Яны праславілі наш край Они прославили наш край - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Яны праславілі наш край Они прославили наш край - страница №1/1

Яны праславілі наш край Они прославили наш край

Беларуская зямля багатая на славутых людзей. Белорусская земля богата на выдающихся людей. Ёсць кім ганарыцца і шумілінцам, некаторыя сталі сусветна вядомымі. Есть кем гордиться и шумилинцам, некоторые наши земляки стали всемирно известными. Сярод іх Сільвестр Косаў (канец 16 ст., маёнтак Жаробычы, Віцебкае ваяводства – 23.4.1657), дзеяч праваслаўнай царквы Рэчы Паспалітай, пісьменнік-палеміст. Среди них Сильвестр Косов (конец 16 в., имение Жеребычи, Витебское воеводство - 23.4.1657), деятель православной церкви Речи Посполитой, писатель-полемист. Са шляхецкага роду. Скончыў Віленскую брацкую школу, Люблінскі езуіцкі калегіум і Зама сцянскую акадэмію. Выкладаў рыторыку ў Вільні і Львове. Со шляхетского рода. Окончил Виленскую братскую школу, Люблинский иезуитский коллегиум и Замостянскую академию. Преподавал риторику в Вильно и Львове. З 1631 прафесар філасофіі ў Кіева-Пячэрскай школе. С 1631 г. профессор философии в Киево-Печерской школе. У 1631-32 разам з мітрапалітам Пятром Магілаю праводзіў рэформу навучных устаноў Кіева. В 1631-32 гг. вместе с митрополитом Петром Могилой проводил реформу учебных заведений Киева. Паводле прапановы Сільвестра ў 1632 школа Кіеўскага праваслаўнага брацтва і Кіева-Пячэрская школа аб'яднаны, у выніку ўтвораны Кіева-Магілянскі калегіум. З 1633 Сільвестр – архімандрыт Кіева-Пячэрскай лаўры, з 1634 епіскап магілёўскі, аршанскі і мсціслаўскі; канфліктаваў з полацкім і віцебскім уніяцкім архіепіскапам Антоніем Сяляваю. По предложению Сильвестра в 1632 г. школа Киевского православного братства и Киево-Печерская школа объединены, в результате образован Киево-Могилянский коллегиум. С 1633 г. Сильвестр - архимандрит Киево-Печерской лавры, с 1634 г. епископ могилевский, оршанский и мстиславский. Конфликтовал с Полоцким и Витебским униатским архиепископом Антонием Селявою. У 1646 заснаваў у Магілеве жаночы манастыр пры царкве св. В 1646 г. основал в Могилеве женский монастырь при церкви св. Мікалая. Николая. У 1647-57 мітрапаліт кіеўскі іўсея Русі (у межах Рэчы Паспалітай), экзарх канстанцінопальскага патрыяршага прастола. В 1647-57 гг. митрополит киевский и всея Руси (в пределах Речи Посполитой), экзарх константинопольского патриаршего престола. У 1647 блаславіў Б. В 1647 г. благословил Б. Хмяльніцкага на барацьбу з палякамі. У час вайны Расіі з Рэччу Паспалітай 1654-67 выступаў супраць падначалення Кіеўскай мітраполіі Маскоўскаму патрыярхату і супраць далучэння ўкраінскіх і беларускіх зямель да Расіі. Хмельницкого на борьбу с поляками. Во время войны России с Речью Посполитой 1654-67 гг. выступал против подчинения Киевской митрополии Московскому патриархату и против присоединения украинских и белорусских земель к России. Аўтар шэрагу публіцыстычных і багаслоўскіх твораў: “Экзэгезіс” (1635, Вільня, прапанаваў новую сістэму адукацыі, абараняў правасл. святароў ад абвінавачванняў у пратэстантызме); “Патэрыкон, абоЗборнік жыццяў святых пячорскіх айцоў” (1635, перывад. ў 1661 і 1678, у ім выказаў погляд на складанае пытанне аб часе хрышчэння бел. і ўсх.-слав. зямель, падаў храналогію ўсх.-слав. мітрапалітаў); прамовы ў празаічным і вершаваным варыянтах на смерць свайго папярэдніка па магілёўскай кафедры Іосіфа Бабрыковіча-Капета-Аняхожскага (1635); “Дыдаскалія, або Навука для святароў” (1637) і інш. Автор ряда публицистических и богословских сочинений: "Экзегезис" (1635г., Вильно), в котором предложил новую систему образования, защищал праваславных священников от обвинений в протестантизме, в труде "Пятерекон или Зборник жизней святых Печерских отцов" (1635 г., переведенный в 1661 и 1678 гг.) высказал взгляд на сложный вопрос о времени крещения белорусских и восточнославянских земель, составил хронологию восточнославянских митрополитов. Опубликовал речи в прозаических и стихотворных вариантах на смерть своего предшественника по могилевской кафедре Иосифа Бобриковича-Копет-Анехожского (1635 г.), "Дидаскалия или Наука для священнослужителей" (1637 г.) и др.

