Вопросы по зарубежной литературе 20 века - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Вопросы по зарубежной литературе 20 века - страница №1/2

Вопросы по зарубежной литературе 20 века
1.ХХ век как литературная эпоха. Основные направления и течения, их представители.
2.Философская и культурологическая проблематика произведений Т. Манна: Тонио Крёгер. Будденброки. Доктор Фаустус. Волшебная гора.
3.Писатели «потерянного поколения»: Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк, Д. Олдингтон и др.

4.Творчество Ф.Кафки: Процесс. В исправительной колонии. Письмо отцу…

5.Модернистский роман. М. Пруст: По направлению к Свану. Д.Джойс: Улисс.

6.“Эпический театр” Брехта.


Трехгрошовая опера. Жизнь Галилея. Мамаша Кураж и ее дети.

7. Экзистенциализм: философская концепция, литературное направление.

8. Творчество Сартра Ж.П.

9.Творчество Альбера Камю: Посторонний. Чума.

10. Немецкая литература “расчета с прошлым”: А. Зегерс «Прогулка мёртвых девушек», Г. Бёлль «Глазами клоуна», «Где ты был, Адам?», «Бильярд в половине десятого» и др.
11. Французский “новый роман”. Саррот Н. Вы слышите их? Роб-Грийе А. В лабиринте. Бютор М. Изменение.

12. Театр абсурда. Ионеско Э. Носорог. Беккет С. Изгнанник. В ожидании Годо.

13. «Магический реализм» в латино-американской литературе: Г. Маркес, А. Карпьентер, М.А. Астуриас.

14. Творчество Хулио Кортасара. Художественное своеобразие его произведений.

15.Постмодернизм. Основные категории. Место в истории литературы ХХ века. Эко У. Имя Розы.

16. Творчество Б. Брехта.

17. Творчество Луи Арагона.

18. Творчество Антуана де Сент-Экзюпери. Военные рассказы и «Маленький принц».

19. Творчество Эрнеста Хемингуэя.

20. Своеобразие романов Хемингуэя.

21. Мифологическая и притчевая основа произведения Э. Хемингуэя «Старик и море».

22. Творчество Анри Барбюса. Образ войны в его романе «Огонь».

23. Творчество Айрис Мердок. Философская основа ее романов.

24. Творчество Б. Шоу. Особенности «новой драмы».

25. Своеобразие романа У. Голдинга «Повелитель мух». Притчевость повествования.

26. Мир чувств в произведениях Ф. Саган.

27. Проблемы воспитания в произведении Франсуа Шарля Мориака «Мартышка».

28. Идея тотальной отчужденности в новелле Ф. Кафки «Превращение».

29. Испытание как способ самопознания у Д. Р.Р. Толкиена.

30. Теория «пластического театра» Г. Уильямса и ее реализация в пьесе «Стеклянный зверинец».

31. Интеллектуальная метафоричность, образ парадоксального мира в творчестве Х. Л. Борхеса.

32. Жанр антиутопии. Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор».

33. Философские и эстетические основы поэтики Д. Сэлинджера. «Над пропастью во ржи».

34. Философско-социальный смысл фантастических произведений П. Вежинова. «Барьер».

35. Роман карьеры в американской литературе. Т. Драйзер «Американская трагедия» и др.

36. Психологический портрет Холдена Колфилда, его нравственно-психологический кризис в романе Д. Селенджера «Над пропастью во ржи».

37. Джон Роберт Фаулз и его роман «Коллекционер».

38. Философско-социальный смысл фантастического романа Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту».

39. Движение «сердитых молодых людей». Пьеса Дж. Осборна «Оглянись во гневе».

40. «Театр абсурда». Основные его положения. Представители.

41. Театр жестокости Антонена Арто.

42. Развитие жанра детектива в современной зарубежной литературе.

43. Развитие жанра фантастики в современной зарубежной литературе.

44. Экзистенциализм как художественный метод.

45. Сюрреализм в поэзии и драматургии 20 века.

46. Творчество Гарсиа Лорки.

47. Гийом Аполлинер. Жизнь и творчество.

48. Литература антифашизма.

49. Э. М. Ремарк . Жизнь и творчество.

50. Библейские и мифологические мотивы в зарубежной прозе и драматургии 20 века.



ГАРСИ́А ЛО́РКА (Garcia Lorca), Федерико (1898—1936), испанский поэт. В лирике — реконструкция в поэтическом пространстве 20 в., фольклорно-мифологические мироощущения; мотивы величия и трагической обреченности любви, вечной нераздельности жизни и смерти (сборники «Цыганское романсеро», 1928, «Поэма о канте хондо», 1931); острота столкновения с мертвяще урбанистической цивилизацией (сборник «Поэт в Нью-Йорке», опубликован 1940). Героическая драма «Марианна Пинеда» (1925), трагедии «Кровавая свадьба» (1933), «Иерма» (1934), драма «Дом Бернарды Альбы» (1935, опубликована 1945). Расстрелян фашистами.

* * *


ГАРСИ́А ЛО́РКА (Garcia Lorca) Федерико (5 июня 1898, Фуэнте Вакерос, близ Гранады — 19 августа 1936, близ Гранады), испанский поэт и драматург; автор лекций и статей на литературные и общеэстетические темы, рисунков, ряда музыкальных сочинений, организатор передвижного театра «Ла Баррака».
Андалусия, начало и конец

Творчество Гарсиа Лорки неразрывно связано с Андалусией, где он родился и рос в поместьях своего отца — крупного землевладельца, учился в иезуитском колехио в Гранаде, а затем — в Гранадском университете, не закончив который, переехал в 1919 в Мадрид, где продолжил учебу в Студенческой резиденции (экспериментальном высшем учебном заведении, созданном испанскими просветителями-прогрессистами). Однако в семейную усадьбу Уэрта де Сан Висенте Гранады Лорка постоянно возвращался, проводя там многие месяцы. В Гранаду он также приехал 16 июля 1936, за два дня до начала Гражданской войны (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ 1936—39). 16 августа поэт был арестован по доносу и при активном участии типографского служащего, активного фалангиста Руиса Алонсо, обвинявшего Лорку в том, что тот «писатель-извращенец», гомосексуалист, «красный», русский шпион, прячущий в поместье отца подпольную радиостанцию (вероятно, такого рода доносов было несколько и не от одного Алонсо: яркая и необычная личность Лорки вызывали у окружающих как восхищение и любовь, так и злобную зависть). Лорку схватили в доме его друзей братьев Росалесов, активных членов фаланги (см. ИСПАНСКАЯ ФАЛАНГА), один из которых — начинающий поэт Луис — был дружен с Лоркой: друзья и родственники поэта думали, что дом Росалесов — надежное убежище. Но ни дом Росалесов, ни они сами не смогли защитить поэта. В обстановке царившего в Гранаде террора реальную власть в городе получили фанатики, такие, как назначенный его комендантом майор Хосе Вальдес Гусман. По личному приказу последнего (возможно, согласованному с военным правителем Андалусии генералом Кепо де Льяно) Лорка был расстрелян в ночь на 19 апреля 1936 в шести километрах от Гранады в масличной роще вблизи ущелья Виснар и там же похоронен в братской могиле. Точное место захоронения поэта неизвестно.


