Восемь циклов, примеры - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Восемь циклов, примеры - страница №1/3



ВОСЕМЬ ЦИКЛОВ, ПРИМЕРЫ
Восемь жизненных циклов

Эриксон (психолог-психоаналитик, теория стадий психосоциального развития, автор термина кризис идентичности) всегда утверждал, что является фрейдистом, критики считали его «Эго-психологом», поскольку, в то время как консервативный фрейдизм в центр внимания ставил Ид, Эриксон акцентировал важность Эго: если теория развития Фрейда ограничивается только детством, то по мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:

первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;

второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;

третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;

четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;

пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;

шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;

седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;

восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности (благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»), названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость).




Культурно-историческая теория Выготского

Выготский в основу периодизации жизненного цикла человека положил чередование стабильных периодов развития и кризисов, которые характеризуются революционными изменениями, критерием которых является появление новообразований, — таким образом, каждый этап жизни открывается кризисом (сопровождающимся появлением тех или иных новообразований), за которым следует период стабильного развития, когда происходит освоение новообразований:

кризис новорожденности (0—2 месяца);

младенчество (2 месяца — 1 год);

кризис одного года;

раннее детство (1—3 года);

кризис трех лет;

дошкольный возраст (3—7 лет);

кризис семи лет;

школьный возраст (8—12 лет);

кризис тринадцати лет;

подростковый (пубертатный) период (14—17 лет);

кризис семнадцати лет;

юношеский период (17—21 год).




* * *

Восемь этапов нейрогенетической эволюции

Тимоти Лири   

(отрывок из книги "История будущего")

Теории, представленные в данной книге, с одной стороны фантастичны, а с другой фактичны. Они фантастичны в витгенштейновском смысле: все теории и размышления, выходящие за пределы математических формул естественной науки, являются субъективными. Они фактичны в том смысле, что современные достижения в области космической миграции, нейрологии и продления жизни (геронтологии) уже превзошли фантазии большинства писателей-фантастов. Научный факт сегодня намного опережает фантастику. Мы создаем будущее, которое гораздо невероятнее того, что описано в научно-фантастической литературе или воспринимается с кино- и телеэкранов.

Другие философы (христианские теологи, статистические материалисты, марксистские диалектики) создают различные интерпретации существующих научных фактов. Эти теории, какими бы популярными они ни казались, являются одинаково фантастическими. Исторический опыт позволяет утверждать, что философии, принятые в качестве академических догм или поддерживаемые при помощи юридических наказаний, не обязательно являются менее фантастическими, чем те, которые подвергаются гонениям и цензуре. И действительно, факты свидетельствуют о том, что фантастические теории подвергаются мощным гонениям только тогда, когда начинают конкурировать в эффективности с господствующими ортодоксиями. Примеры Сократ, Бруно, Коперник, Дарвин, Пастер, Сахаров.

Наша фантастическая теория основывается на том, что жизненный цикл вида, известного как homo sapiens, состоит из восьми фаз, которые жизнь последовательно проходит на всех кислородных планетах нашей галактики. На данном этапе своего развития человечество находится как раз посредине на четвертой фазе эволюции. Но впереди еще очень долгий путь.

Первые четыре фазы соответствуют коллективному мышлению на планете Земля. Следующие четыре фазы предназначены для ориентации в инфо- и гиперпространстве. Для анализа этих фаз и дальнейшего изложения теории еще раз кратко сформулируем общие положения нейрогенетической эволюции:

 

1. В нашей галактике существуют миллионы солнечных систем, на планетах которых развивается органическая жизнь.



 

2. Так как наша планета находится в середине эволюции солнца типа G (пять миллиардов лет), предполагается, что половина населенных планет нашей галактики может быть более развитой эволюционно, чем мы.

 

3. Эти более развитые культуры, исчисляемые, возможно, миллионами, представляют будущее нашей собственной эволюции. Они опережают нас в генетическом времени. Они это мы в будущем.



 

4. Во всех звездных системах известной Вселенной происходят одни и те же физико-химические процессы и возникают одни и те же химические элементы.

 

5. Жизнь в том виде, в каком она существует на планете Земля, не уникальна. Наши звездные соседи могут быть похожи на нас как две капли воды. (Под нами понимаются все формы жизни на этой планете. ) Мы можем обнаружить или более ранние, или более поздние варианты нас самих. Мы сами являемся пришельцами.



 

6. Планеты имеют определенный срок жизни. Они погибают в последней фазе жизни их солнц фазе красного гиганта. Логично предположить, что жизнь покидает планеты прежде, чем они будут разрушены старым солнцем или будут исчерпаны биологические ресурсы.

 

7. Нейрогенетическая теория предполагает, что жизнь должна мигрировать в галактике, а не оставаться на той планете, где возникла.



 

8. Жизнь появляется на новых планетах в форме аминокислотных соединений. Эти генетические программы содержат план эволюции, рассчитанный на много миллиардов лет. Основные тактические приемы эволюции метаморфозы и миграция. Вероятно, мы также были посеяны на миллионах других планет.

 

9. Код ДНК в буквальном смысле является посланием, задающим течение эволюции. На планете Земля осуществилось около половины этого эволюционного плана. Оставшаяся половина блокирована гистонами и ждет своего часа: так хромосомы головастика содержат форму будущей лягушки, а человеческий четырехмесячный зародыш содержит форму новорожденного, или новорожденный младенец форму подростка.



