Ядерный контроль: информация выпуск # 14, 2005 1 июня 8 июня - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ядерный контроль: информация выпуск # 25, 2006 21 июня – 28 июня 1 693.47kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 15, 2005 8 июня 15 июня 1 689.43kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 21, 2004 9 июня 16 июня цитата... 1 411.69kb.
Ядерный контроль выпуск #21 (343), 2008 19 июня – 25 июня 2 555.51kb.
Ядерный контроль выпуск # 18 (301), 2007 21 июня – 27 июня 2 521.61kb.
Ядерный контроль выпуск #19 (341), 2008 5 июня – 11 июня 1 364.74kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 24, 2004 30 июня 21 июля цитата... 2 587.56kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 31, 2005 28 сентября – 5 октября 3 834.04kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 19, 2004 26 мая 2 июня цитата... 2 555.48kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 25, 2005 17 августа – 24 августа 1 594.98kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 19, 2005 6 июля 13 июля 1 649.43kb.
Бах. Чайка по имени Джонатан Ливингстон Литературные иллюстрации 2 458.81kb.
- 4 1234.94kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 14, 2005 1 июня 8 июня - страница №2/2


Плавучие АЭС

Атомные электростанции "поплывут" по России. Ирина Мандрик. Росбизнесконсалтинг. 2 июня.2005

Ученые и экологи Камчатки выступают против размещения плавучей АЭС в Авачинской бухте. Причем в ближайшее время никто и так не собирается этого делать


1 июня в Петропавловске-Камчатском было принято обращение к Михаилу Фрадкову. В нем ученые, экологи и местные общественные деятели призывают главу правительства РФ не финансировать проект строительства плавучей атомной электростанции (ПАЭС) у берегов Камчатки. По мнению экологов, такие атомные электростанции представляют серьезную опасность для региона, который отличается неустойчивой сейсмической обстановкой. К тому же близость границы делает ПАЭС мишенью для террористов. Разработчики проекта ПАЭС отрицают опасность станций для экологии регионов, где они могут быть расположены. Они утверждают, что их детище поможет решить энергетическую проблему труднодоступных северных районов России. Кроме того, многие страны, испытывающие энергетический голод, готовы брать ПАЭС в долгосрочную "аренду" (продавать атомные станции Россия, само собой, не будет). Первая экспериментальная ПАЭС будет построена не на Камчатке, как уверены тамошние ученые и экологи, а в районе Североморска. "Только после того, как ее работоспособность будет проверена, производство ПАЭС будет поставлено на поток", - пояснили в российском научном центре "Курчатовский институт". Тогда одна из станций может быть отбуксирована к берегам Камчатки, хотя реальной необходимости в этом нет. Как рассказали в российском отделении Greenpeace, с помощью местных восстанавливаемых источников полуостров можно с избытком обеспечить энергией. 

Ученые Камчатки бьют тревогу: по их сведениям, в акватории Авачинской бухты, неподалеку от города Вилючинск, который является базой атомных подводных лодок, собираются разместить плавучую атомную электростанцию. По мнению ученых, подобный шаг ничем не обусловлен с экономической точки зрения и, главное, представляет опасность для региона. Все это заставило камчадалов обратиться к премьер-министру РФ Михаилу Фрадкову с просьбой не финансировать этот проект. "Идея строительства плавучей АЭС возникла в начале 1990-х гг. у "Росэнергоатома" как один из путей преодоления энергетического кризиса на Дальнем Востоке и в Сибири", - считает член Камчатской лиги независимых экспертов Татьяна Пинчук. По данным лиги, которую она представляет, если станция будет построена, она станет первой и единственной в России. Авторы проекта хотят на Камчатке проверить ее работоспособность, чтобы потом продать за границу, уверена Татьяна Пинчук.

Как рассказал сотрудник Курчатовского института Андрей Гагаринский, первая ПАЭС будет построена не на Камчатке, а в Архангельской области, в акватории Северодвинска. "Это будет пилотная АЭС. Когда ее работоспособность будет проверена, станции поставят на поток. Предполагается, что они будут обеспечивать теплом и светом отдаленные северные регионы", - пояснил ученый. Проект реактора станции списан с реакторов атомных крейсеров и ледоколов. "Мы просто его модернизировали", - сообщил он. При этом ученый подчеркнул, что этот реактор совершенно безопасен с экологической точки зрения.

Ориентировочная стоимость проекта строительства ПАЭС составляет 180 млн долл. Эти деньги, по подсчетам "Росэнергоатома", должны окупиться в течение 8 лет. Мощность ПАЭС равна 70 МВт и 140 ГКал. Ее мощности достаточно для обеспечения теплом и электроэнергией северного города с населением 50 тыс. человек. "Конечно, по сравнению со стационарными атомными электростанциями ПАЭС вырабатывает очень мало энергии, а ее себестоимость выше, чем у ее наземных "коллег", - соглашается Андрей Гагаринский и добавляет: - Однако в районах, где такие станции предполагается использовать, другие источники энергии оказываются еще дороже". К тому же плавучая АЭС может с успехом использоваться для опреснения морской воды, что тоже немаловажно для мест, которые испытывают нехватку в пресной питьевой воде.

