«Воспитывая ученика, воспитываем гражданина России» Разработка классного часа для старшеклассников «О культуре русской речи и здоров - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Воспитывая ученика, воспитываем гражданина России» Разработка классного часа для - страница №1/1

«Воспитывая ученика, воспитываем гражданина России»

Разработка классного часа для старшеклассников

«О культуре русской речи и здоровье души»

Градоблянская

Людмила Петровна

учитель математики

классный руководитель 11 класса

Цель: показать значение, роль и свойства слова в жизни человека; определить смысл общения как деятельности по самовоспитанию, объяснить необходимость бережного обращения со словом, дать рекомендации правильного употребления слов, формировать нравственные ориентиры при построении деятельности, общения и взаимоотношений.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Перед проведением классного часа можно провести анкетирование старшеклассников по теме: «Сквернословие в нашей жизни» (Приложение)

Ход классного часа:

Учитель:

Ребята! Наш сегодняшний классный час о культуре русской речи и здоровье души



Ученик:

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз – над нами, и под нами,

И всё, что в памяти у нас, - означено словами.

Они слышны и здесь, и там, на улице и дома:

Одно – давно привычно нам, другое незнакомо.

Слова, слова, слова…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном океане слов

Купаться ежечасно!

Учитель:

Мы как-то перестали замечать, что помимо четырех океанов вокруг нас плещется еще один океан – океан нашего языка. Наша будничная речь привычна для нас, как дыхание.

Какую силу имеет наше слово? Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчей.

Ученик: «Жили два человека горячо любившие друг друга. И вот, один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением, и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии, оклеветавший своего друга, раскаялся и пришел просить у него прощения. Но, тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но, повелевший ему сделать это, сказал: "Теперь иди и собери все до единой пушинки". На это, клеветник ответил: "Это - невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой".

Ученик: Словом можно осчастливить, а можно повергнуть в отчаяние. Об этом у Вадима Шефнера есть стихотворение «Слова».

         Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -

         С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

         Словом можно убить, словом можно спасти,

         Словом можно полки за собой повести,

         Словом можно продать, и предать, и купить,

         Словом можно в разящий свинец перелить.

         Но слова всем словам в языке у нас есть:

         Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

         Повторять их не смею на каждом шагу, -

         Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Учитель:

Каким же должно быть наше слово? Как необходимо относиться к этому Божьему дару?



Ученик:

У Владимира Солоухина есть замечательное стихотворение

«Слово о словах»:

 Когда ты хочешь молвить слово,



Мой друг, подумай - не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

 

Оно то жаворонком вьется,



То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

 Им можно радости прибавить,



И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

 

Оно одарит, иль ограбит.



Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Учитель: Удивительно, но язык каждого народа, пусть даже немногочисленного, обязательно содержит в себе информацию о Боге. Я просила узнать вас, что означает слово человек?

Ученик: В азербайджанском языке слово человек звучит, как адам.

Учитель: А что означает слово человек в русском языке?

Ученик: В «Славянорусском корнеслове» Александр Семенович Шишков возводит его происхождение к понятию «слово»: слово – словек – цловек – чловек – человек. И дело не только в том, что таким образом подчеркивается главное отличие людей, как существ словесных, мыслящих словами, но и в том, что Слово – это, прежде всего, имя Самого Бога!

Учитель: Какое же высокое достоинство придано всем нам!

Давайте по- новому осознаем привычные слова, например слово образование.



Ученик: Корень этого слова – образ, то есть икона.

Учитель: Таким образом наш мудрый язык подсказывает нам, что образование - это не просто передача суммы знаний, а восстановление в человеке образа Божия.

Ученик: Что же, слово безобразие означает потерю образа Бога?

Учитель: Именно так. Возможно кто-то спросит: а не все ли равно какие корни у слов, какой смысл, не все ли равно какими словами называть? Спешу уверить таковых, что не все так просто. Например, слова бродяга, бедолага вызывают у нас сочувствие, некую боль. Слово бомж лишено чувств, прежде всего – сострадания к ближнему. Достаточно сравнить современное «бесчувственное» словечко киллер с разящим наотмашь – душегуб.

Чем же обогатился наш язык последние десятилетия? И обогатился ли?



Сценка

Ученики:

- Привет, чувак! Bay! Твоя тачка?

- Моя!

- Классный тюнинг у твоей тачки!

- А то! Фарэва!

- Как насчет бодибилдинга и фитнеса? А может, дайвинг?

- Нет я сейчас «в запарке», строю коттедж, с бизнес-планом надо определиться, с сайдингом...

- О-кей! А как насчет шопинга в уикэнд?

- Прикольно! Замётано!

Учитель: Да, новых слов много, но какие это слова! Мы сейчас слышали!

Русский язык сегодня - четвертый по распространенности в мире, где насчитываются более двух с половиной тысяч языков.
Он является родным для двух сот восьмидесяти восьми миллионов человек на земле. Больно и тревожно за судьбу нашего языка.


