Ядерный контроль: информация выпуск # 44, 2003 19 ноября 26 ноября цитата номера - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Ядерный контроль: информация выпуск # 44, 2003 19 ноября 26 ноября цитата номера - страница №1/2

ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ: ИНФОРМАЦИЯ

Выпуск # 44, 2003

19 ноября - 26 ноября

ЦИТАТА НОМЕРА

Хорошую возможность для обсуждения проблем Глобального партнерства предоставит международная конференция по Глобальному партнерству, которая будет организована ПИР-Центром в Москве 23-24 апреля 2004 г.



Посoл по особым поручениям,

Представитель России в Группе старших должностных лиц

«Большой восьмерки» по Глобальному партнерству

А.И. Антонов

СОДЕРЖАНИЕ

КАЛЕНДАРЬ

  • 12 ноября - 19 ноября

  • 19 ноября - 26 ноября

  • 26 ноября - 3 декабря

ИЗ РАКЕТНОГО И ЯДЕРНОГО ДОСЬЕ

  • Иранское досье

  • Ситуация вокруг Северной Кореи

  • Программа Глобального партнерства

  • Позиция Министерства обороны РФ по ряду важных вопросов стратегической стабильности

  • Дело руководителя ФГУП "Атомфлот"

  • Передача Минатому нового эшелона для транспортировки ОЯТ

  • Перспективы российского атомного экспорта

  • Акционирование атомной энергетики

  • О «Белой книге» Министерства обороны РФ

  • Возможности Украины в создании ядерного оружия

  • Катастрофа последнего действующего российского разведывательного спутника

ИЗ ДОСЬЕ ПО ХИМИЧЕСКОМУ И БИОЛОГИЧЕСКОМУ ОРУЖИЮ

  • Утилизация химического оружия в России

ИЗ ДОСЬЕ ПО ОБЫЧНЫМ ВООРУЖЕНИЯМ

  • Контракт по продаже Индии ТАКР «Адмирал Горшков» откладывается

МНЕНИЕ

  • Член Государственной комиссии по химическому разоружению, зампред думского комитета по обороне Николай Безбородов о программе Глобального партнерства

ИНФОРМАЦИЯ ПИР-ЦЕНТРА

  • Сотрудники ПИР-Центра приняли участие в межпарламентской конференции по Глобальному партнерству и заседании консорциума исследовательских организаций «Укрепление Глобального партнерства»

  • Заседание Клуба ПИР-Центра

  • Комментарий старшего советника ПИР-Центра В.З. Дворкина газетеИзвестия

  • Заседание Экспертно-Консультативного Совета ПИР-Центра

КАЛЕНДАРЬ

  • 12 ноября - 19 ноября

13 ноября - министр иностранных дел и внешней торговли РК Юн Ен Гван заявил, что второй раунд шестисторонних переговоров по урегулированию ядерной проблемы КНДР состоится до конца текущего года, если, конечно, не возникнет непредвиденной ситуации

13 ноября - заместитель госсекретаря США по проблемам вооружений Джон Болтонподверг критике выводы Международного агентства по атомной энергии, которое считает, что Иран не пытался разработать ядерное оружие. По словам Болтона, этому утверждению «невозможно поверить»

16 ноября - представитель МИД КНДР по каналам Центрального телеграфного агентства Кореи заявил, что Северная Корея готова отказаться от ядерной программы, если США перестанут ей угрожать

17 ноября - советник президента Южной Кореи по вопросам безопасности Ра Чжон сообщил, что многосторонние переговоры по ядерной программе Северной Кореи пройдут, скорее всего, 17-18 декабря 2003 в Пекине

17 ноября - США обязуются сохранять военное присутствие на Корейском полуострове и обеспечивать "ядерный зонтик" над Южной Кореей. По поступившим в Токио сообщениям, об этом говорится в совместном заявлении, опубликованном 17 ноября 2003 г. в Сеуле по итогам американо-южнокорейских переговоров по вопросам Безопасности

17 ноября - Находящийся в Японии с визитом помощник госсекретаря США по делам Восточной Азии и Тихого океана Джеймс Келли заявил журналистам, что США надеются на проведение шестисторонних переговоров по ядерной проблеме на Корейском полуострове во второй декаде декабря

17 ноября - Чешская полиция арестовала в одной из гостиниц города Брно двух человек, которые пытались сбыть радиоактивные материалы

17 ноября - Ядерный потенциал Ирана представляет для Израиля самую большую опасность. С таким заявлением выступил на заседании комиссии по вопросам безопасности Израиля глава израильской разведки "Мосад" Меир Даган.

17 ноября - Совет Евросоюза по общим делам и внешней политике на очередном заседании в Брюсселе одобрил решение, разрешающее Еврокомиссии приступить к переговорам о заключении между Европейским сообществом по ядерной энергии (Евроатом) и Россией соглашения в области торговли ядерными материалами

18 ноября - В Мурманске открылось заседание контактно-экспертной группы МАГАТЭ по международному сотрудничеству в области обращения с радиоактивными отходами



  • 19 ноября - 26 ноября

19 ноября - США отвергли предложенный Китаем план урегулирования проблемы вокруг ядерной программы Пхеньяна.

