Вопросы к экзамену по курсу «История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая учебная программа по дисциплине «история зарубежной литературы... 1 155.1kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «история зарубежной литературы... 2 598.99kb.
Вопросы к экзамену по курсу «История Беларуси» 1 30.94kb.
Рабочая программа по курсу история России в 7 классе рассчитана на... 1 326.26kb.
Программа по истории зарубежной литературы мпгу под редакцией В. 1 588.1kb.
Программа дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» 5 981.2kb.
Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спе 1 60.73kb.
Вопросы к зачету/ экзамену по курсу «История государства и права... 1 35.4kb.
Рабочая программа составлена на основе 2 483.36kb.
Вопросы к экзамену Дисциплина : История мировой литературы и искусства 1 68.67kb.
История зарубежной литературы ХVII xviii веков 1 315.62kb.
Программа дисциплины опд. В. 00 Литература англии и США 1 132.77kb.
- 4 1234.94kb.
Вопросы к экзамену по курсу «История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.» - страница №1/1



Л.Н.Полубояринова 2012/2013 уч. год

ВОПРОСЫ к экзамену по курсу «История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.»


  1. XVII век как культурная эпоха. Общая характеристика

  2. Эстетика и поэтика европейского барокко: общая характеристика

  3. Драма Педро Кальдерона «Жизнь есть сон»

  4. Роман Гриммельсгаузена «Симплиций Симплициссимус»




  1. Эстетика и поэтика классицизма: общая характеристика

  2. Трактат Буало «Поэтическое искусство»

  3. Общая характеристика творчества П.Корнеля. Драма «Родогуна»

  4. Трагикомедия Корнеля «Сид»

  5. Корнель-классицист. Драма «Гораций» («Цинна»)

  6. Общая характеристика творчества Расина

  7. Драма Расина «Андромаха»

  8. Драма Расина «Федра»




  1. Общая характеристика творчества Мольера.

  2. Драма Мольера «Смешные жеманницы»

  3. Драма Мольера «Тартюф»

  4. Драма Мольера «Мизантроп»

  5. Драма Мольера «Дон Жуан»




  1. Французские моралисты XVII века: Ларошфуко, Лабрюйер

  2. Басни Лафонтена




  1. Общая характеристика творчества Мильтона

  2. Поэма Мильтона «Потерянный рай».




  1. Философские основания эпохи Просвещения

  2. Просвещение и идея Бога

  3. Просветительские концепции государственного устройства

  4. Просвещение и идея воспитания

  5. Общая характеристика английского Просвещения




  1. Роман Дефо «Приключения Робинзона Крузо»

  2. Роман Свифта «Путешествия Гулливера»

  3. Своеобразие эпистолярного романа Ричардсона

  4. Роман Филдинга «Приключения Тома Джонса, найденыша»




  1. Роман Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена»

  2. «Сентиментальное путешествие» Стерна




  1. Общая характеристика французского Просвещения

  2. Проект «Энциклопедии»

  3. Своеобразие жанра философской повести: «Кандид» (или на другом примере)

  4. Художественная проза Дидро (на одном примере)

  5. Особенности драматургии Вольтера (на одном примере)

  6. Роман Прево «Манон Леско»

  7. Общая характеристика творчества Бомарше

  8. Своеобразие просветительского классицизма.

  9. Веймарский классицизм Гете и Шиллера

  10. Сентиментализм: общая характеристика

  11. Поэзия английского сентиментализма

  12. Руссо-сентименталист: роман «Юлия, или Новая Элоиза»




  1. Общая характеристика немецкого Просвещения

  2. Роман Гете «Страдания молодого Вертера»

  3. Движение «Буря и натиск»: общая характеристика. Драма Ф.Шиллера «Разбойники»

  4. Теория и практика мещанской драмы

  5. Драма Лессинга «Эмилия Галотти»

  6. Драма Шиллера «Коварство и любовь»




  1. «Годы учения Вильгельма Мейстера» как роман воспитания

  2. Трагедия Гете «Фауст»



  1. XVII век как культурная эпоха. Общая характеристика

Изменяется Европейский мир – перераспределяется эконом. вес: ослабевают Испания и Португалия.

Англия – сильнейшая морская держава, Франция – форма правления абсолютная монархия.

Прежде раздробленное стало единым => влияние на лит-ру.

Германия, Испания и др. – Тридцатилетняя война (1618-1648) – отбросило на 10 лет развития…

НО! в нем. лит-ре – рассвет.

Фон ХVII в – пессимизм. Человек видит мир иначе:

верят, что всё взаимосвязано, и человек может постичь связи макро и микрокосма

=> утрачивается вера в возможность познать их, «мир – кажимость» с непостижимым характером.

(Коперник – вращение Земли вокруг Солнца)

Учатся тому, что не следует верить своим пяти чувствам.



  • Рене Декарт – во всём следует сомневаться, cogito ergo sum. (Доказательства сущ. Бога)

  • Ощущение непрочности, преходящести – Андреас Грифиус – я, а где оно существует? (сонеты)

  • Блез Паскаль – покинутость этого «я». Где контуры я? Кто есть я?




  1. Эстетика и поэтика европейского барокко: общая характеристика

Барокко – вытянутая жемчужина. Лит-ры – выражается не ясно, а темно в пышных, избыточных и иносказательных формах.

Риторическая литература:

- эмблематичность

- аллегоричность

- иносказательность

Барочная вертикаль – импульс движения, в поисках истины.

Андреас Грифиус «К миру»: (сонет – типичный представитель) море – аллегория земного мира.

Б. любит театр = мир (придворные церемонии). Драма – любимый жанр (сатирические, исторические, плаща и шпаги). + Романы (стараются вместить в себя всё многообразие жизни).


  1. Драма Педро Кальдерона «Жизнь есть сон» (1635 г)

Барокко! 1 из самых известных авторов XVII в., придворный драматург Испании. Драма из 3х актов.

Исследуются и проявляются две истины:

- неисповедимость Божественного промысла

- ограниченность человеческого познания

Смысл символический, религиозный, дидактический: жизнь иллюзорна, «всё на свете бренно».

