Воротникова Ирина Николаевна преподаватель теоретических дисциплин высшей квалификационной категории мбоудод мдши «Акварель» пояснит - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс 1 89.17kb.
- 1 120.28kb.
Феоктистова Елена Николаевна учитель истории и обществознания высшей... 2 354.51kb.
Минеева Елена Николаевна методист высшей квалификационной категории... 1 274.56kb.
Лель Ольга Александровна, учитель первой квалификационной категории г. 3 744.49kb.
Абасовой Татьяны Александровны 1 квалификационной категории по литературному... 1 403.51kb.
Анализ лексики в переводах на немецкий язык поэтического произведения А. 1 26.41kb.
Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории "B" 2 647.96kb.
Методические рекомендации Составители: Баранова О. В., к и. 1 344.99kb.
Лазарева Ирина Михайловна пояснительная записка. Данная рабочая программа 2 709.14kb.
Стешакова Татьяна Дмитриевна, учитель русского языка и литературы... 1 275.94kb.
Архангельское (усадьба) 1 64.61kb.
- 4 1234.94kb.
Воротникова Ирина Николаевна преподаватель теоретических дисциплин высшей квалификационной - страница №2/3

Тема 8.. Знакомство с музыкальными инструментами. Инструменты симфонического оркестра.

Струнная смычковая группа и арфа.

Примерный музыкальный материал: Н.Паганини «Каприсы» № 9 или № 24 (скрипка), С.С.Прокофьев «Улица просыпается» из балета «Ромео и Джульетта» (альт с фортепиано), П.И.Чайковский «Вариации на тему рококо» (виолончель), К.Сенс-Санс «Слон» из сюиты «Карнавал животных» (соло контрабаса), Н.А. Римский -Корсаков Сцена таяния Снегурочки (арфа), К Дебюсси «Два танца для арфы и струнного оркестра».
Деревянная духовая группа.

Примерный музыкальный материал: К.В.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей» (флейта), И.С.Бах «Шутка» из оркестровой сюиты (флейта), И.С.Бах «Страсти по Матфею» № 26 Ария тенора с гобоем, С.С. Прокофьев «Тема Утки» из симфонической сказки «Петя и волк» (гобой), В.А.Моцарт Концерт для кларнета с оркестром (I часть), П.И.Чайковский «Китайский танец» из балета «Щелкунчик» (флейта, альт, фагот) С.С. Прокофьев «Тема Дедушки» из симфонической сказки «Петя и волк» (фагот).
Медная духовая группа.

Примерный музыкальный материал: В.А.Моцарт Концерт для валторны с оркестром, Дж.Верди «Марш» из оперы «Аида» (труба), Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (тема богатырей – валторны и тромбоны ), М.П.Мусоргский – М.Равель « Быдло» из цикла «Картинки с выставки» (туба).
Ударные инструменты.

Примерный музыкальный материал: П.И.Чайковский «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» (челеста), М.И.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» (2 тема – колокольчики), Б.Барток «Музыка для струнных, ударных и челесты» (III часть – глисандо литавр, ксилофон).
Симфонический оркестр.

Примерный музыкальный материал: Б.Бриттен Вариации и фуга на тему Г.Пёрселла (путеводитель по оркестру) , С.С.Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк».
Тема 9. Клавесин и фортепиано.

Примерный музыкальный материал: И.С.Бах «Партиты» (любой номер – клавесин), любые произведения для фортепиано (можно из репертуара обучающихся).
Орган.

Примерный музыкальный материал: И.С.Бах «Токката и фуга» d moll.
Тема 10. Струнные щипковые инструменты: балалайка, домра, гусли, гитара

Примерный музыкальный материал: Плясовые наигрыши Псковской области: «Барыня» (гусли), «Русский» (балалайка)
Баян, гармонь, аккордеон.

Примерный музыкальный материал: «Трепак» (тальянка), «Камаринская» (скрипка, цимбалы, аккордеон).
Оркестр русских народных инструментов.

Примерный музыкальный материал: любые произведения из репертуаров академического оркестра русских народных инструментов им. Н.П.Осипова или им. В.В.Андреева.
Тема 11.Электрические инструменты: терменвокс, синтезатор, электрогитара

Примерный музыкальный материал: по выбору преподавателя.
Четвёртый год обучения. Первое полугодие.
Тема 1. Музыкальные формы.

Музыкальная форма, как облик музыкального произведения. Понятие «музыкальная тема», функции частей в музыкальной форме. Единство содержания и формы.

Период как самостоятельная музыкальная форма и часть более крупной формы.

Примерный музыкальный материал: пройденные ранее произведения.

Одночастная форма.

Примерный музыкальный материал: Ф.Шопен «Прелюдия» №7, П.И. Чайковский «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом».
Двухчастная и трёхчастная формы. Контраст крайних частей сложной трёхчастной формы.

Примерный музыкальный материал: Э.Григ «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт», П.И.Чайковский «Сладкая грёза» из цикла «Детский альбом», С.В. Рахманинов «Итальянская полька».

Куплетная форма.

Примерный музыкальный материал: Ф.Шуберт «Форель», И.О.Дунаевский «Песенка о весёлом ветре» из кинофильма «Дети капитана Гранта».
Вариации.

Примерный музыкальный материал: Э.Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт», П.И.Чайковский «Русская песня» из цикла «Детский альбом», произведения из репертуара обучающихся.
Рондо.

Примерный музыкальный материал: Ф.Куперен «Любимая», «Жнецы»; М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила», Л.В.Бетховен «Элизе».
Сюита.

Примерный музыкальный материал: К.Сен-Санс «Карнавал животных» (или любая по выбору преподавателя)
Тема 2. Музыка и театр.

Музыка к драматическому спектаклю.

Общее представление о театре и его атрибутах. Значение музыки в театре. Жанровое богатство театральной музыки: опера, балет, оперетта, музыкальная комедия, мюзикл. Музыка – важная часть драматургии в драматическом театре.



Примерный музыкальный материал: Э. Григ «Пер Гюнт».
Тема 3. Балет.

Знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).

Балет – музыкально-хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматургическое действие и элементы изобразительного искусства. Три составные части балета: классический танец, характерный танец, пантомима.

История балета. Балет в России.



Примерный музыкальный материал: П.И.Чайковский балет «Щелкунчик».
Четвёртый год обучения. Второе полугодие.
Тема 4. Опера.