"Опасность ПАЭС заключена уже в том, что технологии, использованные при разработке проекта, не отработаны на промышленном уровне", - уверен член российской общественной организации "Экозащита" Владимир Сливняк. По его данным, разработчики собираются использовать в плавучих станциях отработанные реакторы, ранее использовавшиеся на атомных подводных лодках. "В таких реакторах используется топливо с гораздо большим процентом обогащенного урана, - пояснил эколог. - Такое топливо может быть использовано при производстве взрывных устройств". Этот факт делает ПАЭС мишенью для террористов. "Злоумышленникам будет значительно проще проникнуть на плохо защищенную станцию, расположенную в море, чем на наземную АЭС", - считает Владимир Сливняк. Кроме того, установка ПАЭС у берегов Камчатского полуострова не выдерживает никакой критики с точки зрения природных условий этих мест. "На Камчатке находится сейсмически активная зона, где постоянно случаются землетрясения. Там часто штормит и бывают сильнейшие тайфуны, - предостерегает эколог. - Запускать в таких экстремальных условиях реактор нельзя". 

С точки зрения сотрудника обнинского Физико-энергетического института имени А.И. Лейпунского Владимира Поплавского, опасность, которую представляют плавучие АЭС, существует только в воображении некоторых экологов и ученых. "Понятно, что плавучая АЭС должна отвечать всем требованиям безопасности. Поэтому при проектировании ПАЭС учитывались сейсмические условия регионов, где такие станции предполагается использовать", - подчеркнул он. По мнению физика-ядерщика, большой плюс плавучей АЭС состоит в том, что ее можно зарядить топливом на заводе и отбуксировать к месту эксплуатации, оставив на несколько лет. Когда топливо будет полностью отработано, станцию просто буксируют обратно на завод для перезарядки, а на ее место ставят другую. "Это один из вариантов применения данной технологии. Он намного безопаснее для экологии, чем сжигание угля, мазута, нефти или газа", - уверен Владимир Поплавский. 


Интерес к плавучим АЭС высказывают многие страны. Их, после того как пилотная станция пройдет проверку на прочность, готовы купить Китай, Япония, Индонезия и т.д. Однако Россия, как пояснил Андрей Гагаринский, не собирается их продавать. "Мы будем поставлять такие станции в другие страны только при условии, что эксплуатацией и перезарядкой отработанного топлива будет заниматься наша страна. Продавать ядерные технологии мы не намерены", - заявил он. В России, по мнению ученого, ПАЭС будут востребованы на Чукотке, Камчатке и Сахалине, а также в других регионах Крайнего Севера и Дальнего Востока. В российском отделении Greenpeace считают, что в этом нет смысла. "На Камчатке существуют свои многочисленные возобновляемые источники энергии", - сообщили RBC daily в Greenpeace. В первую очередь это геотермальные источники, а также малые реки и ветра. По данным Управления промышленности Камчатской области, один киловатт-час энергии, произведенной на геотермальной электростанции, стоит всего 1,5 цента. Для сравнения, один киловатт-час энергии, произведенной на ТЭЦ, которая топится мазутом, стоит 7 центов. Как считают в Управлении промышленности Камчатской области, суммарный потенциал возобновляемых источников энергии, которыми располагает полуостров, составляет порядка 140 млрд кВт-ч. Это в 8 раз превышает современные потребности региона. Так стоит ли выбрасывать деньги на ПАЭС, вместо того чтобы развивать внутренние энергоресурсы?

 

ИЗ ДОСЬЕ ПО ХИМИЧЕСКОМУ И БИОЛОГИЧЕСКОМУ ОРУЖИЮ

  • Утилизация химического оружия в России

В Пензенской области начнется строительство завода по уничтожению химоружия. ИА Regnum. 7 июня 2005

С 2006 года в Пензенской области начнется полномасштабное сооружение предприятия по уничтожению хранящихся на территории региона химических боеприпасов. Об этом на оперативном совещании в областном правительстве заявил курирующий эту сферу деятельности заместитель губернатора НиколайАщеулов. Как уже раньше не раз сообщалось, Пензенская область является одним из семи регионов страны, где размещены склады с химическим оружием: на территории арсенала в поселке Леонидовка под Пензой хранится 17% общероссийских запасов химического оружия, в том числе боеприпасы, содержащие такие отравляющие вещества как зарин, зоман и VX.

Все вопросы, связанные с финансированием строительства завода, как сообщил Николай Ащеулов, уже решены. Общая стоимость основного предприятия и объектов обеспечения составит 14,5 миллиарда рублей. В первую очередь начнется сооружение зоны международных инспекторов и диагностического центра в ряде районов Пензы. Теперь вопросы, связанные со строительством завода, будут на особом контроле руководства области, ход работ будет отслеживаться на еженедельных планерках в областном правительстве. Строительство завода по уничтожению химического оружия в Пензенской области должно завершиться в 2008 году.

ИЗ ДОСЬЕ ПО ОБЫЧНЫМ ВООРУЖЕНИЯМ

  • Положение с самолетами для российской пилотажной группы "Русские витязи"

Безлошадные витязи. Роберт Быков. Независимое Военное Обозрение. 3 июня 2005

16 августа 2005 года в г. Жуковском Московской области откроется салон авиационной и космической техники, который раз в два года проводится там с 1992 года. В небе Подмосковья в очередной раз покажут свое мастерство лучшие пилотажники мира. В предыдущие годы Россию на авиасалоне представляли пилотажные группы "Русские витязи" на Су-27, "Стрижи" на МиГ-29, "Русь" наЛ-39 и даже "Небесные рыцари" на Л-29. "Гвоздем" программы показательных полетов, конечно, была "десятка наших" - совместный полет шестерки "Стрижей" и четверки "Русских витязей".

Авиатехника, используемая на показах в 70-80-х, служила не более двух лет, так как из нее "выжимали" все. Сейчас пилотажные группы летают на самолетах двадцатилетнего возраста. На последней выставке в Абу-Даби в прошлом году мы сумели "утереть нос" "Миражам-2005". После полетов подошли арабы и спросили: "Почему вы летаете на таких старых самолетах?" Ответили: "А наш бронепоезд стоит на запасном пути".

