014 УЧЕБНОМ ГОДУ для учащихся 7 – 8 классов
ОТВЕТ: Ода М.В. Ломоносова «На день восшествия на престол <…> императриц Елизаветы Петровны»; повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», крестьянская девушка; повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама», воспитанница графини; повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка», дворянская дочь. (Каждый правильный ответ – 4 балла. Всего - 16 баллов). 2. В честь какого события В.А. Жуковский подарил молодому Пушкину свой портрет с многозначительной надписью «Победителю – ученику от…»? Закончите ее. ОТВЕТ: В честь завершения поэмы «Руслан и Людмила», надпись «Победителю – ученику от побеждённого учителя». (Каждый правильный ответ – 4 балла. Всего- 8 баллов). 3. В каком лицее учился А.С. Пушкин? Каких лицеистов – друзей Пушкина вы знаете? Назовите не менее 5 имён. Кем они стали? Кюхельбекер Вильгельм Карлович по окончании лицея был зачислен вместе с А.С. Пушкиным в Коллегию иностранных дел, но вскоре вышел в отставку, много преподавал и был писателем. Как активный декабрист он был заключён в Шлиссельбургскую крепость, затем ссылка. И в ссылке он продолжал заниматься литературой: писал стихотворения, поэмы, элегии, критические статьи, переводил с европейских и древних языков. Умер в Тобольске. Дельвиг Антон Антонович после лицея служил в разных ведомствах, а с 1821 года – помощником библиотекаря в Публичной библиотеке под начальством И.А. Крылова, но остальное время отдавал литературным знаниям, был поэтом. В конце своей жизни Дельвиг служил в Министерстве внутренних дел, умер рано от тиф в 32 года. Пущин Иван Иванович в числе немногих лицеистов был выпущен из лицея не в статскую, а в военную службу – офицером в гвардию. После отставки до декабрьского восстания служил в Петербургской уголовной палате, Московском надворном суде. 31 год провёл Пущин в тюрьме, на каторге, в ссылке. Данзас Константин Карлович после лицея был офицером и дослужился до чина генерал-майора, вышел в отставку в начале 1850-х годов. Матюшкин Федор Федорович после лицея стал профессиональным моряком, дослужился до звания контр-адмирала, работал в морском министерстве, а 9 июня 1867 года произведён в адмиралы. (Каждый правильный ответ – 2 балла. Всего - 10 баллов). 4. Соотнесите произведения, жанр и автора.
ОТВЕТ: повесть Н.М. Карамзина «Марфа Посадница» роман А.С. Пушкина «Арап Петра Великого» баллада В.А. Жуковского «Лесной царь» комедия Д.И. Фонвизина «Бригадир» (Каждый правильный ответ – 3 балла. Всего - 12 баллов). 5. Что такое псевдоним? Какие псевдонимы А.П. Чехова вы знаете? Приведите не менее 3-х примеров. ОТВЕТ: Псевдоним (от псевдо и греч. ónyma – имя) – подпись или имя, которыми автор или артист заменяют своё настоящее имя. К псевдонимам прибегали издавна с различными целями: укрыться от преследований цензуры, подчеркнуть особенность личности автора или его творчества, представить его не таким, каков он на самом деле (литературная маска). Причинами появления псевдонимов бывали также неблагозвучие фамилии, сословные предрассудки, боязнь провала на литературном поприще, наличие однофамильцев. Подписи и псевдонимы А.П. Чехова: Антоша Чехонте, Врач без пациентов, Гайка № 6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Ч. Б. С. (Человек без селезенки), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете и др. (Правильный ответ – 5 баллов). 6. Узнайте героя, укажите название и автора произведения. а) «Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен На зло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно». б) «В то время воспитывались мы не по-нынешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором, на двенадцатом году выучился я грамоте и мог здраво судить о свойствах борзого кобеля». в) «Но не в том дело: то, что я хочу рассказать, было в сороковых годах. Был я в то время студентом в провинциальном университете. Не знаю, хорошо ли это, или дурно, но не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились. Был я очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый <…> Главное же мое удовольствие составляли вечера и балы. Танцевал я хорошо и был не безобразен». ОТВЕТ: а) Пётр I, «Медный всадник», А.С. Пушкин. б) Петр Гринёв, «Капитанская дочка», А.С. Пушкин. в) Иван Васильевич, «После бала», Л.Н. Толстой.