Опера – самый богатый и сложный жанр музыки. Значение слова «опера». В музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика. Особенности жанра оперы, виды оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы - (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Словесный текст оперы – либретто. Клавир – переложение оперы для фортепиано и голоса. Начинается опера с увертюры – симфонического вступления.

Музыкальные сольные номера – ария, ариозо, ариетта, каватина. Ансамбли. Виды ансамблей. Значение хора в опере. Оркестр в опере.


Знакомство с певческими голосами.

Тембры человеческих голосов (детские, женские, мужские). Знаменитые певцы.



Примерный музыкальный материал:

Дискант: итальянские песни, роман­сы и оперные арии в исполнении Робертино Лоретти.

Сопрано лирико-колоратурное: А. Алябьев. «Соловей» (в исполнении Н. Обуховой); И. Штраус. «Сказки Венского леса».

Сопрано лири­ческое: ария Снегурочки из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегу­рочка».

Сопрано лирико-драматическое: ариозо Татьяны «Пускай погибну я...» из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин».

Меццо-сопрано: хабанера Кармен из оперы Ж. Бизе «Кармен».

Контраль­то: песня Вани из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя».

Тенор-алътино: ариозо Звездоче­та из оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок».

Лирический тенор: песни и романсы в исполнении С. Лемешева.

Лирико-дра­матический тенор: ария Германа «Что наша жизнь? — Игра!» из оперы П. Чайковского «Пиковая дама».

Баритон: каватина Фигаро «Если захочет барин попрыгать..» из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро»; романсы и итальянские песни в исполнении М. Магомаева, Дм. Хворостовского.

Бас: ария Кончака из оперы А. Бородина «Князь Игорь»; арии, романсы и песни в исполнении Ф. И. Ша­ляпина.

Бас-апрофунд: негритянские спиричуэлс в исполнении Поля Робсона.

Примерный музыкальный материал: М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила», (Н.А.Римский-Корсаков опера «Садко»).
Тема 5. Основные приёмы развития.

Основные приёмы развития в музыке. 1.Повтор – точный и неточный, секвенция, контраст. 2. Суммирование и дробление. 3. Вариационный способ. 4. Мотивная работа. 5. Кульминация. 6. Полифонические способы.



Примерный музыкальный материал: 1. Р.Шуман «Альбом для юношества» - «Сицилийская песенка», «Дед Мороз», «Первая утрата»; П.Чайковский «Детский альбом» - «Сладкая грёза», «Новая кукла»; Э.Григ - «Весной», Вальс ля минор; Г.Гендель – «Пассакалия»; Е.Крылатов - «Крылатые качели»; И.С.Бах - Полонез соль минор.

2. В.Шаинский – «Антошка»; И.Дунаевский «Капитан», «Весёлый ветер»; П.Чайковский «Баркарола».

3. а) Любые орнаментальные вариации; б) вариации на основе комплекса звуков (Р.Шуман – «Карнавал»); в) «глинкинские» вариации – вариации на неизменную тему (М.Глинка «Персидский хор»).

4. «Шесть венских сонатин» В.А.Моцарта № 1, № 6, Симфония № 40, «Репетиция к концерту», «Концерт для клавесина»; Й.Гайдн «Детская симфония».

5. П.Чайковский «Рост ёлки», «Па-де-де», «Марш» из балета «Щелкунчик»; «Баркарола»; Э.Григ «Утро», «Весной».

6. М.Глинка «Какое чудное мгновенье» из оперы «Руслан и Людмила»; С.Прокофьев «Танец рыцарей»; И.С.Бах «Маленькие прелюдии и фуги»; Г.Свиридов «Колдун»; М.Мусоргский «Два еврея».


Пятый год обучения. Первое полугодие.

Тема 1. Музыкальное искусство эпохи Возрождения.

Живопись, скульптура, литература, театр того времени, небывалый расцвет светской музыки. Знакомство со старинными вокальными и инструментальными жанрами (мадригал, ричеркар, канцона, павана, гальярда, спаньолетта).



Примерный музыкальный материал: Орландо Лассо "Эхо", пьесы для лютни, виолы и вёрджинеля Фр. да Милано, В.Галилеи, Г.Нейзидлер, Дж.Булл, У.Берд, О.Гиббонс и анонимных авторов – по выбору преподавателя.
Барокко в музыке.
Архитектура, скульптура, живопись, театр XVII- первой половины XVIII веков. Опера, органная, скрипичная и клавирная школы.

Примерный музыкальный материал: К.Монтеверди "Плач Орфея" из оперы "Орфей", Г.Пёрселл "Жалоба Дидоны" из оперы "Дидона и Эней", А.Вивальди "Времена года", пьесы для клавесина Ф.Куперена и Ж.Ф.Рамо, Дж. Каччини «Аве Мария», Г.Гендель концерт для альта с оркестром, си-минор, 1 часть.
Тема.2 И.С.Бах. Жизненный и творческий путь.

Творческий облик композитора.

И.С. Бах – исключительное явление в мировом музыкальном искусстве. Облик, характер, художественная личность, религия. Связь духовного и светского. Бах – педагог. Творчество Баха – завершение полифонической эпохи. Наследие.

Триумфальное возвращение музыки Баха в XIX веке. Значение музыки композитора в современном мире. Общество Баха.



Примерный музыкальный материал: Финал из оркестровой сюиты № 2, И.С. Бах – Г.Гуно «Аве Мария», хоральная прелюдия фа – минор, произведения для детей (маленькие прелюдии, песни, танцы).

Произведения для клавира

Клавирная музыка Баха, определившая время. Обновлённая техника исполнения. Рождение клавирных концертов, прелюдии и фуги. Темперация. Полифонический и гомофонно-гармонический склад письма в клавирной музыке Баха.

Инвенции: строение, эстетические достоинства, многообразие оттенков певучего звучания. ХТК – энциклопедия творчества Баха. Малый двухчастный цикл. Строение старинной сюиты.

Музыкальный материал: «Инвенции», «Хорошо темперированный клавир» I том «Прелюдия и фуга» № 2 c moll, «Французская сюита» c moll.

Произведения для органа.

Немецкая школа органистов. Патетика, величие, мощь органной музыки Баха. Протестанский хорал. Образная глубина. Импровизаторский дар Баха.



Примерный музыкальный материал: «Токката и фуга» d moll, органные хоральные прелюдии.

