Во времена Древней Руси. Крещение Руси - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Во времена Древней Руси. Крещение Руси - страница №1/1

Урок окружающего мира в 4 «Д» классе

Учитель: Шведюк М.Г.
Тема: Во времена Древней Руси. Крещение Руси.

Цели:

- формировать представление о Древней Руси, русских князьях;

- дать представление о крещении Руси;

- развивать устную речь;

- воспитывать интерес к истории.

Оборудование:

Учебник «Окружающий мир

Рабочая тетрадь

Презентация «Во времена Древней Руси. Крещение Руси»


1.Организационный момент, сообщение темы, целей урока

Урок я хочу начать со стихотворения Николая Михайловича Языкова:


Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая.

Прохладней летний ветерок,

Душистее цветы. Там холмы зеленее,

Там сладостней журчит поток.

Там соловей поёт звучнее….


Поэты всех поколений писали о своей любви к России и гордились принадлежностью к русскому народу.

- Кто является предками русского, украинского и белорусского народов? (восточные славяне).

Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке? (ответы детей)

Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру.



Тема урока «Во времена Древней Руси. Крещение Руси». (слайд1)
2. Проверка домашнего задания

- Вспомним, что мы знаем о славянах:

Внешность

Занятия


Поселения (как жили древние славяне: семьями, в одиночку, племенами)

Жилища


Верования (в каких богов верили, бог грома и молнии-Перун)

Праздники (праздник Ивана Купалы, праздник Масленицы)


3.Работа по теме урока (слайд с картой Древней Руси)
Государей у древних славян не было, в каждой семье всеми делами управлял старший. Для решения важных дел старейшины сходились на вече (мирские сходки) и решали дела сообща. (Слайд4) Между племенами не было согласия, часто вспыхивали ссоры и драки. Племена решили на вече себе выбрать князя, чтобы он управлял всеми племенами. Выбрать князя решили не из своих, а из чужих, чтобы родным не потакал. Для этого были отправлены послы, велено им было держать такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами.»

Три варяго-русских князя Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить.

На Руси появляются города: Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Ростов. К концу 9 в. на карте восточной Европы появилось государство - Киевская Русь, к середине 11 в. Русь занимала пространство от Балтийского моря до Черного.
Работа с картой.

Рассмотрите карту на стр.41 учебника. Каким цветом выделена территория древней Руси в конце 9 века? (светло-зеленым) – показать на большой карте. А в середине 11 в.?

(светло-зеленый + темно-зеленый) – показать на большой карте. Сравните эти территории по размеру (стала больше, увеличилась).

Как вы думаете, почему территория увеличилась? (славянские племена объединялись, князья завоевывали земли).

Покажите реку Днепр, город Киев – столицу Древней Руси.

Работа с учебником.

Прочитайте текст на стр. 40-42


-Кто был главой Руси? (Главой Руси был великий князь)

-Кто ему помогал? (Его советники бояре – крупные землевладельцы, принадлежащие к высшему слою господствующего класса)

-Его опора и поддержка…..(дружина)

-Каким другим словом вы бы могли заменить слово «дружина»? (войско, армия)

-Назовите русского князя, который особенно прославился своими военными подвигами? (Олег)

Вспомните литературный источник, из которого мы узнали о князе Олеге? (из летописей, мы знакомились с отрывком из «Летописи временных лет», автором которой является

монах Нестор) – показ репродукции картины В.М. Васнецова «Монах Нестор» (слайд5)
Физминутка
Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг другу улыбнулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.




6.Беседа о русском князе Владимире Красное Солнышко.
Летописи рассказали и о другом славном русском князе – Владимире. Давно он княжил на Руси – тысяча лет прошла с тех пор, а люди до сих пор помнят его. (Репродукция иконы Святого Владимира) (Слайд 6)У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Красным Солнышком.

-Как вы думаете, за что могли дать такое прозвище? (ответы детей)
Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Большим государством трудно управлять, но еще труднее его защищать. По приказу князя Владимира на южной границе были построены крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни.
О времени княжения Владимира Красное Солнышко сложено много былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

_-Кого называют богатырем? (человека очень большой силы, стойкости, отваги)


Не только в былинах воспевают русских богатырей, но и художники посвящают им свои работы.
Показ репродукции картины «Три богатыря» Виктора Михайловича Васнецова.
Учитель: С 1880 года создавал Васнецов произведения на темы отечественной истории, русских былин и сказок, которые принесли ему широкую популярность.

Одна из самых известных картин В.М. Васнецова – «Богатыри».



-На картине изображены три богатыря – воплощающий силу и мужество Илья Муромец, отважный и честный Добрыня Никитич, сметливый Алёша Попович. В центре на черном коне сидит Илья Муромец. Богатырь зорко всматривается вдаль из-под поднесенной ко лбу руки: нет ли где врагов-кочевников. Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Правая рука уже вынимает меч из ножен, и конь его вот-вот понесет в бой. У Алеши Поповича стрела всегда наготове.

За спинами богатырей – Русская земля, степь, дремучие леса, низкое небо – это величавый образ Руси. Герои полны решимости не пропустить врага.



