Похожие работы
|
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная - страница №2/2
Календарно-тематическое планирование
Музыка. 3 класс.
(1 час в неделю, всего 34 ч.)
|
№ п/п
|
Дата
|
Наименование разделов и тем
|
Тип урока
|
Основные вопросы
|
ЦОР (цифровые образовательные ресурсы);
Наглядные пособия, оборудование
|
Домашнее задание
|
|
Тема 1 "Россия - Родина моя" 5 часов
|
I триместр
|
1.
|
|
Тема 1 урока:
Мелодия - душа музыки
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальные средства выразительности. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.
-
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
-
Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский.
-
Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.
|
Презентация "П.И.Чайковский"
Видеозапись симфонии №4 (фрагмент), дирижер Е.Светланов.
Портрет композитора П.Чайковского
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Рабочая тетрадь, стр. 4
|
2.
|
|
Тема 2 урока:
Природа и музыка (романс). Звучащие картины
|
Комбинированный урок.
|
Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.
-
Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А, Толстого.
-
Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.
-
Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
|
Модуль ФЦИОР "Вокальная музыка. Романс"
Презентация "Романс"
Видеозаписи: М.Глинка "Жаворонок", Н.Римский-Корсаков "Звонче жаворонка пенье"
Репродукции пейзажей русских художников (в электронном виде)
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Рабочая тетрадь, стр. 6-7
Учебник, стр.11, задание 1 (письменно в тетрадь)
|
3.
|
|
Тема 3 урока:
Виват, Россия! (кант)
Наша слава - русская держава.
|
Комбинированный урок.
|
Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
-
Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.
-
Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.
|
Модуль ФЦИОР "Основные жанры профессиональной музыки. Кант, партесный концерт, хоровой концерт"
Презентация "Наша слава - русская держава"
Видеопрезентация "Петровские канты"
Портреты Петра I, А.В.Суворова, М.И.Кутузова (в электронном виде)
Тексты изучаемых песен.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Рабочая тетрадь, стр. 10-11, 12-13
Учебник, стр. 15, задание 4 (письменно в тетрадь)
|
4.
|
|
Тема 4 урока:
Кантата "Александр Невский"
|
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата.
Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
-
Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.
|
Презентация "Кантата "Александр Невский"
Кинофильм "Александр Невский" (фрагмент)
Видеозапись концертного исполнения кантаты (фрагмент)
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
"Места в Санкт-Петербурге, связанные с именем Александра Невского" (письменно)
|
5.
|
|
Тема 5 урока:
Опера "Иван Сусанин"
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».
-
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
|
Презентация "М.И.Глинка. Опера "Иван Сусанин"
Видеозапись оперы "Иван Сусанин" в постановке Большого театра (фрагменты)
Портрет композитора М.И.Глинки.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Рабочая тетрадь, стр. 20-21
|
Тема 2 "День, полный событий" 4 часа
|
6.
|
|
Тема 6 урока:
Образы природы в музыке. Утро
|
Урок закрепления нового материала.
|
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».
-
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
-
"Утренняя молитва" П.Чайковский
|
Видеопрезентация "П.Чайковский. Утро" - проект Гнесинские музыканты.
Видеопрезентация "Э.Григ. Утро"
Портреты композиторов П.Чайковского и Э.Грига.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Рисунок "Утро"
|
7.
|
|
Тема 7 урока:
Портрет в музыке.
В каждой интонации спрятан человек
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
|
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.
-
Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.
-
Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
-
Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.
|
Презентация "Портрет в музыке"
Видеозаписи:
С.Прокофьев "Болтунья"
С.Прокофьев. Балет "Ромео и Джульетта" (фрагмент)
С.Прокофьев. Балет "Золушка" (фрагмент)
Портрет композитора С.Прокофьева.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Рабочая тетрадь, стр. 30-31
|
8.
|
|
Тема 8 урока:
В детской
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.
