Всероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап Задания по истории для учителя 11 класс Задание 1 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Всероссийская олимпиада школьников по истории. Муниципальный этап. 1 50.8kb.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 1 27.61kb.
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников... 1 60.05kb.
Учебный год. Муниципальный этап 11 класс. Задания Задание 1 1 142.11kb.
Участие учащихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня обучающихся... 1 295.55kb.
9 класс Часть «А» Задания 1-10 с одним вариантом ответа 1 115.63kb.
Муниципальный уровень олимпиады школьников по биологии. 2011 год... 1 188.65kb.
Всероссийская олимпиада школьников по литературе окружной этап 1 73.72kb.
Всероссийская олимпиада школьников по истории 8 класс 1 66.16kb.
Задача Бросание камешков 1 37.49kb.
Всероссийская олимпиада по литературе — 2011 Школьный этап 7 класс 1 75.44kb.
Из донесений маршала советского союза а. М. Василевского верховному... 2 679.04kb.
- 4 1234.94kb.
Всероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап Задания по истории для - страница №1/1

Всероссийская олимпиада школьников

II (муниципальный) этап

Задания по истории для учителя

11 класс
Задание 1. Из нижеприведенного списка выберите восемь названий российских гражданских чинов по «Табели о рангах».
Граф, тайный советник, губернский секретарь, коллежский регистратор, прокурор, околоточный надзиратель, титулярный советник, шпрехшталмейстер, барон, вальдмейстер, князь, коллежский асессор, надворный советник, провинциальный секретарь, статский советник, министерский советник.
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
5.__________________________________________
6.__________________________________________
7.__________________________________________
8.__________________________________________
Ответы (последовательность не принципиальна):

1) тайный советник; 2) статский советник; 3) надворный советник; 4) коллежский асессор; 5) титулярный советник; 6) губернский секретарь; 7) провинциальный секретарь; 8) коллежский регистратор.

По 2 балла за каждую правильную позицию. Задание предполагает указание только на восемь позиций. Если каким-то образом участник указывает больше, за каждую неверную позицию сверх восьми вычитается 2 балла.

Максимальный балл – 16.

Задание 2. Исторический документ. Ознакомьтесь с фрагментом документа XVIII века.
«Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых, великой есть вред в Государстве Нашем…

Например, если кто имел тысячу дворов и пять сынов – имел дом довольной, трапезу славную и обхождение с людьми ясное; когда по смерти его разделится детям его, то уже только по двести дворов достанется, которые …. не захотят сиро жить, то.. двести дворов принуждены будут едва не то ж нести, как тысяча несла (а Государственные подати податьми).. И тако от того разделения казне Государственной великой есть вред, а людям подлым разорение..

А когда от тех пяти сыновей по два сына будут, по сту дворов достанется, и тако далее умножаясь, в такую бедность придут, что сами однодворцами застать могут, и знатная фамилия, вместо славы, поселяне будут..

Каждый, имея свой даровой хлеб, хотя и малой, ни в какую пользу Государства без принуждения служить и простираться не будет, но ищет всякой уклоняться и жить в праздности, которая (по Святому писанию) материю есть всех злых дел».


Ответы и критерии оценки:

  1. Для какого государственного деятеля в нашей истории столь характерна забота о государственном благе? - Петр I (Великий) - 2 балла

  2. Поясните значение подчеркнутых слов:

Люди подлые – Налогоплательщики (подтяглые – подлежащие обложению) – 2 балла

Однодворцы – дворяне-помещики, лишившиеся крепостных крестьян и оставшиеся с одним двором, на котором сами вели хозяйство и продолжали нести службу. В дальнейшем были уравнены в положении с государственными крестьянами. – до 3 баллов.



  1. Как автор документа увязывает вопрос наследования и государственной службы? Каким образом, исходя из логики документа, предлагалось решить поставленную проблему?

Наследник, получивший даже небольшое поместье, предпочитал жить на получаемые с него доходы, и не стремился на государственную службу. Петр I запретил раздел имущества между сыновьями, оставив родителям лишь право выбрать, кому из их потомков достанется поместье. Таким образом, дети, не получившие недвижимости, вынуждены будут идти служить. – до 4 баллов.

