Внутренняя среда организма. Гомеостаз. Состав и функции крови - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Внутренняя среда организма. Гомеостаз. Состав и функции крови - страница №1/1

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. ГОМЕОСТАЗ.

СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ.
Цели:

дать понятие внутренней среды организма, ее роли в организме; ввести понятие гомеостаза и его значения; сформулировать знания о составе крови и ее функциях; 

Способствовать формированию общеобразовательных умений и навыков работы с учебником и дополнительной литературой, умения логического мышления и оформлять результаты умственных операций в устной и письменной форме.

Развивать интеллектуальные способности учащихся, интерес к биологии; 

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. 

Основные понятия и термины: внутренняя среда организма, кровь, лимфа, тканевая жидкость, гомеостаз, физиологический раствор, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.



Оборудование:

таблица "Кровь", схема " Внутренняя среда организма", учебник для 9 класса, рабочая тетрадь с печатной основой (РТПО), презентации. 



Тип урока:

усвоение новых знаний, комбинированный. 


Ход урока.

I Организация класса.

II Мотивация учебной деятельности.

Выясним вместе. 

Существуют воздушная, водная, почвенная среда для существования организмов. Однако, в каждом из этих организмов имеется своя особенная среда - внутренняя, которая необходима для  нормальной работы органов и клеток. А нормальная их работа - это здоровье человека. Предположите, какая среда необходима. Для хорошего самочувствия и работы органов и тканей?

Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока:

Определить понятие " внутренняя среда организма";

Изучить состав , образование и функции внутренней среды организма;

Выяснить значение постоянства состава внутренней среды. Познакомиться с важнейшим понятием темы - гомеостаз.
III Изучение нового материала. 

1 Внутренняя среда организма. Рассказ учителя. 

Поверхность каждого организма обязательно контактирует с окружающей средой, осуществляет обмен веществ. Ткани, клетки и органы внутри организма для обмена веществ - важнейшего свойства всего живого также должны находиться в определенной окружающей среде - внутренней.

Внутренняя среда организма - совокупность жидкостей, которые принимают участие в обмене веществ и поддерживают гомеостаз организма. 

 - что входит в состав внутренней среды? Из каких компонентов она состоит?

Кровь - жидкая соединительная ткань организма, которая циркулирует по замкнутой системе кровеносных сосудов. Фрагменты крови могут выходить за пределы кровеносной системы, входить в состав внутренней среды. 

Лимфа - бесцветное, почти прозрачное вещество, концентрированная тканевая жидкость, движущаяся по лимфатическим сосудам.

Тканевая жидкость - межклеточное вещество, омывающее клетки организма. Это часть плазмы, которая поступает за пределы кровеносной системы при прохождении крови по капиллярам ( Почему? Предположите?)

Самостоятельная работа учащихся с учебником: п. 16, с. 49, нахождение данных для заполнения таблицы " Компоненты внутренней среды и их место нахождения в организме".

Компоненты внутренней среды

Местонахождение в организме

Кровь

Сердце и кровеносные сосуды

Тканевая жидкость

Между клетками тканей

Лимфа

Лимфатические сосуды

Составление обобщающей схемы на доске " Внутренняя среда организма"



ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА

Компоненты

Состав (взросл чел.)

Кровь

5 - 6 л.

Тканевая жидкость

20 л.

Лимфа

1 - 2 л.

- Каким образом взаимосвязаны компоненты внутренней среды?

Ученики высказывают свои предположения, пользуясь ранее известной информацией, затем учитель предлагает рассмотреть схему в учебнике рис. 45 с. 49 и проанализировать ее. В случае необходимости учитель дополняет ответы уч- ся : 

Внутренняя среда организма представлена тканевой жидкостью ( из нее клетки получают кислород, питательные вещества, а в нее выделяют продукты распада, которые затем уже поступают в кровь и выносятся нею к органам выделения), кровью (в капиллярах плазма крови частично выходит и смешивается с межклеточным веществом) и лимфой, которая собирается в лимфатические сосуды, впадающие в вены. На определенных участках лимфатической системы находятся лимфатические узлы - биофильтры, задерживающие микроорганизмы.