-
"Детская" М.Мусоргский
-
"Детский альбом" П.Чайковский
|
Презентация "В детской"
Видеозапись передачи "Абсолютный слух" (фрагмент)
Портреты композиторов М.Мусоргского и П.Чайковского.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Дифференцированное задание:
1)Рисунок "Обложка вокального цикла "Детская"
2)Рассказ к пьесам "Детского альбома" (письменно)
|
9.
|
|
Тема 9 урока:
Детские образы.
На прогулке. Вечер.
|
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
|
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.
-
"Картинки с выставки" М.Мусоргский
-
Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.
-
Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева.
|
Модуль ФЦИОР "Взаимодействие и взаимопроникновение разных видов искусств. Картинки с выставки"
Карточки с тестовым заданием.
Репродукции рисунков В.Гартмана (в электронном виде)
Портрет композитора М.Мусоргского.
Текст песни "Заход солнца"
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Рабочая тетрадь, стр. 8-9
Учебник, стр.35, задание 2 (письменно)
|
Тема 3 "О Росси петь - что стремиться в храм" 4 часа
|
10.
|
|
Тема 10 урока:
Радуйся, Мария!
Богородице Дево, радуйся!
|
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
-
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.
-
Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах.
-
Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
|
Презентация "Ave Maria"
Видеозаписи:
Дж.Каччини "Ave Maria",
Ф.Шуберт "Ave Maria".
Видеопрезентация "Богородице Дево, радуйся"
Портреты композиторов И.С.Баха и Ф.Шуберта.
Репродукции картин западноевропейских художников, русских икон (в электронном виде)
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
|
11.
|
|
Тема 11 урока:
Древнейшая песнь материнства
|
Комбинированный урок.
|
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
-
Тропарь Владимирской иконе Божией Матери.
-
"Мама" В.Гаврилин
-
"Мама" Биксио
|
Презентация "Женские образы в живописи"
Видеозаписи:
Биксио "Мама"
Тексты изучаемых песен.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Учебник, стр.45, задание 3 (письменно)
|
12.
|
|
Тема 12 урока:
Вербное воскресенье
Образ праздника в искусстве
|
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.
-
Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
-
Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер.
-
Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.
|
Модуль ФЦИОР "Роль Библии в развитии музыкальной культуры христианского мира". Презентация "Вход Господень в Иерусалим в иконописи и религиозной живописи"
Атрибуты праздника (свеча, верба)
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Учебник, стр. 51, задание 6 (устно)
|
II триместр
|
13.
|
|
Тема 13 урока:
Святые земли Русской
|
Комбинированный урок
|
Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.
-
Величание князю Владимиру и княгине Ольге;
-
Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого
|
Модуль ФЦИОР "Песенность, напевность как феномен русского народного пения. Искусство распева. Практика"
"Музыка Древней Руси. Знаменный распев. Практика"
Презентация "Крещение Руси"
Текст "Баллада о князе Владимире"
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
|
Тема 4 "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!" 3 часа
|
14.
|
|
Тема 14 урока:
Настрою гусли на старинный лад... (былины)
Былина о Садко и Морском царе
|
Комбинированный урок.
|
Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Былины.
-
Былина о Добрыне Никитиче. Обработка. Н. А. Римского-Корсакова.
-
Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина).
-
Песни Садко; хор «Высота ли, высота». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
|
Модуль ФЦИОР "Защитники Отечества в русском народном эпосе. Практика" Видеопрезентация "Былины"
Видеозапись оперы Н.Римского-Корсакова "Садко" в постановке Большого театра (фрагменты)
Портрет композитора Н.Римского-Корсакова
Детские музыкальные инструменты.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Рабочая тетрадь, стр. 14-15
|
15.
|
|
Тема 15 урока:
Певцы русской старины. Баян, Садко, Лель
|
Комбинированный урок.
|
Музыкальный и поэтический фольклор России.
Народная и профессиональная музыка.
Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).
