Вопрос 14-3/2: Информация и электросвязь/икт для электронного здравоохранения - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Вопрос 14-3/2: Информация и электросвязь/икт для электронного здравоохранения - страница №2/26

1 Введение

1.1 Изложение ситуации


Электронное здравоохранение является сегодня одной из наиболее быстро развивающихся областей здравоохранения. Электронное здравоохранение – это комплексная система оказания медицинской помощи, в которой информационные технологии и технологии электросвязи заменяют непосредственный контакт между медицинским персоналом и пациентом. Оно включает многие приложения, такие как телемедицина, электронные медицинские карты, медицинские консультации на расстоянии, медицинские консультации между сельскими медицинскими центрами и городскими больницами и т. д. Электронное здравоохранение обеспечивает передачу, хранение и поиск медицинской информации в цифровой форме между врачами, медсестрами, другим медицинским персоналом и пациентами в клинических, образовательных и административных целях как на месте (вашем рабочем месте), так и на расстоянии (удаленные рабочие места). В некоторых развивающихся странах количество мобильных телефонов превысило количество фиксированных телефонов, а сеть подвижной электросвязи могла бы рассматриваться в качестве наиболее привлекательной платформы для внедрения услуг электронного здравоохранения.

Одной из важнейших частей системы электронного здравоохранения является более широкая экосистема продуктов и услуг, в которых используются широкополосные технологии и которые обеспечивают инновационные услуги, составляющие электронное здравоохранение. В рамках такой системы "интернет вещей" представляет собой концепцию, где каждая вещь интеллектуальна и соединяема – и это непосредственно обеспечивается с помощью эффективных, недорогих вычислительных мощностей. Они станут основным элементом более "умных" цифровых электронных продуктов, которые могут производить измерения, управлять бытовой электроникой и медицинским оборудованием и контролировать качество их работы. Персональные датчики, соединенные в сети, могут информировать медицинских работников о состоянии здоровья человека с помощью измерения уровня активности, сердечного ритма и уровня сахара в крови.

Всемирная организация здравоохранения составила сборник1 медицинских решений и устройств электронного здравоохранения, которые особенно подходят в условиях нехватки ресурсов, когда многие люди неоправданно страдают от болезней в связи с трудностями в доступе к технологиям здравоохранения. Наряду с этим в докладе Межамериканского банка развития2 рассматриваются возможные виды применения мобильного здравоохранения, причем основное внимание уделяется потенциальным перспективам в Латинской Америке.

В числе некоторых примеров можно отметить:

 Смартфоны, которые могут содействовать электронному здравоохранению, действуя в качестве центрального устройства для сбора, хранения и передачи информации, связанной со здоровьем человека. С расширением подборок данных о пациенте, работники здравоохранения озаботились тем, чтобы подчеркнуть важность безопасности данных и защиты данных, с тем чтобы пациенты могли быть уверены в том, что их медицинские карты надежны. В отчете МСЭ-Т о наблюдении за технологиями за 2012 год3 излагаются некоторые принципы конфиденциальности, безопасности и сохранности как часть руководящих указаний по стандартам и функциональной совместимости в электронном здравоохранении.

 Недорогие и энергоэффективные вычислительные мощности, которые обеспечивают более длительный срок использования элементов питания, а потому надежность и рентабельность мониторинга при электронном здравоохранении. Это может снизить препятствия для выхода на рынок новых компаний, предоставляющих новые продукты и услуги электронного здравоохранения, позволяя поставщикам медицинских услуг в развивающихся странах получать выгоду от целого ряда инновационных услуг. Имеются и более широкие преимущества сокращения общего энергопотребления – это не только позволяет сдерживать рост стоимости, но и снижает нагрузку на местные и национальные электросети, необходимые для поставки энергии, которая обеспечивает возможность применения современных решений в области электронного здравоохранения.

Электронное здравоохранение играет очень важную роль в оказании медицинской помощи в развивающихся странах, где острая нехватка врачей, медсестер и фельдшеров прямо пропорциональна огромному неудовлетворенному спросу на медицинские услуги. В некоторых развивающихся странах уже были успешно реализованы небольшие экспериментальные проекты в области телемедицины, и там рассчитывают продолжить и далее эту деятельность, рассматривая вопрос о разработке генерального плана в области электронного здравоохранения, как это было рекомендовано в Резолюции WHA58.28 Всемирной организацией здравоохранения в мае 2005 года. В частности, Резолюция направлена на уменьшение различий между городскими и сельскими районами в отношении медицинских услуг, а особое внимание в ней уделяется наименее развитым странам, в том числе малым островным развивающимся государствам, развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, и странам с переходной экономикой. Далее в настоящем отчете указанные выше страны будут называться "развивающимися странами".