Этапы творчества

Очень условно можно выделить несколько этапов творчества Лорки: ранний (1916—1922), импрессионистический, относящийся к годам его учебы в Гранаде и к первым годам жизни в Мадриде и учебы в Студенческой резиденции; зрелый, фольклорно-романтический (1921—1928), когда Лорка становится одним из самых известных испанских поэтов и драматургов, а Студенческая резиденция — центром интеллектуальной и художественной жизни молодого поколения; «сюрреалистический» (1929—1931), совпавший с поездкой Лорки в Соединенные Штаты и на Кубу, и, наконец, поздний, трагедийный (1932—1936), прерванный гибелью поэта.


Ранний Лорка

Первая опубликованная книга Лорки — «Впечатления и пейзажи» (1918), собрание поэтических зарисовок в прозе, созданных по следам образовательных поездок по Испании, вполне вписывающихся в традицию романтических путевых заметок. В это же время была написана «Книга стихов» (1916—1920) — единственная из поэтических книг Лорки, в которой поэт сосредоточен на себе и своих юношеских переживаниях. Многие мотивы из «Книги стихов» (луна, вода, зеркало, эхо, символические образы цветов и деревьев) пройдут через все творчество Лорки.

В сборники «Первые песни» (1922, опубликовано в 1936) и «Песни» (стихи 1921—1924 годов, опубликовано в 1927) вошли ставшие хрестоматийными «Песня всадника», «Деревце, деревцо…», «Прелюдия». Эти книги носят на себе элементы ученичества у Х. Р. Хименеса (см. ХИМЕНЕС ДЕ КЕСАДА Гонсало), испытывают влияние литературных стилизаций и прямого цитирования фольклора.
Зрелый Лорка

Стимулом для создания первого фольклорного по духу, а не по форме крупного произведения Лорки — «Поэмы о канте хондо» (1921—1926, опубликовано в 1931) — стало участие поэта в организации фестиваля «канте хондо» — особой разновидности андалузского фольклора, сольного «глубокого» пения (jondo — андалузское диалектальное hondo — глубокое). В представлениях Лорки, изложенных в его первой публичной лекции о канте хондо (прочитана в рамках фестивальной программы 19 февраля 1922 в гранадском Центре искусств), не гитара, а голос — главное в «глубинном» пении: канте хондо — диалог одинокого человеческого голоса с космической бесконечностью, воплощение чувства постоянной тревоги перед лицом неведомого. В «Поэме» отсутствует стилизация жанров глубинного пения, но словесными средствами воссозданы образы отдельных его жанров — «цыганской сигирийи», «солеа», «петенеры», «саэты», передана трагически-безысходная атмосфера его исполнения (стилизованный пейзаж «поэмы» — сушь, бесплодие, окаменение живого, время действия — ночь). «Поэма» разворачивается как завершенное трагическое действо (его финал — смерть цыгана Амарго), основанное на сопряжении дополняющих друг друга контрастных образов и мотивов («жизнерадостной Севильи» и «горней» Гранады, любви и смерти, свечи и ночной мглы, креста и кинжала, тишины и крика, одиного путника на дороге и всадников-смертников и вестников смерти).

«Цыганский романсеро» (1923—1926, опубликовано в 1928) — книга из 18 стихотворений, сохраняющих отдельные формальные черты традиционного романсного стиха. Обращаясь вслед за Хименесом и А. Мачадо-и-Руис (см. МАЧАДО-И-РУИС Антонио) к романсу, Лорка почти полностью приглушает повествовательное (эпическое) начало этого характернейшего жанра испанского фольклора и литературы (романс находится на границе устного и письменного типов творчества), акцентируя его лирическую и драматическую стороны. Для создания «глубинных», полных намеков и недосказанности текстов Лорка использует присущую романсу сюжетную недоговоренность (традиционный романс — всегда часть целого, известного слушателю, который может легко восстановить для себя все оборванные в отдельном тексте сюжетные линии). Сведенное почти «на нет», к двум-трем мотивам (смерть ребенка в «Романсе о Луне, Луне», самоубийство молодой цыганки в «Сомнамбулическом романсе», гибель гордости и красы цыганского мира Антоньито эль Камборио в «Романсе об арестанте») действие в романсах Лорки погружено в атмосферу тайны, создаваемой при помощи образных парафраз, заимствованных из фольклора, а также изысканных метафор.

Лорка-метафорист продолжает традиции испанской барочной поэзии, в первую очередь, Л. де Гонгоры-и-Арготе (см. ГОНГОРА-И-АРГОТЕ Луис де) (вместе с другими поэтами-сверстниками Лорка готовился к празднованию в 1927 трехсотлетия со дня смерти этого великого кордовского поэта). Вслед за Гонгорой Лорка сближает метафору с метаморфозой — превращением (лиро-драматический сюжет многих «цыганских романсов» — строится на развертывании метафоры), а также стремится вернуть метафору в ее мифопоэтическое лоно: он творит собственный миф — о вольном «цыганском» городе-мире, населенном особой породой людей, подчиняющихся только зову космических стихий. Цыганскому мифу в «Романсеро» противостоит современная цивилизация с ее бесчеловечными законами и житейской прозой: она в той или иной мере присутствует в каждом из романсов. Прямое столкновение двух миров — тема знаменитого «Романса об испанской жандармерии».

Одновременно с созданием «Поэмы о канте хондо» и «Цыганского романсеро», невзирая на первую неудачу на поприще драматургии (провал пьесы-сказки «Колдовство Бабочки», 1920), Лорка продолжает сочинять пьесы. В стихотворной трагедии Лорки «Мариана Пинеда» (1925, первая постановка — 1927) опыт романтической исторической драмы соединен с «примитивом» — с «городским» романсом. Героиня трагедии — заговорщица-революционерка, казненная в Гранаде по приказу Фердинанда VII (см. ФЕРДИНАНД VII), взята Лоркой не столько из истории, сколько из городского романса. Главная тема пьесы — любовь, верность и предательство, противопоставление двух путей к свободе — истинного и сомнительного: через любовь и через политическую борьбу

В традициях площадного кукольного театра (балагана) и итальянской комедии дель арте (см. КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ) Лоркой написаны либретто комической оперы (см. КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА) «Комедиантка Лола» (1922—1924, не окончена, опубликовано в 1981), «жестокий фарс» «Чудесная башмачница» (первая редакция — 1923—1926, вторая — 1929—1930, премьера — 1930), «Любовь дона Перлимплина» (1924—1928, постановка — 1933), «Трагикомедия о доне Кристобале» (первый вариант — 1923—1924, второй — под названием «Балаганчик дона Кристобаля» — 1931, постановка — 1933). За традиционно-фарсовой ситуацией, лежащей в основе стилизованных под «примитив» пьес Лорки, — неравный брак, жена, наставляющая рога мужу или мечтающая о других мужчинах, — драматург обнаруживает в своих наряженных в пестрые одежды и помещенных в расписные декорации персонажах способность к истинной любви, которая может быть и «маской» смерти, и источником природного обновления бытия.