Ведь "Русские витязи", как и "Стрижи", - это лицо российской авиации, а летчики пилотажных групп - это национальная элита. Потеряем пилотажные группы - потеряем лицо нашей авиации.

Единственная в мире авиационно-пилотажная группа (АПГ) "Русские витязи" создана на базе 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка из лучших летчиков подмосковной авиабазы Кубинка и других гарнизонов России. Входит в состав Центра показа авиационной техники им. И.Н. Кожедуба. Зарубежный дебют АПГ "Русские витязи" состоялся в сентябре 1991 года в небе Великобритании, в Фарнборо, где наши пилоты поразили мир каскадом фигур высшего пилотажа. Сейчас они выполняют такие уникальные фигуры высшего пилотажа, как "Колокол", "Тюльпан", "Кобра Пугачева". Группа выступала в составе шестерки истребителей, в последнее время - в составе четверки и даже двойки. Все время ощущается дефицит пилотажников высшего класса и современной исправной авиатехники.

Летчиков-пилотажников по всей России пока удается набрать и подготовить, хотя и с ними есть проблемы. А вот с оснащением их новой авиатехникой совсем плохо. Еще 11 января 2002 года главком ВВС Анатолий Корнуков сказал: "Все три пилотажные группы: "Витязи", "Стрижи", "Небесные гусары", - реанимированы. "Витязи" сменили поколение пилотов и сейчас облетывают новые Су-27М. Им эта модификация пока не очень нравится".

Много позже, на авиасалоне в Геленджике, мне лично удалось поговорить в неформальной обстановке с членами пилотажной группы "Русские витязи": Игорем Ткаченко, Игорем Качковским, Игорем Шпаком и Олегом Ряполовым.

Перед этим мы вместе с руководителем Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС генералом Александром НиколаевичемХарчевским наблюдали парный полет Ткаченко и Качковского. В какой-то момент один из них "недокрутил бочку", и чуть не возникла внештатная ситуация. Казалось, многотонные махины сейчас столкнутся. Харчевский с большой тревогой заметил: "Летают без запаса, а надо фигуры выполнять с запасом по скорости и высоте. Все равно здесь никто не понимает степени риска".

Командир АПГ "Русские витязи" Игорь Ткаченко сказал примерно следующее: "Нам уже сейчас не на чем летать. Из двухместных самолетов, оснащенных современной системой навигации международного уровня, в нашем распоряжении остались три спарки Су-27: у одной остался гарантийный резерв по налету 57 часов, у другой - 37 часов, а третья уже стоит "у забора". Те самолеты, которые нам дали ВВС, - это разработка, брошенная на середине опытно-конструкторских доработок. Их нельзя было отправить в строевую часть, и прислали к нам. Я слетал на этом самолете и не посажу на него ни одного летчика, так как это небезопасно. На кабину этого самолета без слез не взглянешь. В кабине нет никакой эргономики: педаль нельзя до конца дожать без ухищрений. Пилотирование чрезвычайно затруднено. Мы были вынуждены принять неординарное решение: двигатели с этих самолетов снять и использовать на наших старых машинах. Они сначала не совсем подошли, но после доработки на московском заводе "Салют" сгодились".

Для справки: самолет Су-35 (Су-27М) - это модернизированный Су-27, испытания которого не были завершены ОКБ "Сухой". Работы были прекращены из-за отсутствия финансирования. Выпустили 12 штук и "столкнули" их в ВВС и пилотажные группы. Летать на них можно, но воевать нельзя: СУВ, авионика и другие бортовые системы в комплексе не работают.

Сам главком ВВС Владимир Михайлов в июне 2004 года в ответ на вопрос журналиста: "Будут ли наши ВВС приобретать самолеты Су-35?" - ответил:

"Какое-то количество этих самолетов мы возьмем хотя бы для того, чтобы оказать экспортную поддержку нашим промышленным предприятиям, но опять-таки будем исходить из критерия "эффективность-стоимость". Цена Су-35составляет более 30 миллионов долларов". Оценка и прогноз весьма сомнительного качества.

После трагедии во Вьетнаме, в Камрани (в декабре 1995 года два Су-27 и Су-30"Русских витязей" в низкой облачности столкнулись с горой), известный конструктор Михаил Коржуев обеспечил современными навигационными системами один "борт" "Русских витязей" и эта спарка стала лидером при всех перелетах, особенно дальних.

Вопрос оснащения группы "Русские витязи" авиатехникой может быть решен по максимуму путем государственного целевого заказа на специально оборудованные 5 самолетов, но надежды на такое решение вопроса мало из-за ограниченности государственного оборонного заказа.

После триумфального полета пятерки "Русских витязей" и "Стрижей" над Красной площадью 9 мая 2005 года на приеме в Кремле президент Путин задал ряд вопросов о перспективах пилотажной группы "Русские витязи" ее командиру Игорю Ткаченко, который сказал буквально следующее: "Мое личное мнение и мнение всех летчиков нашей пилотажной группы, а также летчиков из липецкого центра подготовки, - больше всего подходят для решения задач подготовки пилотов, пилотирования на большие расстояния и показательных выступлений самолеты Су-30МКИ (индийский вариант). Президент внимательно выслушал мнение лучшего пилота России.

Второй вариант более реалистичен: есть модернизированные истребителиСУ-30КН, которые стоят без применения в Жуковском. Главком Михайлов требует привести их в исходное состояние, но никто не даст на это денег. Так и будут ржаветь на земле, а их ресурс, система навигации вполне устраивают "Витязей". Есть два самолета Су-30МКИ, которые использовались при проведении испытаний в Ахтубинске. Их нельзя передать в боевой состав ВВС, но на них могут успешно летать "Витязи". Затраты при втором варианте решения со всех сторон приемлемы.