Действие происходит при дворе в Полонии (Польше) в крепости, находящейся в некотором отдалении, и в лагере.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА


  • Басилио, король польский

  • Сехисмундо, принц

  • Астольфо, герцог Московии

  • Клотальдо, старик

  • Эстрелья, инфанта

  • Pосауpа, дама, Астреа


- Какой непостоянный рок!

- И в этом мире каждый, \ Живя, лишь спит и видит сон.

- Кто шибче всех бежит от смерти,/Скорее тот приходит к ней.

- И знаю я, что наше счастье/Проходит, словно легкий сон,

Хочу я насладиться им,/ Покуда будет длиться он!
http://briefly.ru/kalderon/zhizn_eto_son/


  1. Роман Гриммельсгаузена «Симплиций Симплициссимус» (наивнейший, простейший)

(1668) Европа. Бедствия 30летней войны; по воспоминаниям. 5 ч. от лица гл. героя.

Сатира на людские нравы, страсти. Энциклопедизм и всеохватность текста.

Жизнеописание бродяги или ваганта Мельхиор Штернфельс фон Фуксхейм.
http://briefly.ru/grimmelsgauzen/simplicissimus/


  1. Эстетика и поэтика классицизма: общая характеристика (образцовый)

Стиль и направление в лит-ре и искусстве XVII. Франция – наиболее ярко, затем в др. странах.

(20е, с Франсуа Малерба – итоги 1774 г. => Николя Буало «Поэтическое искусство»).

Почти одновременно, несколько позже барокко; один источник.

(Положение Декарта «во всём следует сомневаться» - барок; cogito, ergo sum – классицизм)



I Рационалистическая эстетика.

Красиво то, что разумно. Идеи: тёмные (от тела) и светлые (от Бога, им подражает классицизм).

II Разум и чувства – ключевой конфликт (долг и страсть)

III проблема правды (барокко) и правдоподобия (классицизм)
IV Prodesae et delictare


V Нормативная эстетика.

Чёткое представление об идеале, норме, к-е были достигнуты в античности. Оно – совершенство.

Не признают соединение высокого и низкого жанра

(эпопея, ода, трагедия – высокий; комедии, басни, сатиры – низкий)



3 единства: времени (24 ч), места (1), действия (1 конфликт). Форма – александрийский стих.

NB! Без кровопролития – кто-то извещает. + отсутствие/минимализация действия на сцене.



VI Пуризм - строгость в вопросах языка и стиля.

Приветствуется нейтральность, отказ от языковых крайностей. Смысл первичен – форма вторична.




  1. Трактат Буало «Поэтическое искусство» (1674)

Основные положения классицизма. 4 песни:

1 – рационалистические аргументы, следование разуму (Он — властелин ее, она — его раба.)

(содержание важнее формы, «так пусть же будет смысл всего важнее вам»)

2 – о жанрах, к-е не являются ведущими

(лирика и её вариации – мадригал, сонет, эпиграмма, баллада, рондо, ода (хоть и высокий жанр), сатира)

3 – анализ эпопеи, трагедии, комедии – гл. самая объёмная и серьёзная.

4 – о статусе писателя в обществе (высокое)

http://sheba.spb.ru/lit/7kla.htm#ПОЭТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО



  1. Общая характеристика творчества П.Корнеля(1606—1684). Драма «Родогуна»

создатель жанра классицистической трагедии во Франции.

Стихотворные комедии:

«Мелита, или Подложные письма» (1629, изд. 1633),

«Вдова, или Наказанный предатель» (1631—1632) и др.,

трагикомедия в стихах «Сид» (1637),

Триумф – постановка «Сид» «Прекрасно, как «Сид» — т. е. высшая степень прекрасного.



трагедии «Гораций» (1641), «Родогуна» (1647) и др.

Клеопатра — сирийская царица, убившая царя Деметрия Никанора за его намерение взойти на трон вместе с парфянской царицей Родогуной.

Её сыновья: Селевк и Антиох


  1. Трагикомедия Корнеля «Сид» (1637)

«Прекрасно, как «Сид». Антитеза. Пушкин: «нагромоздил событий на целых четыре месяца».

Пьеса его испанского современника Гильена де Кастро «Юность Сида». Севилья



  • Родриго, влюблён в Химену

  • донья Химена

  • Эльвира, её воспитательница

  • дон Санчо, влюблён в Химену

  • граф Гормас, отец Химены

  • Король Фердинанд

  • дон Диего, отец Родриго

  • донья Уррака, кастильского короля, влюблена в Родриго




  1. Корнель-классицист. Драма «Гораций» («Цинна»)

  • Старший Гораций, благородный римлянин. 

  • Сыновья: Гораций - 3 брата.

  • Жена Горация, сестра Куриациев

  • Куриации из Альбы

  • Камилла, сестра Горация, влюблена в 1 из Куриациев.




  1. Общая характеристика творчества Расина (1639—1699)

«самый образцовый поэт классицизма» (Никола Буало). Рано остался сиротой – воспитывался бабушкой, при поддержке общества янсенистов – янсенистский колледж. Не героические, исполненные пафоса гражданственности трагедии (Корнель) , а трагедии любовно-психологические, показывающие бессилие разума перед страстью. 11 трагедий — «Андромаха», «Британик», «Береника», «Ифигения» и др., лучшей из них признана «Федра».


  1. Драма Расина «Андромаха»

  • Андромаха – вдова Гектора, предводителя троянцев в Троянской войне, которого убил Ахилл, пленница сына Ахилла Пирра.

  • Астианакс, сын Андромахи и Гектора.

  • Пирр, царь Эпира.

  • Гермиона, дочь царя Спарты Менелая, любит Пирра.

  • Орест, любит Гермиону.

Когда долг забыт, героя ждет несчастье и смерть.

Пирр, сделавший А. царицей, был убит пред алтарем греками во главе с Орестом, мстившими за оставленную Гермиону. А., чьи права признали эпирцы, побуждает их мстить грекам за нового мужа, «да и за прежнего попутно, может быть», как замечает Пилад. А., выполнившая свой долг, спасена, все другие герои, забывшие о долге под влиянием неразделенной любви, пришли к краху своей жизни: Пирр убит, Гермиона закололась, Орест утратил рассудок.


