Восстание декабристов и его историческое значение Николай II общественное движение первой половины XIX века - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Восстание декабристов и его историческое значение Николай II общественное движение - страница №2/2


Внешняя политика

Задачи:

  • выход из международной изоляции после Крымской войны, возвращение Черноморских проливов

  • восстановление авторитета России на международной арене

  • закрепление границ Средней Азии, Восток

1859 Россия и Франция заключили договор о сотрудничестве

1863-1864 восстание в Польше вмешательство Англии и Франции, следовательно сближение России и Пруссии

1870 на Лондонской конференции России сняла с себя обязательства по Парижскому мирному договору

1873 встреча трех императоров Россия Пруссия Австрия (1878 распад союза)



1850-1860 Кавказские войны

1865 образование Туркестанского генерал-губернаторства

1868 Бухарестское ханство

1873 Хивинское ханство

1876 Кокандское ханство

1881 Туркменское ханство



1877- 1878 русско-турецкая война

1877 – захват Шипкинского перевала

1877 осада Плевны

1878 – Сан-Стефанский мирный договор (Россия – Бессарабия, Закавказье)

Расселение, освоение о-в Курилы, о-ва Сахалин

1857 договор России и Японии (Сахалин – России, Курилы – Япония)

1858 Айгунский мирный договор Россия и Китай граница по р. Амур. Уссурийский край совместные территории

1860 Пекинский договор Уссурийский край перешел к России

1867 продажа Аляски 7.2 мил долларов



Александр III 1881-1894

Реформы:

1881»Манифест о незыблемости самодержавия

1881 положение о мерах государственной безопасности

1881 отмена временнообязанного состояния, выкуп земель

188 отмена подушной подати

1893 ограничение выхода крестьян из общины

1882 запрет на труд детей до 12 лет

1884 университетский устав (лишение университетов автономии)

1887 закон о кухаркиных детях – запрет на образование детей низших слоев общества

1890 положение о земских учреждениях

1892 городская контрреформа (увеличение имущественного ценза)

Финансовая политика

Н.Х Бунге

1881-1887



И.А. Вышнеградского

1887-1892



С.Ю. Витте

1892-1917



  • реформирование налоговой системы

  • повышение косвенных налогов

  • рост пошлин

  • сокращение армии

  • накопление средств игра на бирже

  • повышение таможенных пошлин

  • частное предпринимательство

  • жесткая налоговая политика

  • увеличение таможенных пошлин

  • денежная реформа

  • привлечение иностранного капитала.

Внешняя политика



Общественное движение

Консерватизм:

Представители - государственные деятели, литераторы и философы - К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, В.П. Мещерский, А.А. Фет, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, в своих работах развивали традиции Погодина, Шевырева и Уварова.

Основные положения консерватизма. Это направление не было единым в идейном отношении. Его представители высказывали различные мысли, но для всех был характерен ряд общих идейных установок:


  • во главу угла ставилась русская национальная идея, представления о превосходстве русского образа жизни, русской религиозности, русского общественного устройства;

  • основным идеологическим принципом оставалась триединая формула - самодержавие, православие, народность, основной задачей - сохранение незыблемости самодержавия как основы существования российского национального общества и единственного выразителя интересов народа;

  • отрицалась необходимость культурной и идеологической европеизации России, т. к. считалось, что она могла вызвать социальные конфликты и национальную катастрофу. Буржуазная и католическо-протестантская Европа воспринималась как антипод и враг патриархальной и православной России;

  • подвергались острой критике реформы Александра II, в которых консерваторы видели отступление от естественного пути развития России;

  • сохранялась вера в национальное превосходство великороссов, уверенность в мессианском предназначении России.

В то же время некоторая часть консерваторов осознавала неизбежность перемен. Различные представители этого крыла консерватизма (П.А. Шувалов, И.И. Воронцов-Дашков, Н.П. Игнатьев и др.) в 60-80 гг. предлагали ограниченные реформы, вплоть до создания представительного совещательного органа.

Деятельность консерваторов. Русский консерватизм не получил в то время организационного оформления, прежде всего потому, что это направление открыто поддерживалось самодержавием и не нуждалось в организации, к тому же нежелательной с точки зрения властей.

Но деятельность консерваторов не сводилась к публикации книг и статей (в изданиях Каткова Русский вестник, Московские ведомости, Мещерского Гражданин и многих др.). Некоторые представители консервативной общественной мысли оказывали влияние на царя и его окружение. Особенно значительным было воздействие Победоносцева на Александра III.



Либерализм

Представители либерализма в России были, в основном, представители научной и творческой интеллигенции - Б.Н.Чичерин, К.Д. Кавелин, М.М. Стасюлевич, А.М. Унковский, И.И. Петрункевич, И.С. Тургенев. Но определенное место в либеральном движении занимал ряд либерально настроенных высших чиновников, в том числе министры - М.Т. Лорис-Меликов, Н.А. и Д.А. Милютины, А.А. Абаза, пытавшихся в своей государственной деятельности осуществлять некоторые свои убеждения.