Одно из самых больших достижений в направлении модернизации существующей авиатехники - создание модификации Су-30КН. Фактически это почти борт самолета 5-го поколения и в то же время это первый шаг модернизации в условиях строевых частей. Самолет получился многофункциональный, работает по воздушным и наземным целям днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Аппаратура точной навигации позволяет эффективно применять неуправляемые средства поражения. Точность боевого поражения проверена на полигоне "Глиц" в Ахтубинске. Управляющее поле кабины при одном индикаторе позволяет решать все задачи. Это не тупиковый вариант: кабину можно насыщать другим оборудованием и, таким образом, доводить ее до существующего на определенный момент времени уровня самолетов 5-го поколения. В Су-30КНможет быть реализована задача исключения влияния человеческого фактора на безопасность полетов.

Доступность реализации этой модели дает возможность без больших затрат кардинально расширить возможности летательного аппарата и за предельно короткие сроки решить еще одну важную задачу - подготовки летного и инженерно-технического состава. А у летного состава на Су-30КН совсем другие возможности при выполнении поставленных задач: без дополнительной информации с земли отыскание цели и подтверждение точности боевого применения в любых условиях (при 5-6 баллах облачности, за облаками).

14 января 2004 года главком ВВС Владимир Михайлов заверил: "Пилотажная группа "Русь" будет сохранена. Они летали на самолетах, принадлежащих ВВС, а не РОСТО. В этом был вопрос. ВВС передает сверхштатные самолеты Л-39РОСТО для сохранения этой пилотажной группы "Русь". Но, тут же оговорился: "Мы полностью отказались от модернизации Л-39".

И это при том, что, по заключению ЛИИ, на старом Л-39 по новым ГОСТам нельзя летать: нет соответствия требованиям по навигации, по контролю работы аппаратуры, по энергетике. "Русская авионика" уже подняла в воздух модернизированный на ее базе Л-39, который отвечает новым требованиям подготовки и отбора курсантов и может взять на себя отработку большей части режимов полета Су-30КН. Более того, "Русская авионика" приступила к разработке модернизации Л-39 с расширенными боевыми возможностями.

Приезжают иностранные делегации, и их везут в Кубинку, но завтра некуда будет везти. Необходимо срочно спасать наши АПГ!

МНЕНИЕ

  • Об авиационной составляющей ядерной триады

Национальная безопасность в плену теорий. Петр Дейнекин, Виталий Рог. Независимая Газета. 3 июня 2005

Не так давно появилась публикация под названием "Будущее ядерных сил в тисках топорной дипломатии". В этой статье автор, главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН профессор Владимир Дворкин(в недалеком прошлом руководитель ведущего НИИ РВСН) заявил, что пришло время "ломать стереотипы, постепенно отказываясь от состояния взаимного ядерного сдерживания". Рассмотрим, какие предложения выдвигает ученый в связи с этим. Начало новой эпохи в мировой истории ознаменовало событие, произошедшее 17 июля 1945 года в США. Тогда в пустыне Невада впервые было успешно испытано ядерное взрывное устройство. В том же году 6 августа состоялось первое применение атомной бомбы - по приказу президента США Гарри Трумэна с тяжелого бомбардировщика В-29 ("Летающая суперкрепость") территория Японии подверглась ядерной атаке, в результате которой город Хиросима исчез с лица земли.

На сегодняшний день ядерное оружие не только развивается, причем невиданными темпами, но с каждым разом становится все более совершенным. В мире определились две ядерные сверхдержавы (США и Россия - бывший Советский Союз) и ряд государств, имеющих ядерное оружие (Франция, Великобритания, Китай и др.). Так человечество, своими руками изготовив средство собственного уничтожения, расчистило дорогу на пути к беспрецедентной катастрофе. Тем не менее мировая общественность все же не оставляет попыток найти возможности предотвращения ядерной войны. Несмотря на то, что открыто Владимир Дворкин об этом в своей работе не заявил, основная мысль публикации заключается в призыве к отказу от триады стратегических ядерных сил (СЯС). Ее составными частями, как известно, являются Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), морские стратегические ядерные силы (МСЯС) и авиационные стратегические ядерные силы (АСЯС). Но о справедливости нашего утверждения говорит ряд положений статьи. Предложение профессора по проведению трансформации в авиационных СЯС и переориентации тяжелых бомбардировщиков на решение неядерных задач чревато упразднением не только АСЯС - поскольку именно тяжелые бомбардировщики Дальней авиации (ДА) являются основой последних, - но и всей триады СЯС.

Советский Cоюз, вторая (после США) ядерная держава мира, а впоследствии и ядерная сверхдержава, произвел свой первый ядерный взрыв 29 августа 1949 года - произошло это на полигоне Семипалатинск. Мощность ядерного заряда составила 20 кт. Спустя пять лет на войсковых учениях в районе полигона Тоцкое с дальнего бомбардировщика Ту-4 впервые в СССР была применена ядерная бомба средней мощности. Этот факт засвидетельствовал появление в СССР стратегических ядерных сил (СЯС) - правда, пока в единственном, авиационном лице (ДА). В 1950-е годы на вооружение ДА поступает стратегический авиационный комплекс, состоящий из стратегического самолета Ту-95К и крылатой ракеты с ядерным зарядом Х-20м (дальностью пуска порядка 600 км). Также в состав ВА ДА были включены первые дивизии баллистических ракет (БР) класса "земля-земля" с ядерными зарядами. К 1958 году ДА сосредоточила в себе все компоненты ядерного оружия СЯС: ядерные бомбы, БР класса "земля-земля" с ядерными зарядами, крылатые ракеты класса "воздух-земля" с ядерными зарядами.