  1. Драма Расина «Федра» (1677)

Ипполит, сын афинского царя Афин Тесея, сын амазонки,

Храня с прославленным отцом «в высоком сходство, не унаследовал он низких черт отца».



Федра, жена Тесея, к-ый где-то странствует уже полгода

Кормилица Энона



Арикия, царевна из афинского царского рода Паллантов, возлюбленная Ипполита.

Тесей, просит бога моря Посейдона, который обещал ему исполнить его первую волю, наказать сына.

Терамен, наставник Ипполита.
Энон бросилась в море после того, как царица её прокляла, а Федра, сняв с невинного пасынка подозрения, кончает свои земные мучения, приняв яд. Разрабатывая характер Ф., Расин опирался на трагедии Еври-пида «Ипполит увенчанный» (428 до н. э.) и Сенеки «Федра» (I в. н. э.).


  1. Общая характеристика творчества Мольера. (1622—1673)

Жан-Батист Поклен, француз. Создатель классической комедии «заставляет смеяться честных людей» => способствует укоренению пороков.

Пьесы «Тартюф, или Обманщик», «Дон Жуан, или Каменный гость», «Мизантроп», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», и др. Родился в Париже в семье королевского обойщика.



  • юридический коллеж => актёр «Блистательный театр» => бродячая труппа=> в Париж «Влюблённый доктор» (+)

Создал соц. комедию, «комедию характера». Комедии балетов (с Люлли)

Комедии – «бытовые»: комизм положений – 1-3 акта, проза: Смешные жеманницы


- «высокие» : комизм характера – 5 актов, стихи: Тартюф, ДЖ, Мизантроп

Анри Бергстон «Смех»



МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ (1670)

  • почтенный буржуа г-н Журден

  • Г-жа Журден

  • Люсиль, дочь

  • Николь,служанка Люсиль

  • Клеонт, возлюбленный Люсиль

  • Ковелье, слуга Клеонта

  • граф Дорант

  • маркиза Доримена




  1. Драма Мольера «Смешные жеманницы»

  • провинциальные прециозницы Мадлон и Като

  • их женихи Лагранж и Дюкруази

  • слуги женихов Маскариля и Жодле (под видом маркиза де Маскариля и виконта де Жодле)




  1. Драма Мольера «Тартюф»

  • г-жа Пернель, мать Оргона.

  • Тартюф — лицемер, втершийся в доверие Оргона

  • Эльмира, жена Оргона

  • Клеант, её брат

  • Дамис и Мариана – дети Оргона

  • служанка Дорина
    Валер, возлюбленный Марианы

  • Сестра Валера, возлюбленная Дамиса.

  • Король

А. С. Пушкин: «У Мольера лицемер волочится за женой своего благодетеля, лицемеря; принимает имение под сохранение, лицемеря; спрашивает стакан воды, лицемеря» («Table-Talk»).




  1. Драма Мольера «Мизантроп»

  • Альцест (Альсест) — «молодой человек, влюбленный в Селимену»

«Такая искренность — особенное свойство; / В ней благородное какое-то геройство».

  • разумный Филинт, друг Альцеста

  • Оронт, с сонетом, ему письмо от Селимены

  • маркиз Акаст и маркиз Клитандр

  • рассудительная Элианта

  • лицемерная Арсиноя, подруга Селимены , ей письмо разоблачающее от Селимены

  • Дюбуа, слуга Альцеста, рассказал, что дела плохи – суд




  1. Драма Мольера «Дон Жуан»

Дон Жуан — испанский дворянин, сын дона Луиса, муж Эльвиры, брошенной им, хозяин Сганареля.

«...Дон Жуан — это величайший из всех злодеев, каких когда-либо носила земля, чудовище, собака, дьявол, турок, еретик, который не верит ни в небо, ни в святых, ни в Бога, ни в черта, который живет как гнусный скот, как эпикурейская свинья, как настоящий Сарданапал, не желающий слушать христианские поучения и считающий вздором все то, во что верим мы».



  • Командор, убит в городе, куда прибыл ДЖ

  • Пьеро, крестьянин, спасший ДЖ, жених 1 крестьянки

  • 2 крестьянки

  • дон Карлос, брат Эльвиры, спасён ДЖ

  • дон Алонсо, брат Эльвиры

  • поставщик




  1. Французские моралисты XVII века: Ларошфуко, Лабрюйер

Лабрюер «Характеры, или нравы нынешнего века»,

«живые, сжатые и утончённые обороты» (Толстой) По главам и с примерами людей.

Лучи эпохи ярко осветили каждую страницу этой книги, но лицо человека, к-ый раскрыл её перед нами осталось в тени – мало что о нём известно. Юрфак. Во дворце Конде в Версале и Шантильи имел возможность познакомиться с жизнью высших аристократов и придворных кругов Парижа.

Образец – сочинение греч. писателя Теофраста «Характеры». Сначала переводил, потом сделал своё.


Франсуа же Ларофшуко «Максимы или моральные размышления»

Интересы аристократии неотделимы от интересов народа. Источник салон госпожи де Сабле, салонные игры опр. форму её выражения. Мрачно-пессимистич. взгляд на человека.

«Наш добродетели – это чаще всего искусно переряженные пороки.»
Объединяет тема:

проблема человека, тайна его судьбы, загадка его натуры, его место в обществе и мироздании.


Паскаль: «Люди делятся на праведников, который считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками»(праведники=грешники) 


  1. Басни Лафонтена (1621—1695)

Писал оды, поэмы, элегии, стихотворные сказки, повесть «Любовь Психеи и Купидона» (1669).

Из семьи провинциальных чиновников. Некоторое время Лафонтен служил в провинции, но вскоре переехал в Париж и посвятил себя светской жизни и литературе. 12 книг басен.

Фабулы заимствовал у древних античных баснописцев — Эзопа, Федра, Бабрия. НО главным делает именно сам сюжет басни, характеры персонажей — прежде всего разнообразных животных, олицетворяющих типы людей + старается обобщить.
Целью человеческой жизни - стремление к наслаждению (душевное равновесие и покой).

Его басни проповедуют:


  • умеренность («Скифский философ»), («Искатели фортуны»), («Ничего лишнего»).

  • труд, умение работать («Стрекоза и Муравей») и т.д.

