Ядерный контроль: информация выпуск # 37, 2004 13 октября 20 октября - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ядерный контроль выпуск # 35, 2006 11 октября– 18 октября 1 416.21kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 39, 2004 27 октября 3 ноября 2 422.16kb.
Ядерный контроль выпуск #31 (314), 2007 25 октября – 31 октября 2 507.99kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 31, 2005 28 сентября – 5 октября 3 834.04kb.
Ядерный контроль выпуск #15 (396), 2010 1 октября – 14 октября 2010 1 386.44kb.
Ядерный контроль выпуск #29 (312), 2007 11 октября – 17 октября 2 532.96kb.
Ядерный контроль выпуск #30 (313), 2007 18 октября – 24 октября 2 645.52kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 35, 2005 26 октября – 2 ноября 2 711.67kb.
Ядерный контроль выпуск #27 (310), 2007 27 сентября – 3 октября 2 483.53kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 17, 2004 12 мая 19 мая цитата... 2 520.66kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 24, 2004 30 июня 21 июля цитата... 2 587.56kb.
Моя Свободная Россия (Сказочная история) Часть первая Аспид парящий 2 514.79kb.
- 4 1234.94kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 37, 2004 13 октября 20 октября - страница №2/2


Сотрудничество между Россией и КНР в области ядерной энергетики

Доверяй, но контролируй. Александр Емельяненков. Российская Газета. 16 октября 2004

С мирным атомом на рынок - под присмотром государства ОДНО из самых перспективных направлений российско-китайского сотрудничества на стыке экономики и науки - это, безусловно, мирное использование атомной энергии. Наши страны связывают по меньшей мере два межправительственных соглашения в этой области. По одному из них, подписанному в апреле 1996 года, с участием России и по российскому проекту строится первая очередь Тяньваньской АЭС - два усовершенствованных энергоблока ВВЭР-1000/428.

Ожидается, что уже к концу этого года может начаться процедура физпуска первого реактора-тысячника, а к середине будущего, если строго выдерживать график, энергоблок выйдет на проектную мощность. С интервалом в один год должен быть введен в действие второй энергоблок - работы на нем сейчас в полном разгаре. А вслед за этим маячит неплохая перспектива получить подряд на сооружение еще двух реакторов на той же Тяньваньской АЭС. Однако это не может произойти автоматически - судить о нас партнеры будут по делам. Это понимают и в Москве, в руководстве "Атомстройэкспорта" (как уполномоченной организации по этому межправсоглашению), так и в ее Пекинском представительстве. Но острее всего ситуацию чувствуют, конечно, в Ляньюньгане, на площадке строящейся АЭС, где удалось недавно побывать.

Как заметил главный инженер станции товарищ Ма И, "сначала надо пустить первый и второй энергоблоки. Важно, когда это случится, придется ли еще корректировать график. И дальше: когда выйдем на проектную мощность, как отработаем первые год-полтора..." Говоря о надеждах, которые связывают в энергодефицитном Китае с вводом новых объектов на ядерном топливе, мой собеседник назвал Тяньваньскую АЭС "машиной для печатания юаней". Он при этом не стал уточнять, когда именно окупятся затраты на строительство, но дал понять, что в кругу его коллег-атомщиков эту станцию считают наиболее современной и безопасной из того, что уже есть или сооружается в Китае. Словом, от того, как мы сработаем в ближайшие год-полтора, зависят перспективы российско-китайского сотрудничества в мирном использовании атомной энергии. А если уж говорить прямо - шансы России закрепиться на энергетическом рынке Китая.

Незадолго до визита Владимира Путина председатель Управления по атомной энергии КНР Чжан Хуачжу заявил, что его страна планирует вводить в строй по 2-3 энергоблока, чтобы к 2020 году доля атомной энергетики в энергобалансе страны составила 4 процента. Всего к этому времени Китай намерен построить 27 новых ядерно-энергетических объектов в экономически наиболее развитых юго-восточных и прибрежных провинциях - таких, как Гуандун, Чжэйцзян и Цзянсу. Глава атомного ведомства продекларировал готовность "расширить сотрудничество с ведущими странами в области мирного использования атомной энергии, а также с иностранными компаниями, работающими в этой сфере". На китайском рынке уже не первый год конкурируют французская AREVA и канадская фирма Atomic Energy Canada Ltd.

Недавно стало известно, что в игру намерена включиться и американская компания Westinghouse Electric. "Это огромный рынок, и мы уже начали его осваивать", - заявил официальный представитель Westinghouse Вон Гилберт. Его компания официально обратилась за разрешением в Госдепартамент США, который осуществляет рассмотрение заявок на продажу ядерных технологий, реакторов, топлива и компонентов АЭС Китаю. Если "добро" будет получено, а это станет известно в конце нынешнего или начале следующего года, Westinghouse Electric сможет сделать официальное тендерное предложение правительству Китая о сооружении энергоблоков АЭС мощностью 1000 мегаватт, что принесет компании доход в размере 2,7 млрд. долларов, сообщает агентство Nuclear.ru. По данным того же источника, комиссия по ядерному регулированию США (NRC) окончательно утвердила 13 сентября проект типового энергоблока с реактором AP1000 разработки Westinghouse Electric.

По словам президента компании С. Тритча, утверждение проекта AP1000 будет иметь "немедленный эффект" на внешних рынках. "Обычно клиенты в других странах при проведении тендеров на новые АЭС требуют, чтобы представленные проекты были утверждены NRC", - пояснил он и добавил, что теперь Westinghouse может предложить модель AP1000 для Китая. Эта усовершенствованная прежде всего за счет применения пассивных систем безопасности установка базируется на известной технологии водяного реактора под давлением. Как отметил Джек Аллен, старший вице-президент по эксплуатации АЭС Westinghouse, в реакторе AP1000 используется "значительно меньше насосов, трубопроводов, клапанов и кабелей, что облегчит монтаж и техническое обслуживание" установки. "Кроме того, блок будет строиться по модульной схеме - это намного повысит качество монтажа и сократит время строительства до тридцати шести месяцев с момента заливки первого бетона до загрузки топлива в реактор.

