Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Юдаковой Ирины Николаевны Высшая квалификационная категория по учебному... 2 399.42kb.
Программа для занятий детского театра моды 1 84.47kb.
Мартюкова Ирина Леонидовна учитель русского языка и литературы 1... 1 183.02kb.
Акбарова Наиля Фанисовна, II квалификационная категория Городецкая... 6 1846.47kb.
Грузенко Светлана Евгеньевна, учитель немецкого языка, высшая категория... 2 1382.54kb.
Диплому Стаж работы общий/ педагогический Квалификационная категория... 1 180.79kb.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе... 2 408.99kb.
Игнатовой Людмилы Михайловны, первая квалификационная категория,... 1 226.59kb.
Хисамиева Альфреда Мунавировича 2012 2013 учебный год пояснительная... 1 163.33kb.
Рабочая программа по истории для 11 класса Павловой Татьяны Ильиничны... 3 480.88kb.
Квалификационная категория 1 40.77kb.
«Московская городская детская музыкальная школа имени И. О. 2 1318.39kb.
- 4 1234.94kb.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная - страница №2/2





Календарно-тематическое планирование

Музыка. 3 класс.

(1 час в неделю, всего 34 ч.)


№ п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Тип урока

Основные вопросы

ЦОР (цифровые образовательные ресурсы);

Наглядные пособия, оборудование

Домашнее задание




Тема 1 "Россия - Родина моя" 5 часов

I триместр

1.




Тема 1 урока:

Мелодия - душа музыки




Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальные средства выразительности. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.

  • Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

  • Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский.

  • Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Презентация "П.И.Чайковский"

Видеозапись симфонии №4 (фрагмент), дирижер Е.Светланов.


Портрет композитора П.Чайковского
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Рабочая тетрадь, стр. 4

2.




Тема 2 урока:

Природа и музыка (романс). Звучащие картины




Комбинированный урок.

Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

  • Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А, Толстого.

  • Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.

  • Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Модуль ФЦИОР "Вокальная музыка. Романс"

Презентация "Романс"

Видеозаписи: М.Глинка "Жаворонок", Н.Римский-Корсаков "Звонче жаворонка пенье"
Репродукции пейзажей русских художников (в электронном виде)
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Рабочая тетрадь, стр. 6-7

Учебник, стр.11, задание 1 (письменно в тетрадь)



3.




Тема 3 урока:

Виват, Россия! (кант)

Наша слава - русская держава.


Комбинированный урок.


Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

  • Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.

  • Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.




Модуль ФЦИОР "Основные жанры профессиональной музыки. Кант, партесный концерт, хоровой концерт"

Презентация "Наша слава - русская держава"

Видеопрезентация "Петровские канты"
Портреты Петра I, А.В.Суворова, М.И.Кутузова (в электронном виде)
Тексты изучаемых песен.
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Рабочая тетрадь, стр. 10-11, 12-13

Учебник, стр. 15, задание 4 (письменно в тетрадь)



4.




Тема 4 урока:

Кантата "Александр Невский"




Урок обобщения и систематизации знаний.


Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата.

Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.



  • Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.




Презентация "Кантата "Александр Невский"

Кинофильм "Александр Невский" (фрагмент)

Видеозапись концертного исполнения кантаты (фрагмент)

Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


"Места в Санкт-Петербурге, связанные с именем Александра Невского" (письменно)

5.




Тема 5 урока:

Опера "Иван Сусанин"




Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».


  • Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.




Презентация "М.И.Глинка. Опера "Иван Сусанин"

Видеозапись оперы "Иван Сусанин" в постановке Большого театра (фрагменты)


Портрет композитора М.И.Глинки.

Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


Рабочая тетрадь, стр. 20-21

Тема 2 "День, полный событий" 4 часа

6.




Тема 6 урока:

Образы природы в музыке. Утро




Урок закрепления нового материала.


Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».

  • Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

  • "Утренняя молитва" П.Чайковский




Видеопрезентация "П.Чайковский. Утро" - проект Гнесинские музыканты.

