«Возлюби ближнего…» (по рассказу А. Г. Алексина - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Возлюби ближнего…» (по рассказу А. Г. Алексина - страница №1/1

«Возлюби ближнего…»

(по рассказу А. Г. Алексина «Юлька»)

Цели урока:

  1. Познакомить с поздним творчеством А.Алексина, выявить идейно-художественное своеобразие творчества писателя на примере анализа рассказа «Юлька».

2. Формировать коммуникативную компетенцию обучающихся, умение проникать в ткань художественного произведения, развивать творческие способности учащихся, а также навыки работы c информацией.

3. Воспитывать чувство ответственности по отношению к окружающим, содействовать утверждению общечеловеческих ценностей.



  1. Слово учителя.

Сегодня у нас очередная встреча с творчеством уже хорошо известного нам, даже, можно сказать, любимого многими взрослыми и подростками писателя Анатолия Георгиевича Алексина. Мы обратимся к рассказу «Юлька», написанному в 1993 году, а урок наш будет называться «Возлюби ближнего…». Определив нравственную проблематику рассказа, выявив его идейно-художественные особенности, мы сделаем вывод о том, какие общечеловеческие ценности утверждает писатель в своём творчестве.

  1. Интервью. Для того чтобы понять, какое место занимает рассказ, о котором пойдёт речь, в творчестве Алексина, нам необходимо познакомиться с основными этапами творчества писателя, особенностями его мировоззрения. Сейчас вы сможете стать свидетелями встречи корреспондента школьной газеты Анастасии Козловой с писателем А. Г. Алексиным, любезно согласившимся дать интервью.

(Появляются два ученика, один, журналист – с микрофоном, на груди фотоаппарат, второй – в строгом костюме.).

Журналист: Дорогие друзья, сегодня у нас в гостях замечательный писатель, прозаик, драматург и публицист Алексин Анатолий Георгиевич. И сегодня мы поговорим с ним об особенностях его творчества.

Журналист: Анатолий Георгиевич, всем известно, что любовь к большой Родине начинается с любви к малой Родине.

Почему именно Москва и Урал стали для вас самыми близкими?



Анатолий Георгиевич: Москва – город, в котором я родился, а на Урал я был эвакуирован в годы Великой Отечественной войны. Сейчас я живу в Израиле, но не забываю свою Родину.

Журналист: Характер человека формируется под воздействием различных причин. Что повлияло на формирование вашего характера?

Анатолий Георгиевич: На формирование моего характера оказала воздействие трагическая судьба отца, ветерана революции и гражданской войны, впоследствии журналиста, репрессированного в 1937 году, а также влияние матери – доброго, мужественного человека.

Журналист: Как рано у вас проявились литературные способности?

Анатолий Георгиевич: Я начал печататься еще в школьные годы в журнале «Пионер» и газете «Пионерская правда». Писал я для детей. Но в 60-е годы 20 века начался новый этап моей творческой биографии: я начал писать повести, рассказы, пьесы, адресованные юношеству и тем, кто его воспитывает. Это и «Поздний ребёнок», и «Третий в пятом ряду», «Раздел имущества», «Безумная Евдокия», «Домашний совет», «Сердечная недостаточность».

Журналист: Критики видят своеобразие вашей прозы в остроте и актуальности нравственной проблематики. Какой урок вы хотите преподнести молодому поколению?

Анатолий Георгиевич: Своими рассказами я пытаюсь убедить читателей в том, что «с добром надо спешить, а то оно может оказаться без адресата. И ещё «дети должны уметь плакать… не только, когда разбивают коленку, но когда коленка болит у кого-то другого»

Журналист: По вашим произведениям можно судить о том, что вы изображаете коллективный портрет юного поколения

1980- 2000-х годов с позицией нравственного максимализма. Какие качества характера вы отвергаете в людях?



Анатолий Георгиевич: Расчетливость, узкий прагматизм, эгоизм, черствость и себялюбие.

Журналист: Есть ли среди Ваших произведений автобиографические?

Анатолий Георгиевич: Да, автобиографический материал вошёл в ряд моих повестей («В тылу как в тылу», «Сигнальщики и горнисты»). Черты облика моей мамы отразились во многих героинях моих произведений.

Журналист: Ваши произведения переведены более чем на пятьдесят языков. Это говорит о том, что нравственная высота Ваших произведений не оставляет равнодушным к Вам читателей практически всего мира?

Анатолий Георгиевич: Герои моих произведений просто живут, как миллионы их сверстников, той жизнью, которая требует от них прежде всего высокой ответственности, мужества, которая ставит перед ними нелегкие задачи нравственного выбора.

Журналист: Мы желаем Вам дальнейших творческих успехов. Спасибо за содержательную и интересную беседу.

Учитель: Я назвала наш урок «Возлюби ближнего…» Скажите, ребята, а что, какие черты характера наполняют это понятие? Пусть этот вопрос пока останется открытым. Я предлагаю вам нарисовать красивое сердце, в течение всего обсуждения вы самостоятельно будете наполнять его теми чертами , которые присущи главной героине алексинского рассказа. Автор ведь не случайно знакомит нас с этой девушкой. Может быть, это и будет ответом на главный вопрос.

  1. Обсуждение вопросов:



Вопросы

Особенности прозы Алексина

Черты характера героини

Кто такая Юлька? Почему автор останавливается на таком названии рассказа? О чем оно говорит?

Название произведения выражает отношение автора к героине: интерес, симпатию.




