Задачами (компетенциями) дисциплины являются - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дисциплины 6719 Культура Японии Цель и задачи дисциплины 1 43.51kb.
Программа учебной дисциплины 1 87.29kb.
Из опыта работы «Виды активного отдыха с воспитанниками и их родителями» 1 443.99kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... 2 616.67kb.
Программа дисциплины «история химии» 1 193.56kb.
Задачами Районного Штаба Автозаводского района являются: развитие... 1 41.47kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Правовое обеспечение... 2 514.63kb.
Программа дисциплины археография Цикл 1 216.07kb.
Программа дисциплины духовная жизнь татарского народа в начале ХХ... 1 298.51kb.
Программа учебной дисциплины Региональные аспекты современных международных... 1 234.87kb.
Образовательная программа (дополнительное образование детей) 2 734.87kb.
Условное обозначение (пример) 1 27.82kb.
- 4 1234.94kb.
Задачами (компетенциями) дисциплины являются - страница №1/2





1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ



Дисциплина имеет целью познакомить магистров с методологией современных историко-научных исследований, с традиционными и новейшими подходами к изучению феномена науки и техники. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной и технической рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые и инженеры.

Основными задачами (компетенциями) дисциплины являются:

- приобретение понимания основных научных концепций, понятий и методов исследования в рамках философии науки и техники (ОК-1,3,6,);

- овладение приемами и принципами научного исследования, нравственными ценностями научного мировоззрения (ОК-1,3,6);

- формирование:

способности совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1);

способности к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-3);

способности аргументировано и толерантно излагать свое понимание жизненно значимых философских проблем (ОК- 6);

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО


Дисциплина «философские проблемы науки и техники» относится к базовой части общенаучного цикла. Дисциплина обеспечивает логическую взаимосвязь между уровнем общекультурной подготовки студентов, его гражданской позиции и навыками организационного управления в профессиональной сфере. Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» представляет собой основу для изучения в последующем дисциплин профессионального цикла, например, «Информационные технологии в строительстве», «Методы решения научно-технических задач в строительстве».
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: современные проблемы науки и техники, формы и методы научного познания, развитие науки и смену типов научной рациональности (ОК-1,3,6);
уметь: выбирать и реализовывать методы ведения научных исследований (ОК-

1,3,6);
владеть: разработкой моделей процессов и явлений для решения практических задач профессиональной деятельности (ОК-1,3,6).


4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Структура и содержание дисциплины

К видам учебной работы относятся: лекции, консультации, практические занятия, коллоквиумы, самостоятельная работа, в том числе не менее 20% проводимых в интерактивной форме.





Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.


Наименование

Форма обучения

Очная

Заочная

Заочная - ускоренная

Курс

1

-

-

Семестр

1

-

-

Недели

13

-

-

Лекции

15

-

-

Семинары

30

-

-

Практические занятия

-

-

-

Лабораторные работы

-

-

-

Итого аудиторных занятий

45

-

-

Контрольная работа

-

-

-

Самостоятельная работа

27

--

-

Общий бюджет времени

72




-




ФОРМЫ КОНТРОЛЯ-

Экзамен

1 сем.

-

-

4.2. Содержание разделов дисциплины




тем


лек- ций

Наименование тем и содержание разделов лекционного курса



Объем в часах, отводимый на

аудиторное изучение данной

темы

по формам обучения



очная

заочная

заочная-

ускоренная



1. Специфика науки, ее становление и развитие

1.1

НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная

деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Эволюция подходов к анализу науки. Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).


2

-

-

1.2*

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ

ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ*. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии происхождения знаний: обобщение практического опыта и конструирования теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа (Ф. Бэкон, У. Оккам). Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт). Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки.



2

-

-






Формирование технических наук.










1.3

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. Научное знание как

сложная развивающаяся система. Многообразие типов

научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различия. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Философские основания науки. Философские обоснования как условие включения научных знаний в культуру.


2

-

-

2. Основные понятия и проблемы философии науки и техники

2.1

НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ

РАЦИОНАЛЬНОСТИ. Взаимодействие традиций и

возникновение научного знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Научные революции как точки бифуркаций в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.


2

-

-

2.2

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ

НАУКИ. ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА. Главные характеристики современной,

постнеклассической науки. Современные процессы

дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Новые этические проблемы в конце XX начале XXI столетия. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов.



