Ядерный контроль: информация выпуск # 46, 2003 3 декабря 10 декабря цитата номера - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ядерный контроль: информация выпуск # 45, 2003 26 ноября 3 декабря... 2 487.52kb.
Ядерный контроль выпуск #20 (401), 2010 15 28 декабря цитата номера 1 369.35kb.
Ядерный контроль выпуск #35 (337), 2008 4 – 10 декабря цитата номера 1 373.75kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 44, 2003 19 ноября 26 ноября... 2 652.51kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 17, 2004 12 мая 19 мая цитата... 2 520.66kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 24, 2004 30 июня 21 июля цитата... 2 587.56kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 42, 2005 7 декабря – 14 декабря 2 697.12kb.
Ядерный контроль выпуск #38 (321), 2007 13 декабря – 19 декабря 2 569.19kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 2, 2004 14 января 21 января... 1 522.27kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 24, 2005 10 августа 17 августа... 1 604.48kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 19, 2004 26 мая 2 июня цитата... 2 555.48kb.
Послание Федеральному Собранию РФ президента России Дмитрия Медведева... 1 386.18kb.
- 4 1234.94kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 46, 2003 3 декабря 10 декабря цитата номера - страница №1/2

ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ: ИНФОРМАЦИЯ

Выпуск # 46, 2003

3 декабря - 10 декабря

ЦИТАТА НОМЕРА

Российская правовая база в сфере нераспространения будет совершенствоваться вместе с зарубежными партнерами. Совет безопасности проанализировал соответствие международной правовой базы российским законам и констатировал необходимость совместного совершенствования документов. […] Тема заседания Совета безопасности- довольно сложная, а работа по его подготовке велась длительное время специальной рабочей группой из различных ведомств и организаций.



секретарь Совета безопасности РФ

В. Б. Рушайло

СОДЕРЖАНИЕ

КАЛЕНДАРЬ

  • 26 ноября - 3 декабря

  • 3 декабря - 10 декабря

  • 10 декабря - 17 декабря

ИЗ РАКЕТНОГО И ЯДЕРНОГО ДОСЬЕ

  • Заседание Совета Безопасности России по проблематике ОМУ

  • Иранское досье

  • Сотрудничество со странами СНГ в ядерной сфере

  • Программа Глобального партнерства

  • О договоре СНП

  • Развитие ситуации вокруг "Атомстройэкспорта"

  • ООН и новые угрозы

  • Ядерная программа КНДР

ИЗ ДОСЬЕ ПО ХИМИЧЕСКОМУ И БИОЛОГИЧЕСКОМУ ОРУЖИЮ

  • Утилизация химического оружия в России

ИЗ ДОСЬЕ ПО ОБЫЧНЫМ ВООРУЖЕНИЯМ

  • Контракт по продаже в Индию ТАКР "Адмирал Горшков"

МНЕНИЕ

  • Интервью с командующим Космическими войсками РФ Анатолием Перминовым

ИНФОРМАЦИЯ ПИР-ЦЕНТРА

  • Сотрудник ПИР-Центра принял участие в научном семинаре

  • Комментарий директора ПИР-Центра газете Вашингтон Пост

  • Анонс публикации журнала Ядерный Контроль

КАЛЕНДАРЬ

  • 26 ноября - 3 декабря

26 ноября - Госдепартамент США смягчил свою позицию по поводу сотрудничества России с Ираном в области ядерной энергетики, отметив, что отныне это личное дело Москвы

26 ноября - Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии Мохаммед Эльбарадей призвал Израиль отказаться от ядерного оружия

27 ноября - По сообщению штаба ВМФ России, с 2006 года ракетно-ядерное оружие подводного флота ВМФ России будет переведено с жидкого топлива на твердотопливную систему

28 ноября - Государственная Дума ратифицировала Рамочное соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе в РФ и Протокол к нему по вопросам претензий, судебных разбирательств и освобождения от материальной ответственности

28 ноября - Министр иностранных дел Ирана Камаль Харрази в целом позитивно оценил принятую Советом управляющих МАГАТЭ резолюцию по иранским ядерным программам

29 ноября - секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Хасан Роуханиопроверг данные об участии европейских компаний в передаче Ирану оборудования по обогащению урана

30 ноября - Официальный представитель иранского МИД Хамид Реза Ассефи сообщил, что в ближайшее время Иран предоставит МАГАТЭ необходимую информацию о специалистах, занимающихся ядерными программами в Исламской Республике

30 ноября - Официальный представитель правительства Ирана Абдоллах Рамазанзадезаявил, что Иран возобновит работы по обогащению урана в соответствии с национальными интересами страны

1 декабря - Муниципальные власти Токио провели антитеррористические учения в метро. В учениях были задействованы 170 человек, которые отрабатывали методы борьбы с биотерроризмом

1 декабря - Президент США Джордж Буш подписал закон о выделении нескольких миллионов долларов на разработку нового вида ядерного оружия. Кроме того, согласно закону, модернизации будет подвергнут ядерный полигон в Неваде

2 декабря - Правительство Японии распорядилось обеспечить усиленную охрану для атомных станций с моря, которые могут стать мишенью для террористов. Охрану более 50 реакторов будут обеспечивать пограничные сторожевики

  • 3 декабря - 10 декабря

3 декабря - Официальный представитель иранского МИД Хамид Реза Ассефи резко осудил последние заявления заместителя главы госдепартамента США Джона Болтона о тайном намерении Ирана создать ядерное оружие

4 декабря - Австралия присоединится к американской системе противоракетной обороны. Об этом сообщил министр иностранных дел страны Александр Доунер. «Это стратегическое решение, ориентированное на защиту безопасности Австралии от возможной атаки с использованием баллистических ракет»

4 декабря - Иран так и не подписал до сих пор ключевого соглашения с МАГАТЭ об инспекциях ядерных объектов. Об этом сообщил в Вене генеральный директор Международного агентства по атомной энергии Мохаммед Эльбарадей

4 декабря - после опубликования в Китае Белой книги "Политика и меры Китая по нераспространению оружия массового поражения", госдепартамент США приветствовал усилия Китая по нераспространению ОМП

4 декабря - США готовы начать второй раунд шестисторонних переговоров по северокорейской ядерной проблеме "как можно быстрее", заявил заместитель официального представителя госдепартамента США Эдам Эрли

5 декабря - Минатом России рассчитывает сохранить экспортные поставки урана на европейский рынок при расширении Евросоюза, сообщил статс-секретарь, замминистра атомной энергии РФ Валерий Говорухин

7 декабря - Официальный представитель иранского МИД Хамид Реза Ассефи опроверг утверждения газеты Лос-Анджелес Таймс о сотрудничестве Ирана с Пакистаном в ядерной сфере.

