Xviii международная научно-практическая конференция для студентов, аспирантов и молодых ученых - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Xviii международная научно-практическая конференция для студентов, аспирантов и молодых - страница №1/29

МОСКОВСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ


XVIII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ:

ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ»

(01.02.2014 г.)

г. Москва – 2013


© Московский научный центр психологии и педагогики
УДК 159

ББК Ю88


ISSN: 0869-2321

Психология и педагогика в современном мире: вызовы и решения:


XVІІІ международная научно-практическая конференция для студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Москва, 01.02.2014г.- М.: Московский научный центр психологии и педагогики.- 190 стр.

Тираж – 300 шт.




УДК 159

ББК Ю88

ISSN: 0869-2321

Издательство не несет ответственности за материалы, опубликованные в сборнике. Все материалы поданы в авторской редакции и отображают персональную позицию участника конференции.




Содердание


ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 4

Чечик А.А. 4

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОВСЕДНЕВНОГО ФАНТАЗИРОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ПОДРОСТКОВ 4

Чикурова Е.И. 6

СТРАТЕГИИ ПРЕДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ У ЛИЦ С РАЗНЫМИ КОГНИТИВНЫМИ СТИЛЯМИ 6

Добрынина Д.А. 9

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ У СОТРУДНИКОВ СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ 9

Германова Е.В. 11

ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ ЖЕНЩИН, РОДИВШИХ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ КАК ФАКТОР ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА 11

Яковлева М.В. 13

ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ЛЕЧЕНИЮ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ 13

Коломийченко Е.В. 14

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВОЕЙ ТЕЛЕСНОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ Я-ОБРАЗА 14

Котельникова Ю.А. 16

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕННЫХ СТРЕМЛЕНИЙ С ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВОЙ И РЕФЛЕКСИВНОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ. 16

Мануйлова О.В. 18

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛА ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 19

Мурчакова О.В. 21

Тимошина Е. И. 21

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21

Оганесян Н.Ю. 23

Риковская В.Б. 23

РАЗВИТИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОГРАММЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» 23

Пахомова А.М. 26

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕРБАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА 26

Полторак А.Н. 28

Ермакова О.М. 28

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА У СТУДЕНТОВ ВУЗА 28

Целяева С.И. 30

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ПОНИМАНИЯ РИСОВАННЫХ СИТУАЦИЙ. 30

Воробьева А.А. 33

СООТНОШЕНИЕ НАСТОЙЧИВОСТИ И ДОБРОСОВЕСТНОСТИ У СТУДЕНТОВ 33

Матыцына В.А. 35

ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТУДЕНЧЕСКОГО ПЕРФЕКЦИОНИЗМА 35



ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ 39

Заец Д.А. 39

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ФСБ РОССИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 39

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ 42

Глухов В.П. 42

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДЕТЕЙ С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 42

Каримова Ф. Р. 44

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ЛЕКОТЕКИ 45

Любавина А.А. 47

ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКО-КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАСТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ЛЕКОТЕКИ 47

Микеладзе Л.И. 49

ПЕРЕЖИВАНИЕ ВРЕМЕНИ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ: КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 49

Шумская Н.А. 52

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 52

Шурыгина Г.С. 54

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И СТРАДАЮЩИХ ОККЛЮЗИВНОЙ ГИДРОЦЕФАЛИЕЙ. 54

Шелковникова Н.И. 57

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО Л.С. ВЫГОТСКОГО В ПСИХОЛОГИИ И ДЕФЕКТОЛОГИИ 57



СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 61

Грива О.В. 61

АТТРАКЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 61

Лотыш А.В. 62

ВЫЗОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 62

Пушкин И. А. 65

ПРОТЕКТОРНАЯ РОЛЬ СЕМЬИ У ЗДОРОВЫХ ЛИЦ ОТДАЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ 65

Воркина К.С. 67

АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ ЯПОНЦЕВ:
«CТАРЕЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО» И ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ 67

ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 70

Платонова А. Е. 70

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ 70

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА 72

Гусакова В. О. 72

ИКОНА В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 72

Ларисова И.А. 75

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ (ВНЕАУДИТОРНАЯ) РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 75

Мокрогуз Е.Д. 77

К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА ОСНОВАМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ 77

Шалягин Р.Е. 78

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» ДЛЯ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 79

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА 81

Полева А.И. 81

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 81

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ 85

Капустина Г.Ю., 85

Петрова Е.В. 85

УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА 85

Савина А.М. 88

Рямова К.А. 88

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВМ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ 88

Грудинина В.В. 92

СОТРУДНИЧЕСТВО С ВУЗОМ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ 92

ФИЛОСОФИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ 95

Смольникова О. А., 95

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 95

Клейносов Д. П. 96

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ОСОЗНАННОСТИ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (АЛКАНЫ)» 96

Поваляева О.Н. 98

В СТАТЬЕ ОСВЕЩАЮТСЯ ВЗГЛЯДЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НА ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ. 98