Видеопрезентация "Э.Григ. Утро"


Портреты композиторов П.Чайковского и Э.Грига.
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Рисунок "Утро"

7.




Тема 7 урока:

Портрет в музыке.

В каждой интонации спрятан человек


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.

  • Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.

  • Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

  • Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.




Презентация "Портрет в музыке"

Видеозаписи:

С.Прокофьев "Болтунья"

С.Прокофьев. Балет "Ромео и Джульетта" (фрагмент)

С.Прокофьев. Балет "Золушка" (фрагмент)
Портрет композитора С.Прокофьева.
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Рабочая тетрадь, стр. 30-31

8.




Тема 8 урока:

В детской




Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.

  • "Детская" М.Мусоргский

  • "Детский альбом" П.Чайковский

Презентация "В детской"

Видеозапись передачи "Абсолютный слух" (фрагмент)


Портреты композиторов М.Мусоргского и П.Чайковского.
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Дифференцированное задание:

1)Рисунок "Обложка вокального цикла "Детская"

2)Рассказ к пьесам "Детского альбома" (письменно)


9.




Тема 9 урока:

Детские образы.

На прогулке. Вечер.


Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.


Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.

  • "Картинки с выставки" М.Мусоргский

  • Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.

  • Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева.




Модуль ФЦИОР "Взаимодействие и взаимопроникновение разных видов искусств. Картинки с выставки"
Карточки с тестовым заданием.
Репродукции рисунков В.Гартмана (в электронном виде)
Портрет композитора М.Мусоргского.
Текст песни "Заход солнца"
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Рабочая тетрадь, стр. 8-9

Учебник, стр.35, задание 2 (письменно)



Тема 3 "О Росси петь - что стремиться в храм" 4 часа

10.




Тема 10 урока:

Радуйся, Мария!

Богородице Дево, радуйся!


Урок изучения и закрепления новых знаний.


Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

  • Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.

  • Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах.

  • Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.




Презентация "Ave Maria"

Видеозаписи:

Дж.Каччини "Ave Maria",

Ф.Шуберт "Ave Maria".

Видеопрезентация "Богородице Дево, радуйся"
Портреты композиторов И.С.Баха и Ф.Шуберта.

Репродукции картин западноевропейских художников, русских икон (в электронном виде)


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.






11.




Тема 11 урока:

Древнейшая песнь материнства




Комбинированный урок.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

  • Тропарь Владимирской иконе Божией Матери.

  • "Мама" В.Гаврилин

  • "Мама" Биксио




Презентация "Женские образы в живописи"

Видеозаписи:

Биксио "Мама"
Тексты изучаемых песен.
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Учебник, стр.45, задание 3 (письменно)

12.




Тема 12 урока:

Вербное воскресенье

Образ праздника в искусстве


Урок изучения и закрепления новых знаний.


Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.

  • Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

  • Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер.

  • Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.




Модуль ФЦИОР "Роль Библии в развитии музыкальной культуры христианского мира". Презентация "Вход Господень в Иерусалим в иконописи и религиозной живописи"
Атрибуты праздника (свеча, верба)
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Учебник, стр. 51, задание 6 (устно)

II триместр

13.




Тема 13 урока:

Святые земли Русской





Комбинированный урок

Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.

  • Величание князю Владимиру и княгине Ольге;

  • Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого

Модуль ФЦИОР "Песенность, напевность как феномен русского народного пения. Искусство распева. Практика"

"Музыка Древней Руси. Знаменный распев. Практика"

Презентация "Крещение Руси"
Текст "Баллада о князе Владимире"
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.






Тема 4 "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!" 3 часа

14.




Тема 14 урока:

Настрою гусли на старинный лад... (былины)

Былина о Садко и Морском царе


Комбинированный урок.


Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Былины.

  • Былина о Добрыне Никитиче. Обработка. Н. А. Римского-Корсакова.

  • Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина).

  • Песни Садко; хор «Высота ли, высота». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.