Басни - широкое социальное полотно французской жизни XVII в.

Король - лев, придворные и дворяне — в масках волков и лис, филина и козла. «Лягушка и вол»




  1. Общая характеристика творчества Мильтона

2ой известный человек после Шекспира.

Блестящее образование (школа – Лондон, Кэмбридж, магистр искусств)

3 периода:

20-30 гг – моральный пафос, дидактизм, строгость идеалов, преобладание тенденций классицизма.

ст-ие «К Шекспиру», «Весёлый» vs «Задумчивый».

40-50 гг – революционный публицист. Мысли о свободе религиозной, частной, гражданской.

Цикл трактатов о разводах и воспитании. 52 г – ослеп. Гонимый, слепой, но не сломлен.

60-74 гг – поэмы «Потерянный..» и «Возвращённый рай» + трагедия «Самсон-борец». Как и гуманисты Возрождения полагала, что Добро и Зло – тесно переплетены. Влияние на лит-ру романтизма. Чамеев «Дж. Мильтон и его поэма «Потерянный рай»




  1. Поэма Мильтона «Потерянный рай».

Вельзевул, ближайший соратник Сатаны

Архангел Уриил, правитель Солнца



Гавриил, охраняет Рай

Рафаил, поведал Адаму обо всём в мире, что ему необходимо знать.

Сатана – облики Херувима, морского ворона, жабы, тумана, в змея

Сын Господень, послан осудить грешников



Михаил, изгоняет из Рая, поедав всё, что произойдёт в мире.

«Семя Жены сотрёт главу Змия».




  1. Философские основания эпохи Просвещения

Период европейской истории, находящийся, условно говоря, между двумя революциями — так называемой «славной революцией» в Англии (1688—1689) и Великой французской революцией 1789—1795 гг.,— именуют эпохой Просвещения.
«Век разума» «Сейчас мы вступаем в эпоху мировой литературы» (Гёте)

И. Кант ст. «Что такое Просвещение?» - «выходом человека из состояния несовершеннолетия».

4 вопроса Канта:

«Что я могу знать?»

«На что я могу надеяться?»

«Что я могу делать?»

«Что есть человек?»

Идея воспитания человека.

философ Локк: человек рождается «чистым листом», на котором могут быть начертаны любые нравственные, социальные «письмена», важно лишь руководствоваться при этом разумом.

«чувствительные души» и «просвещенные умы»

+ век критики. Деизм.

Главным из них являются классицизм, рококо и сентиментализм.




  1. Просвещение и идея Бога

Антиклерикальность, но от Бога все еще не принято отказываться.
Деизм - Дж.Толанд, И.Ньютон, А.Шефтсбери. 

Джон Толанд (1670-1722) 


Продолжил линию Локка в философии и представлял деизм с материалистической позиции. Создан ли мир Богом или существует вечно? Сотворенность материи, но в книге "Христианство без тайн" критикует религию за мистицизм и иррационализм. 

Исаак Ньютон (1643-1727) - с натяжкой деист, но таки да


Деизм позиции Ньютона состоит в том, что у него материя не имеет самостоятельного источника развития, и, поэтому, нуждается в первотолчке, который дает Бог. Пространство и время отделяются от материи и объявляются самостоятельными сущностями. 

Энтони Шефтсбери (1671-1713) 


этико-эстетический оттенок деизма. "Характеристика людей, нравов, мнений, времен". нравственность не зависит от Бога, но Бог является источником всего прекрасного, как великий художник, создавший такую прекрасную Вселенную. 

Материализм - противоположность, рассматривает мир с позиции естествознания, материя — сама и есть первичное начало (Гоббс)




  1. Просветительские концепции государственного устройства

Гоббс считал, что государство возникло в результате общ. договора. 
Политическая концепция Локка признает,

а) что государство не полностью монополизирует право решать судьбу народа и допускает право народа восставать против власти, если она не выполняет своих обязанностей.

б) Гарантии эконом. и полит. свободы,

в) разделение власти между разными структурами (взаимоограничит)

г) конституционная монархия.
Теория разделения властей в наиболее развернутом виде получила воплощение в трудах французского философа и политического мыслителя Шарля Луи Монтескье (1689—1755).
«О духе законов» три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

«Система сдержек и противовесов». Географический детерминизм — Каждый народ индивидуален и разные формы правления поэтому приемлемы.


Жан-Жак Руссо «золотой век», где все люди равны, частная собственность — зло.

Всякий закон, который народ не ратифицировал самолично, недействителен; это даже не закон.

Исполнением воли народа занимается Правительство.


  1. Просвещение и идея воспитания

1). Джон Локк «Мысли о воспитании» физическое и нравственное воспитанию важнее умственного. Предлагал заменить классическое образование реальным. Опыт и воспитание важнее обучения.
2). Шарль Луи Монтескье (1689–1755). «Дух законов» гос. устройство общества определяет основные черты воспитания.
3). Дени Дидро (1713–1784). «Систематическое опровержение Гельвеция», значение наследственности в воспитании человека. подготовил для Екатерины Великой «План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства». Система образования, описываемая Дидро, должна была включать сеть начальных, средних и высших школ, в том числе и университет. 
4). Жан-Жак Руссо (1712–1778). Роман «Эмиль, или О воспитании» воспитание ребенка из богатой семьи от его рождения до совершеннолетия. Руссо излагает теорию воспитания мужчины, способного мыслить «как философ и трудиться как мужик». Предлагает Руссо и систему воспитания для женщин, которая значительно уступает мужскому воспитанию, особенно в образовании. Главное в женском воспитании, считает Руссо, – подготовить идеальную жену для будущего мужа.


  1. Общая характеристика английского Просвещения

Пр. зародилось в Англии. Ведущий жанр - роман.

Дефо «приключения Робинзона Крузо». Под маской роман, к-ый считался развлекательной лит- рой и не допускался у пуритан. Свифт « Путешествие Гулевера».

Сентиментальное направление – описание героя «изнутри» впервые появилось в лит-ре Англии. Стерн.

начало ему положили поэты : Томас Грей, Эдвард Янг и Томсон.

