Задача по созданию объединенной, эффективной, но разнообразной «зоны европейского высшего образования» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Интенсивные технологии обучения русскому языку в системе высшего... 2 464.8kb.
Зоны концентрации капитала глава Свободные экономические зоны 1 140.79kb.
На сайте рапси публикуется статья английского аналитика Кристофера... 1 192.85kb.
Лекционного курса по дисциплине «введение в специальность» 1 61.06kb.
Учреждения образования, которые обеспечивают получение высшего образования... 1 111.2kb.
Программа астана, 2014 г. Организаторы 1 91.19kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям 1 112.47kb.
Семинар «Система высшего образования в Германии» 1 216.04kb.
9 мая 1950 г. Роберт Шуман представил предложение образования объединенной... 1 16.8kb.
Материалы о состоянии антикоррупционного образования в образовательных... 2 483.75kb.
Ядерный контроль выпуск #16 (355), 2009 21 – 27 мая цитата номера 1 369.5kb.
6. Деятельность депутатских объединений Государственного Собрания... 1 60.64kb.
- 4 1234.94kb.
Задача по созданию объединенной, эффективной, но разнообразной «зоны европейского - страница №1/2






Раздел 1



Проблемы высшей школы


УДК 378.014.24(1-87)


Состояние и тенденции развития Болонского процесса за рубежом


Ю.Н. ПАК, д.т.н., профессор, руководитель отдела,
И.О. ШИЛЬНИКОВА, ст. методист отдела,
Д.Ю. ПАК, к.т.н., доцент кафедры ГФ,
Карагандинский государственный технический университет



Ключевые слова: Болонский процесс, университет, студент, образование, двухуровневая подготовка, качество, национальная система.

В

хождение в Болонский процесс вовсе не означает безоговорочный отказ от национальных ценностей, национальных интересов. Перед европейскими странами стоит задача по созданию объединенной, эффективной, но разнообразной «зоны европейского высшего образования», с сохранением лучших традиций на­циональной высшей школы. Система образования в каждой конкретной стране связана с социально-эконо­мической и производственно-технологической базой, множеством смежных функциональных отношений [1].

В таблице 1 представлены системы высшего образования стран Западной Европы [2]. Общими чертами для стран Западной Европы являются:

– многовековые традиции, идущие от ХII-ХIII вв.: Болонский университет (1088 г.), Парижский университет (1200 г.); Оксфордский университет (1206 г.); Университет Неаполя (1224 год); Кембриджский университет (1231 г.), Лиссабонский университет (1290 г.); Гейдельбергский университет (1386 г.); Кёльнский университет (1388 г.);

– наличие равноправных секторов государственного и негосударственного высшего образования, многоканального финансирования (бюджетные средства, средства частного сектора, общественных организаций, фондов, образовательные кредиты). Помощь как отечественным, так и иностранным студентам в виде стипендий, образовательных кредитов;

– прием в высшие учебные заведения по результатам 12-13-летней общеобразовательной подготовки в школах, в специализированные учебные заведения – по результатам дополнительных экзаменов, собеседований;

– двухуровневая подготовка: бакалавр – магистр, с возможностью продолжения обучения в докторантуре;

– индивидуализация образования, большой объем самостоятельной работы, широкий спектр направлений подготовки;

– системы зачетных кредитных единиц;

– высокий уровень материально-технической базы вузов, дающий возможность для самостоятельной работы и проведения научных исследований;

– развитые связи с бизнес-сообществом, результатом которых является привлечение дополнительных финансовых ресурсов и ориентация научно-образова­тельного процесса на нужды производства;

– сильная языковая подготовка.

В странах Северной Европы характерной чертой является отсутствие платы за обучение в государственных вузах для отечественных студентов, а в Финляндии – и для иностранных студентов (таблица 2). Обучение в классических университетах преимущественно ориентировано на научно-теоретические исследования. Учебный процесс в основном является двухуровневым: в бакалавриате обучение длится в среднем три года, затем его можно продолжить еще в течение двух лет, получив по окончании степень магистра. Магистры могут продолжить свои научные исследования с целью получения докторской степени.

Отличительной особенностью университетов прикладных наук является то, что они предлагают своим студентам знания практического характера. Обучение в зависимости от специальности длится от трех с половиной до четырех лет. Университеты прикладных наук теснейшим образом интегрированы в бизнес и производство. Почти каждый такой университет располагает обширной «практической базой», имеет свой технопарк, в котором работают различные производственно-коммерческие предприятия, где студенты могут проходить практику, выполняя различные производственные задания, участвуя в проектах, что позволяет студентам получить профессиональный опыт.

Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов: количество аудиторных часов едва ли составит половину, а то и одну треть от общего количества времени обучения. Все программы обучения состоят из трех основных частей: аудиторные лекционные часы, самостоятельная работа и практические занятия. Во всех рассматриваемых странах используется европейская система перевода зачетных единиц (ECTS).


Таблица 1



Страна

Великобритания

Германия

Франция

Италия

Испания

Бельгия

Количество вузов

90 университетов и 64 прикладных вуза

Государственные вузы: 193 университета и 176 вузов прикладных наук, частных вузов – 69

87 университетов, из них 5 негосударственные. При университетах есть специализированные институты

58 государственных и 17 частных вузов

43 государственных и 3 частных вуза

180 вузов, в том числе 17 со статусом университета

Система финансирования

Бюджетные средства на образовательный процесс и гранты правительства на научные исследования; частная помощь, плата за обучение; средства ведомств, в ведении которых они находятся

«Детские деньги» – 164 евро родителям учащихся до 25 лет; образовательный кредит – 585 евро (возвращается половина); бюджетные средства, средства фондов, региональных организаций

Государство полностью финансирует вузы, а также субсидирует частные вузы, кроме независимых частных вузов

Бюджетные средства, плата за обучение

Бюджетные средства, частные средства, плата за обучение

Средства бюджетов, частные средства

Плата за обучение

1600 евро в год для европейцев; до 42 тыс. евро для иностранцев

С 2007 г. 600-650 евро в семестр и обычный взнос 150-200 евро

Плата только за сопровождение учебного процесса 130-700 евро в год

300-400 долл. в государственных вузах; в частных – 2000-8000 долл. в год

700-1000 евро в год в государственных, 3000 евро в год в частных вузах

Регистрационный взнос 420-720 долл. в год.