20 ноября - глава МАГАТЭ Мохамед Эльбарадей заявил, что ситуация, связанная с ядерными разработками в КНДР, является вызовом режиму нераспространения ядерного оружия

20 ноября - глава МАГАТЭ Мохамед Эльбарадей заявил, что Иран допустил нарушение своих обязательств по договору о нераспространении ядерного оружия в ходе реализации ядерной программы

20 ноября - Палата представителей конгресса США поддержала принятый ранее сенатом законопроект, осуждающий Сирию за поддержку терроризма и требующий от президента США ввести экономические санкции против Дамаска, включая запрет на инвестиции, торговлю и ведение бизнеса, а также ограничения на передвижение сирийских дипломатов

21 ноября - Совет управляющих МАГАТЭ перенес принятие резолюции по докладу генерального директора агентства Мохамеда Эльбарадея по "иранскому атомному досье" на

22 ноября - Организация содействия ядерной энергетике на Корейском полуострове (КЕДО) заморозила строительство ядерного реактора в КНДР на год

22 ноября - Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии Мохамед Эльбарадей назвал "нечестными" обвинения, выдвинутые США в его адрес в связи с докладом Эльбародея по иранской атомной проблематике

23 ноября - Индия призвала Китай пересмотреть позицию в отношении поддержки ядерной и ракетной программ Пакистана

23 ноября - Официальный представитель МИД Ирана Хамид Реза Ассефи подверг критике предпринимаемые со стороны США усилия по передаче дела об иранских ядерных программах из МАГАТЭ на рассмотрение в Совет Безопасности ООН и принятия возможных санкций против Исламской Республики

24 ноября - по сообщениям японских СМИ, Япония намерена в ближайшие годы приступить к совместному с США производству ракет нового поколения для программы ПРО

24 ноября - Официальный представитель иранского МИД Хамид Реза Ассефи назвал несерьезными угрозы Израиля в адрес Ирана, направленные против иранской ядерной программы

25 ноября - Находящийся с визитом в Вашингтоне заместитель министра иностранных дел России Александр Лосюков и заместитель госсекретаря США по вопросам Азии и Тихого океана Джеймс Келли начали в госдепартаменте США двухсторонние российско-американские консультации по ядерной проблеме КНДР

25 ноября - после долгих переговоров США, Франция, Германия и Великобритания достигли согласия по проекту резолюции Совета управляющих МАГАТЭ относительно ядерной программы Ирана

25 ноября - Правительство Германии отказало Израилю в продаже двух подводных лодок "Дельфин" из-за сообщений об установке на них торпед с ядерными боеголовками

26 ноября - Иран готов к подписанию дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Об этом после окончания дополнительного заседания Совета управляющих Агентства заявил представитель Ирана при МАГАТЭ Али Акбар Салехи

26 ноября - 3 декабря

 

ИЗ РАКЕТНОГО И ЯДЕРНОГО ДОСЬЕ



  • Иранское досье

В Минатоме РФ опровергли сообщения СМИ о якобы имевших место поставках в Иран оборудования для обогащения урана. РИА "Новости". 20 ноября 2003

В Минатоме России опровергли сообщения западных СМИ, утверждавших со ссылкой на диписточники в МАГАТЭ, что Россия, а также Китай и Пакистан, возможно, поставляли в Иран оборудование и технологии для обогащения урана.

"В конце 90-х годов российские предприятия заключили с иранскими коллегами договоры по поставке электронного оборудования, в том числе и лазерного для исследовательских целей. Никакого другого сотрудничества в научных или технологических целях по вопросам обогащения урана Россия с Ираном не вела", - заявил начальник управления по информационной политике Минатома РФ Николай Шингарев.

По его словам, сейчас сотрудничество России с Ираном ограничивается исключительно сооружением блока номер один на атомной электростанции в Бушере.



Пять стран могли поставлять в Иран оборудование для обогащения урана. Борислав Печников. РИА "Новости". 21 ноября 2003

Пять стран и компаний могли поставлять в Иран центрифужное и лазерное оборудование для обогащения урана, заявил 21 ноября 2003 г. на встрече с прессой перед началом второго заседания Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии его генеральный директор Мохамед Эльбарадей.

При этом он отказался поименно назвать эти государства, сказав только, что "это страны Азии и Европы".

По мнению Эльбарадея, до принятия резолюции Совета управляющих МАГАТЭ по иранским ядерным программам в пятницу ожидается серьезная дискуссия по докладу шефа МАГАТЭ относительно "иранского атомного досье" и фактов несоблюдения Тегераном обязательств, взятых на себя по Договору о нераспространении ядерного оружия.

Как подчеркнул глава МАГАТЭ, проект резолюции еще нуждается в дальнейшей доработке и согласовании между всеми 35-ю членами Совета управляющих.

При этом, заявил Эльбарадей, Совет управляющих должен учесть и тот факт, что за последнее время Иран активизировал свое сотрудничество с МАГАТЭ, предоставил необходимую информацию об истории своей атомной деятельности, а также высказал готовность к подписанию дополнительного протокола к ДНЯО и к замораживанию работ по обогащению урана.



"Ложь от начала до конца". Вашингтон считает, что Иран обманул инспекторов МАГАТЭ. Алексей Никольский. Ведомости. 24 ноября 2003

Скандалом завершилось обсуждение "иранского досье" на заседании Совета управляющих МАГАТЭ. США, требовавшие передачи "иранского досье" в Совет Безопасности ООН, так и не добились этого. Окончательное решение МАГАТЭ перенесено на 26 ноября 2003 г.. Прошедшее в пятницу в Вене заседание Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) не принесло, как ожидалось, решения вопроса о судьбе доклада МАГАТЭ по иранской ядерной программе. Этот конфиденциальный доклад признал нарушения со стороны Ирана договора о нераспространении ядерного оружия, которые заключались, в частности, в работах по обогащению урана и получению образцов плутония. Однако в то же время агентство отметило стремление Ирана к сотрудничеству.

Представитель США в МАГАТЭ Кеннет Брилл подверг сомнению достоверность доклада, назвав его "проблематичным и далеким от истины", а переданную Ираном информацию "ложью от начала и до конца", которую "проглотил" гендиректор МАГАТЭ МохамедЭльбарадей. В ответ Эльбарадей назвал эти обвинения "нечестными".

США и примкнувшие к ним Австралия, Канада и Япония требуют передачи "иранского досье" на рассмотрение Совета Безопасности ООН - эта инстанция может ввести в адрес Ирана санкции. Однако большинство из 35 стран, чьи представители заседают в Совете управляющих МАГАТЭ, не поддерживают усиление нажима на Иран.

В октябре в Тегеране побывали министры иностранных дел Великобритании, Франции и Германии, которым иранские власти пообещали прекратить все работы по обогащению урана и подписать дополнительный протокол о внезапных проверках к договору о нераспространении ядерного оружия. Именно эти страны и возглавляют умеренное крыло в Совете управляющих МАГАТЭ.