Тема маленького человека продолжена и в творчестве Ф.М. Достоевского (роман «Бедные люди», Макар Девушкин и Варенька). (Правильный ответ – 5 баллов). 9. «Когда на Тереке седом Впервые грянул битвы гром И грохот русских барабанов, И в сече, с дерзостным челом…» (А.С. Пушкин) В чём особенность звуковой организации этих стихов? ОТВЕТ: Широкое использование аллитерации и ассонансов. Аллитерация в стихах – это повторение одинаковых или однородных согласных, придающее стиху особую выразительность и подчеркивающее его смысл. Например: Шипенье пенится бокалов И пунша пламень голубой… (А.С. Пушкин). Ассонанс – повторение гласных звуков. Например: По небу голубому Проехал грохот грома… (С.Я. Маршак) (здесь ассонанс и аллитерация использованы вместе)/ (Правильный ответ – 10 баллов). 10. Определите способ рифмовки, характер рифмы, назовите автора поэтического отрывка: «Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой».
«Арзамас» (1815 – 18) – название литературного кружка, объединявшего сторонников «карамзинского» направления в литературе. «Арзамас» поставил себе задачей борьбу с архаическими литературными вкусами и традициями, защитники которых объединялись «Беседой любителей русского слова» (так называемы «архаисты»). Членами «Арзамаса» были известные писатели В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, А.А. Плещеев, В.Л. Пушкин, А.С. Пушкин и др. Большинство членов «Арзамаса» ещё до его основания были тесно связаны между собой дружескими связями и принадлежали к одному поколению столичного дворянства, европейски образованного. Название «Арзамас» было взято из пародии Батюшкова; все члены «Арзамаса» наделялись шутливыми прозвищами, заимствованными из баллад Жуковского (Жуковский – Светлана, Вяземский – Асмодей, Пушкин – Сверчок и т.д.). На заседаниях «Арзамаса» читались шутливые протоколы, эпиграммы и пародии, высмеивающие членов «Беседы…». С закрытием «Беседы…» в 1816 году полемический характер деятельности «Арзамаса» потерял смысл. «Полярная звезда» – литературный альманах, издававшийся К.Ф. Рылеевым и А.А. Бестужевым-Марлинским в Санкт-Петербурге в 1822 – 25 годы. По словам Бестужева, целью нового издания было «ознакомить публику с русской стариной, с родной словесностью, со своими писателями». В «Полярной звезде» приняли участие практически все лучшие русские писатели этого времени и ряд авторов второго ряда, без которых представление о текущем литературном процессе стало бы неполным. Новинкой альманаха были открывавшие каждый выпуск литературно-критические обзоры Бестужева, в которых он подводил итоги развития русской словесности. Обзоры «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года», «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 года» отличались концептуальностью, аналитичностью, сюжетной стройностью. Бестужев являлся приверженцем романтизма, выступал за гражданственность и патриотизм в литературе, за её связь с политическими идеями современности. Как выражение этих принципов, одним из стержней альманаха были «Думы» Рылеева и его вольнолюбивые исторические поэмы. Альманах с таким же названием издавался впоследствии А.И. Герценом и Н.