По оценке Westinghouse, себестоимость строительства блока с реактором AP1000 будет колебаться в пределах 1000-1200 долларов за киловатт установленной мощности. У российских атомщиков при всех прошлых достижениях и заслугах не так много шансов одержать верх в конкурентной борьбе, особенно при нынешних организационных передрягах в ЗАО "Атомстройэкспорт". Но шансы эти есть и могут удвоиться, считают эксперты, если будут восстановлены адекватные механизмы государственного контроля за выполнением межправительственного соглашения с КНР.



  • Ядерная безопасность в России

На АЭС ежегодно "ловят" террористов. Дмитрий Владимиров. Российская Газета. 20 октября 2004

Китай готов перенять опыт России по обеспечению безопасности на атомных электростанциях. Больше всего на свете спецслужбы любой страны опасаются, что террористы доберутся до атомных или ядерных объектов, - в таком случае число жертв будет исчисляться сотнями тысяч человек. Как следует из обнародованных на проходящей в Пекине конференции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) "Постоянное улучшение ядерной безопасности в изменяющемся мире", безопасность на атомных станциях в России обеспечена лучше, чем в большинстве стран. "День России" на конференции пройдет сегодня, когда с докладом выступит глава Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) АндрейМалышев.

20 октября он посетил Тяньваньскую АЭС в Ляньюньгане - приблизительно в 700 километрах южнее Пекина. Здесь по российскому проекту уже строятся два усовершенствованных энергоблока. Официальные власти КНР признают, что эта станция считается в Китае одной из наиболее современных и безопасных в техническом плане. Велики шансы, что именно Россия в ближайшие годы займется строительством еще четырех энергоблоков на китайских АЭС, - хотя в тендере на право заняться их сооружением намерены поучаствовать также США, Канада и Франция. Впрочем, перспективы международного сотрудничества России в области атомной энергетики отнюдь не безоблачны. Ожидается, что на ближайшем заседании Совета управляющих МАГАТЭ будет поставлен вопрос о введении санкций относительно Ирана, занимающегося строительством АЭС в Бушере.

По словам Малышева, к запуску отдельных блоков на Бушерской АЭС предполагается приступить уже в конце 2005 года. Россия в настоящее время является единственной страной, которая продает Ирану ядерные технологии. Это вызывает тревогу на Западе, где опасаются, что иранский режим использует атомные установки в военных целях. И если Иран не согласится полностью открыть АЭС для иностранных наблюдателей, то неприятности автоматически начнутся и у России. Теоретически такие ведущие ядерные державы, как США и Франция, способны заблокировать осуществление многих выгодных для России инвестиционных проектов в сфере энергетики. Любое сокращение инвестиций для России, естественно, нежелательно. Особенно учитывая, что в прошлом году наше правительство утвердило энергетическую стратегию РФ, реализация которой обойдется весьма дорого.

"В соответствии с этой программой планируется ежегодно вводить один или два новых энергетических блока", - рассказал Андрей Малышев. Сейчас в России функционирует 30 энергоблоков, объединенных в 10 АЭС. При этом, по словам Малышева, шесть блоков были построены более 30 лет назад. И при их эксплуатации уже превышен тот срок, который изначально был заложен в проекте. Правда, все эти блоки находятся в рабочем состоянии и могут прослужить еще не один десяток лет, что подтвердили на конференции и эксперты МАГАТЭ. За первые девять месяцев нынешнего года на российских АЭС было зафиксировано 26 инцидентов (все они связаны с нарушениями эксплуатации).

В прошлом году за этот же срок произошло 46 ЧП. Как сообщил глава Ростехнадзора Андрей Малышев, ни один из инцидентов на отечественных АЭС не привел к выбросу радиоактивной энергии. Кроме того, в нашей стране на атомных электростанциях спецслужбы ежегодно проводят учебные антитеррористические операции. Неудивительно, что по ходу конференции МАГАТЭ никаких особых претензий к обеспечению безопасности на АЭС России высказано не было. Более того, представители многих государств (того же Китая, например) выразили готовность перенять опыт России в этой области.



  • Опасное состояние радиоактивных источников на Грозненском химкомбинате

Положение с радиоактивными источниками на Грозненском химкомбинате вызывает беспокойство в республике. Сергей Овсиенко, Герман Соломатин. ИТАР-ТАСС. 18 октября 2004

Положение с хранением радиоактивных источников и отходов в цехе номер 212 Грозненского химкомбината вызывает беспокойство у руководства Чеченской Республики. Как сообщили на спецпредприятии "Радон", временная защита радиоактивных источников и отходов химического производства, созданная в 2000 году, "не выдерживает набегов охотников за цветными металлами".

По словам представителя местного "Радона", в 2002 году им удалось извлечь из хранилища и разгерметизировать в цехе несколько радиационных источников, что привело к существенному повышению уровня радиации. "И сегодня, - подчеркнул он, - немногочисленная охрана комбината не в состоянии пресечь все попытки хищений". "Похитители металлов вынесли с комбината даже чугунный люк, установленный на хранилище четвертого этажа цеха. В следствии этого уровень радиации здесь достиг 1,147 миллирентгена в час. Это допустимый уровень при кратковременном нахождении рядом с источником", - уточнил заведующий отделом радиационной гигиены Центра Госсанэпиднадзора Чечни Абдулкасим Хамадов.

Отвечая на вопрос, он сказал, что "Центр и Минздрав республики не располагают данными о радиационном облучении кем-либо из жителей Грозного".