 

10. Человек завершает четвертую фазу своего личиночного развития. Рассматривайте Землю в качестве матки. Жизнь на этой планете пока еще личиночная. После того, как она покинет планету, начнется постличиночное существование.

 

Историю биологической жизни (и человечества в том числе) удобнее всего описывать в терминах эволюции нервной системы. Вместо антропологических категорий, основанных на географии (дриопитек яванский и т. п. ), приспособленческом поведении (человек неолита), мы предлагаем следующие периоды нейрогенетической эволюции, состоящей из восьми фаз:



 

1. Фаза водных одноклеточных беспозвоночных: приближение-избегание в целях вегетативного выживания.

 

2. Фаза позвоночных животных: территориальное доминирование и освоение гравитации.



 

3. Фаза гоминид: манипулирование символами, абстрактно-символьное мышление, речевое общение, изготовление инструментов.

 

4. Фаза индустриального человека: нервная система импринтирована для социальной роли, что порождает разделение труда, кастовое и классовое разделение. Все для выживания определенного вида. На этом завершается личиночная эволюция Разума. Последующие четыре фазы эволюции предназначены для выживания в инфо-мирах, территориально охватывающих пространства микро- и макромира (от структуры единичного атома до бесконечного пространства-времени вселенной).



 

Эти четыре фазы отвечают за овладение:

 

5. Телом как кораблем в инфо- и гиперпространстве.



 

6. Нервной системой как самоуправляющимся биокомпьютером.

 

7. Генетическим кодом как молекулярным разумом.



 

8. Метафизиологическими полями энергии Вселенной.

 

Каждый из восьми периодов биологической эволюции связан со значительными изменениями в морфологии, поведении, физиологии, и, что наиболее важно, нейрологии. Несмотря на то, что эти изменения очевидны для самого невежественного наблюдателя, их психологические философские следствия до сих пор не поняты личиночными учеными и философами. Это, возможно, объясняется тем, что сам человеческий вид проходит те же восемь фаз развития и до недавнего времени в основном был занят четырьмя основными коллективными выживательными процессами (вегетативный, политический, технологический, социальный).



Элементарное осознание личиночной циклической натуры современного человеческого существования периодически возникало в ранних цивилизациях, когда они временно достигали необходимого уровня биологической, политической, технологической и репродуктивной безопасности. В древнем Китае, Индии, на Цейлоне, Крите, в Вавилоне, Греции, исламском Дамаске, Египте и в Европе эпохи Ренессанса некоторые преждевременно развитые индивидуумы использовали досуг (то есть время) и имевшиеся в их распоряжении технологии для развития телесных, гедонических, эротических и эстетических впечатлений, предаваясь фантастическим размышлениям и путешествиям в измененных состояниях сознания с помощью ботанических методов. Это позволяло им выходить за пределы выживательных импринтов.

В отличие от этих эволюционно развитых индивидуумов, особенности нервной системы среднестатистических добрых граждан (головастиков) не позволяют им осознать тот факт, что лягушки-амфибии являются их более поздней версией.

Научные факты, касающиеся нервной системы (создание реальности при помощи импринтирования нашего места в галактике, перепрограммирования при помощи нейропередающих химических веществ, теория относительности Эйнштейна, код ДНК), которые сегодня можно найти в любом учебнике для младших курсов колледжа, понятны любому подростку. Эти факты, тем не менее, настолько противоречат иудео-христианско-марксистским концепциям человеческой природы, что всегда подвергались репрессиям.

Бессознательное сопротивление оригинальным идеям и научным открытиям стандартный процесс в эволюции человеческого знания. Нам знакомо стремление накладывать табу на факты, представляющие угрозу ортодоксальным религиозным догмам. Этот феномен табу генетически обусловлен. Слишком ранние знания о будущих стадиях метаморфоз могут вызвать в отдельных индивидуумах опасное смятение и деморализовать их.


ВОСЕМЬ ФАЗ РАЗВИТИЯ

индивидуальной нервной системы

 

Аналогично восьми этапам биологической эволюции, человеческая нервная система последовательно проходит восемь фаз самоактуализации. В каждой фазе активизируется и импринтируется новый контур, который, дополняя предшествующие, формирует индивидуальное сознание.



 

I. Биовыживательное (одноклеточное) сознание. Характеризуется восприятием, обработкой и передачей нервных сигналов, отвечающих за клеточное здоровье и размножение. Метаболическая безопасность.

 

II. Эмоционально-двигательное сознание (сознание млекопитающих). Характеризуется восприятием, обработкой и передачей нейромышечных сигналов, отвечающих за подвижность тела и контроль над территорией. (Драться или убегать?)



 

III. Символическо-артефактное сознание. Восприятие, интегрирование и передача информации с помощью жестов и абстрактных символов (первый алфавит). Создание языка и инструментов. Символьное мышление.

 

IV. Индустриальное сознание. Восприятие, интегрирование и передача нервных сигналов, связанных с сексуальными ролями, родом деятельности и иерархическим положением в индустриальной культуре.



 

Следующие четыре контура нервной системы предназначены для обработки соматической, электронно-нервной и генетической информации, а также для приспособления к жизни в инфо- и гипермирах.

 

V. Сознание тела. Восприятие, интегрирование и передача  сенсорно-соматических сигналов, неподвластных правительственным импринтам. Независимость от государственных институтов и законов механики. Личность способна жить без четкой привязки к трехмерному пространству.