Модуль ФЦИОР "Защитники Отечества в русском народном эпосе. Практика" Видеопрезентация "Былины"

Видеозапись оперы Н.Римского-Корсакова "Садко" в постановке Большого театра (фрагменты)


Портрет композитора Н.Римского-Корсакова
Детские музыкальные инструменты.
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Рабочая тетрадь, стр. 14-15



15.




Тема 15 урока:

Певцы русской старины. Баян, Садко, Лель




Комбинированный урок.


Музыкальный и поэтический фольклор России.

Народная и профессиональная музыка.

Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).


  • Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.

  • Песни Садко из оперы "Садко" Н.Римского-Корсакова

  • Песни Леля из оперы "Снегурочка" Н.Римского-Корсакова




Видеозаписи:

опера Н.Римского-Корсакова "Садко" в постановке Большого театра (фрагмент)

опера М.Глинки "Руслан и Людмила" в постановке Мариинского театра (фрагмент)

мультфильм-опера "Снегурочка" на музыку Н.Римского-Корсакова (фрагмент)


Портреты композиторов М.Глинки и Н.Римского-Корсакова.
Детские музыкальные инструменты.
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Рабочая тетрадь, стр. 16-17

16.




Тема 16 урока:

Звучащие картины. Прощание с масленицей




Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.


Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.

  • Третья песня Леля; хор «Проводы Масленицы». Из пролога к опере «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

  • Веснянки. Русские, украинские народные песни.




Модуль ФЦИОР "Н.А.Римский-Корсаков и его произведения. Практическое занятие"

Видеозапись "Пляска скоморохов" в исполнении ансамбля им. И.Моисеева


Карточки с тестовым заданием.
Детские музыкальные инструменты.
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.






Тема 5 "В музыкальном театре" 6 часов

17.




Тема 17 урока:

Опера "Руслан и Людмила"




Урок изучения и закрепления новых знаний.


Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса.

Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».



  • Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.




Модуль ФЦИОР "Вариации. Рондо"

Презентация "Руслан и Людмила"

Видеозапись оперы М.Глинки "Руслан и Людмила" в постановке Мариинского театра (фрагменты)
Портрет композитора М.Глинки.
Схема формы Рондо.
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Выучить музыкальные термины (баритон, бас, сопрано, меццо-сопрано, каватина, рондо, увертюра)
Миф об Орфее (прочитать)

18.




Тема 18 урока:

Опера "Орфей и Эвридика"




Урок обобщения и систематизации знаний.


Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».

  • Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.

Презентация "Миф об Орфее"
Мифы Древней Греции.
Портрет композитора

К.-В.Глюка


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Иллюстрация к сцене из оперы

19.




Тема 19 урока:

Опера "Снегурочка".

Волшебное дитя природы.


Комбинированный урок.

Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. . Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».

  • Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.




Модуль ФЦИОР "Оперы Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка" и "Сказка о царе Салтане"

Презентация "Весенняя опера-сказка"

Видеозапись мультфильма-оперы "Снегурочка" (фрагменты)
Эскизы костюмов и декораций к опере "Снегурочка" В.Васнецова.
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Учебник стр. 82, задание 4 (письменно)
Рисунок "Эскиз костюма героя оперы"

20.




Тема 20 урока:

"Океан - море синее"




Комбинированный урок.


Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.

  • Океан — море синее. Вступление к опере «Садко». И. Римский-Корсаков.




Слайд-шоу "Образ моря в живописи Айвазовского"
Схема терхчастной формы.
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Рабочая тетрадь, стр. 28-29
Ш.Перро "Спящая красавица" (читать)

21.




Тема 21 урока:

Балет "Спящая красавица"




Комбинированный урок.


Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

  • Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.




Модуль ФЦОИР "Балет П.И.Чайковского "Спящая красавица" 1889)

Видеозапись балета П.Чайковского "Спящая красавица" в постановке театра Ковент Гарден


Портрет композитора П.Чайковского.
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Рабочая тетрадь, стр. 18-19

22.