По словам источника в Минатоме России, дебаты в Вене не приведут к принятию такого документа, который бы заставил Россию свернуть работы по достройке АЭС в иранском городе Бушере, куда в следующем году планируется отправить ядерное топливо.

ЯДЕРНАЯ ПОМОЩЬ: В конце прошлой недели газета Washington Times сообщила, что в докладе МАГАТЭ указаны три страны, у которых Иран получал оборудование для неразрешенных работ по обогащению урана, - Россия, Китай и Пакистан. Однако гендиректор МАГАТЭ Эльбарадей заявил, что таких стран пять и они находятся "в Европе и Азии". Эти страны, по словам гендиректора агентства, скоро посетят инспектора МАГАТЭ.

Согласована резолюция по Ирану. Тегеран не заметил завуалированного предупреждения.

Андрей Терехов, Константин Капитонов. Независимая Газета. 26 ноября 2003

Сегодня совет директоров МАГАТЭ рассмотрит новый проект резолюции по Ирану. Текст этого документа, по мнению ряда наблюдателей, гораздо менее жесткий, чем того требовали США. Вашингтон настаивал на включении в документ "пускового механизма", подразумевающего, что в случае выявления нарушений, связанных с ядерной программой Тегерана, "иранское досье" сразу же направлялось бы в СБ ООН. Последний, как известно, имеет право вводить санкции. Но Лондон, Париж и Берлин посчитали, что язык угроз в адрес Тегерана негативно отразится на сотрудничестве иранских властей с международным сообществом. В ходе активных телефонных дискуссий, которые в минувший уикенд провели госсекретарь США Колин Пауэлл, глава МАГАТЭ МохамедЭльбарадей, главы МИД Великобритании, Франции и ФРГ Джек Стро, Доминик деВильпен и Йошка Фишер, был согласован компромиссный текст. По словам дипломатов, шансы на одобрение проекта велики.

В документе хоть и нет конкретной ссылки на СБ ООН, однако говорится, что агентство может использовать "все варианты" (то есть подразумевается и передача "иранского досье" в Совбез) в случае выявления новых серьезных нарушений Тегераном своих обязательств перед МАГАТЭ. По словам представителя Ирана в МАГАТЭ Али АкбараСалехи, документ также не содержит прямого обвинения Тегерана в нарушении ДНЯО. "Я не называл бы это (проект резолюции) ни победой, ни поражением. Речь идет о совместном международном усилии, цель которого - избежать международного кризиса", - заявил Салехи агентству Франс Пресс. Он также напомнил, что Тегеран готов подписать дополнительный протокол к ДНЯО, предусматривающий более жесткие и неожиданные инспекции ядерных объектов сотрудниками МАГАТЭ.

Специалист по Ближнему и Среднему Востоку Центра исследования мировых рынков (Лондон) Кейт Лаксфорд так прокомментировала новый документ: "Это позитивный проект резолюции - компромисс, который удовлетворяет Иран, поскольку не содержит упоминания СБ ООН и угрозы введения санкций, Европу, поскольку она вознаграждает Иран за его сотрудничество (с МАГАТЭ). Довольны резолюцией и американцы: ведь в проекте есть косвенное предупреждение Тегерану". "Вопрос теперь только в том, будет ли Иран в должной мере сотрудничать с МАГАТЭ. Если ему это не удастся, то МАГАТЭ будет действовать через СБ ООН", - резюмировала Лаксфорд.

А вот Израиль, который является главным антагонистом Ирана в регионе, такое завуалированное предупреждение вряд ли устроит. Израильские руководители не верят в возможность надежного контроля над иранской ядерной программой. Этот скептицизм питается аналогиями с поведением президента Ирака Саддама Хусейна, который постоянно выгонял из страны инспекторов ООН, когда они становились чересчур "любопытными".

Более того, эксперты в Израиле спорят, нанесет ли он удар по атомному реактору в Бушере? Удар, подобный тому, которым в свое время он уничтожил иракский реактор? Такой вариант развития событий исключить нельзя. Совсем недавно глава "Моссада" Меир Даган выступил на заседании комиссии кнессета по иностранным делам и обороне, посвятив немало времени проблеме иранской ядерной угрозы. Он заявил, что уже к концу 2004 - началу 2005 года в руках Тегерана может оказаться атомная бомба.



МАГАТЭ приняло резолюцию с критикой иранской ядерной программы. Финмаркет. 26 ноября 2003

26 ноября 2003 г. Международное агентство по атомной энергии приняло резолюцию с критикой иранской ядерной программы, но не стало рекомендовать санкции против Тегерана, сообщает ВВС. Представитель Ирана в МАГАТЭ заявил о готовности своей страны подписать соглашение о проведении проверок после принятия резолюции.

Вашингтон считает, что все нарушения в ядерной сфере с иранской стороны должны рассматриваться в Совете Безопасности ООН, который обладает правом налагать санкции. Но по новой договоренности такие нарушения будут рассматриваться МАГАТЭ.

В принятом МАГАТЭ документе приветствуются проявляемые Ираном открытость и готовность сотрудничать, однако высказывается резкая критика по поводу того, что в прошлом Тегеран скрывал свою ядерную программу. Агентство призывает к введению «особо строгой системы проверок».

Документ предусматривает механизм, который не исключает возможности передачи на рассмотрение Совета Безопасности по решению руководства МАГАТЭ вопроса о сокрытии Ираном попыток создания ядерного оружия.


  • Ситуация вокруг Северной Кореи

Рамсфелд пригрозил Пхеньяну ядерным оружием. Георгий Степанов. Известия. 29 ноября 2003

Соединенные Штаты могут нанести ядерный удар по КНДР, если это понадобится для защиты Южной Кореи от нападения со стороны северного соседа. Глава Пентагона Дональд Рамсфелд сказал это во всеуслышание под занавес своего визита в Сеул, находясь как будто бы в ясном уме и твердой памяти. Риторический запал американского военного министра сыграл с ним злую шутку. Последствия столь грозного заявления могут оказаться весьма плачевны.