Через год в соответствии с постановлением Совета Министров СССР ракетные дивизии, входящие в состав ВА ДА, передаются в состав нового вида ВС - РВСН. Согласно приказу Минобороны (МО) (от 31 декабря 1959 года) и директивы ГШ ВВС (от 22 января 1960 года) в ведение создаваемых РВСН из ВВС перешли 17 инженерных полков РВГК, три управления авиационных дивизий и два управления воздушных армий ДА. Многие авиационные военачальники стали организаторами строительства РВСН. Таким образом, спустя пять лет после первого ядерного взрыва в СССР было положено начало созданию АСЯС, а через десять лет - РВСН. Тогда же появляется первая атомная ракетная подводная лодка (АРПЛ). Все это вместе взятое - свидетельство того, что уже в начале 60-х годов СССР имел СЯС, роль родоначальника которых по праву принадлежит ДА. Она - основа становления главной составляющей СЯС - РВСН. Теперь эту важнейшую составляющую из состава СЯС предлагается исключить. В интересах упрочнения национальной безопасности России в военной сфере необходимо не только сохранить, но и совершенствовать АСЯС.

В истории взаимоотношений между США и СССР был такой критический период, когда ядерное сдерживание осуществлялось не только путем поддержания в высокой боевой готовности межконтинентальных баллистических ракет (МБР), выполнения боевого патрулирования АРПЛ, но и при помощи боевого дежурства в назначенных зонах (полетами по назначенным маршрутам) определенного числа стратегических самолетов США, а также самолетов ДА ВВС Советского Союза с оружием на борту. Боевое дежурство самолетов ДА в воздухе продолжалось в течение 26 месяцев (с января 1985 по апрель 1987 года). В этот период ярко проявились характерные оперативно-тактические свойства советской ДА как составляющей СЯС и средства ВГК.

Кроме того, Владимир Дворкин предлагает свести к минимуму морскую составляющую отечественных СЯС. И основные усилия направить на развитие и укрепление наземной составляющий СЯС - МБР с разделяющимися головными частями (РГЧ), то есть РВСН. Поскольку перспективная наземная группировка СЯС, состоящая, к примеру, из 400 МБР Тополь-М с РГЧ (около половины которых - мобильного базирования), по мнению профессора, способна обеспечить ядерный баланс с Америкой по количеству боезарядов и боевым возможностям в любой форме боевого применения. В перспективе же, считает Дворкин, поддерживать уровень не менее двух тысяч боезарядов в СЯС России можно только за счет наземных стационарных и мобильных МБР с РГЧ, которые всегда были и остаются дешевле по сравнению с морской и авиационной составляющими. Автор статьи полагает целесообразным ограничить в дальнейшем общее количество стратегических подводных ракетоносцев на уровне не более четырех (как в Великобритании и во Франции). Предложения эти вызывают ряд возражений, не говоря уже о том, что противоречат ряду положений Договора СНВ-2 (подписан 3 января 1993 года) в статье IV по части, касающейся тяжелых бомбардировщиков - носителей ядерного оружия.

Парк стратегической бомбардировочной авиации США в современных условиях насчитывает 189 самолетов, из которых 44 самолета В-52 и В-1В поддерживаются в полной готовности к немедленному применению ядерного оружия. "Стратегия национальной безопасности США для нового столетия" предписывает по-прежнему сохранять мощную триаду стратегических сил, достаточную для сдерживания враждебно настроенного руководства любой страны, имеющей доступ к ядерному оружию. Свидетельство ведущей роли МБР с РГЧ в отечественной триаде СЯС - их способность наносить эффективные ядерные удары по заданным объектам, расположенным на любом континенте Земли, в предельно короткие сроки. Тяжелые бомбардировщики, составляющие ядро АСЯС, имеют ряд характерных оперативно-тактических свойств, а именно: высокую маневренность, во много раз превышающую маневренность подвижных установок МБР; способность одновременно применять КРВБ (авиационные бомбы) с ядерными и обычными зарядами; возможность в любой момент прекратить боевой полет на применение ядерного оружия. Современные МБР такими свойствами не обладают. Триада СЯС была, есть и останется на ближайшую перспективу основой ядерного сдерживания - наряду с процессом сокращения численного боевого состава каждой из ее составляющих (согласно международным соглашениям сокращения ядерных вооружений).

В соответствии с военной доктриной Российской Федерации наша страна "исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору (государству либо коалиции государств) в любых условиях". Положение это может реализовать во имя национальной безопасности России только триада Стратегических ядерных сил.

  • Генеральный секретарь ООН о Режиме нераспространения

Ядерный тупик. Кофи Аннан. Независимая Газета. 6 июня 2005

К сожалению, бывает так, что глубокие разногласия в отношении того, как бороться с нависшими над нами угрозами, получают лишь отражение, а не устраняются на международных форумах. Примером этому послужила и Конференция по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), работа которой завершилась 27 мая и на которой государствам - участникам этого договора не удалось достичь никакой существенной договоренности.

На протяжении 35 лет ДНЯО является одной из основ нашей глобальной безопасности. Участие почти всех государств в этом договоре позволило глубоко укорениться норме, направленной против распространения ядерного оружия, и не позволило сбыться предсказаниям о том, что сегодня ядерным оружием будут обладать 25 или более государств. Однако сегодня ДНЯО переживает двойной кризис соблюдения и доверия. Делегаты на продолжавшейся в течение месяца конференции (проводящейся каждые пять лет) не смогли предложить миру никаких решений по устранению нависших над нами серьезных ядерных угроз. И хотя достижение договоренности может быть более трудным делом в условиях кризиса, именно в такие моменты данная задача требует обязательного решения.

