Встреча весны - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Встреча весны - страница №1/1

МДОУ ЦРР Д/С №71

Конспект открытого занятия

Тема: «Встреча весны» (подготовительная группа)

Выполнила: воспитатель Леденева О.И.

2КК

2014


Тема недели – «Весну встречаем – Зиму провожаем»

Конспект открытого занятия на тему:

«Встреча весны»

для детей подготовительной группы

Цель: приобщить детей к истокам славянской культуры.

Задачи:


1. Сформировать устойчивый интерес к истории и культуре России через знакомство с традициями встречи весны в Древней Руси;

2. Развивать коммуникативные способности через совершенствование грамматического строя речи и навыков связной речи;

3. Создать условия для реализации потребности детей в творческом самовыражении.

Ход занятия

Дети заходят и становятся полукругом.

Воспитатель: Ребята, какие вы нарядные, красивые. Сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с гостями.

Д: Здравствуйте!

В: Здравствуйте, гости дорогие! Добры молодцы да красные девицы. Много гостей много и новостей. А новость главная: весна к нам идёт, с солнышком, с теплом, с первым дождём, с милостью и с радостью.

Воспитатель: Вы заметили в моей речи что-нибудь необычное?

Ответы детей: Вы говорите как в сказке, мы не говорим «добры молодцы» и «красны девицы».

Воспитатель: И правда, вы очень внимательные. Так в старину на Руси общались. А где же мы можем встретиться с такими старинными выражениями, где вы встречали такую манеру говорить.

Дети: В сказках, народных играх, загадках.

Дети садятся на стульчики.

Ребята, Вероника хочет загадать нам загадку (загадывает)

Ребенок:

Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тот ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну конечно, это солнце!

Воспитатель: В старину люди очень важным считали смену времен года, для встречи или проводов каждого времени года были свои традиции. А вы хорошо помните порядок месяцев, времен года, хотите поиграть, тогда выходите.

На четыре угла ковра кладутся большие карточки с изображениями. По ковру перевернутые карточки каждому участнику. Дети делятся на четыре команды «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Дети берут по карточке и определяют в какой команде они играют и почему. Далее строятся в одну шеренгу, каждый называет свой месяц.

Воспитатель: Почему есть выражение «круглый год».

Дети: Времена года не кончаются. И за осенью опять придет зима.

Воспитатель: Давайте заведем круг – «круглый год».

Дети отдают карточки и садятся на стульчики.

Воспитатель: А какой народный праздник, связанный со сменой времен года мы праздновали недавно? (Масленница) Посмотрите на экран (слайды масленницы)

А хотите опять побывать в прошлом и так же как наши предки встретить весну? Тогда выбирайте и надевайте элементы русского народного костюма (девочки – кокошники, мальчики – кушаки). Я приглашаю вас в хоровод.

1 к. Солнышко-ведрышка

Красное колесышко

Вывесь из-за облушка

Золотые косушки

2 к. Солнышко, выгляни

Красное высвети

К нам на низку ты иди

Ладить косы да серпы

3 к. Солнышко, солнышко

Загляни в оконышко

Выйдут дети погулять

Будут бегать и играть

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ниши предки, которые жили н а Руси, были язычниками. Вы знаете, что это означает? Люди поклонялись нескольким богам, потому что еще очень мало знали о явлениях природы, смене времен года. Посмотрите на экран. Так представляли язычники своих богов. Сварог – верховный владыка, олицетворение неба. Перун – бог грома, грозы. Даждь бог – бог тепла, созревания урожая. Ярило – бог тепла, весны, солнца. Существовала традиция с первого по седьмое марта праздновать Ярилину неделю. А давайте назовем нашего Ярилу солнце ласковыми словами. Какое оно, наше солнышко.

Ответы детей: Яркое, теплое, светлое желтое.

А какие вы знаете слова с таким же слогом Яр?

Ответы детей: Яркий, яростный, имена Ярослав, Ярополк, Ярина.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть. Подойдите ко мне.

Воспитатель: Как вы думаете, употребляется ли сейчас слово Ярило?

Дети: Нет.

Воспитатель: Но остались слова, которые живут в нашей речи. Давайте выложим их на магнитной доске. (Яркий, яростный, имена Ярослав, Ярополк, Ярина, яровая)

Дети присаживаются на стульчики.

Воспитатель: Существовала традиция встречи весны. Весну, солнце, тепло люди очень ждали. Злая, холодная зима всем надоела. Для того, чтобы помочь Весне и Солнышку на Руси придумали много закличек.

Ребенок:

Весна, весна ясная,

Приди весна, с радостью,

Приди весна с милостью.

Ребенок: - Солнышко, солнышко, загляни в оконушко, выйди вместе погулять, веселиться и играть! (Не выходит)

Давайте ещё раз вместе позовем Солнышко!

Солнышко, солнышко – красное колёсушко.

Вывесь из-за облушка золотые косушки.

Звучит музыка Р.Корсакова « Снегурочка». Появляется солнце.

Радуйся честной народ, Солнце красное идет.

Появляется Ярило, приветствует детей и гостей праздника.

Речь Ярилы

Я солнце ясное! Я солнце красное!

Я всех хочу согреть своим теплом!

Пусть небо будет чистое и ясное,

Наполнится пусть счастьем каждый дом!

Дети окружают солнце.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко».

Солнышко, солнышко

Погуляй у речки

(Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко, солнышко,

Разбросай колечки.

(Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберем,

Золоченые возьмем.

(Делают хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем

(Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернем.

(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

Чтобы задобрить Ярилу и ускорить приход весны люди придумали традицию изображать долгожданное солнышко. А вы хотите приблизить весну. Предлагаю вам нарисовать солнце. Все ваши поделки мы развесим в зале, чтобы весна побыстрее победила зиму.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Существовало поверье, что жаворонки приносят весну. Давайте позовем жаворонков.

Ребенок:

Жаворонки прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела,

И соломку подобрала,

И мякинку подняла.

Уж вы, кулички – жаворонки,

Солетайтеся, сокликайтеся.

Воспитатель: Хотите поиграть в игру «Птички». Тогда выходите.

Физкульт минутка.

Теперь представье, что вы сами жаворонки, а ваши стульчики – гнезда. У каждого гнезда свой цвет (желтый, красный и т.д.) По команде вы вылетаете из гнезда, пока вылетаете я меняю ваши цвета. Полетели. На места свои сели. Молодцы!

Сегодня у нас необычный день, мы встречаем весну по старинным традициям, поэтому научимся лепить птиц – жаворонков.

Лепка из соленого теста жаворонков.

Воспитатель: Исстари на Руси пекут из хлебного теста жаворонков. Таким птичкам вставляли глазки из изюма. Любящие бабушки дарили жаворонков своим внучатам. А те выбегали на улицу, насаживали жаворонков на палочки и начинали кликать весну. Выходите с птичками в круг. Давайте разобьемся на команды и посоревнуемся : какая команда придумает лучшую закличку весны.

Дети придумывают заклички.

Воспитатель: Молодцы, теперь весна к нам обязательно придет, а жаворонков мы подарим гостям на здоровье и счастье, а нам пора возвращаться в группу.



Литература: С.Д. Ермолаев «Знакомство детей с русским народным творчеством»