П. Огарёвым в Вольной русской типографии (1855 – 68 годы.) На обложке альманаха было стилизованное под античные медальоны изображение профилей пяти казнённых декабристов – Рылеева, Бестужева-Рюмина, Муравьева-Апостола, Пестеля и Каховского. Подчёркивая связь с поколением декабристов, Герцен пишет: «„Полярная звезда“ скрылась за тучами николаевского царствования. Николай прошёл – „Полярная звезда“ является вновь». Программные требования, изложенные в открытом письме Александру II: «освобождение слова от цензуры, освобождение крестьян от помещиков, освобождение податного состояния от побоев». Альманах печатает запрещённые, ходившие только в списках, стихи Пушкина, Лермонтова, Рылеева. Публикует переписку Белинского и Гоголя. Огромное место занимают воспоминания самих декабристов и людей, их знавших. «Телескоп» – литературно-общественный журнал, издаваемый Н.И. Надеждиным в 1831 – 36 годах в Москве. Программа журнала словами Надеждина: «Издатель, желая сделать свой журнал указателем современного Просвещения, будет стараться доставить в нём образованной публике вместе и приятное чтение.<...> Сей важной тайне – соединять полезное с приятным – будет он учиться у лучших европейских журналов, преимущественно французских и английских». В этом журнале участвовали Пушкин, Погодин, Шевырёв, И.Киреевский, Хомяков и др. Именно с «Телескопом» связан дебют Белинского как литературного критика, некоторое время он был издателем журнала, замещая Надеждина. В 1836 году за напечатание «Философического письма» П.Я. Чаадаева «Телескоп» был закрыт, Надеждина отправили в ссылку в Усть-Сысольск. «Современник» – литературный и общественно-политический журнал, основанный А.С. Пушкиным в 1836 году. В журнале печатались произведения Н.В. Гоголя («Коляска», «Утро делового человека», «Нос»), Александра Тургенева, В.А. Жуковского, П.А. Вяземского, В.Ф. Одоевского, Н.М. Языкова, Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева, А.В. Кольцова и др. У журнала оказалось всего 600 подписчиков, что делало его разорительным для издателя, так как не покрывались ни типографские расходы, ни гонорары сотрудников. Два последних тома «Современника» Пушкин более чем наполовину наполняет своими произведениями, по большей части, анонимными. После смерти Пушкина журнал в течение 1837 года продолжала группа писателей во главе с князем П.А. Вяземским, затем П.А. Плетнёв. Дела у издания шли плохо, и в 1846 году Плетнев продал права на журнал Н.А. Некрасову и И.И. Панаеву. В 1840-е годы программу журнала определяли статьи В.Г. Белинского, отстаивавшего идеи «натуральной школы, реализма. Н.А. Некрасов (по сути редактор) привлёк к участию в журнале И.С. Тургенева, И.А. Гончарова («Обыкновенная история»), А.И. Герцена («Кто виноват?», «Сорока-воровка», «Записки доктора Крупова»), Н.П. Огарёва, А.В. Дружинина («Полинька Сакс»), Д.В. Григоровича («Антон-горемыка»), П.В. Анненкова. Журнал печатал ранние произведения Л.Н. Толстого («кавказские» повести, «Детство», «Севастопольские рассказы»). Журнал публиковал переводы произведений Ч. Диккенса, Жорж Санд, Теккерея и других западных писателей. Руководителем журнала с 1853 года стал, наряду с Некрасовым, Н.Г. Чернышевский и с 1856 года – Н.