Ступени образования

Бакалавриат – 3-4 года, в медицине – 6 лет; магистратура – 2-3 года; докторантура – 3 года

Бакалавриат – 3-4 года; магистратура – 2,5 года; докторантура – 2-4 года

Бакалавриат – 2 года; лицензиат – 1 год; магистратура – 2 года; докторантура – 4 года

Бакалавриат – 4-6 лет; магистратура – 3 года; докторантура – 3-4 года

Бакалавриат – 3 года; магистратура – 2 года; докторантура – 4 года

Бакалавриат – 2 года; магистратура – 3 года; докторантура – 2 года; «агреже высшего образования» – 2 года

Кредиты и аттестация

Британская система перевода кредитов

Европейская система перевода кре­дитов (180 пунктов соответствуют диплому бакалавра)

Европейская система перевода кредитов

Европейская система перевода кредитов

300-400 кредитов за 4-5 лет

Европейская система перевода кредитов

Таблица 2

Страна

Дания

Швеция

Норвегия

Финляндия

Число вузов

11 университетов, в том числе 5 многопрофильных; 150 спе­циализированных колледжей

60 вузов, из них 7 университетов

12 университетов, 25 университетских колледжей, 2 государственных института искусств, 29 частных институтов

20 классических университетов, 30 университетов прикладных наук, интегрированных в бизнес и производство. Все вузы государственные

Система финансирования

Ваучерная система грантов и кредитов (1 ваучер – 1 месяц обучения); частные средства, плата за обучение

Средства бюджетов, частные средства

Средства бюджетов, государственный ссудный фонд, частные средства, плата за обучение

Средства бюджетов

Плата за обучение

С 2007 г. введена плата за обучение иностранным студентам до 6000 евро. Датчане оплачивают обучение в докторантуре

Для иностранных студентов

Преимущественно бесплатное в госвузах. Плата в частных ву­зах и за некоторые профессиональные программы и последующее образование. 30 долл. – вступительный взнос и 37 долл. – плата за каждый семестр

Бесплатно для всех. Плата за проживание 500-700 евро в месяц

Уровни обучения

Бакалавриат – 3 года; магистратура – 3 года; докторантура – 4-5 лет

Кандидат в высшую школу – 2 года; бакалавриат – 3 года; магистратура – 4 года; докторантура – 4 года

Кандидат в высшую школу – 2 года; бакалавриат – 3 года; магистратура – 2 года; докторантура – 3 года

Бакалавриат – 3 года; магистратура – 2 года (обязателен опыт практической работы не менее 3 лет); докторантура – 1-3 года

Кредиты и аттестация

Бакалавр – 180-240 единиц (ЕСТS), магистр – 10 единиц, доктор – 30 единиц

Кандидат – 80 единиц; бакалавр – 120 единиц; магистр – 160 единиц; доктор – 160 еди­ниц

Академический год – 60 кредитов

Академический год – 60 кредитов




На систему высшего образования стран Восточной Европы (таблица 3) наложило свой отпечаток их социалистическое прошлое, а именно: изолированность, недостаточная гибкость и мобильность, чрезмерная идеологизированность. Начиная с 1990 г. вузам этих стран была предоставлена автономия и свобода в выборе средств и методов обучения. Большинство специализированных высших школ стали активно сотрудничать с известными европейскими и международными университетами, скорректировали содержание курсов обучения в соответствии с международными стандартами и ввели дополнительные научно-исследовательские программы [2]. В результате этих реформ:

– многие высшие школы были преобразованы в университеты;

– был осуществлен переход в основном на трехуровневую подготовку специалистов: бакалавр – магистр – доктор;

– обучение ведется на национальном и иностранном (преимущественно английском) языках;

– для аттестации используется европейская система перевода зачетных единиц;

– финансируются высшие школы в основном из средств бюджетов, плата за обучение предусмотрена, как правило, только для иностранных студентов и для студентов частных вузов.

Как уже говорилось выше, унификация высших школ европейских стран не означает создания одной модели; речь идет лишь о некой рамочной модели для европейских университетов, основанной на таких ключевых инструментах, как финансирование, кооперация, совместимость степеней, государственно-частное партнерство и мобильность, концепция результатов (компетенций) обучения, синергия единых образовательных и научных процессов (рисунок 1).

Системы финансирования высшего образования во всех европейских странах характеризуются высоким удельным весом государственных субсидий, несмотря на различия в структуре источников финансирования. Высшее образование во многих странах Евросоюза является практически бесплатным, но начиная с 2007 г. наблюдается тенденция к утверждению стандарта платного образования, например, Чехия, Германия, Венгрия и Литва планируют ввести плату за обучение. В то же время правительства стран Европы прилагают значительные усилия, чтобы устранить социально-экономические барьеры на пути к высшему образованию. Практически во всех странах хорошо успевающим студентам, испытывающим финансовые затруднения, оказывается поддержка в виде грантов или займов, в том числе льготных, снижения платы за обучение или полного освобождения от нее. Кроме того, в странах, где молодые люди считаются финансово не зависимыми от родителей, студенты могут получать гранты и займы для покрытия стоимости жизни. Там же, где молодые люди (обычно 23-26 лет), продолжающие обучение, рассматриваются как иждивенцы, их родители получают пособия или право на налоговые вычеты.