  1. В документе говорится о недвижимых имуществах. Как они назывались до принятия документа? Вотчина и поместье – до 2 баллов

  2. Попытайтесь назвать документ, год его принятия и имя монарха, при котором он был отменен.

Указ о единонаследии (3 балла), 1714 год (2 балла), Анна Иоанновна (2 балла).

Максимальный балл – 20 .

Задание 3. Краеведческое. На основании статей в военном энциклопедическом словаре попытайтесь восстановить фамилии, имена и отчества советских полководцев – участников Восточно-Прусской операции 1945 г.


  1. __________________________________________________(1896-1968), Маршал Советского Союза (1944), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Красной Армии с 1918 г. В 1937-1940 гг. был незаконно арестован, находился под следствием, освобожден в связи с прекращением дела. В годы Великой Отечественной войны командовал 9 мехкорпусом, Брянским, Донским, Центральным, Белорусским, 1-ым Белорусским, 2-ым Белорусским фронтами. Войска под его командованием успешно действовали в сражениях под Дубно, Смоленском, в Московской, Сталинградской и Курской битвах, Белорусской, Восточно-Прусской и Берлинской операциях. Командовал Парадом Победы в Москве 24 июня 1945 г.

  2. __________________________________________________(1897-1982), Маршал Советского Союза (19), дважды Герой Советского Союза (1944, 1977). В Красной Армии с 1920 г. В июне 1941 г. полковник. В ходе Великой Отечественной войны начальник опер. отдела, зам. нач. штаба, начальник штаба Юго-западного фронта, командующий 16 Армией (позже – 11 Гвардейской армией), 1-ым Прибалтийским фронтом, Земландской группой войск. 3-им Белорусским фронтом. Войска под его командованием успешно участвовали в Курской битве, Белорусской, Шяуляйской, Рижской. Мемельской, Восточно-Прусской и других операциях.

  3. _________________________________________________(1900-1977), адмирал флота (1943). В рядах ВМФ с 1918 г. В 1939-1947 гг. командующий Балтийским флотом. В ходе Великой Отечественной войны Балтийский флот под его командованием участвовал в обороне Таллинна, Моонзундских островов, в Битве за Ленинград, в операциях по прорыву Блокады, взаимодействовал с Сухопутными войсками в Выборгской, Свирско-Петрозаводской, Моонзундской десантной операциях, способствовал разгрому немецко-фашистских войск в Прибалтике, Восточной Пруссии и Померании. Доктор исторических наук.

  4. __________________________________________________(1895-1977), Маршал Советского Союза (1943), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Красной Армии с 1919 г. В июне 1941 г. генерал-майор. С августа 1941 г. заместитель, с мая 1942 г. начальник Генштаба, с октября 1942 г. – зам. наркома Обороны СССР. Сыграл большую роль в разработке и планировании Сталинградской наступательной операции, осуществлял взаимодействие между Воронежским и Степным фронтами в Курской битве, планировал и руководил осуществлением операций по освобождению Донбасса, Крыма и Белоруссии. С февраля 1945 г. – в Ставке Верховного Главнокомандования. Как командующий 3-им Белорусским фронтом руководил штурмом Кенигсберга. С июня 1945 г. главнокомандующий войсками на Дальнем Востоке. Под его руководством проведена Маньчжурская операция по разгрому Квантунской армии.

Ответы и критерии оценки:

    1. Рокоссовский, Константин Константинович;

    2. Баграмян, Иван Христофорович;

    3. Трибуц, Владимир Филиппович;

    4. Василевский, Александр Михайлович.

По 2 балла за каждую правильно названную фамилию и до 2 – за имя и отчество (в зависимости от точности).

Максимальный балл – 16.
Задание 4. Представьте себе ситуацию, что летом 1825 г. в Санкт-Петербург из-за границы вернулся молодой сотрудник Министерства иностранных дел и оказался на заседании «Северного общества» декабристов. Там он поделился с друзьями фактами и впечатлениями о происходящих в Европе и мире событиях. Проверьте, все ли в его рассказе, приведенном ниже, соответствует действительности. Подчеркнуты сомнительные места, с которыми Вам следует согласиться, или нет, и дать этому соответствующие пояснения.
«В Европе продолжают обсуждать обстоятельства смерти Наполеона на острове Святой Елены (1). Подозрения о том, что он умер не своей смертью, мне сообщил в приватной беседе дипломат из Австро-Венгрии (2). Кроме того, Европа обеспокоена тем, что Россия отменила Конституцию, дарованную ей Польше (3), и отняла у Турции черноморское побережье Кавказа (4). Особые беспокойства по этому поводу выражает Германский император (5). Одна за другой приходят вести из-за океана о провозглашении независимости бывшими испанскими колониями(6)
Ответы и критерии оценивания:

    1. Да, Наполеон умер на острове Святой Елены в 1821 году.

