Вопросы к междисциплинарному экзамену по дисциплине «история хореографического искусства» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к междисциплинарному государственному экзамену 1 97.5kb.
Вопросы к междисциплинарному экзамену по дисциплине «история театра» 1 19.31kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине "История культуры и искусства" 1 34.37kb.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История... 1 18.19kb.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История... 1 22.66kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине "История искусств" 1 29.67kb.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История... 1 55.28kb.
Вопросы к экзамену Дисциплина : История мировой литературы и искусства 1 68.67kb.
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Международные деловые... 1 25.1kb.
Вопросы к зачету по дисциплине "История искусства" 1 26.54kb.
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История Древнего... 1 54.47kb.
Преданный орфей 1 71.88kb.
- 4 1234.94kb.
Вопросы к междисциплинарному экзамену по дисциплине «история хореографического искусства» - страница №1/1

НовосибирскИЙ государственнЫЙ хореографическИЙ КОЛЛЕДЖ

Вопросы к междисциплинарному экзамену

по дисциплине «история хореографического искусства»

2013 - 2014 уч. год

Преподаватель Юдаева Г.В.

1. Творчество Жан Жоржа Новера, реформатора балетного искусства, значение его деятельности для развития мирового балета.

Работа Новера в Марселе, Лионе, Берлине, Лондоне, Вене, Штутгарте. Приглашение в Парижскую Академию музыки, постановка новеровских балетов на парижской сцене. Издание «Писем о танце».

Творческое наследие Новера, как основы формирования новой эстетики балетного спектакля (синтез музыки, драмы, пластики, живописи). Значение актера – танцовщика в балетах Новера. Актуальность реформы Новера в его время и в дальнейшие периоды развития балета.

Творчество Жана Доберваля, продолжателя реформ Новера, демократизм его спектаклей, (балеты «Дезертир», «Тщетная предосторожность»).

2. Балетный театр Италии в 17 – начале 19 века.

Старинные театры Рима, Флоренции, Неаполя. Ведущая роль миланской школы в формировании итальянского балета. Творчество Гаспаро Анджиолини. Постановка балетов на музыку Глюка «Семирамида», «Дон Жуан», стремление к значительным трагическим сюжетам.

Триумвират балетных реформаторов 18-го века (Новер, Гильфердинг, Анджиолини), значение их деятельности.

Творчество Сальваторе Вигано, крупнейшего хореографа Италии.
3. Развитие балета в России в 18 веке.

Значение Петровских реформ для развития культуры в России.

Организация первой балетной школы в Санкт-Петербурге в 1738г.

Жан Батист Ланде и Антонио Ринальди, Франческа Арайи.

Работа Гильфердинга и Анджиолини в России. Открытие в Москве театра Медокса в 1782г. Утверждение классицизма в русском балетном театре.
4. Балет в России в 18, начале 19века. Творчество Ивана Ивановича Вальберха – первого русского хореографа и педагога. Создание уникального спектакля «Новый Вертер» (1799г.). Становление жанра «Русский дивертисмент» в творчестве Вальберха и Огюста Пуаро. Синтетический характер жанра (пение, декламация, танец), яркий национальный. Спектакли этого жанра – «Женщина-козак», «Любовь к отечеству», «Русские в Париже» и др.

Крепостной театр и крепостной балет – уникальное явление русской культуры 19 века.

Выдающиеся актеры – Татьяна Шлыкова-Гранатова, Марфа Урусова-Бирюзова, Просковья Ковалева-Жемчугова.
5. Творчество Шарля Дидло в Западной Европе и в России. Работа в Западной Европе. Постановка балета «Зефир и Флора». Первый и второй периоды пребывания в России.

Балеты «Венгерская хижина» и «Рауль де Креки». Роль Шарля Дидло в развитии русского балета.


6. Ученики Дидло в России. Адам Павлович Глушковский, Авдотья Ильинична Истомина, Евгения Колосова, Мария Данилова, Екатерина Телешева.

Открытие Большого театра в Москве. Роль французской танцовщицы Гюллень-Сор в становлении московского балета и воспитании русских балерин Екатерины Санковской, Татьяны Ивановой-Глушковской.


7. Балет Франции в начале 19 века. Преддверие романтизма. Деятельность балетмейстеров Пьера Гарделя, Жака Милона. Жана Омера.

Творчество Огюста Вестриса – усовершенствование им техники академического танца.


8. Становление романтизма в искусстве и балете, творчество Филиппо и Марии Тальони. Выразитель балетного романтизма – либреттист Теофиль Готье. Творчество Филиппо Тальони – крупнейшего представителя романтизма. Работа в Вене, Париже, Санкт-Петербург.

Творчество Марии Тальони. Ее роль в развитии техники классического танца, балетного костюма, прически.

История создания балета «Сильфида». Долгая сценическая жизнь балета. Приезд отца и дочери Тальони в Россию. Влияние их творчества на развитие балетного искусства в России. Екатерина Санковская, ее трактовка образа сильфиды.