"Такое положение не может не вызывать беспокойства. Ведь в цехе номер 212 хранятся и законсервированные радиационные источники с кобальтом-60. Если до них смогут добраться похитители, то действительно возникнет серьезная ситуация", - подчеркнул он.

Как пояснили в Федеральном службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, порог радиационного облучения, за которым может последовать отрицательные изменения в состоянии здоровья человека, составляет 100 рентген.

За последнее время сотрудники спецпредприятия "Радон", МЧС республики вывезли за ее пределы для длительного хранения около 100 контейнеров с радиоактивными источниками и отходами. 31 из них размещены в специальных хранилищах на территории Ростовской и Саратовской областях.

"Работа по утилизации радиоактивных источников и отходов в Чеченской Республике продолжается в соответствии с имеющимися планами", - добавили в федеральной службе.



  • Инвестиционная политика ОАО "ТВЭЛ"

Миллиард на порошки. Александр Роготень. Ведомости. 19 октября 2004

Стремясь увеличить экспортные поставки ядерного топлива, госкорпорация “ТВЭЛ” наращивает выпуск урановых порошков. На Новосибирском заводе химконцентратов (НЗХК), входящем в госкорпорацию, в 2005 г. начнется строительство новой линии, которая почти в четыре раза увеличит действующие мощности завода.

“ТВЭЛ” - госкорпорация, 100% акций которой принадлежит Минимуществу. Управляет федеральными пакетами акций основных российских предприятий, добывающих и перерабатывающих ядерное топливо. В “ТВЭЛ” сейчас входит 11 предприятий, специализирующихся на добыче урана, изготовлении ядерного топлива для российских и зарубежных АЭС, исследовательских и транспортных реакторов. НЗХК производит тепловыделяющие элементы (твэл), уран для исследовательских реакторов и литий. Является одним из крупнейших производителей топлива для АЭС. 89% голосующих акций завода контролирует “ТВЭЛ”. В 2003 г. объем продаж НЗХК составил 4,762 млрд руб., чистая прибыль - 587 млн руб.

НЗХК традиционно выпускал тепловыделяющие сборки для АЭС, которые комплектовались таблетками диоксида урана Ульбинского металлургического завода (Усть-Каменогорск, Казахстан). Полная зависимость от одного поставщика заставила “ТВЭЛ” заняться в конце 1990-х гг. созданием собственной базы по производству порошков диоксида урана и таблеток.

Первая линия по производству порошков диоксида урана была установлена в конце 90-х гг. на Машиностроительном заводе (МСЗ). На НЗХК опытное производство порошка мощностью 50 т в год было построено в 2001 г. А в апреле 2003 г. была пущена линия мощностью до 200 т порошков и таблеток в год, что позволило заводу почти на 30-40% обеспечивать себя исходным сырьем. На открытии этой линии президент “ТВЭЛа” Александр Няго заявил, что корпорация меняет стратегию развития. “Если раньше НЗХК был ориентирован только на сборку твэлов, теперь он будет выпускать все исходные компоненты самостоятельно. Это повысит устойчивость предприятия”, - сказал он.

Вчера гендиректор НЗХК Юрий Забелин сообщил, что завод подготовил и передал в “ТВЭЛ” проект создания на заводе второй линии по производству урановых порошков мощностью около 600 т в год. По его словам, за два года в это производство планируется вложить 1 млрд руб. Новая линия, говорит Забелин, позволит предприятию расширить географию поставок этой продукции и увеличить выручку на $10-11 млн в год.

В пресс-службе “ТВЭЛа” сообщили, что предложение НЗХК сейчас находится на рассмотрении руководства корпорации. Менеджер “ТВЭЛа”, пожелавший остаться неназванным, сказал, что полного замещения импорта урановых порошков из Казахстана не будет. “Заводы корпорации стабильно увеличивают объемы производства, и весь дополнительный объем диоксида урана и урановых таблеток пойдет на выполнение новых контрактов”, - пояснил он.

Гендиректор Новосибирского научно-исследовательского и проектного института энергетических технологий (ВНИПИЭТ) Анатолий Волощук считает оправданными инвестиции “ТВЭЛа” в производство порошков диоксида урана. По его словам, на рынке ядерного топлива сейчас большая конкуренция и заказчики предъявляют высокие требования к его качеству. “Создание замкнутой цепочки производства на одном предприятии, - говорит Волощук, - позволит контролировать качество продукции”.

Чтобы участвовать в международных тендерах и расширить рынок сбыта завод осваивает выпуск тепловыделяющей сборки для реакторов с водой под давлением (PWR), используемых в Европе, сообщил Забелин. По его словам, сейчас готовится опытный образец для производственных испытаний.

ИЗ ДОСЬЕ ПО ХИМИЧЕСКОМУ И БИОЛОГИЧЕСКОМУ ОРУЖИЮ


  • Утилизация химического оружия в России

Сенаторы обеспокоены темпами уничтожения химического оружия. Regions.Ru. 13 октября 2004

Проинформировать в письменной форме верхнюю палату российского парламента о мерах по уничтожению химического оружия попросил Председателя Правительства МихаилаФрадкова Совет Федерации. 13 октября 2004 на 135-ом пленарном заседании сенаторы приняли Парламентский запрос, в котором выразили беспокойство ходом реализации Федеральной целевой программы, обеспечивающей выполнение международной Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения.

По данным Совета Федерации, общий объем международной финансовой помощи России для реализации Конвенции составил в текущем году не более 3 процентов от предусмотренного, что сдержало ввод в строй специальных объектов: из шести запланированных запущен только один в Саратовской области. В таких условиях, считают сенаторы, Российская Федерация может не выполнить взятые на себя обязательства, а также реальна угроза экологической безопасности страны.