    2. Нет, Австро-Венгрия получила такое название в 1867 году, в первой половине XIX века она называлась Австрийской империей.

    3. Нет, Польская Конституция была отменена в 1832 году, после поражения Ноябрьского восстания 1830-1831 гг.

    4. Нет, присоединение к России черноморского побережья Кавказа произошло по итогам Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. (Адрианопольский мир).

    5. Нет, Германская империя образовалась в 1871 году.

    6. Да, большинство испанских колоний в Латинской Америке провозгласило свою независимость к 1825 г.

По 1 баллу за каждый правильный ответ «да» или «нет», и до 2 баллов за каждое правильное пояснение.



Максимальный балл– 18.

Задание 5. Гимны России (с элементами творчества).

Познакомьтесь с ниже приведенными текстовыми фрагментами из произведений, в разное время бывшими (и являющимся) гимнами нашего Отечества. Расставьте их в хронологическом порядке по времени использования в качестве гимнов.




  1. От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!


  1. Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу, на славу нам!

Царствуй, на страх врагам,

Царь Православный!

Царствуй на славу!

Боже, Царя храни!




  1. В победе бессмертных идей коммунизма

Мы видим грядущее нашей страны,

И Красному знамени славной Отчизны

Мы будем всегда беззаветно верны!


  1. Лишь мы, работники всемирной, единой армии труда,

Владеть землей имеем право, а паразиты никогда!

И если гром великий грянет над сворой псов и палачей,

Для нас все также солнце станет сиять огнем своих лучей!


  1. Мы армию нашу растили в сраженьях,

Захватчиков подлых с дороги сметем!

Мы в битвах решаем судьбу поколений,

Мы к славе Отчизну свою приведем!


  1. _________ 2)___________3)___________4)_________5)_________

Напишите эссе на тему «Гимн Отечества как отражение его истории», используя материалы выше приведенных фрагментов и знания по истории нашей страны. По возможности укажите авторов гимнов (музыки и текстов), их названия, время и обстоятельства их использования в качестве государственных символов. Укажите, какой из гимнов здесь не представлен и почему.
Ответы и критерии оценивания.

  1. № 2; 2) № 4; 3) № 5; 4) № 3; 5) № 1. Правильная последовательность – 10 баллов. Одна ошибка (два рядом стоящих фрагмента поменялись местами) – 5 баллов. Большее количество ошибок – 0 баллов.

При оценивании эссе следует обращать внимание как на фактическую, так и на творческую сторону выполнения задания.

Критерии «фактической» оценки:



  1. авторы гимнов: «Боже, Царя храни» - муз. А.Ф. Львов, слова В.А. Жуковский; «Интернационал» - муз. П. Дежейтер, слова Э.Потье (русский текст А.Я. Коц), «Гимн Советского Союза» (Муз. А.В. Александров, слова – Г.Г. Эль-Регистан, С.В. Михалков), гимн России (Муз. А.В. Александров, слова – С.В. Михалков) – до 5 баллов в зависимости от полноты и точности;

  2. годы использования – «Боже, Царя храни» - 1833-1917; «Интернационал» - 1917-1943; Гимн СССР «сталинской редакции» - 1944-1977; Гимн СССР «брежневской редакции» - 1977-1991; Гимн России – с конца 2000 г. – до 4 баллов в зависимости от полноты и точности;

  3. не названа «Патриотическая песнь» М.И. Глинки, использовавшаяся в качестве гимна России в 1990-2000 гг., слов не имела – до 3 баллов.

Критерии «творческой оценки»:

Грамотность, логичность изложения материала, связь с конкретными историческими событиями – до 5 баллов;



Гражданская позиция – до 3 баллов.

Максимальный балл за эссе – 20 баллов.

Максимальный балл за задание – 30 баллов
Максимальный балл за работу – 100 (16+20+16+18+30)