9. Формирование балетного романтизма. Создание балета «Жизель». Премьера спектакля «Жизель» в Париже в 1841г. Авторы сценария, музыки, хореографии. Исполнители. Содержание балета. Структура спектакля, особенности хореографии. Сценическая жизнь балета вплоть до современности. Елена Андреянова – первая русская Жизель. Особенности романтизма в творчестве Андреяновой.


10. Тврчество Жюля Перро на западе и в России. Характеристика действенного романтизма в балетах Ж. Перро. Биография Ж. Перро, работа в Парижской опере. Работа в Лондоне, творчество Ж. Перро в России. Роль и значение Ж. Перро в развитии русского балета и в развитии его принципов в 20-ом веке.
11. Фанни Эльслер, как балерина действенного романтизма.

Творчество Фанни Эльслер в Италии и Париже, турне по США. Работа Эльслер в России – Петербурге и Москве. Лучшие роли Фанни Эльслер в балетах.

12. Балетный романтизм во Франции и Италии. Выдающиеся романтические балерины: Карлотта Гризи, Фанни Черрито. Балетмейстеры Жан Коралли и Жозеф Мазилье. Блазис – первый серьезный исследователь балетной профессии, ее технологии.
13. Датская балетная школа, творчество Винченцо Галеотти, Антуана и Августа Бурнонвилей. Создание балета «Консерватория», воспитание датских балерин. Датский вариант балета «Сильфида». Самобытность стиля в балетах Бурнонвиля. Посещение Бурнонвилем России.
14. Закат романтизма и творчество Артура Сен-Леоне. Особенности творчества Сен-Леона в качестве танцовщика, музыканта, композитора и балетмейстера.

Гастрольная деятельность Сен-Леоне. Деятельность Сен-Леоне в России, выдвижение на главные партии русских балерин. Основные принципы в постановках балетов. Балет «Коппелия», долгая сценическая жизнь, его роль в развитии балетного романтизма.


15. Творчество Мариуса Петипа. М. Петипа – танцовщик и балетмейстер до приезда в Россию. Русский период творчества М. Петипа, как исполнителя и постановщика, работа с балетмейстерами Ж. Перро и Сен-Леоне. Деятельность в качестве главного балетмейстера театра в Петербурге. Наиболее значимые балеты. Сотрудничество с композиторами симфонистами – П. Чайковским, А. Глазуновым, балеты, созданные на их музыку. Значение творчества М. Петипа для русского и мирового искусства.

16. Творчество Льва Иванова. Роль Иванова в постановках балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». «Лебединое озеро», подробный анализ балета с хореографической, музыкальной драматургической точек зрения. Основные особенности, определившие успех балета. Значение спектакля «Лебединое озеро» для развития хореографического искусства в России и мире.


17. Петербургский балет в 70-90 годы 19-го века. Формирование школы исполнителей. Упадок классического балета на западе в конце 19-го века. Прогрессирование классического балета в России, формирование школы исполнителей. Преемственность исполнителей – Е. Вазем, Е. Соколова, М. Петипа, П. Гердт, П. Карсавин, Ф. Кшесинский, К. Блазис, В. Цукки, К. Брианца, П. Леньяни, Э. Чикетти.
18. Русский и мировой балет на переломе 19-20 века. Появление жанра балетной феерии. Постановка Л. Манцотти спектакля «Эксцельсиор», его постановочные и хореографические особенности. Балет-феерия на русской сцене «Спящая красавица» Чайковского, особенности постановки и хореографии.
19. Балерины Петербургской сцены конца 19-го, начала 20 века. М. Кшесинская, О. Преображенская, А. Ваганова, Л. Егорова, Ю. Седова, В. Трефилова. Особенности торчества, влияние на развитие балета в Европе.
20. Предвестники танцевального модерна и творчество Айседоры Дункан.

Танец модерн, как проявление общих эстетических веяний в искусстве . Ф. Дельсарт – создатель теории выразительного жеста. Э. Далькроз и его система ритмического воспитания и ритмической гимнастики. Л. Фуллер – создательница танца «Серпантин». А. Дункан – основоположница направления свободного танца, влияние ее творчества на русских хореографов начала 20 века.


21. Русский новатор балета Михаил Фокин. М. Фокин — танцовщик.

Группа «Мир искусства» и ее влияние на творчество М. Фокина — балетмейстера.

Участие в «Русских сезонах» в Париже. Балеты М. Фокина – «Павильон Армиды», «Шопениана», «Египетские ночи», «Петрушка», «Жар-птица», «Шехеразада», «Видение розы». Значение творчества М. Фокина для развития мирового балетного искусства.
22. Сергей Дягилева, «Русские сезоны» в Париже. Определение понятия «Русские сезоны», их цели и задачи. Временные рамки, участники и балеты «Русских сезонов».

Значение «Русских сезонов» для мирового искусства.


23. Балетные артисты нового времени: Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Ольга Спесивцева. Круг сценографов, художников и композиторов в русском балете 20-го века: А. Бенуа, К. Коровин, Л. Бакст, А. Головин, Н. Рерих, М. Добужинский, И. Стравинский.