Лорка и авангард

Художественный мир зрелого Лорки пронизан чувством причастности человека к жизни космоса, единства жизни и смерти, детской первозданностью взгляда, которому явлена во всей полноте и невыразимости тайна бытия. Вместе с тем, с середины 1920-х годов в его творчестве все настойчивее звучат темы трагической разъятости мироздания, отторженности человека — пленника механической цивилизации — от природного целого, торжества смерти над жизнью, гибели искусства, бессилия жертвенной любви, милосердия и веры в спасение.

В 1928 переживает тяжелый личный и творческий кризис. В процессе его преодоления им написаны стихи, предназначенные для книг «Поэт в Нью-Йорке» и «Земля и Луна», опубликованные посмертно под одной обложкой и общим названием «Поэт в Нью-Йорке» (1940). В «Поэте в Нью-Йорке» царит сюрреалистическая поэтика «сновидения», основанная на разложении слов и вещей в подсознании, на освобождении поэтического слова от власти реальности, от ига рассудка и логики причинно-следственных связей. Сюрреализм Лорки органично соединен с архаической логикой мифопоэтической метаморфозы, с традиционными для его поэзии образами-символами (луна, ветер, заря-смерть, мертвые птицы и дети, конь, колодец, пустота), включаемыми в деформирующий их контекст. Темы книги — одиночество человека в городской толпе, утрата им своего «я», «смерть Бога», жизнь, подвергающаяся надругательству в царстве механической цивилизации, неосуществимость любви, апокалиптические предчувствия.

Одновременно Лорка пишет оставшуюся незаконченной пьесу «Публика» (полностью опубликована в 1976). Ее темы — трагическая «темная» любовь и будущее искусство, которое должно или погибнуть, или найти в себе смелость спуститься в «могильное подземелье», в глубь тайного и запретного, отказаться от приличий, соблюдения которых требует буржуазно-ограниченная «публики». В «Публике», как и в «Пьесе без названия» (последняя, оставшаяся в набросках драма, над которой Лорка работал в 1935—1936), имеющей с «Публикой» немало общего, использован прием «сцены на сцене».

Единственное законченное произведение Лорки, созданное в Америке — пьеса «Когда пройдет пять лет» (1929—1930, опубликована в 1938), имеет подзаголовок: «легенда о времени». Действие пьесы, заканчивающейся смертью главного героя, занимает шесть часов одного вечера, но охватывает всю его жизнь: этого эффекта драматург добивается совмещением на сцене различных временных планов. Юноша пытается уберечь мечту от власти Времени, но оказывается во власти «жизни-сна».
Возвращение в Испанию

Тема всемогущества любви, трактовавшейся как древний космический Эрос, роковым образом влекущий героев к смерти, — тема трагедии «Кровавая свадьба» (1932, постановка — 1933). Миф о борьбе Жизни и Смерти, Солнца и Луны, мужского и женского начал бытия, отраженный в свадебном ритуале, перенесен Лоркой на землю Испании в современность. «Кровавая свадьба» — первая пьеса из трагической трилогии об «испанской земле. Вторая — «Йерма» (1933—1934, постановка — 1934) — «пьеса без фабулы» о бесплодной женщине. Замысел третьей пьесы из трилогии «Разрушение Содома» Лорка не успел воплотить в жизнь.

Созданные в последние два года жизни Лорки пьесы «Донья Росита», девица, и язык цветов» (1935, постановка — 1935) и «Дом Бернарды Альбы» (1936, постановка — 1945) наряду с набросками «Пьесы без названия» еще раз свидетельствуют об эстетической разнонаправленности творческих поисков Лорки. «Донья Росита» продолжает тематику и гротескно-поэтическую стилистику пьесы «Когда пройдет пять лет», в «Доме Бернарды Альбы» — «драме о женщинах испанских селений» — драматург, напротив, намеревался, по его признанию, представить происходящее на сцене как «фотографию», как «документ».

Поэзия Лорки 1930-х годов («Диван Тамарита», 1936, опубликовано в 1940, «Сонеты темной любви», 1936, частично опубликовано в 1984) становится все более герметичной. Ее вершина — поэма «Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу» (1934, опубликована в 1935).


<< назад вперед >>

Книги


Федерико Гарсиа Лорка. Об искусстве

Федерико Гарсиа Лорка

Купить за 280 руб
Гарсиа Лорка Федерико — Гарсиа Лорка (García Lorca) Федерико (5.6.1898, Фуэнтевакерос, 19.8.1936, близ Гранады), испанский поэт и драматург. Окончил университет в Гранаде. Народно-песенная стихия Андалусии питала его творчество. Преодолев подражательность первой… (Большая советская энциклопедия)

Гарсиа Лорка, Федерико — Федерико Гарсиа Лорка Федерико Гарсиа Лорка (исп. Federico García Lorca, 1898 1936) испанский поэт и драматург, известный также как музыкант и художник график. Центральная фигура поколения 27 года , один из самых ярких и значительных деятелей… (Википедия)

Терехова, Маргарита Борисовна — Маргарита Терехова Имя при рождении: Маргарита Борисовна Терехова Дата рождения: 25 августа 1942 (66 лет) Место рождения: Туринск, СССР Гражданство: Россия Профессия: актриса,режиссёр Карьера: 1964 наст. время Награды: Гран при МКФ в Сан…

Нобелевская премия по литературе — (Перенаправлено с Noblit.ru) Текущая версия [показать стабильную версию](сравнить) (+/ ) Данная версия страницы не проверялась участниками с соответствующими правами.Вы можете прочитать последнюю проверенную или…

Буньюэль, Луис — Луис Буньюэль Luis Buñuel Луис Буньюэль Имя при рождении: Луис Буньюэль Портолес Дата рождения: 22 февраля 1900 Место рождения: Каланда, Испания Дата смерти: 29 июля 1983 Место смерти: Мехико, Мексика Гражданство: Испания США Мексика Профессия:…

37 (число) — Текущая версия [показать стабильную версию](сравнить) (+/ ) Данная версия страницы не проверялась участниками с соответствующими правами.Вы можете прочитать последнюю проверенную или т. н. стабильную версию от 4 сентября 2009, однако…

Шостакович, Дмитрий Дмитриевич — Дмитрий Дмитриевич Шостакович Шостакович в 1942 году Дата рождения 12 (25) сентября 1906(19060925) Место рождения Санкт Петербург, Российская империя Дата смерти 9 августа 1975 Место смерти Москва, СССР Страна СССРСССР Профессии композитор,…

Венцлова, Томас — Томас Венцлова Tomas Veclova Имя при рождении: Tomas Adrius Veclova Дата рождения: 11 сентября 1937 Место рождения: Клайпеда Род деятельности: поэт, переводчик, литературовед, эссеист Премии: Национальная премия в области культуры и…

Малина — , Джудит (Перенаправлено с Judith Malia) Текущая версия (не проверялась) Джудит Малина (нем. Judith Malia) (4 июня 1926, Киль) американская актриса, театральный режиссёр. Содержание 1 Биография2 Творчество3 Книги4 Литература5 Ссылки…

