«возможности кейс-технологий в развитии познавательной активности старшеклассников» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«возможности кейс-технологий в развитии познавательной активности старшеклассников» - страница №1/1

Петерсон И.В.

Заместитель директора по ОМР

ГБОУ ДДТ « На 9-ой линии» Василеостровского района Санкт-Петербурга

«ВОЗМОЖНОСТИ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

В условиях модернизации образования на первое место выходят такие  качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Одна из задач современного образования – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Решение данной задачи не требует от педагога формальной передачи знаний, а предполагает использование в образовательном процессе новых форм общения, инновационных педагогических игровых технологий. Большая роль сегодня отводится самостоятельной деятельности обучающихся, что становится возможным при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, технологии кейс-метода позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а обучающимся - проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. В социально-досуговой деятельности педагога-организатора также входят современные технологии, отражающие особенности среднего и старшего школьного возраста.



Говоря о новизне метода кейс -технологии можно сказать, что это своего рода ретроинновация, здесь в основе лежит некая проблемно-поисковая игровая ситуация, которая предлагается для анализа и творческого осмысления и принятия решения учащимся. Традиционно, кейсовая методика использовалась в бизнесе. Бизнес-кейс отражает конкретную бизнес-ситуацию, требующую управленческих решений со стороны менеджмента. Сегодня кейс-метод уже широко используется как педагогическая технология в самых разных областях предметных знаний (истории, математике, физике, химии), как показала практика в игровой деятельности. Анализируя различные трактовки понятие кейса под кейсом можно понимать единый информационный комплекс: описание ситуации, содержательный материал, практические задания, иллюстративный материал) .Суть технологии состоит в том, что в основе его используются описания конкретных ситуаций или случая (от английского «case» - случай, происшествие). Учащимся предлагается осмыслить предложенную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Представленный для анализа учащимися кейс (случай) должен желательно отражать интересную, соответствующую возрасту ситуацию. В описании должна присутствовать проблема, интрига или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения. В процессе работы над кейсом требуется часто дополнительная информационная информация из разных областей знаний. В конечном итоге учащиеся находят собственные выводы, решения из проблемной ситуации. Кейс-метод можно представить как систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мыслительный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейсе свои роли. Исходя из различных видов кейсов, можно задать направленность досуговой игровой программе. Говоря о классических этапах по работе с кейсом можно выделить несколько этапов: вводный - знакомство с условиями (выявление проблем), аналитический - анализ и решение проблем. итоговый - презентацию группового решения. Это уже практически некая заданная структура игровой программы, на которую можно нанизывать такие элементы как экспозицию, завязку, сюжет, игровое событие, игровой хронотип, развитие действия и др. Для педагога-организатора, несомненно, очень сложным и важным моментом является в разработке проблемных ситуаций правильное и грамотно подобранное содержание кейса, необходимо заложить факты, критерии и параметры по которым возможно выстроить логическую цепочку и проанализировав решить ее. Структура кейсов должна быть хорошо продумана и составлена. Недавно в игровую практику Дома детского творчества «На 9-ой линии» были введены новые игровые программы содержащие кейсовые технологии деловая игра «Детективное агентство» для учащихся 9-11 классов, разработанная и созданная Школьной лигой РОСНАНО под руководством доктора педагогичесских наук Е.И. Казаковой. Данная деловая игра направлена: на создание условий для приобретения знаний о российских предприятиях, занимающися разработками технологий в сфере наноиндустрии. Вызвать интерес к изучению естественно-научных предметов, профессиональное ориентирование старшеклассников. В процессе деловой игры учащиеся сразу погружаются в игровую ситуацию, т.к. становятся командами – «Детективными агентствами» , которые приглашены в секретный департамент по внедрению нанотехнологий , где открывает новый отдел и агентства конкурируют за это место. И в качестве конкурсных испытаний предлагается раскрыть некие дела. Учащиеся сразу получают роли в своем агентстве – руководителей, аналитиков и сотрудников агентства. Получают конкретную инструкцию в помощь: как действовать, алгоритм размышления, информационный сборник с описанием предприятий. Самое важное это само «дело»: некое описание случая, обращение с вещественными доказательствами: это и фотографии современных компаний, оборудования, схем технологических процессов и специальная научно-техническая информация, фотографии государственных и региональных руководителей, бизнесменов. И все эти артефакты из новейшей истории наноиндустрии надо как то понять интрпретировать в игровой ситуации неопределенности и самостоятельности. Ребята смотрят на незнакомый прибор и вспоминают физику, видит мало узнаваемую формулу вещества и надеется что поможет товарищ, встречается с наглядной схемой и включает интуиуцию, разглядывает фотографии образцов продукции и догадывается, где ее можно применить. И все это в режиме здесь и сейчас, в режиме оперативных решений, ориентированном на междисциплинарные знания. В ходе игры дается 15-20 мин на коллективный мозговой штурм, и затем 2-е дело, где ребята, поняв как работать с материалом, справляются еще быстрее. Самая главная и ответственная часть презентация раскрытия своего дела. Защита своего решения на основе доказательств. Почему они сделали такой вывод, на что опирались в своих размышлениях, представляют вещдоки. Конечно все команды получают сертификаты и поощрительные призы за работу. По итогам нескольких игр педагоги-организаторы проводили анкетирование старшеклассников и в ответах написали, что понравилось и когда поняли принцип работы и хотели бы играть еще. Вторая игра содержащая «Научные открытия для 7-8 классов принципиально не отличается, но для нее была разработана интересная игровая завязка с видеообращением от знаменитого сыщика Шерлока Холмса. Ребята также получают методом жеребьевки свое «Дело» в котором содержатся кейсы - наборы карточек, фотографий, схем, отражающие сведения о научных открытиях и великих ученых. Детям предлагаются стать коллегами знаменитого сыщика Шерлока Холмса, создать свое детективное агентство и раскрыть «Дело» определить о каком ученом идет речь и о какое открытие он совершил. В процессе этой деловой игры учащиеся знакомятся с именами таких великих ученых как Лобаческий и его теория параллельных прямых, Джеймс Максвелл, Луи Пастер, Эрнест Резерфорд, Дмитрий Иванович Менделеев, Иоганн Кеплер, Вильгельм Рентген и др. Чтобы помочь ребятам разобраться с их «дело» предлагается инструкция-обращение к юным детективам:

Уважаемые детективы!



В деле представлены рекомендации от Шерлока Холмса, которые помогут вам в расследовании ваших дел. Его знаменитый дедуктивный метод сформулирован в нескольких пунктах, следуя которым вы сможете выстроить логическую цепочку доказательств и раскрыть ваше дело. Посмотрите на предлагаемый набор доказательств (вещественных доказательств) и попробуйте определить:

    • О какой области науки идет речь: химия, физика, биология и.т.д. (если информации об этом нет в письме-обращении Шерлока Холмса)

    • В какой исторический период подразумевается (те время в которое мог бы жить человек или могло быть совершено открытие)

    • О какой стране может идти речь

    • Вычлените ключевые понятия (в том числе имена, термины, наименования, предлагаемые в представленных вещдоках)

    • Обратитесь к тексту биографий, по набору ключевых понятий попробуйте определить о каком ученом идет речь или какое конкретно открытие имеется ввиду

    • Сформулируйте ответ на письмо – обращение

    • Воспроизведите кратко цепочку тезисов-доказательств, которые привели вас этому выводу, для того, чтобы представить их аудитории.

На наш взгляд применение кейсовых технологий в досуговой деятельности для детей среднего и старшего школьного возраста имеет очень большие перспективы т.к. может быть построены как познавательные игровые программы (любой области знаний, программы по географии, истории, литературным произведениям), ограничения лишь фантазия автора-разработчика. Кейсы хорошо можно реализовывать в самых различных видах досуговой деятельности и возможны варианты использования - это и деловые игры, и длительные досуговые программы, кейс – турниры. Кейс как очень непросто разработать, но его польза в развитии детей среднего и старшего школьного возраста неоценима. Кейс-метод позволяет развивать аналитические навыки: умение отличать данные от информации, классифицировать и выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, мыслить четко и логично. Познавательная функция развивается за счет применения уже полученных знаний в новых условиях, интегрировать знания из разных областей. В процессе решения кейсов формируются творческие способности генерация альтернативных решений, которые, активизация креативности. Идет развитие коммуникативных навыков: умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать  наглядный материал, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет. Формируются социальные навыки умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя, осознание  и анализ мнения других и своего собственного. Специфика кейсовых технологий в их применении больше в средней и старшей школе, именно в этом возрасте формируется умение работать с большим объемом информации, схемами, таблицами, применять комплекс знаний из различных областей. Будучи активным методом обучения, кейс-метод позволяет в как учебном процессе, так и в игровой деятельности проявить инициативу каждому ребенку, почувствовать самостоятельность в освоении новых знаний, положений и овладении практическими навыками. Важно, что данный метод формирует интерес, позитивную мотивацию к познанию, и, в конечном итоге, формирует компетентностный подход.