У Рамсфелда в Сеуле была, собственно, одна цель - выбить из правительства Ро Му Хена согласие на отправку в Ирак 5 тысяч южнокорейских солдат для участия в боевых операциях. Все прочие темы переговоров (к примеру, об отводе американского военного контингента из демилитаризованной зоны, разделяющей Север и Юг) были лишь антуражем этого визита. Рамсфелд задействовал все свое красноречие, напомнил о "полувековой братской связи" между Вашингтоном и Сеулом, пообещал, что США надежно укроют хозяев "ядерным зонтиком". Но его стойкие собеседники ответили, что пошлют в Ирак в лучшем случае вспомогательный контингент - саперов и медиков.

До начала 90-х годов прошлого века официальные лица Америки регулярно грозили Пхеньяну атомным оружием, но затем - в силу изменившихся обстоятельств - резко прекратили. Так что Рамсфелд восстановил "славную" традицию. Причем сделал это в тот самый момент, когда решается судьба зависших шестисторонних консультаций о ядерной программе КНДР, сроки которых обсуждает сейчас в Пекине помощник госсекретаря США Джеймс Келли. Северная Корея предварительно согласилась участвовать во втором раунде (середина декабря, Пекин), но не изменит ли она решение после слов Рамсфелда? Получается, один член команды Буша перечеркивает усилия другого.

Кстати, шеф Пентагона подарил режиму Ким Чен Ира пропагандистский козырь. Тот ведь методично, из года в год через свои СМИ озвучивал одну мысль, которую подкрепить было просто нечем: "Южная Корея превратилась в плацдарм для ядерной атаки и самый большой склад ядерных ракет на всем Дальнем Востоке".

Едва ли это правда. В сентябре 1991 года президент Джордж Буш-старший объявил о выводе всего американского тактического ядерного оружия, развернутого за рубежом. В том числе - около 100 боеголовок, находившихся тогда в Республике Корея.



Пхеньян блефует, заявляя о том, что располагает ядерным оружием. Интерфакс - АВН. 26 ноября 2003

"По моему сугубо личному мнению Северная Корея, грубо говоря, блефует, заявляя о наличии ядерного оружия", - заявил 26 ноября 2003 журналистам в Москве первый замначальника Генштаба ВС РФ Юрий Балуевский.

"Такими заявлениями Пхеньян стремится решить проблемы внутреннего характера, в частности, энергетического обеспечения", - сказал он.

"Я думаю, - отметил Б.Балуевский, - что сегодня надо очень сдержанно, сверхсдержанно отнестись к подобным заявлениям Пхеньяна.

Представитель Генштаба считает наиболее оптимальной нынешнюю схему урегулирования ситуации вокруг Северной Кореи. "Схема выбрана очень хорошая: две стороны - США и Северная Корея - и участники переговорного процесса - Россия, Китай, Япония, Южная Корея. Эти страны должны дожать руководство Северной Кореи, чтобы оно прекратило шантажировать весь мир и свое население", - сказал военачальник.

Ю.Балуевский отметил, что "близость Северной Кореи к России для нас очень чувствительна", поэтому мы за то, чтобы в регионе была большая стабильность, чем сейчас".

"Позиция России строится на том, чтобы не допустить даже потенциальной возможности перерастания этого конфликта в вооруженное противостояние", - сказал он.

"Я почему-то убежден, что вооруженного противостояния (между Пхеньяном и Вашингтоном) не будет", - сказал он.



  • Программа Глобального партнерства

Отчет об участии представителей ПИР-Центра в межпарламентской конференции по Глобальному партнерству и заседании консорциума исследовательских организаций «Укрепление Глобального партнерства» (Страсбург, 19-21 ноября 2003 г.). Соб. Инф. 24 ноября 2003

Директор ПИР-Центра В.А. Орлов и научный сотрудник ПИР-Центра, координатор проекта «Глобальное партнерство» Д.О. Кобяков приняли участие в межпарламентской конференции «Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения», организованной Европейским Союзом в г. Страсбург (Франция) 20-21 ноября 2003 г. Конференция в Страсбурге собрала старших должностных лиц по вопросам Глобального партнерства и парламентариев из стран Евросоюза, Канады, Норвегии, России, США, Швейцарии, Европейской Комиссии и Европарламента, представителей международных организаций (МАГАТЭ, ОЗХО, МНТЦ) и научно-исследовательских институтов, входящих в международный консорциум «Укрепление Глобального партнерства», в том числе ПИР-Центра.

С докладами на конференции выступили заместитель госсекретаря США Джон Болтон, Директор Генерального секретариата министерства обороны Франции, представитель Франции в Группе старших должностных лиц (СДЛ) «Восьмерки» по Глобальному партнерству Эрик Лебедель, помощник Верховного представителя по вопросам внешней и оборонной политики ЕС Аннализа Джанелла, представитель Италии в Группе СДЛ «Восьмерки» по Глобальному партнерству Антонио Каталано, директор по вопросам ядерной политики и программ министерства торговли и промышленности Великобритании Йэн Даунинг, заместитель министра иностранных дел Норвегии Ким Тровик, руководитель Центра по вопросам международной политики безопасности МИД Швейцарии Жан-Жак Де Дардель, Посол по особым поручениям, представитель России в Группе СДЛ «Восьмерки» по Глобальному партнерству Анатолий Антонов, Генеральный директор Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) РохелиоПфиртер, исполнительный директор МНТЦ Дидье Гамбье, а также другие официальные лица и эксперты из стран-участниц Глобального партнерства. Российскую Федерацию на конференции представляли заместитель министра по атомной энергии РФ СергейАнтипов, помощник Председателя правительства РФ Наталья Калинина, заместитель руководителя аппарата Правительства РФ Олег Буклемишев, Посол по особым поручениям Анатолий Антонов, заместители председателя комитета по обороне Государственной Думы РФ по обороне Эдуард Воробьев и Николай Безбородов, а также ряд других депутатов и сотрудников аппарата Госдумы РФ.