Тема 22 урока:

В современных ритмах. Мюзикл





Урок изучения и закрепления новых знаний.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.

  • Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.

  • Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.




Презентация "Мюзикл"

Видеозапись фильма "Звуки музыки" (фрагмент)

Видеозапись мультфильма-мюзикла "Волк и семеро козлят на новый лад"
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Рабочая тетрадь, стр. 6-7

Тема 6 "В концертном зале" 7 часов

23.




Тема 23 урока:

Музыкальное состязание. Концерт




Комбинированный урок.


Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.

  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский.

  • «Веснянка»-укр. народная песня.




Презентация "Концерт"
Портрет композитора П.Чайковского.
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Учебник, стр.95, задание 3 (письменно)

III триместр

24.




Тема 24 урока:

Музыкальные инструменты (флейта).

Звучащие картины


Комбинированный урок.


Музыкальные инструменты.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности флейты.



  • Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк.

  • Волшебный смычок, норвежская народная песня;

  • Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.




Модуль ФЦИОР "Характеристика отдельных инструментов. Деревянные духовые инструменты"

Видеозаписи:

И-С Бах "Шутка"

С.Прокофьев "Петя и волк" (тема Птички)

Военный оркестр

Слайд-шоу "Музыкальные инструменты на картинах художников"


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Учебник, стр. 97, задание 3 (письменно)
Презентация "Звучащие картины" (по желанию)

25.




Тема 25 урока:

Музыкальные инструменты (скрипка)




Урок обобщения и систематизации знаний.


Музыкальные инструменты.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.



  • «Волшебный смычок» - норвежская народная песня

  • Мелодия. П. Чайковский.

  • Каприс № 24. Н. Паганини.




Модуль ФЦИОР "Характеристика отдельных инструментов. Струнно-смычковые инструменты"

Модуль ФЦИОР "Выразительные возможности различных инструментов. Практическое занятие"

Видеопрезентация "Душа скрипки"
Текст песни
"Волшебный смычок"
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Учебник, стр.101, задание 2 (письменно)
Карточка "Паспорт скрипки".

26.




Тема 26 урока:

Сюита "Пер Гюнт"

Странствия Пера Гюнта



Урок изучения и закрепления новых знаний

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».

  • Пер Гюнт; Сюита № 1 (фрагменты);

  • Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.




Презентация "Сюита "Пер Гюнт"

Видеопутешествие в Норвегию

Видеозапись выступления фигуристов "В пещере горного короля" ("Ледниковый период")
Карточка "Рассказ о Пер Гюнте"

Портрет композитора Э.Грига.


Схема вариационной формы.
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Карточка " Рассказ о Пер Гюнте"

27.




Тема 27 урока:

Сюита "Пер Гюнт"

Севера песня родная


Урок обобщения и систематизации знаний.


Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».

  • Пер Гюнт; Сюита № 1 (фрагменты);

  • Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.




Презентация "Сюита "Пер Гюнт"

Видеозапись сюиты "Пер Гюнт" (фрагменты)


Карточки тестового задания.
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран






28.




Тема 28 урока:

"Героическая"

Призыв к мужеству.


Урок обобщения и систематизации знаний.


Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

  • Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.




Видеозапись "Бетховен" - телепроект "Энциклопедия"
Портрет композитора

Л.ван Бетховена.


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Творческая работа "Героическая симфония" (рисунок, коллаж, поделка)

29.




Тема 29 урока:

Мир Бетховена




Комбинированный урок.


Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.

  • Соната № 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л. Бетховен.

  • Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен.

  • Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.




Модуль ФЦИОР "Бетховен. Зрелые годы"

Модуль ФЦИОР "Жизнь и творчество Бетховена. Практическое занятие"

Видеозапись кинофильма "Бессмертная возлюбленная" (фрагмент)
Портрет композитора

Л.ван Бетховена.


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Сообщение "Людвиг ван Бетховен" (письменно)

Тема 7 "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье..." 5 часов

30.




Тема 30 урока:

Чудо - музыка.