8 декабря - Генеральный директор Международного сообщества по атомной энергии Мохаммед Эльбарадей заявил, что Иран уже начал сотрудничество с МАГАТЭ по ядерной программе

8 декабря - Европейский союз намерен продолжить переговоры с Тегераном о возможности заключения широкого торгового соглашения только после того, как в феврале будет представлен очередной доклад экспертов МАГАТЭ по ядерной программе Ирана. Об этом заявил министр иностранных дел Дании Пер Стиг Меллер

9 августа- Министры иностранных дел стран-членов Евросоюза в ходе заседания в Брюсселе Совета ЕС по общим делам одобрили выделение 5,5 млн евро в рамках программы сотрудничества Евросоюза с Россией в области нераспространения и разоружения

10 декабря - Китай уведомил США, Японию и Республику Корея, что на основе заготовленного ими проекта совместного документа будет трудно до конца года провести второй раунд шестисторонних переговоров о ядерной программе КНДР.

10 декабря - Совет Федерации ратифицировал соглашение о многосторонней ядерно- экологической программе в России



  • 10 декабря - 17 декабря

13 декабря - в Пекине может начаться второй раунд шестисторонних переговоров об урегулировании кризиса вокруг северокорейской ядерной программы. Однако в связи с нестабильностью на Корейском полуострове переговоры могут быть перенесены на неопределенный срок

14 декабря - Начинало визита премьер-министра РФ М.М. Касьянова в Японию.

16 декабря - Представители России и НАТО подпишут в Брюсселе план совместных действий в области оборонной промышленности, исследований и технологий на 2004г

ИЗ РАКЕТНОГО И ЯДЕРНОГО ДОСЬЕ


  • Заседание Совета Безопасности России по проблематике ОМУ

Путин на заседании Совбеза РФ предложил определить приоритеты Концепции национальной безопасности в сфере нераспространения. Вероника Романенкова. ИТАР-ТАСС. 3 декабря 2003

Президент России Владимир Путин предложил участникам Совета безопасности РФ "еще раз определиться" по приоритетам в сфере нераспространения. Это касается "имеющихся концептуальных документах, в первую очередь - Концепции национальной безопасности", сказал он.

Кроме того, по мнению президента, "нужен глубокий и системный анализ всех нашей государственной деятельности по нераспространению, в том числе существующих в этой области программ". Кроме того, "есть потребность в более четкой координации деятельности органов власти в данной сфере", сказал глава государства. "Мы должны точно определиться с ролью каждого ведомства, устранить дублирование их функций, повысить контроль за качеством работы", - отметил Путин.

Президент признал, что в России нет целостной системы в сфере нераспространения оружия массового уничтожения из-за проблем с экспортным контролем и понимания термина нераспространения. Он призвал участников Совета безопасности "уходить от стереотипов" в решении проблемы нераспространения. "Чтобы изменить ситуацию, надо уходить от стереотипов", - сказал глава государства по поводу системы контроля за нераспространением ОМУ в России. "Отдельные элементы /системы преодоления угрозы распространения/, как, например, экспортный контроль, пока к сожалению, не дают нам права говорить о целостной системе, нет единства и в понимании самого термина нераспространения, не хватает и соответствующих специалистов", - сказал глава государства на заседании Совета безопасности.

В заседании Совбеза приняли участие премьер-министр Михаил Касьянов, руководитель администрации Кремля Дмитрий Медведев, секретарь Совбеза Владимир Рушайло, вице-премьеры Алексей Кудрин и Борис Алешин, министр обороны Сергей Иванов, министр иностранных дел Игорь Иванов, директор ФСБ Николай Патрушев, министр внутренних дел Борис Грызлов, министр МЧС Сергей Шойгу, генпрокурор Владимир Устинов, глава Минэкономразвития Герман Греф, министр печати Михаил Лесин, глава Минатома Александр Румянцев, министр юстиции Юрий Чайка, министр образования ВладимирФилиппов, руководитель ГТК Михаил Ванин, начальник Генштаба Анатолий Квашнин, полпреды президента в федеральных округах, замглавы администрации Кремля СергейПриходько, спикер Совета Федерации Сергей Миронов, президент РАН Юрий Осипов и другие.

Оружие массового уничтожения может попасть в руки безумцев. Андрей Лебедев, Дмитрий Литовкин. Известия. 4 декабря 2003

Оружие массового уничтожения (ОМУ) по-прежнему может попасть в руки террористов или безумцев, а мировое сообщество не располагает надежным механизмом контроля за нераспространением этого вида оружия. Целостной системы борьбы с угрозой распространения оружия массового уничтожения нет и в России - это констатировал вчера президент Путин, открывая заседание Совета безопасности России, посвященное данной проблеме.

Да что там, нет даже однозначного определения режима нераспространения ОМУ. Традиционно к ОМУ относят ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие, а режим его нераспространения регулируется рядом международных договоров и соглашений, в первую очередь договорами о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и о всеобщем и полном запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Однако эти рамки не универсальны: например, участниками ДНЯО не являются Индия, Пакистан, Израиль и Северная Корея. До сих пор не ратифицирован ДВЗЯИ - Россия настаивает на его скорейшей ратификации и применении на практике, однако Соединенные Штаты этому сопротивляются. Кроме того, как отметил вчера Путин, "международные договоры не устанавливают норм, обязательных для соблюдения всеми государствами, и не содержат механизмов, в достаточной мере гарантирующих безопасность".