2

-

-

2.3

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ КАК ОБЛАСТЬ

ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. Для чего нужна

инженеру философия техники. Гетерогенные системы

«человек-машина», в которые включены технологический процесс, природная и социокультурная среда. Функции человека в технологическом процессе и их философское осмысление. Человеческое измерение технического процесса. Представления о технике в истории философской и научной мысли. Античное понимание техники (Платон, Аристотель). Попытки философского осмысления техники в Средневековье, в эпоху Возрождения и в Новое Время в работах Леонардо да Винчи, Г. Галилея, Ф. Бэкона, Паскаля и др. Диалектика техники и общества в работах К. Маркса. Э. Капп и его работа «Основные направления философии техники» (1877). Философия техники в России (П. Энгельмейер, Н. Бердяев).



3

-

-

2.4

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ ФИЛОСОФИЯ

ТЕХНИКИ. Проблемные аспекты современного техногенного общества: Л. Мемфорд, Х. Ортега-и-Гассет, М.



2

-

-






Хайдеггер, Ж. Эллюль. Что из себя представляет техника в

современном мире. Объективные и субъективные источники

ее развития. Противоречия между техникой и культурой. Сциентизм и антисциентизм. Этические проблемы развития техники. Экологические проблемы развития техники. Экологические проблемы развития техники (техноэкология).














Итого :

15

-

-

Примечание: * краткое содержание лекции приведено в приложении 1

Полный конспект лекций в электронном виде приводится в электронном УМК дисциплины.


4.3. Лабораторный практикум – не предусмотрен учебным планом.


4.4. Практические занятия


№ тем заняти й


Наименование тем

практических занятий

Номер соответствую щей темы лекции



Объем в часах, отводимый на

изучение данной темы

по видам обучения

очная

заочная


заочная-

ускоренн


а

П-1


НАУКА В КУЛЬТУРЕ

СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ [МУ7.1-7.12]


1.1

2

-

-

П-2


ПРОБЛЕМА

ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ [МУ7.1-7.12]


1.2

2

-

-

П-3


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

ЭВОЛЮЦИИ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА [МУ7.1-7.12]


1.2

3

-

-

П-4


ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА [МУ7.1-7.12]


1.3

2

-

-


П-5

СТРУКТУРА НАУЧНОГО

ЗНАНИЯ [МУ7.1-7.12]



1.3

2

-

-

П-6


ЭМПИРИЧЕКСОЕ И

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ В

НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ [МУ7.1-7.12]

1.3

2

-

-

П-7


НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.

НАУЧНЫЕ ПАРАДИГМЫ [МУ7.1-7.12]


2.1

2

-

-

П-8


ТИПЫ НАУЧНОЙ

РАЦИОНАЛЬНОСТИ [МУ7.1-

7.12]

2.1

2

-

-

П-9


ОСОБЕННОСТИ

СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ. [МУ 7.1-

7.12]

2.2

2

-

-

П-10


ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-

ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА [МУ 7.1-7.12]


2.2

2

-

-

П-11


ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ КАК

ОБЛАСТЬ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ [МУ7.1-7.12]


2.3

2

-

-

П-12


ВОЗНИКНОВЕНИЕ И

РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ [МУ7.1-7.12]


2.3

3

-

-


П-13

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ

2.4

2

-

-






ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ [МУ

7.1-7.12]














-П-14


ТЕХНИКА И ПРОБЛЕМА

СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

[МУ7.1-7.12] *

2.4

2

-

-

Итог





30

-

-


Примечание * : - номер МУ для практической работы соответствует кафедральной регистрации.


5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Для преподавания дисциплины предусмотрены традиционные технологии в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов.
5.1. А у д иторн ы е зан ятия вк лю ч

аю т :

- лекции, на которых излагается теоретическое содержание курса;

- практические занятия, предназначенные для закрепления теоретического курса и приобретения студентами умения обосновывать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, а также применить полученные знания при решении профессиональных задач, при разработке социальных проектов, организации межчеловеческих отношений в сфере управленческой деятельности;
5.2. Сам ос тояте л ьн ая работа с ту д ен тов предназначена для внеаудиторной работы по закреплению теоретического курса и практических навыков дисциплины; по изучению дополнительных разделов дисциплины.