 

VI. Сознание мозга. Восприятие, интегрирование и передача нервных сигналов со скоростью биоэлектрической решетки (телепатия). Личность формируется не правительством и окружением (школа, колледж и т. д. ), а самим индивидом. Кибер-электронная стадия.

 

VII. Сознание ДНК. Сознательное изменение индивидуумом собственного кода ДНК. Воспринимает, интегрирует и передает сигналы РНК, делая возможным биологическое бессмертие и симбиоз с высшими формами жизни.



 

VIII. Квантовое сознание. Восприятие, интегрирование и передача информационных сигналов на уровне энергетических полей Вселенной. Пост-биологическое существование. Слияние с мета-физиологическим разумом.

 

Итак, цель эволюции Высший Разум достигается последовательным развитием нервной системы и повышением способности воспринимать, интегрировать и передавать все более широкий спектр сигналов в единицу времени.



Каждый новый контур нервной системы, который включается на определенных этапах эволюции, учит нас чему-то новому.

 

Именно в этом заключается смысл древней суфийской притчи, в которой Мулла Насреддин, мудрец, неизменно притворяющийся клоуном, скачет через город на осле. Куда ты так торопишься, Насреддин?, спрашивают его соседи. Я ищу моего осла! отвечает он.



На определенном этапе развития каждый по-своему понимает эту шутку-внутри-шутки. С нашей точки зрения, осел здесь представляет магическую технику, тайное знание, алхимический Эликсир или великий философский камень, приносящий мудрость адепту. Мы ищем его повсюду, передвигаясь именно на нем. Это наша нервная система.

 Тот же смысл содержится в известной дзэнской загадке: Кто тот мастер, который сделал траву зеленой?

 


Энтропия, развитие и сознание

Опря В. Р.
Предисловие

В сознании обычного человека европейской цивилизации, силы ответственные за созидание и силы ответственные за разрушение разграничиваются. По этой логике, светлые силы создают, а темные разрушают. Возможно поэтому, когда в середине девятнадцатого века ряд ученых физиков разработали концепцию энтропии и обнаружили явления, при которых увеличение энтропии ведет к разрушению, именно энтропия была назначена ответственной за все процессы разрушения, а позднее, все процессы созидания стали объясняться ее противоположностью - негэнтропией.

Именно в связи с подобным толкованием энтропии в современной физике, философии и целом ряде других наук, возникла масса проблем. По сути, увеличение энтропии, то есть, энтропийные процессы, это естественный ход вещей - движение физической системы от менее вероятного состояния к более вероятному состоянию. Тогда как негэнтропийный процесс это движение от более вероятного состояния к менее вероятному. И когда естественный ход вещей связывается с разрушением, а процессы, идущие с усложнением структуры, объявляются противоречащими естественному ходу вещей, оказывается что появление и развитие жизни столь невероятный процесс, что совершенно непонятно, как она вообще могла возникнуть, и почему возникнув, продолжала в течение миллиардов лет развиваться. Непонятно, как могло возникнуть человеческое сознание и человеческая культура. И непонятно, как могла возникнуть эта физическая вселенная, в которой мы все живем. Ведь, согласно существующим космологическим теориям, в первый момент существования эта вселенная находилась в состоянии сингулярности, то есть, состояла из одной частицы. В состоянии сингулярности вся вселенная содержала один бит информации, а затем, она начала расширяться, и возникло все то разнообразие, которое мы наблюдаем в настоящее время. И, если естественный ход вещей состоит в разрушении, то, как это разнообразие могло возникнуть?

На чем основывается убеждение, что созидание и усложнение структуры не может быть естественным процессом? В первую очередь, на ряде мысленных экспериментов, термодинамических моделях и теоретических предпосылках, в которых физическая система рассматривались как множество абсолютно твердых шариков сталкивающихся в пространстве друг с другом. Согласно исходным данным такой физико-математической модели, эти твердые шарики взаимодействуют между собой соударясь и при этом не меняют своих свойств. Легко представить себе вместо таких шариков множество атомов инертного газа.

Если в пустую комнату (отдельную, герметично изолированную емкость) выпустить значительное число таких "шариков", то наиболее вероятным сценарием развития будет равномерное заполнение этими частицами всей комнаты. А вот обратное действие, то есть, если эти частицы сами начнут втягиваться в сосуд, из которого их выпустили, представляется весьма маловероятным. Маловероятным представляется вариант развития событий, когда распределенные в комнате частицы затем сами соберутся в одной ее половине, а вторая половина опустеет. Так же, маловероятно, что частицы обладающими такими свойствами, как в этой модели, начнут собираться вместе и выстраивать сложную структуру. Скорее наоборот, любая уже выстроенная структура должна последовательно разрушаться.

Если представить себе, что все вещество нашей физической вселенной описывается подобной моделью, то все крупные объекты уже давно должны были разрушиться, и вещество должно было тонким слоем распределиться по всему пространству, а звезды погаснуть. Но этого не происходит, поэтому можно сделать вывод, что в этой модели чего-то не хватает.

Точно таким же, весьма маловероятным, с точки зрения этой модели, будет ситуация, когда большинство частиц разобьется на стабильные пары, которые будут двигаться в пространстве вместе. Что это? Это модель газа, молекулы которого состоят из двух атомов, например H2 или O2. Модель не учитывает тот факт, что отдельные частицы взаимодействуют между собой не только путем соударений, а также то, что взаимодействуя, частицы могут образовывать устойчивые структуры, в которых физические свойства "твердых шариков" меняется не только количественно, но и качественно.