А. Добролюбов. Журнал вёл резкую полемику с либеральной и консервативной журналистикой, стал идейным центром и трибуной революционно-демократического направления русской общественной мысли. Это повело к расколу в редакции: её покинули Толстой, Тургенев, Д. В. Григорович. В мае 1866 года журнал был закрыт личным распоряжением императора Александра II. (Каждый правильный ответ – 5 баллов. Всего - 25 баллов). 2. Почему в одной из эпистол русский поэт – классицист XVIII века А.П. Сумароков, советует «не раздражать слезами Талию, а Мельпомену смехом»? Дайте обоснование. ОТВЕТ: В классицизме не принято было смешивать высокие и низкие жанры. Талия – муза и покровительница комедии, а Мельпомена – муза и покровительница трагедии. (Правильный ответ – 10 баллов). 3. «Итак, куда делся <…>, неизвестно; но не прошло, можете себе представить, двух месяцев, как появилась в рязанских лесах шайка разбойников, а атаман-то этой шайки был, сударь мой, не кто другой…» О каком герое идёт речь, кто о нём рассказывает? Назовите произведение и автора. ОТВЕТ: Капитан Копейкин, почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин – персонаж поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (Каждый правильный ответ – 2 балла. Всего - 6 баллов). 4. В сюжетах произведений русской классики ХIХ века часто встречается дуэль. Назовите автора, произведение и участников дуэли? Кто из участников был убит? Приведите не менее 3-х примеров дуэльной истории. ОТВЕТ: А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Онегин и Ленский, Ленский был убит; М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Печорин и Грушницкий, Грушницкий был убит; И.С. Тургенев «Отцы и дети», Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов, Кирсанов был ранен. (Каждый правильный ответ – 3 балла. Всего - 9 баллов). 5. Какое название имел первый набросок повести Н.В. Гоголя «Шинель»? ОТВЕТ: «Повесть о чиновнике, крадущем шинели» (Правильный ответ – 10 баллов). 6. Восстановите хронологическую последовательность написания произведений А.С. Пушкина: а) «Медный всадник», б) «Станционный смотритель», в) «Капитанская дочка», г) «Цыганы», д) «Полтава». ОТВЕТ: а) «Цыганы» (1823), в) «Полтава» (1828), г) «Станционный смотритель» (1830), б) «Медный всадник» (1833), д) «Капитанская дочка» (1836). (Правильный ответ – 10 баллов). 7. Что означает литературный термин эпиграмма? Приведите не менее 5 примеров разных авторов. 7. Эпиграмма – небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. (Правильный ответ (если есть примеры текстов эпиграмм) – 10 баллов). 8. Назовите имя известного русского писателя конца ХIХ – начала ХХ вв., который не написал ни одного романа. Он относил себя к числу «завсегдатаев юмористических журналов» и «литературных поденщиков». ОТВЕТ: А.П. Чехов. (Правильный ответ – 5 баллов). 9. Укажите ответ героя на вопрос Максима Максимыча: «– У меня остались ваши бумаги, Григорий Александрович... я их таскаю с собой... думал найти вас в Грузии, а вот где бог дал свидеться... Что мне с ними делать?..» – спросил Максим Максимыч». Кто этот герой? а) – Перешлите их по указанному адресу. б) – Что хотите! в) – Сожгите. г) – Наделайте патронов. ОТВЕТ: Печорин, б) «Что хотите!» (Правильный ответ – 5 баллов). 10. В зависимости от расположения ударения в окончании слова определите характер рифмы: «Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную».