Рисует ли автор портрет Юльки или обращает внимание читателя только на отдельные детали портрета? С какой целью это делает автор?

Изображает только те детали портрета, которые помогают раскрыть внутренний мир героини.

Внутренняя красота,

самоотверженность



Что мы узнаем о жизни Юльки? О чем говорит такая особенность жизни – «воспаряла… во имя людей»?

Афористичность автора

Вера в людей,

Активная доброта

Ответственность

Терпимость



Что это за люди, которым помогала Юлька? Почему ее прозвали «неотложкой»? Какие уроки нравственности своей учительницы усвоила Юлька?

Если кому-то не хватает мужества, порядочности ответить на преданность – преданностью, на теплоту – теплом, то кто-то ведь должен восполнить эту нехватку тепла и преданности!

Не дать восторжествовать несправедливости даже в малом, восполнить образовавшийся по чьей-то вине вакуум доверия и доброты отдачей своей души и сердца – таков мотив поведения любимых алексинских героев.



Благодарность

Милосердие, сострадание Скромность




Оправдана ли, на ваш взгляд, ложь героини?

Даже короткий рассказ по своей богатой проблематике, остроте вырастает до объема романа.




Благодарны ли оказались те, кому так активно, в ущерб личной жизни, помогала Юлька? Позаботились ли они о ней, когда Юлька тяжело заболела?




Умение прощать

Ваше первоначальное представление о Кирилле Петровиче. Всегда ли доброго человека можно узнать с первого взгляда?

«Сгущение слова». Сгущая слова, автор локализует время, пространство, количество действующих лиц, тщательно отбирает детали.

Бескорыстие

Как вы думаете, счастлива ли в жизни Юлька?




Тревога за ближних

Выводы:

*Так что же значит это выражение – «возлюбить ближнего»? Вернемся к вашим сердцам, какими чертами характера вы их наполнили? А может, это и есть те нравственные ценности, которые утверждает автор не только в рассказе «Юлька», но и во всем своем творческом наследии.

* Итак, в любом произведении симпатия писателя Алексина на стороне тех, кто ни на миг не забывает, что «тем временем где-то» страдает и ждет помощи другой человек. Пока в мире есть беда, боль, неустроенность, они не ощущают себя полностью счастливыми людьми.

Можно одарить другого своей радостью, богатством своей души. Но нечем одарить, если собственная душа пуста. Именно здесь , напоминает писатель, лежит граница между добротой подлинной и мнимой, между настоящим человеколюбием и далеко не бескорыстной «жертвенностью».

*А трудно ли научиться любить человека? Ближнего? Может быть, вам поможет в этом стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!» (читает учитель).

IV. Афоризмы.

Учитель: Ребята, если вы обратили внимание, то еще одной особенностью произведений А.Алексина является афористичность речи самого автора или его героев. Какие афоризмы вы могли бы выделить в этом рассказе?

Также я просила вас подобрать афоризмы других авторов, такие, чтобы они отвечали теме сегодняшнего урока, основным нравственным проблемам произведения. Хотелось бы, чобы вы не просто прочитали, но и прокомментировали яркие фразы.




  • Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела…добро – не наука, оно – действие. (Р. Роллан)

  • Любовь к людям – это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего. (М. Горький)

  • Имей сердце, душу, и будешь человек во всякое время. (Д.И.Фонвизин)

  • Самый большой грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие – вот в чем существо бесчеловечности. (Б.Шоу)

  • Неблагодарность страшна не тем, что она обижает тех, кто отнесся к нам с пониманием и добротой, а тем, что она обделяет, обедняет нашу собственную душу. (Евг. Богат)


Анатолий Алексин. Рассказ «ЮЛЬКА».
Трудно было определить, красива она или нет: Юлька пребывала в непрестанном движении — и разглядеть лицо ее пристально не удавалось, кажется, никому.

— Сядь… Я хочу увидеть тебя, — попросил как-то сосед по дому, двадцатилетний студент, Юлькою увлеченный, но еще ею не «вовлеченный». Не вовлеченный в полет, который был для Юльки обыденностью. Хотя ничего обыденного в ней вообще присутствовать не могло. Она не порхала по жизни, как многие ее сверстницы, а именно воспаряла. И не во имя самого полета, а, как ни странно, во имя людей… Известных ей и почти неизвестных, родных и чужих.

Дом, в котором жила Юлька, был увесисто старинным, шестиэтажным, с лепными украшениями и потолками, уходившими в такую многометровую высь, что они не отражались даже в зеркальности надраенных Юлькой полов. Ее чистоплотность и аккуратность называли «болезненными»… Как здоровье, даже если оно выпирает, может быть признаком заболевания? И как болезненной может быть аккуратность? Этого бы никто объяснить не сумел.

Говорят, «точность — вежливость королей». Если так, Юлька была королевой. Пунктуальность ее многие тоже нарекли «болезненной» и «ненормальной». Такой она представлялась людям, привыкшим к бедламной необязательности. По Юльке действительно можно было проверять часы. Но это вовсе не значило, что она хоть на миг оказывалась «механизмом». Она была человеком. И это многих удивляло. Потому, видимо, что не столь уж многие люди являют собой людей в полном смысле этого слова. Или понятия…

Весь дом, состоявший, вопреки своему аристократическому величию, из коммуналок, знал, к кому надо обращаться в трудную минуту. К Юльке из двадцать первой квартиры…

Счастливые минуты и часы люди чаще всего дарят самим себе. Но тяжесть поры печальной стремятся разделить с тем, кто способен подставить плечо.