Участники конференции обсудили проблемы и перспективы Глобального партнерства, уделив особое внимание такому аспекту, как усиление роли Европейского Союза в реализации этой инициативы, в том числе через увеличение объемов финансирования программ ГП после начала следующего бюджетного цикла ЕС в 2007 г. и смещения нынешнего акцента программ содействия, осуществляемых ЕС, с вопросов обеспечения безопасности АЭС на проблемы нераспространения и утилизации ОМУ. Было отмечено, что существующий уровень финансирования со стороны ЕС недостаточен (140 млн евро на следующие три года). В силу забюрократизированности процесса принятия решений в ЕС предстоит предпринять определенные усилия для увеличения объемов финансировния программ содействия. Решение по бюджетному циклу в ЕС на 2007-2011 г. будет приниматься в 2005 г., и представители Еврокомиссии, ответственные за вопросы ГП, заявили о необходимости увеличения финансирования программ ГП со стороны ЕС и о необходимости создания в бюджете ЕС отдельной строки по нераспространению и разоружению (сейчас финансирование разбросано по разным программам - МНТЦ, ТАСИС, и др.)

Со стороны США прозвучало пожелание об увеличении финансирования программ ГП со стороны неевропейских участников инициативы. Зам. Госсекретаря Болтон в своем выступлении подчеркивал важность Глобального партнерства, стараясь избегать проблемных вопросов.

На заседании консорциума присутствовали представители 17 научно исследовательских организаций. Следующее заседание консорциума пройдет в апреле 2004 г. в Москве, накануне международной конференции по Глобальному партнерству, организуемой ПИР-Центром 23-24 апреля 2004 г.



В Мурманске подписаны российско-британские контракты по решению проблем радиационной безопасности. Екатерина Козлова. РИА "Новости" - Северо-Запад. 19 ноября 2003

Четыре контракта, направленные на решение проблем ядерной и радиационной безопасности в Мурманской области, подписаны в Мурманске между Минатомом России и Минэкономики Великобритании в ходе работы 17-го заседания контактно-экспертной группы МАГАТЭ.

Как сообщил 19 ноября 2003 г. журналистам начальник отдела Минатома РФ ВикторАхунов, три контракта касаются реабилитации хранилища радиационных отходов и отработанного ядерного топлива в губе Андреева. В частности, речь идет о создании крыши над блоками сухого хранения, обследования помещения N5 и комплексного обследования самого хранилища.

Четвертый контракт предусматривает разработку проекта по созданию наземного хранилища для ОЯТ, которое не подлежит переработке и находится в трюмах плавтехбазы "Лотта". По словам Ахунова, хранение ОЯТ на плаву представляет потенциальную угрозу для окружающей среды, поэтому его необходимо перенести на берег и обеспечить безопасное хранение.

В качестве первого транша на решение проблем реабилитации хранилища в губе Андреева Великобритания выделила 8 млн долларов.

По мнению Ахунова, пришло время переключить внимание с проблем утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава ВМФ России, на вопросы вывоза и утилизации ОЯТ, содержащихся в хранилищах береговых баз, в частности в губе Андреева.

В Мурманской и Архангельской областях из состава Северного флота было выведено 116 атомных подводных лодок. 58 АПЛ на сегодняшний день полностью утилизированы. 16 лодок находятся в процессе утилизации. "Это половина всех требующих утилизации АПЛ в этом регионе и в скором будущем мы эту проблему решим", - сказал Ахунов.

Вместе с тем представитель Минатома подчеркнул, что проблемы вывоза ОЯТ из хранилищ гораздо сложнее, чем утилизация АПЛ. Прежде чем приступать к этой работе, по словам Ахунова, необходимо выверить все решения в этом вопросе, провести оценки рисков, оценки воздействия на окружающую среду, а также создать инфраструктуру и безопасные условия для персонала хранилищ.

"Первый эшелон с ОЯТ, содержащимся в губе Андреева, мы мечтаем вывезти уже в 2005 году, но только после того, как будут приняты и согласованы с независимыми надзорными инстанциям все документы по безопасности. Это слишком ответственная работа", - подчеркнул Ахунов.

Заседание контрольно-экспертной группы МАГАТЭ проходит в Мурманске с 18 по 20 ноября.



  • Позиция Министерства обороны РФ по ряду важных вопросов стратегической стабильности

Россия корректирует развитие стратегических ядерных сил с учетом планов США по применению ядерного оружия. Интерфакс. 26 ноября 2003

В руководстве российского Генштаба заявляют, что Москва будет корректировать развитие стратегических ядерных сил в зависимости от планов Вашингтона по применению ядерного оружия.

"В новой ядерной доктрине США говорится о возможности применения ядерных боеприпасов малой мощности. Поэтому России необходимо корректировать развитие ее стратегических ядерных сил", - заявил 26 ноября 2003 г. журналистам в Москве первый замначальника российского Генштаба генерал- полковник Юрий Балуевский.

"Ядерное оружие, которое ранее рассматривалось только как политический инструмент сдерживания, становится сегодня оружием поля боя. Это очень страшно, сверхстрашно", - отметил военачальник.

Ю. Балуевский заявил, что "сегодня США обладают самой мощной армией и должны первыми поднять планку применения ядерного оружия на сверхмаксимальную высоту".

"На территории США сейчас находится несколько сот атомных бомб. Мы спрашиваем: зачем? Ведь больше нет Варшавского Договора", - сказал военачальник. В этой связи он отметил, что у бывшего Варшавского Договора не было агрессивных планов в отношении стран - членов НАТО.



В Генштабе РФ называют "виртуальным сокращением" решение США складировать часть ядерных боезарядов. Интерфакс - АВН. 26 ноября 2003

Первый замначальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Юрий Балуевский считает, что нельзя рассматривать как реальное сокращение стратегических ядерных сил решение США складировать часть боезарядов, сокращаемых в рамках Договора СНП.

"Мы не понимаем наших американских коллег, которые ведут речь о складируемых и развернутых ядерных боезарядах", - сказал он 26 ноября 2003 г. журналистам в Москве.

По его словам, "это виртуальное сокращение, поскольку боезаряд, положенный на склад, может опять быть приведен в боеготовое состояние".