Между тем острота проблемы нераспространения нарастает. "Порядка 30 государств сегодня уже обладают химическим оружием, около 10 стран технологически близки к тому, чтобы обладать и ядерным оружием", - напоминают в Совете безопасности. Это опасно само по себе: для России небезразлично, появится ли, например, ядерное оружие в непосредственной близости от границ страны - в КНДР. Не менее опасно другое: чем шире расползается ОМУ, тем больше вероятность его попадания в руки террористических организаций.

Впрочем, у этой "палки" есть и другой "конец", считают в Совете безопасности: на российском рынке появилось множество субъектов, использующих в своей деятельности современные химические, биологические и ядерные технологии, и режим нераспространения ОМУ порой становится оружием недобросовестной борьбы с ними со стороны зарубежных конкурентов. Так, с 1998 по 2001 год госдепартамент США наложил санкции на ряд российских предприятий, которые Вашингтон подозревает в оказании помощи развитию ракетной программы Ирана. В их число попали Балтийский государственный технический университет имени Устинова, НИИ "Графит", НПЦ "Инор", НИИ "Полюс", ГХО "Главкосмос", а также фирмы "МОСО" и "Европалас-2000".

В 1998 году российская правительственная комиссия по экспортному контролю провела расследование деятельности указанных организаций и установила, что нарушений экспортного законодательства и международных обязательств России по нераспространению ОМУ и ракетных средств его доставки не было. С трех фирм ("МОСО", НИИ "Полюс" и НПЦ "Инор") санкции в 2000-2001 гг. были сняты, но зато в декабре 1998 года введены новые - против Московского авиационного института, Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники и Химико-технологического университета имени Менделеева (РХТУ).

- Мы пострадали ни за что, - заявил проректор по учебной работе РХТУ Виктор Жилин. - Наш эксперт Борис Андреев подписал заключение на американский проект по выработке тяжелой воды для иранской АЭС в Бушере: американцы поссорились с Тегераном и не стали его реализовывать. Иранская сторона через Минатом России обратилась с просьбой к нашему институту дать заключение о реализуемости проекта. Ну, мы и подтвердили, что он может быть реализован. А американцы обиделись...

- Мы будем в еще более наступательном плане ставить перед американцами вопрос о снятии санкций с этих предприятий, - заявил замсекретаря Совбеза Олег Чернов. - На наш взгляд, санкции носят характер политической конъюнктуры и наносят серьезный экономический ущерб российским предприятиям.

- Под санкциями мы находимся уже 5 лет, и я не верю, что наша страна реально сможет что-либо изменить, - сообщил директор ФГУП НИИ "Графит" Валерий Костиков. - У нас был контракт на поставку в Иран 1 тонны базальтовой нити. Этот товар не подпадает под экспортные ограничения. Наша ткань транзитом шла через Австрию, где после заявления госдепартамента США ее и арестовали и держали целый год. При этом американская сторона даже не пыталась, например, передать дело в суд. Тогда в дело вмешалась австрийская таможня, которая выяснила, что наш груз не подлежит ограничениям, и отправила его в Иран. А когда США попытались надавить на Вену, им ответили, что сделка законна и не их дело ее запрещать. Российские власти ничего подобного не предприняли…

Костиков уверен, что США "тормозят" именно те фирмы, чья продукция способна конкурировать с американской.

- Все наши сделки оплачиваются в американской валюте, а все сделки в ней проходят через американские банки, - рассказывает директор "Гранита". - В результате все наши контракты с другими государствами заморожены. Сделано это из-за того, что наше предприятие располагает технологией производства углеродного волокна, которое, в отличие от базальтовой нити, используется в производстве ракет. Нас выбили с рынка еще до того, как мы стали представлять хоть какую-то опасность для конкурентов.

"Пока у российских чиновников не сложилось понимание того, что нераспространение ОМУ - важнейшая проблема", - сетуют в Совбезе. Так что задача состоит в поиске "комплексного государственного подхода к проблемам ОМУ", отмечалось на вчерашнем заседании. Как сообщил после заседания основной докладчик - вице-премьер БорисАлешин, правительству поручено разработать и представить программу действий по обеспечению безопасности в области нераспространения ОМУ. Она должна быть готова к середине будущего года. За чужой счет Собирается ликвидировать атомные подлодки Минатом



Бомбы под колпаком. Павел Дульман, Сергей Птичкин, Андрей Шаров. Российская Газета.4 декабря 2003

Государство ужесточает контроль над оружием массового уничтожения 3 декабря 2003 г. в Кремле состоялось заседание Совета безопасности РФ под руководством ВладимираПутина. На заседании обсуждались вопросы нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и технологий, которые могут привести к созданию такого оружия. Как рассказал после заседания журналистам секретарь Совбеза Владимир Рушайло, Президент отметил, что распространение ОМУ - одна из главных опасностей в современном мире наряду с терроризмом. А потому надо особое внимание уделить совершенствованию законодательно-правовой базы. Подготовка к этому заседанию, по словам Рушайло, велась долго и тщательно. Рабочие межведомственные группы специально проанализировали соответствие международной правовой базы российским законам и пришли к выводу, что эти документы нуждаются в совершенствовании. Кроме того, на заседании Совета безопасности отдельно обсуждалась проблема экспортного контроля за распространением технологий и совместная работа со странами СНГ в этой сфере. - Должен осуществляться постоянный контроль за технологиями во многих странах, которые могут создать ядерное оружие, - заявил Рушайло.

Вице-премьер Борис Алешин, подводя итоги заседания, сообщил, что Президент поручил Правительству разработать комплексную программу действий по нераспространению ОМУ, которая будет учитывать все аспекты проблемы, в том числе противодействие внутренним и внешним угрозам и контроль государства за технологиями. Программа, по словам Алешина, будет готова к середине следующего года. Она разрабатывается с учетом Основ национальной безопасности и будет долгосрочной, однако и текущие государственные задачи не останутся без внимания.

На Совбезе под председательством Путина правительству поручено разработать комплексную программу в сфере нераспространения. Вероника Романенкова. ИТАР-ТАСС. 3 декабря 2003

На заседании Совета безопасности РФ правительству поручено к середине 2004 года разработать комплексную программу в области нераспространения оружия массового уничтожения.