Плечи у Юльки были худенькие, но такие прочные, что не сгибались ни от какой беды человеческой, а способны были тащить беды через соленую реку страданий и слез к берегу спасения или, по крайней мере, надежды.

Первую Юлькину любовь сгубила ее пунктуальность… Когда двадцатилетний студент, выпроводив однажды своих родителей на концерт, заманил Юльку в пустую квартиру и ринулся в привычную для него атаку, она вдруг взглянула на часы и воскликнула:

— Через десять минут я должна сделать укол!

Казалось, она всадила шприц в ягодицу студента.

— Что?! Какой… укол? — Он присел от расслабляющей неожиданности.

— Какой? Укрепляющий! — ответила Юлька.

— Что… укрепляющий? — тихо проговорил он.

— Сердечную мышцу… Ты забыл об Ольге Власьевне?!

Студент не мог о ней позабыть, потому что никогда о ней и не слышал.

— С первого этажа… У нее же вчера был приступ.

— Ну и что?

— Из-за этого самого «ну и что?» вчера не приехала «неотложка». Хотя я ее вызывала.

— В наш дом «неотложка» вообще ездить не будет! — заряжаясь раздраженной энергией, сообщил он.

— Почему?

— А ты для чего?

Тогда Юльку «неотложкой» еще не нарекли. Но вскоре, с легкой руки студента, так и не дотянувшейся до Юлькиного тела, прозвище до нее дотянулось.

— А если бы в этом доме было не шесть этажей, а восемнадцать? Если бы у нас был не один подъезд, а было бы семь или девять? Как бы ты охватила своей «неотложностью» все квартиры?!. Да еще коммуналки! — ядовито, как всякий «недотянувшийся», поинтересовался студент.

— Нашлись бы и другие… Не одна же я?..

Но студент как раз был уверен, что Юлька одна. И он, похоже, был прав. Но сама Юлька не была о себе столь «особого» мнения. Она верила тем, навстречу которым устремлялась. Тем более, что даже плохие люди в те моменты, когда их спасают, становятся временно хорошими. Или такими кажутся.

Студент вскоре еще раз попытался «просветить» своих родителей, но уже не концертом, а двухсерийным зарубежным фильмом, который, как он заранее выяснил, длился более четырех часов. В тот день Ольга Власьевна поднялась на ноги… Но скоропалительно рухнула, сраженная острейшим радикулитом, Нина Борисовна. Та самая, которая в школе обучала Юльку зоологии, а вне класса приобщала ее к человечности. «Человечность», «доброта», «самоотверженность»…

Юлька терпеть не могла этих слов:

ей казалось, что чем чаще их произносят, тем меньше вокруг истинной доброты. Слова эти, как и имя Бога, она всуе употреблять не смела.

Студент оскорбился… Но что Юлька могла поделать? Извиняться у нее не было времени.

Юлька не читала Данте и не знала, что в Девятом круге «Дантова ада» мучаются «предатели благодетелей» и что именно они считаются самыми непрощаемыми грешниками. Но добро, даже самое малое, она ценила, как безграничное, и ощущала неотвязную потребность отвечать благодетелям благодеяниями.

Был, пожалуй, единственный человек, которому Юлька на добро ответила «злом». Правда, не по своей воле… Это была мать, которая умерла при родах. Отец же от горя начал спиваться… Юлька металась между маминым кладбищем, клиникой, в которой с фанатичным упорством спасала отца, больными людьми в своем старинном шестиэтажном доме и вязанием, которым занималась очень искусно, но по ночам. Вязание помогало ей не умереть с голоду, носить, а вернее, мчать по земле ноги.

В педагогическом институте Юлька училась заочно, поскольку учиться иначе ей не позволяли заботы о тех, что нуждались в ее хлопотах. Хотя сами-то они все на свете делали «очно».

Когда оказалось, что у Нины Борисовны не острый радикулит, а рак позвоночника, к которому не надо было добавлять эпитета «острый» (до того он сам по себе был безысходно страшен!), Юлька вообще переселилась к своей бывшей учительнице.

Нина Борисовна обучала зоологии, но фактически от «зоологических» проявлений оберегала… И не одну только Юльку — у нее было много учениц и учеников. Поэтому, видя, как отчаянно Юлька пытается укротить немыслимые ее страдания, учительница своим по-прежнему спокойным, все и вся умиротворяющим голосом попросила:

— Позвони кому-нибудь… из своих подруг. Не можешь ведь ты одна…

Юлька стала названивать подругам из коридора коммунальной квартиры. Голос ее становился все тише: она хотела, чтобы Нина Борисовна, возле двери которой висел аппарат, не слышала, как она объясняется с подругами и отвечает на их виноватые сообщения о занятости в институте или на работе, или в семье. Не могли они… Вот и все. Не сумели выкроить время, чтобы посидеть у постели умиравшей учительницы, которая считалась в классе «самой любимой».

Мудрый Монтень утверждал: человек, заявляющий, что всегда говорит только правду, уже лжет. Юлька врала в исключительных случаях. Тогда как раз и выпал тот самый редчайший случай. Она с не вполне убедительной, но чересчур энергичной внятностью объяснила учительнице, что уход за ней никому доверить не может: хочет только сама. Поскольку «уже научилась слушать боль», обязана «использовать опыт…».

Нина Борисовна ей поверила. У нее не было сил сомневаться, не доверять, удивляться. А вскоре и последние силы иссякли.

