Всероссийская олимпиада школьников по литературе окружной этап - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 1 27.61kb.
Всероссийская олимпиада школьников по истории. Муниципальный этап. 1 50.8kb.
Всероссийская олимпиада по литературе — 2011 Школьный этап 7 класс 1 75.44kb.
Задача Бросание камешков 1 37.49kb.
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников... 1 60.05kb.
7 призёр Всероссийская олимпиада по предмету «Литература», 2013-2014... 1 236.06kb.
Участие учащихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня обучающихся... 1 295.55kb.
Всероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап Задания... 1 72.04kb.
Олимпиада по литературе. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады... 1 46.29kb.
Олимпиада по литературе. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады... 1 19.02kb.
Всероссийская олимпиада школьников по математике -2010/2011 уч год. 1 127.98kb.
В. А. Моцарт. Симфония №40, соль минор 1 42.17kb.
- 4 1234.94kb.
Всероссийская олимпиада школьников по литературе окружной этап - страница №1/1

Департамент образования города Москвы

Московский институт открытого образования

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ОКРУЖНОЙ ЭТАП

2012-2013 учебный год
9 класс




1

2

3

4

5

Итого

максимум

10

10

10

10

60

100 баллов

факт






















  1. [10 баллов] Из каких текстов взяты эти отрывки? Напишите имя автора и название произведения.

фрагмент

автор

произведение

Моцарт на старенькой скрипке играет,
Моцарт играет, а скрипка поёт.
Моцарт отечества не выбирает —
просто играет всю жизнь напролёт.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба — то гульба, то пальба…
Не оставляйте стараний, маэстро,
не убирайте ладони со лба.







…Я шёл к тебе,
Нес кое-что тебе я показать;
Но, проходя перед трактиром, вдруг
Услышал скрыпку... <…>
Смешнее отроду ты ничего
Не слыхивал... Слепой скрыпач в трактире
Разыгрывал voi che sapete. Чудо!
Не вытерпел, привёл я скрыпача,
Чтоб угостить тебя его искусством.
Войди!

Входит слепой старик со скрыпкой.

Из Моцарта нам что-нибудь!








Скрипка издёргалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски,
что барабан не выдержал:
«Хорошо, хорошо, хорошо!»
А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушёл.







– Досточтимый капитан, – самодовольно возразил Циммер, – я играю на всём, что звучит и трещит. В молодости я был музыкальным клоуном. Теперь меня тянет к искусству, и я с горем вижу, что погубил незаурядное дарование. Поэтому-то я из поздней жадности люблю сразу двух: виолу и скрипку. На виолончели играю днём, а на скрипке по вечерам, то есть как бы плачу, рыдаю о погибшем таланте.







Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, ―
Пленять своим искусством свет.







2. [10 баллов] Определите жанр художественного произведения. Обоснуйте ответ, указав характерные содержательные и формальные признаки этого жанра.

…Музо, свет мой! слог твой мне, творцу, ядовитый;


Кто всех бить нахалится, часто живёт битый,
И стихи, что чтецам смех на губы сажают,
Часто слез издателю причина бывают.
Знаю, что правду пишу и имён не значу,
Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу;
Да правда редко люба и часто некстати —
Кто же от тебя когда хотел правду знати?
Вдругорь скажу: не нравна — угодить не можно,
Всегда правду говоря, а хвалить хоть ложно,
Хоть излишно, поверь мне, более пристойно
Тому, кто, живя с людьми, ищет жить покойно…

3.[10 баллов] Узнайте русского писателя.

А. В детстве все читали его роман-сказку о живой кукле и революции. Однако его «взрослый» роман, названный по одному из смертных грехов, менее известен. Печатаясь в газете «Гудок» (в которой сотрудничали также Булгаков, Катаев, Ильф и Петров) — он подписывал свои фельетоны Зубило. Напишите его имя, отчество и фамилию, а также название романа.
Б. Этот человек публиковал стихи под фамилией матери-немки и отчаянно надеялся вернуть себе родовое имя и дворянский титул отца, так как был рождён до брака и не имел на них прав. Ему не удавалось исполнить мечту почти до старости. Он стал известным как учёный-агроном под своим настоящим именем, а в русской литературе поэт прославился под первой фамилией. Назовите его имя, отчество и две фамилии.
4. [10 баллов] Представьте себе, что вы задумали написать авантюрный роман. Дайте название роману. Определите место (места) и время действия. Назовите действующих лиц и дайте им краткую (не более 1 предложения на каждого) характеристику.
5. [60 баллов] Выберите ОДНО из заданий.
I. Комплексный анализ эпического произведения

Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953)




КОСТЁР


У поворота с большой дороги, у столба, указывающего путь на просёлок, горел в темноте костёр. Я ехал в тарантасе тройкой, слушал звон поддужного колокольчика, дышал свежестью степной осенней ночи. Костёр горел ярко, и, чем ближе я подъезжал к нему, тем всё резче отделялось пламя от нависшего над ним мрака. А вскоре стало можно различить и самый столб, озарённый из-под низу, и чёрные фигуры людей, сидевших на земле. Казалось, что они сидят в каком-то хмуром подземелье и что тёмные своды этого подземелья дрожат от переплетающихся языков пламени.