Об этом журналистам сообщил вице-премьер Борис Алешин, подводя итоги заседания Совета безопасности в Кремле под председательством президента РФ Владимира Путина. По словам Алешина, "правительству поручено разработать комплексную программу", в которую войдут "все аспекты нераспространения, в том числе противодействие внутренним и внешним угрозам, контроль государства за технологиями".

Алешин отметил, что комплексная программа будет создаваться с учетом Основ национальной безопасности. Вице- премьер сказал, что программа будет долгосрочной и в ней будут содержаться как текущие задачи, так и задачи на длительную перспективу. Как сообщил секретарь Совбеза Владимир Рушайло, российская правовая база в сфере нераспространения будет совершенствоваться вместе с зарубежными партнерами.

По словам Рушайло, Совет безопасности "проанализировал соответствие международной правовой базы российским законам" и констатировал "необходимость совместного совершенствования документов". Рушайло сообщил, что на заседании Совета безопасности отдельно обсуждалась проблема экспортного контроля. "Должен осуществляться постоянный контроль за технологиями во многих странах, которые могут создать ядерное оружие", - отметил Рушайло. Кроме того, на Совбезе обсуждалась "совместная работа со странами СНГ" в сфере нераспространения, сказал секретарь Совбеза.

По его оценке, тема сегодняшнего заседания - "довольно сложная", а работа по его подготовке "велась длительное время специальной рабочей группой из различных ведомств и организаций".



  • Иранское досье

Министр информации Ирана назвал своевременным решение руководства страны подписать дополнительный протокол к ДНЯО. Николай Терехов. РИА "Новости". 4 декабря 2003

Министр информации Ирана Али Юнеси назвал своевременным и предусмотрительным решение руководства Исламской Республики подписать дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия.

"Если бы мы промедлили с действиями по этому вопросу, был бы упущен удобный момент. С другой стороны, если бы решение о подписании последовало раньше, не были бы соблюдены интересы государства", - заявил Юнеси 4 декабря 2003 г..

По его словам, попытки США и Израиля, а также монархических и оппозиционно-террористических кругов и группировок, которые надеялись перевести проблему иранских ядерных программ на международный уровень и ввести антииранские санкции, потерпели крах.

"В настоящее время мировое сообщество признало Иран как государство, обладающее ядерными технологиями, и это является признанием большого авторитета и достоинства нашей науки", - добавил иранский министр.

Дополнительные гарантии МАГАТЭ могут быть подписаны Ираном до нового года. РИА "Новости". Николай Терехов. 4 декабря 2003

Дополнительные гарантии МАГАТЭ могут быть подписаны Ираном до Нового года. Об этом заявил председатель комиссии по энергетике меджлиса Ирана Хоссейн Афариде.

"Надеюсь, что документ будет подписан еще до Нового, 2004, года, все необходимые процедуры со стороны Исламской Республики выполнены и представлены в Агентство", - сообщил Афариде.

По его мнению, позитивная резолюция Совета управляющих МАГАТЭ, принятая в конце прошлого месяца, будет способствовать ратификации подписанного документа иранским парламентом.

В соответствии с конституцией Исламской Республики, любой международный документ, заключенный иранским правительством, должен пройти ратификацию в меджлисе, а затем утверждение в надпарламентском руководящем органе - Наблюдательном совете Ирана на предмет соответствия основному закону страны.


  • Сотрудничество со странами СНГ в ядерной сфере

Министерство выступило за урановое добрососедство. Алена Корнышева. Коммерсант. 4 декабря 2003

3 декабря 2003 г. министр по атомной энергии Александр Румянцев провел заседание коллегии министерства, посвященное кооперации со странами СНГ в области добычи урана и производства ядерного топлива для атомных электростанций. Атомщики пришли к выводу, что сотрудничество с соседями, у которых закупается большая часть необходимого для российских АЭС урана, нужно развивать и параллельно думать над тем, как лучше организовать геологоразведку урановых месторождений в России.

Вопрос про российских соседей на коллегии Минатома возник, естественно, неспроста: как известно, после развала Советского Союза основные запасы природного урана остались за пределами России -- в Казахстане (эта страна занимает второе место в мире по разведанным запасам урана), на Украине и в Узбекистане. "Поэтому эти страны останутся основными партнерами России в области поставок урана",-- заметил вчера, комментируя итоги коллегии, представитель Минатома. По его словам, на коллегии отмечалось, что "потребность российской атомной энергетики в уране растет". Между тем добывать уран становится все сложнее. И это уже мировая тенденция: по данным Минатома, всего в мире сейчас добывается 35 тыс. т урана в год, а только атомной энергетике требуется 67 тыс. т урана. В России же добывается около 3 тыс. т урана в год (а ее потребность в этом сырье, согласно экспертным оценкам, составляет около 10 тыс. т). При этом крупнейшим производителем в России является компания ТВЭЛ, которая обеспечивает ураном 75 атомных российских и иностранных реакторов (всего в мире функционирует 441 реактор). "Дефицит сырья покрывается за счет переработки отработавшего ядерного топлива и наличия урана на складах",-- пояснил представитель Минатома.

Выход министр Румянцев видит, во-первых, в развитии кооперации с соседями по СНГ и, во-вторых, в увеличении ассигнований на геологическую разведку месторождений урановых руд. Так, в 2003 году из федерального бюджета на разведку таких месторождений было выделено только 200 млн руб. (для сравнения: всего на геологоразведку в этом году должно быть израсходовано около 7 млрд руб., из них не менее 2 млрд руб.-- на разведку залежей нефти и газа). "Безусловно, России нужно кооперироваться в этом отношении со странами СНГ, но их вклад в снабжение России ураном не будет решающим. Нам нужно больше опираться на собственные силы, думать об освоении новых месторождений",-- призвал 3 декабря 2003 г. господин Румянцев.