Тарнавский, Юрий — Юрий Тарнавский (укр. Юрій Тарнавський; род. 1934, Турка, ныне Львовской области) украинский поэт, прозаик, переводчик, лингвист. Родился в учительской семье на Западной Украине, принадлежавшей в этот период Польше. В 1944 семья Тарнавских…


Сюрреали́зм (фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.
Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Подзаголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1917 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер. Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт. Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль, Жан Кокто, Ян Шванкмайер и Дэвид Линч. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана.Содержание [убрать]

1 Общая характеристика

2 История сюрреализма

3 Фантастический реализм и Виженари арт как наследники Сюрреализма

4 Литература

5 Ссылки
Общая характеристика


Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.
Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Рене Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода а также иррациональность.
Сюрреализм коренился в символизме и первоначально был подвержен влиянию таких художников-символистов, как Гюстав Моро (фр. Gustave Moreau) и Одилон Редон.
Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание.
Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они провозглашали неконтролируемое создание текстов — автоматическое письмо. Одной из техник сюрреализма была, изобретённая Вольфгангом Пааленом (Wolfgang Paalen), фьюмаж.
Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому — зрелые работы классика сюрреализма Рене Магритта). Такая ситуация хорошо видна в кинематографе, продолжившем традиции сюрреализма, потерявшие со временем свежесть в живописи и литературе. Примеры — картины Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Яна Шванкмайера.

История сюрреализма
Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к скандально нашумевшему балету «Парад». Этот балет был совместной работой композитора Эрика Сати, художника Пабло Пикассо, сценариста Жана Кокто, и балетмейстера Леонида Мясина: «В этом новом союзе ныне создаются декорации и костюмы, с одной стороны, и хореография — c другой, и никаких фиктивных наложений не происходит. В „Параде“, как в виде сверхреализма (сюрреализма), я вижу исходную точку для целого ряда новых достижений этого Нового духа».

Gedicht aus den Calligrammes


Хотя центром сюрреализма был Париж, с 1920 по 60-е года он распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке (включая страны Карибского бассейна), по Африке, Азии, а в 80-х годах и по Австралии.
Наиболее значительным вкладом в Золотой век сюрреализма является первый Манифест сюрреализма 1924 года, созданный Андре Бретоном. Пятью годами ранее Бретон и Филипп Супо написали первый «автоматический» текст, книгу «Магнитные поля». К декабрю 1924 года началось издание «Сюрреалистическая революция» под редакцией Пьера Навиля, Бенжамена Пере и, позже, Бретона. Кроме того, в Париже начало работу Бюро сюрреалистических исследований. В 1926 году Луи Арагон написал книгу «Парижский крестьянин». Многие из популярных художников в Париже в 20-е и 30-е годы были сюрреалистами, в том числе Рене Магритт, Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Валентина Гюго, Мерет Оппенгейм, Ман Рэй, Туайен, Ив Танги, Виктор Браунер, Роберто Матта и многие другие. Хотя Бретон искренне восхищается Пабло Пикассо и Марселем Дюшаном и призывает их присоединиться к движению, они держатся от сюрреалистов на некотором расстоянии, хотя и не избегают их влияния.

Фантастический реализм и Виженари арт как наследники Сюрреализма

Основные статьи: Фантастический реализм, Виженари арт, Мок-сюрреализм
Сальвадор Дали, Арно Брекер и Эрнст Фукс составляли «Золотой треугольник», и все втроём являлись членами Ордена Александра Великого.
Как-то Дали сказал : «Сюрреализм — это я!», а также назначил Эрнста Фукса своим «преемником на Земле», тем самым неформально передав линию преемственности Фантастическому Реализму и стилям проистекающим от него, таким например как Виженари арт.

Литература

Антология французского сюрреализма 20-х годов. (сост., комм. и пер. С.Исаева и Е.Гальцовой) М.: ГИТИС, 2004.

Энциклопедический словарь сюрреализма. М.: ИМЛИ РАН, 2007

Ссылки
В Викицитатнике есть страница по теме

Сюрреализм

Виртуальная галерея живописи художников сюрреализма

Archivo Surrealista — Todo el Universo del Surrealismo en Español

Пинковский В. И. Жанровый барьер в изучении поэзии французского сюрреализма // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4. — С. 40-42.

Термин «театр абсурда» впервые использован театральным критиком Мартином Эсслином (Martin Esslin), в 1962 году написавшим книгу с таким названием. Эсслин увидел в определённых произведениях художественное воплощение философии Альбера Камю о бессмысленности жизни в своей основе, что он проиллюстрировал в своей книге «Миф о Сизифе». Считается, что театр абсурда уходит корнями в философию дадаизма, поэзию из несуществующих слов и авангардистское искусство 1910—20-ых. Несмотря на острую критику, жанр приобрёл популярность после Второй мировой войны, которая указала на значительную неопределённость человеческой жизни. Введённый термин также подвергался критике, появились попытки переопределить его как «анти-театр» и «новый театр». По Эсслину, абсурдистское театральное движение базировалось на постановках четырёх драматургов — Эжена Ионеско (Eugene Ionesco), Сэмюэла Беккета (Samuel Beckett), Жана Жене (Jean Genet) и Артюра Адамова (Arthur Adamov), однако он подчёркивал, что каждый из этих авторов имел свою уникальную технику, выходящую за рамки термина «абсурд». Часто выделяют следующую группу писателей — Том Стоппард (Tom Stoppard), Фридрих Дюрренматт (Friedrich Dürrenmatt), Фернандо Аррабаль (Fernando Arrabal), Гарольд Пинтер (Harold Pinter), Эдвард Олби (Edward Albee) и Жан Тардьё (Jean Tardieu).
Вдохновителями движения считают Альфреда Жарри (Alfred Jarry), Луиджи Пиранделло (Luigi Pirandello), Станислава Виткевича (Stanislaw Witkiewicz), Гийома Аполлинера (Guillaume Apollinaire), сюрреалистов и многих других.
Движение «театра абсурда» (или «нового театра»), очевидно, зародилось в Париже как авангардистский феномен, связанный с маленькими театрами в Латинском квартале, а спустя некоторое время обрело и мировое признание.
На практике театр абсурда отрицает реалистичные персонажи, ситуации и все другие соответствующие театральные приёмы. Время и место неопределённы и изменчивы, даже самые простые причинные связи разрушаются. Бессмысленные интриги, повторяющиеся диалоги и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий, — всё подчинено одной цели: созданию сказочного, а может быть и ужасного, настроения.
Нью-йоркская Театральная компания без названия № 61 (Untitled Theater Company #61) заявила о создании «современного театра абсурда», состоящего из новых постановок в этом жанре и переложений классических сюжетов новыми режиссёрами. Среди других начинаний можно выделить проведение Фестиваля работ Эжена Ионеско.
Представители

Адамов, Артюр (Arthur Adamov)

Беккет, Сэмюэл (Samuel Beckett)

Олби, Эдвард (Edward Albee)