Ю.Балуевский сообщил, что пока стороны не выработали четкой схемы проверки выполнения Договора СНП.

"В 00:00 час. 31 декабря 2012 года стороны могут заявить о выполнении Договора, но времени на его проверку нет", - сказал он.

Ю.Балуевский высказался за скорейшее начало работы совместной российско-американской комиссии, которая бы занималась проверкой выполнения положений Договора СНП.

"Мы уважаем интересы американцев, но хотим, чтобы и они уважали наши интересы", - сказал генерал.

Ю.Балуевский отметил, что до 2009 года механизм контроля за выполнением положений Договора СНП есть и он основывается на положении Договора СНВ-1.

Россия не планирует уничтожать тактическое ядерное оружие. Интрефакс-АВН. 26 ноября 2003

"Мы не собираемся выводить из арсенала России тактическое ядерное оружие, хотя мы видим, что оно не несет угрозы для американцев", - заявил первый замначальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Юрий Балуевский.

Представитель Генштаба отметил, что "тактическое ядерное оружие США, размещенное в Европе, приобретает для России характер стратегического, поскольку теоретически может быть применено по нашим пунктам управления командным центром и стратегическим ядерным центрам".

"Хотя я уверен, что надо быть сумасшедшим, чтобы предложить политическому руководству России и США решить какие-то проблемы применением ядерного оружия", - сказал Ю.Балуевский.



  • Дело руководителя ФГУП "Атомфлот"

Руководитель "Атомфлота" получил ниже низшего. Вячеслав Гудков. Коммерсант. 25 ноября 2003

В Мурманске вынесен приговору по уголовному делу заместителя директора мурманского ФГУП "Атомфлот" 52-летнего Александра Тюлякова, которому инкриминировали незаконное приобретение, хранение и продажу радиоактивных материалов, а также незаконное хранение боеприпасов. Поскольку деяния подсудимого не привели к тяжелым последствиям, суд назначил ему наказание ниже низшего предела -- 1,5 года лишения свободы.

Экспертиза, проведенная в Кольском научном центре Российской академии наук (г. Апатиты Мурманской области), доказала, что изъятое у господина Тюлякова порошкообразное вещество общим весом 1,1 кг представляло серьезную потенциальную опасность. Оно могло быть использовано для приготовления оружия массового поражения ("грязной бомбы") и нанести ущерб здоровью людей (как мощный источник ионизирующего излучения) и экологии. Как сказал после суда гособвинитель Павел Еремин, он никому не пожелал бы найти это вещество где-нибудь на улице и принести его к себе домой.

Господину Тюлякову было предъявлено обвинение по трем статьям Уголовного кодекса: "Незаконное обращение радиоактивных материалов" (ст. 220), "Покушение на продажу радиоактивных материалов" (ст. 30) и "Незаконное хранение боеприпасов" (ст. 222). В приговоре суда под председательством судьи Сергея Алисова прозвучало, что подсудимый не признал своей вины в незаконном хранении и попытке продать радиоактивное вещество. По версии Тюлякова, упаковку с веществом ему принес лет пятнадцать назад один знакомый якобы на экспертизу и впоследствии о нем забыл. А господин Тюляков, убедившись, что вещество фонит, отвез его на свалку за городом. Однако году в 1999-м замдиректора "Атомфлота" решил вернуть его себе, поскольку этим веществом внезапно заинтересовался другой знакомый. Господин Тюляков легко нашел на свалке свой пакет (спустя почти десять лет!) и отвез его в гараж в центре Мурманска.

Суд не принял во внимание заявления подсудимого о том, что тот не имел ни малейшего представления о составе вещества. Как установило следствие, подсудимый не просто хранил радиоактивные материалы в защитном контейнере, но и поместил в подвал в чугунную печь, что совершенно правильно с точки зрения безопасности. Суд пришел к выводу, что господин Тюляков, как руководитель предприятия, обслуживающего атомные ледоколы, не мог не поинтересоваться хотя бы примерным составом вещества и не знать, чем чревата продажа такого товара. И, поскольку Александра Тюлякова, желавшего заработать на продаже радиоактивного вещества, не остановило то, что впоследствии оно могло быть использовано в преступных целях, суд не счел возможным назначить подсудимому условное наказание.

Однако суд учел и смягчающие обстоятельства. В частности, деяния господина Тюлякова не привели к тяжким последствиям, он ранее не судим, а трудовой коллектив ходатайствовал о смягчении наказания для замдиректора "Атомфлота". В итоге суд назначил Александру Тюлякову наказание ниже низшего предела -- 1,5 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.

Напомним, что экспертиза Кольского научного центра не смогла дать определенного ответа на вопрос, откуда было похищено вещество, изъятое у господина Тюлякова. Эпизод с хищением радиоактивного вещества выделен в отдельное производство, следствие по этому делу продолжается.


  • Передача Минатому нового эшелона для транспортировки ОЯТ

В Твери изготовлены и переданы Минатому специальные вагоны для перевозки отработанного ядерного топлива. Герман Соломатин, Александр Харченко. ИТАР-ТАСС. 20 ноября 2003

На Тверском вагоностроительном заводе изготовлен и передан в эксплуатацию Минатома новый железнодорожный эшелон для перевозки отработанного ядерного топлива . Шесть специальных вагонов-транспортеров построены в рамках российско-американских межправительственных соглашений по сокращению ядерной угрозы на средства, выделенные на эти цели американской стороной.

По словам заместителя министра РФ по атомной энергии Сергея Антипова, "вагоны-транспортеры изготовлены по российскому проекту и прошли полный цикл стендовых и полигонных испытаний". Вагоны представляют из себя железнодорожную платформу, на каждой из которых размещены по два 40-тонных стальных контейнера с ОЯТ. Оси платформы усилены. "Контейнеры полностью безопасны даже в случае возможных железнодорожных аварий и не деформируются при сильном ударе о землю", - отметил он. В Минатоме считают, что сдача в эксплуатацию новой партии специальных вагонов "позволит существенно увеличить вывоз ОЯТ с Северо-Запада и Дальнего Востока России к местам длительного хранения и переработки".

