страница 1страница 2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Задачами (компетенциями) дисциплины являются - страница №1/2
![]() ![]() ![]() 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина имеет целью познакомить магистров с методологией современных историко-научных исследований, с традиционными и новейшими подходами к изучению феномена науки и техники. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной и технической рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые и инженеры. Основными задачами (компетенциями) дисциплины являются: - приобретение понимания основных научных концепций, понятий и методов исследования в рамках философии науки и техники (ОК-1,3,6,); - овладение приемами и принципами научного исследования, нравственными ценностями научного мировоззрения (ОК-1,3,6); - формирование: способности совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1); способности к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-3); способности аргументировано и толерантно излагать свое понимание жизненно значимых философских проблем (ОК- 6); 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина «философские проблемы науки и техники» относится к базовой части общенаучного цикла. Дисциплина обеспечивает логическую взаимосвязь между уровнем общекультурной подготовки студентов, его гражданской позиции и навыками организационного управления в профессиональной сфере. Дисциплина «Философские проблемы науки и техники» представляет собой основу для изучения в последующем дисциплин профессионального цикла, например, «Информационные технологии в строительстве», «Методы решения научно-технических задач в строительстве». 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате изучения дисциплины студент должен: знать: современные проблемы науки и техники, формы и методы научного познания, развитие науки и смену типов научной рациональности (ОК-1,3,6);
1,3,6);
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Структура и содержание дисциплины К видам учебной работы относятся: лекции, консультации, практические занятия, коллоквиумы, самостоятельная работа, в том числе не менее 20% проводимых в интерактивной форме. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
4.2. Содержание разделов дисциплины
4.3. Лабораторный практикум – не предусмотрен учебным планом. 4.4. Практические занятия
Примечание * : - номер МУ для практической работы соответствует кафедральной регистрации. 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Для преподавания дисциплины предусмотрены традиционные технологии в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. 5.1. А у д иторн ы е зан ятия вк лю ч аю т : - лекции, на которых излагается теоретическое содержание курса; - практические занятия, предназначенные для закрепления теоретического курса и приобретения студентами умения обосновывать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, а также применить полученные знания при решении профессиональных задач, при разработке социальных проектов, организации межчеловеческих отношений в сфере управленческой деятельности;
№ п/п Форма работы Объем в часах, отводимый на проведение работ очная заочная заочная- ускоренная
1 Усвоение текущего учебного материала 10 2. Самостоятельное изучение дополнительных 5 разделов дисциплины, работа в библиотеке 3. Подготовка r практическим занятиям 5 4. Подготовка к коллоквиумам - 5. Подготовка к ЭКЗАМЕНУ 7
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 6.1. Т е ку щим кон тро л е м предусмотрены две письменные контрольные работы (коллоквиумы) по материалам теоретического курса. В каждой работе студенту предлагается ответить в письменной форме на 3-5 теоретических вопроса. Контрольные работы проводятся в течение 15-20 минут в часы, отведенные на семинары. 6.2. Итого вая а тте с тация включает зачет по теоретическому курсу в заключение 1 семестра. Зачет учитывает результаты контрольных и работу студентов на семинарских занятиях. 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 9.1. Примерная тематика рефератов – не предусмотрена учебным планом. Примерные вопросы, для оценки качества освоения дисциплины на экзамене 1. Понятие науки 2. Особенности научного познания 3. Наука и философия 4. Наука и техника 5. Философия и техника 6. Научное познание и обыденное 7. Техника и личность 8. Технические науки 9. Функции технических наук в жизни общества 10. Наука в античном полисе 11. Наука в средние века 12. Опытная наука в новоевропейской культуре 13. Классическая наука 14. Неклассическая наука 15. Постнеклассическая наука 16. Научное и ненаучное знание 17. Эмпирический и теоретический уровни знания 18. Основания наука 19. Идеалы и нормы исследования 20. Научная картина мира 21. Исторические формы научной картины мира 22. Философские основания науки 23. Научные революции 24. Типы научной рациональности 25. Нелинейность роста знаний