Первое поставленное министром условие уже довольно успешно выполняется -- намечено, например, что в 2006 году российско-казахско-киргизское совместное предприятие по добыче урана "Заречное" (оно расположено в Казахстане, а его учредителями с российской стороны выступили две подведомственные Минатому компании -- ОАО "Техснабэкспорт" и вышеупомянутое ОАО ТВЭЛ) доведет добычу урана до 500 т в год, а в дальнейшем увеличит ее до 1 тыс. т. "В будущем году мы планируем значительно увеличить инвестиции как в СП 'Заречное' -- они составят $20 млн и будут поровну поделены нами с 'Техснабэкспортом', так и в наши российские добывающие предприятия: крупнейший в России поставщик урана ПГХО 'Приаргунское' (добывает около 3 тыс. т урана в год), а также компании 'Хиогда' и 'Далур' (они добывают примерно по 100 т урана)",-- рассказал в интервью Ъ руководитель пресс-службы ТВЭЛа Владислав Бочков. По его словам, недавно компания ТВЭЛ стала главным акционером ПГХО (в середине ноября РФФИ подписал акт о передаче компании находившихся в его управлении 38% акций предприятия, и, таким образом, ТВЭЛ сейчас является владельцем 75% акций ПГХО). Что же касается участия компании в геологоразведке, то этот вопрос, отмечают в компании, находится еще только в стадии разработки -- здесь нужно учитывать, что разведка требует серьезных, но весьма рискованных инвестиций. "Мы пока сосредоточены на восстановлении связей с нашими поставщиками в СНГ и на поиске тех рынков, где можно приобрести уран по более дешевой цене",-- отметил господин Бочков.


  • Программа Uлобального партнерства

В Минатоме РФ считают, что только к 2010 году реально завершить утилизацию атомных подлодок. РИА "Новости". 4 декабря 2003

Завершить утилизацию атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками в России реально только к 2010 году. Об этом говорится в материалах Минатома РФ, представленных к очередному заседанию правительства, на котором будет обсуждаться вопрос о состоянии и мерах по ускорению работ по утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками.

В Минатоме напомнили, что ранее планировалось утилизировать по 20 атомных подводных лодок в год и завершить эту работу ориентировочно в 2006 году.

За период реализации программы утилизации атомных подлодок, по данным на 1 декабря 2003 года, из состава Военно-Морского флота РФ выведено 193 атомных подводных лодки и два надводных корабля с ядерными энергетическими установками. Из указанного числа утилизированы 94 АПЛ. В ожидании утилизации в настоящее время находятся 99 АПЛ, из них 70 - с ядерным топливом в реакторах. 73 лодки содержатся на плаву экипажами ВМФ, 26 - персоналом заводов.

Существующая промышленная инфраструктура позволяет обеспечивать утилизацию 20-22 лодок в год. Из федерального бюджета на утилизацию лодок в 2001 году было выделено 1,9 млдр рублей в 2002 - 2 млрд рублей , в 2003 - 1,9 млдр рублей.

С учетом сложившегося уровня финансирования, по данным Минатома, ежегодно возможно обеспечивать прием от ВМФ до 10 атомных подлодок на утилизацию, а с учетом планируемой международной помощи - 15 АПЛ.

По предварительной оценке Минатома, сумма затрат на завершение комплексной утилизации атомных подводных лодок и реабилитацию радиационно опасных объектов составляет около 4 млдр долларов.

В целях ускорения решения задач по утилизации подлодок принимаются меры по привлечению международной финансовой помощи в рамках программы "глобальное партнерство", а также в рамках других международных программ.

В 2003 году Россия подписала межправительственные и межведомственные соглашения на этот счет с Великобританией, Германией, Японией, Италией. Ожидается заключение рамочного соглашения с Канадой.

По данным Минатома, США выделила на утилизацию атомных подлодок в России в период с 1997 по 2003 год 200 млн долларов. К настоящему времени с участием США утилизировано 25 АПЛ. На средства, выделенные Японией, завершено строительство и введен в эксплуатацию плавучий комплекс по переработке жидких радиоактивных отходов стоимостью 35 млн долларов. Норвегия ежегодно выделяет на утилизацию атомных подлодок в России примерно 7 млн долларов.

В 2003 году планируется реализовать продукты утилизации атомных подлодок на сумму 91 млн рублей.

За чужой счет. Алексей Никольский. Александр Беккер. Ведомости. 4 декабря 2003

Правительство России не собирается отказываться от международной помощи в утилизации списанных атомных подлодок. Эта помощь до 2010 г. покроет до половины из $4 млрд, необходимых на утилизацию сотни списанных атомоходов. Эксперты, напротив, полагают, что от западной помощи, обставленной политическими условиями, пора отказаться.

Как следует из материалов Минатома к сегодняшнему заседанию кабинета, с начала 90-х годов в России утилизированы 94 подлодки, а еще 99 ждут разделки. Возможности инфраструктуры позволяют разбирать не более 15 лодок в год, а на полную ликвидацию остатков советского атомного подводного флота до 2010 г. потребуется $4 млрд. .

В бюджете этого года на утилизацию лодок выделено 2 млрд руб. и еще 800 млн руб. поступит в виде международной помощи от стран "большой восьмерки". Такая же сумма предусмотрена бюджетом следующего года.

В проекте решения правительства говорится, что утилизацию реально завершить к 2010 г. , а Минатому и МПС поручается отремонтировать железные дороги в районах утилизации - их плачевное состояние препятствует ускорению разделки лодок.

Накануне заседания правительства замсекретаря Совета безопасности России ОлегЧернов неожиданно заявил, что для России неприемлема международная помощь в утилизации подлодок, которая "сопровождается политическими требованиями".

Однако чиновник Минатома говорит, что отказываться от международной помощи правительство не планирует, "хотя мы стали разборчивее и отказываемся от невыгодных проектов", таких, как, например, уничтожение наиболее новых ракетных подлодок проектов 667 БДР и 941 в 90-е годы.

Минатом РФ: Существующие промышленные мощности могут обеспечить утилизацию 20-22 атомных подлодок в год. Оксана Полищук. ИТАР-ТАСС. 3 декабря 2003

Существующие промышленные мощности могут обеспечить утилизацию 20-22 атомных подводных лодок в год. Об этом сообщили 3 декабря 2003 г. в Министерстве по атомной энергии РФ. На утилизацию АПЛ из бюджета России в 2001 году было выделено 1,9 млрд рублей, в 2002 году - 2 млрд рублей, в 2003 году - 1,9 млрд рублей, сообщили в Минатоме. В то же время там указали, что "с учетом сложившегося уровня финансирования ежегодно можно обеспечить утилизацию только 10 АПЛ, а с учетом международной финансовой помощи - до 15 лодок. Для ускорения решения задач в этой области было решено привлечь международную финансовую помощь в рамках программы "Глобальное партнерство", а также ряда других программ".