Представитель Минатома Николай Шингарев пояснил, что "при перевозке ОЯТ эшелон отдельным составом проходит по маршруту без остановок как литерный поезд". Шингарев особо подчеркнул, что "в Минатоме и МПС РФ накоплен большой опыт перевозки ОЯТ". В нашей стране, добавил он, "такого рода перевозками занимаются более тридцати лет и за все это время не было каких-то серьезных аварий".



  • Перспективы российского атомного экспорта

Тендер на ядерную энергетику. Алена Корнышева. Коммерсант. 21 ноября 2003

21 ноября 2003 г. в Минатоме заседало правление Союза территорий и предприятий атомной энергетики. Чиновники из Минатома и губернаторы регионов, где расположены ядерные объекты, намерены потребовать от правительства разработать федеральную целевую программу развития атомной энергетики и ядерно-топливного цикла в России на среднесрочную перспективу. От успеха ядерной энергетики внутри страны зависят ее экспортные перспективы. И наоборот, будет у России ядерный экспорт -- будут и средства на домашнее строительство.

Сейчас российская атомная энергетика переживает буквально поворотный момент. Слишком многое зависит от того, станет ли российский "Атомстройэкспорт" победителем в тендере на строительство новой АЭС в Финляндии или окончательно проиграет этот тендер. В случае победы российская атомная отрасль может рассчитывать на пополнение своего портфеля экспортных заказов (в ближайшее время тендер на строительство еще двух блоков должен объявить Китай, а в перспективе там предполагается построить как минимум еще два). Проигрыш, фактически уже состоявшийся, может заставить Россию переориентироваться на малые формы атомной энергетики; перспективными, в том числе и для экспорта, считаются, например, плавучие АЭС.

Финский тендер для российской атомной энергетики -- событие знаковое. Хотя бы уже потому, что впервые со времен чернобыльской катастрофы, затормозившей развитие атомной энергетики более чем на десять лет, одна из стран Европейского союза (да еще и скандинавская страна, где озабоченность экологической чистотой -- едва ли не национальное помешательство) отваживается на строительство АЭС. Отвоевать место на самой престижной европейской площадке -- это, конечно, дело чести и билет в коммерчески успешное будущее. Однако шансы России невелики -- против российских технологий, которые не видоизменялись в течение ряда лет, франко-германский консорциум Framatom-Siemens выставил суперсовременный проект, который пока существует только на бумаге.

Европейцы преподали российским ядерщикам сразу несколько уроков. Первый -- и, пожалуй, главный: хватит тешить себя иллюзиями о том, что наш мирный атом схож с маринованными грибами: в любой момент можно открыть старую банку, и гости, то есть импортеры, все съедят с аппетитом. В то время как Россия предлагает реактор ВВЭР в 1 тыс. МВт, практически неизменный с тех пор, когда Советский Союз пытался с переменным успехом экспортировать его же в страны СЭВ, Framatom-Siemens продает финнам пилотный проект -- водяной реактор под давлением мощностью 1,6 тыс. МВт. Выигрыш налицо, причем обоюдный. Финны получают реактор с иголочки, поставщики отрабатывают новейшие технологии, французское и немецкое государства фактически берут на себя часть расходов, так как понимают, что это отличный способ поддержать отечественного производителя, перед которым в случае успеха открываются новые перспективы.

Второй урок. Можно по-разному относиться к соотношению концентрация--конкуренция, но российские участники тендера, а это прежде всего компания "Атомстройэкспорт", столкнулись с превосходящими силами конкурентов. Значит, в российской атомной энергетике можно ждать перемен. Вектор -- концентрация ресурсов, то есть возвращение к тому, чем когда-то был силен СССР.

Российская атомная энергетика на перепутье: западные конкуренты либо заставят отрасль шевелиться и модернизировать производство (а заодно и больше вкладывать в новые разработки), либо российская атомная промышленность будет вынуждена сдавать позиции и уходить в более мелкие ниши. В связи с этим заметим, что атомная отрасль -- одна из немногих отраслей, не связанных с нефтью или газом, которая пока приносит стране ощутимый валютный доход. И главное -- не сырьем, а высокими технологиями. Так, в прошлом году Минатом заработал на экспорте $2,62 млрд (учитывая не только строительство АЭС, но и экспорт ядерного топлива и многое другое), а в этом году, как обещал в начале года министр Румянцев, его ведомство рассчитывает поднять планку экспорта до $3 млрд.

От "миллионников" к "ядерным батарейкам" Стоимость своих зарубежных контрактов "Атомстройэкспорт" не раскрывает, но известно, что в среднем строительство одного блока АЭС мощностью в 1 тыс. МВт обходится заказчику в $1-1,2 млрд. Сейчас Россия строит пять таких блоков: два в КНР, два в Индии и один в Иране. В любом случае это немалые деньги сами по себе, но помимо этого вслед за строителями новая АЭС, как правило, тянет за собой всю технологическую цепочку -- от закупок у страны, построившей станцию, свежего ядерного топлива до возврата ей же отработавшего.

Сколько стоит построить станцию в России, сказать трудно, потому что в России новых АЭС давно уже не строят, только достраивают. И все же новые энергоблоки появляются и в России: в 2001 году был пущен первый энергоблок Волгодонской АЭС, в следующем Минатом планирует запустить третий блок Калининской АЭС. Кроме того, за это время был продлен ресурс третьего и четвертого блоков Нововоронежской АЭС. После Калининской АЭС "Росэнергоатом" начнет достраивать пятый блок Курской АЭС, второй блок Волгодонской АЭС и пятый блок Балаковской АЭС. Однако все эти блоки оснащаются одним типом реактора -- хорошо зарекомендовавшим себя ВВЭР-1000.