- Когда смотришь на богатырей, то охотно веришь, что нет такой страшной силы, которую бы не одолели русские витязи.
Сильная дружина была у князя Владимира, но не в этом главная заслуга его. В историю Владимир вошел как креститель Руси, он ввел на Руси новую религию – христианство.
-Как вы понимаете слово крещение? (ответы детей) (слова на доске: крещение, христианство)
Период правления князя Владимира можно разделить на II этапа: языческий и христианский. О языческой вере славян вы рассказали в начале урока. Единства в верованиях не было. Каждое славянское племя могло поклоняться своим богам. Славяне создавали идолов, деревянные изображения. Чтобы задобрить сердитого бога или чтобы заручиться его милостью, ему приносили жертвы, иногда, в важных случаях, на заклание приводили живых людей. Владимир вначале тоже усердно служил языческим богам, ставил идолов, приносил им жертвы. Но чем больше смотрел князь на деревянных божков, тем чаще сомневался в их силе. Нужна была идея, которая бы объединила людей нового государства. Именно поэтому Владимир пришел к мысли о единой вере.

В то время многие страны Европы приняли христианство. Князь Владимир решил, что если Русь станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с соседними странами.

По легенде, Владимир крестился в Корсуни (ныне город Херсон), в 988 году, а, вернувшись в Киев, крестил народ киевский.

Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввел христианство и в других городах, а в Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком.

(слайды – крещение Владимира, крещение киевлян, 988 г – крещение Руси)

Чтение учебника, стр. 43-44

Что такое крещение? (обряд, с помощью которого человека приобщают к христианской церкви)
С какой целью Владимир крестил Русь? (В Европе в те времена эта религия была распространена в большинстве стран, и если Русь станет христианской, гораздо удобнее станет договариваться с соседними странами)
Легко ли принял народ новую веру? (Новая вера прижилась не сразу. Некоторые обычаи и празднества сохранились до наших дней – масленица, колядование, день Ивана Купалы)
В чем отличие христианства от язычества? (Язычники поклонялись многим богам, приносили жертвы богам, иногда человеческие. Новая вера учила думать не только о своем благе, но и благе ближнего, сплачивала людей)
-За введение христианства на Руси Князь Владимир был признан церковью святым (слайд12)
Работа в рабочих тетрадях

с. 16, №2

-Прочитайте.

Рассмотрите карту. Используя карту учебника с.41 раскрасьте территорию древней Руси.

С.17, №3

-найдите в учебнике отрывок о крещении Руси. Что такое крещение?

-Запишите.

С.18 №4


-Дайте объяснение названию главной улицы современного Киева Крещатик.

Запишите.



С.18. № 5(работа в парах)

-Какие слова можно собрать из данных слогов. Соедините слоги стрелочками.(Дружина, бояре, крещение)

С.18, № 6

-Прочитайте утверждение.

-Если утверждение верное обведите ответ «да», если неверное -ответ «нет»

(1.-нет, 2.-да, 3.-да, 4.-нет, 5.-да)

Взаимопроверка.

С.19, №7

–Прочитайте.

-В каком году было крещение Руси? (988)

-Отметьте дату на ленте времени.

С.19, №8


-Назовите ближайшую к Земле звезду(солнце)

Как называется вторая по счету планета от Солнца (Венера)



-Назовите последнюю букву алфавита(я)

Запишите словом число1000 (тысяча)

-Какое созвездие носит имя охотника из древнегреческих мифов? (Орион)

Буква русского алфавита с расположенной над ней загогулиной (й)

-Впишите первые буквы в клеточки. Какое слово получилось? (святой)

-Так в русской истории почетно называют князя Владимира.


Итог урока:

-Назовите столицу Древней Руси (Киев)

-Кто был главой Древней Руси? (великий князь)

-Кто ему помогал?(помощниками были бояре, а опорой и поддержкой -княжеская дружина)

-Какой русский князь был знаменит своими военными походами?(русский князь олег)

каком году произошло Крещение Руси?(988)

-Как происходило крещение Руси? (Владимир повелел всем крестьянам прийти к реке, и священники совершили обряд крещения)

-Легко ли народ принял новую веру? (Новая вера прижилась не сразу. Некоторые обряды сохранились до наших дней. Например, колядование)

-Чем язычество отличалось от христианства? (язычники приносили жертвы богам, даже людей. А новая вера учила думать не только о своем благе, но и о благе ближнего, сплачивала людей)

-Наш урок заканчивается, что нового вы узнали на уроке?

-О чем бы хотели узнать подробнее?

Рефлексия.

Цель: Способствовать осознанию собственной деятельности. Выявить трудности и прирост знаний и умений.



- Продолжите фразу.

Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ...

  • За что я могу себя похвалить?

  • Что приобрёл?

  • Для меня было открытием то, что ...

Покажите с каким настроением вы заканчиваете урок. Покажите мне своё настроение.

http://festival.1september.ru/articles/626935/image332.jpg

- Я рада, что у вас хорошее настроение, что урок у нас получился интересным и увлекательным.


Домашнее задание: С.40 – 45, ответить на вопросы.