По словам представителя Минатома, в ходе сотрудничества с США по утилизации стратегических подводных лодок было утилизировано 25 кораблей. По данным министерства, Россия в текущем году подписала аналогичные соглашения с Великобританией, Японией, Германией и Италией. Еще одним источником финансирования, по словам представителя Минатома, является получение средств от реализации продуктов утилизации. "Только в текущем году по этой статье доходов было получено 91 млн рублей", - отметили в министерстве.

Минатом России в 2003 г. выделит на утилизацию АПЛ 320 млн. рублей. Интерфакс. 4 декабря 2003

Минатом России в нынешнем году выделит на утилизацию атомных подводных лодок (АПЛ), выведенных из эксплуатации, 320 млн. рублей из своего целевого бюджетного фонда, сообщил "Интерфаксу" представитель министерства.

"Международная финансовая помощь России в нынешнем году на утилизации АПЛ составит 800 млн. рублей", - уточнили в министерстве, отметив, что "основные инвестиции идут из США и Норвегии". В Минатоме отметили, что в 2002 году международная финансовая помощь составила 600 млн. рублей, а в 2001 году - 1 млрд. 200 млн. рублей.

"В нынешнем году Россия заключила соглашения с Италией и Германией по сотрудничеству в сфере утилизации российских атомных субмарин", - отметил представитель Минатома.

"Для того, чтобы завершить всю работу по утилизации АПЛ и реабилитации загрязненных территорий Минатому необходимо в течении ближайших 10 лет затратить около $4 млрд.", - подчеркнули в Минатоме.

По данным Минатома, по состоянию на сентябрь 2003 года утилизировано 89 атомных субмарин из 192 АПЛ, выведенных из эксплуатации. В настоящее время в РФ утилизируются многоцелевые и стратегические АПЛ.

По данным министерства, до 2010 года, с учетом дополнительного вывода из эксплуатации предстоит выгрузить отработавшее ядерное топливо из 86 АПЛ, утилизировать 113 АПЛ. Кроме того, предстоит выгрузить отработавшее ядерное топливо и утилизировать два надводных корабля с ядерными энергетическими установками.

Россия рассчитывает на помощь иностранных государств при утилизации атомных подлодок, сказал Касьянов. Интерфакс. 4 декабря 2003

Премьер-министр Михаил Касьянов считает возможным привлечение помощи иностранных государств к процессу утилизации атомных подводных лодок и других кораблей, снятых с вооружения российского военно-морского флота.

"Эта помощь абсолютно уместна в данном случае", - сказал М.Касьянов 4 декабря 2003 г. на заседании правительства, напомнив, что Госдума недавно ратифицировала соответствующее соглашение, предусматривающее привлечение такой помощи.

"Неутилизированные атомные подводные лодки и другие корабли достались нам в наследство от СССР, в советское время много атомных подводных лодок было снято с вооружения, и они не утилизировались", - отметил М.Касьянов.

Однако и в российский период долгое время на эти цели не выделялось достаточно средств. "Сегодня темпы утилизации составляют 10-12 лодок в год при том, что их общее число составляет около 200", - подчеркнул премьер-министр.

Именно поэтому, заметил М.Касьянов, Россия и обсуждает с зарубежными партнерами, каким образом они могут помочь в решении проблемы утилизации атомных подводных лодок.



Утилизация выведенных из эксплуатации АПЛ в России может быть завершена к 2010 году. Интерфакс. 4 декабря 2003

Россия способна завершить утилизацию выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок (АПЛ) к 2010 году и на это потребуется около 4 млрд. долларов. Такие данные приведены в материалах министерства РФ по атомной энергии, представленных к предстоящему 4 декабря 2003 г. заседанию правительства РФ.

На заседании правительства будет обсуждаться вопрос о состоянии и мерах по ускорению работ по утилизации АПЛ и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками.

По данным Минатома РФ, на 1 декабря 2003 года из состава Военно- Морского флота России было выведено 193 АПЛ и два надводных кораблями с ядерными энергетическими установками. В Минатоме напоминают, что активный процесс вывода из состава ВМФ атомных подводных лодок начался во второй половине 80-х годов.

К настоящему времени утилизированы 94 АПЛ. В ожидании утилизации находятся 99 атомных субмарин. В частности, 70 АПЛ имеют ядерное топливо в реакторах.

По данным Минатома РФ, в настоящее время 73 выведенных из эксплуатации АПЛ поддерживаются на плаву их экипажами, а за 26 - следит персонал судозаводов.

По оценкам экспертов министерства РФ по атомной энергии, существующая промышленная инфраструктура позволяет утилизировать 20-22 АПЛ в год. Ранее планировалось утилизировать по 20 АПЛ в год, чтобы завершить этот процесс ориентировочно к 2006 году.

"К сожалению, с учетом сложившегося уровня финансирования ежегодно возможно обеспечить утилизацию до 10 атомных подводных лодок, а с учетом иностранной помощи - до 15 атомных подводных лодок", - отмечают эксперты Минатома РФ.

По предварительным оценкам, весь комплекс мер по решению проблемы утилизации АПЛ и реабилитацию радиационно опасных объектов необходимо израсходовать около $4 млрд.

Для ускорения процесса утилизации в настоящее время принимаются меры по привлечению средств международной финансовой помощи, в частности, в рамках программы "Глобального партнерства" и ряда других программ международного сотрудничества.

В частности, продолжается взаимодействие с США по утилизации стратегических АПЛ. К настоящему времени с американской помощью проведена утилизация 25 таких субмарин.

В 2003 году соглашения о сотрудничестве по утилизации российских АПЛ подписаны с Великобританией, Германией, Японией и Италией. Ожидается заключение рамочного соглашения по этому вопросу с Канадой.