-
Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
-
Песни Садко из оперы "Садко" Н.Римского-Корсакова
-
Песни Леля из оперы "Снегурочка" Н.Римского-Корсакова
|
Видеозаписи:
опера Н.Римского-Корсакова "Садко" в постановке Большого театра (фрагмент)
опера М.Глинки "Руслан и Людмила" в постановке Мариинского театра (фрагмент)
мультфильм-опера "Снегурочка" на музыку Н.Римского-Корсакова (фрагмент)
Портреты композиторов М.Глинки и Н.Римского-Корсакова.
Детские музыкальные инструменты.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Рабочая тетрадь, стр. 16-17
|
16.
|
|
Тема 16 урока:
Звучащие картины. Прощание с масленицей
|
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
|
Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.
-
Третья песня Леля; хор «Проводы Масленицы». Из пролога к опере «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
-
Веснянки. Русские, украинские народные песни.
|
Модуль ФЦИОР "Н.А.Римский-Корсаков и его произведения. Практическое занятие"
Видеозапись "Пляска скоморохов" в исполнении ансамбля им. И.Моисеева
Карточки с тестовым заданием.
Детские музыкальные инструменты.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
|
Тема 5 "В музыкальном театре" 6 часов
|
17.
|
|
Тема 17 урока:
Опера "Руслан и Людмила"
|
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса.
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».
-
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
|
Модуль ФЦИОР "Вариации. Рондо"
Презентация "Руслан и Людмила"
Видеозапись оперы М.Глинки "Руслан и Людмила" в постановке Мариинского театра (фрагменты)
Портрет композитора М.Глинки.
Схема формы Рондо.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Выучить музыкальные термины (баритон, бас, сопрано, меццо-сопрано, каватина, рондо, увертюра)
Миф об Орфее (прочитать)
|
18.
|
|
Тема 18 урока:
Опера "Орфей и Эвридика"
|
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».
-
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.
|
Презентация "Миф об Орфее"
Мифы Древней Греции.
Портрет композитора
К.-В.Глюка
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Иллюстрация к сцене из оперы
|
19.
|
|
Тема 19 урока:
Опера "Снегурочка".
Волшебное дитя природы.
|
Комбинированный урок.
|
Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. . Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».
-
Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
|
Модуль ФЦИОР "Оперы Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка" и "Сказка о царе Салтане"
Презентация "Весенняя опера-сказка"
Видеозапись мультфильма-оперы "Снегурочка" (фрагменты)
Эскизы костюмов и декораций к опере "Снегурочка" В.Васнецова.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Учебник стр. 82, задание 4 (письменно)
Рисунок "Эскиз костюма героя оперы"
|
20.
|
|
Тема 20 урока:
"Океан - море синее"
|
Комбинированный урок.
|
Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.
-
Океан — море синее. Вступление к опере «Садко». И. Римский-Корсаков.
|
Слайд-шоу "Образ моря в живописи Айвазовского"
Схема терхчастной формы.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Рабочая тетрадь, стр. 28-29
Ш.Перро "Спящая красавица" (читать)
|
21.
|
|
Тема 21 урока:
Балет "Спящая красавица"
|
Комбинированный урок.
|
Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
-
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
|
Модуль ФЦОИР "Балет П.И.Чайковского "Спящая красавица" 1889)
Видеозапись балета П.Чайковского "Спящая красавица" в постановке театра Ковент Гарден
Портрет композитора П.Чайковского.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Рабочая тетрадь, стр. 18-19
|
22.
|
|
Тема 22 урока:
В современных ритмах. Мюзикл
|
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.
-
Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.
-
Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.
|
Презентация "Мюзикл"
Видеозапись фильма "Звуки музыки" (фрагмент)
Видеозапись мультфильма-мюзикла "Волк и семеро козлят на новый лад"
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Рабочая тетрадь, стр. 6-7
|
Тема 6 "В концертном зале" 7 часов
|
23.
|
|
Тема 23 урока:
Музыкальное состязание. Концерт
|
Комбинированный урок.
|
Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.