24. Александр Горский и московский балет. Биография А. Горского. Роль А. Горский в качестве руководителя и реорганизатора московского балета. Постановка новых редакций балетов «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Жизель», «Конек-горбунок». Оригинальные постановки – «Дочь Гудулы», «Саламбо». Ученики А. Горского: С. Федорова, А. Балашова, В. Каралли, М. Мордкин. Формирование московского исполнительского стиля.


25. Московский балет в 20-е годы, период революции и гражданской войны. Роль В. Тихомирова, Е. Гельцер в сохранении традиционного классического балета. Балет «Красный мак».


26. Творчество Касьяна Голейзовского. Особенности балетмейстерского стиля К. Голейзовского. Балеты – «Иосиф Прекрасный», революционный балет «Смерч». Значение творчества К. Голейзовского.
27. Балет Петрограда 20-х годов, деятельность Федора Лопухова. Труппы Мариинского театра в период революционных перемен. Биография Ф. Лопухова, постановки 20-х годов, создание жанра танцсимфонии, балет «Величие мироздания». Балеты «Красный вихрь», «Байка про лису», «Ночь на лысой горе», «Пульчинелла», «Ледяная Дева».
28. Экспериментальные хореографические студии в первые годы советской власти: «Студия В. Майя», «Гептахор», «Драмбалет», «Петроградский молодой академический балет». Поиск новых альтернативных путей в развитии хореографии Советской России. Роль и значение студийного движения в формировании новых подходов в хореографическом искусстве.
29. Жанр советской хореодрамы и творчество Василия Вайнонена.

Биография и творчество В. Вайнонена. Балеты «Пламя Парижа», «Партизанские дни». Собственная редакция балета «Щелкунчик».


30. Творчество Ростислава Захарова, крупнейшего деятеля в формировании советского балета. Биография и творчество Р. Захарова. Формирование жанра реалистического драматического балета. Балеты: «Бахчисарайский фонтан», «Утраченные иллюзии», «Кавказский пленник», «Медный всадник», «Золушка».
31. Творчество Леонида Лавровского – мастера советской классики. Биография и творчество Л. Лавровского. История создания балета «Ромео и Джульетта» и хореографической сюиты «Вальпургиева ночь». Особенности режиссуры и хореографии. Деятельность Л. Лавровского в Большом театре.

32. Первое поколение выдающихся советских балерин и танцовщиков. Творчество Г. Улановой, М. Семеновой, Н. Дудинской, как новаторов и последователей традиций А. Вагановой. К. Сергеев, биография и творчество. В. Чабукиани – реформатор техники мужского танца. О. Лепешинская – балерина яркого актерского темперамента. А. Мессерер – танцовщик и педагог. А. Ермолаев – виртуозный танцовщик, педагог и балетмейстер.


33. Творчество Л. Якобсона – последователя традиций М. Фокина. Биография, постановка «Шурале», «Спартак», создание труппы «Хореографические миниатюры» – разнообразие тем и выразительных средств.
34. Новые балетные труппы Ленинграда и Москвы. История создания Санкт-Петербургского Государственного Академического театра оперы и балета имени М.П. Мусоргского (Михайловский театр). Постановки Ф. Лопухова «Арлекинада», «Коппелия», «Светлый Ручей»).

История создания Московского академического музыкального театра (МАМТ) имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Роль В. Кригер и труппы «Художественный балет».


35. Балетмейстер Юрий Григорович. Биография, творческая деятельность. Балеты: «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Спартак», «Иван Грозный», «Ангара», «Золотой век». Собственные редакции классических балетов.

36. Новосибирский театр Оперы и Балета. История создания балетной труппы, роль московской и ленинградской школы балета. Балетмейстер М. Моисеев, его роль в становлении балетной труппы Новосибирска. Балеты – «Раймонда», «Фадетта», «Аленький цветочек», «Доктор Айболит». Первые выдающиеся исполнители - Л. Крупенина, Т. Зимина, С. Иванов. Работа в Новосибирском театре балетмейстера В. Вайнонена (балеты – «Берег счастья», «Спящая красавица», «Щелкунчик»). М. Сатуновский – балеты в жанре хореодрамы («Дон Кихот», «Эсмиральда, «Медный всадник»). Ю. Григорович – балеты «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Спартак». П. Гусев – выдающийся педагог и репетитор, постановки балетов «Корсар», «Семь красавиц», «Раймонда», «Ледяная дева».


37. Балет Европы и США 20-го века. Новый этап развития французского балета. Эпоха «неоклассицизма» С. Лифаря. Творчество Ролан Пети, Мориса Бежара. Возрождение и обретение зрелости английского балета. Балет Германии. Формирование «немецкого выразительного танца». Балет США. Истоки и появление мастеров танцевального модерна. Классический балет в США. Работа труппы «русский балет Монте-Карло», создание ведущего национального коллектива «АБТ» – «Американский балетный театр». Джордж Баланчин и его роль в формировании современного американского балета.