Здесь нет вопросов к термодинамике и статистической физике, цепям Маркова и теории процессов, эти направления описывают определенный класс явлений и делают это хорошо. Не все явления могут быть качественно описаны как простое взаимодействие множества жестких частиц. Во многих случаях, контактируя, эти частицы взаимодействуют и качественно изменяют свои свойства, а еще образуют системы, которые имеют качественно другие свойства, чем просто собрание множества твердых частиц.

Модели термодинамики хорошо описывают определенное состояние системы, в котором она распалась на множество отдельных жестких и достаточно независимых друг от друга частиц. Но вот вопрос, может ли любая физическая система быть описана подобным образом? И еще вопрос, применим ли вывод о том, что естественный ход вещей это всегда разрушение, к любой физической системе?

В данной статье я привожу примеры развития разных систем, физических, биологических, социальных и информационных. И на этих примерах показываю, что естественный ход вещей, эволюция системы от менее вероятного состояния к более вероятному, может приводить к организации и усложнению системы. В сценариях развития всех этих систем есть ряд общих принципов. Похожие сценарии можно проследить и в развитии нашей цивилизации, и в развитии сознания отдельного человека. И, если рассматривать происходящее в данном ключе, оказывается, что развитие жизни на Земле, и развитие сознания человека, тоже энтропийный процесс, движение от менее вероятного состояния к более вероятному. И тогда появление жизни оказывается не просто достаточно вероятным процессом, а процессом ожидаемым, при наличии определенного ряда факторов.


Глава 1

Энтропийное развитие

1.1. Фазы развития физической системы

В 19-ом веке ряд исследований привел физиков к принятию концепции развития всех физических систем от менее вероятного состояния к более вероятному состоянию. Обычно эта концепция формулируется так: в любой замкнутой физической системе уровень энтропии со временем увеличивается. В этой формулировке понятие энтропии - величина переменная. Существуют различные трактовки этого понятия. Одна из этих трактовок связывает повышение энтропии с движением от менее вероятного состояния системы к более вероятному. Другая трактовка связывает повышение уровня энтропии с разрушением системы и потерей полезной информации. По этой версии, любое развитие системы от менее вероятного состояния к более вероятному состоянию, это всегда ее разрушение.

Представления о том, что естественное развитие системы всегда предполагает ее разрушение, возникли тоже в 19 веке, в результате экспериментов с газовой средой и позже были развиты в статистической физике. Однако эти представления противоречили ряду других теорий, например, эволюционной теории Дарвина, теории возникновения нашей физической вселенной в результате Большого Взрыва и предположению о самопроизвольном возникновении жизни на Земле.

Позже была разработана концепция негэнтропийных процессов, то есть процессов идущих от более вероятного состояния к менее вероятному. Согласно этой концепции, негэнтропийные процессы происходят на фоне энтропийных. Например, внутри Солнца идет глобальный энтропийный процесс - ядерный синтез, превращение атомов водорода в атомы гелия и атомы, имеющие еще больший вес. Часть энергии, выделяющейся при этом энтропийном процессе, достигает Земли и в результате этого на поверхности Земли стал возможен негэнтропийный процесс - развитие жизни. При этом, указывается на то, что в целом, в системе Земля-Солнце, энтропийные процессы преобладают.

Но даже с принятием теории о том, что негэнтропийные процессы могут развиваться на фоне процессов энтропийных, вероятность возникновения и развития жизни на Земле оказывалась исчезающе малой. И основной причиной было то, что все процессы развития и усложнения биологических систем рассматривались как противоречащие естественному ходу вещей. Поэтому, многими учеными жизнь на Земле стала рассматриваться как совершенно уникальное явление, скорее всего, единственное во всей Галактике.

Некоторые данные привели меня к убеждению об ошибочности этих, уже ставших традиционными представлений, которые связывают рост энтропии с обязательным разрушением системы и потерей полезной информации. Более того, я пришел к убеждению, что негэнтропийные процессы, например такие, как случайные флуктуации, гораздо чаще приводят к разрушению, чем к организации системы. К организации системы приводит постепенная и длительная эволюция, которая время от времени сопровождается скачкообразными переходами в новое состояние. Но эти переходы, если они конструктивны, подготовлены постепенной и длительной эволюцией. Поэтому напрямую связывать негэнтропийные процессы с увеличением организации системы представляется неверным. Конечно, влияние негэнтропийных процессов на организацию существует, и его необходимо учитывать. Но чаще всего организация системы происходит в результате энтропийных процессов, при которых каждый последующий шаг - логическое продолжение предыдущего, и каждое последующее состояние системы это одно из наиболее вероятных продолжений ранее достигнутых состояний.

На мой взгляд, представления о связи организации систем с негэнтропией, а их разрушения с энтропией, возникли в результате специфических экспериментов и описывали определенное состояние физических систем, но распространение полученных результатов на состояние любой физической системы, было некорректным.

Ниже, на примере типичных сценариев развития различных систем, физических, биологических, информационных и социальных, я кратко изложу свои представления об альтернативном подходе к концепции энтропии и энтропийному развитию систем.