Таблица 3

Страна

Болгария

Венгрия

Польша

Румыния

Словакия

Словения

Чехия

Число вузов

48 колледжей, 42 университета и специализированных института, из них 50 аккредитованных вузов

18 госуниверситетов, 1 общественный университет, 12 госколледжей, 26 клерикальных образовательных учреждений и 9 колледжей, управляемых общественными фондами

123 государственных, из них 10 госуниверситетов, 13 технических университетов, и 365 не государственных высших учебных заведений

29 госвузов, 20 частных вузов

20 общественных вузов, 3 государственных вуза и 10 частных вузов

4 госуниверситета, 3 академии художеств и 10 частных вузов

26 общественных, 2 государственных и 46 частных вузов

Система финансирования

Средства бюджетов; плата за обучение до 30% расходов на высшее образование

Средства бюджетов, корпораций, благотворительных фондов (11-16% в общей сумме расходов на образование), плата за обучение

Средства бюджетов, плата за обучение, средства благо творительных фондов

Средства бюджетов, плата за обучение

Средства бюджетов, плата за обучение

Средства бюджетов, плата за обучение

Средства бюджетов, плата за обучение

Плата за обучение

От 2500 до 6000 евро в год для иностранных студентов

С 2007 г. 10-13 тыс. долл. в год в зависимости от специальности

1500-4000 евро в год при обучении на польском языке, 4-8 тыс. евро в год при обучении на английском языке

3,2-7,6 тыс. долл. в год по бакалаврским программам; по магистерским программам 3,4-8 тыс. долл. в год

Для иностранных студентов 2010-5235 евро в год

1500 евро в год за бакалаврские про граммы, 2500 – 3000 евро за магистерские и докторские программы

В госвузах нет платы, в том числе для иностранных студентов. В частных – 1-3 тыс евро в год, при обучении на английском языке 4-7 тыс евро в год

Уровни обучения

Бакалавриат – 4 года; магистратура – 5 лет; докторантура – 3 года

Бакалавриат – 4-5 лет; магистратура – 4-5 лет (в медвузах – 6 лет);

докторантура – 3 года

Бакалавриат – 3 года; магистратура – 2 года на польском языке и 1,5 года – на английском языке

Бакалавриат – 4 года; магистратура – 2 года докторантура – 4-6 лет

Бакалавриат – 3 года; магистратура – 2 года докторантура – 3-4 года

Инженер – 3-4 года; бакалавриат – 4-6 лет; магистратура – 1-2 года докторантура -4 года

Бакалавриат – 3-4 года; маг истратура – 2-3 года; докторантура – 2-3 года

Кредиты и аттестация

Европейская система зачетных единиц – 60 кредитов в год

Европейская система зачетных единиц – 60 кредитов в год

Европейская система зачетных единиц – 60 кредитов в год

Европейская система зачетных единиц – 60 кредитов в год

Европейская система зачетных единиц – 60 кредитов в год

Европейская система зачетных единиц – 60 кредитов в год

Европейская система зачетных единиц – 60 кредитов в год




В странах Евросоюза в среднем на высшее образование расходуется 1,1 % от ВВП, в то время как в США этот показатель составляет 2,7 %. Европейская комиссия определила, что инвестиции в высшее образование на уровне 2% ВВП являются минимальным требованием для экономики, основанной на знаниях [3].

В Европе считается нормальным получение образования в разных университетах, а еще лучше в разных странах, что повышает значимость резюме и соответственно шансы найти более высокооплачиваемую работу в международных компаниях. Кроме этого, чтобы претендовать на европейскую магистерскую степень, студенты должны обучаться, как минимум, в двух европейских университетах, что ведет к кооперации университетов, при этом кооперирующиеся университеты могут получать финансирование из европейских фондов. Способствует мобильности студентов и применяемая система перевода зачетных кредитов (ECTS).

В европейских странах наука и ученые сосредоточены в университетах, что вполне отвечает требованиям Болонского процесса, выступающего за неразделимость учебного и научного процессов.

В настоящее время 47 стран являются участниками Болонского процесса.



Рисунок 1




19.06.1999 г. Болонья, Италия – Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

19.05.2001 г.Прага, Чехия – Кипр, Лихтенштейн, Турция, Хорватия.

19.09.2003 г. – Берлин, Германия – Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония, Россия, Югославия (Сербия, Черногория)

19-20.05.2005 г.Берген, Норвегия – Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Украина.

18.05.2007 г.Лондон, Англия – Республика Черногория.

11-12.03.2010 г. – Будапешт, Венгрия – Республика Казахстан.

Динамика развития Болонского процесса представлена на рисунке 2.

Рисунок 2

Для выявления особенностей интеграции образовательных систем различных стран в Болонский процесс проведен сравнительный анализ наиболее значимых показателей, представленных в официальных национальных отчетах 2007-2009 гг. стран-участниц Болонского процесса [4]. В выборку для сравнительного анализа были отобраны 14 стран: Россия, Украина, Латвия, Литва, Эстония, Чехия, Венгрия, Польша, Норвегия, Швеция, Финляндия, Германия, Австрия, Италия [5]. Значимым критерием, характеризующим процесс интеграции образовательной системы страны в Болонский процесс, является участие заинтересованных сторон в данном процессе. Заинтересованными сторонами являются представители Министерства образования, ректоры университетов, профессорско-преподавательский состав, студенты, профсоюзы, представители Национального агентства обеспечения качества образования (National Quality Assurance Agency – NQAA), работодатели. В исследуемых странах созданы рабочие группы, с целью проверки исполнения принципов Болонской декларации и разработки мероприятий для активизации самого Болонского процесса. Кроме рабочих групп в этих странах имеются также группы поддержки Болонского процесса, основной задачей которых является обеспечение качественной и достоверной информацией об этом процессе всех его участников и помощь в реализации основных принципов Болонской декларации.

Наличие в группе всех заинтересованных сторон обеспечивает 100%-ую наполняемость группы (рисунок 3).

Одним из важных показателей является стадия внедрения двухуровневой системы образования в вузах страны. Основным критерием оценки является процент студентов, которые обучались по двухуровневой системе в 2008/2009 учебном году. Рисунок 4 наглядно отображает степень внедрения двухуровневой системы образования.