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ. 101

Тихонова Т.Е. 101

ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ: ЗА И ПРОТИВ 101

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 104

Багаутдинова В.Р. 104

Рямова К.А. 104

ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ 104

БЕГУНОВ-СТАЕРОВ 104

Бикбулатов Р.Р. 106

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 106

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 109

Лукина А.А. 109

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ЦЕНТРА ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 109

ПЕРЕХОД К МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 112

Иксанова Г.Р. 112

ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ И ФУНКЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В РАМКАХ СИСТЕМЫ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ 112

УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ 116

Юркина Л.В. 116

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ: СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ 116

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 118

Грузкова С.Ю. 118

СОСТОЯНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО 118

Губарева Т. А. 119

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА 120

Кострюкова О.Ю. 122

ХОРЕОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСБ РОССИИ 122

Медвидь Т.А. 126

Терешенко Н.В. 126

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 126

Минасян Е. Т. 128

EXPLOITING INTERCULTURAL COMMUNICATION COMPETENCE IN ESP CLASSROOM 128

Попова Е.А. 132

ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 133

Русинова С.А. 135

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ВУЗЕ 135

Звягинцева Е.П. 137

СУБЪЕТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ВЫПУСКНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВУЗОВ 138

Искандарова О. Ю. 140

ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФАСИЛИТАЦИИ. 140

Кузнецов С.В., 143

ПОДГОТОВКА В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ПРИМЕНЕНИЮ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ 143

Роговая Н.А. 145

BUSINESS ENGLISH COURSE TEACHING 145



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 148

Мальцева Д.Д. 148

ОПЕРАТИВНЫЙ ОБРАЗ ДВИЖЕНИЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ 148

Цымбал И.В. 150

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЧТЕНИЮ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ 150

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ




Чечик А.А.


аспирантка факультета психологии

Санкт-Петербургский государственный университет

г. Санкт-Петербург, РФ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОВСЕДНЕВНОГО ФАНТАЗИРОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ПОДРОСТКОВ


Феномен повседневного фантазирования, которому посвящена данная работа, является одним из проявлений общей способности людей к фантазированию, начинающей активно формироваться после полутора лет. Исследования фантазирования в детском возрасте достаточно традиционны для психологии, но специфика фантазийного мира подростков и взрослых изучена намного меньше.

Предметом нашего исследования стало повседневное фантазирование, которое присутствует как важный компонент фантазийной активности в психическом опыте и подростков, и взрослых.

Мы определяем феномен повседневного фантазирования как процесс творческого оперирования образами представлений воображения, направленный на удовлетворение эго-потребностных целей, реализуемых во внутреннем мире личности. Продуктом процесса фантазирования является мысленное представление и мысленное проживание интересующих субъекта ситуаций, благодаря которому у него появляется возможность интеллектуальной и эмоциональной проработки этого материала в соответствии с актуальными личностными задачами [1, c. 25].

В англоязычной психологической литературе существует термин. «daydreaming», к психологическому содержанию которого традиционно относят «образы и размышления, не связанные впрямую с выполняемой задачей» [2, c. 15; 3, c. 367], или «ненаправленные, спонтанно возникающие мысли» [4, c. 32]. Повседневное фантазирование только частично совпадает с понятием «daydreaming», поскольку наши исследования показывают, что люди зачастую занимаются повседневным фантазированием в контексте решаемой задачи, а также оно может быть осознанным и целенаправленным.

Цели исследования: 1) описать основные виды повседневного фантазирования, присутствующие в жизни современных подростков и взрослых людей; 2) выявить возможные различия в фантазийном репертуаре подростков и взрослых, а также мужчин и женщин.

Методы: в данной работе мы опирались на качественную методологию и на сочетание качественных и количественных методов сбора и обработки данных. Были использованы методы многоэтапного глубинного и полуструктурированного интервью, дневники самонаблюдения и составленная в соавторстве с М.В Осориной авторская анкета, позволившая провести электронный опрос целевых групп респондентов. Результаты электронного опроса были обработаны при помощи статистических методов. Для сравнения подростков и взрослых по частоте встречаемости разных типов фантазий, был применен критерий U Манна-Уитни. Аналогичным образом сравнивались по этому параметру мужчины и женщины.

Участниками нашего исследования стало 480 человек в возрасте от 13-ти до 54-х лет. Это были ученики школы № 17 Василеостровского района и Второй cанкт-петербургской гимназии (42 человека), студенты Санкт-Петербургского государственного университета, учащиеся математического, физического, химического и психологического факультетов (199 человек), а также взрослые с высшим образованием, в основном выпускники Санкт-Петербургского государственного университета (239 человек), получившие как гуманитарное, так и техническое образование. Среди них было 331 женщина и 149 мужчин. Все они дали информированное согласие на участие в исследовании.

Результаты эмпирического исследования подтвердили предположение о том, что повседневное фантазирование является широко представленным в психическом опыте и подростков, и взрослых.