Владимир Короленко писал: «Мне страшно подумать, что моим детям был бы непонятен мой язык, а за ним и мои стремления, мечты, любовь к природе, родному народу, стране».

Ученик:

Пусть для кого-то он не самый

Хороший на материке,

Но маму мы назвали мамой

На нашем русском языке.

И потому-то столь тревожно

Душе, когда земляк иной

Тебя коверкает безбожно,

Как будто вовсе не родной.

И нет конца моей тревоге,

И этот груз не сбросить с плеч-

Я думаю, какой в итоге

Дойдет к потомкам наша речь?

Учитель: Сегодня мы разучились сверять свою жизнь с учением христианства и, возможно поэтому так остры современные ситуации, происходящие с нашим языком, который принадлежит к Святыням России.
Учитель: Наша речь пережила много испытаний. В годы Великой Отечественной войны для поэтессы Анны Ахматовой сохранить великое русское слово означало - сохранить родной язык, а значит, сохранить великий русский народ. В ее стихах – завещание потомкам: хранить родное слово чистым, свободным, не давать его на поругание. Только так можно сохранить свой народ, свою историю и культуру.

Ученик:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Учитель. У слов своя трудная жизнь. Как у человека, у слов свои радости и печали. Язык ведь постоянно развивается, изменяется. Мы с вами сейчас поговорим о неестественных процессах в языке, о небрежном отношении людей к нему, о преднамеренном засорении языка. Как из прекрасной поляны человек умудрился сделать свалку, так и речь свою он научился засорять сквернословием.

Ученик:

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.



Ученик:

В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к "своим". 

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).  



Учитель Слова – выражение мыслей, а мысли могут быть гадкие, злобные, осуждающие и даже проклинающие. И вот грубые скверные слова носятся в воздухе, загрязняют нашу среду обитания и разрушают наше здоровье, душевное равновесие, наше настроение. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Не может не заинтересовать научная точка зрения на эту проблему. Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И, в зависимости от ритма и смысловой нагрузки, эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.
(Демонстрируются, на слайдах презентации

фотографии кристаллов воды.)

Как не может из одного источника течь сладкая и горькая вода, так не могут уста ругать самое святое и прекрасное.



Ученик: (Э. Асадов «О скверном и святом», 1970)

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное - Мать!

Так почему ж большое слово это, .

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и тёмный, и дурной

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось как тёмная река.

Нашлись другие. Взяли, подхватили

И понесли сквозь годы и века...

Пусть иногда кому-то хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут всё-таки причём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И всё же трудно попросту понять,

Что слово «мат» идёт от слова «мать»,

Сквернейшее - от самого святого!

Не уж то вправду за любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уж не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей:

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

(На слайде презентации - фотографии учеников с мамами)

Учитель Ребята, каждый из вас хочет, чтобы мама любила его, делала все для вашего счастья. Но ваши мамы тоже нуждаются в том, чтобы время от времени чувствовать себя счастливыми. Подумайте и напишите с одной стороны листа, какие слова вы сказали бы своей маме, чтобы она почувствовала себя счастливой (может быть это будут слова прощения, любви или благодарности). С другой стороны напишите то, что вы сможете сделать для мамы, чтобы помочь справиться с заботой или проблемой, которая ее сейчас мучает. Работе вашей души поможет музыка.

(песня Е. Смольяниновой «Слово мама дорогое»).

Ученики работают.

Учитель. Постарайтесь все, что вы написали осуществить, не откладывая. А теперь, подведем итог нашего классного часа.

Ученики: По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонные слова. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе и своих интересах, дарить людям душевное тепло и добрые слова! Знать это, всегда помнить об этом и следовать путям доброты - очень и очень важно.

(На экране - слайд презентации)

1. Слово - особый дар.

2. Произноси слово с осторожностью и благоговением. Не употребляй бранные слова, не осуждай, а прощай недостатки людей.

3. Приготовься ответить за каждое свое слово.

4. Думай, с какой целью произносишь слово.

5. Будь немногословен: «Злые мысли, если не найдут выхода через язык, умирают».

6. Молчи, особенно в неприятностях

Звучит музыка

Ученики дарят гостям, присутствующим на классном часе, цветы (оригами). На лепестках цветов написаны слова: «добро», «вера», «надежда», «любовь», «красота».



ПРИЛОЖЕНИЕ


Анкета "Сквернословие в нашей жизни"

Класс_______ «___»


Пол м / ж
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? __________________________________________________________________
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? __________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________
4. В каких ситуациях это происходит? __________________________________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? __________________________________________________________________
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? __________________________________________________________________
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? __________________________________________________________________
9.От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? __________________________________________________________________
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? __________________________________________________________________

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? __________________________________________________________________



Спасибо за откровенность!

Литературные источники

  • Банников Н. В. Три века русской поэзии.- М.: «Просвещение». 1986

  • Ирзабеков В. Тайна русского слова. - М.: Даниловский Благовестник, 2002

  • Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. – Москва : ПРО-ПРЕСС, 2010

Ресурсы интернета:

http://www.gramota.ru

http://www.slova.ru