Чтобы удержать сильные позиции на рынке, считают в Минатоме, нужно сначала построить новый реактор у себя дома. Речь идет о реакторе ВВЭР следующего поколения мощностью в 1,5 тыс. МВт. А он, судя по всему, реально может быть построен не ранее 2013 года (если же финский заказ достанется конкурентам-французам, то они смогут демонстрировать преимущества нового реактора мощностью в 1,6 тыс. МВт начиная с 2010 года). Однако опыт финского тендера уже сподвиг российский Минатом на пересмотр тактики привлечения зарубежных клиентов: по словам господина Румянцева, на новый китайский тендер Россия собирается выставить уже доработанный проект ВВЭР-1000 со сроком службы 60 лет вместо нынешних 45. Хотя понятно, что итоги финского тендера повлияют на предпочтения Китая в любом случае.

Выживать на атомном рынке становится все сложнее: число клиентов весьма ограничено, а игроков на рынке слишком много. Так, в Европе (кроме упомянутой Финляндии) никто АЭС не строит, а даже наоборот, часто требуют атомные станции закрывать, особенно в Восточной Европе (так, Евросоюз требует закрытия АЭС от Литвы и Болгарии). В развивающихся странах другие сложности: опасение, что эти государства будут использовать технологии атомной энергетики для разработки ядерного оружия.

Впрочем, именно это обстоятельство Россия может обратить в свою пользу, если быстро наладит производство так называемых "ядерных батареек" -- плавучих АЭС малой мощности. Они удобны прежде всего тем, что никакую технологию в этом случае не обладающим ядерными технологиям странам передавать не придется: когда срок службы такой АЭС закончится, баржу с ядерным реактором на борту можно просто отбуксировать обратно к родному причалу. И привлекать местный персонал к обслуживанию таких станций тоже не нужно; сменяя друг друга, их вполне могут обслуживать несколько бригад отечественных специалистов. Но самое главное -- плавучие АЭС несравнимо дешевле стационарных гигантов: одна такая баржа будет стоить не миллиард, а несколько сотен миллионов долларов. Только вот чтобы получить такую же прибыль, как от постройки "настоящей" АЭС, их потребуется в несколько раз больше.



  • Акционирование атомной энергетики

Минатом выбирает акционирование. Алена Корнышева. Коммерсант. 22 ноября 2003

21 ноября 2003 г. в Министерстве по атомной энергии заседало правление Союза территорий и предприятий атомной энергетики. Представители 20 российских регионов--членов союза во главе с президентом, губернатором Саратовской области ДмитриемАяцковым потребовали от министра по атомной энергии Александра Румянцевавозобновить бюджетное финансирование строительства АЭС в России. В ответ министр обещал найти дополнительные инвестиции, но не в казне, а с помощью преобразования ФГУП "Росэнергоатом" в акционерное общество с 100-процентным государственным капиталом.

Заседание Союза территорий и предприятий атомной энергетики едва не переросло в скандал. "Минатом финансирует строительство атомных станций в России по остаточному принципу и уже фактически сорвал сроки ввода в действие третьего блока Калининской АЭС,-- начал с обвинений Дмитрий Аяцков. И продолжил: -- Мы предполагали ежегодно вводить в эксплуатацию в России по одному новому атомному энергоблоку, но с таким финансированием мы едва сможем достроить два блока до 2010 года". Господин Аяцков указал министру на недостаток активности в отстаивании инвестпрограммы, а в пример поставил "агрессивных" глав "Газпрома" и РАО ЕЭС Алексея Миллера и АнатолияЧубайса. "А Минатом зачастую все еще ведет себя излишне интеллигентно",-- подытожил он и пообещал пожаловаться президенту. А нехватку инвестиций господин Аяцков предложил восполнить за счет бюджета, для чего в срочном порядке нужно утвердить еще одну федеральную целевую программу.

Министр на критику ответил. "Утвержденная в четверг правительством инвестпрограмма 'Росэнергоатома' -- такая же, как у РАО 'ЕЭС России'. А что касается новых вводов, то с 2001 года мы ввели 2600 МВт мощностей и выработку электричества на АЭС увеличили на 15%. Давайте оперировать цифрами, а не популистскими лозунгами",-- парировал господин Румянцев. Губернаторы, однако, продолжали гнуть свое. Юрий Евдокимов(Мурманская область) возмутился тем, что строительство второго блока Кольской АЭС вынесено за рамки Энергетической стратегии (то есть за 2020 год), между тем как регион, ожидающий "прихода большой нефти" (она потечет в Мурманск по новому нефтепроводу), а также развития алюминиевого бизнеса и строительства завода по переработке цветных металлов, остро нуждается в новых мощностях. Коллега господина Евдокимова губернатор Воронежской области Владимир Кулаков атаковал Минатом с другого фланга: он засомневался в том, что продление срока службы старых блоков позволит обеспечить должный уровень безопасности и вообще настаивал на том, что достраивать начатые в 1980-е годы атомные стройки гораздо дороже нового строительства. Первым воронежскому губернатору ответил глава Госатомнадзора АндрейМалышев. По его словам, продление сроков эксплуатации АЭС -- обычная техническая процедура, которая применяется во всех странах, где есть АЭС. А в России она строго контролируется Госатомнадзором, который может выдать лицензию на год, а может -- и на пять лет. Однако министру все равно пришлось отбиваться. Он рассказал, что до сих пор в Мурманской области наблюдался избыток электроэнергии. А по поводу достраивания атомных станций заметил: "Мы старья не строим -- новые блоки оснащаются самым современным оборудованием, и это в какой-то степени удорожает проекты". В заключение министр твердо заявил, что выбивать деньги на строительство АЭС из бюджета не собирается, а источник инвестиций для новых АЭС нужно искать в акционировании "Росэнергоатома".

Инициатива господина Румянцева с ходу нашла живейший отклик законодателей. Участвовавший в заседании глава комитета по промышленной политике Совета федерации Валентин Завадников для порядка покритиковал Минатом за медлительность перехода к новым рыночным реалиям, но в конце пообещал всяческое содействие в написании необходимых для адаптации к рынку законодательных актов. "У нас уже рынок на дворе, с 2006 года никакой инвестиционной составляющей в тарифе уже не будет, как, впрочем, и самого тарифа, так что подготовиться нужно заранее",-- предупредил атомщиков сенатор.