Словосочетание «натуральная школа» было впервые использовано известным литератором Фаддеем Булгариным в качестве пренебрежительной характеристики творчества авторов сборников «Физиология Петербурга» (1845) и «Петербургский сборник» (1846). Затем оно было переосмыслено Белинским в статье «Взгляд на русскую литературу 1846 года»: «натуральное», т.е. безыскусственное, правдивое изображение действительности. Реализм «натуральной школы» в трактовке Белинского демократичен, он обращается не к идеальным, выдуманным героям – «приятным исключениям из правил», но к «толпе», к «массе», к людям обыкновенным и чаще всего к людям «низкого звания». В 1850-е годы употреблялся больше термин «гоголевское направление» (характерно название работы Н. Г. Чернышевского «Очерки гоголевского периода русской литературы»). Позднее термин «гоголевское направление» стали понимать шире, чем собственно «натуральная школа», применяя его как обозначение критического реализма. «Москвитянин» – «учёно-литературный журнал», издавался в Москве М.П. Погодиным в 1840 – 50-е годы, издание славянофильства, пользовался покровительством министра народного просвещения С.С. Уварова. Вышедшие в первый год издания журнала две статьи С.П. Шевырёва (заведующего литературно-критическим отделом) о творчестве М.Ю. Лермонтова формулировали литературную концепцию издания. Шевырёв поднял насущные вопросы о национальной самобытности русской литературы как необходимом следствии самобытности русской жизни, о назначении поэзии – быть ли «сколком с жизни действительной» или создавать «мир мечты» из всего высокого и прекрасного, что есть в «небесах», природе и русской душе. С 1850 года состав редакции значительно изменился, в него вошли молодые литературные силы: А.Н. Островский, Ал. Григорьев, Писемский, Печерский-Мельников и др. На страницах журнала нашли место первые пьесы Островского («Свои люди – сочтёмся», «Бедная невеста», «Бедность не порок»). «Современник» – литературный и общественно-политический журнал, основанный А.С. Пушкиным в 1836 году. В журнале печатались произведения Н.В. Гоголя («Коляска», «Утро делового человека», «Нос»), Александра Тургенева, В.А. Жуковского, П.А. Вяземского, В.Ф. Одоевского, Н.М. Языкова, Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева, А.В. Кольцова и др. У журнала оказалось всего 600 подписчиков, что делало его разорительным для издателя, так как не покрывались ни типографские расходы, ни гонорары сотрудников. Два последних тома «Современника» Пушкин более чем наполовину наполняет своими произведениями, по большей части, анонимными. После смерти Пушкина журнал в течение 1837 года продолжала группа писателей во главе с князем П.А. Вяземским, затем П.А. Плетнёв. Дела у издания шли плохо, и в 1846 году Плетнев продал права на журнал Н.А. Некрасову и И.И. Панаеву. В 1840-е годы программу журнала определяли статьи В.Г. Белинского, отстаивавшего идеи «натуральной школы, реализма. Н.А. Некрасов (по сути редактор) привлёк к участию в журнале И.С. Тургенева, И.А. Гончарова («Обыкновенная история»), А.И. Герцена («Кто виноват?», «Сорока-воровка», «Записки доктора Крупова»), Н.П. Огарёва, А.В. Дружинина («Полинька Сакс»), Д.В. Григоровича («Антон-горемыка»), П.В. Анненкова. Журнал печатал ранние произведения Л.Н. Толстого («кавказские» повести, «Детство», «Севастопольские рассказы»). Журнал публиковал переводы произведений Ч. Диккенса, Жорж Санд, Теккерея и других западных писателей. Руководителем журнала с 1853 года стал, наряду с Некрасовым, Н.Г. Чернышевский и с 1856 года – Н.А. Добролюбов. Журнал вёл резкую полемику с либеральной и консервативной журналистикой, стал идейным центром и трибуной революционно-демократического направления русской общественной мысли. Это привело к расколу в редакции: её покинули Толстой, Тургенев, Григорович. В мае 1866 года журнал был закрыт личным распоряжением императора Александра II. «Колокол» – первая русская революционная газета, издававшаяся А.И. Герценом и Н.П. Огарёвым в эмиграции в Вольной русской типографии в 1857 – 67 годах. Сначала намечались «прибавочные листы» к альманаху «Полярная звезда», однако в процессе создания они превратились в самостоятельное издание. Герцен, создавая Вольную русскую типографию в Лондоне, стремился, чтобы она стала «свободной, бесцензурной речью» передовой России, чтобы «невысказанным мыслям дать гласность, передать их братьям и друзьям, потерянным в немой дали русского царства». (Каждый правильный ответ - 6 баллов. Всего - 24 балла). 2. Назовите имя, отчество и фамилию героя, а также произведение и автора: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел». ОТВЕТ: Родион Романович Раскольников, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. (Правильный ответ - 10 баллов). 3. Дайте жанровое определение следующих произведений: а) «Светлана»; б) «Демьянова уха»; в) «Мцыри»; г) «Вечера на хуторе близ Диканьки»; д) «Дикий помещик»; е) «Война и мир».