Физические системы очень разнообразны. Наша физическая вселенная в целом является физической системой, и звезды являются физическими системами, и планетные системы, и еще физическими системами являются множество процессов происходящих вокруг нас. И все эти системы появляются, развиваются и исчезают. И, несмотря на большое разнообразие физических систем, в своем развитии они все проходят через ряд характерных фаз.

Для примера, рассмотрим эти фазы на примере развития физического облака. Наглядным примером такого облака, может служить облако дождевое, или облако межзвездного газа. Конечно, нагляднее рассматривать дождевое облако, но следует учитывать, что принятая в метеорологии морфологическая классификация облаков значительно отличается от приведенной здесь.

Рассмотренные здесь фазы развития облаков далеко не учитывает всего разнообразия условий, при которых возникают и развиваются дождевые облака. Предпосылкой возникновения дождевого облака является наличие ряда физических и химических факторов. Наличие воздуха с определенным газовым составом, определенным давлением, определенной температурой и влажностью. Имеет значение скорость изменения физических условий, скорость ветра и величина турбулентности потоков. Некоторые облака образуются в восходящих потоках воздуха. Другие облака в нисходящих. Всех эти нюансы здесь не учитываются, а поэтому, рассмотренная ниже классификация развития облака значительно проще той, которая принята в метеорологии и построена по другим принципам.

Итак, любое развитие облака начинается в тот момент, когда масса воздуха достигает состояния "точки росы", которая является функцией определенных значений температуры, давления и газового состава. В этот момент облако еще не существует и возникнет, только если начнет уменьшаться давление или снижаться температура. До этого момента вся масса воздуха однородна и прозрачна.




Первая фаза развития облака начинается с конденсации паров вокруг центров конденсации в форме маленького туманного пятнышка. Таким центром конденсации может быть частичка пыли (это может быть техногенный выброс, пыль поднятая ветром или метеоритная пыль) или ионизированная космическими лучами частичка. Плотность такого образования в сечении близка по форме к форме колокола. Точно определить границу этого образования очень сложно, потому что его плотность очень постепенно уменьшается к краям и не имеет четкой границы.


Во второй фазе развития это туманное облачко несколько расширяется и в его центре появляется ядро с примерно одинаковой плотностью. В отличие от первой фазы развития, в которой существуют преимущественно центростремительные силы, притягивающие к центру окружающие частицы влаги, то во второй фазе в ядре устанавливается состояние динамического равновесия, появляются уравновешивающие друг друга и противоположно направленные силы. Когда таких центров конденсации много, то в воздухе уже можно наблюдать слабый туман.


Третья фаза развития облака характеризуется быстрым увеличением его размеров за счет присоединения к облаку влаги из окружающего воздуха. Кроме того, в этой фазе, облако, расширяясь, поглощает окружающие ее мелкие облака, находящиеся во второй и первой фазах, если они существуют, или сливается в единое туманное облако с такими же образованиями.


Быстрое расширение облака продолжается до тех пор, пока оно не достигнет критических размеров, либо, пока оно заполнит все доступное пространство, и окружающий воздух уже не будет содержать влаги, способной присоединиться к облаку.

Тогда наступает четвертая фаза развития облака, его расширение замедляется, и границы становятся более четкими. Облако приходит к статическому равновесному состоянию.




Пятая фаза развития облака характеризуется тем, что внутреннее равновесие, характерное для четвертой фазы, нарушается и внутри облака намечается внутренняя структура, области с большей и меньшей плотностью, появляются внутренние потоки и течения. Внешне облако меняется мало, основные изменения происходят внутри.


В шестой фазе развития облака в ней развивается выраженная внутренняя структура в виде ряда выделенных центров, которые могут обладать различными свойствами. При этом у облака сохраняется общая менее плотная внешняя оболочка.


Седьмую фазу развития облака можно характеризовать как начало распада облака как единого целого. В этой фазе его внутренняя структура усложняется и в нем появляется большое количество локальных уплотнений, возрастает турбулентность. Выделенные центры начинают "расползаться" и распадаться на множество составляющих.


И наконец, восьмая фаза характеризуется конденсацией пара в капли воды и выпадения влаги из облака в виде дождя, а затем, и полное разрушение облака.


Я уже указывал, что процесс развития реального дождевого облака, значительно сложнее. И чаще всего это развитие происходит неравномерно, в одном большом грозовом облаке могут сосуществовать области находящиеся в разных фазах развития. Например, в нижней части облака уже может идти активное образование дождя, а в это время, верхняя часть облака еще достаточно стабильна. На процесс эволюции облака могут оказывать сильное влияние внешние факторы. Так, например, резкое падение давления воздуха может привести к тому, что облако, в котором уже началось образование выраженной внутренней структуры, вновь начнет расширяться.
Подобная классификация фаз развития представляется достаточно подробной и при этом, развитие системы в каждой из восьми фаз имеет свои специфические особенности, характерные не только для цикла развития дождевого облака, но и множества других систем. Например, по той же схеме можно классифицировать возникновение планетарной системы из газопылевого облака. В этом случае, непосредственно образование планет будет отнесено к восьмой фазе развития.
Восемь фаз развития по этой классификации можно разделить на две группы. Первая группа, четыре фазы, с первой по четвертую, это фазы экстенсивного развития, то есть развития направленного на расширение физической системы в пространстве, завоевание внешних ресурсов и на увеличение количества содержащихся в ней элементов. Вторая группа, фазы с пятой по восьмую, определяют интенсивное развитие физической системы, развитие, направленное на изменение внутренней структуры системы.