-
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский.
-
«Веснянка»-укр. народная песня.
|
Презентация "Концерт"
Портрет композитора П.Чайковского.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Учебник, стр.95, задание 3 (письменно)
|
III триместр
|
24.
|
|
Тема 24 урока:
Музыкальные инструменты (флейта).
Звучащие картины
|
Комбинированный урок.
|
Музыкальные инструменты.
Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности флейты.
-
Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк.
-
Волшебный смычок, норвежская народная песня;
-
Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.
|
Модуль ФЦИОР "Характеристика отдельных инструментов. Деревянные духовые инструменты"
Видеозаписи:
И-С Бах "Шутка"
С.Прокофьев "Петя и волк" (тема Птички)
Военный оркестр
Слайд-шоу "Музыкальные инструменты на картинах художников"
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Учебник, стр. 97, задание 3 (письменно)
Презентация "Звучащие картины" (по желанию)
|
25.
|
|
Тема 25 урока:
Музыкальные инструменты (скрипка)
|
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Музыкальные инструменты.
Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.
-
«Волшебный смычок» - норвежская народная песня
-
Мелодия. П. Чайковский.
-
Каприс № 24. Н. Паганини.
|
Модуль ФЦИОР "Характеристика отдельных инструментов. Струнно-смычковые инструменты"
Модуль ФЦИОР "Выразительные возможности различных инструментов. Практическое занятие"
Видеопрезентация "Душа скрипки"
Текст песни
"Волшебный смычок"
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Учебник, стр.101, задание 2 (письменно)
Карточка "Паспорт скрипки".
|
26.
|
|
Тема 26 урока:
Сюита "Пер Гюнт"
Странствия Пера Гюнта
|
Урок изучения и закрепления новых знаний
|
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».
-
Пер Гюнт; Сюита № 1 (фрагменты);
-
Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.
|
Презентация "Сюита "Пер Гюнт"
Видеопутешествие в Норвегию
Видеозапись выступления фигуристов "В пещере горного короля" ("Ледниковый период")
Карточка "Рассказ о Пер Гюнте"
Портрет композитора Э.Грига.
Схема вариационной формы.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Карточка " Рассказ о Пер Гюнте"
|
27.
|
|
Тема 27 урока:
Сюита "Пер Гюнт"
Севера песня родная
|
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».
-
Пер Гюнт; Сюита № 1 (фрагменты);
-
Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.
|
Презентация "Сюита "Пер Гюнт"
Видеозапись сюиты "Пер Гюнт" (фрагменты)
Карточки тестового задания.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран
|
|
28.
|
|
Тема 28 урока:
"Героическая"
Призыв к мужеству.
|
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
-
Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.
|
Видеозапись "Бетховен" - телепроект "Энциклопедия"
Портрет композитора
Л.ван Бетховена.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Творческая работа "Героическая симфония" (рисунок, коллаж, поделка)
|
29.
|
|
Тема 29 урока:
Мир Бетховена
|
Комбинированный урок.
|
Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.
-
Соната № 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л. Бетховен.
-
Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен.
-
Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.
|
Модуль ФЦИОР "Бетховен. Зрелые годы"
Модуль ФЦИОР "Жизнь и творчество Бетховена. Практическое занятие"
Видеозапись кинофильма "Бессмертная возлюбленная" (фрагмент)
Портрет композитора
Л.ван Бетховена.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Сообщение "Людвиг ван Бетховен" (письменно)
|
Тема 7 "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье..." 5 часов
|
30.
|
|
Тема 30 урока:
Чудо - музыка.
Острый ритм - джаза звуки.
|
Урок изучения и закрепления новых знаний.
|
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель.
Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.
