Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 1 55.08kb.
Конкурс работников образования Всероссийский интернет конкурс педагогического... 1 42.53kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического... 1 63.85kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического... 1 99.76kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического... 1 56.37kb.
Конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического... 1 101.83kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс педагогического... 1 47.26kb.
Всероссийский Интернет-конкурс педагогического творчества 2 488.94kb.
Конкурс работников образования Всероссийский интернет конкурс педагогического... 1 32.74kb.
Конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического... 3 498kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического... 1 31.54kb.
«Валентина Терешкова первая женщина космонавт. «Эй! Небо, сними шляпу! 1 233.39kb.
- 4 1234.94kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества - страница №1/1

Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012/2013 учебный год)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Новосибирской области

«Доволенский аграрный техникум»

Номинация конкурса:

педагогические идеи и технологии профессионального образования

Открытый бинарный урок

«Сельскохозяйственные машины» и «Основы агрономии»

Тема: «Обработка почвы»

Авторы: Репина Антонина Сергеевна

Кошелев Сергей Валерьевич

Место выполнения работы: ГБОУ СПО НСО ДАТ, с. Довольное, Доволенского района, Новосибирской области.

с. Довольное, 2013



Сценарий бинарного открытого урока

«Сельскохозяйственные машины» и «Основы агрономии»

Тема: «Обработка почвы»

Разработчики:

преподаватели спец. дисциплин

ГБОУ СПО НСО «Доволенский аграрный техникум»


Репина Антонина Сергеевна (предмет «Основы агрономии);

Кошелев Сергей Валерьевич (предмет «Сельскохозяйственные машины)
Оборудование: компьютер, проектор, макет корпуса плуга, семена основных сельскохозяйственных культур в пробирках, линейка, жетоны.
Задачи урока: 


  • пробудить интерес и уважение к выбранной профессии;

  • повторение и закрепление знаний по изученным темам предметов «СХМ» и «Основы агрономии»;

  • формировать умение воспринимать и осмысливать информацию, данную преподавателем;

  • развивать наблюдательность, логическое мышление;

  • развитие общего кругозора.


Цели урока:

  • показать взаимосвязь дисциплин, установить связь между умением выполнять механизированные работы по обработке почвы с агротехническими требованиями определенных культур;

  • показать важность предмета «Основы агрономии» в курсе дисциплин изучаемых учащимися по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»;

  • показать развитие сельскохозяйственных орудий от примитивной сохи и плуга, до современных комбинированных агрегатов, совмещающих несколько операций за один проход по полю.

Сценарий

Репина А.С.: (слайд 1) Здравствуйте уважаемые преподаватели и учащиеся. В рамках проведения декады профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» мы проводим открытый бинарный урок по дисциплинам «Сельскохозяйственные машины» и «Основы агрономии».

(слайд 2) Тема «Обработка почвы» выбрана не случайно. Именно обработка почвы создает благоприятные условия для роста и развития сельскохозяйственных культур, а следовательно и для получения урожая.

Нам хотелось бы показать взаимосвязь дисциплин, и роль каждой из них в сельскохозяйственном производстве.


Кошелев С.В.: в ходе урока мы будем задавать вопросы, учащиеся которые правильно отвечают получают жетоны. При подведении итогов, учащиеся считают количество жетонов и определяется победитель. Он получает оценку «5» по выбранному предмету. Учащиеся занявшие 2-е и 3-е место получают оценку «4». Правила понятны? Тогда начинаем, внимание на экран.
Репина А.С.: (слайд 3) Агрономия в буквальном переводе с греческого (agros – поле, nomos – закон) – это закон поля, т.е. наука о законах полеводства, в широком смысле – научная основа сельскохозяйственного производства, совокупность знаний о всех отраслях сельского хозяйства.
Кошелев С.В.: без сельскохозяйственных машин сложно представить развитие современного сельского хозяйства. Важная роль отводится составлению новой системы машин последовательно механизирующих все процессы производства. Каждая машина, входящая в систему, должна выполнять присущую ей операцию так, чтобы создать условия для работы последующей машины.

Современная отечественная техника, используемая на полях наших хозяйств, в значительной степени универсальна, может работать в различных почвенно-климатических условиях, отвечает агротехническим, а также требованием санитарии, гигиены, охраны окружающей среды, экономична.