Літ.: Саверчанка І.В. Саверченко И.В. Сільвестр Косаў //Бел. Сильвестр Косов / / Бел. исторгі. часопіс. журнал. 1995. №3 1995. № 3

Маёнткам Мосар валодалі Грабніцкія.

Имением Мосар владели Гребницкие. Часткай гэтага маёнтка было мястэчка Сіроцін, што знаходзілася на сутоцы рэк Чэрніца і Будавесць. Частью этого поместья было местечко Сиротино, что находилось на слиянии рек Черница и Будовесть.

Род Грабніцкіх займае шостую частку радаслоўнай кнігі Віцебскай губерні. Самай яркай фігурай роду быў Фларыян Грабніцкі Род Гребницких занимает шестую часть родословной книги Витебской губернии. Самой яркой фигурой рода был Флориан Гребницкий (1684-1702 гг.). Пасля заканчэння Віленскага ўніверсітэта ён атрымаў ступень доктара багаслоўя. После окончания Виленского университета получил степень доктора богословия. У 32 гады стаў біскупам Віцебскім, а ў 35 гадоў заняў арцэбіскупскую кафедру. В 32 года стал епископом Витебским, а в 35 лет занял арцибискупскую кафедру. Яго з вялікім шанаваннем прымаў папа Рымскі Бенедыкт Х111. Его с большим почтением принимал папа Римский Бенедикт Х111. У 1747 годзе Грабніцкі атрымаў чын мітрапаліта Полацкага. В 1747 г. Гребницкий получил сан митрополита Полоцкого.

Флориан ГребниФлориан Гребницкий.

Фларыян Грабніцкі, будучы мітрапалітам Полацкім, быў  заўзятым змагаром за ўніяцкую веру, быў чалавекам цвёрдым і незалежным, не баяўся змагацца нават з усёмагутнымі езуітамі. Флориан Гребницкий, будучи митрополитом Полоцким, был заядлым борцом за униатскую веру, человеком твердым и независимым, не боялся бороться даже с всесильными иезуитами.