Вокально-инструментальный жанр: кантаты и месса.

Третья вершина баховского наследия. Знакомство с жанрами.



Примерный музыкальный материал: фрагменты из «Мессы» h moll, «Страстей по Матфею» (№ 1, № 47).
Тема 3. Классицизм в музыке. Венская классическая школа.

Эпоха Просвещения как фундамент нового европейского стиля в музыке. Изменение положения музыканта в обществе. Оптимистический взгляд на мировые исторические процессы, поиск совершенных форма и новых идей, увлеченность народно-бытовым музыкальным искусством. Господство гомофонного стиля. Преобразование всех элементов музыкального языка, новые жанры, формы, инструменты. Вена- столица музыкальной Европы второй половины XVIII века. Венская классическая школа - Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен.

Французская живопись, скульптура, архитектура, литература XVII-XVIII веков. Музыкальное искусство эпохи Просвещения.

Примерный музыкальный материал:

фрагменты из оперы К.В. Глюка «Орфей и Эвридика».
Тема 4. Й.Гайдн. Жизненный и творческий путь.

Творческий облик композитора.

Один из основоположников Венской классической школы. Обращение ко всем жанрам своего времени. Связь музыки Гайдна с природой и народным бытом. Внимание к фольклору разных народов. Спокойная гармония душевных, творческих и жизненных сил и устремлений Гайдна. Роль музыканта в создании классических образцов симфонии, сонаты и квартета.

Примерный музыкальный материал: «Детская симфония», фрагменты «Прощальной» симфонии (по выбору преподавателя).

Сонатный цикл. Фортепианное наследие Гайдна. Формирование классической сонаты. Жанровые истоки, народно-танцевальная основа. Концерт.

Примерный музыкальный материал: соната Ре мажор, соната ми минор, концерт Ре мажор для клавира с оркестром.
Пятый год обучения. Второе полугодие.
Симфонический цикл.

Симфонизм – творческий метод в искусстве Венских классиков. Значение и образный мир симфоний Гайдна. Связь с другими жанрами. Симфонический оркестр Гайдна. Народно – жанровый тип симфонизма. Неконтрастность главных тем. Эмоциональное равновесие медленной части. Классический тип менуэта и финала.



Музыкальный материал: Симфония № 103 Es dur «С тремоло литавр».

Тема 5. В.А.Моцарт. Жизненный и творческий путь.

Творческий облик композитора.

Ренессансная личность, светлый гений венской классической школы. Цельность и гармония, гуманизм мировоззрения, универсальность музыкального дарования. Переосмысление и обогащение всех жанров его времени. Возвышенное и плутовское, трагическое и комедийное в наследии Моцарта. Воплощение идей Просвещения, оптимизм, поэтический реализм творчества.

Примерный музыкальный материал: музыкальные фрагменты: «Маленькая ночная серенада»; опера «Волшебная флейта» ария Царицы ночи; фантазия ре-минор; «Dies irae», «Lacrymosa» из Реквиема.

Произведения для клавира.

Моцарт – пианист. Фортепианное наследие. Соната №11 (1777 – 1778) – необычность трехчастного цикла, влияние симфонической музыки, комической оперы на язык сонаты. Опора на австро-венгерский фольклор.



Музыкальный материал: Соната Ля мажор.

Симфоническое наследие.

Симфонии Моцарта – вершина симфонизма его времени. Психологизм, драматическое восприятие жанра. Камерность стиля, малый парный состав оркестра, драматический конфликт между частями.



Музыкальный материал: Симфония № 40 соль минор.

Оперный жанр.

Опера в творчестве Моцарта. Оперное наследие. Реформа жанра. Музыкальная драматургия, либретто, жанр и идея, композиция, индивидуальный язык сольных номеров, ансамблей, роль хора и оркестра.



Музыкальный материал: Опера «Свадьба Фигаро».

Тема 6. Л.Бетховен. Жизненный и творческий путь.

Творческий облик композитора.

Музыкант – носитель, гений, полно воплотивший творческие принципы венской классической школы. Свобода, целеустремленность, гражданственность мировоззрения. Богатство духовно – эмоционального мира композитора. Преддверие романтизма.

Примерный музыкальный материал: фрагменты из сонат № 14, № 23 (по выбору преподавателя).

Произведения для фортепиано.

Завершение классической эпохи в развитии фортепианной сонаты. Пианизм нового времени. «Патетическая соната» (1798) – одна из вершин мировой фортепианной литературы. Театральность. Приемы фортепианного письма.



Музыкальный материал: Соната № 8 «Патетическая», до минор.

Симфоническое наследие.

Симфонизм эпохи революций XVIII века. Идеалы гуманизма, свободы, общественного долга. Создание героического симфонизма. Героическая трагедия и трагическая героика в симфонии № 5. Традиции венской классической школы. Введение в партитуру новых инструментов.



Музыкальный материал: Симфония № 5, «Патетическая», до минор; увертюра «Эгмонт».
Шестой год обучения. Первое полугодие.
Тема 1. Романтизм в музыке. Композиторы – романтики.

Границы «романтической» эпохи, её истоки. Музыкальный романтизм: новая социальная роль музыканта, стремление к недостижимой свободе. Новые темы. Программность многих сочинений. Рождение новых жанров. Обновление и обогащение музыкального языка. Огромный интерес к национальной культуре. Живопись, литература, театр, балет в первой половине XIX века. Музыкальное искусство этой эпохи: расцвет национальных композиторских школ, появление новых жанров, музыкальный театр.



Примерный музыкальный материал: Ф.Мендельсон «Песни без слов»; Р.Вагнер «Полет валькирий» из оперы «Валькирия»; Дж. Верди опера «Аида» марш 2 действие; Ж. Бизе опера «Кармен» Антракт к 4 действию (по выбору преподавателя).
Тема 2 . Ф. Шуберт. Жизненный и творческий путь.

Творческий облик композитора.

Первый композитор – романтик. Органичность черт музыкального классицизма и романтизма в творчестве Шуберта. Глубокое содержание произведений Шуберта, связь с музыкальной жизнью и бытом. Интонационный строй музыки. Песенность – основа фортепианного стиля. Ф. Шуберт – основатель жанра романтической фортепианной миниатюры (музыкальные моменты, экспромты, вальсы). Шубертиады в прошлом и настоящем.