Позвольте внести ясность: тот факт, что участники конференции по рассмотрению действия договора не достигли никакой договоренности, не приведет ни к созданию, ни к нарушению основанного на ДНЯО режима. Подавляющее большинство государств-участников признают его неувядающие преимущества. Но невозможно уйти от того факта, что наблюдаются трещины в каждом из столпов договора - в области нераспространения, разоружения и мирного использования ядерной технологии - и что каждая из этих трещин требует безотлагательного ремонта. Со времени проведения прошлой Конференции по рассмотрению действия договора в 2000 году КНДР объявила о своем выходе из договора и заявила о том, что она обладает ядерным оружием. Ливия признала, что на протяжении ряда лет она работала над тайной программой по созданию ядерного оружия. А МАГАТЭ обнаружило, что в Иране ведется необъявленная работа по обогащению урана.

Ясно, что основанный на ДНЯО режим не поспевает за темпами развития технологий и глобализации. Если когда-то единственной задачей для ДНЯО являлось обеспечение нераспространения ядерного оружия между государствами, разоблачения того, что А.К. Хан и другие широко занимались незаконным оборотом ядерной технологии и ноу-хау, продемонстрировали уязвимость режима нераспространения перед действиями негосударственных субъектов. Составители договора вряд ли могли себе представить, что нам придется неустанно вести работу по предотвращению приобретения и использования террористами ядерного оружия и соответствующих материалов. И хотя наблюдается прогресс в направлении разоружения, в мире по-прежнему хранится 27 тыс. ядерных боеприпасов, многие из которых и сейчас готовы к немедленному применению.

В то же время те межправительственные органы, которые призваны решать эти проблемы, парализованы. В Женеве Конференция по разоружению на протяжении восьми лет не может достичь договоренности в отношении программы работы. Комиссия ООН по разоружению становится все более второстепенным органом, в результате работы которого не было заключено ни одного реального соглашения с 2000 года. Конференция по рассмотрению действия ДНЯО не стала исключением. Почти две трети времени было потрачено на проведение прений по повестке дня и организации работы, а не на обсуждение по существу вопроса о том, как укрепить режим нераспространения ядерного оружия.

В своем выступлении на открытии конференции я заявил, что успех будет зависеть от признания всех ядерных опасностей, угрожающих человечеству. Я высказал предостережение о том, что конференция зайдет в тупик, если отдельные делегаты сосредоточат внимание на некоторых, а не на всех угрозах. Одни государства-участники делали упор на том, что серьезную угрозу представляет распространение ядерного оружия, другие же утверждали, что опасность для нас создают существующие ядерные арсеналы. Одни настаивали на том, что распространение технологий ядерного топливного цикла создает неприемлемую угрозу распространения ядерного оружия, другие же, напротив, заявляли, что не должно быть препятствий на пути к получению доступа к ядерной технологии в целях ее мирного использования. В конце делегации, к сожалению, упустили возможность подтвердить достоинства всех этих аргументов. В результате они не смогли продвинуться по пути укрепления безопасности, чтобы оградить нас от любой из нависших над нами угроз.

Как же тогда мы можем преодолеть этот паралич?

В тех случаях, когда многосторонние форумы проявляют нерешительность, руководящую роль должны брать на себя лидеры. В сентябре этого года главы государств и правительств более чем 170 стран соберутся в Нью-Йорке для утверждения широкомасштабной повестки дня в целях обеспечения прогресса в области развития, безопасности и прав человека для всех государств и всех народов. Я взываю к ним найти выход из тупиковой ситуации на пути решения наиболее насущных проблем в области нераспространения ядерного оружия и разоружения.

Если они не смогут сделать это, их народы зададутся вопросом о том, как в условиях нынешнего мира им не удалось выработать общую позицию в отношении уменьшения реальной угрозы, создаваемой ядерным оружием.

Для придания новой силы ДНЯО потребуется принятие мер на многих направлениях. Для укрепления механизма проверки и повышения доверия к режиму лидеры должны договориться о превращении Дополнительного протокола МАГАТЭ в новый стандарт проверки соблюдения обязательств по нераспространению. Мировые лидеры должны найти пути, как совместить право на мирное использование ядерной энергии с требованием о нераспространении. Этот режим не будет устойчивым, если гораздо большее число государств достигнет разработки наиболее важных этапов топливного цикла и будет оснащено технологией для производства ядерного оружия в короткие сроки. Первым шагом могла бы стать разработка стимулов добровольного отказа государств от создания мощностей для топливного цикла. Я высоко оцениваю работу МАГАТЭ и его генерального директора Мохамеда Эльбарадея, направленную на продвижение вперед по пути формирования консенсуса по этому жизненно важному вопросу, и я настоятельно призываю мировых лидеров присоединиться к нему в осуществлении этой миссии. Лидеры должны также пойти дальше пышных фраз в решении вопроса о разоружении. Крайне необходимо, чтобы все государства безотлагательно приступили к переговорам по договору о запрещении производства расщепляющегося материала. Все государства должны также подтвердить свою приверженность мораторию на испытания и скорейшему введению в действие Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Я также надеюсь, что лидеры серьезно подумают над вопросом о том, что еще можно было бы сделать для уменьшения - необратимого уменьшения - числа и значения ядерного оружия в мире.

