Вольфганг Амадей Моцарт - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Вольфганг Амадей Моцарт - страница №1/1




Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 1791 г.) [pic] Родина Моцарта - город Зальцбург, расположенный в одной из самыхживописных местностей Австрии. В 18-ом столетии он входил во владенияархиепископа Зальцбургского. Подобно другим знатным феодалам, архиепископэтот держал капеллу - хор и оркестр. Придворным композитором,капельмейстером и скрипачом был Леопольд Моцарт. Судьба одарила его необыкновенными детьми. Восьмилетняя Наннерльделала блестящие успехи в игре на клавесине. Вольфганг уже в три годаповторял пьесы, которые разучивала его сестра, а шести лет сочинялнебольшие сонаты для клавесина, импровизировал на этом инструменте. Не удивило, что, несмотря на необходимость дополнительных заработков(жалованья в капелле на жизнь не хватало), Леопольд Моцарт все же самзанимался с детьми. Не удивительно было и то, что он решил показать ихзнати при императорских и королевских дворах и в больших городах. Месяц, проведенный в 1762 г. В Вене, показал, что сомнений вдальнейшем успехе быть не может. Чудо-дети много выступали, получалибогатые подарки... Следующая поездка Вольфганта и Наннерль с отцом длиласьтри с половиной года - концерты в Германии, Швейцарии, Бельгии, длительноепребывание в столицах Европы - Лондоне и Париже. Жизнь Вольфганга в Зальцбурге проходила в усердных занятиях покомпозиции - искусству сочинения музыки, по школьным предметам, иностраннымязыкам. Он совершенствовался в игре на клавесине, скрипке, органе. В 1768 г. Моцарт пишет первые комические оперы «Притворная простушка»,«Бастьен и Бастьенна». Два с лишним года Моцарт проводит с отцом в Италии. После блестящихвыступлений, после арий, безукоризненно написанных в духе итальянскоймузыки, ему, гениальному подростку, знаменитый Миланский оперный театрзаказывает большую оперу-сериа. «Митридат, царь Понтийский» - такназывалась эта опера, прошедшая в конце 1770 г. С огромным успехом. В Болонье знаменитый музыкальный ученый падре Мартини дает согласиезаниматься с ним. Четырнадцатилетний Моцарт, с легкостью выдержависпытания, доступные лишь немногим маэстро, достигшим высшей степенимастерства, удостаивается звания члена Болонской музыкальной академии. И вот опять Зальцбург. После крупных городов Европы - провинцияотсталой страны, после признания его, Моцарта, лучшими музыкантами какравного - крепостническое ярмо службы у архиепископа, положение, а порой иобязанности лакея. Все существо Моцарта за его смелость и моральноепревосходство. Он хотел даже запретить Моцарту выполнять заказ из Мюнхена:лакей должен работать только на своего господина... И в начале 1775 г. ВМюнхене с большим успехом идет опера Моцарта «Мнимая садовница». Моцарт стремится покинуть Зальцбург. Но найти работу в других городах(Мюнхене, Вене, Аугсбурге, Маннгейме) ему не удается. Всюду местныемузыканты видят в нем опасного конкурента. Поездка в Париж весной 1778 г. Закончилась семейной катастрофой -смертью матери, сопровождавшей Вольфганга. С тяжелым сердцем вернулся Моцарт в Зальцбург. Его ум, как никогда,стремился к свету и простору, его творческий гений - к огромному полету. Винструментальных сочинениях этих лет - симфониях, дивертисментах длясимфонического оркестра, серенадах для различных ансамблей, сонатах,концертах - все явственнее проступают черты, свойственные только ему,Моцарту. Опера «Идоменей, царь критский», написанная в 1781 году длямюнхенского театра, говорит о новых путях, найденных Моцартом в опере. Вместе с тем отношение с архиепископом обостряются до предела. НаМоцарта обрушивается град новых оскорблений. Чаша терпения егопереполнилась. В 1791 году, несмотря на уговоры отца, он порвал сархиепископом зальцбургским и уехал в Вену навстречу неизвестному будущему- навсегда. В первый год жизни в Вене судьба оказалась к Моцарту благосклонной.