28. Экологическая экспертиза научно-технических проектов 29. Социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов 30. Функции человека в технологическом процессе 31. Человеческое измерение технического процесса 32. Античное понимание техники 33. Техника в Средние века 34. Техника в эпоху Возрождения 35. Техника в Новое время 36. Современная гуманитарная философия техники 37. Сциентизм 38. Антисциентизм 39. Техноэкология 40. Социологическое направление в философии техники 41. Антропологическое направление в философии техники 42. Религиозная философия техники для 43. Информационные технологии 44. Биотехнологии 45. Бионика 46. Компьютерная сеть 47. Компьютерная революция 48. Генные технологии 49. Клонирование 50. Информационное общество Приложение №1 студентов направления подготовки – 230700 – Прикладная информатика. Профиль – «Прикладная информатика в аналитической экономике» к рабочей программе по дисциплине «Философские проблемы науки и техники» Направление подготовки 09.04.03 «Прикладная информатика» Профиль подготовки «Прикладная информатика в аналитической экономике» Раскрытие сложной лекционной темы Тема 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ВОПРОСЫ:
1. Естествознание и техника: истоки теоретического познания 2.Преднаука и техника Древнего Востока 3.Преднаука, философия и техника античности. 4. Религия, преднаука и техника: средневековье. 1. Естествознание и техника: истоки теоретического познания Проблема генезиса науки, соотношения преднауки и науки в собственном смысле сегодня бурно обсуждается учеными и философами (П. П. Гайденко,Л. М. Кесарева, Л. А. Микешина, В.С. Степин, В. П. Кохановский, и др.). Известны как минимум пять версий понимания исторического возраста науки: наука возникла в античности, в Древнем Египте, в контексте поздней средневековой культуры, в Новое время и феномен науки рассматривается как двуединый, а именно, наука, двуединое понимание ее возраста – «как науки» и «собственно науки». Все версии – это своеобразные акценты такого сложного и многогранного феномена как наука. Наиболее распространенной и устоявшейся является точка зрения, согласно которой до Нового времени знания о мире были объединены в рамках философии, отчасти мифологии и религии, а крупнейшие мыслители были философами и естествоиспытателями одновременно. Наука в собственном смысле как своеобразная форма познания, специальный тип духовного производства и социальный институт возникает только в Новое время, в XVI – XVII вв, потому что до этого времени не было объективных общественно-исторических и социокультурных условий для ее формирования. Однако предпосылки науки созревали гораздо раньше, в процессе совершенствования форм человеческой жизнедеятельности, поэтому есть смысл говорить о ее предыстории, чтобы не возникало сомнение по поводу того считать ли учеными Гиппократа, Евклида, Архимеда и др. известных нам со школьной скамьи имен.
Медицина Древней Индии включала элементы личной и общественной гигиены, а также широкое использование в лечебной практике естественных факторов (водолечение, солнечные и воздушные ванны и т. д.). Составной частью древнеиндийских религиозно- философских систем, сохранившейся до настоящего времени, является система психофизических упражнений йоги. В Древнем Китае большое внимание в диагностике уделялось исследованиям пульса; широкое распространение имела вариоляция в целях предохранения от заболеваний оспой (в ноздри здоровым людям вводили высушенный гной оспенных пустул больного). До наших дней сохранился своеобразный насчитывающий несколько тысячелетий метод лечения чжень-цзю-терапия - иглоукалывание в особые так называемые жизненные точки, располагающиеся вдоль тела человека по своеобразным линиям - меридианам. Рациональные элементы этого метода лечения используются современной рефлексотерапией. 3. Преднаука, философия и техника античности. Переход на теоретический уровень знания произошел только в древней Греции. Греки восприняли накопленные до них знания в Египте и Вавилоне, далее летопись научных открытий не прерывалась. С VI в. до н. э. начинается первый ионийский этап развития науки, этап ее зарождения. Первым ионийским философом и естествоиспытателем был Фалес Милетский (примерно 625 – 547 до н.э.) Он был известен как математик и астроном, инженер, политический деятель и даже купец. Ему принадлежит открытие причины солнечных затмений, способа определения высоты сооружений по их тени. Фалес перешел от решения конкретных задач к доказательству общих теоретических положений и утверждал, что всякий круг делится диаметром пополам, всякий угол, опирающийся на диаметр, является прямым, углы при основании всякого равнобедренного треугольника равны. Видное место в науке Древней Греции занимал Пифагор (582 – 500 до н.э.), известный и в наше время по теореме носящей его имя. Пифагору, его ученикам и последователям принадлежит введение в математику иррациональных чисел (т.е. чисел, которые выражаются бесконечными дробями и не могут быть точно представлены как частное двух чисел), количественной смысловой оценки при изучении физических явлений, утверждения шарообразности земли и ее вращения вокруг собственной оси. Пифагорейская школа рассматривала числа как основу всего существующего в мироздании. Второй период в развитии древнегреческой науки связывается с рассветом города- государства Афин и называется афинским, период наивысшего подъема античной культуры в целом. Особое место в развитий древнегреческой науки принадлежит Демокриту (около 460 – 370 до н. э.). Он вводит понятие атома (малых неделимых частиц, из которых состоит Вселенная). Атомы и пустота, согласно Демокриту составляют все существующие вещи, причем новые сочетания атомов или их разрушения есть причина возникновения новых миров во Вселенной или причина их гибели, исчезновения. Мыслитель рассматривал Вселенную как вечную и бесконечную, не имеющую начала и конца, им были рассмотрены многие вопросы из области философии, этики, психологии, математики, физики, медицины, техники. Однако как верно подметил Кириллин В.А. «нельзя тем не менее рассматривать древнегреческий атомизм как первую главу современной науки об атомах: ни один из выводов ученых того, далекого от нас, времени не имеет каких-либо обоснований и