По данным Минатома РФ, США с 1997 по 2003 годы выделили России $200 млн. на утилизацию стратегических АПЛ. Япония выделила $35 млн. на завершение строительства и введение в эксплуатацию плавучей установки по переработке жидких радиоактивных отходов. Норвегия в среднем ежегодно выделяет около $7 млн. на утилизацию АПЛ в Северо-Западном регионе России.

В то же время в Минатоме РФ отмечают, что, заявляя о выделении значительных объемов финансовой помощи России для утилизации АПЛ, западные государства в реальности предоставляют куда меньшие суммы.

В частности, в рамках программы "Глобального партнерства" Великобритания заявила о выделении на утилизацию АПЛ $100 млн., а в реальности предоставила РФ в 2003 году $48 млн. Германия из заявленных $300 млн. выделила $50 млн., Италия из заявленных $360 млн. в этом году вообще не предоставила никаких средств. Канада из $200 млн. заявленных средств в этом году предоставила России $40 млн., Норвегия из заявленных $100 млн. - только $14 млн.

США ранее заявили о выделении на реализацию программы "Глобальное партнерство" суммы в $1 млрд. Часть этих средств должна была пойти и на утилизацию выведенных из эксплуатации российских атомных подводных лодок. Однако в этом году на утилизацию списанных АПЛ США выделили всего лишь $10 млн.

Франция планировала выделить на программу "Глобальное партнерство" $750 млн., однако на утилизацию АПЛ в России в этом году предоставила всего лишь $20 млн.

Евросоюз из $1 млрд. предоставил России $40 млн., а Япония из $100 млн. - всего лишь $5 млн.

В Минатоме отмечают, что одним из источников средств для утилизации АПЛ являются деньги, получаемые в свою очередь от реализации продуктов утилизации субмарин. Так, за счет реализации продуктов утилизации АПЛ в этом году было получено 91 млн. рублей.

В 2003 году из бюджета на утилизацию атомных подводных лодок выделено около 2 млрд. руб. Финмаркет. 4 декабря 2003

Согласно материалам Минатома России к заседанию правительства, в текущем году ведомством будет выделено на работы работ по утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, по состоянию на 01.12.2003: выведено из состава ВМФ 193 АПЛ и 2НК с ЯЭУ; утилизированы с формированием реакторных блоков 94 АПЛ; в ожидании утилизации на акваториях заводов и в базах ВМФ находятся 99АПЛ, из них 70 АПЛ с ядерным топливом в реакторах; содержатся на плаву экипажами ВМФ 73 АПЛ, персоналом заводов -26 АПЛ. Подлежит утилизации 41судов атомного технологического обслуживания.

Как отмечается, существующая промышленная инфраструктура позволяет обеспечить утилизацию 20 - 22 АПЛ в год. Лимиты бюджетных ассигнований на указанные цели составили: в 2001 г. - 1864,3 млн руб., 2002 г. - 2048,8 млн руб., 2003 г. - 1910,6 млн руб. Выгрузка ОЯТ и утилизация по 12-15 АПЛ в год позволяет завершить работы по утилизации АПЛ и ПК с ЯЭУ к 2010 году.

Анализ результатов работы за 1999-2003 гг.. показывает, что все АПЛ, выведенные из эксплуатации, при соответствующем финансировании могут быть утилизированы к 2010 году. Сумма затрат на решение проблем комплексной утилизации АПЛ и реабилитации радиационно-опасных объектов составляет около 4 млрд долл. За 1999-2003 годы утилизировано 39 "неядерных" кораблей и судов, а доход составил только 10,2 млн руб.

Международная финансовая помощь России в 2003 году на утилизацию АПЛ составит 800 млн руб.

Во Владивостоке подписаны контракты на утилизацию атомной подводной лодки класса "Виктор-3". Вероника Перминова. РИА "Новости". 5 декабря 2003

5 декабря 2003 г. во Владивостоке состоялось подписание финансового и рабочего контрактов на утилизацию атомной подводной лодки класса "Виктор-3".

Как сообщили 5 декабря 2003 г. в пресс-службе администрации Приморского края, подписание финансового и рабочего контрактов состоялось в рамках реализации Японо-Российского плана действий, принятого в январе этого года во время визита в Россию премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми. Проект получил название "Звезда надежды". Данный проект предполагает демонтаж атомных подводных лодок, в том числе класса "Виктор-3" на дальневосточном заводе "Звезда", расположенном в приморском городе Большой Камень.

Завод располагает всеми необходимыми для этого производственными мощностями и квалифицированными кадрами. С 1989 года на заводе "Звезда" денмонтировано 22 АПЛ.

После подписания всех документов начинается непосредственное участие японской стороны в проекте по утилизации подлодок. Финансирование проекта взяла на себя японская сторона. По предварительной информации, сумма инвестиций, вложенных в проект по утилизации атомной подводной лодки класса "Виктор-3", составит несколько миллионов долларов.

Вторая атомная подводная лодка поставлена в док в Северодвинске для утилизации. Владимир Ануфриев. ИТАР-ТАСС. 5 декабря 2003

Вторая многоцелевая атомная подводная лодка проекта "Гранит" поставлена в док оборонной верфи "Звездочка" в Северодвинске для утилизации на средства Великобритании.

Как сообщила пресс-секретарь судоремонтного предприятия Надежда Щербинина, атомоход К- 525 (ранее носивший название "Архангельск") заведен в док- камеру, где уже начат демонтаж однотипной субмарины К-206 "Мурманск". "Впервые в практике "Звездочки" разделка двух АПЛ будет вестись параллельно в одном доке и совместно с северодвинским ПО "Северное машиностроительное предприятие", где были построены эти атомоходы", - отметила собеседница.

Великобритания заключила с Россией межправительственное соглашение о финансировании работ по уничтожению российских многоцелевых (не несущих межконтинентальных ракет) АПЛ в рамках программы "глобального партнерства", принятой на саммите "стран большой восьмерки" в 2002 году. Тогда сообщалось, что на утилизацию двух "Гранитов" в Северодвинске выделено 16 млн долларов.



Великобритания подтвердила намерение продолжать содействие России в ликвидации отслуживших подлодок и химоружия. Александр Смотров. РИА "Новости". 5 декабря 2003

Великобритания подтвердила намерение продолжать содействие в ликвидации отслуживших подводных лодок и химического оружия в России.