Рисунок 3


Рисунок 4
Содействие мобильности – одна из основных задач стран-участниц Болонского процесса, решить которую призвана национальная система квалификаций. На рисунке 5 показан прогресс внедрения национальной системы квалификаций.

Ныне, когда в развитых странах практически решена задача всеобщего среднего образования, а высшее образование приобретает массовый характер, ключевую значимость в политике государств занимает проблема обеспечения качества. До настоящего времени не найдено общепринятого определения качества. Это обусловлено неоднозначностью самого понятия качества, различные аспекты которого не поддаются адекватному формализованному описанию. Кроме того, основные общественные группы (студенты, преподаватели, работодатели, руководители образовательных структур) имеют различные представления о качестве.




Рисунок 5
В решении этих вопросов наметился системный комплексный подход. Обеспечение сопоставимого качества образования, посредством внедрения взаимопризнаваемых систем оценки качества служит условием сближения европейских стран в формировании единого европейского образовательного пространства.

Оценка качества образования является составной частью процесса преподавания и получения знаний. Данные оценки должны применяться, чтобы вуз и преподаватели могли улучшить реальное качество образования [6].

Национальные системы оценки качества образования существенно различаются по целям, задачам, критериям, процедурам и по степени вовлеченности в этот процесс общественных, профессиональных и правительственных органов и учреждений. Несмотря на имеющиеся различия, в целом признается необходимость поддержания качества образования на уровне принятых стандартов и оценки качества на основе двух составляющих: внутренней (самооценки) и внешней. При этом конкретные механизмы могут быть разными. Оценка внутренней системы обеспечения качества проводится на основе критериев:

– количество вузов в стране, которые опубликовали стратегию повышения качества образования;

– количество вузов в стране, которые имеют план мероприятий для внутреннего утверждения (апробации), мониторинга и периодической оценки программ и решений;

– количество вузов в стране, которые представили описание своих программ в терминах результатов обучения;

– количество вузов в стране, в которых разработана система оценивания знаний студентов в соответствии с оценкой достижения результатов обучения или в соответствии с компетенциями;

– количество вузов в стране, которые публикуют данные, непредвзятую и объективную информацию о программах и признании уровней образования [4].

Стране, в которой все вузы участвуют в обеспечении выполнения всех вышеперечисленных критериев, присваивается 100 баллов. Сравнительная оценка внутренней системы обеспечения качества представлена на рисунке 6.

В заключение можно отметить, что в европейских вузах в целом сформирован контур высшей школы Болонского образца, а страны находятся на пути к достижению основных принципов Болонской декларации. Формируя единое европейское образовательное пространство, все страны, тем не менее, используют опыт, накопленный в процессе реализации своих образовательных программ, и стремятся к сохранению особенностей собственной системы образования и традиций, сформированных в университетах.





Рисунок 6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Газалиев А.М., Пак Ю.Н. Модернизация высшего образования и Болонский процесс // Труды университета. 2009. № 4. С. 12-18.

2. Ищук Т.Л. Организационно-экономические подходы к развитию европейской высшей школы // Экономика образования. 2011. № 1. С. 68-76.

3. Гребнев Л. Россия в Болонском процессе: Середина большого пути // Высшее образование в России. 2004. № 4.

4. Bologna Process. National Repots: 2007-2009 // The official Bologna Process web site 2007-2010. URL: http://www.ond. vlaanderen. be/hogeronderwijs/bologna/ (дата доступа 3.11.2009 г.).

5. Заводина А.В. Сравнительный анализ механизмов интеграции образовательных систем различных стран в Болонский процесс // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 12. С. 246-260.

6. Пивень Г.Г., Пак Ю.Н. Зарубежный опыт и международные тенденции в области высшего профессионального образования. Караганда: Изд-во КарГТУ, 2004. 91 с.

УДК 378.01:001


Система управления продажами образовательных услуг высшего
учебного заведения



А.М. КОЧКИН, к.т.н., доцент,
Карагандинский государственный технический университет, кафедра АПП



Ключевые слова: образовательные услуги, продажа, система управления, критерий оценки, обратная связь, абитуриент, конкуренция.

О

дной из основных задач государства является необходимость правильно формировать свои трудовые ресурсы. На решение этой задачи оказывают влияние много факторов.

Процесс формирования специалистов должен включать ряд последовательных этапов:

– общее знакомство школьников с профессиями, в которых нуждается государство;

– выявление у школьников склонности к определенному виду профессиональной деятельности;

– согласование профессиональных наклонностей будущего специалиста с потребностями общества в конкретных специальностях;

– развитие сети учебных заведений различных форм обучения;

– регулирование с помощью государственных грантов потребности общества в конкретных специалистах;

– выбор наиболее подготовленных абитуриентов для обучения на соответствующие специальности;

– обеспечение молодых специалистов, обучавшихся по государственным грантам, рабочими местами и создание условий, при которых работодателю будет выгодно принимать на работу молодых специалистов.

В условиях плановой экономики, когда государство полностью обеспечивало учебу будущих специалистов, каждому учебному заведению предоставлялось строго определенное количество мест на имеющиеся специальности. Поэтому вузы боролись за увеличение количества мест приема на специальности, пользующиеся повышенным спросом в данном регионе, путем обоснования необходимого количества в Министерстве образования, которое длилось не один год.

Рыночная экономика освободила вузы от процедуры согласования в Министерстве образования количества принимаемых студентов на ту или иную специальность. Число принимаемых студентов ограничивается только квалификационными требованиями на профессорско-преподавательский состав и материальную базу вуза. Одновременно в условиях рынка возросло и число вузов. Это привело к созданию конкуренции между вузами, которые ведут образовательную деятельность на конкретной территории по одинаковым специальностям.

Следовательно, процесс приема в вуз стал более активным и для его успешного осуществления вуз предпринимает ряд маркетинговых мероприятий, которые должны постоянно совершенствоваться.