Принятие на сентябрьской встрече на высшем уровне смелых обязательств вдохнет новую жизнь в работу всех форумов, занимающихся вопросами разоружения и нераспространения. Их принятие приведет к уменьшению всех рисков, перед лицом которых мы находимся, - ядерных аварий, незаконного оборота и использования террористами ядерного оружия и его использования самими государствами. Эта программа является грандиозной, а некоторых она, возможно, пугает. Однако последствия неудачи представляются гораздо более устрашающими. Решение находится в пределах нашей досягаемости, мы не должны упускать эту возможность.

  • Предложения о введении более эффективных мер контроля в ядерной сфере

В поисках нестандартных решений для пороговых стран и нелегалов. Алексей Богатуров. Независимая Газета. 6 июня 2005

Кто бы мог подумать, что Северная Корея может стать угрозой для безопасности России? Однако может, если Пхеньян в самом деле начнет проводить ядерные испытания, как он о том вещает миру. Всего год назад Россия была едва не главным инициатором создания неформальной, но действенной дипломатической коалиции с Китаем, Южной Кореей и даже Японией, силами которой удалось отговорить США от идеи превентивных ударов по ядерным объектам КНДР. Сегодня, похоже, в "ядерное помрачение" впадают сами северокорейские политики. Ядерные испытания КНДР нанесут ущерб национальной безопасности России. Поэтому они так же неприемлемы, как удары по северокорейским ядерным объектам.

В разнобое рассуждений об устарелости режима нераспространения ядерного оружия сохранить здравый смысл непросто. Особенно, если об этом открыто говорит даже генеральный секретарь ООН. Система профилактики утечки атомных материалов, технологий и специалистов-ядерщиков в самом деле так и не пришла в себя после удара вследствие распада СССР. Только это не повод ее доламывать. Наоборот, пора всерьез заняться разработкой и внедрением более эффективных механизмов международного контроля в ядерной сфере, чтобы ликвидировать образовавшиеся в нем бреши, связанные с полным изменением расстановки сил в мире, возникновением всепроникающих транснациональных сетей, немыслимым ростом интенсивности глобальных перебросов информации, технологий и человеческого ресурса.

Суть старой системы контроля была циничной, но здравой. Она была откровенно олигархической и служила укреплению монополии на обладание ядерным оружием только тех немногих стран, которые первыми прорвались к его созданию. Согласно подписанному в 1968 году Договору о нераспространении ядерного оружия, всем остальным предлагалось либо согласиться навсегда остаться неядерными государствами, либо красться к атомному оружию тайком, нарушая ограничения, которые ввели ядерные страны на передачу атомных секретов и расщепляющихся материалов.

Такой порядок охранялся 30 лет. Но в 1998 году Индия и Пакистан, возможно с целью компрометации договора 1968 года, к которому они никогда и не присоединялись, провели испытания атомных бомб. Это грубое нарушение режима нераспространения осталось безнаказанным: серьезных санкций против нарушителей введено не было. Старые ядерные державы, "аристократия" сферы безопасности, ограничились тем, что отказались признать ядерный статус Индии и Пакистана - те оказались в положении официальных ядерных нелегалов. Развращающий пример Южной Азии подтолкнул другие страны, жаждавшие более высокого международного статуса, повторить их результат. В этом смысле откровенней других заявляли о себе Ливия, Иран и Северная Корея, за что их, в сущности, и объявили странами-изгоями.

Война США против Ирака оказала на ситуацию в атомной сфере противоречивое воздействие. С одной стороны, она напугала Ливию, и та, поощряемая посулами ЕС, неожиданно заявила об отказе от ядерных амбиций, согласившись поставить свои атомные объекты под международный контроль. С другой - не меньше Ливии встревоженная Северная Корея, наоборот, утроила усилия по разработке ядерного оружия и в начале 2005 года заявила, что уже является обладательницей атомной бомбы, хотя не представила на этот счет никаких доказательств. Глядя на взаимоисключающие позиции Ливии и КНДР, заметался Иран: Тегеран ведет переговоры с ЕС о свертывании своей атомной программы, но иранские руководители заявляют о решимости продолжить ее осуществление.

Россия долгое время скептически воспринимала обвинения в адрес потенциальных нарушителей режима нераспространения, тем более что деятели первой администрации Буша своими вызывающими, откровенно угрожающими заявлениями сами провоцировали попытки Пхеньяна и Тегерана прорваться к ядерному оружию. Однако уже около полугода американская дипломатия действует осмотрительнее. Она, как и прежде, допускает жесткие высказывания, но воздерживается от явных угроз.

Однако новая стилистика Вашингтона не производит впечатления. Иран продолжает упрямо торговаться, а КНДР сама пробует провоцировать американцев, а фактически - и Россию. Угроза Пхеньяна провести в июне этого года ядерное испытание вынудила Москву срочно направить в КНДР представительную парламентскую делегацию России. Но, похоже, российским парламентариям в Пхеньяне не сказали ничего успокаивающего.

Тем логичней ожидать ужесточения российской позиции в вопросах нераспространения. В апреле 2005 года в Иерусалиме президент Владимир Путинвпервые твердо высказался против создания в Иране полного цикла переработки атомного сырья и заявил о необходимости обеспечения прозрачности ядерных планов Ирана. Похоже, в Пхеньяне не распознали глобального смысла этого заявления, ошибочно решив, что к Северной Корее оно не относится. КНДР рискует утратить преимущества, которыми она могла пользоваться благодаря дипломатической и политической поддержке Москвы. Сколь ограниченным ни был бы ущерб от возможного ядерного испытания в Северной Корее, он затронет российские территории вблизи границ с КНДР. Корее необходим статус-кво в военной области, на фоне которого надо договариваться об урегулировании застарелых проблем этой страны.