Хоронили Нину Борисовну Юлька и врач-онколог, пожилая, «по-юлькиному» самоотверженная женщина, не сумевшая и не желавшая привыкать к страданиям своих пациентов. Ее призванием было останавливать муки, перекрывать им дорогу… Хотя в онкологической больнице это удавалось нечасто.

Юлька накануне оповестила о похоронах своих бывших соучениц. Но все — как назло! — были заняты.

На свете нет человека без недостатков… У Юльки недостаток тоже имелся: она, находясь в непрерывном полете, не вполне плотно захлопывала за собой входную дверь своего подъезда. Возникало пространство, сквозь которое прорывались с улицы шум и ветер. Это раздражало лифтера, пенсионера-отставника, который, как говорили, служил прежде в тюремной охране и по всякому поводу непременно ворчал.

— Привык в камерах дверь затворять! — посочувствовала Юльке сердобольная Ольга Власьевна, после того как воспрянула и возродилась.

Отставника звали Кириллом Петровичем.

— Троекуров! — заметила по этому поводу Ольга Власьевна. — Ему обязательно надо отыскать своего Дубровского. Жертва ему нужна… — Ольга Власьевна была очень начитанной, а потому настырно любила обсуждать литературные и нравственные проблемы.

Постоянно куда-нибудь торопясь, Юлька забывала не только плотно захлопывать дверь подъезда, но и плотно запахивать собственное пальто. Даже в морозные дни… В конце концов эта небрежность отомстила ей воспалением легких.

Так как Юлька ничего не делала «наполовину», ее легкие воспалились чрезвычайно. Температура с Юлькиной бойкостью подпрыгнула до сорока одного.

В коммунальной квартире сгрудились пять комнат. Одну занимала Юлька, две проходных — молодые супруги с маленькой дочерью, а другие проходные — совсем еще начинающие супруги с новорожденным сыном.

Один из супругов — уже не начинающий, но еще молодой — поглядывал на Юльку по-особенному и затаенно. У нее не было времени и желания расшифровывать его взгляды. Она ведь еще не отвергла неудачливого студента. Не успев с ним ни разу поцеловаться, Юлька уже хранила ему верность. Раздваиваться в чувствах она не умела… Внутренне Юльке хотелось, чтобы «недотянувшийся» студент все же когда-нибудь до нее дотянулся.

Молодой сосед первым навестил Юльку. Он успел это сделать до возвращения супруги, заходившей обычно после работы за дочерью в детский сад. Сосед решил прикосновением губ ко лбу наиболее безошибочно определить Юлькину температуру. Почувствовав, что губы его могут невзначай переметнуться чуть ниже, Юлька резко отвернулась к стене:

— Так не надо!

Соседское сострадание сразу угасло.

— Тогда я пошел…

— Спасибо, что проведали, — без иронии произнесла Юлька.

Сосед обиженно полухлопнул дверью. Будто это к нему в часы болезни, вместо человеческого внимания, проявили внимание физиологическое.

Через час заглянула его жена:

— Ты сыта?

— Сыта, — ответила Юлька.

Потом заглянула другая соседка:

— Ну как?

— Лежу.


— А температура?

— Сейчас… не знаю.

— Надо померить. Кстати, звонила Ольга Власьевна. Желает выздоровления!

На этом забота соседей по дому и по коммуналке закончилась. Еще часа через полтора, когда Юлькин лоб пылал, а горчичники, которые она сама прилепила к телу, раздирали спину и грудь, в комнату постучали.

— Войдите, — прошептала Юлька.

Вошел отставник-пенсионер Кирилл Петрович. Он жил в доме напротив, а обязанности лифтера выполнял раз в три дня.

— Недавно сдал пост, — сообщил он по-военному. — Освободился… Вот принес тебе. — Он протянул какую-то микстуру и пузырек с пилюлями. — Мне помогает… в подобных случаях. — Еще протянул батон, масло, сыр.

— Ой, что вы? Так много?! — Юлька приподнялась и погладила его по рукаву затертого кителя без погонов. — Это замечательные лекарства! — разглядев микстуру и пузырек, воскликнула она. — Очень нужные мне… Прямо в точку!

— Мы, артиллеристы, всегда должны в точку, — пробурчал он. — А если не в точку, стало быть, «по своим»…

Значит, он был артиллеристом, а не тюремщиком?

Температура ее благодарности, кажется, все более возрастала.

Но и к другим людям Юлька не имела претензий. Она вообще не привыкла кому-либо их предъявлять. Разве что только себе самой…

1993 г.

по рассказу Н.Серединой «Добрая учительница»



Галина Валерьевна Дулова,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 3 с углубленным изучением

отдельных предметов

Бугульминского муниципального района

Республики Татарстан

I.Подготовительная работа.

1.        Учащиеся знакомятся с рассказом Н.Серединой «Добрая учительница».

2.        Учитель предлагает учащимся дома написать отзыв о прочитанном произведении.

1.        В каком мире живет Игорь?

2.        Хорошо ли в этом мире мальчику?

3.        Как автор относится к Зое Ивановне и маме Игоря?

4.        Почему в трудную минуту Игорь вспоминает о Зое Ивановне?

5.        Какой урок преподносит Зоя Ивановна нам, читателям?

6.        Нужно ли милосердие сегодня?

7.        Какие синонимы к слову милосердие можно найти в тексте, какие ещё ты добавил бы сам?

8.        Понравился ли тебе рассказ? Чем? Почему?