п/п



Форма работы

Объем в часах, отводимый на проведение работ

очная заочная заочная- ускоренная


1 Усвоение текущего учебного материала 10

2. Самостоятельное изучение дополнительных 5 разделов дисциплины, работа в библиотеке

3. Подготовка r практическим занятиям 5

4. Подготовка к коллоквиумам -

5. Подготовка к ЭКЗАМЕНУ 7

ВСЕГО: 27

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


6.1. Т е ку щим кон тро л е м предусмотрены две письменные контрольные работы (коллоквиумы) по материалам теоретического курса. В каждой работе студенту предлагается ответить в письменной форме на 3-5 теоретических вопроса. Контрольные работы проводятся в течение 15-20 минут в часы, отведенные на семинары.
6.2. Итого вая а тте с тация включает зачет по теоретическому курсу в заключение 1 семестра. Зачет учитывает результаты контрольных и работу студентов на семинарских занятиях.


7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




п/п

Основная литература

Наличие

1.

Гриненко Г. В. История философии. Учебник 3-е изд., испр. и доп. -

М.: ЮРАЙТ, 2011. - 689 с.



ЭБС
www.biblioclu.ru

2.

Спиркин А. Г. Философия. Учебник 3-е изд., перераб. и доп. - М.:

ЮРАЙТ, 2011. - 829 с.



ЭБС
www.biblioclu.ru

3.

Липский Б. И. Марков Б. В. Философия. Учебник М.: ЮРАЙТ, 2012.

- 496 с.


ЭБС
www.biblioclu.ru

4.

Канке В. А. Современная философия. Учебник М.: Омега-Л, 2010. -

336 с.


ЭБС
www.biblioclu.ru

Дополнительная литература

5.

Вечканов В. Э. Философия. Курс лекций М.: Ай Пи Эр Медиа,

2010. - 209 с.

ЭБС
www.biblioclu.ru

6.

Наука. Философия. Религия. Книга 2 Под редакцией: Гайденко П.

П. Катасонов В. Н. М.: ИФ РАН, 2007. - 248 с.



ЭБС
www.biblioclu.ru

7.

Философия науки. Выпуск 6 Под редакцией: Огурцов А. П. Розин

В. М. М.: ИФ РАН, 2000. - 288 с.



ЭБС
www.biblioclu.ru

8.

Белый А.Символизм и философия культуры М.: Директ-Медиа, 2008.

- 924 с.


ЭБС
www.biblioclu.ru


8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ







п.п

Наименование

Количество







Специальное оборудование







Не предусмотрено







Технические средства обучения




1

Ноутбук

1




Измерительные приборы







Не предусмотрены







Специальные материалы







Не предусмотрены







Специализированная мебель и оргтехника




1

Стол лектора

1

2

Стол аудиторный двухместный из металлопрофиля с покрытием из

18




шпона




6

Стулья аудиторные

36

7

Доска аудиторная раскладная на основе стального эмалированного

листа для написания мелом (2500х1200 мм)



1

9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


9.1. Примерная тематика рефератов – не предусмотрена учебным планом.
Примерные вопросы, для оценки качества освоения дисциплины на экзамене
1. Понятие науки

2. Особенности научного познания

3. Наука и философия

4. Наука и техника

5. Философия и техника

6. Научное познание и обыденное

7. Техника и личность

8. Технические науки

9. Функции технических наук в жизни общества

10. Наука в античном полисе

11. Наука в средние века

12. Опытная наука в новоевропейской культуре

13. Классическая наука

14. Неклассическая наука

15. Постнеклассическая наука

16. Научное и ненаучное знание

17. Эмпирический и теоретический уровни знания

18. Основания наука

19. Идеалы и нормы исследования

20. Научная картина мира

21. Исторические формы научной картины мира

22. Философские основания науки

23. Научные революции

24. Типы научной рациональности

25. Нелинейность роста знаний
27. Глобальный эволюционизм

28. Экологическая экспертиза научно-технических проектов

29. Социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов

30. Функции человека в технологическом процессе

31. Человеческое измерение технического процесса

32. Античное понимание техники

33. Техника в Средние века

34. Техника в эпоху Возрождения

35. Техника в Новое время

36. Современная гуманитарная философия техники

37. Сциентизм

38. Антисциентизм

39. Техноэкология

40. Социологическое направление в философии техники

41. Антропологическое направление в философии техники

42. Религиозная философия техники



для

43. Информационные технологии

44. Биотехнологии

45. Бионика

46. Компьютерная сеть

47. Компьютерная революция

48. Генные технологии

49. Клонирование

50. Информационное общество




Приложение1

студентов направления подготовки 230700 Прикладная информатика. Профиль

«Прикладная информатика в аналитической экономике»