Примерный музыкальный материал: Вальс си минор, «Военный марш», Экспромты Ля –бемоль мажор и Ми –бемоль мажор, «Музыкальный момент» фа минор.

Вокальное творчество. Песни.

Песенный жанр в начале XIX века. Песня как главный жанр в творчестве Шуберта. Сложность и глубина содержания песен Шуберта. Многожанровость вокальных произведений. Значение песенных циклов. Влияние песенных «повестей» Шуберта на дальнейшее развитие камерно – вокальной и фортепианной музыки.



Музыкальный материал: баллада «Лесной царь», «Аве Мария», «Форель», «Форелен-квинтет», «Маргарита за прялкой», «Серенада», вокальные циклы: «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь».

Симфоническое наследие.

Судьба симфонических произведений Шуберта. «Неоконченная симфония» (1822), как вершина симфонизма Шуберта. История создания и исполнения, форма, особая роль деревянных духовых, унисонов струнных, оркестровых педалей.



Музыкальный материал: симфония № 8 «Неоконченная» h moll.
Тема 3. Ф. Шопен. Жизненный и творческий путь.

Творческий облик композитора. Основоположник и гений польского музыкального искусства. Композитор и пианист. Романтическое восприятие мира с богатыми творческими традициями и красочностью народной жизни в музыкальном наследии Шопена. Моцартовское совершенство формы. Новаторство в области жанров. Мировое признание национального духа, мелодического богатства, фантазии, глубины и искренности чувств, выразительных и технических возможностей музыки Шопена.



Примерный музыкальный материал: «Экспромт – фантазия»; песня «Желание», соната № 2 - III часть; (произведения по выбору преподавателя)

Произведения для фортепиано.

Шопен – поэт фортепиано. Изящество, психологическая глубина, техническое совершенство пианизма. Тяготение к малым формам. История, культура, быт, язык Польши в полонезах и мазурках Шопена.

Шопен – автор романтической прелюдии и этюда как самостоятельных, новаторски смелых, художественно завершенных пьес. Импровизационная свобода прелюдий. Соединение глубокого содержания и подлинной виртуозности в этюдах Шопена. Краткая история, содержание, черты музыкального языка малых форм.

Музыкальный материал: «Мазурки» - Ор.56 № 2 До мажор, Ор.68 № 2 ля минор, Ор. 7 № 1 Си-бемоль мажор (и другие по выбору преподавателя); «Полонез» Ля мажор ор.40 № 1; «Вальс» до-диез минор; «Прелюдии» ми минор, Ля мажор, до минор (и другие по выбору преподавателя); «Этюды» (Ор.10 № 3 Ми мажор, № 12 до минор «Революционный»); «Ноктюрны» Ор.55 № 1 фа минор (и другие по выбору преподавателя).
Тема 4. Творческий облик Р.Шумана.

Роберт Шуман (1810–1856) — немецкий композитор, музыкальный критик. Шуман — один из наиболее ярких представителей музыкального романтизма в Германии. Музыкальное творчество Шумана охватывает все жанры, за исключением балета.

Новаторство Шумана, оригинальность его музыки, свобода творческих замыслов.

«Карнавал» является музыкальным воплощением эстетических идей Шумана. «Карнавал» - это цикл из 20 контрастных программных фортепианных миниатюр, объединённых 4-мя нотами (Шуман назвал это «Миниатюрные сцены на 4-х нотах»). Эти ноты - Asch (название города) - A, Es, C, H. S-c-h - это ещё и первые буквы фамилии Шумана. Эти ноты растворены в начале каждой пьесы, поэтому здесь только следы вариативности, но не вариации на тему.



Музыкальный материал: «Альбом для юношества»; «Лесные сцены»; «Детские сцены»: «Горелки», «Засыпающий ребёнок», цикл «Карнавал» (по выбору преподавателя).
Тема 5. Импрессионизм в живописи, поэзии и музыке.
Творческий облик К.Дебюсси.

Импрессионизм – одно из направлений в искусстве Франции конца XIX века. Новые взгляды, идеи, мироощущение. Новаторы – художники и салон «Отверженных». Основные принципы импрессионизма. Музыкальный импрессионизм: причины возникновения, музыкальный язык, ведущее положение одночастных симфонических пьес и циклов, колористические находки.

Гений Франции второй половины XIX – XX века. Влияние личности и творчества композитора, пианиста, дирижёра на мировую музыкальную культуру XX века. Дебюсси - новатор, создатель нового образного мира, новых средств выразительности. Оркестр и фортепиано в творчестве Дебюсси. Дебюсси и Россия.

Симфонический триптих «Ноктюрны» (1897 – 1899). Оркестр Дебюсси. Взаимосвязь с живописью импрессионизма.



Музыкальный материал: Ноктюрны: «Облака», «Празденства», «Сирены»; прелюдии «Девушка с волосами цвета льна», «Шаги на снегу»; «Детский уголок» (по выбору преподавателя).
Шестой год обучения. Второе полугодие.
Тема 1. Русская музыка до XIХ века.

Русская музыка до XIХ века. Особенности развития народного и профессионального искусства в связи с введением Христианства. Роль церкви. Запреты, иго, Петровские реформы.

Сведения исторического плана о зарождении и формах существования профессиональной музыкальной культуры в России, о народной песне и её значении в формировании национальной композиторской школы.

Русские композиторы XVIII века: Е.И.Фомин – создатель первых русских опер; Д.С.Бортнянский – хоровая музыка; И.Е.Хандошкин – блестящий скрипач и гитарист; М.С.Березовский – автор духовных концертов.



Примерный музыкальный материал: по выбору преподавателя.
Тема 2 . Музыкальное искусство России в первой половине XIX века. Архитектура, живопись, литература.

Творчество А.А. Алябьева, А.Е. Варламова и А.Л. Гурилёва, А.С. Грибоедова, П.П. Булахова, А.Н. Верстовского.

Исторические события и обзор русской культуры начала XIX века.

Вокальная миниатюра первой половины XIXвека. Русская песня, элегия, песня восточного характера, баллада. Творцы русского романса.

А. Алябьев. Жизненная драма. Идеи декабризма. Гражданственность, свободолюбие, патриотические мотивы в творчестве.

А.Варламов. Трагичность судьбы композитора – разночинца. Песенное наследие. Отражение и развитие городской песенной культуры в творчестве Варламова. Педагогический труд «Школа пения».

А. Гурилёв. Камерный лирический стиль. Преданность песенному жанру. Поэзия последекабристского времени в музыке Гурилёва.