Например, полунавесные плуги выполняют вспашку высокого качества при низком погектарном расходе топлива. Комбинированные агрегаты за один проход совершают несколько технологических операций: предпосевную культивацию совмещают с боронованием, посевом, прикатыванием.
Репина А.С.: в сельском хозяйстве только две отрасли производящие продукцию – это растениеводство и животноводство. Все остальные отрасли призваны обслуживать основные отрасли, т.к. сами продукцию не производят.
Кошелев С.В.: обработка почвы одна из важнейших составных частей системы земледелия. Она во много определяет уровень урожайности сельскохозяйственных культур, сохранение и восстановления плодородия почв.

Механическая обработка почвы – это воздействие на нее рабочими органами машин и орудий с целью создания оптимальных условий для жизнедеятельности сельскохозяйственных растений, повышения плодородия почвы и защиты ее от водной и ветровой эрозии.
Репина А.С.


  1. Как вы думаете, каково же агрономическое значение обработки почвы?


Агрономическое значение обработки почвы. Обработка почвы, существенно изменяет обеспеченность растений влагой и элементами минерального питания, создает благоприятные условия для роста растений.
Задачи обработки почвы:


  1. Максимальное накопление и сохранение влаги, регулирование водного и воздушного режима почвы;

  2. Борьба с сорняками, вредителями и возбудителями болезней с/х культур;

  3. Придание почве физического состояния, благоприятного для заделки семян и развития с/х культур;

  4. Предотвращение или значительное сокращение процессов эрозии.


(Слайд 4) Давайте теперь обратимся к истории и узнаем с чего же начиналась обработка почвы.

Можно сказать, что история человечества началась с того момента, как человек научился обрабатывать почву. Именно тогда, когда он начал рыхлить почву, сеять в нее семена растений, появилась первая возможность накапливать продукты питания, то есть запасать продовольствие.

Запасы продовольствия в свою очередь должны были привести к появлению первых поселений, обмену товарами. Древние люди, вспахивая землю, получая излишки зерна уже не заботились ежедневно о добывании пропитания,  могли заниматься делами, свойственными только человеку, - искусством, изобретательством, науками.

(Слайд 5) Первыми культурными растениями, по мнению многих ученых, были: пшеница, ячмень, чечевица, вика, горох и лен.
(Слайд 6-17) Задание № 1.


  • Определить культуры находящиеся в пробирке.

  • Разделить смесь по культурам и назвать их.

(Слайд 18) Репина А.С.: Зерно сеяли в землю без всякой обработки, протыкая лунки для них простой заостренной палкой. Борьба с сорняками и удобрение почвы проводились самым простым способом: поджигали лес, росший на месте будущего поля. Сорняки сгорали, а древесная зола была прекрасным удобрением.

Следующий шаг в земледелии - изобретение сохи, которую тянули люди или животные. Применение сохи позволило поднять производительность обработки почвы, но технология возделывания зерновых при этом мало изменилась. Просто вместо лунок зерно сеяли в узкую борозду, образуемую лезвием сохи. Борозду заделывали вручную или таская по полю суковатую ветку - прообраз современной бороны.

Соха была эффективным орудием, пока можно было сжигать леса, расчищая и удобряя новые поля. Но так не могло продолжаться бесконечно. А на старых полях плодородие почвы падало. И тогда для повышения урожайности нашли новый способ - обеспечить хорошее разрыхление и борьбу с сорняками.

(Слайд 19) Человек стал пользоваться отвальным плугом, который запахивал сорняки на глубину, где они не могли прорасти. Классическая технология того времени - вспашка отвальным плугом, посев зерна вручную и боронование для заделки зерна в почву.


  1. Какие технологические операции выполняются при обработке почвы и с какой целью они выполняются?


Оборачивание обрабатываемого слоя – взаимное перемещение слоев обрабатываемой почвы в вертикальном направлении с целью заделки в почву подземных остатков растений, удобрений, семян сорняков, зачатков болезней, вредителей с/х культур и т.д.
Рыхление почвы – изменение взаимного расположения почвенных отдельностей для увеличения объема почвы, ее пористости.
Перемешивание почвы – изменение взаимного расположения почвенных отдельностей с целью создания более однородного обрабатываемого слоя.
Уплотнение почвы – изменение взаимного расположения почвенных отдельностей для уменьшения пористости почвы.
Выравнивание почвы – устранение неровностей на поверхности почвы с целью создания благоприятных условий для посева, ухода за посевами и уборки урожая.
Подрезание слоя почвы – отделение обрабатываемого слоя почвы от нижних необрабатываемых слоев с целью улучшения качества обработки, снижения тягового сопротивления и более полного уничтожения сорняков.
(Слайд 20) Задание № 2


  • На экране появились рисунки с изображением почвенного слоя до обработки и после. Ваша задача назвать технологические операции и сельскохозяйственные машины и орудия которыми они выполняются.