1.2 Исследование Вопроса 14-3/2


В рамках Вопроса 14-3/2 основное внимание уделяется следующему:

 необходимые шаги для содействия в повышении уровня информированности директивных органов, регуляторных органов, операторов электросвязи, доноров и клиентов о роли информационных технологий и технологий электросвязи в совершенствовании оказания медицинской помощи в развивающихся странах;

 содействие сотрудничеству и обязательствам между сектором электросвязи и сектором здравоохранения в развивающихся странах в целях максимального использования ограниченных ресурсов обеими сторонами для внедрения услуг электронного здравоохранения;

 продолжение распространения опыта и передовых методов работы с использованием информационных технологий и технологий электросвязи в электронном здравоохранении в развивающихся странах;

 содействие сотрудничеству между развивающимися и развитыми странами в сфере мобильных решений и услуг электронного здравоохранения;

 стимулирование разработки технических стандартов для приложений электронного здравоохранения совместно с МСЭ-Т. В частности, разработка руководящих указаний для развивающихся стран о том, как пользоваться такими стандартами;

 внедрение и распространение технических стандартов МСЭ, касающихся электронного здравоохранения для развивающихся стран.

Это Вопрос был первоначально утвержден ВКРЭ-98, а затем пересматривался на ВКРЭ-02, ВКРЭ-06 и ВКРЭ-10.


1.3 Миссия Вопроса 14-3/2


Миссия Вопроса 14-3/2 состоит в том, чтобы совершенствовать здравоохранение благодаря предоставлению Государствам – Членам МСЭ стратегической информации и руководящих указаний по эффективным практике, политике и стандартам в области электронного здравоохранения. Его задачи состоят в следующем:

 предоставлять своевременные и высококачественные сведения и информацию для того, чтобы помогать международным и национальным органам, ответственным за разработку политики и принятие решений, в определении способов совершенствования политики, практики и управления в области услуг электронного здравоохранения;

 повышать уровень информированности и обязательств международных и национальных органов, ответственных за разработку политики и принятие решений, а также частного сектора в отношении инвестирования в электронное здравоохранение и его совершенствования;

 осуществлять сбор, анализировать и распространять знания, связанные с электронным здравоохранением, в том числе результаты исследований, которые будут существенно содействовать совершенствованию здравоохранения с использованием ИКТ; и

 распространять с помощью обзора публикаций последующие ключевые темы исследований и практические достижения в области электронного здравоохранения, а также справочные документы для правительств и директивных органов.

1.4 Методы, используемые для исследования Вопроса 14-3/2


Источниками вкладов для Вопроса 14-3/2 были и являются:

 рассмотрение результатов исследований, проводимых членами в рамках Вопроса 14-3/2;

 проведение обследований;

 вклады от Государств-Членов и Членов Сектора, экспертов по приложениям электронного здравоохранения и т. д.

В рамках 2-й Исследовательской комиссии результаты работы по Вопросу 14-3/2 будут представляться через веб-сайт МСЭ-D.

Как было подчеркнуто выше, стратегическая цель этого Вопроса состоит в том, чтобы стимулировать сотрудничество между сообществом электросвязи/ИКТ и медицинским сообществом, между развитыми и развивающимися странами, а также между развивающимися странами. Кроме того, ожидается, что опыт, полученный в области использования электросвязи/ИКТ для приложений электронного здравоохранения в развивающихся странах, будет полезен для поставщиков оборудования и поставщиков услуг в развивающихся странах.

Прежде чем продолжить, важно пояснить, что означает выражение "развивающаяся страна".

1.5 Определение развивающейся страны


Развивающаяся страна4, называемая также наименее развитой страной, – это страна с низким уровнем жизни, неразвитой промышленной базой и низким индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП) по сравнению с другими странами. Однако в системе Организации Объединенных Наций не существует принятого правила для обозначения "развитых" и "развивающихся" стран или районов. Общая практика в Организации Объединенных Наций (ООН) состоит в том, чтобы рассматривать в качестве "развитых" стран или регионов Японию в Азии, Канаду и Соединенные Штаты Америки в Северной Америке, Австралию и Новую Зеландию в Океании, а также Европу. В международной статистике торговли развитым регионом также считается Таможенный союз стран юга Африки и развитой страной – Израиль. Страны, появившиеся после распада бывшей Югославии, считаются развивающимися странами; а страны Восточной Европы и страны европейской части Содружества Независимых Государств не включены ни в развитые, ни в развивающиеся регионы.

Международный валютный фонд (МВФ) использует гибкую систему классификации, в которой учитывается: 1) уровень доходов на душу населения; 2) диверсификация экспорта, так что экспортеры нефти с высоким ВВП на душу населения не будут включены в классификацию стран с высоким уровнем развития, поскольку около 70% их экспорта приходится на нефть; и 3) уровень интеграции в мировую финансовую систему.