А.Верстовский. Автор опер и водевилей, влиятельный театральный администратор. Отличительная особенность творчества – создание волевых, энергичных, активных душевных состояний.

А.Грибоедов. Дипломат, писатель. Участник войны 1812 года. Среди прочих пристрастий и увлечений – музыка. Известен как хороший исполнитель, композитор и теоретик.

П.Булахов. Популярность романсов. Мелодическое обаяние и простота. Характерные интонации русской городской песни, цыганского романса переплетаются с оборотами типичными для французской и итальянской оперы.

Примерный музыкальный материал:

А.Алябьев «Соловей», «Иртыш» «Нищая»;

А. Варламов «Красный сарафан», «Белеет парус одинокий», «На заре ты её не буди»;

А.Гурилёв «Домик – крошечка», «Колокольчик», «Песнь ямщика»;

А.Верстовский фрагменты из оперы «Аскольдова могила»;

А.Грибоедов «Вальсы»;

П.Булахов «Не пробуждай воспоминаний».
Тема 3 . М.И.Глинка. Жизненный и творческий путь.

М.И. Глинка- основоположник русской классической композиторской школы. Его творчество как новый этап в развитии музыкальной культуры России. Мастерское сочетание западноевропейской формы и национального содержания. Эпоха Глинки. Исторические события 1812 и 1825 годов. Современники композитора – музыканты, литераторы, художники. Два гения русской культуры XIX века - А.Пушкин и М. Глинка. Соединение классицизма, романтизма, реализма в музыке Глинки.

Детские годы. Формирование музыкальных представлений под воздействием народно-песенного искусства. Обучение в Благородном пансионе. Круг общения Глинки. Первые композиторские опыты.

Пребывание в Италии. Занятия с З. Деном. Создание оперы «Иван Сусанин» и её премьера. Работа в Придворной певческой капелле. Сближение с литератором Н. Кукольником. Работа над оперой «Руслан и Людмила». Вклад Глинки в формирование русской школы пения. Высший расцвет творчества. Париж. Глинка и Берлиоз. Поездка по Испании. Испанские увертюры.

Последние годы жизни. Общение с молодыми музыкантами – продолжателями традиций Глинки. Л.И.Шестакова – пропагандист музыки Глинки.

Примерный музыкальный материал: романсы: «Сомнение», «Не искушай»; «Арагонская хота» и другие по выбору преподавателя.

Вокальное творчество.

Широкое распространение жанра романса и его связь с бытовым музицированием. Место вокальной лирики в творческом наследии композитора. Отражение в ней широкого круга жизненных явлений; богатство и разнообразие образного содержания. Поэтический текст и его органическое слияние с музыкой; авторы текстов. Вокальная партия и фортепианное сопровождение. Классическая ясность и стройность формы. Пушкинская поэзия – живой родник вдохновения гения Глинки. Вокальная миниатюра Глинки: русская песня, элегия, баллада, характерная песня, восточный романс.



Музыкальный материал: романсы из цикла «Прощание с Петербургом» - «Жаворонок», «Попутная песня»; «Я помню чудное мгновенье» и другие по выбору преподавателя.

Опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).

Опера «Жизнь за царя» - первая классическая опера, национальная драма. Обращение композитора к историческому сюжету с героико-патриотической идеей. Мастерство композитора в создании образов и характера героев. Сопоставление «русской» и «польской» музыки. Чередование законченных номеров – сольных, ансамблевых, хоровых, оркестровых как один из основных принципов построения оперного произведения.



Музыкальный материал: опера «Жизнь за царя» (прослушивание или просмотр).

Произведения для оркестра.

Наследие композитора в симфонической музыке. Жанровое разнообразие.

Народный характер «Камаринской» и её значение для всей русской музыки. Симфонические краски, двойные вариации, подголосочная полифония, приёмы варьирования.

Лирический симфонизм Глинки в Вальсе – фантазии. Сложность формы. Глубина содержания.



Музыкальный материал: симфоническая фантазия «Камаринская», «Вальс – фантазия» и другие по выбору преподавателя.
Тема 4. А.С. Даргомыжский. Жизненный и творческий путь.

«Учитель музыкальной правды», друг и последователь Глинки, вписавший новую страницу в историю отечественной музыки, смелый новатор. Позиция критического реализма в творчестве композиторов. Детские годы в дворянской семье, разностороннее образование композитора. Опера «Эсмеральда». Пребывание за границей. Сочинение вокальных произведений, оперы «Русалка». Успех оперы при вторичной постановке. Работа Даргомыжского в журнале «Искра», участие в деятельности РМО. Социально-обличительная тематика в вокальных сочинениях.

Общественное признание композитора в России и Европе. Сближение с композиторами «Могучей кучки». Новизна замысла оперы «Каменный гость».

Примерный музыкальный материал: «Табакерочный вальс», симфонические пьесы «Казачок», «Баба-Яга», романс «Ночной зефир» (по выбору преподавателя).

Вокальное творчество.

Новизна и своеобразие романсов и песен Даргомыжского. Проблема соотношения изменчивой человеческой речи и музыки. Тематика и жанры вокального творчества. Новый подход к литературному тексту. Передача в музыке интонаций живой разговорной речи. Песни лирического, сатирического и социально-обличительного характера. Расширение жанрового диапазона вокальной музыки - сатирический портрет, комедийная сценка, драматический монолог и др.



Музыкальный материал: «Мне минуло 16 лет», «Титулярный советник», «Мельник», «Червяк», «Старый капрал», «Мне грустно».

Опера «Русалка».

Первая русская опера в характере психологической бытовой музыкальной драмы. Основная задача – отражение душевного мира героев. Новые музыкально-выразительные средства. Преобладание принципа сквозного действия. Изменение характеров главных героев под воздействием драматических событий.



Музыкальный материал: опера «Русалка» (прослушивание или просмотр).
Седьмой год обучения. Первое полугодие.
Тема 1. Русская музыкальная культура 2-й половины XIX века.

Эта тема одна из основных обзорных тем курса, содержащая важный материал для осмысления процессов происходящих в музыкальной культуре того времени. Общественно-политическая жизнь 60-х годов ХIХ века. Расцвет литературы и искусства реалистического направления. Писатели и поэты, художники-передвижники, их просветительская деятельность. Изменения в музыкальной жизни российских столиц, затем и других городов. Образование Русского музыкального общества (РМО). Первые русские консерватории и Бесплатная музыкальная школа. Деятельность Антона и Николая Рубинштейнов. Композиторы «Могучей кучки», их творческие принципы и дружеское общение. Критики А.Н.Серов и В.В.Стасов.