Идейные установки либералов. Либеральная мысль не была единой, но характеризовалась при этом многими общими положениями:

  • необходимо утверждение свободы, обеспечение прав личности, защита частной собственности;

  • следует создавать представительные органы власти, начиная с земства - места сотрудничества представителей всех сословий, школы конституционализма, и завершая общерусским парламентом;

  • наиболее оптимальной формой государственного устройства страны либералам представлялась конституционная монархия, но переход к ней многими из них оговаривался необходимостью создания соответствующих социальных и культурных предпосылок, без которых Россия при ослаблении центральной власти, по их мнению, могла оказаться жертвой безудержной народной стихии (к 70-м годам признавали невозможность введения Конституции)

  • следует европеизировать Россию, распространять образование и научные знания;

  • Россия должна развиваться лишь эволюционным путем с помощью реформ сверху;

  • недопустимы как репрессии и произвол самодержавия, так и революционное насилие радикальной интеллигенции;

  • общество должно готовиться к деятельности в условиях гражданских и политических свобод;

  • основная задача интеллигенции, с одной стороны, просвещать народ, способствуя формированию личного начала в народной среде, а с другой - воздействовать на власть, склоняя ее к продолжению либеральных реформ, но лишь мирными средствами.

Деятельность либералов.

Русский либерализм не был организационно оформлен и проявлялся не в открытой политической деятельности, а в активности земств, либеральной публицистике, академических исследованиях и салонных дискуссиях, реформаторских усилиях наиболее прогрессивных сановников.

Основная его особенность заключалась в специфике социальной базы либерализма в России. Либеральное течение не было связано, как на Западе, с широкими слоями предпринимателей, и опиралось на передовую часть земского дворянства и интеллигенцию. Этим объясняется, в частности, то, что до начала ХХ в. либерализм носил скорее идейно-нравственный, а не политический характер. Отличало его также отношение к самодержавию, в котором до начала ХХ века либералы видели единственную силу, способную осуществить модернизацию России, сохраняя при этом социальную и политическую стабильность.

Русские либералы занимались активной просветительской деятельностью, надеялись со временем подготовить общество к восприятию либеральных ценностей, выступали сторонниками модернизации страны. Либеральная мысль была широко представлена в публицистике того времени. В разное время либералами издавались журналы Отечественные записки, Русский вестник, Вестник Европы, Русская мысль, газеты Голос, Молва, Земство, Русские ведомости.



Революционеры

Народничествополитическое течение интеллигенции, рассматривавшее народ, крестьянство как реальную политическую силу и стремившаяся сделать ее организованной.

Основоположниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, которые в 1850-х гг. разработали его основные теоретические положения. Герцен и Чернышевский резко критиковали существующий крепостнический и самодержавный строй, они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Однако многие адепты классиков народничества истолковали их теорию как призыв к народной революции. Основными идейными принципами народничества являлись:



  • отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его развитие в России;

  • стремление создать социалистическое общество, как систему общественных отношений, основанных на справедливости и коллективизме;

  • лишь в солидарном и справедливом обществе существуют условия, обеспечивающие всестороннее развитие личности;

  • идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму;

  • представление о русском крестьянине как о человеке будущего, социалисте по природе;

  • критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления, отрицание до конца 1870-х гг. значения политической борьбы за свободы и права личности.


Течения народничества


М.А. Бакунин

П.Л Лавров

Т.Н. Ткачев

бунтарское

пропагандистское

заговорщическое

главная несправедливость - социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство;

-поэтому цель борьбы - не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового. Пролетарское государство, считал Бакунин, - худшая форма государства, в котором пролетарии перерождаются, и его создавать нельзя;



-основное средство борьбы - революционный бунт народа. При этом, крестьянство постоянно готово к бунту и требуется не длительная пропаганда, разъяснение, а агитация, призыв к бунту;

-после революционной ликвидации государственности и неравенства народ самоорганизуется в федерации общин уездов, губерний России, славянского мира. В конце концов будут созданы анархистские Соединенные Штаты Европы и всего мира.




интеллигенция смогла умственно развиться, т.к. была освобождена от физического труда, который выполнял забитый и необразованный народ. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг;

-народ, крестьянство, не готово к социальной революции. Поэтому главная задача интеллигенции - длительная пропаганда идеи социализма в народе, ибо без нее выступления масс примут крайне насильственные, бунтарские формы и могут привести лишь к изменениям форм собственности и власти, а не к установлению гуманных социалистических отношений;

- внесение социалистического сознания в массы должно обеспечить социалистический характер грядущей революции, свести к минимуму ее неизбежные насильственные формы;

-для пропаганды и организации народных сил надо создать партию, объединяющую в своих рядах интеллигенцию и наиболее развитых представителей народа, продолжающую и после революции руководить строительством социализма;

- после победы народа необходимо сохранение государственного элемента, роль которого будет уменьшаться по мере утверждения социалистических отношений;

-социалистическое общество может развиваться только при обеспечении свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива.