3.        Группа ребят (социологи) проводят анкетирование.

Вопрос первый. Какие качества вы цените в окружающих вас людях, расставь в порядке убывания: гордость, настойчивость, пунктуальность, доброта, расчётливость, интеллектуальность, любопытство.)

Вопрос второй. Какие качества ты хотел бы иметь у себя, чтобы быть счастливым, расставь в порядке убывания: целеустремлённость, жалость, практичность, чувство собственного достоинства, любознательность, отзывчивость, хитрость.

Анкеты обработать на компьютере, построить диаграммы.

4.        Учащиеся, исполнители ролей Зои Ивановны, мамы Игоря, учительницы, соседки Игоря, составляют монологи литературных героев.

5.        Группа учащихся (эксперты) готовит сообщение о современном обществе, характеризуют сегодняшнюю молодёжь, говорят о способах духовного выживания.

6.        Лексическая работа:

а) подбор синонимов к слову жалость,

б) определение лексического значения слов комфорт, уют.



II.Музыкальное оформление.

Булат Окуджава «Песенка об открытой двери»,

Ж.Бичевская «Мы лишь на миг приходим в этот мир» (сл. В.Сергеева)

III.Ход занятия.

-          Вопросы бытия, смысла жизни издавна волнуют человека. Выбор нравственных принципов, по которым собираешься жить – очень важен для каждого из нас. И тем более он важен для вас, юношей и девушек, «обдумывающих своё будущее житьё». Многие из вас задают себе вопросы: «Что я за человек?», «Каким человеком я хочу стать?».

Наша тема не случайна. Мне её подсказал социологический опрос, проведённый в вашем классе. Слово социологам. Они ознакомят вас с результатами анкетирования и своими выводами.

Социологи. Анкетирование было проведено в … классе …2002года, участвовало … человек. Учащимся было предложено два вопроса (см. выше). Результаты анкетирования мы обработали на компьютере, получилась следующая диаграмма. … Вывод: подавляющее большинство опрошенных ждут от окружающих доброты, но сами видят себя только целеустремлёнными и настойчивыми. В связи с этим хотелось бы напомнить одну библейскую истину: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

-          Результаты опроса показали, как высоко ценится добрый человек. Какого человека мы называем добрым? (…который нас понимает, не обижает, сочувствует, помогает, …который может пожалеть…)

-          Всё это происходит, если ты любишь человека.

Тема: «Умей любить человека».

Эпиграф: «Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал

людям хоть каплю добра.» (Л.Толстой)

«Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его

душу, видеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.»

(В.А.Сухомлинский)

-          Что общего в словах Л.Толстого и В.А.Сухомлинского?(оба автора

отмечают, что добр тот, кто отдаёт себя людям)

-          Является ли это нормой нашей жизни? Попытаемся понять это и обратимся к творчеству современной писательницы Н.Серединой. Вы прочли рассказ «Добрая учительница».Сегодня к нам в гости прошли люди, с чьими судьбами мы соприкоснулись, люди, которые стали свидетелями трагедии. Первый наш гость – Зоя Ивановна.(Выходит ученица, волосы собраны , очки, на плечах – шаль.) Зоя Ивановна, расскажите о себе, о своём знакомстве с Игорем.



Зоя Ивановна.В школе я проработала 36 лет , всю свою жизнь. Даже теперь просыпаюсь с мыслью: «Не опаздываю ли я на урок?». А вот вышла на пенсию…, тут дочь с десятилетней внучкой уехали…и я почувствовала себя ненужной, жизнь стала казаться пустой. Поэтому я решила взять ученика. Дала объявление в газету. Уступила веянию времени и написала: репетитор. Хотя это латинское слово обозначает того, кто повторяет; наше слово - учитель - куда лучше. Оплату назначила в два раза меньше, чем все. Ведь эти занятия и мне самой нужны.

-          Зоя Ивановна, почему вы стали заниматься с мальчиком, ведь вы хотели заниматься с девочкой?



Зоя Ивановна. Да, это так. Но когда я увидела веснушчатого, улыбчатого мальчика, у которого даже мочки ушей были в игривых весенних пятнышках, да и имя такое же игривое - Игорёк, не смогла не согласиться.

-          Ещё один наш гость. Это учительница Игоря в его школе. (Выходит ученица, в руках классный журнал, указка.) Расскажите и вы нам, пожалуйста, об Игоре.



Учительница. Игорь заканчивает 3ийкласс. За три года он научился только читать по слогам. Пишет плохо, до сих пор путает заглавные Е и Э. Диктую: «Ель.» А он спрашивает: «А в какую сторону писать?» В школе постоянно рассказывает об отце…А вызываю отца в школу …приходит мать…говорит: «Нет у него отца.» Странная семья…

- А какое впечатление у вас сложилось о матери Игоря?



Учительница. Ну что вам сказать о ней? Женщина порядочная. О сыне заботится…он всегда лучше всех в классе одет…накормлен…Хотя вряд ли это можно назвать истинной заботой…

-          Разные люди об одном мальчике рассказывают по-разному. Какой же Игорь, почему его семья странная? Выслушаем соседку. Иной раз соседи о нас знают больше, чем мы сами. (Выходит ученица, клипсы, бигуди, в руке – семечки.) А как вы считаете, случайно ли то, что произошло?