к рабочей программе по дисциплине «Философские проблемы науки и техники»
Направление подготовки 09.04.03 «Прикладная информатика» Профиль подготовки «Прикладная информатика в аналитической экономике»
Раскрытие сложной лекционной темы
Тема 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

ВОПРОСЫ:


1. Естествознание и техника: истоки теоретического познания

2.Преднаука и техника Древнего Востока

3.Преднаука, философия и техника античности.

4. Религия, преднаука и техника: средневековье.




1. Естествознание и техника: истоки теоретического познания

Проблема генезиса науки, соотношения преднауки и науки в собственном смысле сегодня бурно обсуждается учеными и философами (П.

П. Гайденко,Л. М. Кесарева, Л. А. Микешина, В.С. Степин, В. П. Кохановский, и др.). Известны как минимум пять версий понимания исторического возраста науки: наука возникла в античности, в Древнем Египте, в контексте поздней средневековой культуры, в Новое время и феномен науки рассматривается как двуединый, а именно, наука, двуединое понимание ее возраста – «как науки» и «собственно науки». Все версии – это своеобразные акценты такого сложного и многогранного феномена как наука. Наиболее распространенной и устоявшейся является точка зрения, согласно которой до Нового времени знания о мире были объединены в рамках философии, отчасти мифологии и

религии, а крупнейшие мыслители были философами и естествоиспытателями одновременно. Наука в собственном смысле как своеобразная форма познания, специальный тип духовного производства и социальный институт возникает только в Новое время, в XVI

– XVII вв, потому что до этого времени не было объективных общественно-исторических и социокультурных условий для ее формирования. Однако предпосылки науки созревали гораздо раньше, в процессе совершенствования форм человеческой жизнедеятельности, поэтому есть смысл говорить о ее предыстории, чтобы не возникало сомнение по поводу того считать ли учеными Гиппократа, Евклида, Архимеда и др. известных нам со школьной скамьи имен.

2. Преднаука и техника Древнего Востока. Большой объем эмпирических знаний был накоплен древнейшими цивилизациями Востока: Индией, Китаем, Вавилоном, Египтом. Индийскими учеными была создана десятичная система исчисления, разработан ряд решений квадратных и кубических уравнений, арифметическая и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и алгебры. Астрономы довольно точно вычисляли движение небесных тел. Известна была разница в длине дня и ночи в различных широтах земного шара. Химия и медицина носили практический характер. Знания в области химии позволили изготовлять кислоты, краски, лекарства, духи, цемент, соли металлов, сложные
препараты из ртути и др. Врачи написали ряд работ по практической хирургии. С глубокой древности в Египте и других странах существовала специализация врачей: были специалисты по внутренним, кожным, глазным, желудочно-кишечным болезням, по хирургии, акушерству и др. Наблюдались существенные различия в рангах, познаниях, материальной обеспеченности врачей. К высшей категории относились врачи-жрецы, ниже рангом - врачи-ремесленники (прототип современных средних медицинских работников). Древние народы - создатели первых цивилизаций внесли неоценимый вклад в развитие медицины. Древний Египет считают родиной косметики и рационального учения о кожных болезнях. Дошедшие до нашего времени письменные источники свидетельствуют, что древнеегипетские косметические средства обладали высокой стойкостью, не раздражали кожу, а в ряде случаев оказывали лечебное действие.

Медицина Древней Индии включала элементы личной и общественной гигиены, а также широкое использование в лечебной практике естественных факторов (водолечение, солнечные и воздушные ванны и т. д.). Составной частью древнеиндийских религиозно- философских систем, сохранившейся до настоящего времени, является система психофизических упражнений йоги. В Древнем Китае большое внимание в диагностике уделялось исследованиям пульса; широкое распространение имела вариоляция в целях предохранения от заболеваний оспой (в ноздри здоровым людям вводили высушенный гной оспенных пустул больного). До наших дней сохранился своеобразный насчитывающий несколько тысячелетий метод лечения чжень-цзю-терапия - иглоукалывание в особые так называемые жизненные точки, располагающиеся вдоль тела человека по своеобразным линиям - меридианам. Рациональные элементы этого метода лечения используются современной рефлексотерапией.