Кладбищенская поэзия Грея. Пейзажная лирика.
расцвет- «Сентиментального путешествие» Стерна (1768)


  1. Роман Дефо «Приключения Робинзона Крузо» (1719)

1 просветительский роман Англии. Записки гл. героя. Достоверные детали – для естественности.

Основой для создания - очерк английского журналиста Стиля «История Александра Селькирка».

28 лет.

Робинзон – 3ий сын в семье, баловень. Из Гулля в Лондон. 2 шторма. В Гвинею. Пираты. В Бразилию. «Страсть к скитаниям» + «желание обогатиться скорее, чем допускали обстоятельства»



- за невольниками в Гвинею соседи плантаторы.

С 30 сентября календарь. Землетрясение. 23 года. 3 корабля разбившихся – испанцы 3ий. 24 г – Пятница. 5 оставшихся на острове. Женится в 61 г. 2 сына и дочь




  1. Роман Свифта «Путешествия Гулливера» (1726, писал 10 лет)

Гулливер Лемюэль 

4 части:


1 Лилипутия - страна лилипутов

2 «враждующие партии, Тремексены и Слемексены», низкие и высокие каблуки

соседнее враждебное государств Блефуску – война из-за яйца

2 Броб-дингнег - страна великанов

3 Лапута – летающий остров + волшебники, обитатели острова Глаббдобдриб

4 гуингнмы + иеху


16 лет и 7 месяцев

«литература абсурда» - XX в.

У героя - умение принимать «предлагаемые обстоятельства», «терпимость».


  1. Своеобразие эпистолярного романа Ричардсона

1 роман — «Памела, или Вознагражденная добродетель». Её собственные письма

Памела и мистер Б. противостоят друг другу как представители различных общественных сословий и как носители противоположных нравственных начал. Успех!


2 роман — «Кларисса, или История молодой леди». Письма героини и её окружения.

Отец европейского сентиментализма Но нет - он призывает подчинять страсти рассудку.

Тема самоопределения личности, характерная для просветительского романа.


  1. Роман Филдинга «Приключения Тома Джонса, найденыша»

Острый критик современности, но а жизнеутверждающий и светлый.

«комический эпос»; главное — изображение естественного характера человека.

В природе не существует не только абсолютно идеальных, но и абсолютно плохих людей.

Форма романа – «большая дорога» => В. Скотт «Ф. - отец романа в Англии»




  • сквайр Олверти

  • Том Джонс, его отец, друг скайра Олверти, мать - Бриджит

  • Софья Вестерн, дочь соседа Олверти, влюблена в Тома

  • Скайр Вестрен, сосед Олверти

  • Бриджет, сестра Олверти, умирает

  • Дженни Джонс, миссис Вотерс, спасает Том от насильника, она его соблазняет

  • Партридж, хозяин дома, в к-ом служила Дж. Джонс, учитель латыни

  • капитан Блайфл, умирает от удара эпилепсии

  • юный Блайфл

  • Тваком, богослов – учитель мальчиков

  • Сквейр, философ – учитель мальчиков

  • Молли, одна из дочерей сторожа

  • мистер Фитцпатрик

  • миссис Фитцпатрик, кузина Софьи бежит от мужа, предлагает Софье странствовать с ней

  • леди Белластон

  • мистер Найтингейл, сдаёт комнату Тому с Партрилджем

  • Нанси, дочь хозяйки миссис Миллер

  • лорд Феллармор




  1. Роман Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена»

  • Отец Вильям, носология

  • дядя Тоби, неутомимому вояке

  • миссис Водмен, возлюбленная дяди Тоби

  • его слуга Трим

  • доктора Слон

  • Бобби, брата Тристрама Священник Йорик, друг семьи




  1. «Сентиментальное путешествие» Стерна

  • Путешествие по Франции и Италии

  • Йорик, англичанин

  • Ла Флёр, слуга, молодой француз

  • горничную мадам Р***, с которой смотрел на дверь сарая XD

  • Элиза, в Англии, поклялся верности

  • герцог де Шуазед

  • граф Б (Шекспир)

  • помешанная девушка Мария




  1. Общая характеристика французского Просвещения

(1) смерть Людовика XIV (1715), обозначившей конец «классического» XVII века

Главные фигуры— Монтескьё и Вольтер.

Борьба с церковью и религиозной нетерпимостью, с деспотизмом и произволом, провозглашение основой нравственности естественного стремления человека к счастью, постановка проблемы разумного государственного устройства.

(2) выход первого тома Энциклопедии (1751)

философы-материалисты Дидро, Гельвеции, Гольбах. Рококо. Классицизм.


Большая острота и радикальность как политических, так и философских идей.

(3) отчасти хронологически накладывается на 2, внося в него существенные качественные отличия: он отмечен распространением идей Жан-Жака Руссо (в 1760 — 1770-е гг.) и связанного с ним сентиментализма и завершается Великой французской революцией.




  1. Проект «Энциклопедии» http://www.youtube.com/watch?v=GeJtRk3YbCg

Широкая популяризация идей (!): недаром важнейшим актом их интеллектуальной и гражданской деятельности был выпуск в 1750-х гг. Энциклопедии, пересматривающей прежнюю систему человеческих знаний, отвергающей убеждения, основанные на невежестве и предрассудках.
Дидро (создатель) + д’Аламбер (редактор) - предложение от парижского издателя Либреттона перевести техническую энциклопедию Чендеса. Вместо перевода – решили создать самостоятельную. Собрать все достижения человеческой мысли.

+ Вольтер, Руссо, Монтескье, Гельвеций (28 т. – 17 – основных и 11 «гравюр»



  1. Своеобразие жанра философской повести: «Кандид» (или на другом примере) (1759)

  • Кандид

  • доктор Панглосс

  • дочь барона Кунигунда

  • старуха

  • Слуга Кандида Какамбо

  • Мартин, самый несчастный

  • служанка из замка, занимается проституцией

  • барон, брат Кунигунды

  • Старик турок: «работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды».

«Нужно возделывать свой сад».
Замок барона => болгарская армия => Голландия (доктор от сифилиса) => Португалия (землятресение – сжечь доктора – инквизиция. Кандид избит – спасён старухой) = > Еврей и Великий инквизитор – делят Кунигунду. Убиты => К губернатору обвенчаться – он с К. => дикие орейлоны => Эльдорадо (100 овец) => г. Суринам => Кандид в Венецию => в Константинополь
«Простодушный»

в Нижней Бретани



  • Простодушный, так прозвали англичане за искренность и чесность.