Соседка. Да ничего семья не странная. Слышала я, что вы тут говорили. (Поворачивается к учительнице) Сегодня многие так живут. Ну, развелись. А детей и мебель поделили поровну. Дочь сейчас в интернате…а Игорь ведь маленький ещё – так его с матерью оставили. Да это только так говорится - с матерью. Она ведь только собой занята. Готовить и то не умеет: магазинные котлеты пожарит, да компот сварит – и всё. А мальчишка всегда один: то он в школе, то видик смотрит, то у репетитора, то во дворе с ребятами. А когда ребёнок без присмотра – с ним обязательно что-нибудь случается.

(Выходит ученица, шляпка, перчатки)

-          А вот и мама Игоря. Скажите, вы были довольны работой Зои Ивановны?



Мама Игоря. Да, она для нас была настоящей находкой. Ведь у Игоря проблемы в школе. А я-то целый день на работе. Деньги ведь с неба не падают. А тут и репетитору – заплати; и куртку новую – купи… и видик у нас не какой-нибудь, а японский. Тут любят судачить (оборачивается к соседке), что я ребёнком не занимаюсь. Но это не так! Я и репетитора нашла, и к психотерапевту отводила: теперь занимаюсь с ним по Бутейко, и хвойные ванны мы с ним принимаем. Голодным он не бывает. В комнате его – всё, как у людей. Кто ещё больше может для ребёнка сделать?

-          Трудно из рассказов наших гостей понять, случайно ли то, что произошло с Игорем, или это закономерность? Попробуем разобраться по тексту рассказа, попробуем понять авторскую позицию. Спасибо гостям, они нам помогли представить героев произведения.

-          Итак, рассказ начинается с телефонного звонка. Каково первое желание Зои Ивановна, когда она слышит голос мамы Игоря? (Сказать о своём твёрдом решении не продолжать занятия.)

-          Были ли у неё причины прервать занятия? (Да, в Игоре было много



такого, что отталкивает человека. Например, у Игоря не было носового платка, капли из носа падали прямо на тетрадь, а Зое Ивановне оставалось только промакивать их; его «недетский смех» вызывал неприязнь; он без стеснения рассматривает лицо Зои Ивановны, ставит в неловкое положение своими вопросами: «А вы не боитесь, что вас обворуют?», «А почему вы не краситесь?»; Игорь утомляет своими бесконечными рассказами о боевиках, о…пипетках, лезвияхи их использовании.

-          Согласна, Игорь утомляет всех своими разговорами. Но все по-разному относятся к этому. Почему Зоя Ивановна всё - таки выслушивает Игоря, и очень внимательно? ( Она понимает, что



человек должен иметь возможность выговориться. Автор даёт нам возможность услышать её мысли: «Если он не выговориться, то заболеет».

-          А как к его речи «взахлёб», перескакивая с одного на другое, относится его мама?(Она отводит его к психотерапевту, она



«дышит с ним по Бутейко». Она лечит его, когда нужно просто выслушать.

-         Итак, Зоя Ивановна, услышав голос мамы Игоря, собралась отказать, но не отказала, хотя и не размышляла долго. Почему?



(Ответ на этот вопрос даёт нам автор. «Она почувствовала беду». Это же мы видим в эпиграфе.)

-          В рассказе не много героев. В своих отзывах вы отметили, что Зоя Ивановна и мама Игоря противопоставлены. Как называется такой приём? Н.Середина добивается яркого противопоставления не использованием антонимов, здесь антитеза не лежит на поверхности. Рассмотрим один эпизод. Найдите описание мамы Игоря, когда она впервые появляется в доме Зои Ивановны.



( «Мать его высокая стройная женщина-фотомодель, казалась молодой рядом с сыном. Шляпка с загнутыми полями. Сапоги на высоком каблуке. Длинное светлое пальто».)

-          «Фотомодель» - это род занятий?



(Здесь - нет. Написание слова подсказывает нам, что это не профессия для неё. Слово «фотомодель» является приложением, т.е. определением к слову «женщина». О ней говорят как о человеке, который занят только своей внешностью. По описанию, мы понимаем, что во всём её интересует только внешняя сторона жизни.)

-          А какая сторона жизни больше интересует Зою Ивановну?



тексте мы читаем: «…мысли, её верные помощники…» , или «Когда оставалась одна, старая учительница долгими вечерами думала.»)

-          Найдите ещё эпизоды, где образы Зои Ивановны и мамы Игоря противопоставлены.



(Вот Игорь рассуждает: «Можно так накраситься, что лицо будет ровное, гладкое». И мы срезу представляем лицо мамы Игоря, похожее на маску. А вот ответ Зои Ивановны на бестактный вопрос Игоря о том, почему она не краситься: «Времени нет». И мы представляем морщинки, говорящие о переживаниях, седину, ямочку на подбородке, родинку – т.е. живое родное лицо.

Интересно наблюдение автора, когда она описывает, что волновало героинь, узнавших о трагедии. Мама Игоря переживает, что испорчена импортная куртка, Что в трудную минуту сын вспомнил не о ней , а о Зое Ивановне. Учительницу же волнует другое: жив ли , целы ли глаза. И ещё: «Она боялась, что не сможет скрыть на своём лице жалость».)

-          Анализируя литературное произведение, мы говорим о временной и пространственной его организации. О каком времени рассказ?

-          Вы уже имеете определённый жизненный опыт, читаете газеты, смотрите телепередачи, наблюдаете за жизнью окружающих людей, попробуйте определить, в чём особенность нашего времени, охарактеризуйте его.

-          Слово эксперту. Посмотрим, подтвердит ли он ваши характеристики.