Ионеско, Эжен (Eugène Ionesco)

Гавел, Вацлав (Václav Havel)

Пинтер, Гарольд (Harold Pinter)

Стоппард, Том (Tom Stoppard)

Мрожек, Славомир (Slawomir Mrozek))

Жене, Жан (Jean Genet)



Камю, Альбер (Albert Camus)
Джон Роберт Фаулз родился в семье преуспевающего торговца сигарами. Закончив престижную школу в Бедфорде, поступил в Эдинбургский университет, однако в 1945 г., незадолго до окончания Второй мировой войны, оставил его ради военной службы. После двух лет в морской пехоте Фаулз отказался от военной карьеры и поступил в Оксфордский университет, специализируясь во французском и немецком языках. В 1950-1963 гг. Фаулз преподавал в университете города Пуатье во Франции, затем в гимназии на греческом острове Спецес, послужившем прообразом места действия в романе «Волхв», и в лондонском Колледже Святого Годрика.
Первый же опубликованный роман Фаулза, «Коллекционер» (The Collector, 1963), принес ему успех и избавил от необходимости зарабатывать на жизнь учительским трудом. До конца 1960-х годов вышли в свет еще два романа, крупных по объему и дерзких по замыслу, — «Волхв» (The Magus, 1965; перераб. вариант 1977) и «Женщина французского лейтенанта» (The French Lieutenant's Woman, 1969), а также два издания книги «Аристос», подзаголовок которой — «Автопортрет в идеях» — дает представление и о содержании этой работы, и о ее значении для понимания раннего этапа творчества Фаулза.
В «Коллекционере», «Волхве» и «Аристосе» внимание автора сосредоточено на проблеме человеческой свободы (ее природа, пределы и связанное с нею чувство ответственности), а также на основополагающем соотношении любви, самопознания и свободы выбора. По сути, эти проблемы определяют тематику всех произведений Фаулза. Его герои и героини — нонконформисты, стремящиеся хоть как-то реализовать себя в рамках конформистского общества.
Удостоенная престижной литературной премии книга «Женщина французского лейтенанта», по мнению многих критиков, лучшее произведение Фаулза. Это одновременно экспериментальный и исторический роман, переносящий читателей в досконально воссозданный викторианский мир, но ни на минуту не позволяющий им забыть о том, что они — современные люди и отделены от происходящего огромной исторической дистанцией. В книге «Червь» (A Maggot, 1986) восемнадцатый век описан столь же подробно, как в «Женщине французского лейтенанта» — век девятнадцатый. В промежутке между публикациями этих замечательных историко-экспериментальных романов вышли в свет еще два образца оригинальной прозы Фаулза — гигантская эпопея «Дэниел Мартин» (Daniel Martin, 1977) и несколько неожиданная своей миниатюрностью повесть «Мантисса» (Mantissa, 1982) — фантазия на тему противоборства между творцом и его музой.
Многие книги Фаулза были экранизированы. В 1965 году на экраны вышел фильм «Коллекционер». А в 1981 году фильм по роману писателя «Женщина французского лейтенанта» с Мерил Стрип и Джереми Айронсом в главных ролях был номинирован на получение премии «Оскар».
В 1988 году Фаулз перенес инсульт, после чего страдал от нарушений сердечной деятельности. Живя в уединении, писатель в последние годы редко появлялся на публике.
По итогам общенационального опроса британцев под названием «Большое чтение», проведенного в 2004 году, роман Джона Фаулза «Волхв» вошел в сотню самых популярных и читаемых книг в Великобритании.

Роман Джона Фаулза «Коллекционер» впервые был опубликован в 1963-м году. Он оказался достаточно успешным дебютом для автора и принес ему широкую известность. Более того, эта книга пользуется высоким интересом читателей и сегодня. Произведение поднимает достаточно сложные, серьезные вопросы о взаимоотношении человека с социумом, о борьбе прекрасного и отвратительного, о любви в ее современной интерпретации.
Многие читают «Коллекционера» с восторгом, улавливая игру автора, наслаждаясь его стилем изложения, яркими, удивительно правдоподобными характерами. Другим ничего, кроме отвращения, эта книга не приносит. Закончив чтение, они испытывают облегчение и больше никогда не возвращаются к роману. Неизменно одно: начав читать «Коллекционера», совершенно невозможно оторваться от романа, не узнать, чем закончилась эта интригующая и в то же время отвратительная история.
Возможно, причина этого — сюжет. В «Коллекционере» Фаулз рассказывает о филателисте, влюбившемся в образованную девушку из обеспеченной семьи. Главный герой — простой, обычный, «серый» человек. Выиграв крупную сумму денег, он покупает дом в пустынной местности, оборудует его, похищает девушку и содержит ее там. Любовь героя к жертве делает ее очередным экземпляром его коллекции — именно так чувствует себя героиня. Он же надеется, что, узнав его лучше, она сможет его полюбить, и у них будут «брак, дети и всякое такое».
Рассказывая о главном герое, совершившем ужасный поступок, Фаулз пытается его оправдать — у него не было подобающего образования и воспитания, он рос в убогой, ущербной среде. Уже после публикации романа автор говорил о том, что главного героя книги таким сделало именно общество, окружавшее его с детства. Оправдывать или нет этого персонажа таким образом — выбор читателя, и именно этот выбор не дает возможности остаться равнодушным к этой книге.
Интригующая завязка становится еще более привлекательной благодаря тому, что Фаулз писал «Коллекционера», следуя всем традициям детективного жанра. Великолепным является и построение романа. Автор разделил повествование на две части. Сначала история рассказывается от лица похитителя, затем — от лица его жертвы. Таким образом, читатель получает возможность выслушать обоих участников описываемых в книге событий, составить свое, субъективное мнение о каждом из них. Выдержав оба этих рассказа в стиле дневников, Фаулз добился потрясающей реалистичности — герои его книги воспринимаются не в качестве литературных персонажей, а в качестве живых, настоящих людей. Это делает «Коллекционера» еще более правдивым и более пугающим.
Критика восприняла этот роман вполне благосклонно: «Коллекционер» получил множество положительных отзывов, которые касались и стилистики, и безупречного владения языком, которое автор продемонстрировал в романе, и продуманного сюжета. В то же время роман шокирует, поражает читателя. В том числе благодаря этому чтение «Коллекционера» доставляет огромное удовольствие. Его можно сравнить с соблазном прикоснуться к чему-то пугающему, запретному.
Вероятно, работая над «Коллекционером», Фаулз пытался добиться именно такого эффекта, и, если это действительно так, можно констатировать, что с поставленной задачей он справился великолепно.