Примерный музыкальный материал: М.А.Балакирев восточная фантазия для фортепиано «Исламей»;

А.Рубинштейн романс «Ночь», фрагменты из оперы «Демон» по выбору преподавателя; А.Н.Серов песня Ерёмки из оперы «Вражья сила»
Тема 2. А.П.Бородин. Жизненный и творческий путь.

Творческий облик композитора. Многогранность творческой деятельности Бородина, вклад в развитие русской науки и культуры. Крупная целостная натура. Своеобразие музыки композитора, её эпический склад, развитие традиций Глинки.

Детские годы в Петербурге. Широкий круг интересов юного Бородина, увлечение естественными науками и искусством. Учёба в Медико-хирургической академии. Музыкальное развитие Бородина. Научная командировка в Германию. Оптимизм в отношениях к людям. Сближение с балакиревским кружком. Первая симфония, её успех у слушателей. Другие сочинения. Совмещение композиторской работы с разносторонней научно-педагогической деятельностью. Создание Второй симфонии и работа над оперой «Князь Игорь». Встречи с Листом в Веймаре. Широкое признание музыки Бородина. Разносторонняя научно-педагогическая работа в Медико-хирургической академии и совмещение её с композиторской деятельностью.

Примерный музыкальный материал: Ноктюрн из второго квартета, симфоническая картина «В Средней Азии» (по выбору пеподавателя).

Вокальное творчество.

Романсы и песни Бородина – неповторимая своеобразная страница русской вокальной лирики. Для них характерны образы могучей народной силы и молодецкая удаль, глубокая мудрость сказочного повествования, напряжённость лирического переживания и живой острый юмор.



Музыкальный материал: «Для берегов отчизны дальней», «Песня тёмного леса», «Спящая княжна», «Серенада четырёх кавалеров» и другие по выбору преподавателя.

Опера «Князь Игорь».

Краткая история создания оперы. Роль В.В.Стасова. Обращение к «Слову о полке Игореве». Патриотическая идея оперы, её эпические черты. Правдивый и многогранный показ Руси через могучие хоры. «Русские» и «половецкие» действия - сопоставление Руси и Востока через музыку. Арии Игоря и Кончака, как пример арии-портрета. Плач Ярославны - музыкальная характеристика собирательного образа русской женщины.



Музыкальный материал: Опера «Князь Игорь» (прослушивание или просмотр)
Симфония № 2 «Богатырская» (си минор).

Глубокий интерес Бородина к историческому русскому эпосу на примере симфонии № 2. Внутреннее родство образов «Богатырской» симфонии и оперы «Князь Игорь». Очищающая и возвышенная любовь к Отечеству – основа содержания симфонии. Разбор первой части. Два элемента главной партии: мужественная, суровая, героическая унисонная тема первого элемента и молодецкая плясовая второго элемента. Распевность русской лирической песни в побочной партии. Эпический характер разработки.



Музыкальный материал: Симфония № 2 «Богатырская» (си минор) - I часть.
Тема 3. М.П.Мусоргский. Жизненный и творческий путь.

Творческий облик композитора. Социально-обличительная направленность и смелое новаторство творчества Мусоргского. Гениальный последователь и приверженец творчества Даргомыжского. Поиск правды в жизни и творчестве. Обращение к крестьянскому фольклору, глубокое знание и понимание народной музыки. Демократические жизненные и творческие позиции Мусоргского и «шестидесятников». Трагизм личной судьбы.

Детство в имении отца. Окружение юного Мусоргского. Успех в игре на фортепиано. Обучение по семейной традиции военному делу в Петербурге. Служба в Преображенском полку. Занятия и интересы молодого Мусоргского. Крутой перелом в жизни - знакомство и дружба с Даргомыжским и Балакиревым, сближение с демократической молодежью, увлечение литературой и философией. Выход в отставку для серьёзных занятий композицией. Театральные, вокальные и инструментальные произведения 60-х годов. Сближение с Римским-Корсаковым и Стасовым. Эпоха «Бориса Годунова», судьба оперы. Жизненная неустроенность, нужда, болезнь, отход от друзей. Отражение тяжёлых переживаний в вокальных циклах и опере «Хованщина». Артистический успех концертной поездки с певицей Д.Леоновой. Преждевременная смерть, прервавшая работу над завершением опер «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка».      

Примерный музыкальный материал: номера из оперы «Хованщина», гопак из оперы «Сорочинская ярмарка" и другие по выбору преподавателя.

Вокальное творчество.

Интерес Мусоргского к исторической и социальной тематике. Новизна содержания и выразительных средств вокальной музыки. Разнохарактерные сценки из народной жизни. Вокальные циклы. Традиции Даргомыжского в речевой интонации.



Музыкальный материал: «Колыбельная Ерёмушке», «Светик Савишна», «Семинарист», «Блоха»; циклы «Детская», «Песни и пляски смерти» (по выбору).

Цикл «Картинки с выставки».       

Программность замысла. Выставка произведений В.Гартмана. Роль темы «Прогулки» в построении и содержании цикла. Характеристика пьес, их яркая образность.



Музыкальный материал: цикл «Картинки с выставки» (прослушивание в фортепианном или оркестровом вариантах, просмотр мультфильмов «Балет невылупившихся птенцов» и «Баба-Яга»).

Опера «Борис Годунов».

Опера «Борис Годунов». История создания и редакции оперы. Идейное содержание оперы, сквозное развитие действия, вокально-декламационное начало вокальных партий ряда персонажей — характерные черты новаторского подхода композитора к реализации замысла оперы. Новаторский тип хоровых сцен и речитативов.



Музыкальный материал: опера «Борис Годунов» (прослушивание или просмотр).      
Седьмой год обучения. Второе полугодие.
Тема 4. Н.А.Римский-Корсаков. Жизненный и творческий путь.

Творческий облик композитора. Масштаб личности. Многогранность творческой и общественной деятельности Римского-Корсакова. Широта творческих интересов: композитор, педагог, дирижёр, музыкальный писатель и редактор, фольклорист, общественный деятель и пропагандист русской музыки. Отражение в его творчестве истории и быта народа; широкое обращение к национальному фольклору.