Острый ритм - джаза звуки.


Урок изучения и закрепления новых знаний.


Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель.

Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.



  • Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова;

  • Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

  • "Мы дружим с музыкой" Й.Гайдн

  • "Чудо-музыка" Д.Кабалевский

  • "Всюду музыка живет" Я.Дубравин

Модуль ФЦИОР "Джаз. Д.Эллигтон, Э.Фитцджеральд, М.Дэвис"

Презентация "Джаз"

Видеозаписи:

"Когда святые маршируют" - Л.Армстронг

Архивные записи - играет Дж.Гершвин

"Summer time" - Э.Фитцджеральд


Тексты изучаемых песен.
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Учебник, стр. 119, задание 4 (письменно)

31.




Тема 31 урока:

Мир Прокофьева




Урок закрепления знаний.


Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.

  • Шествие солнца. С. Прокофьев.

  • Мелодия. П. Чайковский.

Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»;

Модуль ФЦИОР "Творчество С.С.Прокофьева"
Портрет композитора С.Прокофьева.
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Рабочая тетрадь, стр. 24-25, 22-23

32.




Тема 32 урока:

Певцы родной природы.

Образы природы в творчестве Э.Грига, П.Чайковского, Г.Свиридова.


Комбинированный урок.


Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.

  • Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

  • Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

  • Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.

  • Запевка. Т. Свиридов, стихи И. Северянина.




Модуль ФЦИОР "Образы природы в музыке П.Чайковского, С Рахманинова"

Видеопрезентация "Пейзаж"


Портреты композиторов Э.Грига, П.Чайковского, Г.Свиридова.
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.



Рабочая тетрадь, стр.26-27

33.




Тема 33 урока:

Прославим радость на земле




Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся


Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.

  • Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.




Модуль ФЦИОР "Певческие голоса. Практическое занятие", "Певческие голоса. Тест"

"Произведения В-А Моцарта. Практика"


Видеопутешествие в Австрию.
Портрет композитора В.-А.Моцарта.
Текст канона "Слава солнцу, слава миру"
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.






34.




Тема 34 урока:

Радость к Солнцу нас зовет.

Обобщающий урок.


Комбинированный урок.


Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.

  • Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой

  • Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт.

  • Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен.

  • Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского;

Видеозаписи:

"Гендель и гимн УЕФА"

"Бетховен и гимн Евросоюза" (фрагменты передачи "Абсолютный слух")
Тексты изучаемых песен.
Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.







Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.

  • Обогащение первоначальных представлений о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;

  • Накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);

  • Выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным по сравнению с предыдущими годами обучения миром музыкальных образов;

  • Совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор - исполнитель - слушатель);

  • Развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;

  • Совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков "свободного дирижирования";

  • Освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;

  • Развитие ассоциативно-образного мышления и творческих способностей учащихся;

  • Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.


Критерии и нормы оценки знаний
По пятибалльной системе оценки знаний оценивается:

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.



Также оцениваются следующие виды деятельности учащихся:

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

4.Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

7.Ведение тетради по музыке.

8.Проектная деятельность.

Баллы

Уровни усвоения учебного материала

Слушание музыки

Хоровое пение

"5" - отлично

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.


"4" - хорошо

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.


"3" - удовлетворительно

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.


"2" - неудовлетворительно

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

-исполнение неуверенное, фальшивое.



Список научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Музыка. 3 класс» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной на основе Программы "Музыка. Начальная школа", авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина (М., Просвещение, 2011).




  • «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2004г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс», М., Просвещение, 2001г.

  • Фонохрестоматия для 3 класса СD (mp 3), М., Просвещение, 2012 г.

  • Учебник «Музыка 3 класс», М., Просвещение, 2012г.

  • Рабочая тетрадь "Музыка. 3 класс", М., Просвещение, 2012г.


Список научно-методической литературы.


  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., Просвещение, 1983.-112с.

  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.

  3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М., Владос, 2002.-336с.