Анализ материалов интервью показал, что конкретное содержание фантазий людей крайне многообразно и не может быть основанием для классификации. Поиск такого основания заставил нас обратиться к отногенетическим истокам способности к повседневному фантазированию, которая начинается с практики фантазирования «с опорой на объект» [5, c. 115].

Его суть заключается в том, что ребенок использует в качестве перцептивной опоры для своей фантазии предмет или человека, находящегося в его поле зрения. Например, сидя над тарелкой супа, воображает, что это море с затонувшими кораблями. Материалы интервью показали, что этот тип повседневного фантазирования широко представлен и в опыте взрослых людей. Как и дети, взрослые используют его для развлечения в скучных ситуациях, например, мысленно переделывают интерьер помещения, в котором находятся. Анализ фантазийных образов «с опорой на объект» явился толчком к тому, чтобы выбрать основанием для классификации видов фантазирования тип «опоры», которую использует личность. Полученный материал позволил выделить четыре основных вида фантазирования: 1) с опорой на объект, 2) с опорой на текст (книгу, кинофильм, картину, музыкальное произведение), 3) с опорой на ситуацию (из прошлого, настоящего или будущего), 4) с опорой на внутреннюю задачу. Пункты 1) – 3) - это виды фантазирования, опорой и триггерами для которого являются события внешнего мира. Только фантазирование с опорой на внутреннюю задачу имеет своим основным источником психический мир личности. Итак, фантазирование намного теснее связано с реальностью, чем это может исходно показаться, и базируется на реальных жизненных впечатлениях, иногда до неузнаваемости трансформируемых в фантазии.

В рамках электронного опроса мы сравнивали подростков со взрослыми, а также мужчин с женщинами по степени представленности в их фантазийном опыте следующих вариантов повседневного фантазирования. Фантазирование с опорой на объект: а) создание фантазийных биографий, б) фантазийное переодевание людей, в) фантазийное раздевание людей, г) фантазийное изменение интерьера, д) фантазийные манипуляции с реальными предметами. Фантазирование с опорой на текст: а) фантазирование с представлением себя на месте одного из персонажей текста, б) придумывание продолжения произведения, в) дополнение сюжет произведения, г) изменение сюжета произведения. Фантазирование с опорой на ситуацию: а) фантазийное преобразование проблемной ситуации из прошлого, б) фантазийное преобразование приятной ситуации из прошлого, в) фантазийное создание негативного сценария развития будущей ситуации, г) фантазийное создание позитивного сценария развития будущей ситуации.

Обнаружены статистически достоверные различия (p меньше 0,05) между подростками и взрослыми в степени представленности следующих типов фантазирования: подросткам более свойственно «создание фантазийных биографий», «создание фантазийного сценария негативного развития будущей ситуации». Также обнаружены различия на уровне статистической тенденции (p меньше 0,1): подростки чаще представляют «фантазийное раздевании людей», «фантазийное изменение интерьера», «фантазийное изменение сюжета произведения» .

Обсуждение результатов. 1. Существует взаимосвязь между возрастом и частотой встречаемости определенных типов фантазирования. Однако найденные различия в фантазировании подростков и взрослыми оказались не столь значительными как различия между мужчинами и женщинами. Предполагаем, что фантазийный репертуар у подростков и взрослых мало различается, потому что он сформировался на отногенетически более ранних этапах, т.е. еще в детстве.

2. Подростки в большей степени, чем взрослые, склонны к фантазированию «с опорой на объект», которое считается более «детским». Фантазии подростков слегка отличаются тематикой: их больше интересуют проблемы телесности, им нравится проявлять больше самостоятельности и независимости при фантазировании с опорой на чужие авторские тексты (книги, фильмы и т.п.), они более склонны воображать негативные сценарии будущих событий, что выдает напряжение и страх.



Литература

  1. Осорина М. В., Чечик А. А. Исследование повседневного фантазирования взрослых. Часть I: Подход и методы. // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 16. 2013. Вып. 3. С. 25–34

  2. Singer, J.L. The inner world of daydreaming. NY. Harper & Row, 1975. 387 с.

  3. Giambra L.M. The Temporal Setting, Emotions, and Imagery of Daydreams: Age Changes Age Difference from Late Adolescents to the Old-Old // Imagination, Cognition and Personality / Ed. J.L. Singer, R.G. Kutzendorf. Vol. 19. № 4. Baywood Publishing Co, 2000. с. 367 – 415.

  4. Klinger E. Thought Flow: Properties and Mechanisms Underlying Shifts in Content // At Play in the Field of Consciousness. Essays in Honor of Jerome L. Singer / Ed. Jefferson A. Singer, P. Salovey. L.: Lawrence Erlbaum Associates, 1999. с. 29-51

  5. Осорина М.В. Пространственная пульсация ментального образа и ее проявления в детском фантазировании// Теоретическое наследие Л. М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов. Материалы научного симпозиума, посвященного 90-летию со дня рождения Л. М. Веккера. СПб.: СПГУ, 2008. с. 110 – 120




следующая страница >>