В более широком смысле уже неотложно необходимы серьезные международные переговоры с целью выработки нестандартных решений проблем как пороговых стран (злонамеренных и добропорядочных), так и официальных ядерных нелегалов. Конечно, ключевым элементом работы в этом направлении уместно считать соответствующие российско-американские обсуждения.

ИНФОРМАЦИЯ ПИР-ЦЕНТРА

  • Комментарии сотрудников ПИР-Центра

Об итогах Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия. Соб. инф. 3 июня 2005

Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан подвел итоги седьмой Обзорной конференция по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия, которая завершилась в Нью-Йорке 27 мая 2005 г.

По словам Кофи Аннана, "на протяжении 35 лет, Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) оставался краеугольным камнем глобальной безопасности. Будучи почти универсальным, Договор способствовал укреплению норм, направленных против ядерного распространения. Он развеял предсказания о том, что в сегодняшнем мире могло бы быть 25 или более государств, обладающих ядерным оружием. Участники Конференции, длившейся целый месяц, не смогли дать миру совет как справиться с теми ядерными угрозами, с которыми все мы сталкиваемся. В условиях кризиса достаточно сложно прийти к согласию, но именно в такое время как сейчас чрезвычайно важно это сделать".

Тем не менее, генсек ООН подчеркнул, что "провал Обзорной конференции не приведет к краху режима нераспространения, основанного на ДНЯО. Подавляющее большинство стран-участниц Договора признают его неизменную пользу. Однако в каждой из опор, поддерживающих Договор, есть трещины - нераспространение, разоружение и мирное использование атомной энергии. Все эти трещины необходимо срочно ликвидировать".

В Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия, которая состоялась со 2 по 27 мая в Нью-Йорке, приняли участие директор ПИР-Центра и член профессорско-преподавательского состава Женевского центра политики безопасности В.А. Орлов и заместитель директора ПИР-Центра А.В. Хлопков.

По мнению В.А. Орлова, "Не только Конференция потерпела провал, но и ядерная пятерка, дружная даже в 2000 г., в период конфронтации между КНР и США и вокруг Договора по ПРО, которая на сей раз провалила принятие совместного заявления".

"Это крайне тревожный симптом для режима ядерного нераспространения. У ядерной пятерки отсутствует воля к совместному отстаиванию и упрочению режима. Причем особенно симптоматично, что "пятерка" "сломалась" на таком вопросе, как КНДР, когда КНР взломала уже ранее согласованный текст. Это - резкий контраст с жесткими и согласованными заявлениями "Большой восьмерки" по нераспространению. Это также означает, что КНР заявила о себе как о самостоятельном игроке на нераспространенческом поле, и мы скоро не раз будем сталкиваться с этой позицией, и не только применительно к КНДР, но также и к Ирану и, вероятно, к другим нераспространенческим сюжетам», - считает директор ПИР-Центра.

По вопросам получения комментариев у экспертов ПИР-Центра относительно итогов Конференции следует обращаться к директору ПИР-Центра и члену профессорско-преподавательского состава Женевского центра политики безопасности В.А. Орлову по тел. в Женеве + 41 (22) 906 8303 или по эл. почтеv.orlov@gcsp.ch, или к заместителю директора ПИР-Центра А.В. Хлопковым по тел +7 (095) 234-0525, или эл. почте khlopkov@pircenter.org

Проблема милитаризации космоса. Соб. инф. 6 июня 2005

Сотрудник ПИР-Центра, координатор проекта “Глобальное партнерство” А. В.Булычев дал комментарий радиостанции Международное Русское Радио, посвященный проблеме милитаризации космоса. В частности, автор прокомментировал заявление министра обороны Российской Федерации С.Б.Иванова, о недопустимости гонки вооружений в космическом пространстве.

Как отметил автор комментария: "ПГВКП - предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве оно же PAROS (Prevention of Arms Race in Outer Space) - давний приоритет российской внешней политики. Более десяти лет Россия на всех больших и малых разоруженческих форумах говорит об опасности “вепонизации” космоса".

"Однако инициатива ПГВКП встречает жёсткое американское «нет», вне зависимости от того, где, когда и кем она выдвигается. США не заинтересованы в обсуждении вопросов немилитаризации космоса, и понять их логику можно - США единственная страна в современном мире, способная профинансировать размещение оружия в космосе. Космическое оружие может принести подавляющий перевес над любым противником в любом военном конфликте. Наличие оружия в космосе, прежде всего, означает способность уничтожить систему управления противника. Без спутников связи функционирование современного государства невозможно" - считает А.В. Булычев.

По словам эксперта, "На сегодняшний день дать симметричный ответ США в космосе технически могут попытаться только две страны - Россия и Франция, поскольку только эти страны способны самостоятельно вывести спутник на геостационарную орбиту. Однако едва ли кто-либо из них, сможет позволить себе подобную роскошь. Гонка космических вооружений - это многомиллиардные затраты".

По мнению А. В. Булычева "слова Министра обороны С.Б. Иванова надо рассматривать как попытку припугнуть американцев. Но остаётся не ясным, откуда у России возьмутся деньги на симметричный ответ США в космосе. (на это не хватит никакого стабилизационного фонда, да и расходовать его перед выборами на космос руководство России едва ли будет).

"Остаётся надеяться, что за этим заявлением действительно что-то стоит и продумывается какой-то ассиметричный ответ; хочется верить, что эти слова нечто большее, чем просто блеф", - подвел итог автор комментария.

С полным текстом комментария А.В. Булычева радиостанции Международное Русское Радио Вы можете ознакомиться здесь: http://www.pircenter.org/data/news/Bulychev060605.pdf

 

 

 
<< предыдущая страница