По мнению членов СФ, в 2004 году Правительству необходимо выделить дополнительные средства, что позволит уничтожить к 2007 году заявленные Россией 8 тыс. тонн отравляющих веществ, или 20 процентов от общих запасов химического оружия. Из предусмотренных Программой 31,8 млрд. рублей на строительство необходимых объектов на данный момент выделено меньше половины. Между тем реальная сметная стоимость объектов составляет сегодня 60 млрд. рублей, подчеркивается в запросе.



Химическое оружие в России будет полностью уничтожено к 2012 году. Regions.Ru. 15 октября 2004

Химическое оружие, хранящееся на территории России с послевоенных времен, будет полностью уничтожено к 2012 году. Об этом сообщил советник федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия Mинистерства обороны России Анатолий Карпов, который находится в Калининграде в рамках заседания Международного клуба директоров.

По словам Карпова, "в России накоплено 40 тыс. тонн химического оружия". Уничтожение проводится в рамках международной программы, в которой кроме России участвуют еще 22 страны. В нынешнем году на заводе "Горный" в Саратовской области уже уничтожено 2 тыс. тонн такого оружия.

ИЗ ДОСЬЕ ПО ОБЫЧНЫМ ВООРУЖЕНИЯМ


  • Возможный контракт на продажи в Бразилию 12 истребителей Су-35

План налета на Лулу. Коммерсант. Иван Сафронов, Сергей Рыжкин. 18 октября 2004

15 октября на Киевском государственном авиазаводе "Авиант" прошла церемония выкатки нового регионального реактивного самолета Ан-148. В ОАО "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК), координирующем проект, не скрывают, что судьба Ан-148 зависит от исхода тендера "Аэрофлота" на поставку 50 региональных лайнеров. Однако, как стало известно Ъ, "Рособоронэкспорт" и Минобороны РФ весьма активно лоббируют проект поставки в Бразилию 12 истребителей Су-35 в обмен на 50 Embraer для "Аэрофлота". Суммы сделок сопоставимы - примерно $750 млн. Обе стороны настолько заинтересованы в продаже своих самолетов друг другу, что вероятность такой сделки крайне высока. Ее судьба может быть решена уже в ноябре в ходе переговоров президентов РФ и Бразилии Владимира Путина и Лулы да Сильва.

"Аэрофлот-Российские авиалинии" в июле начал процедуру выбора поставщика 50 реактивных самолетов регионального класса. Предложения в "Аэрофлот" официально прислали ОАО "Ильюшин Финанс Ко" (Ан-148), ЗАО "Проект-3000" (Ту-334A), ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (RRJ), бразильская Embraer (E-170/175 и Е-190/195) и канадская Bombardier (CRJ-700 и 900). Как следует из предложения "Аэрофлота", первые десять лайнеров компания должна получить уже в 2005 году. Однако российские и украинские поставщики не успеют к этому сроку наладить производство и построить такое количество самолетов.

Судя по всему, в правительстве на российских производителей и не рассчитывают. По словам источников в правительстве РФ и Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, министр обороны Сергей Иванов и гендиректор "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов активно лоббируют проект по поставке в Бразилию 12 истребителейСу-35 в обмен на обязательство Москвы в рамках тендера "Аэрофлота" закупить 50 самолетов Embraer-170/175 и 190/195. Представители российского оборонно-промышленного комплекса готовы поставить самолеты, а также выстроить систему техобслуживания и обучения летного и технического персонала. Общая сумма сделки с учетом проведения необходимых научно-исследовательских и опытно конструкторских работ (образцы Су-35 пока не соответствуют заявленным характеристикам, поэтому самолет нуждается в существенной доработке), создания системы сервисного обслуживания и комплектов авиационного вооружения оценивается в $750 млн, что сопоставимо со стоимостью 50 гражданских региональных самолетов (в среднем $15 млн за каждый).

В пользу этой версии источники российских СМИ приводят сразу несколько аргументов. Во время только что завершившегося визита президента Владимира Путина в Пекин китайская сторона не выразила заинтересованности в продолжении поставок в КНР истребителей Су-30МКК, производимых на Комсомольском-на-Амуре авиапроизводственном объединении (КнААПО). Предприятие завершает поставки по последнему действующему контракту в 2006 году, после чего остается фактически баз заказов. В случае же заключения контракта с Бразилией выпуск Су-35 будет организован именно в КнААПО.

Отметим, что в сентябре в Россию на презентацию прилетал Embraer-175 (по сведениям российских СМИ, проведению мероприятия способствовал "Рособоронэкспорт"). Самолет даже совершил демонстрационный рейс из Москвы в Нижний Новгород, из-за чего разгорелся небольшой скандал: иностранный самолет, не прошедший российскую регистрацию, не имеет права совершать полеты с пассажирами внутри страны. Впрочем, скандал быстро замяли.

По данным российских СМИ, параллельно с выпуском Су-35 на КнААПО планируется развернуть производство некоторых узлов и деталей для пассажирских Embraer, которые будут поставляться на китайский завод компании для окончательной сборки и ввоза в Россию. Такой совместный бразильско-китайско-российский продукт, по мнению авторов идеи, должен быть освобожден от таможенных пошлин. Курировать проект внутри "Аэрофлота" должен будет помощник президента Виктор Иванов (напомним, что он выдвинут в совет директоров авиакомпании и считается одним из наиболее вероятных кандидатов на пост его председателя).

Впрочем, собеседники российских журналистов говорят, что окончательно вопрос о такой сделке еще не решен. Судьба проекта должна проясниться ближе к предстоящему в ноябре визиту президента РФ Владимира Путина в Бразилию и его переговорам с президентом этой страны Лулой да Сильва.