У Віцебскім абласным дзяржаўным архіве знойдзены пратакол агляду Свята-Ануфрыеўскага храма мястэчка Обаль камісіяй па ахове помнікаў даўніны і мастацтва, у якім указана: “21 лістапада 1920 года павятовай камісіяй у складзе старшыні П. І. Лаўроўскага, мастака І. П. В Витебском областном государственном архиве обнаружен протокол осмотра Свято-Онуфриевского храма поселка Оболь комиссией по охране памятников старины и искусства, в котором указано: «21 ноября 1920 г. уездной комиссией в составе председателя П. И. Лавровского, художника И. П. Дэйніса была агледжана сельская царква ў імя святога Ануфрыя ў сяле Обаль-Ануфрыеўская, размешчаная ў вярсце ад станцыі Обаль. Згодна з паданнем, запісаным у царкоўным летапісе, храм першапачаткова быў пабудаваны ў 70-х  гадах 18 ст. Дэйниса была осмотрена сельская церковь во имя святого Онуфрия в селе Оболь-Онуфриевское, расположенная в вярсте от станции Оболь. Согласно преданию, записанному в церковной летописи, храм первоначально был построен в 70-х годах 18 в. уніяцкім архіепіскапам Фларыянам Грабніцкім і перавезены з маёнтка Праслушкі, размешчанага непадалёк ад Полацка”. униатским архиепископом Флорианом Гребницким и перевезен из имения Прослушки, расположенного неподалеку от Полоцка».

Бліжэйшы сваяк Фларыяна Грабніцкага Урбан Антоній Грабніцкі жыў у гэты час у мястэчку Сіроцін. Другі сваяк Грабніцкага ў канцы 18 стагоддзя набыў маёнтак у вёсцы Арэхаўна Полацкага павета. Ближайший родственник Флориана Гребницкого Урбан Антоний Гребницкий жил в это время в местечке Сиротино. Второй родственник Гребницких в конце 18 в. приобрел имение в селе Ореховно Полоцкого уезда.

У 1918 годзе Мікалай Юзэф Грабніцкі — віцебскі губернскі маршалак — фінансуе будаўніцтва царквы святой Параскевы. Храм адноўлены веруючымі ў 90-х гадах мінулага стагоддзя. В 1918 г. Николай Юзеф Гребницкий - витебский губернский маршалок - финансирует строительство церкви святой Параскевы. Храм восстановлен верующими в 90-х годах прошлого века.

Сам факт будаўніцтва праваслаўнага храма павадыром каталіцкага  губернскага дваранства па тым часе з'яўляецца беспрэцэдэнтным. Гэта ўказвае на яго жаданне быць на службе ў праваслаўнага манарха. Сам факт строительства православного храма главой католического губернского дворянства по тем временам является беспрецедентным. Это указывает на его желание быть на службе у православного монарха. Дарэчы, яго малодшы брат Антон Грабніцкі прытрымліваўся цвёрдых антырасійскіх перакананняў. У час службы ў Крыме ў якасці юнкера Уланскага палка ён устанавіў сувязь з татарскім супраціўленнем, за што на два гады быў кінуты ў Петрапаўлаўскую крэпасць, а потым накіраваны радавым у Сібірскі корпус. У час паўстання сялян  пад кіраўніцтвам Кастуся Каліноўскага  ён узначаліў атрад інсургентаў. Кстати, его младший брат Антон Гребницкий придерживался жестких антироссийских убеждений. Во время службы в Крыму в качестве юнкера Уланскага полка он установил связь с татарским сопротивлением, за что на два года был сослан в Петропавловскую крепость, а затем направлен рядовым в Сибирский корпус. Во время восстания крестьян под руководством Кастуся Калиновского он возглавил отряд инсургентов. Пасля разгрому паўстанцаў Антон Грабніцкі трапіў у палон, быў асуджаны на 6 гадоў катаргі і памёр па дарозе ў Сібір. После разгрома повстанцев Антон Гребницкий попал в плен, был осужден на 6 лет каторги и умер по дороге в Сибирь.

У 1912 годзе ў час рамонту Сафійскага сабора ў Полацку злева ад алтара знойдзена замураваная ў сцяну труна з астанкамі духоўнай асобы. Труну адкрылі, у ёй ляжаў чалавек ва ўборы мітрапаліта. В 1912 г. во время ремонта Софийского собора в Полоцке слева от алтаря был найден замурованный в стену гроб с останками духовной особы. Гроб открыли, в ней лежал человек в одежде митрополита. На яго грудзях ляжаў сярэбраны з пазалотай крыж. На его груди покоился серебряный с позолотой крест. На правай руцэ быў пярсцёнак, на якім выгравіраваны словы “Фларыян Грабніцкі, Архіепіскап Полацкі”. На правой руке был перстень, на котором выгравированы слова "Флориан Гребницкий, Архиепископ Полоцкий".