-
Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова;
-
Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
-
"Мы дружим с музыкой" Й.Гайдн
-
"Чудо-музыка" Д.Кабалевский
-
"Всюду музыка живет" Я.Дубравин
|
Модуль ФЦИОР "Джаз. Д.Эллигтон, Э.Фитцджеральд, М.Дэвис"
Презентация "Джаз"
Видеозаписи:
"Когда святые маршируют" - Л.Армстронг
Архивные записи - играет Дж.Гершвин
"Summer time" - Э.Фитцджеральд
Тексты изучаемых песен.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Учебник, стр. 119, задание 4 (письменно)
|
31.
|
|
Тема 31 урока:
Мир Прокофьева
|
Урок закрепления знаний.
|
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.
-
Шествие солнца. С. Прокофьев.
-
Мелодия. П. Чайковский.
Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»;
|
Модуль ФЦИОР "Творчество С.С.Прокофьева"
Портрет композитора С.Прокофьева.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Рабочая тетрадь, стр. 24-25, 22-23
|
32.
|
|
Тема 32 урока:
Певцы родной природы.
Образы природы в творчестве Э.Грига, П.Чайковского, Г.Свиридова.
|
Комбинированный урок.
|
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.
-
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
-
Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
-
Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.
-
Запевка. Т. Свиридов, стихи И. Северянина.
|
Модуль ФЦИОР "Образы природы в музыке П.Чайковского, С Рахманинова"
Видеопрезентация "Пейзаж"
Портреты композиторов Э.Грига, П.Чайковского, Г.Свиридова.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
Рабочая тетрадь, стр.26-27
|
33.
|
|
Тема 33 урока:
Прославим радость на земле
|
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
|
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.
-
Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.
|
Модуль ФЦИОР "Певческие голоса. Практическое занятие", "Певческие голоса. Тест"
"Произведения В-А Моцарта. Практика"
Видеопутешествие в Австрию.
Портрет композитора В.-А.Моцарта.
Текст канона "Слава солнцу, слава миру"
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
|
34.
|
|
Тема 34 урока:
Радость к Солнцу нас зовет.
Обобщающий урок.
|
Комбинированный урок.
|
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.
-
Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой
-
Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт.
-
Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен.
-
Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского;
|
Видеозаписи:
"Гендель и гимн УЕФА"
"Бетховен и гимн Евросоюза" (фрагменты передачи "Абсолютный слух")
Тексты изучаемых песен.
Компьютер,
музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.
-
Обогащение первоначальных представлений о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
-
Накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
-
Выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным по сравнению с предыдущими годами обучения миром музыкальных образов;
-
Совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор - исполнитель - слушатель);
-
Развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
-
Совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков "свободного дирижирования";
-
Освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;
-
Развитие ассоциативно-образного мышления и творческих способностей учащихся;
-
Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Критерии и нормы оценки знаний
По пятибалльной системе оценки знаний оценивается:
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Также оцениваются следующие виды деятельности учащихся:
1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).
2.Кроссворды.
3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.
4.Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)
7.Ведение тетради по музыке.
8.Проектная деятельность.
Баллы
|
Уровни усвоения учебного материала
|
Слушание музыки
|
Хоровое пение
|
"5" - отлично
|
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
|
-знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
|
"4" - хорошо
|
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.
|
-знание мелодической линии и текста песни;
-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
-пение недостаточно выразительное.
|
"3" - удовлетворительно
|
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
|
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
-пение невыразительное.
|
"2" - неудовлетворительно
|
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
|
-исполнение неуверенное, фальшивое.
|
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка. 3 класс» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной на основе Программы "Музыка. Начальная школа", авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина (М., Просвещение, 2011).
-
«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2004г.
-
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс», М., Просвещение, 2001г.
-
Фонохрестоматия для 3 класса СD (mp 3), М., Просвещение, 2012 г.
-
Учебник «Музыка 3 класс», М., Просвещение, 2012г.
-
Рабочая тетрадь "Музыка. 3 класс", М., Просвещение, 2012г.