Таким образом, в сложившихся условиях процесс приема абитуриентов в учебное заведение следует рассматривать как процесс продажи образовательных услуг, который должен проходить с соблюдением действующего законодательства в области образования.

Образовательные услуги имеют следующие отличительные черты от прочих услуг (юридических, консалтинговых, страховых и т.д.), которые заключаются в следующем:

– имеют сложный характер, так как включают профориентацию абитуриентов (в плане выявления и развития способностей школьника к определенному виду профессиональной деятельности), обучение студента, обеспечение жильем, учебной литературой, трудоустройство выпускника;

– продолжительность во времени предоставления услуги не менее 5 лет (1 год профориентация плюс 4 года обучения);

– возможность предоставления обучения только определенной группе граждан, которая определяется законодательством соответствующего государства, обычно правилами приема;

– реклама образовательной услуги (приемная кампания), которая сама является образовательной услугой, так как содержит элементы образовательной деятельности (олимпиада, семинары, консультации, тестирование, работа школьных кружков и т.д.);

Система управления продажами образовательных услуг высшего учебного заведения представлена на рисунке 1.

Эта система является замкнутой с комбинированным способом управления, так как она реагирует на отклонение фактического приема [Xk] от планируемого вузом приема [] и по возмущению []. В условиях конкурентоспособности возмущающим воздействием является объем продаж образовательных услуг другими вузами. Объектом управления являются школьники, которые должны принять решение о поступлении в конкретный вуз.

В качестве регулятора вуза выступает технология проведения профориентационной работы вузом. Вырабатываемое этим регулятором управляющее воздействие зависит от многих факторов, Здесь следует выделить две крайние формы организации: административная форма, когда в продажах участвуют весь ППС вуза, и профессиональная форма, когда продажи осуществляет небольшая группа специалистов – маркетологов, заработная плата которых зависит от приема абитуриентов. Первая форма в основном применяется в государственных вузах и имеет большие временные затраты. Вторая форма характерна для частных вузов, которые имеют более гибкую финансовую политику в своей деятельности.



Рисунок 1 – САУ продаж образовательных услуг высшего учебного заведения




Коммерческий набор в ВУЗ

Рисунок 2 – Алгоритм работы регулятора Министерства образования




Вторым регулятором выступает технология проведения приемной кампании, регулируемая правилами приема в высшее учебное заведение, которые, например, в Республике Казахстан разрабатываются Министерством образования и утверждаются Правительством.

Алгоритм работы этого регулятора приведен на рисунке 2.

Входом регулятора [] является число выпускников, желающих поступить в вуз, которые должны выполнять ряд условий.

Первое условие П0 – нужно пройти единое национальное тестирование, т.е. набрать сумму баллов не менее установленной Министерством образования и науки РК.

Второе условие П1 – позволяет отобрать абитуриентов, получивших наибольшее количество баллов на тестировании в рамках выбранной специальности для предоставления им государственных грантов. В общем случае ежегодное количество грантов выдается по конкретным специальностям. Поэтому вектор критериев [ki], где , n – число специальностей, по которым предусмотрены гранты. Таким образом, студенты, выполнившие условия, получают государственный грант на весь период обучения. Общее количество грантов ежегодно меняется в сторону увеличения и примерно составляет в Казахстане 25÷30 тысяч.

Третье условие П2 – материальные возможности оплачивать обучение заказчиком (предприятие, спонсор, родители или сам студент). По данным статистики, количество таких студентов ежегодно составляет 60-70 тысяч человек, т.е. 60÷70% от общего набора.

Четвертое условие П3 – позволяет поступить абитуриенту в колледж по выбранной специальности.

Из рисунка 2 видно, что правильная технология ведения профориентационной работы в вузе с учетом профориентационной работы другими вузами оказывает существенное влияние на набор студентов.

Технология профориентационной работы зависит от информационных потоков, которые оказывают влияние на формирование взглядов школьников и их родителей, на выбор конкретной профессии, а также позволяет оценить состояние прогнозируемого приема студентов (продаж образовательных услуг).

Следует также отметить, что данная система для эффективной работы должна быть адаптивной. Для этого необходимо, чтобы свойства регулятора (технологии профориентационной работы вуза) менялись под воздействием отклонения εk и возмущающего воздействия.

Таким образом, регулятор вуза обладает сложной структурой.

Система продажи образовательных услуг работает следующим образом. МОН РК определяет квалификационные нормы, которыми должен руководствоваться вуз в своей деятельности. Кроме того, выдает лицензии на ведение образовательной деятельности по конкретным специальностям. Вуз обладает своими производственными мощностями, включающими профессорско-преподавательский состав и материальную базу (учебные аудитории, библиотечный фонд, учебное и лабораторное оборудование и т.д.). Исходя из квалификационных норм производственных мощностей формируется контингент студентов – плановый набор [] для нового учебного года.

Вуз разрабатывает технологии обеспечения выполнения планового набора [], которая на схеме представлена как «Регулятор вуз». Таким образом, на входе регулятора имеем количество студентов, на выходе управляющее воздействие [Uk] в виде информационного потока, который должен сформировать положительное отношение школьников к вузу и соответственно обеспечить выполнение планового приема [].

Кроме рассматриваемого вуза, на школьников воздействуют и вузы – конкуренты, которые своими действиями уменьшают базовый контингент школьников в разрезе специальностей, одинаковых для всех вузов. Величина [] характеризует управляющее воздействие вузов – конкурентов на объект управления (блок «Школьники»).

В результате управляющего воздействия [Uk] – [] формируется на момент сдачи ЕНТ предполагаемый контингент студентов [], которые желают поступить в данный вуз. Этот сигнал поступает на «Регулятор вуз». Выходной величиной этого блока является фактический контингент [xk] студентов, поступивших в данный вуз.