  4. Ананьева И.И., Евтух Е.В. Интерактивная доска как новый инструментарий учителя музыки: методические рекомендации. – СПб АППО, 2010.-100с.

  5. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях.- М., Академия, 2002.-416с.

  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.). - М., «Просвещение» (Акад. пед. наук СССР)., 1968. - 464 с.

  7. Булучевский Ю. Краткий музыкальный словарь для учащихся.- Ленинград, Музыка, 1989.-144с.

  8. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. - М., Современник, 1999.-286с.

  9. Великович Э.И. Великие музыкальные имена.- Композитор, Санкт-Петербург, 1997.-189с.

  10. Веселые уроки музыки /составитель З.Н. Бугаева/. - М., Аст, 2002.-383с.

  11. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. — СПб.: Речь, 2006. - 458 с.

  12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

  13. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии. – Интернет-ресурс http://www.ipras.ru

  14. Григорович В.Б. Великие музыканты Западной Европы.- М., Просвещение, 1982.-224с.

  15. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки.- М., Академия,1999.-320с.

  16. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: «Просвещение», 2009. - 24 с.

  17. Детская музыкальная энциклопедия "Музыка".- М., Астрель АСТ, 2003.-449с.

  18. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко. Методика музыкального воспитания в школе.- М., Академия, 2000.-240с.

  19. Евтух Е. В. Интернет-ресурсы для учителя музыки: Методическая рекомендация. - Электронный ресурс. -7с.

  20. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.

  21. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно–методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2011.-160с.

  22. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Глобус, 2008.- 176с

  23. Информационные технологии в образовании. – Интернет-ресурс http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm

  24. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке.- М., Детская литература, 1972. -224с.

  25. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М., Просвещение, 1989.-192с.

  26. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М., Просвещение, 1989.-191с.

  27. Кленов А. Там, где музыка живет.- М., Педагогика, 1986.-152с.

  28. Левашова Г.Я. Музыка и музыканты.- Ленинград, Детская литература, 1969.-269с.

  29. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Смысл, Академия, 2005. — 352 с.

  30. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

  31. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. - М., Советский композитор, 1984. - 258с.

  32. Музыкальное воспитание в школе./сборники статей под ред. Апраксиной О.А/,- выпуск №9,17.

  33. Музыкальное образование в школе./ под ред., Л.В.Школяр/,- М., Академия, 2001г.

  34. Никитина Л.Д. История русской музыки.Популярные лекции для студентов. М.: Издат. центр «Академия»,1999. -272с.

  35. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников.- М.,Академия, 2001. - 368с.

  36. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. В мире музыки. М., Музыка, 1999.- 200с.

  37. Петрушин В.И. Слушай, пой, играй.- М., Просвещение, 2000.-272с.

  38. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 454 с. — (Стандарты второго поколения).

  39. Платонов К.К. Структура и развитие личности./Отв. ред.: Глоточкин А.Д. - М.: Наука, 1986. - 256 c.

  40. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.

  41. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе.- М.,Владос,2003.-320с.

  42. Ригина Г.С. Музыка. Книга для учителя.- М., Учебная литература,2005.-224с.

  43. Самин Д.К. Сто великих композиторов. - М.,Вече, 2000.- 623с.

  44. Сборник "Музыка и поэзия"./автор-составитель Домнина Е.Н/.-Санкт-Петербург, 2004 г.

  45. Сиротина Т. Музыкальная азбука.-М., Музыка, 2004.-95с.

  46. Смолина Е.А. Современный урок музыки.-Ярославль, Академия развития, 2006.-128с.

  47. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.-256 с.

  48. Сборник нормативных документов "Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. Часть 2", М. Просвещение, 2009

  49. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020».Санкт-Петербург. 2010. – 63с.

  50. Теория и методика музыкального образования детей. под ред. Л.В.Школяр, - М., Флинта, Наука, 1998.- 330с.

  51. Ткачева Е.Е. Его величество театр (Учебно-методический комплект)- Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2006.