Отметим, что российские производители гражданских лайнеров в этом случае лишатся возможности получить даже небольшую часть заказа "Аэрофлота". 15 октября на киевском "Авианте" состоялась церемония выкатки первого собранного образца Ан-148, который ИФК выставляет на тендер "Аэрофлота". Гендиректор ИФК Александр Рубцов в беседе с журналистами сообщил, что коммерческий успех Ан-148 во многом зависит от победы в этом тендере. Отвечая на вопрос о том, какой модификации будут первые пятьАн-148, выпущенные в 2006 году, господин Рубцов сказал: "Все зависит от того, когда будет подписан контракт с 'Аэрофлотом'". Вчера же он так прокомментировал данные о том, что все лайнеры будут поставлены Embaer: "Я не в курсе того, кто и что лоббирует. Это политически сложный и неоднозначный вопрос. При принятии решения должны учитываться интересы авиакомпаний, авиапрома и государства. Мы, конечно, очень хотим победить в тендере, но ничего трагичного в проигрыше я тоже не вижу".

МНЕНИЕ


  • Разработка в России системы предупреждения о террористической угрозе

Все цвета опасности. Олег Одноколенко, Николай Зимин. Итоги. 18 октября 2004

Вслед за США и Францией Россия приступила к разработке системы предупреждения о террористической угрозе

Интересно, думал ли министр национальной безопасности США Том Ридж, представляя 12 марта 2002 года свою пятицветную систему оповещения об уровне террористической угрозы, что идея эта приживется не только в Америке? После Беслана о введении аналогичной системы заговорили в России. Согласно недавнему указу президента "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом" соответствующие предложения должны быть разработаны уже к середине октября.

Замысел прост - построить все потенциальные угрозы по ранжиру и унифицировать систему взаимодействия госучреждений всех уровней, бизнеса и населения в случае террористической или иной опасности. Как сообщил секретарь Совета безопасности РФ Игорь Иванов, дело не только в цветовой палитре (во Франции, например, введена четырехцветная антитеррористическая шкала, в США - пятицветная), а в характеристиках того или иного уровня угрозы. Главное, чтобы была выработана такая система мер, при которой "каждый знал, что ему делать". А сигналы оповещения могут быть любыми.

В СССР, кстати, эти проблемы успешно решались. Навыки действий по сигналам гражданской обороны отрабатывались на предприятиях, в школах, высших учебных заведениях и даже в детских садах. А для тех, кому лень было заглянуть в наставления, миллионными тиражами издавались специальные плакаты - некое не очень художественное, зато очень доходчивое подобие тематических комиксов. В Совбезе не исключают, что с принятием системы предупреждения о террористических угрозах практику "боевых учений" и наглядной агитации придется возродить.

Традиционные термины обозначения угроз - "воздушная тревога", "радиационная опасность", "химическая тревога" и т. д., не требующие дополнительных пояснений, сохранились в системе МЧС. Теперь к ним может добавиться "террористическая угроза". Такой сигнал, по мнению специалистов, вполне уместен в этом ряду.

Правда, возможны варианты. Например, на флоте используются номерные обозначения возможных угроз, содержание которых отражено в специальных документах. В принципе эта система, если ее увеличить с трех позиций до пяти, мало чем будет отличаться от американской цветовой шкалы. Сигнал "готовность N 5" мог бы соответствовать зеленому уровню, "готовность N 4" - голубому и т. д. "Готовность N 1" - это уже самый высокий красный уровень.

И все же, как стало известно, большинство экспертов уже сейчас склоняются к тому, что изобретать велосипед не имеет смысла: надо просто взять на вооружение американскую цветовую шкалу. Доводы существенные: цветовые сигналы универсальны, кроме того, их проще передавать. Достаточно, скажем, установить "светофоры Риджа" в общественных местах - и уже всем все понятно.

Уровни угрозы и соответствующие им действия по американской версии выглядят так.

Зеленый уровень устанавливается при низкой вероятности террористических атак. При его объявлении федеральные структуры должны принять согласованные защитные меры и отработать действия персонала. Населению рекомендуется составить личные (семейные) планы действий на случай чрезвычайных обстоятельств и подготовить набор необходимых предметов, перечень которых приводится в специнструкциях.

Голубой уровень (охранный) означает общую угрозу террористического нападения. Федеральные министерства должны проверить, как функционирует система связи с руководством структур, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, и проинформировать граждан о необходимых действиях. Граждане же должны обсудить планы этих действий с друзьями, семьей и работодателями.

Желтый уровень (повышенный) объявляется при значительном риске нападения. В дополнение к уже принятым мерам федеральные министерства должны усилить охрану, предусмотрев несколько вариантов реагирования на непредвиденные обстоятельства. Гражданам рекомендуется усилить бдительность и вступить в контакт с директорами школ и дошкольных учреждений, где находятся их дети.

Оранжевый уровень (высокий) - в этом случае федеральным структурам предписано скоординировать свои действия по обеспечению безопасности с правоохранительными структурами всех уровней и вооруженными силами. Принять дополнительные меры предосторожности на случай проведения общественных мероприятий или вообще отменить их. Предусмотреть возможность передислокации предприятий и ведомств или временную приостановку их работы. Если есть угроза бактериологической, радиационной или химической атаки, необходимо предусмотреть эвакуацию населения в спецукрытия.

Красный уровень (предельно высокий) обозначает непосредственную угрозу нападения. В этом случае закрываются все учреждения, не задействованные в системе обеспечения безопасности, ограничивается транспортное движение, проводится мобилизация спецсил и ресурсов. Населению рекомендуется подготовиться к возможной эвакуации и следить за предупреждениями, поступающими по радио и телевидению.

"Красную" опасность, слава богу, в Америке пока не объявляли. Но по опыту сентябрьских дней 2001 года можно предположить, что в этом случае вокзалы, аэропорты и все публичные места окажутся под контролем бойцов нацгвардии, а на улицах, важнейших перекрестках, у мостов, тоннелей и других ключевых объектов появятся солдаты и боевая техника. А вот оранжевый уровень объявлялся по всей Америке по крайней мере трижды. Сейчас, накануне президентских выборов, администрация Буша установила повышенный уровень террористической угрозы (желтый). И местные власти уже заявили, что направят полицейских на избирательные участки.