  • аббат де Керкабон, его сестра, его брат с женой пропал.

  • м-ль де Сент-Ив

  • отец Гордон

  • министра г-н де Сент-Пуанж

Окрестить => разбил англичан => в Версаль к королю => в Бастилию


  1. Художественная проза Дидро (на одном примере)

Монахиня

Записки героини, обращённые к маркизу де Круамару.



  • Мария-Сюзанна Симонен

монастырь св. Марии (Отец Серафим)

Лоншанский монастырь (госпожа де Мони и настоятельница(утешает))

постриг - в этом же году умирают г-н Симонен, настоятельница и мать Сюзанны.

Сестра Христина (мелочная)

старший викарий, г-н Эбер

сестра Урсула, подруга, умирает

адвокат г-н Манури, проиграно дело



Арпажонский монастырь св. Евтропии.

Тереза, 1 из пассий настоятельницы

Духовник общины — отец Лемуан.

новый духовник, отцом Морелем, к-ый обманывает при побеге



Прачка


  1. Особенности драматургии Вольтера (на одном примере)

символ эпохи Просвещения, «не человек, но век» (Гюго).

стихи => Бастилия, гонения, в Англию, в Пруссию – (24) в Женеве.



во время Столетней войны между Францией и Англией (1337−1453)

  • Жанна д'Арк 

  • Карл VII и его любовница Агнесса Сорель (Людовик XV и маркиза Помпадур)

  • Бонно, советник Карла

  • Жан Шандос

  • Монроз, паж Шандоса

  • Тирконель, друг Шандоса, отец Доротеи

  • Дюнуа

  • Гермафродит

  • монах Грибурдон, преследовал Иоанну, попал в Ад

  • Доротея и ла Тримуйль

  • д’Арондель и Юдифь

  • разбойник Мартингер

  • жена французского президента Луве, к-я под влиянием беса открыла ворота в Орлеан

  • Тальбот, английский полководец

  • монах Лурди, руководим Денисом




  1. Роман Прево «Манон Леско»

История кавалера де Грие и Манон Леско

Действие повести происходит в эпоху Регентства (1715-1723), когда нравы французского общества отличались крайней вольностью. При жизнерадостном и легкомысленном регенте Филиппе Орлеанском во Франции сразу же началась реакция на «постный» дух, царивший при престарелом короле. Французское общество вздохнуло свободнее и дало волю жажде жизни, веселья, удовольствия. В своём произведении аббат Прево трактует тему роковой, всепоглощающей любви.


Рассказ от имени кавалера де Грие, 18 лет => бежит => 6 месяцев арест => в Париж, изучать богословие Сорбонна => Шайо, деревушка под Парижем => пожар => игры => слуги кинули => тюрьма Сен-Лазар и Убежище, погиб брат Манон => Шайо….смерть Манон, смерть отца де Грие.


  • Манон Леско, склонность к удовольствиям 18 лет во 2ой раз

  • брат Манон

  • Тиберж, друг

  • Господин де Б.

  • г-н де Г... М.

  • молодой Г.М.

  • г-н Т




  1. Общая характеристика творчества Бомарше

Трилогия о Фигаро:

комедии «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро» и мелодрамма «Преступная мать» (1794); либретто оперы «Тарар» (1787); мемуары (1773—1774).




«Севильский цирюльник»

  • Фигаро

  • граф Альмавива, бакалавр Линдор

  • Розина

  • доктор Бартоло

  • Базиль


«Женитьба Фигаро»

  • Граф Альмавива, великий коррехидор Андалусии.

  • Графиня, его жена.

  • Фигаро, графский камердинер и домоправитель.

  • Сюзанна, первая камеристка графини и невеста Фигаро.

  • Марселина, ключница.

  • Антонио, садовник, дядя Сюзанны и отец Фаншетты.

  • Фаншетта, дочь Антонио.

  • Керубино, первый паж графа.

  • Вартоло, севильский врач.

  • Базиль, учитель музыки, дающий уроки графине.

  • Дон Гусман Бридуазон, судья.

  • Дубльмен, секретарь суда.

  • Судебный пристав.

  • Грипсолейль, молодой пастушок.

  • Молодая пастушка.

  • Педрильо, графский ловчий.




  1. Своеобразие просветительского классицизма.

Смягчением классицистской нормативности, что было обусловлено развитием английской философской и научной мысли, интересом к национальным традициям, приверженностью к концепциям, подтачивающим роль рассудочности в творческом процессе. В первой трети XVIII в. просветительский классицизм занимал в английской литературе господствующее положение. Он активно противостоял барокко, накапливал на жанровом уровне элементы рококо и вместе с тем мог вступать в синтез с набирающим силу просветительским реализмом.
Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Творчество Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон, вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста Босуэлла, историка Гиббона и актёра Гаррика. Для драматических произведений характерны три единства: единство времени (действие происходит один день), единство места (в одном месте) и единство действия (одна сюжетная линия). +  Джон Драйден и Александр Поуп


  1. Веймарский классицизм Гете и Шиллера

(Г) – с 75 г. Идея преобразующей роли искусства.

«Художник – господин природы и её раб». Внутренний конфликт, Шарлотта фон Штейн.

Итальянское путешествие – заканчивает много втч «Ифигения в тавриде», «Эгмонт».

О 3х ступенях мастерства: подражание, манера, стиль.

Драма «Торкват Тассо» - «Вертер возведённый в степень»

(Ш) – с 88. , философия, история «История 30летней войны»,


94 – сближение. Их переписка!

«Поэт либо является природой (Г, реалист), либо ищет её (Ш, идеалист)» (Ш)



нравственный закон

баллады – (Ш) «Ивиковы журавли», (Г) «Лесной царь».

Ш – трилогия «Валленштейн»; «Вильгельм Телль» - итоги.


  1. Сентиментализм: общая характеристика (высоко нравственный, моральный)

Лит. направление внутри эпохи Просвещения. Апелляция к чувству – мерило добра и зла.