Франсуа Мориак (фр. François Mauriac) (11 октября 1885, Бордо — 1 сентября 1970, Париж) — французский писатель; член Французской академии (1933); лауреат Нобелевской премии в области литературы (1952); награждён Большим крестом ордена Почётного легиона (1958). Один из самых крупных католических писателей XX века.Содержание [убрать]

1 Биография

2 Награды, премии

3 Произведения

3.1 Романы, повести и рассказы

3.2 Поэзия

3.3 Пьесы

4 Примечания

5 Ссылки
Биография
Франсуа Шарль Мориак родился в Бордо, в семье коммерсанта Жана Поля Мориака и Маргариты Мориак. По окончании коллежа поступает в университет Бордо, который заканчивает магистром в 1905 году. На следующий год уезжает в Париж, посвящая всё время подготовке к экзаменам в Эколь де Шарт, куда поступает в 1908. После успеха своей первой публикации оставляет учёбу ради занятия литературой.
Во время Первой мировой войны — санитар в одном из госпиталей Красного Креста. В 1933 году избирается в члены Французской академии.[1] Когда Франция была оккупирована гитлеровцами, подпольно издаёт книгу, направленную против коллаборационизма. Это, однако, не помешало ему после освобождения призвать французов быть милосердными к тем, кто сотрудничал с захватчиками.
Выступал против колониальной политики, решительно осудил применение пыток французскими военными в Алжире. Сторонник де Голля, а его сын Клод, впоследствии известный писатель и литературный критик, работал в конце 1940-х годов личным секретарём генерала.
По совету Мориака Эли Визель перенёс на бумагу свой горький опыт Холокоста: его первый, принёсший ему известность, роман на французском языке «Ночь» вышел с предисловием Мориака. Как христианский общественный деятель, вёл непримиримую дискуссию с Роже Пейрефиттом.
По предложению Мориака Нобелевская премия по литературе 1970 была присуждена А. И. Солженицыну.
Его внучка Анна Вяземски, снимавшаяся у Брессона, была женой Жана-Люка Годара.
Умер в Париже в возрасте 84-х лет. Похоронен на кладбище Вемарса (Валь-д’Уаз).

Награды, премии

1926 — Гран-при Французской академии за роман[1]

1933 — член Французской академии

1952 — Нобелевская премия по литературе: «за глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни»[2]

1958 — Большой крест ордена Почётного легиона[1]

[править]

Произведения

[править]

Романы, повести и рассказы

1913 — L’Enfant chargé de chaînes («Дитя под бременем цепей» / «Ребенок в цепях»)

1914 — La Robe prétexte («Патрицианская тога»)

1920 — La Chair et le Sang («Плоть и кровь»)

1921 — Préséances

1922 — Le Baiser au lépreux («Поцелуй, дарованный прокаженному» / «Поцелуй прокаженному»)

1923 — Le Fleuve de feu («Огненный поток» / «Река огня»)

1923 — Génitrix («Прародительница» / «Родительница»)

1923 — Le Mal («Зло»)

1925 — Le Désert de l’amour («Пустыня любви») (Гран-при Французской академии за роман, 1926)

1927 — Thérèse Desqueyroux («Тереза Дескейру» / «Тереза Декейру»)

1928 — Destins («Судьбы»)

1929 — Trois Récits («Три истории») Сборник рассказов: Coups de couteau, 1926; Un homme de lettres, 1926; Le Démon de la connaissance, 1928

1930 — Ce qui était perdu («То, что потеряно»)

1932 — Le Nœud de vipères («Клубок змей»)

1933 — Le Mystère Frontenac («Тайна семьи Фронтенак» / «Тайна Фронтенаков» / «Тайна Фронтенак»)

1935 — La Fin de la nuit («Конец ночи»)

1936 — Les Anges noirs («Черные ангелы»)

1938 — Plongées («Поверженные» / «Прыжки в воду») Сборник рассказов: Thérèse chez le docteur, 1933 («Тереза у врача»); Thérèse à l’hôtel, 1933 («Тереза в гостинице»); Le Rang («Престиж»); Insomnie; Conte de Noël

1939 — Les Chemins de la mer («Дорога в никуда»)

1941 — La Pharisienne («Фарисейка»)

1951 — Le Sagouin («Мартышка» / «Обезьянка») (Повесть)

1952 — Galigaï («Галигай»)

1954 — L’Agneau («Агнец»)

1969 — Un adolescent d’autrefois («Подросток былых времен» / «Дитя прошлого»)

1972 — Maltaverne («Мальтаверн») (Незавершённый роман; опубликован посмертно.)

[править]

Поэзия

1909 — Les Mains jointes («Соединенные руки» / «Руки, сложенные для молитв»)



1911 — L'Adieu à l'Adolescence («Прощание с отрочеством»)

1925 — Orages («Грозы»)

1940 — Le Sang d'Atys («Кровь Атиса»)

[править]

Пьесы

1938 — Asmodée («Асмодей»)



1945 — Les Mal-Aimés («Нелюбимые»)

1948 — Passage du malin («Лукавый попутал»)

1951 — Le Feu sur la terre («Огонь на земле»)

Айрис Мердок (1919-1999)

Дэйм Джин Айрис Мердок, в замужестве миссис Дж.О.Бэйли


Английская писательница, преподаватель университета, высоко профессиональная и плодовитая романистка, Айрис Мердок рассматривает вопросы этики и морали, иногда в свете мифов и легенд. Как писательница она была необыкновенно требовательна и не позволяла редакторам ни на йоту менять ее текст. За 40 лет она написала 26 романов, последние из которых она создавала, страдая от болезни Альцгеймера.

Айрис Мердок родилась в Дублине, фамилия "Мердок" по происхождению шотландско-гаэльская (гаэльский - язык шотландских кельтов). Ее мать, в девичестве Ирэн Алис Ричардсон, была ирландской оперной певицей. Уилс Джон Ньюс Мердок, отец Айрис, работал чиновником, в Первую мировую - служил в кавалерии, а после войны - государственным служащим. Семья переезжает в Лондон, и детство Мердок проходит в западных окрестностях города - в Хаммерсмите и Чизвиче.


Мердок получает образование в Оксфордском колледже Сомервиль, где изучает древние языки, античную историю и философию. Во время Второй мировой войны она принимает активное участие в работе коммунистической партии, но позже разочаровывается и выходит из этой организации.

С 1938 по 1942 она работает в министерстве финансов, а затем в UNNRA - организации помощи Организации Объединенных Наций (1944-46) - в Австрии и Бельгии.

Затем год она живет в Лондоне, нигде не работая, и вскоре поступает в аспирантуру и прослушивает курс философии Людвига Витгенштейна. В 1948 году ее выбирают членом совета оксфордского колледжа Сент-Аннс, где она преподает до 1963 года. Именно в этот период она посвящает себя творчеству, однако, с 1963 по 1967 все же читает курс лекций в Королевском колледже искусств.
Первая опубликованная работа Мердок называлась "Сартр - романтический рационалист" (1953), это был критический очерк. Она встречалась с Сартром в 40-е годы, заинтересовавшись экзистенциализмом.
Сильная любовь связывала Мердок и Франца Штайнера, поэта и человека энциклопедического образования, еврея чешского происхождения, который в 1952 году умер от сердечного приступа у нее на руках, согласно воспоминаниям Элиаса Канетти, его друга. С Канетти у нее был роман, но в 1956 году она вышла замуж за Джона Бэйли, который был шестью годами моложе, публиковал художественную прозу и был профессором английского языка в Оксфорде. Более тридцати лет они жили в городке Стипл-Эштон, в старом доме, который назывался Кедар Лодж, а потом переехали в университетский пригород на севере Оксфорда. У Мердок было несколько романов, но Бэйли относился к этому спокойно и их брак был счастливым союзом двух ученых. Бэйли писал некоторые рецензии от ее имени, а также отвечал на ее письма, но никоим образом не влиял на ее творчество. Их объединяла одна страсть - плавание, которым они занимались как только представлялась возможность. Бэйли даже установил нагреватель в маленьком бассейне для плавания в оранжерее Кедар Лодж.
Дебютом Мердок как романистки стал роман "Под сетью".