  52. Ткачева Е.Е. Музыкальный вернисаж (Учебно-методический комплект).- Санкт-Петербург, Издательский дом "Книжный мир", 2004.

  53. Ткачева Е.Е. По главной улице с оркестром (Учебно-методический комплект).- Санкт-Петербург, СпецЛит, 2001.

  54. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании./редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999.-296с.

  55. Учебно-методический комплекс «Музыка. Начальная школа»: программы для общеобразовательных учреждений /Сергеева Г.П., Критская Е.Д. – М. «Просвещение»,2012.

  56. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические соч., т. 1–2, М., 1974.- 401 с.

  57. Финкельштейн Э.И. "Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями", СПБ. Композитор, 2010.-120с.

  58. Халабузарь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002.-224с.

  59. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993.-240с.

  60. Энциклопедия для детей Аванта+, Том 7 Искусство, Часть 3 Музыка. Театр. Кино., М., Аванта+, 2003.-688с.

  61. Энциклопедия популярной музыки, сост. Бондаренко В.В., Дроздов Ю.В., Минск, Экономпресс, 2002.-480с.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009 [Электронный  ресурс]. – М.: ООО «Нью Медиа Дисенерейшн», 2009. – Электр. оптич. диск (3 CD- ROM). – Сист. треб.: I ВМ РС; МS Windows 2000/хр/ Vista, процессор CELERON 600, 128 Мб ОЗУ  CD- ROM, SVGA – карта (1024х768, 65536 цветов). – Лицензия МПТР РФ серия ВАФ №77-15 от 21.09.2007 г. 



MULTIMEDIA – поддержка предмета


  1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/

  2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

  3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

  4. EOMI (коллекция музыкальных инструментов) - http://eomi.ws/

  5. Виртуальный музей музыкальных инструментов - http://www.music-instrument.ru/ 

  6. Интернет - ресурс "Русские инструменты" - http://folkinst.narod.ru/

  7. Сайт "Классическая музыка online" - http://classic-online.ru/

  8. Интернет - коллекция произведений изобразительного искусства Google Art Project - http://www.googleartproject.com/ru/collections/

  9. Сайт "Детям о музыке" - http://www.muz-urok.ru/index.htm

  10. Сайт "Классическая музыка" - http://classic.chubrik.ru/

  11. Проект главного информационно-вычислительного центра Минкультуры "Культура Онлайн" - http://www.cultureonline.ru/

  12. Интернет - ресурс "Мировая картинная галерея" - http://www.wga.hu/

  13. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

  14. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

  15. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

  16. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

  17. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

  18. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

  19. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

  20. "Уроки музыки с дирижером Скрипкиным". Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

  21. Интерактивная музыкальная игра "Щелкунчик"(CD ROM) М., ЗАО "Новый диск", 2010.

  22. Интерактивная музыкальная игра "Музаик" (CD ROM) М., Alawar, 2009.

  23. Интерактивная музыкальная игра "Алиса и Времена года" (CD ROM), М., МедиаХаус, 2005.

  24. Интерактивная музыкальная игра "Карнавал животных" (CD ROM) М., ЗАО "Новый диск", 2003.

  25. Интерактивная музыкальная игра "Волшебная флейта" (CD ROM) М., ЗАО "Новый диск", 2004.

  26. Программа набора и редактирования нотного текста "Нотограф" (CD ROM) М., ООО "Медиа Арт Паблишер", 2008.

  27. Авторские материалы (презентации, видео материалы) учителя музыки Яблонской Л.В.



Компьютерное программное обеспечение

  1. Операционная система Windows XP/ 7

  2. Офисный пакет программ Microsoft Office

  3. Программа чтения файлов формата PDF Adobe Reader

  4. Аудиоредактор Audacity

  5. Видеоредактор Windows Movie Maker/ Windows Life

  6. Видео и аудио конвертер Xilisoft

  7. Графический редактор Adobe Photoshop

  8. OMS плеер




<< предыдущая страница