Список научно-методической литературы.
-
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., Просвещение, 1983.-112с.
-
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
-
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М., Владос, 2002.-336с.
-
Ананьева И.И., Евтух Е.В. Интерактивная доска как новый инструментарий учителя музыки: методические рекомендации. – СПб АППО, 2010.-100с.
-
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях.- М., Академия, 2002.-416с.
-
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.). - М., «Просвещение» (Акад. пед. наук СССР)., 1968. - 464 с.
-
Булучевский Ю. Краткий музыкальный словарь для учащихся.- Ленинград, Музыка, 1989.-144с.
-
Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. - М., Современник, 1999.-286с.
-
Великович Э.И. Великие музыкальные имена.- Композитор, Санкт-Петербург, 1997.-189с.
-
Веселые уроки музыки /составитель З.Н. Бугаева/. - М., Аст, 2002.-383с.
-
Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. — СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
-
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
-
Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии. – Интернет-ресурс http://www.ipras.ru
-
Григорович В.Б. Великие музыканты Западной Европы.- М., Просвещение, 1982.-224с.
-
Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки.- М., Академия,1999.-320с.
-
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: «Просвещение», 2009. - 24 с.
-
Детская музыкальная энциклопедия "Музыка".- М., Астрель АСТ, 2003.-449с.
-
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко. Методика музыкального воспитания в школе.- М., Академия, 2000.-240с.
-
Евтух Е. В. Интернет-ресурсы для учителя музыки: Методическая рекомендация. - Электронный ресурс. -7с.
-
Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
-
Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно–методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2011.-160с.
-
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Глобус, 2008.- 176с
-
Информационные технологии в образовании. – Интернет-ресурс http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm
-
Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке.- М., Детская литература, 1972. -224с.
-
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М., Просвещение, 1989.-192с.
-
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М., Просвещение, 1989.-191с.
-
Кленов А. Там, где музыка живет.- М., Педагогика, 1986.-152с.
-
Левашова Г.Я. Музыка и музыканты.- Ленинград, Детская литература, 1969.-269с.
-
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Смысл, Академия, 2005. — 352 с.
-
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
-
Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. - М., Советский композитор, 1984. - 258с.
-
Музыкальное воспитание в школе./сборники статей под ред. Апраксиной О.А/,- выпуск №9,17.
-
Музыкальное образование в школе./ под ред., Л.В.Школяр/,- М., Академия, 2001г.
-
Никитина Л.Д. История русской музыки.Популярные лекции для студентов. М.: Издат. центр «Академия»,1999. -272с.
-
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников.- М.,Академия, 2001. - 368с.
-
Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. В мире музыки. М., Музыка, 1999.- 200с.
-
Петрушин В.И. Слушай, пой, играй.- М., Просвещение, 2000.-272с.
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 454 с. — (Стандарты второго поколения).
-
Платонов К.К. Структура и развитие личности./Отв. ред.: Глоточкин А.Д. - М.: Наука, 1986. - 256 c.
-
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
-
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе.- М.,Владос,2003.-320с.
-
Ригина Г.С. Музыка. Книга для учителя.- М., Учебная литература,2005.-224с.
-
Самин Д.К. Сто великих композиторов. - М.,Вече, 2000.- 623с.
-
Сборник "Музыка и поэзия"./автор-составитель Домнина Е.Н/.-Санкт-Петербург, 2004 г.
-
Сиротина Т. Музыкальная азбука.-М., Музыка, 2004.-95с.
-
Смолина Е.А. Современный урок музыки.-Ярославль, Академия развития, 2006.-128с.
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.-256 с.
-
Сборник нормативных документов "Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. Часть 2", М. Просвещение, 2009
-
Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020».Санкт-Петербург. 2010. – 63с.
-
Теория и методика музыкального образования детей. под ред. Л.В.Школяр, - М., Флинта, Наука, 1998.- 330с.