На элементе сравнения получаем расхождение между планируемым и фактическим контингентом поступивших абитуриентов в разрезе специальностей:

[] = [] – []. (1)

В зависимости от значения величины [εk] принимается решение о внесении изменений в структуру блока «Регулятор вуз» или о ее неизменности в следующем учебном году. Таким образом, величина εk может характеризовать качество работы системы, но только по отдельной k-й специальности.

Так как величина [εk] – есть векторная величина, то для оценки эффективности процесс продаж целесообразно ввести качественный критерий качества.

Введем следующую функцию:



при (2)

где , и n – количество специальностей, по которым идет обучение в вузе.

Тогда интегральный критерий:

. (3)

Значение этого критерия лежит в диапазоне от I1 = 0, что соответствует набору числа студентов не менее плановой величины, до , когда не

принят ни один студент ни на одну специальность. Недостатком этого критерия является отсутствие оценки перебора числа студентов выше плановой величины, что может привести к нарушению вузом квалификационных требований и, как следствие, приостановке действия лицензии у вуза.

Следующий критерий не имеет этого недостатка:



Значение I2>0 и I2<0 при переборе студентов.

Интегральные критерии (3) и (4) позволяют судить в целом по вузу о состоянии приема, но нельзя оценить состояние по каждой специальности. Поэтому следует рассматривать критерии (3) и (4) как необходимое условие эффективности приема студентов, а выполнение критерия

(5)

можно принять за достаточное условие эффективности приема.

Приведенная система приема позволяет судить о продажах образовательных услуг xk только после окончания приемной кампании. Поэтому и корректировка управляющих воздействий [Uk], как показано на рисунке 3а, возможна также только через год.

Эта коррекция, основанная на поведении системы в прошедшем году, снижает эффективность такого управления. Кроме того, Министерство образования может вносить изменения в Правила приема студентов в вузе накануне ЕНТ, и вуз не имеет возможности выработать управление [Uk], которое могло бы быть доведено до абитуриентов.

Для устранения этих недостатков систему управления продажами образовательных услуг нужно наделить следующими свойствами:

– система должна формировать эффективное управляющее воздействие несколько раз в учебный год;




а – без обратной связи, б – с обратной связью

Рисунок 3 – Временные диаграммы изменения управляющих воздействий в системе


– управление должно доводиться для каждого заинтересованного школьника и его заказчиков;

– число человек, обеспечивающих функционирование системы, не должно увеличиваться.

Чтобы обеспечить системе перечисленные свойства, предлагается ввести дополнительный контур с обратной связью, которая будет подавать на вход блока «Регулятор вуз» несколько раз в году сигнал [], характеризующий предварительный объем продаж образовательных услуг.

При этом для расширения базы охвата школьников, при одновременном достижении эффекта индивидуальных продаж без увеличения числа людей, задействованных в профориентационной работе, в цепь обратной связи включается ЭВМ и используются возможности Интернет-технологий, к которым можно отнести использование:

– электронной почты,

– видеоконференций, технической организацией которых занимается либо сам вуз, либо привлекает компании-операторы, действующие на рынке услуг связи и предоставляющие услугу – видеоконференцсвязь.

На рисунке 3б приведено действие системы при наличии обратной связи. В течение года использование технических средств позволяет в ненавязчивой форме общаться ППС вуза с абитуриентами и их заказчиками, причем в этом общении активность со стороны последних будет только возрастать.

Использование ЭВМ позволяет на программном уровне обеспечить оперативное автоматизированное управление информационными потоками в системе продаж образовательных услуг вуза. Особое внимание при функционировании системы следует уделять задаче формирования информационных потоков, так как от нее будет во многом зависеть эффективность приема абитуриентов.





УДК 378.1


Университет в Болонском процессе


В.С. ПОРТНОВ, д.т.н., профессор, директор ДОУП,
А.К. ТУРСУНБАЕВА, д.т.н., профессор кафедры ММиН,
Т.С. ИНТЫКОВ, к.т.н., профессор, зав. кафедрой АТ,
В.Я. СЕРГЕЕВ, к.т.н., руководитель Офиса регистрации,
А.Ю. БАЙМУЛЬДИНА, инспектор ДОУП,
Карагандинский государственный технический университет



Ключевые слова: Болонский процесс, специалист, модель, образование, трудоёмкость, выбор, достижение.

С

истема подготовки бакалавров, магистров и PhD докторов внедрена во многих зарубежных странах. Болонский процесс – это реальность. Европа занимается созданием единого пространства высшего образования уже 13 лет. Сходные реформы проводятся в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. По сути, Болонский процесс требует не унификации национальных систем высшего образования, а их транспарентности. Для этого Европейская Комиссия организует, совместно с вузами стран бывшего СССР, различные программы (Эразмус Мундус, Темпус и др.), в которых реализуется принцип односторонней академической мобильности обучающихся и ППС, ведется работа по интернационализации образовательных программ, разработке квалификационных рамок специальностей бакалавриата, магистратуры и PhD докторантуры.

Инженерная подготовка базируется на фундаментальных знаниях целого ряда дисциплин. Выпускник инженерной специальности мог начать работу с нулевого цикла и завершить производством или его эксплуатацией. Этот подход был наиболее развит в вузах бывшего СССР, когда государство, проходя определенные периоды испытаний (коллективизация, индустриализация, ВОВ, «кукурузный» период и др.), многое начинало с нуля. Нужны были специалисты, которые поедут в далекие края, начнут возводить города и организовывать производство. И все они были востребованы, так действовал социалистический принцип производственных отношений. Переход к рыночной экономике, когда ряд технологий, машин и оборудования приобретаются за рубежом, показал затратность такой организации подготовки.