В книге "Отрубленная голова" (1961) затрагивалась теория архетипов Юнга, позже она была переделана в пьесу при участии Пристли, а в 1971 году был снят фильм, в котором главные роли исполнили Ричарод Аттенборо, Ли Ремик и Клэр Блум. В романе "Отрубленная голова"(1961) автор подвергает анализу теории Фрейда о мужской сексуальности и желании, а также страху кастрации.


"Колокол" (1958) - один из самых успешных романов Мердок. В нем изображена англиканская религиозная община в Глостешире. В центре внимания - замена колокола в башне монастыря. Трудности перевозки венчаются попыткой перевезти колокол по дамбе к воротам женского монастыря, когда внезапно колокол падает в воду и бесследно исчезает под водой. Позже историю экранизировали.
В ранних работах Мердок, как, например, в "Песочном замке" (1957), стиль безупречен и книги в основном не велики по объему. Более поздние много больше - более пятисот страниц. В книге "Алое и зеленое" (1965) Мердок обращается к истории, к периоду Пасхального восстания* в Дублине в разгар Первой мировой войны.
Мердок часто использовала фантазийные и готические элементы, но ее персонажи - реалистично написанные портреты людей, которые ищут смысл в жизни в необычных ситуациях. В 1950 году Мердок написала: "Мы живем в научной и анти-метафизической эпохе, в которой религиозные догмы, образы и заповеди во многом утратили свою силу", а нам осталась "пустая и хрупкая идея человеческой личности". Многие из ее романов имеют религиозную и философскую тематику, однако автор избегает ясных политических высказываний. "Как я уже говорила, я не считаю, что художник как художник имеет какие-либо обязательства перед обществом, в отличие от гражданина, или писателя, который может чувствовать себя обязанным написать убедительную статью или памфлет для газеты, но все это совсем другой вид деятельности. Обязанность же художника - творить, говорить правду своими средствами, долг писателя - создавать такое превосходное литературное произведение, на которое он только способен, и его задача найти способ как это сделать". (Из книги "Экзистенциалисты и мистики" Питера Конради, 1997).

В книге "Время ангелов" (1965) в качестве главного героя мы видим Карла Фишера, странноватого священника городского прихода, который поклоняется дьяволу. Дочь священника, Мириэл, узнает, что племянница отца, Элизабет, - его незаконная дочь; узнает и убивает отца подав ему слишком много снотворного. "Те, с кем общаются ангелы - потерянные люда" - говорит один из персонажей.



В книге "Единорог"(1963) герои попадают из привычного мира в средневековый мир случайностей и непредвиденных обстоятельств.
Генрих Бёлль родился 21 декабря 1917 г. в Кёльне, в либеральной католической семье ремесленника. С 1924 по 1928 г. учился в католической школе, затем продолжил обучение в кёльнской Гимназии кайзера Вильгельма. Работал столяром, служил в книжном магазине. После окончания средней школы в Кёльне Бёлль, писавший стихи и рассказы с раннего детства, оказывается одним из немногих учеников в классе, которые не вступили в гитлерюгенд. По окончании классической гимназии (1936) работал учеником продавца в букинистическом магазине. Через год после окончания школы его отправляют на работу в трудовом лагере Имперской службы труда.
Летом 1939 г. Бёлль поступает в Кёльнский университет, но уже осенью его призывают в вермахт. Во время Второй мировой войны 1939—1945 года пехотинцем воевал во Франции, участвовал в боях на Украине и Крыму. В 1942 Бёлль женится на Анне Мари Чех, которая родила ему двух сыновей. В апреле 1945 г. Бёлль сдаётся в плен американцам.
После плена он работал столяром, а затем возвратился в Кёльнский университет и изучал там филологию.
Печататься Бёлль начал в 1947 году. Первые произведения — повесть «Поезд приходит вовремя» (1949), сборник рассказов «Странник, когда ты придёшь в Спа…» (1950) и роман «Где ты был, Адам?» (1951, рус. пер. 1962).
В 1950 Бёлль стал членом «Группы 47». В 1952 в программной статье «Признание литературы руин», своеобразном манифесте этого литературного объединения, Бёлль призвал к созданию «нового» немецкого языка — простого и правдивого, связанного с конкретной действительностью. В соответствии с провозглашёнными принципами ранние рассказы Бёлля отличаются стилистической простотой, они наполнены жизненной конкретностью. Сборники рассказов Бёлля «Не только к Рождеству» (1952), «Молчание доктора Мурке» (1958), «Город привычных лиц» (1959), «Когда началась война» (1961), «Когда кончилась война» (1962) нашли отклик и у широкой читающей публики, и у критики. В 1951 писатель получил премию «Группы 47» за рассказ «Чёрная овца» о молодом человеке, не желающего жить по законам своей семьи (эта тема позже станет одной из ведущих в творчестве Бёлля). От рассказов с незамысловатыми сюжетами Бёлль постепенно перешел к более объёмным вещам: в 1953 опубликовал повесть «И не сказал ни единого слова», год спустя — роман «Дом без хозяина». Они написаны о недавно пережитом, в них узнавались реалии первых, трудных послевоенных лет, затрагивались проблемы социальных и моральных последствий войны. Славу одного из ведущих прозаиков ФРГ принес Бёллю роман «Бильярд в половине десятого» (1959). Заметным явлением в германской литературе стало следующее большое произведение Бёлля — «Глазами клоуна» (1963).
Вместе с женой Бёлль переводил на немецкий язык таких американских писателей, как Бернард Маламуд и Сэлинджер.
В 1967 Бёлль получает престижную немецкую премию Георга Бюхнера. В 1971 г. Бёлль был избран президентом немецкого ПЕН-клуба, а затем возглавил и международный ПЕН-клуб. Этот пост он занимал до 1974 г.
В 1969 году на телевидении состоялась премьера снятого Генрихом Бёллем документального фильма «Писатель и его город: Достоевский и Петербург». В 1967 году Бёлль побывал в Москве, Тбилиси и Ленинграде, где собирал материал для него. Еще одна поездка состоялась через год, в 1968 году, но только в Ленинград.
В 1972 он первым из немецких писателей послевоенного поколения был удостоен Нобелевской премии. Во многом на решение Нобелевского комитета повлиял выход нового романа писателя «Групповой портрет с дамой» (1971), в котором писатель попытался создать грандиозную панораму истории Германии XX века.
Генрих Бёлль пытался выступать в печати с требованием провести расследование гибели членов РАФ. Его повесть «Потерянная честь Катарины Блюм, или как возникает насилие и к чему оно может привести» (1974) была написана Бёллем под впечатлениями от нападок на писателя в западногерманской печати, которая не без основания окрестила его «вдохновителем» террористов. Центральная проблема «Потерянной чести Катарины Блюм», как и проблема всех поздних произведений Бёлля — вторжение государства и прессы в личную жизнь простого человека. Об опасности надзора государства за своими гражданами и «насилии сенсационных заголовков» рассказывают и последние произведения Бёлля — «Заботливая осада» (1979) и «Образ, Бонн, боннский» (1981). В 1979 опубликован роман «Под конвоем заботы» (Fursorgliche Belagerung), написанный ещё в 1972 г., когда пресса была переполнена материалами о террористической группе Баадера и Майнхоф. В романе описываются разрушительные социальные последствия, возникающие из-за необходимости усиливать меры безопасности во время массового насилия.
В 1981 выходит роман «Что станется с мальчиком, или Какое-нибудь дело по книжной части» (Was soll aus dem Jungen bloss werden, oder: Irgend was mit Buchern) — воспоминания о ранней юности в Кёльне.
Бёлль был первым и, пожалуй, самым популярным в СССР западногерманским писателем молодого послевоенного поколения, книги которого были изданы в переводе на русский. С 1952 по 1973 на русском языке было опубликовано более 80 рассказов, повестей, романов и статей писателя, причем его книги выходили намного большими тиражами, чем на родине, в ФРГ. Писатель неоднократно бывал в СССР, однако был известен и как критик советского режима. Принимал у себя А. Солженицына и Льва Копелева, изгнанных из СССР. В предшествующий период Бёлль нелегально вывозил рукописи Солженицына на Запад, где они были опубликованы. В результате произведения Бёлля были запрещены к публикации в Советском Союзе. Запрет был снят лишь в середине 1980-х гг. с началом перестройки.
Бёлль скончался 16 июля 1985 г. в Лангенбройхе. В том же 1985 г. выходит самый первый роман писателя — «Солдатское наследство» (Das Vermachtnis), который был написан в 1947 г., однако публиковался впервые.
Похоронен 19 июля 1985 года в Борнхайме-Мертене рядом с Кёльном при большом скоплении народа, с участием коллег-писателей и политических деятелей.
В 1987 в Кёльне был создан Фонд имени Генриха Бёлля — неправительственная организация, тесно взаимодействующая с партией «Зелёных» (его отделения существуют во многих странах, в том числе и в России). Фонд поддерживает проекты в сфере развития гражданского общества, экологии, прав человека.