один день. (Правильный ответ - 5 баллов). 6. Назовите имена и отчества героев, а также произведения, в которых они появляются: – Сквозник-Дмухановский; – Штольц; – Флягин. ОТВЕТ: Сквозник-Дмухановский Антон Антонович, «Ревизор», Н.В. Гоголь; Штольц Андрей Иванович, «Обломов», И.А. Гончаров; Флягин Иван Северьяныч, «Очарованный странник», Н.С. Лесков. (Каждый правильный ответ - 2 балла. Всего - 6 баллов). 7. «Автор не имел ни возможности, ни намерения описывать свое путешествие, как записной турист или моряк, еще менее, как ученый. Он просто вёл, сколько позволяли ему служебные занятия, дневник, и по временам посылал его в виде писем к приятелям в Россию <…> Теперь эти приятели хором объявляют автору, что он будто должен представить отчет о своем путешествии публике». Кто автор, о какой книге он рассуждает? ОТВЕТ: И.А. Гончаров, «Фрегат Паллада». (Каждый правильный ответ - 1 балл. Всего - 2 балла). 8. Какие герои, из каких произведений и каких авторов мечтали об этом: а) «чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были лавки и чтоб в них сидели купцы...». б) «мне только бы досталось в генералы».
Образ Базарова критик Страхов считает крайне типичным: «Базаров есть тип, идеал, явление, возведенное в перл создания», «он не выдумывает, а создает, не искажает, а только освещает свои фигуры». Отмечается им цельность натуры героя: «Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом. Все в нем необыкновенно идет к его сильной натуре. Замечательно, что он, так сказать, более русский, чем все остальные лица романа». Основное достоинство романа в том, что в нём изображена полнота жизни и «богатство простых человеческих чувств», особенно на примере родителей Базарова. (Правильный ответ – 9 баллов). 10. Как называется стих, построенный на интонационной и синтаксической основе без учёта числа слогов и ударений в строке? ОТВЕТ: верлибр (свободный стих). (Правильный ответ – 10 баллов). ИТОГО: 92 балла. ЗАДАНИЯ И ОТВЕТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОТБОРОЧНОГО (ЗАОЧНОГО) ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ «ПЕРВЫЙ ШАГ В НАУКУ» ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В 2013/2014 УЧЕБНОМ ГОДУ 11 класс
1). «Полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно».
«…Там их трое – Главный был наряжен верстою… А другой как демон одет, - Чтоб они столетьям достались, Их стихи за них постарались. Третий прожил лишь двадцать лет…» –
1) Вместо мудрости – опытность… 2) Одной надеждой меньше стало -…. 3) Я научила женщин говорить…. 4) Когда погребают эпоху…. 5) Когда человек умирает… 6) Но, может быть, поэзия сама…
1) …кудрявый – месяц Гуляет в голубой траве.
Распласталась на тихой воде….
В мокрой воде ворочается. ОТВЕТ: «Ягненочек», «Лягушкой», Медведь». (Каждый правильный ответ – 3 балла. Всего – 9 баллов). 10. Назовите поэтические произведения русской литературы первой половины ХХ века и их авторов, в которых изображен Петербург. ОТВЕТ: А. Ахматова «Стихи о Петербурге»; Стихи О. Мандельштама «Я вернулся в мой город», «В Петрополе прозрачном мы умрем», «В Петербурге мы сойдемся снова»; Б. Пастернак «Петербург»; В. Набоков «Петербург»; А. Блок «Возмездие»; И. Анненский «Петербург» и др. (Каждый правильный ответ – 2 балла. Всего - 12 баллов). Всего – 100 баллов. |