(Эксперт – ученик, получивший задание заранее.

Наше современное общество, как и любое, делится на три класса: богатый, средний, бедный. В российском обществе, увы, преобладает последний. Он составляет 80 процентов от всего населения страны. Понятно желание бедных стать состоятельными людьми. Но каждый человек добивается этого по-разному. Кто-то – усердно работая, Кто-то ищет путей полегче.

Постиндустриальная революция привела нас к преобладанию средней и мелкой промышленности, позволила каждому человеку стать мелким и средним предпринимателем. Следовательно, растёт конкуренция. Что делать? Ответ прост: производить лучше, чем у других. Конечно, этого нельзя добиться, не прибегая к усовершенствованию технологии, улучшению качеств и свойств товара

Но, на мой взгляд, даже при выполнении всего этого вы не добьётесь успеха, если у вас нет сильного, целеустремлённого характера.

Если обратить внимание на западную модель экономики, то вы не встретите ни одного успешного предпринимателя не эгоиста. Многие психологи мира сходятся во мнении: наличие эгоизма в характере любого человека, мечтающего добиться успеха, является одной из основных его черт. Это, в конце концов, приведет личность к заданной цели. Делаем вывод: нашему российскому обществу требуются эгоисты.)

-          О тяжёлой политической ситуации можно говорить много. Сегодня люди стремятся выжить любой ценой. Это отражается на отношении людей друг к другу. Часто в жизни мы встречаемся с чёрствостью, жестокостью людей. Тем паче, что сегодня волчьи законы активно пропагандируются средствами массовой информации (телепередачи «Слабое звено», «Последний герой»). Нормой становится то, что человек живёт сам по себе, существует в своей оболочке. В такой ситуации страдают, прежде всего, дети.

Если с временной организацией теперь всё понятно, то пространство в рассказе определить сложнее. Попробуйте определить, где происходит действие.

-          Пространство в рассказе – это наша жизнь, которую условно можно разделить на мир взрослых (его мы уже охарактеризовали) и мир детства, т.е. мир сказки, мечты, волшебства и сладостей. В каком мире живёт Игорь?

-          Каково мальчику в этом мире? Принимает ли он правила игры? (Здесь ваши мнения могут разделиться.)

(Да! Он уже знает эти правила, в этом мире ему хорошо.

Он привык к жестокости: учит сестру приёмам борьбы, носит с собой всегда лезвия, чтобы мстить, на ночь перед сном – (не сказки) боевики.

Он привык ко лжи: помогает маме перекладывать тени в косметических наборах – остальное, т.е. ненужное, она продаст.

Нет! Ребёнок не может к этому привыкнуть, ему плохо в этом мире взрослых. Он стремиться к другим людям. Мама – самый близкий человек, и мамой Игорь называет, правда случайно, Зою Ивановну. А может быть и не случайно, ведь когда он попал в беду, он тоже вспомнил Зою Ивановну.

И в сочинении на вопрос о том, какие люди тебе больше всего нравятся, написал: «Мне нравятся честные люди, и люди, которые жалеют других»)

-          Почему же на этот вопрос два разных ответа?



(Игорь ещё не вполне сложившийся человек, он только выбирает дорогу в жизни. А то, какую дорогу он выберет, зависит от взрослых.)

-          Раз уж мы заговорили о пространственной организации произведения, то нужно заметить, что в рассказе есть важный пространственный символ. Где живёт мальчик, где его место в квартире? Как определяет это место Зоя Ивановна?



(Игорь живёт на балконе, говорит: «У меня такая комната». А Зоя Ивановна думает: «Балкон – это не русская печь посреди хаты, так воспеваемая в русских сказках…Балкон – это стекловата…Стекловата, каучук…»)

-          Как Игорь рассказывает о своём уголке? Какое слово он повторяет, но в его устах оно кажется совсем чужим?



( «Там комфорт сделали.» Видно, что слово комфорт Игорь повторяет за взрослыми, за мамой.

Комфорт – это такие условия жизни, которые обеспечивают внешнее удобство и красоту. Комфорт «сделали», а вот уют забыли. Уют – это тоже определённые условия жизни, но они составляют красоту и порядок, приятные для души, Уют – это тепло.)

-          Только ли о пространственном уюте это произведение?



(Это произведение о душевном тепле, об уюте в отношениях между людьми. Ни бетон, ни стекловата не могут создать дом. Дом – это не вещи, это люди, их тепло.)

-          Обратимся к композиции рассказа. Как построено повествование? Почему именно так?



(Автор ведет рассказ об определённых событиях не в хронологическом порядке. Первое – звонок как сигнал бедствия. Второе – (именно здесь автор нарушает хронологию) рассказ о тех людях, с которыми случилась беда, которые нуждаются в помощи. Третье – решение Зои Ивановны не отказываться от занятий, она отправляется в больницу к Игорю. Думаю, что автор таким построением повествования говорит читателю, что помогать нужно любому человеку, независимо от того, симпатичен он тебе или нет.)

-          Ещё одна композиционная особенность: в рассказе не много героев, но автор даёт нам возможность услышать мысли только одного из них. Почему?



(Мы слышим мысли только Зои Ивановны. Это неслучайно. Мы видим, что героиня не спешит судить людей, не осуждает их, а старается понять и помочь. Мы видим, что её доброта – не маска. Перед нами добрый человек.)

- Рассказ Н.Серединой небольшой, но тем ценнее в нем каждое слово. А финальные строки звучат как гимн милосердию и состраданию. Прочтите последний абзац, обратите внимание на последнее словосочетание.