главная несправедливость - социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство;

-поэтому цель борьбы - не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового. Пролетарское государство, считал Бакунин, - худшая форма государства, в котором пролетарии перерождаются, и его создавать нельзя;



-основное средство борьбы - революционный бунт народа. При этом, крестьянство постоянно готово к бунту и требуется не длительная пропаганда, разъяснение, а агитация, призыв к бунту;

-после революционной ликвидации государственности и неравенства народ самоорганизуется в федерации общин уездов, губерний России, славянского мира. В конце концов будут созданы анархистские Соединенные Штаты Европы и всего мира.




1863-1886 организация Н.А. Ишутина . В 1866 г. член организации Д.В. Каракозов совершил безуспешное покушение на Александра II.
1869 «Народная расправа» С.Г. Нечаев «Катехизис революционера». Нечаев отрицал какую-либо этику, полагая, что цель оправдывает средства. Ради интересов революционного дела он пошел даже на организацию уголовного преступления.

1861-1864 «Земля и воля»

  • Созыв Народного собрания

  • демократическая республика

  • передача крестьянам земли

  • самоуправляющиеся общины

Методы: пропаганда, 1863 народное выступание
1871-1874 кружок Чайковцев «Хождение в народ»

1876-1879 «Земля и Воля» М.А. Натансон, В.Н.Фигнер, А.Д. Михайлов, С.А. Перовская

  • землю крестьянам

  • самоуправление

  • демократия

  • отказ от террора

Методы: пропаганда через «Хождение в народ»

I этап: 1874-1875 пропаганда

II этап: 1876-1879 поселения

Распад «Земли и Воли» из-за тактики в 1879

  1. Народная воля 1879-1883 (террор) – Н.А. Морозов, ВН. Фигнер, А.И. Желябов, С.Л. Перовская

Народовольцы ставили своей целью:

    • революционный захват власти;

    • созыв Учредительного собрания;

    • утверждение политических свобод;

    • построение, в перспективе, общинного социализма.

Основным средством признавался политический переворот с помощью армии и при поддержке народа.

Для дезорганизации власти использовался и индивидуальный террор, который, постепенно, вовлек в себя все силы партии и стал главным средством политической борьбы. Было предпринято несколько попыток цареубийства, в частности, подготовленный С.Н. Халтуриным взрыв в Зимнем дворце в феврале 1880 г. 1 марта 1881 г. Александр II был убит, но революции или ожидаемых народовольцами массовых выступлений народа не произошло, а организация, в итоге, была разгромлена полицией.




  1. Черный передел 1879-1883 (пропаганда)- Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч

Целью своей деятельности считали подготовку крестьянской революции - бунта при помощи пропаганды в деревне. В 1883 г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу "Освобождение труда" - первую русскую социал-демократическую организацию.

Теоретики либерального народничества:

  • осуждая капитализм, пытались обосновать преимущество мелкого производства, основанного на общинных или артельных началах;

  • доказывали возможность мирного перехода к социализму в результате реформ, проводимых правительством. Они считали, что марксизм в крестьянской России не применим, а попытки его утверждения приведут к установлению диктатуры меньшинства над большинством населения;

  • считали идеалом общественного устройства гармоничное сочетание свободы личности и общинной солидарности, обеспечивающее, по их мнению, необходимые условия для всестороннего развития человека.

В итоге, они выступали как против реакции, так и против революции, осуждали насильственные методы преобразований. В годы контрреформ получила широкое распространение либерально-народническая теория и практика малых дел, призывавшая интеллигенцию, в первую очередь, честно выполнять свои профессиональные обязанности во благо народа.

Итоги:

В этот период завершилось идейное формирование основных направлений общественно-политического движения в России: консервативного, либерального и радикального (народнического). Появилось новое - социал-демократическое течение.



1. Авторитарный режим самодержавной власти, отсутствие политических свобод:

- не допустили организационного оформления общественно-политических течений, как проправительственного, так и оппозиционного характера. Радикалы ушедшие в подполье, создают тайные боевые партии;

- способствовали отторжению интеллигенции от государства;

- обусловливали слабость либерально-реформистского движения;



- рождали крайние, радикальные формы движения, подпольную деятельность и призывы к революции и террору;

2. Интеллигенция по ряду причин стала главным участником общественного движения.

3. Общественное движение России не только заимствовало идеи западных мыслителей и адаптировала их к русским условиям, но и создавало собственные оригинальные концепции. Народничество же старалось их проверить на практике, не останавливаясь ради этого перед насилием и человеческими жертвами.

4. Противостояние власти и подполья влияло на общественную атмосферу, развитие культуры, приводило к колебаниям внутриполитического курса.


<< предыдущая страница