На гэтым гісторыя знатнага графскага роду абрываецца.  Памёр Фларыян Грабніцкі ў сваёй рэзідэнцыі ў вёсцы Струні пад Полацкам у 1762 годзе. На этом история знатного графского рода обрывается. Умер Флориан Гребницкий в своей резиденции в селе Струнье под Полоцком в 1762 г.

Можа ганарыцца Шуміліншчына і Розанам, які стаў па сутнасці пераемнікам і ўладальнікам спадчыны Грабніцкіх. Может гордиться Шумилиншчына и Розеном, который стал, по сути, преемником и обладателем наследства Гребницких. Розаны заваявалі славу  рускай зброі на палях бітвы, пакінулі яркі след у гісторыі і культуры. Розены завоевали славу русского оружия на полях сражения, оставили яркий след в истории и культуре.



Фёдар Фёдаравіч Розан — барон. Федор Федорович Розен - барон. Стаў афіцэрам рускай арміі. Стал офицером русской армии. У 1806 годзе ўдзельнічаў у вайне з Напалеонам. В 1806г. участвовал в войне с Наполеоном. Быў паранены. Был ранен. У 1812 годзе яго брыгада вызначылася ў баях з французамі пры Ушачах, Чашніках, Смалянах і Барысаве. В 1812г. его бригада отличилась в боях с французами при Ушачах, Чашниках, Смолянах и Борисове.




  • Ф.Ф. Ф.Ф. Розен Розен

Пасля вайны займаў пасаду каменданта горада Рэймса (Францыя). После войны занимал должность коменданта города Рэймса (Франция). Памёр у 1851 годзе. Умер в 1851 г.

Другі яркі прадстаўнік роду — барон Ягор Фёдаравіч Розан (1800-1860). Другой яркий представитель рода - барон Егор Федорович Розен (1800-1860гг.). Паэт, драматург, крытык, выдавец альманахаў  “Царское Село”, супрацоўнік выданняў Пушкіна і Дэльвіга “Подснежник”, “Северные цветы”, “Литературная газета” і “Современник”. Поэт, драматург, критик, издатель альманаха "Царское Село", печатался в издаваемых Пушкиным и Дельвигом «Литературной газете» и «Современнике».

Знаёмства Я. Ф. Розана з Пушкіным адбылося ў другой палове лютага 1829 года. Знакомство Е. Ф. Розена с Пушкиным состоялось во второй половине февраля 1829 г. З гэтага часу пачынаецца іх супрацоўніцтва. У сваіх успамінах пра  Пушкіна А. П. Керн піша аб тым, як Аляксандр сяргеевіч у хвіліны добрага настрою часта паўтараў радок з верша Розана “Неумолимая, ты не хотела жить”, перадражниваў яго голас и вымаўленне (у Розана быў своеасаблівы акцэнт і голас, што было прадметам жартаў вялікага рускага паэта). С этого времени начинается их сотрудничество. В своих воспоминаниях о Пушкине А. П. Керн пишет о том, как Александр Сергеевич в минуты хорошего настроения часто повторял строку из стихотворения Розена «Венценосной страдалице» "…неумолимо, ты не хотела жить", передразнивая его голос и произношение (у Розена был своеобразный акцент и голос, что было предметом шуток великого русского поэта).