Эти восемь фаз, если речь идет не только о дождевом облаке, а об абстрактной физической системе, можно определить следующим образом.


Экстенсивное развитие:

1. Единство / формирование системы как единого целого.

2. Борьба противоположностей / определение векторов и центров роста.

3. Активная фаза экстенсивного роста / расширение пространственных границ и увеличение числа элементов.

4. Пассивная фаза экстенсивного роста / замедление скорости расширения.

Интенсивное развитие:

5. Равновесие / определение пространственных границ развития.

6. Внутренняя борьба / определение векторов развития.

7. Активная фаза интенсивного развития / усложнение внутренней структуры и активное использование внутренних резервов.

8. Пассивная фаза интенсивного развития / исчерпание внутренних резервов и разрушение внутренней структуры.


ЭКСТЕНСИ'ВНЫЙ [тэ], ая, ое; -вен, вна, вно [латин. extensivus] (книжн). Направленный не вглубь, а вширь, не собранный в одном направлении, рассеянный; противоп. интенсивный (книжн).

ИНТЕНСИ'ВНЫЙ [тэ], ая, ое; -вен, вна, вно [латин. intensivus] (книжн). Напряженный, усиленный. И. труд. Интенсивная деятельность. Интенсивно (нареч) работать. Дающий наибольшую производительность. Интенсивные системы сельского хозяйства. И. метод.


Другими словами. Экстенсивное развитие - развитие за счет расширения территорий, расширения области влияния, размеров, массы, количества.

Интенсивное развитие - развитие за счет усложнения внутренней структуры, за счет более рационального использования имеющихся ресурсов. Приведенная последовательность развития физического облака это полностью энтропийный процесс, но он включает в себя не только разрушение, но и организацию, усложнение структуры. В характеристике восьмой фазы написано: "исчерпание внутренних резервов и разрушение внутренней структуры". Отчасти, это согласуется с представлениями об увеличении энтропии, как о пути к разрушению, но это тоже не вполне верно. Восьмая фаза может быть разрушением, а может быть переходом в качественно иное состояние, в котором развитие системы продолжается уже на новом уровне.


В физике, химии, информатике и ряде других направлений науки есть понятие величины энтропии. Что это такое, подробнее рассмотрим немного позже. Одно из основных понятий этой концепции состоит в том, что физические системы развиваются от менее вероятного состояния системы к более вероятному состоянию. Если рассмотреть, как развивалось облако, фаза за фазой, то окажется, что каждый раз это система развивалась от менее вероятного состояния к более вероятному состоянию. Маловероятным является быстрое образование системы, при котором отдельные фазы пропускаются или меняются местами.

Например, в первой фазе было маловероятно, что система вдруг сразу возникнет в "готовом" виде, система формируется постепенно. В первой фазе развития только формируются центры, которые потенциально могут стать центрами развития системы. Когда сформированы условия для спонтанного появления этих центров, их появление это наиболее вероятный сценарий развития.

Во второй фазе уже сформирован такой центр развития, достаточно стабильный, чтобы потенциально объединить вокруг себя окружающие частицы, но еще не способный к активному расширению. Возникновение такого стабильного центра - необходимый шаг в развитии системы, пока не сформируются внешние условия для возникновения стабильного центра и пока, в результате случайных флуктуаций, такой центр не образуется, система не будет развиваться дальше.

Затем, когда система начинает расширяться, она развивается тоже по наиболее вероятному сценарию - пользуясь наиболее доступными ей внешними ресурсами: доступным свободным пространством, доступными источниками энергии и вещества. Только тогда, когда доступ к этим ресурсам иссякнет или его уже будет недостаточно для обеспечения системы, система перейдет к интенсивному освоению внутренних ресурсов. Все эти внутренние ресурсы когда-то были внешними и были пропущены только потому, что их освоение было менее выгодно на тот момент.

И наконец, когда ресурсы развития исчерпаны, в системе усиливаются внутренние напряжения, и распад системы становится только делом времени.

Эта схема, возникновение -> экстенсивное развитие -> равновесие -> интенсивное развитие, характерно для широкого класса самых разных явлений. Например, в нее почти полностью вписывается закон развития рынка: Исследование, Развитие, Завоевание. Отсутствует только последняя стадия - Кризис.

Описанные выше восемь фаз развития облака, это полностью энтропийный сценарий развития. То есть, развития от менее вероятного состояния, к одному из наиболее вероятных из возможных состояний, шаг за шагом.
1.2. Фазы развития биологической системы

Если рассмотреть развитие биологической системы, например развитие организма от зарождения до смерти, то его можно условно разделить, по биологическому возрасту, на те же самые восемь фаз. Вот что интересно, развитие живого организма шаг за шагом следует тому же энтропийному сценарию, который был рассмотрен для физической системы.


Экстенсивное развитие:

1. Эмбрион / первичный рост

2. Плод / формирование организма

3. Детство / Быстрый рост

4. Юность / замедление роста

Интенсивное развитие:

5. Молодость / равновесное состояние

6. Зрелый возраст / использование внутренних резервов

7. Пожилой возраст / нарушения работы организма

8. Старость / постепенное разрушение организма


Рассмотрим отдельные фазы развития подробнее.

Первые две фазы относятся к внутриутробному периоду развития человека.