Будет ли эта система в точности скопирована в России, пока неясно. Эксперты МЧС считают, что в принципе вполне можно обойтись и меньшим количеством спецсигналов, поскольку американская цветовая шкала, по их мнению, грешит излишней детализацией и повторами. Российская система, как полагают в МЧС, должна быть короче, а пояснительная инструкция к ней содержать только самые важные положения.

Впрочем, разработать шкалу безопасности - это только полдела. Не менее важно создать надежную систему передачи информации о возникновении угрозы. Действующую к тому же одновременно по всей стране.

Особую роль средств связи американцы осознали в ходе Карибского кризиса - уже через год в США появилась Национальная система связи (National Communications System - NCS). В 1984 году Рональд Рейган подписал специальный указ N 12472 о включении в NCS и телевидения. Советская система оповещения по линии гражданской обороны, может быть, и не отличалась технической продвинутостью, зато была вполне надежной и действительно охватывала всю страну от Камчатки до Калининграда. Сигнал тревоги мог передаваться не только в радио- и телеэфире, но и по проводным системам (телефон и знаменитые радиоточки) и даже при помощи сирен с механическим приводом, прозванных "ревущими коровами". На некоторых спецобъектах и в ряде населенных пунктов, кроме того, использовались уличные громкоговорители.

Но со временем все это радиовещательное хозяйство пришло в упадок, было демонтировано якобы за ненадобностью или растащено различными политическими партиями и движениями для митинговых целей. Статус-кво в системе оповещения был восстановлен только после появления в 1998 году Закона "О гражданской обороне". В это же время МЧС России, Госкомсвязи и ВГТРК издали совместный приказ и приложение о порядке функционирования систем оповещения по линии ГО - федеральной, региональных, местных, локальных и объектовых. При этом отмечалось, что основной режим передачи сообщений - автоматизированный, а основной способ информирования - передача речевых сообщений по сетям вещания.

Останется ли этот пункт, если мы перейдем на цветовую шкалу, неизвестно. Неизвестно и то, сохранятся ли существующие требования к форме передачи речевых сообщений. Пока согласно инструкции в эфир могут выходить исключительно профессиональные дикторы. И никаких импровизаций! Передача "нестандартных речевых сообщений способом прямой передачи" допускается только в случаях, не терпящих отлагательства. Каких именно, не уточняется. Зато специально оговорено, что сигналы оповещения передаются вне всякой очереди. А при совпадении времени передачи правительственных сообщений и сигналов оповещения очередность определяет президент или председатель правительства.

Для обеспечения живучести системы оповещения ВГТРК и ее дочерним предприятиям предписано использовать заблаговременно созданные запасные центры вещания. А всем структурам ГО - заблаговременно создавать "запасы мобильных (возимых и переносных) средств оповещения". Проще говоря, накапливать мегафоны.

Впрочем, сегодня для оповещения граждан могут быть задействованы и мобильные системы связи: получил SMS - и будь готов. Но психологи уже сейчас предупреждают, что первое знакомство с системой предупреждения о террористических угрозах может иметь весьма неожиданные последствия. Например, вызвать массовую панику. Существуют и определенные политические опасения. Достаточно, скажем, объявить сигнал террористической тревоги в день голосования, и можно считать выборы сорваннымиЙ

Кстати, сторонники Джона Керри вывели следующую зависимость: чем выше объявленный уровень террористической угрозы, тем выше рейтинг у Джорджа Буша. Посмотрим, будет ли наша система обладать такими же политическими свойствами.


  • Интервью с послом России в США Юрием Ушаковым

Избирательная дипломатия. Николай Зимин. Итоги. 18 октября 2004

Америка неоднозначно отреагировала на бесланскую трагедию и последовавшие за ней шаги по укреплению российской властной вертикали. С одной стороны, солидарность с Москвой в деле борьбы с терроризмом. С другой - панические высказывания об отходе от демократических норм. Как рождаются двойные стандарты? Можно ли обойти существующие "камни преткновения"? Как повлияют на российско-американские отношения результаты борьбы за Овальный кабинет? Об этом рассуждает посол России в США Юрий Ушаков.



ВОПРОС: Америку потрясла пережитая Россией беда. Администрация и общественность оказали существенную финансовую и материальную помощь пострадавшим в Беслане. Джордж Буш нашел время, чтобы лично посетить российское посольство. Как в этом контексте оценить такие шаги Вашингтона, как предоставление политического убежища тому же Ильясу Ахмадову или двусмысленные комментарии официальных представителей США по поводу контактов с чеченскими деятелями?

Да, без двусмысленностей не обошлось. Отвечу так. Как американцы после уничтожения ВТЦ в Нью-Йорке восприняли бы, допустим, рекомендацию России учесть требования "Аль-Каиды" и вступить в диалог с бен Ладеном?.. Мы подошли к этапу, когда двойные стандарты в восприятии терроризма должны быть полностью исключены. Я имею в виду предоставление убежища террористам и их пособникам, объявленным правоохранительными структурами в международный розыск. Иначе не создать общего фронта против террора. Хочу верить, что после Беслана у всех нас один стандарт. По крайней мере так понимаю те сигналы, которые идут с высшего уровня администрации.



ВОПРОС: Что думают в Вашингтоне об инициативах президента России по реформе структур власти?

Программа реформ воспринята, особенно в политологических кругах, к сожалению, так, что приходится постоянно разъяснять: Россия не свернет с демократического пути и все преобразования пройдут в рамках Конституции; в усилиях по обеспечению единства страны и по борьбе с терроризмом нет отхода от демократических и рыночных принципов. Но элементы предвзятости и опасений по-прежнему дают о себе знать в американских СМИ, хотя все точки над "и" расставлены самим президентом России.