Правда, на службу при императорском дворе надежды не было. Там царилопреклонение перед итальянской оперой; там придворные композиторы, особенноСальери, плели против Моцарта интриги. Моцарт написал оперу «Похищение из сераля» (1782 г.). Близкаязингшпилю эта опера имела большой успех у демократической публики и в Вене,и в городах Германии. Весьма вероятно, что деньги, полученные за оперу, помогли Моцартуосуществить свою заветную мечту - жениться на горячо любимой девушкеКонстанции Вебер. В своем творчестве Моцарт шел по пути передовой интеллигенцииАвстрии и Германии - по пути создания национального искусства. Он сталосновоположником немецкой оперы. В 1785-1786 годах Моцарт пишет оперу «Свадьба Фигаро» по одноименнойкомедии Бомарше. Затея весьма смелая, если учесть, что постановка комедии вВене была запрещена; беспощадно и очевидно показывалось в ней моральноепревосходство людей из народа над аристократией. С помощью либреттистаоперы ловкого аббата Да Понте удалось добиться постановки оперы. В опере «Дон Жуан» (1787, либретто Да Понте) перед публикойнеожиданно предстает новый образ героя. Это не разгневавший бога грешник,которого постигла грозная кара, как в средневековой испанской легенде о ДонЖуане или в произведениях некоторых писателей и композиторов. Дон ЖуанМоцарта - человек, полный жизненных сил, смело бросивший вызов католическойцеркви и богу. Впервые в самой музыке оперных арий создалось характеристикадействующих лиц, в музыке ансамблей отражалось их взаимоотношение. Невымышленные герои, но современные Моцарту люди с их сложным душевным миромпредстают перед слушателями в этих операх. Впервые музыка оркестра такглубоко и полно воплощает содержание оперы, её образы и развивается подобномузыке симфонии. Вена новых опер Моцарта не оценила. Зато в Праге публикой, болеепросвещенной и далекой от придворного мира, эти произведения были принятывосторженно. Материального благополучия сочинение музыки Моцарту не приносят. Ниоперы, ни столь же гениальные три последние его симфонии, ни егозамечательные песни, ни смычковые квартеты и клавирные концерты последнихлет - эти подлинные вершины творчества - не спасают его от нужды. Не даютнужных средств к существованию и непревзойденная игра на клавесине и редкийдар импровизации. Враги Моцарта сильны и коварны. Тяжелая жизненная борьба подрывает егофизические силы. Но духовные силы не изменяют ему. Композитор по-прежнемуприветлив, детски простодушен, общителен, по-прежнему непрерывно работает.Это великий гений и великий труженик. В 1791 году Моцарт дарит миру ещё два бессмертных произведения: оперу-зингшпиль «Волшебная флейта» и « Реквием». «Волшебную флейту» заказал Моцарту директор театра на окраине ВеныШиконедер. Он же написал и текст этой сказочной оперы. Извечная мудростьнародной сказки утверждающей победу добра над злом, была близка убеждениямМоцарта. Он верил в способность человека совершенствоваться, в победу светаи разума над душевным мраком и темными силами. Глубина мыслей и чувств немешает искреннему, от души юмору. Действующие лица - юноша Томино и девушкаПамина, Царица ночи, мудрый волшебник Зорастро, птицелов Папагено - нетолько сказочные персонажи. Они наделены чертами окружавших композиторалюдей. Народность музыки неотделима от мастерства великого художника. «Реквием» был последним произведение Моцарта. Таинственная обстановказаказа этого заупокойного богослужения - появление незнакомца в черномодеянии, скрывшего имя заказчика, - подействовала на крайне утомленногоМоцарта самым удручающим образом. Он не мог освободиться от мысли, чтопишет «Реквием» для своих похорон. Истина же заключалась в том, что знатныйзаказчик желал получить ноты и затем выдать это произведение за своё. НоМоцарту такое объяснение и в голову не приходило. В предчувствии близкой смерти Моцарт указал своему ученику Зюсмайеру,как докончить «Реквием». По его просьбе друзья, собравшиеся у него,исполнили то, что он успел написать сам. Когда раздались нежные и скорбные,идущие из глубины души звуки той части реквиема, что зовется «Лакримозо» ,т.е. «полная слеза», Моцарт разрыдался. Это произошло 4 декабря 1791 года.В ночь на 5-е Моцарта не стало. На похороны денег не было. Граф Свитен, любитель музыки, один избогатейших людей в Вене отпустил от своих щедрот ровно столько, сколькохватило на погребение гениального композитора в общей яме для нищих. Погода была холодной, ненастной. Лишь несколько человек пришли отдатьМоцарту последний долг. До кладбища не дошел почти никто. Так блестящаямузыкальная Вена проводила в последний путь Моцарта - одного из редкихгениев, чьё творчество принадлежит всему человечеству. Музыка Моцарта, светлая лучезарная, вселяет веру в победу разума исправедливости над мраком и злом.