Детство в Тихвине. Семья Римских-Корсаковых. Первое приобщение к музыке. Учёба в Морском корпусе в Петербурге. Развитие музыкальных интересов, уроки у Ф.А. Канилле. Знакомство с Балакиревым, сочинение симфонии, прерванное заграничным учебным плаванием. Успех симфонии у слушателей, создание ряда других сочинений для оркестра. Первая опера «Псковитянка» на исторический сюжет. Рост известности композитора. Педагогическая работа в консерватории. Совершенствование композиторского мастерства. Увлечение народной песней и создание песенных сборников. Обращение к сказочным и народно-бытовым сюжетам в операх «Снегурочка» и «Майская ночь». Период высшей творческой зрелости; создание лучших произведений для оркестра – «Шехеразада», «Испанское каприччио». Беляевский кружок; выступления в роли дирижёра. Завершение и редактирование сочинений Мусоргского и Бородина. Новый расцвет оперного творчества с середины 90-х годов. Римский-Корсаков и революция 1905 года. «Золотой петушок» — опера-сатира. Ученики и последователи Римского-Корсакова. Всемирное признание композитора.

Примерный музыкальный материал: фрагменты из опер «Садко», «Сказка о царе Салтане»; увертюра «Испанское каприччио» I часть; романс «Редеет облаков летучая гряда» или другие по выбору преподавателя.

Опера «Снегурочка».

Оперное наследие Римского – Корсакова. Поэзия сказочной музыки оперы и музыка поэтической «Весенней сказки» Островского. Рассмотрение оперы с элементами музыкально-литературной композиции - чередование чтения текста А.Островского с разбором и прослушиванием музыки. Мировоззрение берендеева царства. Пантеизм, обычаи и обряды. Сказочное и реальное в опере. Широкое обращение к народно-песенным мелодиям. Основные лейтмотивы и инструменты, сопровождающие героев оперы.



Музыкальный материал: опера «Снегурочка» (прослушивание или просмотр).      

Симфоническая сюита «Шехеразада».

Арабские сказки «Тысяча и одна ночь» как источник содержания музыки сюиты. Одно из лучших сочинений русского автора о Востоке. Картинность и красочность музыкальных образов; выразительная роль оркестровых тембров. Строение цикла. Лейтмотивная система сюиты. Темы вступления объединяют четырёхчастное произведение.



Музыкальный материал: симфоническая сюита «Шехеразада» - прослушивание.
Тема 5. П.И.Чайковский. Жизненный и творческий путь.

Творческий облик композитора. Композиторская, педагогическая, дирижёрская, музыкально-критическая и общественная деятельность. Тематическое и жанровое разнообразие сочинений, богатство и выразительность мелодики. Отражение в музыке различных сторон русской жизни, духовного мира людей, борьбы человека за своё счастье. Преломление национальных традиций и национального стиля рус­ской музыки и западноевропейских веяний в творчестве Чайковско­го. Развитие и обогащение традиций Глинки и Даргомыжского. Мировая популярность. Международный конкурс его имени в Москве.

Родительский дом в Воткинске. Семья Чайковского. Впечатлительность как черта натуры композитора. Петербургские годы жизни. Училище правоведения и консерватория. Учителя Чайковского. Московский период жизни и творчества — педагогическая, музыкально-критическая и композиторская деятельность. Первый расцвет творчества. Повод и причины отъезда из Москвы. Жизнь в Европе и в России в последующие годы. Напряжённая творческая деятельность. Обращение к новым видам и жанрам. Общение с видными музыкантами Европы. Выступления в качестве дирижёра – пропагандиста русской музыки. Рост популярности музыки Чайковского. Высший расцвет творчества композитора. . Создание последних опер, балетов, симфоний. Трагедийная основа «Пиковой дамы» и Шестой симфонии. Дом в Клину. Смерть в расцвете творческих сил.

Примерный музыкальный материал: фрагменты балета «Лебединое озеро», оперы «Пиковая дама», Первый концерт для фортепиа­но с оркестром, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», романсы и другие по выбору преподавателя.

Опера «Евгений Онегин».

Определение Чайковским жанра оперы как «лирических сцен». История создания и первая постановка оперы. Крушение надежд на счастье – основная тема оперы. Душевная драма героев и картины русского быта. Сочетание законченных номеров с фрагментами сквозного развития, образующие сцены.



Музыкальный материал: опера «Евгений Онегин» (прослушивание или просмотр).

Симфония № 1 «Зимние грёзы».

Симфонии Чайковского как одна из вершин в развитии европейской симфонической музыки. Народно-жанровые черты ранних симфоний и усиление трагедийного начала в поздних. Программность симфонии и лирико-драматическое содержание. Выражение в музыке лирических раздумий связанных с образами русской природы. Национальная основа и песенный склад основных тем. Характеристика тем главной партии первой части, их преобразование в ходе развития. Народно-песенный склад побочной партии, аккордовое изложение заключительной. Особенности разработки. Изменение главной темы в репризе. Возвращение в коде первоначального музыкального образа. Характеристика вступительной и главной тем второй части. Драматическая кульминация второй части. Сопоставление темы скерцо и вальса в третьей части. Контраст народно- празничного финала по отношению к субъективной лирике предшествующих частей. Преобразование народно-песенной мелодии в финале.



Музыкальный материал: симфония № 1 «Зимние грёзы» (прослушивание).

Симфония № 6 си минор «Патетическая»

(дать обзорно, как вариант в сопоставлении с Первой симфонией; указать на особенность финала).

Чайковский в самом начале работы над симфонией упоминал о «тайной программе». Эту программу он нигде не записал, однако остались некоторые свидетельства современников о том, какое образное содержание он воплотил в этом сочинении. По воспоминаниям певицы Александры Панаевой-Карцовой, после первого исполнения Шестой симфонии композитор, провожая свою кузину Анну Мерклинг, согласился с её предположением, что он описал ей свою жизнь: «Ты угадала. Первая часть – детство и смутные стремления к музыке. Вторая – молодость и светская веселая жизнь. Третья – жизненная борьба и достижение славы. Ну, а последняя, - это De profundis, то есть – молитва об умершем, чем всё кончаем, но для меня это еще далеко, я чувствую в себе столько энергии, столько творческих сил; я знаю, что создам ещё много, много хорошего и лучшего, чем до сих пор».