В первой фазе из оплодотворенной яйцеклетки, зиготы, развивается эмбрион, развиваются основные органы и системы будущего организма и в конце первой фазы начинает биться сердце. В первой фазе эмбрион развивается как единое целое.

Во второй фазе из поверхностных тканей эмбриона развивается плацента, а центральная часть эмбриона преобразуется в плод, погруженный в околоплодную жидкость. В этой фазе плацента и плод составляют единый организм, который развился из одной зиготы. Плацента, впитывает необходимые для развития плода вещества и удаляет продукты жизнедеятельности плода. В этой фазе разделение организма на две части, внешнюю защитную оболочку, плаценту у млекопитающих, яйцо у птиц и ряда других животных, позволяет организму в течение дополнительного времени развиваться под защитой внешней оболочки или под защитой матери.

Окончание второй фазы, вероятно, относится к времени младенчества, уже после рождения. Человеческий ребенок, по отношению к новорожденным других млекопитающих, появляется на свет недоношенным, с неразвитой моторикой, неспособным самостоятельно передвигаться. Зато, это компенсируется большими размерами головного мозга человеческого ребенка, по сравнению с новорожденными детенышами других видов. Именно большие размеры головного мозга новорожденных приводят к тому, что человеческий ребенок появляется так рано.

Третья фаза - детство. На этой стадии наблюдается наиболее быстрый рост организма и в объеме, и по скорости увеличения общей массы тела, и по количеству клеток. На этой стадии развития человек активно изучает окружающий его мир, возможности и доступные ресурсы. Учится взаимодействовать с окружающим миром.

Годам к 14-15 активный рост тела начинает замедляется и наступает четвертая фаза развития - юность. Тело приобретает пропорции взрослого человека. В плане развития человека как члена социума, он в этой фазе активно ищет свое место в жизни, в соответствии со своими возможностями, способностями, полученным образованием и воспитанием.

После 20-25 лет человек перестает расти. Наступает пятая фаза - молодость. Обычно это для человека время наиболее активной деятельности. Как правило, в это время он уже определился со своими интересами и движется по жизни в определеном направлении.

Пожалуй, самая эффективная фаза развития человека - шестая. Это зрелость, которая наступает где-то после 30-35 лет. В это время человек еще достаточно активен, но при этом уже занял определенное место в жизни, приобрел определенные связи, получил достаточный практический опыт и при этом еще достаточно деятелен. Как долго продлится эта фаза, во многом зависит от образа жизни человека и заложенных в нем генетических особенностей тела.

Седьмая фаза - пожилой возраст, характеризуется ростом числа заболеваний отдельных органов, ухудшением самочувствия и нарушением гормонального баланса. Активность человека в жизни уменьшается и его положение определяется авторитетом, опытом, наработанными ранее связями. Седьмая фаза обычно сопровождается постепенным снижением мышечной массы организма.

Восьмая фаза - старость. Отличается сильным нарушением гормонального баланса, ростом числа болезней, резким снижением активности человека, нарушениями в работе нервной системы и мозга. Постепенное разрушение организма.
Эти восемь фаз те же самые, что и в случае развития облака.

- В первой фазе развития начинается экстенсивное развитие, и система формируется и развивается как единое целое.

- Во второй фазе развития в системе появляется асимметрия, или разделение на внешнюю и внутреннюю части, или разделение на две области, обладающие разными свойствами, разными энергетическими уровнями, и т.п. - определяются основные векторы роста системы.

- В третьей фазе развития происходит быстрое расширение в пространстве, или увеличение массы, или увеличение элементов, составляющих систему, или все вместе.

- В четвертой фазе система замедляет скорость роста и достигает своего максимального объема.

- В пятой фазе развития начинается переход от экстенсивного развития системы к ее интенсивному развитию, начинается изучение и освоение заложенных ранее, но еще не использованных возможностей организма, сознания и положения в социуме.

- В шестой фазе развития начинается более эффективное использование внутренних резервов, заложенного в системе потенциала и определяются основные векторы интенсивного развития системы.

- В седьмой фазе развития наблюдается обособление отдельных частей системы, истощение внешних и внутренних ресурсов.

- В восьмой фазе развития наблюдается исчерпание внутренних ресурсов и разрушение связей между отдельными элементами системы.
Еще более полной, эта классификация развития человека на восемь фаз, становится, если рассматривать ее не только как последовательность развития человеческого тела, а комплексно, как развитие тела, интеллекта, связей с другими людьми, и т.д. То есть, если рассматривать человека не просто как тело, а как систему, включающую в себя и тело, и сознание, и полученные знания, и связи с окружающим миром.
В данном случае эти восемь фаз демонстрируют цикл существования: создание - изменение - разрушение, цикл, характерный для любого явления и любого объекта. Однако прохождение системой фаз развития от первой до восьмой, вовсе не означает, что в конце этого цикла система обязательно должна разрушиться. Во многих случаях прохождение этого сценария развития приводит не к разрушению системы, а к переходу на принципиально новый уровень развития.

И каждый переход на принципиально новый уровень развития, сопровождается прохождением тех же самых восьми фаз развития. Новое возникает не сразу, а начинает развиваться, когда к этому появляются предпосылки. И затем, это новое растет, достигает наибольшей эффективности, разрушается и цикл повторяется снова.