ВОПРОС: Кем, на ваш взгляд, сегодня является Россия для США: союзником, конкурентом или, может быть, просто заурядной, второстепенной страной?

История дипотношений между Россией и США показала: наши страны могут дружить и сотрудничать, могут соперничать и даже стоять на грани войны, но уж никак не воспринимают друг друга индифферентно. От их отношений зависят судьбы мира. Россия очень важна для Америки - я это ощущаю каждодневно по своей работе, по контактам. Мы сейчас в поиске нового рисунка взаимоотношений, причем движемся в направлении настоящего партнерства, а не назад, к противоборству. Америка для нас - сложный партнер, так же как и мы для нее. Уже удалось наладить плодотворное сотрудничество между президентами и между правительствами, в диалоге с американцами стало больше доверительности. Но сами страны и общественность к такому качеству сотрудничества пока не подтянуты, они подотстали. Поэтому стоит задача - спустить сотрудничество с верхнего уровня на землю, сделать его практическим и повседневным.



ВОПРОС: У Владимира Путина и Джорджа Буша хорошие личные отношения, отмечены успехи в политической сфере и борьбе с международным терроризмом. Тем не менее практически на месте стоит экономическое сотрудничество, к нам не идут американские инвестиции. Почему?

Я как раз и говорю, что надстроечную, политическую составляющую наших отношений надо подкреплять экономически. Тут колоссальное целинное поле. Потенциал хозяйственных связей экстенсивного типа, сложившийся в советский период, себя исчерпал. На повестке дня адаптация экономического сотрудничества к реалиям ХХI века. Приоритетные направления - энергетика, высокие технологии, банковско-финансовый сектор. Со всех точек зрения важно появление на американском рынке таких российских компаний, как "ЛУКОЙЛ", "Норникель" или "Северсталь". В то же время есть тенденция к диверсификации американских вложений в российскую экономику с упором на прямые инвестиции. В проработке, например, идея совместного освоения Штокмановского газового месторождения с перспективой крупных поставок российского природного газа в США. Но следует признать, что реальное экономическое сотрудничество пока не отвечает нашим потенциалам. Даже рекорд в товарообороте - 11 миллиардов долларов - скромный показатель.



ВОПРОС: Влияет ли "дело "ЮКОСа" на позиции американского экономического сообщества и на общественное мнение в США в целом?

Несомненно, события вокруг "ЮКОСа" оказывают определенное воздействие на настроения деловых кругов. Перегретый нефтяной рынок весьма чувствителен к любым новостям, касающимся крупных нефтяных компаний. Внимательно отслеживается и ход судебного процесса. Насколько я могу судить по своим контактам в деловых кругах, здешние предприниматели в отличие от СМИ в целом не склонны драматизировать ситуацию. В их подходе преобладает реализм. Бизнесмены понимают, что речь идет об укреплении налоговой дисциплины.



ВОПРОС: В США грядут президентские выборы. Говорят, что в такие периоды чуть ли не до январской инаугурации нового главы Белого дома в посольстве практически нет работы...

Это не так. Под выборы и сразу после них работы как раз больше. Приходится, как мы говорим, "вести" фактически две администрации - основную и "теневую". Кстати, этот период по-своему весьма важен. Сохранившая власть администрация анализирует итоги прошедших лет, вносит коррективы и даже меняет приоритеты. Если же в Белый дом приходит новый президент, то возникает соблазн многое сделать иначе, чем предшественник. И в том и в другом случае этот щепетильный момент может нежелательным образом отразиться на двусторонних отношениях - привести к паузе в их развитии. Наша задача - постараться обеспечить преемственность и хороший темп в диалоге, чтобы не было никаких пауз и не приходилось после инаугурации начинать все как бы заново. Так что желаем обоим кандидатам "нерушимого блока республиканцев и демократов" успешных выборов и нацеленности на углубление отношений с Россией.



ВОПРОС: Среди российских политологов преобладает убеждение, что для Москвы предпочтительнее республиканцы: с ними, мол, всегда было легче договариваться, чем с демократами. Что по этому поводу думают дипломаты?

В Москве с уважением отнесутся к любому выбору американских избирателей. Что касается конкретно предвыборной ситуации, то, как представляется, нынешний эквилибриум между Джорджем Бушем и Джоном Керри сохранится до 2 ноября. Специфика в том, что очень важное место в дискуссиях, по крайней мере в СМИ и политическом истеблишменте, занимают Ирак и вопросы борьбы с терроризмом. 11 сентября 2001 года в этом контексте действительно перевернуло многое. Конечно, когда американец зайдет в кабинку для голосования, он наверняка прокрутит в голове еще раз то, что важно лично для него и его семьи, - зарплату, цены на бензин, стоимость кредитов, возможности трудоустройстваЙ Но Ирак и террористическая угроза, уверен, все равно будут нависать надо всем.



ВОПРОС: Насколько серьезными могут быть изменения в американской внешней политике в случае победы Джона Керри?

Новые моменты в политике США после президентских выборов появятся несомненно - независимо от того, кто победит. Точно так же, совершенно независимо от этого, крайне важно, чтобы и впредь наше партнерство с США опиралось на четыре столпа: борьба с международным терроризмом и другими новыми вызовами, решение "нераспространенческих" задач и поддержание стратегической стабильности, урегулирование кризисов и региональных конфликтов и обеспечение энергетической безопасности мировой экономики. Несмотря на отсутствие общего паритета с Америкой, в этих сферах Россия и США могут взаимодействовать на равных, действительно по-партнерски. А это означает, что с любой администрацией мы будем совместно и взаимовыгодно работать.



ВОПРОС: В США существует несколько влиятельных национальных лобби: армянское, еврейское, китайское. Предпринимались попытки помочь появлению российского лобби, но его как не было, так и нет...