(«Учительница не заметила , как прошла три остановки от своего дома до больницы, пока она ещё не знала, что скажет мальчику, какими словами поддержит его, но чувствовала, что теперь не сможет отказаться, чувство какое-то особое наполняло её, наверное, материнская жалость». Обычно слово материнская употребляется со словом любовь. Следовательно, для Н.Серединой жалость – это и есть любовь.)

-          Есть в этом отрывке ещё очень важные слова… «поддержит его» …в чём?



(Ведь Игорь в больнице. Его нужно поддержать.

А я думаю, что здесь не только о больнице. Это вообще о будущем. Зоя Ивановна поддержит его в этой жизни, она научит его любить людей, с добром идти по жизни.)

-          Как вы думаете, почему рассказ называется «Добрая учительница»?



(Да, сегодня Зоя Ивановна не работает в школе, она – пенсионерка, она – репетитор. Но всё-таки она остается Учителем, потому что учит добру, учит любить человека.)

-          Эти слова и есть тема нашего урока. Героиня рассказа поверила в то, что из мальчика получится настоящий человек, добрый, отзывчивый. А это иногда очень важно - чтобы тебе поверили. Такая вера укрепляет человека. ( Звучит стихотворение К.Ваншенкина «Мальчишка»

-          Сегодня мы попытались исполнить произведение Н.Серединой. Именно исполнить – я не оговорилась. Марина Цветаева писала: «Книга должна быть исполнена читателем, как соната. Знаки – ноты. В воле читателя осуществить их или исказить». Многие из вас сумели самостоятельно правильно исполнить это произведение, некоторые сфальшивили, т.е. чего-то не поняли. Но по вашим отзывам я поняла: равнодушных не было.

Сюжет достаточно простой. Но дело в том, что таких « простых» сюжетов слишком много в нашей жизни. И, как правило, все они заканчиваются трагедией. (Шарафутдинова Р.)

Игорь остался совсем один в огромном, сложном для детского понимания, мире. Он берёт от жизни лишь плохое, ведь этому научиться легче…Психотерапевтами и хвойными ваннами нельзя исполнить обязанности мамы. (Прохорова В.)

Детям нравится, когда их не только слушают, но и слышат. (Лунева И.)

Мама Игоря всегда занята чем-то…она всегда на работе. Работа для неё важнее семьи. А Зоя Ивановна, проработав тридцать лет в школе, находит время и на свою семью, и на чужих детей. (Бренделёва В.)

Создаётся впечатление, что сын для неё – это лишь остаточный результат от неудачного брака.(Плаксина А.)

Автор не зря приводит нам одну маленькую, но важную деталь. Первым словом мальчика было «дурачок». Почему? Да потому, что это слово небрежно бросил ему отец, не захотев тратить на ребёнка время. Этот рассказ – повод задуматься будущим родителям. Произведение маленькое, но глубокое и печальное. Но не из-за несчастного случая. Оно печально по сути проблем, поднятых автором. Я возмущена: зачем иметь детей, если ты не готов посвятить им всю свою жизнь?! (Заяц А.)

Зоя Ивановна преодолела неприязнь, порой возникающую. Она милосердна к людям, и Игорь платит ей тем же. (Серова Ж.)

О чём этот рассказ? О милосердии. В самом тексте этого слова нет. Автор говорит по-разному: участие, тревога за людей, терпение к непоседливости ученика, материнская жалость. (Плаксина А.)

Сейчас сочувствие принимают за слабость, а слабых всегда подавляют сильные. Люди, которые имеют сочувствие, жалость, стараются не показывать своих чувств. Это и является главной проблемой человечества сегодня. (Шарифуллина Р.)

-          К нам на урок пришли журналисты, они тоже интересуются данной проблемой. (Появляются ученики.



Один – с микрофоном, другой – с видеокамерой. Проходят по классу, задают вопросы:

-Как вы считаете, название «Добрая учительница» удачно?

-Как вы думаете, добренькие смогут выжить в нашем мире?

-А как думаете вы, трудно ли научиться любить людей?

-(учителю) Трудно ли избавиться от эгоизма?

-          Трудно. Но вполне возможно. Я расскажу вам притчу.

Горчичное зёрнышко.

(Пересказ притчи достаточно вольный.)

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала – жизнь её была нелегка. Она попросила Будду помочь ей. Тот ответил, что её жизнь едва ли отличается от жизни других людей. Женщина не стала его слушать – горести её были слишком велики. Тогда Будда пообещал излечить её печали, если она принесёт горчичное зёрнышко из дома, в котором никогда не знали горя.

Ободрённая словами самого Будды, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём.

Много позже он встретил её опять – женщина полоскала в реке бельё и напевала. Будда сразу понял, что произошло, но всё-таки спросил, смогла ли она найти дом, жизнь в котором была бы счастливой и безмятежной.

«Нет, - ответила женщина. – Куда бы я ни приходила, я сталкивалась с горестями куда тяжелее моих!»

«Ты будешь искать ещё? – спросил Будда.

«Потом, - сказала женщина, - пока что я должна помочь вон тем людям. Им повезло ещё меньше, чем мне.»

«Знаешь, тебе уже не требуется горчичное зерно, - решил Будда».

-          Ребята, оглянитесь, всмотритесь в тех, кто рядом, почувствуйте людей, распахните свои сердца, впустите доброту, и не забудьте сами одарить добротой людей.



Звучит песня.