Новая семантика. Ценностная революция XVIII: разум + чувство (чувствительность)

«Разум разъединяет людей, а чувства объединяют» (Руссо)

«Мы должны быть людьми, а не учёными»

природа – разум. 1 этап пр.: они совпадали,

2 этап: не абсолютно. Чувство = природа, разум = цивилизация




  1. Поэзия английского сентиментализма

в 1ые в англ. лит-ре. Интерес от крупных городов к сельской глуши.

3 основные темы: природа, сельская жизнь, смерть

  • Томсон – ранний сентименталист. Поэма «Времена года»

  • Юнг «Жалобы или ночные думы о смерти и бессмертии»

  • Грей – развивал направление кладбищенской лирики «Элегия, написанная на сельском кладбище» «вдали от шумной толпы».

  • Голдсмит «Покинутая деревня»




  1. Руссо-сентименталист: роман «Юлия, или Новая Элоиза»

«Юлия, или Новая Элоиза» - просветительский философский роман - энциклопедия «руссоизма».

«Я наблюдал нравы своего времени и выпустил в свет эти письма»

Швейцарский городок.

2 книги – по три части.



  • Юлия, дочь барона д’Этандж, 2 сына

  • Сен-Пре (прототип Абеляр)

  • Клара, кузина Юлии, дочь

  • д’Орб

  • Вольмар

  • Эдуард Бомстон




  1. Общая характеристика немецкого Просвещения

Тридцатилетняя война (1618-1648) - упадок. Отсутствовал единый полит., эконом. и культурный центры; до - в ВЕймаре сосредоточился весь свет нем. лит-ры.


Своеобразие: до 2-ой половины 18 в оно не ставило серьезных политических проблем (обществ.сознание до них еще не доросло); просветительские идеалы свободы и личного достоинства , обличение деспотизма отразлись в лит-ре в самой общей форме.
Религиозная проблематика отодвинута на второй план наличием 2-х официальных религий – католичества и лютеранства. 

В целом немецкое Просвещение тяготело к отвлеченным теорет. проблемам,

широко разрабатывало ? эстетики, философии истории, философии языка.
Литературное развитие:
1) 1-ая 1/3 в – становление журналистики, разработка теоритических в-сов, раннепросветительский классицизм Готшеда ориентируется на англ и франц образцы.

2) Середина 18 в – перелом (яркая фигура Клопштока и Лессинга) – очень интенсивное развитие, борьба за национальную самобытность.

Течения: Клопшток – сентиментализм, писатели «бури и натиска» - индивидуализм и субъективизм

3) 80-90-е гг – складывается новая худ система «веймарский классицизм», не имеет аналогов в лит-ре Англии и Франции (тв-во Гете и Шиллера).




  1. Роман Гете «Страдания молодого Вертера» (1774)

В основе — влюбленность Гёте в Шарлотту Буфф, невесту секретаря ганноверского посольства Кестнера. Роман в письмах из 2х частей (письма героя и дополнения «От издателя к читателю»).

Письма Вертера адресованы его другу Вильгельму. Его судьба – гипербола.



Шарлотта С.=Лотта + 9 детей.

Альберт, жених Лотты.

Девица Б. – в др. городе

Сумасшедший Генрих, был писцом у Лотты, был в неё влюблён. Собирает букет для любимой.

Читает: Гомера -> -> >


  1. Движение «Буря и натиск»: общая характеристика. Драма Ф.Шиллера «Разбойники»

«БиН»— лит. движение в Германии, сложившееся в нач. 70-х гг. 18 в. (по одноименной драме Ф. М. Клингера). Осн. теоретик движения — Гердер,

гл. его представители — молодой Гёте «Прометей», Клингер, Ленц и Вагнер (т. н. рейнские гении), Мюллер, Хейнзе, Шубарт, члены «Гёттингенского содружества поэтов» — Фосс, Лейзевиц, Хёльти и др. и близкий им Бюргер.

Недовольство феод. порядками. Культ «оригинального гения» - У. Шекспир.

Отвергали пассивность и смирение, требуя от лит-ры изображения ярких, сильных страстей, характеров, не сломленных деспотич. режимом.

Идея «характерного» искусства, т. е. наделенного силой, энергией и нац. самобытностью, близкого природе, народного во всех своих проявлениях. Источник – народная поэзия.

Язык - + просторечья из разговорного языка.

Драмы! Мещанская и лирико-патетическая (бунтарство и тараноборчество) – внутр. мир героя.

Лишено идейного единства + Бесперспективность политич. положения Германии 18 в. и слабость нем. бюргерства явились гл. причинами кризиса «Б. и н.» во второй ½ 70х. Движение идет на спад.

В начале 80-х гг. мятежные настроения «бурных гениев» возрождаются с новой силой в юношеских трагедиях Шиллера, приобретая отчетливую политич. окраску.

Способствовало подъему и формированию нац. самосознания.


Не священник, а чиновник – хорошее образование. Врач. Еще в академии тайком, по ночам начал писать свою драму «Разбойники». Была издана анонимно, а в следующем году одна из лучших театральных трупп поставила ее на сцене. За самовольный отъезд на премьеру своей пьесы (триумф) посажен под арест на 2 недели. Побег.5 лет скитался – в Веймар.

В творчестве 2 основных этапа— период «Бури и натиска» и «веймарского классицизма».

Драма «Разбойники» — самое яркое драматическое произведение периода «Бури и натиска» .

Против тирании во всех ее проявлениях, что выражено уже в эпиграфе: «Чего не исцеляют лекарства, исцеляет железо; чего не исцеляет железо, исцеляет огонь» (Гиппократ)


Мотив «благородного разбойника»

  • граф Максимилиан фон Моор

умирает, узнав Карла

  • Карл Моор, студент Лейпцигского университета, разбойничают в богемских лесах

«Мое ремесло — возмездие, месть — мой промысел». Клятва верности.

Выстраданный девиз: «Закон заставляет ползти улиткой и того, кто мог бы взлететь орлом! Закон не создал ни одного великого человека, лишь свобода порождает гигантов и высокие порывы».

Под именем графа фон Бранда из Мекленбурга проникает в свой родовой замок.

Решает сдаться в руки правосудия – 1000 луидоров



  • Франц Моор, удавился шнурком от шляпы.