Кошелев С.В. Способы механической обработки почвы.


  1. Какие вы знаете способы обработки почвы?

  2. Чем обусловлено применение этих способов?

В настоящее время в с/х практике применяются два основных, принципиально разных способа обработки почвы: отвальный и безотвальный. Использование того или иного способа обработки обусловлено поставленными задачами, климатическими условиями, типом почвы, требованиями с/х культур и др.



(Слайд 21) Безотвальный способвоздействие рабочими органами почвообрабатывающих орудий и машин на почву без изменения расположения горизонтов обрабатываемого слоя по плодородию в вертикальном направлении. Осуществляется с целью рыхления и уплотнения почвы, подрезания подземных и сохранения надземных органов растений и их частей (стерни) на поверхности почвы. Безотвальный способ обработки почвы может выполняться плугами со снятыми отвалами, плоскорезами, чизелями и другими орудиями, не производящими оборачивания обрабатываемого слоя почвы.

(Слайд 22) Отвальный способвоздействие рабочими органами почвообрабатывающих орудий и машин на почву с полным или частичным оборачиванием обрабатываемого слоя. Осуществляется с целью изменения местоположения разнокачественных слоев и горизонтов почвы в вертикальном направлении в сочетании с усиленным рыхлением и перемешиванием почвы, подрезанием подземных и заделкой надземных органов растений и удобрений в почву. Отвальный способ обработки почвы выполняется плугами различных марок. Он называется – вспашкой.

Отвальная обработка почвы (вспашка) – способствует формированию благоприятных для растений водного, воздушного и пищевого режима, создает условия для качественного посева семян и т.д.



(Слайд 23) Боронование - приём обработки, при котором рыхлятся, перемешивается и выравнивается поверхность почвы, частично уничтожаются и подрезаются проростки сорняков. Боронование может быть самостоятельным или проводиться одновременно со вспашкой.

(Слайд 24) Прикатывание - обеспечивает выравнивание и уплотнения почвы. Уплотнение почвы позволяет добиться равномерной заделки семян.

Для закрепления посмотрим фильм. (Слайд 25-26)


(Слайд 27) Задание № 3.


  • По данным на экране назвать марку сельскохозяйственного агрегата.

  • Расшифровать марку лущильника ЛДГ-10А и ППЛ-10-25.


Системы обработки почвыэто приемы обработки почвы, выполняемые различными способами, во взаимосвязи и в определенной последовательности.

Системы основной обработки почвы. Основная обработка – это первая и наиболее глубокая обработка, выполняемая после уборки предшествующей культуры определенным способом, самостоятельно или в сочетании с приемами поверхностной обработки.

Все приемы основной (зяблевой) обработки почвы можно разделить на четыре группы: вспашка, глубокое безотвальное рыхление, мелкая плоскорезная обработка, нулевая зябь (оставление почвы без осенней обработки).

Вспашка осуществляется плугами, основными рабочими органами которых являются лемех, отвал и нож. При проведении культурной вспашки для полной заделки стерни и семян сорняков применяется предплужник. При вспашке с предплужниками засоренность поля оказывается на 20-25% меньше, чем при вспашке на ту же глубину без предплужников.

Глубокое безотвальное рыхление осуществляется плоскорезами-глубокорыхлителями и обеспечивает подрезание сорняков и рыхление почвы с оставлением на поверхности до 80% стерни, проводится на глубину более 24 см.

Мелкая плоскорезная обработка, часто называемая минимальной, осуществляется культиваторами с плоскорежущими лапами на глубину 10 – 14 см, которые подрезают почву и рыхлят ее на глубину обработки с оставлением 90% стерни на поверхности.

Нулевая зяблевая обработка предусматривает оставление почвы без осенней обработки, вся стерня остается на поверхности почвы.