Можно даже предположить, что каждая из рассмотренных фаз, сама может быть разбита по тому же принципу на еще восемь фаз.
В качестве примера подтверждающего это утверждение, можно подробно рассмотреть первую фазу сценария развития человека, то есть, то, как развивается зародыш (= эмбрион) от состояния зиготы до плода.
Первая фаза развития зародыша (эмбриона) начинается с зиготы - оплодотворенной яйцеклетки. Сразу после оплодотворения начинается слияние генетического материала и через 12 часов происходит первое деление клетки. В дальнейшем она делится в геометрической прогрессии: 1:2:3:4:8:16 и так далее. На этом этапе зародыш называется морула (от лат. шелковица) и напоминает по форме ягоду малины или шелковицу. При этом, составляющие морулу клетки образуют оболочку внутри которой находится биологическая жидкость. По мере дальнейшего роста оболочка увеличивается и образуется зародышевый пузырь - бластула - шарик, заполненный биологической жидкостью. В течение всей первой фазы развития зародыш развивается равномерно и симметрично. За это время, 3-4 день после оплодотворения, зародыш перемещается в маточную трубу.


Во второй фазе развития зародыша, на одной стороне бластулы образуется уплотнение, которое начинает развиваться внутрь зародыша. Это происходит на 7-8 день после оплодотворения. В это время происходит имплантация (внедрение) зародыша в маточную ткань.

В конце второй стадии зародыш превращается в гаструлу - в трехслойный мешок: внешняя поверхность / биологическая жидкость / внутренняя поверхность. Внутренняя полость гаструлы сообщается с внешней средой через отверстие. Еще одной особенностью развития зародыша во второй фазе развития, является появление осевой симметрии. Часть гаструлы, в которой располагается отверстие, впоследствии развивается в заднюю часть зародыша, противоположная ей часть, впоследствии развивается в переднюю часть зародыша.

Во время третьей фазы развития зародыша происходит значительное увеличение размеров гаструлы, и эта фаза отличается наиболее быстрым развитием зародыша. При относительной простоте строения, на стадии гаструлы обеспечивается эффективное снабжение каждой клетки зародыша необходимыми для жизни веществами и обеспечивается выброс из зародыша шлаков. В течение третьей фазы на поверхности зародыша появляется слой мелких клеток, из которых позднее разовьется плацента и амниотический мешок, в которых будет развиваться плод. Третья фаза развития зародыша завершается примерно на 14-15 день.


В четвертой фазе развития зародыша он достигает критических размеров, при которых структура гаструлы еще способна поддерживать нормальный обмен веществ. Стремительный рост гаструлы в этой фазе начинает замедляться. Дальнейшее развитие возможно только за счет усложнения внутренней структуры зародыша. При этом в передней части гаструлы появляется уплотнение, из которого в дальнейшем начнет развиваться нервная система и головной мозг.


И с момента начала образования нервной ткани, зародыш переходит стадию, которая называется нейрула. На пятой фазе развития в зародыше появляются несколько центров дальнейшего развития, связанные между собой нервной тканью.

Дальнейшее развитие по существующей морфологической классификации обозначается как о'рганогенез - формирование отдельных органов. При такой классификации органогенез объединяет фазы развития зародыша с шестой по восьмую. Во время шестой фазы развития, из появившихся на предыдущей стадии развития центров, формируются зачатки основных органов зародыша. Затем, эти зачатки органов отделяются от общей ткани. Проявляются будущие очертания эмбриона, намечаются конечности.

В седьмой фазе развития зародыша, в общих чертах формируется его внутренняя структура, образуется кровеносная, лимфическая и пищеварительная система, образуются жабры и возникают половые признаки. Отверстие, соединяющее внутреннюю полость с внешней средой, делится на две части и одно из этих отверстий перемещается в переднюю часть зародыша. Впоследствии из него образуется пищеварительное отверстие и дыхательная система. В восьмой стадии развитие зародыша завершается. Это примерно 8 неделя развития эмбриона. Начинают функционировать и взаимодействовать образовавшиеся органы. На исходе восьмой фазы начинает биться сердце, хотя непосредственно прослушать это биение можно будет только гораздо позже. На этом завершается эмбриональный период развития и начинается плодный период развития.
Итак, эмбриональное развитие человеческого зародыша можно разделить на восемь фаз следующим образом:
Экстенсивное развитие:

1. Развитие от зиготы до бластулы /

2. Развитие от бластулы до гаструлы /

3. Быстрое увеличение размеров гаструлы /

4. Развитие от гаструлы до нейрулы /

Интенсивное развитие:

5. Развитие нейрулы, начало формирования внутренней структуры/

6. Первая стадия органогенеза /отпочкование будущих основных органов

7. Вторая стадия органогенеза /формирование структуры основных органов

8. Третья стадия органогенеза /созревание и начало взаимодействия органов эмбриона


На стадии интенсивного развития активный рост человеческого эмбриона продолжается за счет тех ресурсов, которыми его обеспечивает организм матери, и во многом, за счет этого рост продолжается. У многих простейших живых существ эти восемь фаз развития и есть полный жизненный цикл, и в фазах интенсивного развития активного роста организма уже нет. В истории жизни на Земле был период, когда такие существа были вершиной эволюции. Некоторое время происходило совершенствование этих существ, но затем возможности их эволюции в этих рамках были исчерпаны, они достигли относительного совершенства. Очередной цикл развития жизни на Земле был завершен.
следующая страница >>