3. Преднаука, философия и техника античности. Переход на теоретический уровень знания произошел только в древней Греции. Греки восприняли накопленные до них знания в Египте и Вавилоне, далее летопись научных открытий не прерывалась. С VI в. до н. э. начинается первый ионийский этап развития науки, этап ее зарождения. Первым ионийским философом и естествоиспытателем был Фалес Милетский (примерно 625 – 547 до н.э.) Он был известен как математик и астроном, инженер, политический деятель и даже купец. Ему принадлежит открытие причины солнечных затмений, способа определения высоты сооружений по их тени. Фалес перешел от решения конкретных задач к доказательству общих теоретических положений и утверждал, что всякий круг делится диаметром пополам, всякий угол, опирающийся на диаметр, является прямым, углы при основании всякого равнобедренного треугольника равны.
Видное место в науке Древней Греции занимал Пифагор (582 – 500 до н.э.), известный и в наше время по теореме носящей его имя. Пифагору, его ученикам и последователям принадлежит введение в математику иррациональных чисел (т.е. чисел, которые выражаются бесконечными дробями и не могут быть точно представлены как частное двух чисел), количественной смысловой оценки при изучении физических явлений, утверждения шарообразности земли и ее вращения вокруг собственной оси. Пифагорейская школа рассматривала числа как основу всего существующего в мироздании.

Второй период в развитии древнегреческой науки связывается с рассветом города- государства Афин и называется афинским, период наивысшего подъема античной культуры в целом. Особое место в развитий древнегреческой науки принадлежит Демокриту (около

460 – 370 до н. э.). Он вводит понятие атома (малых неделимых частиц, из которых состоит Вселенная). Атомы и пустота, согласно Демокриту составляют все существующие вещи, причем новые сочетания атомов или их разрушения есть причина возникновения новых миров во Вселенной или причина их гибели, исчезновения. Мыслитель рассматривал Вселенную как вечную и бесконечную, не имеющую начала и конца, им были рассмотрены многие вопросы из области философии, этики, психологии, математики, физики, медицины, техники. Однако как верно подметил Кириллин В.А. «нельзя тем не менее рассматривать древнегреческий атомизм как первую главу современной науки об атомах: ни один из выводов ученых того, далекого от нас, времени не имеет каких-либо обоснований и
доказательств». Важнейшей вехой в истории древнегреческой науки является деятельность крупнейшего врача того времени Гиппократа (460 – 370 до н. э.), который жил на острове Кос, вблизи Малой Азии, вокруг которого образовалась Косская медицинская школа. Данной школе во главе с Гиппократом принадлежит создание системы наблюдения за больными и открытие некоторых методов лечения, а также представление о том, что организм человека представляет собой целостную систему. Гиппократ описал внешние признаки многих болезней, указал на значение образа жизни и окружающей среды (прежде всего климата) в происхождении заболеваний, а учением об основных типах телосложения и темперамента у людей обосновал индивидуальный подход к диагностике и лечению больного. Его справедливо называют отцом медицины. Вместе с тем лечение того времени не имело научной основы, оно опиралось не на ясные физиологические представления о функциях определенных органов, а на учение о четырех жидких началах жизни (слизь, кровь, желтая и черная желчь), изменения которых, якобы, ведут к болезни. Первая попытка установить взаимосвязь между строением и функциями человеческого тела принадлежит знаменитым александрийским врачам Эразистрату и Герофилу (III в. до н. э.), производившим вскрытия трупов и опыты на животных.

Достигшая высокого расцвета медицина Древней Греции нашла отражение в культах обожествленного врача Асклепия и его дочерей: Гигиеи - охранительницы здоровья (отсюда гигиена) и Панакеи - покровительницы лечебного дела (отсюда панацея). При храмах выделялись специальные помещения для увечных, слепых и хронических больных. В крупных городах имелись специальные дома для родовспоможения.