Системы предпосевной обработки. Предпосевная обработка почвы – это комплекс приемов, выполняемых перед посевом семян с/х культур для решения задач до посевного периода. Предпосевная обработка почвы применяется для сохранения почвенной влаги, уничтожения сорняков, выравнивания поверхности и придания оптимальной плотности посевного слоя почвы, что обеспечивает качественную заделку семян и получение дружных всходов. На глубине заделки семян (3-5 см) необходимо создать уплотненное ложе, а поверхностный слой должен оставаться рыхлым и мелко комковатым, все сорняки должны быть подрезаны и выброшены на поверхность почвы.

Системы обработки почвы в период ухода за посевами. Обработка почвы в период ухода за посевами – это комплекс приемов, выполняемых различными способами для решения задач послепосевного периода возделывания с/х культур.

Совокупность систем основной, предпосевной и в период ухода за посевами обработок выражает собой систему обработки почвы под отдельные конкретные культуры. Например система обработки почвы под озимые культуры, яровые, пропашные (картофель, кукуруза).


(Слайд 28) Задание № 4


  • Рассчитать ширину захвата плуга ПЛН-4-35.


(Слайд 29) На слайде представлена линия «Развертывание-свертывание» технологии обработки почвы.
5. Что вы можете сказать о технологии обработки почвы и количестве применяемых орудий?
Графически история совершенствования технологий обработки почвы показана на слайде. В результате эволюции по линии "Развертывание свертывание" мы в определенном смысле опять вернулись к первым шагам человечества в земледелии… (пояснение преподавателя о эволюции технологии обработки почвы)
Измерить ширину захвата корпуса с помощью линейки.

Кошелев С.В.: на этом наш открытый урок подходит к концу. Давайте подведем итоги урока:

  • Подсчет жетонов;

  • Выставление оценок;

  • Поздравление победителя.

(слайд 30) Спасибо за внимание!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Урок по теме: «Обработка почвы» является звеном не только учебной работы, преследуя цель закрепить ранее полученные знания по предметам «СХМ» и «Основы агрономии», но и звеном в системе воспитательной работы техникума по формированию положительных качеств личности. Урок, обобщающий, соответствует содержанию, отвечает современным требованиям: отличается новизной, научностью, при его подготовке использовалась дополнительная литература и краеведческий материал, учитывался личный опыт учащихся, их возрастные и психологические особенности. Мультимедийная презентация по данной теме способствовала проявлению творческих способностей у учащихся и, как «лист опорного конспекта» систематизировала рассматриваемый материал как единое целое.

Урок построен на высоком эстетическом уровне, прекрасно подготовленная аудитория, необычное размещение учащихся, прекрасный эстетический вид преподавателей и всех учащихся, приготовлено необходимое оборудование и наглядные пособия. Судя по наглядным пособиям и внешнему виду аудитории сразу видно, что учащимися, под руководством преподавателей проведена огромная работа. Подготовлены места для присутствующих.

Организационный момент прошёл быстро и на высоком педагогическом уровне. На уроке использовались следующие формы: страницы устного журнала «Древние почвообрабатывающие орудия», практическая работа по определению основных с/х культур по семенам и соответствие между технологической обработкой и применяемыми агрегатами, игра «Вопрос – ответ», просмотр в/ф . При опросе учащиеся показали себя как знающие специалисты не только то теоретическим вопросам, но и при прохождении этапа «Марка лущильника и плуга», выполнялось практическое задание по определению ширины захвата корпуса плуга, расчета рабочей ширины агрегатов по их маркам учащиеся проявили себя, как знающие специалисты смежных дисциплин, таких как основы агрономии, технология механизированных работ и сельскохозяйственные машины.

Отвечая на вопрос: «Какую выгодно использовать обработку почвы?», учащиеся показали высокий уровень знаний о структуре почвы родного края, о сортах культур выращиваемых в нашем регионе, методах обработки почвы и её охране.

Всё это говорит о высоком профессиональном уровне преподавателей, о их владении межпредметными связями.

При просмотре видеофильма «Безотвальная вспашка. Отвальная вспашка» учащиеся познакомились с технологиями обработки почвы, их особенностями. При обсуждении учащиеся активно отвечали на вопросы, что говорит об их внимательности и заинтересованности при просмотре.

Во время урока все учащиеся показали хорошие и отличные знания по предмету. Преподавателями были выдержаны все элементы урока, который прошёл на высоком профессиональном уровне.



Поэтому комиссия спец.дисциплин по подготовке трактористов – машинистов с/х производства считает возможным представить данный урок на Интернет-конкурс.