  • Амалия фон Эдельрейх, воспитанница графа, возлюбленная Карла, подарила бриллиантовый перстень Карлу перед разлукой. Просит о смерти, поняв, что счастье невозможно – Карл закалывает её.

  • Шпигельберг – предложение создать шайку

  • Герман, подговорён, сообщает о смерти Карла

  • Даниэль, старый дворецкий

по шраму на руке узнаёт Карла
Контраст братьев, но одно общее – презрение к окружающим + богоборчество (Франц – атеист).


  1. Теория и практика мещанской драмы

Лит. жанр, возникший и получивший распространение в 18 в. в Англии (Лилло, Мур), Франции (Дидро, Бомарше), Германии (Лессинг). Называли по-разному: «слезная комедия», «пьеса чувств», «нравоучительная драма», «серьезный жанр», «драма».

Создатели М. д. выступали за «простой стиль без цветистости и орнаментики»

Мерсье «...бесконечно более полезен, более верен и более интересен», чем трагедия и комедия, «...потому что он более доступен массе граждан»

Представители третьего сословия — центр. герои М. д. - протест против социального неравенства.

Она как бы взглянула с трагич. т. зр. на те неравенства, к-рые для автора «Мещанина во дворянстве» и «Жоржа Дандена» (Мольера) служили лишь источником комического.

М. д. типизировала «общественные положения» — быт и нравы определенной социальной среды.


Наиболее известные образцы М. д.:

«Побочный сын, или Испытание добродетели» (1757) и «Отец семейства» (1758) Дидро;

«Мисс Сара Сампсон» (1755) и «Эмилия Галотти» (1772) Лессинга,

а также «Евгения» (1767) Бомарше.

Остротой социальной проблематики характеризуется драматургия Мерсье, к-рый, развивая традиции М. д., пытался создать реалистич. драму героич. характера.

Многое сближает с М. д. трагедию Ф. Шиллера «Коварство и любовь» (1784).


Наиболее значит. теоретич. работы о М. д.:

«Из бесед о „Побочном сыне“» (1757) и «О драматической поэзии» (1758) Дидро,

«Очерк о серьезном драматическом жанре» (1767) Бомарше,

«Гамбургская драматургия» (1767—1769) Лессинга,

«О театре, или Новый опыт о драматическом искусстве» (1773) Мерсье.


  1. Драма Лессинга «Эмилия Галотти»

  • Принц Гонзага, правитель итальянской провинции Гвастеллы

  • Камергер Маринелли

  • графиня Орсина, женщины, которую он любил ещё совсем недавно.

  • художник Конти

  • Эмилия Галотти

  • её отец, Одоардо

  • её мать, Клаудия

  • граф Аппиани

  • принцесса Массанская, в скором времени выходит замуж за принца

Одоардо закалывает дочь. Эмилия умирает на руках отца со словами: «Сорвали розу, прежде чем буря унесла её лепестки...» 


  1. Драма Шиллера «Коварство и любовь» (1784)

Действие разворачивается в Германии XVIII в., при дворе одного из немецких герцогов.


  • президент фон Вальтер

  • юный Фердинанда, сын президента, 20 лет, майор.

  • Вурм, секретарь Президента, претендует на руку Луизы

  • гофмаршал фон Кальб, ему пишет Луиза письмо

  • леди Эмилия Мильфорд, фаворитка герцога

  • графиня Остгейм, хорошая репутация

  • старик Мюллер отец Луизы, музыкант

  • Миллер Луиза, 16 лет возлюбленная сына Президента.

(Позже в рус.лит-ре, у Н. Карамзина: «И крестьянки любить умеют»).


  1. «Годы учения Вильгельма Мейстера» как роман воспитания (1796)

  • Вильгельм, «Гамлет» Шекспира

  • актриса Мариана, возлюбленная Вильгельма

  • служанка Марианны

  • Вернер, друг и антипод Вильгельма

  • отец Вильгельма - торговец

  • Зерло, руководит театром

  • Аврелия, его сестра

  • Феликс, 3 г, дитя Марианы и Вильгельма

  • легкомысленная кокетка Филина,

  • муж и жена Мелина

  • бородатый и нелюдимый старик арфист

  • дикарка Миньона, 13 лет, канатная плясунья в мальчишеском одеянье.

  • Наталия, отличалась удивительной врождённой склонностью к деятельному добру, прекрасная амазонка, сестра Лотарио, создала пансион для детей

Общество башни:

  • помощник барона, Ярно, даёт В. читать Шекспира

  • аббат, играл роль призрака в «Гамлете»

  • Лотарио, исчезнувший возлюбленный Аврелии, 2 сестры




  1. Трагедия Гете «Фауст»

Поэтическим завещание писателя человечеству. Над ним работал более 60 лет.

Основа сюжета - старинная легенда об ученом-чернокнижнике, заключившем договор с дьяволом.

Гл. проблема - в прологе: «вечные», философские вопросы: что такое человек? В чем его сущность?
3 вступительных текста –

1) лирич. посвящение друзьям молодости

2) театральное вступление

3) пролог на небе

1ч в реальном мире.

2 ч — условное повествование, где действуют исторические и мифологические персонажи.

Лишь в глубокой старости, на пороге смерти Фауст познает истину: «Лишь тот достоин жизни и свободы,^ / Кто каждый день за них идет на бой».



  • Фауст

«Я богословьем овладел, над философией корпел, юриспруденцию долбил и медицину изучил. Однако я при этом всем был и остался дураком». Бесстрашие перед истиной.

  • Вагнер

«Всю прелесть чар рассеет этот скучный, несносный, ограниченный школяр!»

  • Мефистофель, чёрный пудель

  • Маргарита или Гретхен, 15 год, убила мать – излишек сонного зелья, утопила дочку, спасая от мирского гнева

  • Валентин, брат Маргариты, заколот Фаустом, проклял сестру

  • Елена «На мне сбывается решенье старое, что счастье с красотой не уживается...»

  • Эвфорион, отмечен гениальностью, черты Байрона, его манят борьба, вызов стихиям.

  • Гомункул, страдающий от двойственной собственной природы, разбивается и гибнет

NB!


http://sheba.spb.ru/lit/content.htm