[править]

Сочинения

Aus der «Vorzeit». 1947

Die Botschaft. 1947 (Весть; 1957)

Der Mann mit den Messern. 1948 (Человек с ножами; 1957)

So ein Rummel. 1948

Der Zug war pünktlich. 1949 (Поезд прибывает по расписанию; 1971)

Mein teures Bein. 1950 (Весьма дорогая нога; 1952)

Wanderer, kommst du nach Spa…. 1950 (Путник, когда ты придешь в Спа…; 1957)

Die schwarzen Schafe. 1951 (Паршивая овца; 1964)

Wo warst du, Adam?. 1951 (Где ты был, Адам?; 1963)

Nicht nur zur Weihnachtszeit. 1952 (Не только под рождество; 1959)

Die Waage der Baleks. 1952 (Весы Балеков; 1956)

Abenteuer eines Brotbeutels. 1953 (История одного солдатского мешка; 1957)

Die Postkarte. 1953 (Почтовая открытка; 1956)

Und sagte kein einziges Wort. 1953 (И не сказал ни единого слова; 1957)

Haus ohne Hüter. 1954 (Дом без хозяина; 1960)

Das Brot der frühen Jahre. 1955 (Хлеб ранних лет; 1958)

Der Lacher. 1955 (Поставщик смеха; 1957)

Zum Tee bei Dr. Borsig. 1955 (На чашке чая у доктора Борзига; 1968)

Wie in schlechten Romanen. 1956 (Как в плохих романах; 1962)

Irisches Tagebuch. 1957 (Ирландский дневник; 1963)

Die Spurlosen. 1957 (Неуловимые; 1968)

Doktor Murkes gesammeltes Schweigen. 1955 (Молчание доктора Мурке; 1956)

Billard um halb zehn. 1959 (Бильярд в половине десятого; 1961)

Ein Schluck Erde. 1962

Ansichten eines Clowns. 1963 (Глазами клоуна; 1964)

Entfernung von der Truppe. 1964 (Самовольная отлучка; 1965)

Ende einer Dienstfahrt. 1966 (Чем кончилась одна командировка; 1966)

Gruppenbild mit Dame. 1971 (Групповой портрет с дамой; 1973)

Потерянная честь Катарины Блюм / Die verlorene Ehre der Katharina Blum. 1974

Berichte zur Gesinnungslage der Nation. 1975

Fürsorgliche Belagerung. 1979

Was soll aus dem Jungen bloß werden?. 1981

Das Vermächtnis. Entstanden 1948/49; Druck 1981

Vermintes Gelände. 1982

Die Verwundung. Frühe Erzählungen; Druck 1983

Bild-Bonn-Boenisch. 1984

Frauen vor Flusslandschaft. 1985

Der Engel schwieg. Entstanden 1949-51; Druck 1992

Der blasse Hund. Frühe Erzählungen; Druck 1995

Kreuz ohne Liebe. 1946/47 (Крест без любви; 2002)

Генрих Белль Собрание сочинений в пяти томах Москва: 1989—1996

Том 1: Романы / Повесть / Рассказы / Эссе; 1946—1954 (1989), 704 стр.

Том 2: Роман / Повести / Путевой дневник /Радиопьесы / Рассказы / Эссе; 1954—1958 (1990), 720 стр.

Том 3: Романы / Повесть / Радиопьесы / Рассказы / Эссе / Речи / Интервью; 1959—1964 (1996), 720 стр.

Том 4: Повесть / Роман / Рассказы / Эссе / Речи / Лекции / Интервью; 1964—1971 (1996), 784 стр.

Том 5: Повесть / Роман / Рассказы / Эссе / Интервью; 1971—1985 (1996), 704 стр.

[править]

Библиография

Peter Bruhn / Henry Glade, Heinrich Böll in der Sowjetunion (Генрих Белль в Советском Союзе 1952—1979: Очерк рецепции Белля в СССР и Библиография русских изданий сочинений его и публикаций о нём), Berlin, 1980. ISBN 3-503-01617-1

Рожновский С., Г. Бёлль, М., 1965;

Мотылева Т., Зарубежный роман сегодня, М., 1966;

Орлова P., Копелев Л., Писатель и совесть, «Новый мир», 1967, № 12;

Роднянская И., Мир Генриха Бёлля, «Вопросы литературы», 1966, № 10;

Der Schriftsteller H. Böll. Ein biographisch-bibliographischer Abriss, 4. Aufl., Köln — B., [1965];

In Sachen Böll, Köln — B., 1968.



следующая страница >>