Когда его отблеск коснулся голов тройки, люди, сидевшие у костра, повернулись. Позы у них были внимательные, лица красные. Собака вдруг вырезалась на огне и залаяла. Потом поднялся с земли один из сидевших. В низком пространстве, озарённом костром, он был огромен.

— Гирла-а! — гортанно и глухо крикнул он на собаку.

Остановив лошадей, я попросил спичек:

— Добрый вечер! Нельзя ли закурить у вас?

За лаем собаки, человек, который выжидательно встал передо мною, крепкий, широкогрудый старик в бараньей шапке и накинутом на плечи кожухе, не расслышал, злобно топнул ногой.

— Ах, каторжна! — крикнул он на овчарку и, не спуская с меня подозрительного взгляда, громко прибавил гортанным цыганским говором: — Добрый вечер, пану, а що милости его завгодно будэ?

Ноздри у него были вырезаны резко, борода доходила до самых глаз. И в этих чёрных глазах, в чёрных жёстких волосах, густо вьющихся из-под шапки, в жёсткой, кудрявой бороде — во всём чувствовалась дикость и внимательность степного человека.

— Да вот, закурить нечем, — повторил я. — Дайте, пожалуйста, пару спичек.

— А хиба ж есть спички у цыган? — спросил старик. — Може пан от костра запалит?

Он отошёл к костру, наклонился и спокойно кинул на ладонь руки раскалённый уголь. Я поспешил приставить к нему папиросу и кинул два-три быстрых взгляда на маленький табор. Один из сидевших был рыжий оборванный мужик, видно, бродяга-рабочий с низов, другой — молодой цыган. Он сидел, горделиво откинув голову назад, и, охватив руками поднятые колени, искоса смотрел ни меня. Синевато-смуглое лицо его было тонко и очень красиво. Белки глаз выделялись на этом лице — и глаза казались изумлёнными. Одет он был щёголем: тонкие сапоги, новый картуз, городской пиджак, шёлковая лиловая рубаха.

— Може, пан блукае? — спросил старик, кидая уголь.

— Нет, — сказал я и ещё раз глянул за костёр, который слепил меня своим ярким мерцанием. И тогда из темноты выделились серые полы большого разлатого1 шатра, брошенная дуга и оглобли телеги, а возле них — самовар, горшки и большая перина, на которой лежала толстая цыганка в лохмотьях, кормившая грудью полуголого ребёнка. Надо всем же этим стояла девочка лет пятнадцати и задумчиво смотрела на меня печально-призывными глазами необыкновенной красоты.

— Може, проводить пана? — повторил старик живо.

— Нет, спасибо, — поспешил я ответить и откинулся в задок тарантаса.

— Пошёл!


Лошади тронули, копыта дружно застучали, а колокольчик так и залился жалобным стоном, перебивая лай бросившейся за нами собаки…

Не было больше тепла и запаха горящего бурьяна, в лицо веяло свежестью ночи, и опять, темнея в сумраке, бежали навстречу мне поля. Чёрная дуга высоко вырезывалась в небе и, качаясь, задевала звезды. Но ещё ярче, чем у костра, видел я теперь чёрные волосы, нежно-страстные глаза, старое серебряное монисто на шее… И в запахе росистых трав, и в одиноком звоне колокольчика, в звёздах и в небе было новое чувство — томящее, непонятное, говорящее о какой-то невознаградимой потере…



1902, 1932



  1. Интерпретация лирического произведения.


Иосиф Бродский (1940 – 1996)
ЭЛЕГИЯ
Однажды этот южный городок

был местом моего свиданья с другом;

мы оба были молоды и встречу

назначили друг другу на молу,

сооружённом в древности; из книг

мы знали о его существованьи.

Немало волн разбилось с той поры.

Мой друг на суше захлебнулся мелкой,

но горькой ложью собственной; а я

пустился в странствия.

И вот я снова

стою здесь нынче вечером. Никто

меня не встретил. Да и самому

мне некому сказать уже: приди

туда-то и тогда-то.

Вопли чаек.

Плеск разбивающихся волн.

Маяк, чья башня привлекает взор

скорей фотографа, чем морехода.

На древнем камне я стою один,

печаль моя не оскверняет древность –

усугубляет. Видимо, земля

воистину кругла, раз ты приходишь

туда, где нету ничего, помимо



воспоминаний.
1968(?), Ялта

1 Разлатый (прост.) – расширяющийся, раздавшийся в ширину.