Как известно, ни один работодатель ни в одной стране не удовлетворен качеством подготовки специалиста, так как уровень развития производства и требования, предъявляемые работодателями, различны в разных странах и предприятиях. И поэтому, чтобы выработать близкий подход к уровню подготовки, знаниям и умениям выпускников вузов, в зарубежных странах созданы профессиональные союзы, объединяющие специалистов – горняков, геологов, машиностроителей и др. Союзы не только предлагают новые специальности, востребованные производством, но и организуют профильную подготовку (доучивание) на предприятиях, где работают выпускники. Для этого последние должны обладать основательной фундаментальной подготовкой по математике, физике, химии, механике и др. Эти дисциплины в ряде вузов США и Европы изучаются в течение 60 и более недель с трудоемкостью 6-9 кредитов (США). Например, математика в Военно-морской академии США, US NAVY, Луизианском технологическом университете, университете Нанси (Франция), университете Рима Sapienza читается всем студентам независимо от специальности в объеме до 9 кредитов на первом и втором курсах и только в 4 семестре дополнительно проводятся спецкурсы математики, отражающие особенности выбранной специальности. В ряде вузов фундаментальные дисциплины изучаются на общеинженерных факультетах (1-2 курсы). Затем по конкурсу студенты продолжают обучение по выбранной специальности. При этом они выбирают не направление подготовки с заранее определенным перечнем дисциплин (элемент линейной системы), а специальные курсы данной дисциплины, удовлетворяющие его интерес, при этом строго соблюдается требование изученности пререквизитной дисциплины.

Выборность дисциплин студент реализует практически весь период обучения. При этом в вузах США имеется группа базовых обязательных дисциплин специальности (как у нас Государственная обязательная компонента), ряд дисциплин обязателен по решению совета факультета (колледжа) и ряд дисциплин определяется международными образовательными требованиями специальности, остальные – элективные, но выбор этой дисциплины должен быть одобрен деканом. На каждом курсе студенты набирают сумму кредитов, включая в индивидуальный план дисциплины, которые определены курсом обучения и специальностью, причем на последнем курсе ему предлагается набор специальных дисциплин (2-3), определяющих его специализацию, с объемом кредитов 6-9. Кратность трудоемкости дисциплин, равная 3, позволяет организовывать аудиторные занятия по 1,5 кредита (75 минут), что значительно сокращает незанятое пребывание студентов в вузе и эффективно проводить занятия (проблемные лекции, практические и лабораторные занятия). Такой подход в формировании компетенций студентов по данной специальности обеспечивает формирование контингента изучающих данную дисциплину (группа) не менее 20, так как меньшее их число Университету экономически не выгодно.

Выпускники зарубежных вузов, придя на производство, доучиваются (специализируются), и это не обязательно путем обучения в магистратуре или PhD докторантуре. В докторантуру они могут поступать с бакалаврским дипломом, наряду с магистрантами, но срок обучения не три года, а четыре с объемом кредитов 90-95 (США).

Профессор США имеет годовую нагрузку 400-600 часов, но он обязан проводить научные исследования. Если профессор не приносит вузу доход в виде грантов, то он может попасть в число 30% ППС, сменяемых в течение 3-х лет. В этом случае он переходит на производство или по конкурсу в другой вуз. Успешные профессора, приносящие вузу гранты, в разряд постоянно работающих в данном вузе переходят через 5 – 10 лет. Эта наиболее ценимая категория ППС имеет нагрузку (400-300 часов) – это около 2/3 той, что имеет рядовой профессор, при этом он может пригласить (нанять) за свои деньги профессора для чтения двух третей «своих» часов.

Одним из принципов Болонского процесса является академическая свобода обучающихся, выражаемая в выборе дисциплин для формирования профессиональных компетенций по данной специальности, а также выборе ППС для ведения таких занятий. На вопрос о реализации второй части академических свобод, заданный директору аккредитационного агентства инженерных образовательных программ АВЕТ (США) G.D.Peterson, получен ответ: «В США нет плохих профессоров», хотя презентации, проводимые профессорами, особенно молодыми, своих курсов, обязательны или при встречах со студентами, или на сайте Университета.

Формирование элективных дисциплин – это достаточно трудоемкий, затратный и творческий процесс. Для этого профессиональным союзом проводится независимая оценка и публичное обсуждение востребованности знаний по данной дисциплине, оценивается наличие учебно-методических материалов, материально-технической базы и готовность кафедры (колледжа) вести занятия. В противном случае он приглашается из другого вуза. И только после этого элективная дисциплина выносится на обсуждение совету колледжа (факультета).

Особенностью подготовки в зарубежных вузах является формирование у студентов независимости и умения работать в команде. Некоторые вузы уже на стадии приема набирают абитуриентов, которые в школе проявили лидерские качества, а в ряде ведущих вузов они должны быть рекомендованы сенаторами, руководителями общественных объединений (партий).

По окончании вуза выпускник работу ищет сам. За обучение родители студента, как правило, не платят. Он их зарабатывает или берет кредит в банке, или заключает договор с предприятием, на которое устраивается по окончании вуза. Поэтому редки случаи, когда студент оканчивает вуз в нормативные сроки. Все это определяет осознанность студента в выборе элективных дисциплин. Это и есть реализация академической свободы обучающегося.

Войдя в Болонский процесс, мы должны развивать фирменную (производственную) подготовку через профессиональные союзы, проводить доучивание, создавать центры сертификации претендентов на инженерные должности в соответствии с их требованиями. Первой ласточкой создания таких союзов является Союз маркшейдеров Казахстана, созданный при КарГТУ в 2011 году.

В ряде вузов США, Европы для получения квали­фикации в соответствии со специальностью «доучи­вание» ведется по 5-7 дисциплинам по программам, согласованным с профессиональным союзом (союзом работодателей), который принимает квалификацион­ные экзамены и выдает сертификаты той или иной категории специалиста в соответствии с предъявляе­мыми требованиями. В дальнейшем предполагается, что бакалаврам и магистрам вузов Казахстана квали­фикация присваиваться не будет, а только степень. В этом направлении КарГТУ является пионером в реа­лизации основных принципов Болонского процесса, а также системы присвоения квалификаций. Создав Корпоративный Университет и Независимый центр по аттестации специалистов, Университет развивает модель подготовки специалиста по техническим спе­циальностям.