Платон (428 – 347 до н. э.), в большей мере известный своими философскими диалогами, сыграл большое значение в становлении и развитии науки. Важным является его представление о структуре мироздания или космоса, который осязаем и материален, но существовал не всегда, а появился в результате «творческого акта». Космос разделен на семь небесных кругов, соответствующих планетам и солнцу, которые движутся вокруг шарообразной Земли.
Крупнейшим философом-естествоиспытателем, энциклопедистом является Аристотель (384 – 322 до н. э.), его сочинения охватывают все отрасли тогдашнего знания: естественные науки (математику, механику, физику, астрономию, биологию), медицину, логику, психологию, историю, экономику, философию. Центральным понятием в его сочинениях является «материя», которую он рассматривает как субстрат каждой вещи, инертный, пассивный и лишенный способности к развитию. Только в сочетании с формой материя приобретает черты реальности, которая активна и обуславливает развитие материи. Поэтому движение есть результат взаимодействия активной формы с пассивной материей.

«Ищу причину для материи, а она есть форма, в силу которой материя есть нечто определенное, а эта причина есть сущность (вещей)». Исследования в области биологии, непосредственно сделанные самим Аристотелем связаны с вопросами классификации и анатомии животных. Первой ступенькой в его классификации является неорганический мир, затем сложные растения и животные, а завершает эту классификацию сам человек. Однако об эволюции речи не было, по мнению мыслителя все неизменно и вечно.


Среди ученых механиков заслуженную известность приобрел Архимед (287 – 212 до н. э.). Он родился на острове Сицилия в г. Сиракузы и жил во время первой и второй Пунических войн между Римом и Карфагеном за господство в Средиземном море. Во время второй Пунической войны Архимед возглавлял оборону Сиракуз, осажденных римлянами. Под его руководством были сделаны, разработанные им и совершенные для того времени метательные снаряды. Осенью 212 г. до н. э. римляне завладели городом, и Архимед был убит, по легенде, сказав перед смертью римскому солдату «не трогай моих чертежей». В число научных достижений Архимеда входит решение ряда задач по вычислению площадей поверхностей и объемов, с большой точностью он определил значение числа π, представляющего собой отношение длинны окружности к диаметру, ввел понятие центра тяжести и разработал методы его определения для различных тел, дал математический вывод
законов рычага, дал начала статике и гидростатике, причем последняя нашла широкое применение при проверке изделий из драгоценных металлов и определении грузоподъемности корабля. Архимед открыл закон плавучести тела, носящий его имя, согласно которому на всякое тело, погруженное в жидкость или газ, действует поддерживающая сила, равная весу вытесненной телом жидкости или газа, направленная вверх и приложенная к центру тяжести вытесненного объема. Все научные достижения Архимеда были тесно связаны с нуждами практики, с жизненными потребностями. К многочисленным его достижениям относится архимедов винт – устройство для подъема воды на более высокий уровень, имеющее преимущество перед поршневым насосом, в случае если вода загрязнена, например илом, различные системы рычагов, военные метательные машины.

Древнеримская математика известна по сочинениям Менелая Александрийского, Паппа Александрийского, Диофанта Александрийского и др. Успешно развивалась география, что было связано с завоевательными войнами. Одно из подтверждений этого содержится в

«Записках» Юлия Цезаря. Достижения в области техники могут быть рассмотрены на примере архитектуры и строительства. Древнеримские строители создали, сохранившийся частично до наших дней, храм богини домашнего очага Весты на реке Тибр (1 в. до н.э.), театр Марцелла (1 в. до н.э.), Колизей (1 в. Рим), храм Мезон Каре (1 в. г. Ним, Франция) и т.д. Больших успехов достигли римляне в строительстве водопроводов, в том числе выполненных в виде мостов над реками, что стало возможно благодаря производству в большом количестве обожженного кирпича и бетона, изготовляемого из вулканического пепла. В Древнем Риме была создана широкая для того времени сеть дорог, состоящая из

370 больших дорог, из них около 30 вели в Рим, использовались указатели расстояний и пересечения путей. Толщина «дорожной одежды», состоящая из гравия, булыжного и тесаного камня составляла примерно 1 метр. Можно сделать вывод о том, что в античности появляются первые теоретические модели, однако отсутствие экспериментальной базы делает невозможным рождение экспериментального естествознания.


следующая страница >>