-
Ткачева Е.Е. Его величество театр (Учебно-методический комплект)- Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2006.
-
Ткачева Е.Е. Музыкальный вернисаж (Учебно-методический комплект).- Санкт-Петербург, Издательский дом "Книжный мир", 2004.
-
Ткачева Е.Е. По главной улице с оркестром (Учебно-методический комплект).- Санкт-Петербург, СпецЛит, 2001.
-
Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании./редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999.-296с.
-
Учебно-методический комплекс «Музыка. Начальная школа»: программы для общеобразовательных учреждений /Сергеева Г.П., Критская Е.Д. – М. «Просвещение»,2012.
-
Ушинский, К.Д. Избранные педагогические соч., т. 1–2, М., 1974.- 401 с.
-
Финкельштейн Э.И. "Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями", СПБ. Композитор, 2010.-120с.
-
Халабузарь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002.-224с.
-
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993.-240с.
-
Энциклопедия для детей Аванта+, Том 7 Искусство, Часть 3 Музыка. Театр. Кино., М., Аванта+, 2003.-688с.
-
Энциклопедия популярной музыки, сост. Бондаренко В.В., Дроздов Ю.В., Минск, Экономпресс, 2002.-480с.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009 [Электронный ресурс]. – М.: ООО «Нью Медиа Дисенерейшн», 2009. – Электр. оптич. диск (3 CD- ROM). – Сист. треб.: I ВМ РС; МS Windows 2000/хр/ Vista, процессор CELERON 600, 128 Мб ОЗУ CD- ROM, SVGA – карта (1024х768, 65536 цветов). – Лицензия МПТР РФ серия ВАФ №77-15 от 21.09.2007 г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
-
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/
-
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
-
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
-
EOMI (коллекция музыкальных инструментов) - http://eomi.ws/
-
Виртуальный музей музыкальных инструментов - http://www.music-instrument.ru/
-
Интернет - ресурс "Русские инструменты" - http://folkinst.narod.ru/
-
Сайт "Классическая музыка online" - http://classic-online.ru/
-
Интернет - коллекция произведений изобразительного искусства Google Art Project - http://www.googleartproject.com/ru/collections/
-
Сайт "Детям о музыке" - http://www.muz-urok.ru/index.htm
-
Сайт "Классическая музыка" - http://classic.chubrik.ru/
-
Проект главного информационно-вычислительного центра Минкультуры "Культура Онлайн" - http://www.cultureonline.ru/
-
Интернет - ресурс "Мировая картинная галерея" - http://www.wga.hu/
-
Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
-
Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
-
Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
-
Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
-
Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
-
Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
-
Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
-
"Уроки музыки с дирижером Скрипкиным". Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
-
Интерактивная музыкальная игра "Щелкунчик"(CD ROM) М., ЗАО "Новый диск", 2010.
-
Интерактивная музыкальная игра "Музаик" (CD ROM) М., Alawar, 2009.
-
Интерактивная музыкальная игра "Алиса и Времена года" (CD ROM), М., МедиаХаус, 2005.
-
Интерактивная музыкальная игра "Карнавал животных" (CD ROM) М., ЗАО "Новый диск", 2003.
-
Интерактивная музыкальная игра "Волшебная флейта" (CD ROM) М., ЗАО "Новый диск", 2004.
-
Программа набора и редактирования нотного текста "Нотограф" (CD ROM) М., ООО "Медиа Арт Паблишер", 2008.
-
Авторские материалы (презентации, видео материалы) учителя музыки Яблонской Л.В.
Компьютерное программное обеспечение
-
Операционная система Windows XP/ 7
-
Офисный пакет программ Microsoft Office
-
Программа чтения файлов формата PDF Adobe Reader
-
Аудиоредактор Audacity
-
Видеоредактор Windows Movie Maker/ Windows Life
-
Видео и аудио конвертер Xilisoft
-
Графический редактор Adobe Photoshop
-
OMS плеер
<< предыдущая страница
|