Надежды вложить инженерную подготовку в рамки бакалавриата не только призрачны, но и затратны. Создавая траектории с третьего курса, резко увеличивается средняя нагрузка на ППС. Если 5 лет назад она была 600 часов, то в последние годы приближается к 900. Это приводит к формированию малокомплектных групп, загруженности аудиторного фонда и неудобству расписания, росту числа дисциплин на одного преподавателя (по вузу 3,5), достигая на отдельных выпускающих кафедрах 8. Среднее число экзаменов, сдаваемых студентами в сессию, составляет 7,5. При такой учебной нагрузке сложно организовывать учебный процесс и обеспечивать качество подготовки при условии, что годичный бюджет рабочего времени ППС составляет несколько больше 1500 часов.

Одним из малоэффективных направлений повышения качества обучения и подготовки специалистов являются контролирующие мероприятия, проводимые для его оценки, которые через год или два превращаются в формализованную процедуру, побуждаемую вузы, кафедры и преподавателей отвлекаться от основной деятельности для формирования огромного числа отчетных документов, подтверждающих качество подготовки студентов, т.е. вуз работает на удовлетворение требований проверяющей организации и чем выше ее статус, тем большее отвлечение преподавателей. Потребитель образовательной услуги – студент и магистрант, осознавая цель обучения и перспективы трудоустройства, должен оценивать качество, а вот в его улучшении неоценимую роль должна играть СМК вуза на основе мониторинга работодателей.

Сопоставительный анализ успеваемости и посещаемости свидетельствует об устойчивой связи этих параметров учебного процесса. Для достижения уровня успеваемости 90-95% необходимо достичь 100% посещаемости занятий путем повышения заинтересованности студентов в аудиторных занятиях и СРС при вовлечении в этот процесс студенческого коллектива. Необходимо ежегодно проводить критический анализ лекционного материала, методического и материально-технического обеспечения дисциплин, вносить дополнения и предложения для проведения проблемных лекций, лабораторных и практических занятий.

Трудоемкость дисциплин определяется в кредитах, при этом действует принцип их накопления, что дает студенту возможность перевода из одного направления подготовки на другое. Это еще раз свидетельствует о том, что элективные дисциплины должны быть интегрированными, т.е. общими для всех возможных направлений или траекторий и их выбор должен проводиться на последнем курсе обучения, после производственной практики. Естественно, возрастают требования к выбору баз практик, на которых студент должен ознакомиться с большинством этих направлений.

Для обеспечения качества подготовки специалистов, удовлетворяющих требованиям работодателей, КарГТУ ежегодно утверждает перечень и содержание элективных дисциплин, учебных программ с предприятиями Корпоративного Университета: ТОО «Корпорация Казахмыс» и «Богатырь Комир», АО «АрселорМиталл Темиртау», «Шубарколь Комир», «ССГПО» и др.

Для повышения качества преподавания дисциплин ППС должен себя совершенствовать, выбирая разные пути, в том числе стажировки, самообразование, участие в научных исследованиях, проводить проблемные занятия, побуждающие студента к активному поиску знаний. Ведь придет то время, когда студент будет записываться на преподавателя, а не ходить на занятия по расписанию. Здравый смысл имеет идея обязательной, раз в пять лет, двухмесячной стажировки всего ППС на предприятии, в должности по профилю специальности. Это одно из решений извечной проблемы связи вуза с производством.

Наиболее действенной является система оценивания и контроля учебных достижений в течение семестра – текущий и рубежный контроль и в сессионный период – промежуточная аттестация. Если на этапе текущего и рубежного контроля целесообразно использование компьютерного тестирования, совместно с защитой рефератов, курсовых проектов, эссе и др., то в экзаменационный период тестирование дает ложное представление о качестве знаний, так как знания студента подменяются информированностью студента по дисциплине. И какие бы защиты вуз ни устанавливал на базы тестовых заданий, программные продукты генерации вопросов и их оценивания, студент рано или поздно находит к ним ключ или заучивает базы тестовых заданий: «вопрос – ответ», что подтверждают сами студенты. Отсюда рост среднего балла результатов сессии при тенденции снижения посещаемости и результатов рубежного контроля. Применение тестовых технологий оценивания качества знаний приводит к тому, что преподавателю трудно оценить их уровень, так как студент не научен выражать свою мысль, построенную на логике, а тесты развитию логического мышления не способствуют, о чем Билл Гейтс сказал и требовал перестать «гробить» образование США. Тестовая система оценки знаний может остаться, но как вспомогательная система.

Организация итоговой аттестации в вузах США и Европы свидетельствует о том, что этой процедуре уделяется наиболее важное значение. Экзамены проводятся только в письменной форме, длительность экзамена 3 часа. Причем если по дисциплине предусмотрен большой объем лабораторных и практических работ, то проводится два трехчасовых экзамена, условно разделяя их на теорию и практику. Проверка обезличенных работ осуществляется независимыми опытными преподавателями. Любая попытка списывания карается строго в ряде вузов Англии, Франции, а распространителю шпаргалок грозит перспектива судебного преследования. В США за списывание отчисляют из Университета без возможности обучения в университетах ряда штатов.

Повышения качества обучения методической, научной и воспитательной работы возможно достигнуть снижением средней нагрузки ППС.

Интернационализация образования требует от нас адекватных, признаваемых за рубежом образовательных программ, которые можно создать, идя по пути интегрированных дисциплин, построенных по модульному принципу.

Крайне важным является расширение баз практик студентов, включая зарубежные предприятия и компании, с перспективой трудоустройства в них, а также развитие целевой, по заказу предприятий, подготовки бакалавров, магистров и PhD докторов.

Все это даст возможность обучающимся и ППС участвовать в различных обменных программах по академической мобильности, получать двудипломное образование, переводиться для обучения в зарубежные вузы, развивать интеграционные процессы в образовании в соответствии с принципами Болонского процесса.



следующая страница >>