Достигшая высокого расцвета медицина Древней Греции нашла отражение в культах обожествленного врача Асклепия и его дочерей: Гигиеи - охранительницы здоровья (отсюда гигиена) и Панакеи - покровительницы лечебного дела (отсюда панацея). При храмах выделялись специальные помещения для увечных, слепых и хронических больных. В крупных городах имелись специальные дома для родовспоможения. Платон (428 – 347 до н. э.), в большей мере известный своими философскими диалогами, сыграл большое значение в становлении и развитии науки. Важным является его представление о структуре мироздания или космоса, который осязаем и материален, но существовал не всегда, а появился в результате «творческого акта». Космос разделен на семь небесных кругов, соответствующих планетам и солнцу, которые движутся вокруг шарообразной Земли. Крупнейшим философом-естествоиспытателем, энциклопедистом является Аристотель (384 – 322 до н. э.), его сочинения охватывают все отрасли тогдашнего знания: естественные науки (математику, механику, физику, астрономию, биологию), медицину, логику, психологию, историю, экономику, философию. Центральным понятием в его сочинениях является «материя», которую он рассматривает как субстрат каждой вещи, инертный, пассивный и лишенный способности к развитию. Только в сочетании с формой материя приобретает черты реальности, которая активна и обуславливает развитие материи. Поэтому движение есть результат взаимодействия активной формы с пассивной материей. «Ищу причину для материи, а она есть форма, в силу которой материя есть нечто определенное, а эта причина есть сущность (вещей)». Исследования в области биологии, непосредственно сделанные самим Аристотелем связаны с вопросами классификации и анатомии животных. Первой ступенькой в его классификации является неорганический мир, затем сложные растения и животные, а завершает эту классификацию сам человек. Однако об эволюции речи не было, по мнению мыслителя все неизменно и вечно. Среди ученых механиков заслуженную известность приобрел Архимед (287 – 212 до н. э.). Он родился на острове Сицилия в г. Сиракузы и жил во время первой и второй Пунических войн между Римом и Карфагеном за господство в Средиземном море. Во время второй Пунической войны Архимед возглавлял оборону Сиракуз, осажденных римлянами. Под его руководством были сделаны, разработанные им и совершенные для того времени метательные снаряды. Осенью 212 г. до н. э. римляне завладели городом, и Архимед был убит, по легенде, сказав перед смертью римскому солдату «не трогай моих чертежей». В число научных достижений Архимеда входит решение ряда задач по вычислению площадей поверхностей и объемов, с большой точностью он определил значение числа π, представляющего собой отношение длинны окружности к диаметру, ввел понятие центра тяжести и разработал методы его определения для различных тел, дал математический вывод законов рычага, дал начала статике и гидростатике, причем последняя нашла широкое применение при проверке изделий из драгоценных металлов и определении грузоподъемности корабля. Архимед открыл закон плавучести тела, носящий его имя, согласно которому на всякое тело, погруженное в жидкость или газ, действует поддерживающая сила, равная весу вытесненной телом жидкости или газа, направленная вверх и приложенная к центру тяжести вытесненного объема. Все научные достижения Архимеда были тесно связаны с нуждами практики, с жизненными потребностями. К многочисленным его достижениям относится архимедов винт – устройство для подъема воды на более высокий уровень, имеющее преимущество перед поршневым насосом, в случае если вода загрязнена, например илом, различные системы рычагов, военные метательные машины. Древнеримская математика известна по сочинениям Менелая Александрийского, Паппа Александрийского, Диофанта Александрийского и др. Успешно развивалась география, что было связано с завоевательными войнами. Одно из подтверждений этого содержится в «Записках» Юлия Цезаря. Достижения в области техники могут быть рассмотрены на примере архитектуры и строительства. Древнеримские строители создали, сохранившийся частично до наших дней, храм богини домашнего очага Весты на реке Тибр (1 в. до н.э.), театр Марцелла (1 в. до н.э.), Колизей (1 в. Рим), храм Мезон Каре (1 в. г. Ним, Франция) и т.д. Больших успехов достигли римляне в строительстве водопроводов, в том числе выполненных в виде мостов над реками, что стало возможно благодаря производству в большом количестве обожженного кирпича и бетона, изготовляемого из вулканического пепла. В Древнем Риме была создана широкая для того времени сеть дорог, состоящая из 370 больших дорог, из них около 30 вели в Рим, использовались указатели расстояний и пересечения путей. Толщина «дорожной одежды», состоящая из гравия, булыжного и тесаного камня составляла примерно 1 метр. Можно сделать вывод о том, что в античности появляются первые теоретические модели, однако отсутствие экспериментальной базы делает невозможным рождение экспериментального естествознания. следующая страница >> |