У 1831 годзе Ягор Фёдаравіч пераклаў на нямецкую мову  сцэну з “Барыса Гадунова” і заслужыў шчырую ўдзячнасць аўтара. Летам 1834 года разам з П. П. Яршовым Розан прысутнічаў у Пушкіна падчас чытання казкі “Канёк-гарбунок”, а ў студзені 1836 года ён сустракаецца з Аляксандрам Сяргеевічам на кватэры Жукоўскага, дзе Гогаль чытае свайго “Рэвізора”. В 1831 г. Егор Федорович перевел на немецкий язык сцену из "Бориса Годунова" и заслужил искреннюю признательность автора. Летом 1834 г. вместе с П. П. Ершовым Розен присутствовал у Пушкина во время чтения сказки "Конек-Горбунок", а в январе 1836 г. он встречается с Александром Сергеевичем на квартире Жуковского, где Гоголь читает своего "Ревизора". Пасля смерці А. С. Пушкіна Розан  надрукаваў верш “Магіла Пушкіна” (1847), дзе даў зразумець аб сапраўднай прычыне смерці вялікага мастака слова. После смерти А. С. Пушкина Розен опубликовал стихотворение "Могила Пушкина" (1837 г.), где раскрыл истинную причину смерти великого художника слова.

Кніжкі ва ўсе часы былі самай вялікай каштоўнасцю як асноўнай крыніцай ведаў. Книжки во все времена были самой большой ценностью как основной источник знаний. У гісторыі вядомы асобы, якія былі збіральнікамі кніг, за што і праславіліся. Сярод іх кіеўскі князь Яраслаў Мудры. В истории известны лица, которые были увлечены собирательством книг, за что и прославились.

На нашай зямлі кнігалюбам быў Уахім Літавор Храптовіч (1729-1812) — апошні канцлер Вялікага княства Літоўскага. Прадстаўнік роду магнатаў Храптовічаў з Дабейшчыны, ён сабраў такую бібліятэку, якую з гонарам можна назваць жамчужынай еўрапейскага кніжнага збору. На нашей земле книголюбов был Иоахим Литовар Хрептович (1729-1812 гг.) - последний канцлер Великого княжества Литовского. Представитель рода магнатов Хрептовичей с Добейщины, он собрал такую библиотеку, которую с гордостью можно назвать жемчужиной европейского книжного собрания. Тут былі кнігі заходнееўрапейскіх і польскіх выданняў 15-18 стст., антычныя, старажытнагрэчаскія творы, гістарычныя хронікі, свецкія выданні з Венецыі, Варшавы, Базеля і іншых еўрапейскіх гарадоў. Здесь были книги западноевропейских и польских изданий 15-18 вв., Античные, древнегреческие произведения, исторические хроники, светские издания из Венеции, Варшавы, Базеля и других европейских городов. У бібліятэцы працавалі Лялевель, М. В библиотеке работали Лелевель, М. Пачобут-Адляніцкі, Ул. Почобут-Одляницкий, В. Сыракомля, Ян Чарот (у якасці бібліятэкара) і інш. Апошнім уладальнікам яе быў пляменнік па сястры  дваранін Міхаіл Буцянёў, вёскі і маёнткі якога знаходзіліся на Дабейшчыне. Сырокомля, Ян Чарот (в качестве библиотекаря). Последним владельцем ее был племянник по сестре дворянин Михаил Бутянов, села и имения которого находились на Добейщине. Граф у 1915 годзе 4,5 тысячы тамоў перадаў Кіеўскаму ўніверсітэту, астатняя частка трапіла ў Кракаў. Граф в 1915 г. 4,5 тысячи томов передал Киевскому университету, остальная часть попала в Краков. Нішто проста так на нашай зямлі не знікае, яно абавязкова некалі адшукаецца. Ничто просто так на нашей земле не исчезает, оно обязательно некогда найдется. Такі лёс скарбаў: іх шукаюць і часта знаходзяць. Такая судьба сокровищ: их ищут и часто находят.