Брат композитора Модест Ильич Чайковский писал в 1907 году чешскому музыковеду Рихарду Батке: «Вы хотели узнать программу Шестой симфонии, но я ничего не могу сообщить Вам, так как брат держал её в своих мыслях. Он унёс эту тайну с собой в могилу. Но если Вы всё-таки хотите, я сообщу Вам то немногое, что узнал от брата. Первая часть представляет собой его жизнь, сочетание страданий, душевных мук, с непреодолимым томлением по Великому и Возвышенному, с одной стороны, борьбу со страхом смерти, с другой — божественную радость и преклонение перед Прекрасным, перед Истиной, Добром, всем, что сулит вечность и небесное милосердие. Так как брат большую часть своей жизни прожил ярко выраженным оптимистом, он закончил первую часть возвращением второй темы. Вторая часть, по моему мнению, представляет собой ту радость жизни, которая не может сравниться с преходящими мимолётными радостями нашей повседневной жизни, радость, музыкально выраженная необыкновенным пятидольным размером. Третья часть свидетельствует об истории его развития как музыканта. Это не что иное, как шалость, игра, развлечение в начале его жизни до двадцатилетнего возраста, но потом всё это делается серьёзнее и кончается достижением мировой славы. Её и выражает триумфальный марш в конце. Четвёртая часть — состояние его души в последние годы жизни — горькие разочарования и глубокие страдания. Он приходит к мысли, что слава его как художника преходяща, что сам он не в силах побороть свой ужас перед вечным Ничто, тем Ничто, где всему, что он любил и что в течение всей жизни считал вечным, угрожает бренность».


Тема 6. Русская музыкальная культура конца XIX- начала XX века.

Литература, живопись, музыка того времени. Состав музыкальной культуры - творческая деятельность музыкантов всех специальностей, способствующая распространению и усвоению музыкальных ценностей. Меценаты и музыкально-общественные деятели. Развитие музыкального образования.



Плодотворная разносторонняя музыкальная деятельность третьего поколения русских композиторов-классиков, сочетающая национальные традиции с поисками новых путей в искусстве. Связи музыкальной культуры с отечественным искусством и литературой, ее широкое признание за рубежом.

А. К. Лядов - представитель петербургской школы Римского-Корсакова, профессор консерватории, участник беляевского кружка. Обращение к малым формам инструментальной музыки, преимущественно к фортепианной миниатюре; «сказочные картинки» для оркестра; обработки народных песен. Своеобразие выразительных средств: светлый колорит, преобладание лирических образов, проявление национальных черт, тщательная отделка деталей.

Примерный музыкальный материал: «Музыкальная табакерка» (фортепиано), «Волшебное озеро» (оркестр).

А. К. Глазунов - представитель петербургской школы Римского-Корсакова, профессор консерватории, участник беляевского кружка. Творческая и музыкально-общественная деятельность композитора. Воспитание молодого поколения на посту директора Петербургской консерватории. Жанровое разнообразие сочинений; преобладание инструментальных произведений крупной формы; балеты. Эпическое и лирическое в музыке Глазунова, красочность оркестровой палитры. Высокий авторитет Глазунова на родине и в Европе.

Примерный музыкальный материал: антракт ко второй картине балета «Раймонда»; концертный вальс.

С. И. Танеев – представитель московской школы Чайковского, профессор консерватории. Яркий и многогранный музыкант, широко образованный человек, блестящий пианист, крупный учёный, музыкально-общественный деятель, дирижёр. Наследие - опера «Орестея», кантаты, хоры, романсы, симфонии, камерные инструментальные ансамбли различных составов. Значительность содержания и сдержанность в выражении чувств – характерная особенность сочинений Танеева. Широкое использование полифонии.

Примерный музыкальный материал: Хоры без сопровождения – «Утро», «Сосна»; романсы «Зимняя дорога», «Свет восходящих звёзд».

А.Н. Скрябин – смелый новатор, открывший новые пути музыке ХХ века; яркий пианист. Обращение Скрябина исключительно к инструментальной музыке для фортепиано и оркестра. Грандиозность симфонических замыслов. Эволюция от ранней поэмы «Мечты» к масштабным произведениям – «Поэма экстаза», «Прометей». Постепенное усложнение музыкальной речи, поиски новых выразительных средств, обновивших гармонический язык и привычную мажоро-минорную основу музыки. Контрастность образов, яркая эмоциональность, динамическая устремлённость, сочетание восторженного порыва и хрупкой утончённой лирики – характерные черты музыки Скрябина.

Примерный музыкальный материал: прелюдии ор. 11, этюд ор.8 № 12 ре-диез минор; этюд ор. 2 до-диез минор; поэма «К пламени».

С.В. Рахманинов – одна из вершин русской музыкальной классики. Композитор, выдающийся пианист, дирижёр. Яркий мелодический дар, способность воплощать в музыке как лирические, так и драматические образы. «Школа» Н.С.Зверева в становлении профессионализма. Московская консерватория. Начало творческого пути, первое общественное признание. Творческий кризис. Дирижёрская работа в опере. Дружба с Шаляпиным. Расцвет композиторского творчества, создание произведений в разных жанрах. Перелом в судьбе после революции 1917 года и отъезда за границу. Жизнь вне родины; творческая пауза. Размах концертной деятельности и её всемирное признание. Сочинения последних лет, трагические отзвуки в них тоски по родине.

Примерный музыкальный материал: концерт для фортепиано с оркестром № 2; прелюдия до-диез минор; «Вокализ», часть из «Всенощного бдения»; любые романсы.

И.Ф. Стравинский – крупнейший композитор ХХ века. Новатор, обогативший музыкальную речь новыми выразительными возможностями и приёмами композиторской техники. Огромное творческое наследие композитора, не поддающееся привычной классификации по традиционным жанровым группам. Произведения на «стыке» жанров («Свадебка» - хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты); вторжение в сферу джаза («Регтайм» и др.сочинения). Русские истоки музыки Стравинского. Успех ранних балетов. Отъезд за границу и «врастание» в культурную среду западного мира. Широкие связи композитора с крупнейшими представителями мировой художественной элиты. Выступления Стравинского в качестве дирижёра и пианиста. Посещение Москвы и Ленинграда в 1962 году.

Музыкальный материал: балет «Петрушка».
Восьмой год обучения. Первое полугодие.

<< предыдущая страница   следующая страница >>