Всемирный банк классифицирует страны по трем группам доходов. Эта классификация устанавливается ежегодно 1 июля. На 1 июля 2011 года экономики были разделены согласно их валовому национальному доходу (ВНД) следующим образом:

 страны с низким доходом, у которых ВНД на душу населения составляет 1026 долл. США или менее;

 страны с более низким средним доходом, у которых ВНД на душу населения составляет от 1026 долл. США до 4036 долл. США;

 страны с более высоким средним доходом, у которых ВНД на душу населения составляет от 4036 долл. США до 12 476 долл. США; и

 страны с высоким доходом, у которых ВНД на душу населения превышает 12 476 долл. США.

Всемирный банк классифицирует страны с низким доходом и более низким средним доходом как развивающиеся страны, но отмечает: "Этот термин легко использовать; он не предназначен для того, чтобы означать, что все экономики в конкретной группе имеют одинаковый уровень развития или что другие экономики достигли более высокого или самого высокого уровня развития. Классификация на основе дохода не обязательно отражает состояние развития".

Изложенная выше информация является важной, и ее необходимо помнить, поскольку концепция оказания поддержки развивающимся странам является основной для Вопроса 14-3/2 и отчетов по этому Вопросу.

1.6 Важные аспекты


Эти аспекты всегда учитывались в обсуждениях, посвященных внедрению электронного здравоохранения, поскольку они могут как препятствовать развитию и широкому применению электронного здравоохранения, так и обусловливать их.

1.6.1 Краткое изложение крупных финансовых проблем и проблем в области здравоохранения в развивающихся странах


 Бремя болезней – отличается от развитых регионов;

 народонаселение – более молодое и быстро растущее по сравнению с развитыми регионами;

 медицинские услуги – неэффективные в связи с нехваткой как медицинских институтов, так и медицинских специалистов [1];

 расходы на здравоохранение – в разы меньше.


1.6.2 Цифровой разрыв


Цифровой разрыв является одной из основных проблем для тех, кто занимается планированием или пытается внедрять в развивающихся странах услуги электронного здравоохранения.

Что такое цифровой разрыв? Этот термин был внедрен в 1990-х годах [2] и относится к пропасти между теми, у кого имеются доступ и возможности использовать информационно-коммуникационные технологии, и теми, у кого их нет.

Для этого разрыва имеются многие причины – в первую очередь бедность, а также образование, грамотность, возраст, пол, культура, знакомство с ИКТ, географическое положение, инфраструктура, возможность установления соединений, ширина полосы и затраты на электросвязь. Цифровой разрыв существует не только между развитыми и развивающимися странами, но и внутри стран.

Цифровой разрыв считался препятствием для внедрения электронного здравоохранения в развивающемся мире и сельских районах развитого мира. Хотя о цифровом разрыве сказано было многое, ожидается, что инфраструктура и возможности установления соединений улучшатся, доступной станет дополнительная ширина полосы, снизятся затраты на технологии и связь и более широко будут использоваться мобильные телефоны, а цифровой разрыв уменьшится. В различной степени все это происходит в большей части развивающегося мира.

В замечательной статье М. Марса [3] показывается, что цифровой разрыв между развитыми и развивающимися странами за последние 10 лет не сократился, и поднимается вопрос о том, сократится ли он когда-либо. Теоретически должен сократиться, но на практике это мало возможно, поскольку технологии продолжают развиваться. Выводы экспертов по поводу того, исчезнет ли цифровой разрыв между развитыми и развивающимися странами, не обнадеживают.

Вот почему вся связанная с электронным здравоохранением деятельность в развивающихся странах должна быть основана на реалистичном понимании цифрового разрыва, его последствий и предопределяющих его факторов.


1.6.3 Подход, предполагающий копирование


В течение последних двух десятилетий в здравоохранении отмечены неудачи тысяч проектов в области телемедицины и электронного здравоохранения. Даже хорошо разработанные и работающие в развитых странах решения при их внедрении в развивающихся районах действовали плохо и проваливались.

Более чем очевидно, что подход, предполагающий копирование, не является оптимальным путем для широкого развития электронного здравоохранения. Решения, которые широко применяются в развитых странах, не всегда являются такими подходами, которые в действительности ищут развивающиеся страны или которые им настоятельно необходимы.


1.6.4 Местная культура и местные традиции


Несоблюдение местных традиций и культурных особенностей или, что еще хуже, грубое пренебрежение ими, может подорвать даже наиболее тщательно подготовленный бизнес-проект в области электронного здравоохранения.

Непременным условием является принятие в рамках определенной культуры каждой без исключения инициативы в области электронного здравоохранения.



<< предыдущая страница   следующая страница >>