Иоахим Литовар Хрептович Иоахим Литовар Хрептович

У в. В д. Новае Сяло Шумілінскага раёна 17.12.1889 г. нарадзіўся беларускі краязнавец, гісторык, літаратуразнавец Даніла Мінавіч Васілеўскі . Новое Село Шумилинского района 17.12.1889 г. родился белорусский краевед, историк, литературовед Данила Минович Василевский. Скончыў Полацкую настаўніцкую семінарыю і Віцебскі настаўніцкі інстытут. Окончил Полоцкую учительскую семинарию и Витебский учительский институт. Настаўнічаў. Учительствовал. З 1910 года збіраў фальклор на Полаччыне. С 1910 г. собирал фольклор на Полоччине. З 1919 г. інструктар школ на Віцебшчыне, пасля інспектар народнай асветы ў Оршы. С 1919 г. инструктор школ на Витебщине, после инспектор народного просвещения в Орше. У 1923 г. арганізаваў Віцебскае губернскае бюро краязнаўства, з 1924 г. намеснік старшыні Аршанскага  акруговага таварыства краязнаўства. В 1923 г. организовал Витебское губернское бюро краеведения, с 1924 г. заместитель председателя Оршанского окружного общества краеведения. У 1930-1936 гг. В 1930-1936 гг. выкладчык і дэкан геаграфічнага факультэта Магілёўскага педінстытута. преподаватель и декан географического факультета Могилевского пединститута. 9.12.1936 г. рэпрэсіраваны, высланы ў Котлас. 9.12.1936 г. репрессирован, выслан в Котлас. Працаваў буравіком у Варкуце, з 1945 г. тэхнік-геолаг Варкуцінскага геолага-разведачнага ўпраўлення. Работал буравиком в Воркуте, с 1954 г. техник-геолог Воркутинского геолого-разведочного управления. Рэабілітаваны ў 1956 г. Апошнія гады жыў у Феадосіі. Реабилитирован в 1956 г. Последние годы жил в Феодосии.

З 1914 г. друкаваўся ў газеце “Наша Ніва” (псеўданімы Шчыры, Вітэль Д.)С 1914 г. печатался в газете "Наша Нива". Даследаваў гісторыю рэвалюцыйнага руху, беларускай літаратуры 19 ст., беларускага кнігадрукавання, развіцця мясцовай прэсы, краязнаўчыя, гістарычныя, этнаграфічныя і сацыяльна-эканамічныя праблемы. Исследовал историю революционного движения, белорусской литературы 19 в., белорусского книгопечатания, развития местной прессы, краеведческие, исторические, этнографические и социально-экономические проблемы. Аўтар твораў: “Школа і настаўніцтва на Віцебшчыне” (1924), “Стагоддзе краязнаўчай працы на Беларусі” (1926), “Крыніцы мінулага Беларусі” (1926), “Пад аховай роднай песні. Автор произведений "Школа и учительство на Витебщине" (1924 г.), "Век краеведческой работы на Беларуси" (1926 г.), "Источники прошлого Беларуси" (1926 г.), "Под охраной родной песни. З перапіскі Яна  Баршчэўскага” (1928). Из переписки Яна Борщевского "(1928г.). Памёр 8.1 Умер 8.12.1963 г.



У. І. Саламе В. И. Соломевич

Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. Т.2. Энциклопедия истории Беларуси. Т.2. Мн., 1994 г. С. 228. Мн., 1994 С. 228.

Протоиерей Протоиерей Николай Фомич Околович родился 4 мая 1863 года в д.Ужлятино Витебского уезда в семье псаломщика. Николай Фомич Околович родился 4 мая 1863 г. в д. Ужлятино Витебского уезда в семье псаломщика. С 1873 года по 1877гг. С 1873 по 1877 гг. учился в Витебском духовном училище, а с 1877 по 1883гг. учился в Витебском духовном училище, а с 1877 по 1883 гг. – в Витебской духовной семинарии, которую окончил по первому разряду. - в Витебской духовной семинарии, которую окончил по первому разряду. В 1883-1887гг. В 1883-1887 гг. обучался в Московской Духовной Академии, которую окончил магистрантом. Cлужил столоначальником Полоцкой Духовной консистории. обучался в Московской Духовной Академии, которую окончил магистрантом. Cлужил столоначальником Полоцкой Духовной консистории.