Составление схемы (на доске и в тетрадях)

ОБРАЗОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ.

Кровь


Тканевая жидкость

Лимфа
Вопрос к классу:

-отличается ли внутренняя среда организма от внешней среды? Какие свойства внутренней среды вы уже обнаружили?

Выслушав и оценив ответы учитель дополняет следующую информацию:

-внутренняя среда – жидкая,

-температура-ок. +37,

- хим. состав (кислотно-щелочной баланс) относительно постоянный,

- физ. свойства ( кровеносное и осмотическое давление) относит. постоянны

2 Гомеостаз. Творческая работа группы учащихся. Компьютерная презентация ( ок. 2-х мин.) Основное содержание.

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать и, если будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время…»

Ф. М. Достоевский.

«Постоянство внутренней среды организма – залог его свободной и независимой жизни»

Фр. Ученый Клод Бернар, 1857 г.

Гомеостаз – способность организма поддерживать относительное постоянство его внутренней среды. Xomois – подобный, одинаковый, stasis – состояние, неподвижность.

Термин «гомеостаз» ввел Волтер Кеннон в 1929 г.

Анимация схемы о взаимосвязи между жидкостями тела.

Выводы.

Вопросы для учащихся класса:



-Почему внутренней средой является именно жидкая среда?

-Какова роль внутренней среды в организме?

- Какие органы поддерживают гомеостаз?

Оценивание работы творческой группы и ответов учащихся.

3 Состав крови. Плазма и форменные элементы.

Презентация творческой группы уч-ся «Кровь – магическая жидкость»

Основное содержание:

Древние целители о крови;

Ритуалы, связанные с кровью;

Сходство состава крови с составом морской воды;

Изучение состава крови, составление схемы.

СОСТАВ КРОВИ



Плазма – 60%

форменные элементы – 40%

вода – 90%

эритроциты

мин. соли – 0,9%

лейкоциты

органические вещества:

-белки – 7%

- жиры – 0,8%

- глюкоза – 0.12%



тромбоциты

Итог:


Состав крови – сложен! Секрет крови, как магической жидкости организма именно в этом.

Оценивание работы творческой группы учащихся.

Самостоятельная работа. Заполнение таблицы «Состав крови» в РТПО.

Функции крови. Рассказ учителя с элементами беседы.

Секрет того, что кровь – магическая жидкость не только в ее составе, но и в функциях. Основными функциями крови являются:

- транспортная – дыхательная, трофическая, выделительная;

- регуляторная – участие в нейрогуморальной регуляции;

- защитная – иммунитет, свертывание крови;

- гомеостатическая – поддержание физико – химических свойств;

- терморегуляторная – равномерное распределение тепла.

Заполнение схемы «Функции крови» в РТПО

Работа уч-ся с учебником: п. 16 с.50-51, рис.47, поиск информации о форменных элементах крови.

Беседа по вопросам:

- какова форма эритроцитов?

-какое вещество находится внутри эритроцитов?

- в чем проявляются химические свойства гемоглобина?

-связано ли особенное строение лейкоцитов с их функцией?

- в каком процессе принимают участие тромбоциты?

Оценивание ответов учащихся.

ІV Закрепление изученного материала.

Лабораторная работа №3.

«Микроскопическое строение крови человека». Вкладыш РТПО.

Изучение микропрепаратов крови человека, заполнение таблицы, озвучивание рисунков.

Вывод:

1 Укажите состав крови.



2 Объясните взаимосвязь строения и функций форменных элементов крови.

V Подведение итогов урока.

Оценивание работы учащихся.



VI Домашнее задание:

Изучение соответствующего параграфа учебника, ответы на вопросы к тексту, подготовка творческих работ по темам:

- Лейкоциты. Армия спасения.

- Современные методики переливания крови.



Виды иммунитета. Как его сохранить?