Об этом говорится в опубликованном 5 декабря 2003 г. первом ежегодном докладе об участии Великобритании в программе "Глобальное партнерство". Доклад подготовлен совместно специалистами министерств торговли и промышленности, иностранных дел и обороны Соединенного Королевства.

В текущем году расходы британского правительства на финансирование данной программы составят 40 млн фунтов стерлингов (около 70 млн долларов), указывается в докладе.

Главными целями, на которые выделяет деньги Соединенное Королевство, являются утилизация двух подводных лодок класса "Оскар", сооружение хранилища для отработанного ядерного топлива, участие в строительстве инфраструктуры предприятия по ликвидации химического оружия в поселке Щучье /Курганская область/, планы по безопасной выгрузке и сохранению 21 тысячи контейнеров с отработанным ядерным топливом на одной из бывших баз ВМФ и поддержка ряда проектов в плане обеспечения их ядерной безопасности.

"Ядерное наследие бывшего Советского Союза один из наиболее серьезных вызовов, с которыми сталкивается международное сообщество", - заявил заместитель министра торговли и промышленности Великобритании Найджел Гриффитс. "Угрозы экологии, безопасности и режиму нераспространения, которые оно представляет, не остановят государственные границы и могут напрямую затронуть Соединенное Королевство и весь мер, если с ним не обращаться должным образом", - добавил он.

В феврале 2004 года Найджел Гриффитс посетит Россию для того, чтобы лично ознакомиться с ходом процесса по демонтажу и утилизации ядерных подводных лодок.

Соглашение о ядерно-экологической программе в РФ - основа многостороннего сотрудничества в утилизации атомных подводных лодок. Наталья Симорова, Евгений Ткачев. ИТАР-ТАСС. 8 декабря 2003

Соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе в РФ "закладывает долгосрочную основу для многостороннего сотрудничества в решении проблемы утилизации атомных подводных лодок на северо-западе России". Об этом заявил 8 декабря 2003 г. официальный представитель МИД России Александр Яковенко, комментируя ратификацию Госдумой 28 ноября Соглашения МНЭПР. Оно было подписано в мае в Стокгольме. В нем наряду с Россией участвуют Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, ЕС, ЕВРАТОМ, Нидерланды, Норвегия, США, Финляндия, Франция и Швеция.

По словам Яковенко, этот документ "позволит ускорить создание инфраструктуры для безопасного обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами в связи с утилизацией атомных подлодок". По его мнению, "важной частью сотрудничества станет реабилитация территорий бывших береговых баз ВМФ России в губе Андреева и поселке Гремиха".

Соглашение МНЭПР "впервые в многостороннем формате фиксирует правила и нормы, которые являются правовой основой для осуществления конкретных проектов в этой области. В частности, это касается регулирования вопросов налогообложения, освобождения от ответственности. Тем самым создан прецедент для выработки двусторонних договоренностей по Глобальному партнерству "восьмерки" против распространения оружия массового уничтожения.



  • О договоре СНП

На пути к стратегической стабильности. Сергеев Игорь. Соб. Инф. 8 декабря 2003

“Конкретизация Договора о СНП - существенное условие обеспечения эффективности и жизнеспособности этого соглашения, требующее совместных экспертных решений” - помощник Президента РФ по вопросам стратегической стабильности И.Д. Сергеев.

«В отличие от других действующих соглашений Договор о СНП допускает широкое толкование содержательной части. Пока не достигнуто общее понимание по ключевым его положениям. Неясны объекты сокращений, не определена терминологическая база Договора, в том числе ее основные понятия - «стратегические наступательные потенциалы» и «стратегический ядерный боезаряд». Конкретизация Договора о СНП - существенное условие обеспечения эффективности и жизнеспособности этого соглашения, требующее совместных экспертных решений», - пишет в своей статье помощник Президента РФ по вопросам стратегической стабильности И.Д. Сергеев.

По мнению И.Д. Сергеева, «другой серьезной проблемой является верификация новых договоренностей. Для того чтобы выполнение Договора не свелось к односторонним понижениям боевой готовности стратегических сил, требуется наличие верификационного механизма. Это же предполагают и кодифицированные Договором принципы ядерного сдерживания. Без достоверной информации о возможностях сторон сдерживание не обладает надежностью, поэтому опора исключительно на меры транспарентности не может быть признана верной. Однако текст Договора о СНП не содержит инструментов проверки его условий, а использование для этих целей процедур контроля Договора СНВ-1 явно не достаточно. Система контроля Договора СНВ-1 разрабатывалась в совершенно иных геополитических условиях и давно сама нуждается в корректировке. Следует также иметь в виду, что после окончания срока действия Договора СНВ-1 в 2009 году вместе с ним будет прекращена и предусматриваемая им контрольная деятельность, что не позволит с достаточной достоверностью судить о ходе реализации и выполнении обязательств по Договору о СНП».

«С учетом этого», продолжает известный российский военный эксперт, «в основу верификации Договора о СНП может быть положен не только контрольный механизм Договора СНВ-1. С этой целью могут использоваться элементы других имеющихся договоренностей в стратегической сфере, например, Соглашения о взаимных заблаговременных уведомлениях о крупных стратегических учениях 1989 года и Соглашения об обмене данными по стратегическим вооружениям 1994 года. При этом повышение результативности контрольных функций Договора СНВ-1 в отношении ядерных боезарядов, возможно без правки самого текста Договора СНВ-1, достаточно лишь соответствующих изменений протоколов о переоборудовании и инспекциях, в рамках Совместной комиссии по соблюдению и инспекциям Договора СНВ-1».

«Эти и другие варианты усиления действенности Договора о СНП могут быть предметом совместного рассмотрения. Диалог, взаимные обязательства, ответственность и доверие всегда были основой любого взаимодействия государств, а для тонкой сферы стратегических взаимоотношений это имеет первостепенное значение. Сейчас важно не изменять ситуацию, когда взаимные контакты по концептуальным проблемам в ядерной сфере становятся регулярными и разнообразными по форме и содержанию», - делает вывод в своей статье «На пути к стратегической стабильности» помощник Президента РФ по вопросам стратегической стабильности И.Д. Сергеев.