С марта 1889 года священник Николая Околовича назначают на должность законоучителя Полоцкого кадетского корпуса. С марта 1889 г. священника Николая Околовича назначают на должность законоучителя Полоцкого кадетского корпуса. Одновременно он являлся членом Полоцкого епархиального попечительства, председателем Совета Полоцкого Церковного Братства, председателем Полоцкого уездного отделения училищного совета. Одновременно он являлся членом Полоцкого епархиального попечительства, председателем Совета Полоцкого церковного Братства, председателем Полоцкого уездного отделения училищного совета.

С  1907 по 1913 гг. С 1907 по 1913 гг. – священник Николай Околович являлся ректором Воронежской Духовной Семинарии Николай Околович являлся ректором Воронежской духовной семинарии.



Н.Ф.Околович

К 1922 году священник стал настоятелем Николаевского кафедрального собора в Витебске. К 1922 г. священник стал настоятелем Николаевского кафедрального собора в Витебске. На время его служения на этом посту пришлось изъятие церковных ценностей, реквизированных как в Николаевском соборе, так и в приписных к нему Успенском соборе, архиерейской Михаило-Архангельской церкви и больничной Скорбященской церкви. На время его служения на этом посту пришлось изъятие церковных ценностей, реквизированных как в Николаевской соборе, так и в приписанном к нему Успенском соборе, архиерейском Михаил-Архангельской церкви и больничной Скорбященской церкви. Благодаря мудрому поведению отца Николая не только сама передача ценностей прошла достаточно мирно, но и были возвращены в Успенский собор изъятые литургические сосуды, что позволило вновь совершать в нем богослужения. Благодаря мудрому поведению отца Николая не только сама передача ценностей прошла достаточно мирно, но и были возвращены в Успенский собор изъятые литургические сосуды, что позволило вновь совершать в нем богослужения.

Не во всех церквях Витебска изъятие ценностей прошло без Не во всех церквях Витебска изъятие ценностей прошло без конфликтов, что вызвало и конфликтов, что вызвало аресты. Только по подозрению в организации препятствий реквизиции отец Николай был арестован в 1922 году и содержался под стражей в течение двух недель, был условно осужден на 1 год лишения свободы, но амнистирован. Только по подозрению в организации препятствий реквизиции отец Николай был арестован в 1922г. и содержался под стражей в течение двух недель, был условно осужден на 1 год лишения свободы, но амнистирован.До осени 1924 года Околович служил в церкви д.Новики Полоцкого уеДо осени 1924 г. Околович служил в церкви д. Новики Полоцкого уезда.

С октября 1924 года вплоть до своего последующего ареста в 1931 году – являлся настоятелем Ильинской церкви г. Витебска. С октября 1924 г. вплоть до своего последующего ареста в 1931 г. являлся настоятелем Ильинской церкви г. Витебска. За  духовную активность протоиерей Николай Околович был арестован 24 апреля 1931 года и помещен в Витебскую тюрьму. За духовную активность протоиерей Николай Околович был арестован 24 апреля 1931г. и помещен в Витебскую тюрьму. Ему было предъявлено обвинение в антисоветской и антиколхозной агитации. Ему было предъявлено обвинение в антисоветской и антиколхозной агитации. Вскоре был освобождён из-под стражи и отправлен в ссылку. Вскоре был освобожден из-под стражи и отправлен в ссылку. Скончался священник в заключении в 1934 году. Скончался священник в заключении в 1934г. Место его смерти и погребения неизвестно. Место его смерти и погребения неизвестно. Реабилитирован 12 сентября 1989 года. Реабилитирован 12 сентября 1989 г.