Это сложный вопрос. Нельзя заставить какую-то группу людей, будь то политики, бизнесмены или кто-то еще, просто так проталкивать интересы другого государства. Некоторые страны используют в США профессиональных лоббистов - крупные юридические фирмы и пиар-компании - и соответственно платят им огромные деньги. Другие действуют через людей на Капитолийском холме, готовых отражать интересы избирателей той же еврейской, китайской или греческой диаспоры. Перспективной формой лоббирования являются формальные и неформальные объединения крупных компаний и фирм, завязанных на бизнесе в соответствующих странах. Бизнесмены кровно заинтересованы в надежном экономическом сотрудничестве с конкретной страной и в том, чтобы конъюнктурные колебания в США не мешали этому. Они противодействуют попыткам ставить препоны, подталкивают власти к решениям, выгодным им и той стране, с которой они сотрудничают. Вот такого лоббизма нам действительно не хватает. Это следствие того, что пока еще интересы американского бизнеса в России не так сильны, чтобы деловые круги США оберегали двусторонние отношения от сбоев и нападок.

Что до русскоязычной общины, то она формировалась из нескольких волн иммиграции. Среди ее представителей много талантливых и успешных людей, но вместе они, к сожалению, не стали серьезной политической силой. Их влияние на внутреннюю ситуацию в США минимально. Соотечественники разобщены по этническому составу, религиозной принадлежности, политическим взглядам, социально-экономическому статусу, да и по отношению к сегодняшней России. Мы предпринимаем усилия к сплочению российской диаспоры, кое-что получается: у многих соотечественников растут сопричастность к происходящему на родине, настроенность помочь нашим реформам и даже поддержать российское руководство политически. То есть некоторые объединительные процессы внутри русскоязычной общины пошли, в том числе и на основе наметившегося сближения между Зарубежной и Русской православной церквями. Тем самым создаются предпосылки и для лоббизма своих интересов и интересов России.

ВОПРОС: Россияне охотно ездят в США. Но в последние годы получить и оформить визу в эту страну стало мучительно сложно. Ожидается ли в этой части прогресс?

Действительно, для многих наших граждан оформление американской визы ассоциируется с хождением по мукам. И в этом вижу самое неприятное - ущерб контактам и обменам между нашими странами. Вряд ли объяснимо восприятие каждого обратившегося за визой как потенциального нарушителя законодательства США. И обязательные теперь личные собеседования нельзя считать лучшим средством для вычисления террористов или контрабандистов: за три минуты в душу человеку не заглянешь. Но на прогресс в визовых делах хочу надеяться. Нам уже удалось разрешить проблемы с получением американских виз для служебных поездок, по линии научных и культурных обменов. Прорабатываются некоторые другие меры по упрощению визовых процедур. В целом позиция российской стороны выигрышная. У нас моральное преимущество. Мы как бы поменялись местами: в свое время Советский Союз ограничивал въезд и выезд, а США добивались свободы передвижения. Подчеркну и то, что есть эффективные и не мешающие контактам и обменам способы противодействия террористической опасности по линии взаимодействия спецслужб.



ВОПРОС: Среди ваших предшественников на посту главы дипмиссии в США - Павел Крюденер, Кирилл Струве, Георгий Бахметьев, Андрей Громыко, Анатолий Добрынин, Юлий Воронцов. Кого вы особенно выделяете из этого списка?

Все они - золотой фонд отечественной дипломатии. Но, пожалуй, на самую высокую ступень я бы поставил Анатолия Федоровича Добрынина - эталон не только профессионального мастерства, но и человеческих качеств. Правда, сейчас многое по-другому, не так, как было в его время. Значительно изменился сам жанр дипломатической и посольской работы.



ИНФОРМАЦИЯ ПИР-ЦЕНТРА

  • Конкурс на название для преемника журнала Ядерный Контроль

Уважаемые читатели бюллетеня!

Журнал Ядерный Контроль, который в 2004 году отпраздновал 10-летний юбилей, повзрослел, и ему становится тесно в его нынешних «ядерных» одеждах. Как вы заметили, в последние годы список тем журнала постоянно расширяется, и наряду с вопросами собственно ядерной проблематики и нашей традиционной проблематики по нераспространению ОМУ в журнале стали появляться статьи и по иным вопросам международной безопасности: информационной, энергетической, экологической. Опубликованы или готовятся к выходу в свет статьи по вопросам будущей архитектуры европейской безопасности, борьбы за влияние в Центральной Азии, военно-технического сотрудничества России с другими государствами, развития авиационной и морской техники в 21 веке...



Такое разнообразие неизбежно привело нас к мысли о том, что обложка с заслуженным и, конечно, привычным для всех нас логотипом Ядерный Контроль невольно вводит читателей, особенно новых - а наша читательская аудитория заметно расширяется вместе с расширением проблематики - в заблуждение. Поэтому Редколлегия журнала приняла принципиальное решение о смене названия журнала. Смена эта будет плавной: Ядерный Контроль просуществует под старым названием весь 2005 год, продолжая курс на расширение проблематики, а вот начало 2006 года (кстати, это будет год саммита "восьмерки" на российской земле) ознаменуется сменой названия, и вы получите наш журнал в прежнем формате и с прежней периодичностью, но уже под заголовком...

И вот здесь мы пока сделаем паузу. Ведь, как рассудили члены редколлегии, сами читатели журнала, как никто другой, могут наилучшим образом охарактеризовать динамику нашего развития и дать журналу новое имя. Именно по этой причине редакция журнала Ядерный Контроль объявляет сегодня конкурс на название для его преемника. Причем, конечно, на двух языках: русском и английском. Автор победившего варианта будет награжден годовой подпиской-2006 на соответствующем языке. Подпиской на российский журнал по вопросам международной безопасности.
<< предыдущая страница